Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вергает теорию в. Торвдайка, сводявшего поведение приматов к



ассоциациям, пробам и ошибкам, и приходит к вЫводу, что основой разумного поведения обезьян является их способность к зеинсайту):

целостной интеллектуальной реакции *схватьивания, сути ситуации. о н  начинает использовать термин поле, *полевое  поведениеэ, сис- тема и уводобляет живое существо и человека  *открЫтой системеэ (исследования, в последующем развитЫе К. Левиньтм и пролившие

воду на мельницу алтякаузальностя).

 

 

Н  Позитивизи  научное течение, отвергавеiее философию, как метафизику,  и при- зывавiяее отбросить все почему и сосредоточиться  на как. Это, безусловно, связано с дальнейшим развитием феноменологмческого  метода, но последова- тельная феяоменология  по определению субъосгивяа  и идеалистична. по мне- нию же создателя позитивизма, О. Конта, значение имеют только строгие есте- ственнопаучные Эксперименты  и выводы  из их синтеза, по описание  экспери- менiадьных данных должно быть сугубо материалистическим и обгективным. Это успешно применялось к миру машин и Механизмов, однако становилось очень затруднительным при исследовании живых существ      как только их раз- деляли па составляющие, они умирали, бедняжки,  и жизнь, как феномен,  стано- вилась недоступна исследованию. Тем более тяжело было  исследовать такие сложные феномены человеческого бытия, как сознание и поведение,  ведь они поЭнаются при неизбежном участии рефлексии, стало быть необгективно.  Не- возможность найти внешнего, обгективного и бесстрастного наблюдателя за- ставила материалистических позитмвистов обгявить Эти 4предельные вопро- сы непознаваемыми и отказаться от попыток их разрешить. С противополож- ной позиции подходили виталисты (Х. дриiв), которые отказались признать, что живое  Это просто результат Экстенсивного усложнения неживого, но обгя- вили, что развитие живого определяется целостностью организма, делающей ус- ложнение интенсивным (непространственiiым) под воздействием некоего жиз- нснного фактора            энтелехии (Философский эiцхиклоiiедичсский  словарь,

1989).

В настоящее время доказано, что способность к самоорганизации самоуслож- нение, регулировка ыарушеню’ целостности, достижение конечного результата разными путями                                                 присуща не только живЫм, но любЫм системам достаточной сложности. помог холизм н системнЫй  подход, в создание  которого  геIвталь- тпсихологя внесли  немалую  лепту. С другой  стороны, труды, посвященные само- организуюнцимся  системаi (пригожни 1,  СтингерсИ.,  1986), серьезiiейшим образом повлияли на современную  гешткльт-терапию.


?ОО           Теоретико-методолояiческие  корни  Гештальта                    

 

К. Коффка в ?92О году применяет принцип  целостности к поис- кам ведущих принципов развития в детской  психологии  и форму- лирует  задачу  психологии, как изучение  поведения человека  в ею взаимодействии со средой. Своими Экспериментами, в большей мере посвященными психологии  восприятия, они доказывают, что целое несводимо  к сумме частей;  каждая  часть имеет свою функцьоо  или роль и важна именно функциональная структура  целою: Это она оп- ределяет тип ею ортивизадии.  Наряду с принципом целостности геш- та.дьт-психологв  выдвигают принцип динамичности. Согласно  ему течение  психических процессов  определяется динамическими, из- меняющимися соотношениями, устававливающимися за счет само- ю  процесса.  Оба принципа взаямосвязавы между собой. Гешталь- тпсихологам удается  обнаружить, ч-го функциональная  структура целою динамична и способна сама себя поддерживать и восстанав- ливать, стремясь перейти в состояние максимально возможвою рав- новесия,  которое  будет  определяться четкостью,  простотой,  завер- шенностью,  вьгразительностью и осмыслевкостью.

На результаты  исследований гештальт-психолоюв опирается в

своей  практике врач  Курт  Гольдштейн,  который во время  Первой мировой войны занимается  пациевтами  с черепно-мозювыми ра- нениями, страдающими афазией.  Он  замечает,  что выраженность

расстройства и ею динамика зависят не только и ве столько от обге-

ма и локализации поражения мозговой ткани,  сколько от множе- ства разных факторов, связанных с окружающей ситуацией: стра- ха возвращения на фронт, мотивов к выздоровлевмю, отношений с людьми  и т. д.  Постепенно Голыштейв  приходит  к мысли о един- стве  физического и психическою в организме,  становится извес- тен  своими исследованиями в Этой области,  обогащая гештальт- психологию клиническими данными.  Он устанавливает контакты с другими ее прежставителями. Ею студенткой в течение  ряда лет была Лора  Познер,  известная нам как Лора или Лаура  Перлз,  она познакомилась с Фредериком  Перлзом, когда тот работал  у Гольд- штейна ассистевтом. Отдавал Гольдштейву дань почтения  как скре- стному  отцу?  гештальт-терапии, хотим  заметить,  что iтрославился он все же не Этим, а книгой  сСтруктура оргавязмаь, которую  изда- ет в США  в  ?934 юду  (К- Гольдштейн,  ?934).


 

 

По тем временам Это новаторский труд в психиатрии: размыва- ется дихотомия  норма патология,  психвческое состояние  и пове- дение становятся не функцией  биологического организма  (мозго- вого субстрата),  но определяются структурой  связей  между целост- ным организмом  и окружающей средой.

даже самый короткий Экскурс  в гештальт-психологию невоз-

можен без упоминания Курта Ленина,  не только знаменитого пред- ставителя собственно данного направления, но, безусловно, яв- ляющегося одной  из  выдающихся фигур в мировой  психологии ХХ века.  ?Клиницист       Фрейд  и  Экспериментатор                                           Ленин  имена  Этих людей  будут  стоять  впереди  всех остальных в исто- рии  нашей  психологической  Эры.  Именно их контрастирующие, но дополняющие друг друга  инсайты  впервые сделали психоло- гию наукой,  приложимой к реальным человеческим существам и

реальному человеческому  обществу. Так  написал о К.  Левине

Э. Толмен  (Е. Тойлап,  ?948).  думается, здесь  нет преувеличения. Принцип целостности  в подходе  к взаимодействию человека и

среды, преодоления жизненного противопоставления внутренних (персональных) и внешних (ситуационных)  факторов;  развитие представлений о том, что поведение определяет ситуация, данная человеку в его  переживаниях (то  есть  субгективно); открытие области  групповой динамики, огромный вклад  в разработку про- блем  межличвостных  и внутриличностных конфликтов,  лидер- ства, культуры и массового сознания... Вот далеко не полный пе- речень  того,  чем  мы обязаны К.  Левину (К.  Левин, ?980,  2000; Б. Зейгарник,  ?98?).  Ну и, конечно,  созданием ларадигмы  ?дей- ственного  исследования.  и теории  психологического поля.  Мы подробнее поговорим о них  ниже,  пока же отметим, что под пси- хологическим полем Ленин  понимает психологическое единствс личности и ее окружения.  При  Этом поведение выступает  вне- шним  выражением событий,  происходящих в  психологическом поле  переходом  из одной  его области  в другую либо  переструк- турированием поля. Левин описывает  психологическое поле  с помощью физических терминов и в последние годы своей жизни пытается наложить на теорию Электромагнитного поля  и общук теорию  поля  (К. Левин,  ?980).


102               Теоретико-методологмческие  корни  Гештальта                    

 

 

понимая,  что исследовать такие  сложно  организованнЫе  фено- мены субъективного  бытия, как мотявация, фрустрация,  уровевъ притязаний* 1 Т. д., ЗаН1iаЯСЪ изолированно одним человеком, не- возможно, он переходит к экспериментальному изучению психоло- гии групп, например, работающего коллекгива, группЫ или играю-

щих детей, делая не только существеннЫй  вклад в представления с групповой динамике  (как уже бЫло  указано,, но, по сути, предоп- ределяя во многом сам предмет социальной психологии (Л.  Росс, Р. Нисбетг,  ?999).

Если попЫтатья обобщить вклад гештальт-психологов в науку

то хочется особенно подчеркнуть экспериментальное обоснованж принципа целостности,  которЫй нашел дальнейшее развитие в тео-

рии систем, и необособимого  взаямовлиявия поведения человека я

окружающей средЫ,  что дало толчок для развития гумаяистической




Психологии.

Тем не менее для гештальт-тералевтов и гештальт-практиков мо- жет быть важнее  наше непосредственное наследство, к рассмотре- нию которого  мЫ  предлагаем  сейчас перейти.

Прежде  всего, имя  Гештальт. Это наследие бЫло  получено бе особенного  восторга со сторонЫ его законнЫх обладателей, но под- робно останавливаться на истории 4крещенияа гештальт-подхода ж хотим. 1нтересующихся отсЫлаем к главе *БурнЫе крестинЫ неза-

коннорожденного ребенка  в книге С. Гикгера и А. Гингер (С. Гин- гер, А. Гингер, 1999,.

Вернемся лучше  к самому имени. Гештальт  довольно распро страненное слово в немецком язЫке1. одно  из наиболее распрост-

 

СеяЁа I  (суох.)

1. Форма, вид, образ Оеяiаii ец’iпвеп принять  другой оборот;

2.  Фигура, рост  Сеяаiiздiщ (сущ.) оформление,  формообразоваяис, очелвяи

Сеиаеп (гл)

1. образовывать, оформлять;

2. складываться  (так складываются дела.).

Нсмеако-русский словарь под ред. 1 . В. Рахмаяова.  Гос. изд. иностранных и па

циональных словарей. М., 1949.

в Оно вiiсрвые вошло в обиход  в пачале ХУi века  прИ  переводе Библии на немец КИ Й   ЯЗЫК  И  означало 4поставленНый  на обоЗренИе  (пИТ. по: С. Гиiiгер, А. Гии гер, 2000, с.10).


                                        ГаЫТальТ-псИКологмЯ                                            103

 

 

равенвъа бЫтовЫх  значений  образ. В книгах, переведеннЫх с не- мецкого, оно мелькает в контекстах, весьма далеких от психологии)7.

Хотим обратить внимание на то, что одной из составляющих поля значений этого понятия  является форма. Это важная  качественная характеристика гештальта; многие геютальтистЫ тяготеют к живо- писи, к изобразительному искусству. Между правополушарнЫм вос- приятием целоствого образа и его изображением, рисованием есть нечто общее. Немудрено, что некоторЫе монографтЫ на гештальти-

стские темЫ назЫваются, например, сВ поисках хорошей формЫ*)

(знаменитая книга Щж.  Зинкера Зинкер, 2000,.  ВЫясняется, что хорошая форма переживается как красивая,  завершенная, грациоз- ная, изменчивая, пластичная,  приспособляемая и т. д. *Хороший. гештальт переживается еще и как эстетяческая категория.

ЧтобЫ не бЫть совсем голословнЫми, давайте, прежде чем  рас- сматривать остальнЫе свойства или качества гештальта, вернемся к описанию некоторЫх экспериментов.

Многие особенности  восприятия фигуры на фоне  были отмече- н Ы Вертхаймером в результате  наглядных и легко воспроизводимЫт наблюдений (В. Келлер, 1980, с. 102—111,. iЫ не будем их здесь по-

вторять , ограничимся кратким  описанием. Исследуется спонтавная

способность воспринимать отдельнЫе графические значки  точки, кружки, прямЫе и изогнугЫе линии  как отдельнЫе значямЫе груп- пы,  фигурЫ.  Значки разных размеров,  цвета располагаются на раз- личном расстоянии друг от друга, более или менее отграничены от окружающего фона.  Вертхаймер замечает, что в группу выделяются

похожие, симметричные, близко  расположенные знаки.  Сповтаяно

 

Например, знаменитый труд о . Шпенглера с3аКаТ ЕвроТiЫ  (МЫсль, 1993)  даже имеет подЗаголовоК еГещТальТ И деЙсТвИТельносТъь.

Ему нет Точного аналога в другИх  ЯЗЫКах, И оно почТИ нИКогда не переводИТсЯ. В интересующем нас ЗначенИИ, обреТшем права граждансТва в  связи  с работами генттальт-психологов, .Гелхтвльт означает образ, форма яли патгерн:  особая

структура, КонфИгурацИЯ часТеЙ, входЯщИх  в  состав определенного и  ЗначИмо- го  целого. Более  Точно бЫло бЫ пользоваться оТглагольвЫм  сущесТвИТьльнЫм Сеяiаiееп, гештальтирование, чТо обоЗначало бы процесс создания  образа, спон- танно оргаiИИЗующИЙ наше  перцепТИвное И смЫсловое поле в совоКупносТь Зна-

чКмЫх систем. Буквальный русский перевод  звучал бы нобразовывание  (кв рисунок рисование,.  Тем не менее общепринятым  в межлународной  и  рус- ской литературе остается  понятие сГешТальТ.


                   Теоретико-методологмческие  КорнИ  ГешТальТа                   

 

 

группируются обгекты более четко отграниченные от окружающе- го пространства, нежели  прочие (принципы однородности,  расстоя- ния,  симметрии, простотм,  отграничения).  Можно также  обнару-

жить, что, рассматривая значки  независимо друг от друга пооче- редно, заметить,  как образуются  группы, невозможно: Это можно сделать, только принимая во внимание, как местные условия на всем полё влияют друг на друга. Чем более плотно значки  расположены

внугри группы, тем более устойчивыми, целостнмми являются груп- пы и тем сильнее они .выстулают вперед?’ из окружающего простран- ства, приковывая внимание. Если знаки  расположены друг к другу недостаточно близко,  то глаз начинает  совершать быстрые челноч- ные движения от одного значка к другому, как будто сшивает их вме- сте для того, чтобы нечто могло быть восприаято как некоторое един- ство; как будто бы близко расположенные обгекты имеют свою осо- бую Энергию,  специальную  склонность склеиваться. Понятно,  что Эта Энергия  содержится не в геомегрических значках,  речь, безус- ловно,  идет  о физиологии  наблюдателя; об особенностях нервных

сигналов,  подаваемых глазодвигательным мышцам. Человек просто

не умеет  воспринимать хаос  случайкых зрительных сигналов,  ов непроизвольно стремится создать  значимую  группу  Более поздкж Эксперименты Келлера со слепорожденными подтвердили, что спон- танное восприятие целостной  Эначимой формы  врожденное каче-

ство человека  (по  Ей. Меуiв,  ?987). Из  ряда  подобных  наблюдениi

следует  вывод, что даже  в таких  простых случаях  то, что  человез воспринимает, зависит от специфических отношений между наблю- дателем  и наблюдаемым, а не непосредственно от обгекгивной ре-

альности.

Еще более нагляден  в Этом смысле хрестоматийный Эксперимевi Вертхаймера  исследование восприятия точечных источников  све- та. два  маленьких оi-онечка, расположенных  на определенном ра- сстоянии друг от друга, зажигались последовательно с разными вр- еменными интервалами  между  включениями. Наблюдающих опра- шивали,  что они  видят  какой  из огоньков  горит. Оказалось,  что видят  разное      в  зависимости от интервала между  включениями Если интервал времени  между включениями был большой, то чело- век видел, что сначала  зажегся  один огонечек, потом  другой; еслю очень  короткий,  то  казалось,  что они  горят  одновременно. Но на-


 

 

шли такой  интервал  времени,  несколько  варьируюшийся двя  всех испытуемых, когда наблюдателю  было ясно видно, как свет, перебе- гая от одного огонечка к другому, меняет положение в пространстве так  называемый фи-Эффект. Из  Этого  знаменитого Эксперимента

были сделаны два вывода:

?.  Восприятие события зависит  не только от того, что наблюда- ется, но и от наблюдателя;  Эффект перебегания  света зависел, по сути, от того, что происходит  между  наблюдаемым и на- блюдателем.  Ведь движение  не было  свойственно блуждаю- щим огонькам, и то, что его видели, бЫло связано с физиоло- гическими особенностями испытуемых. вто позволило всех одушевленных и неодушевленных    участников эксперимен- та объединить в единую систему  которую потом назвали по- лем. Наблюдатель влияет на наблюдаемое! отсюда уже не осо-

бенно далеко до взглядов современной физики, признающих, что ряд феноменов, например  Электрон, не являются обгек- тивной реальностью, а только  и существуют, что в присутствии наблюдателя (Р. уилсон,  1999,.

2. Второй вЫвод был еще более, с нашей точки эрения, интерес- нЫм. Расположение  огоньков, Эффект  перебегания  в про- странстве, а параметр, которЫй  изменяется,  временной. iеняем время, а видим движение на плоскости! Таким обра- зом, удалось доказать временное  происхождение  простран- ственнЫх конфигураций. В дальнейшем Это многократно под-

твержлалось другими  экспериментами, когда человеку  с раз- ной скоростью  предлагали  кусочки, фрагментЫ  цельного образа, цельной картинки. 1 удавалось подобрать такое вре- мя, когда фрагментЫ, показЫваемЫе по очереди, складЫвались

в картинку, совершенно не отличающуюся от изначальной. по сути, речь идет о том, могут ли (и если да, то в какой степени, пространственнЫе собЫтия, такие как визуально воспринима-

емЫй целостнЫй гештальт, являться функцией времени. В дан-

ном случае движение в пространстве  есть функция временно- го интервала между огонечками или экспозицией фрагментов. продолжение данной серии экспериментов и работы в. iинков- ского доказали, что не только пространственная конфигурация есть

функция времени, но и субъекгивно переживаемое человеком вре-


                 ТеореТИКо-меТодолооiчесКИе  корни   ГешТальТа                

 

 

мя (психологическое время) есть одновременно функция простран- ства, движения. оно определяется в зависимости от количества сиг- налов, получаемЫх организмом от мЫшечнЫх рецетггоров, реагиру- ющих на движение  в пространстве. Последние же тесно связаны с

эi0Цi0нальНЬi восприятием происходящего (эмоциональнЫе со- бЫтия  сопровождаются  микродвижениями,  не заметнЫми  подчас внешнему наблюдателю,. Возможно, в Ы по собственному опыту зна- ете тоскливые состояния, когда ничего не хочется делать и целый день Проходит В валянии на кровати  с книжкой. Скучно, и кажется,

что время тянется невероятно медленно. Так может пройти несколь-

ко дней, и если  оглянуться назад, то события недельной давности покажутся вчерашними как будто определенный  интервал време- ни сократился  и  выпал  из жизни. дело в том, что ваша память не сохранила ни внешнего, ни внугревяего движения и время сокра- тилось. Напротив, буквально секунды, связанные с *пиковьтми пе- реживакиями*), кажутся часами. Очень своеобразно переживается время в состоянии деперсонализации,  когда эмоции  отчуждаются, не переживаются  как свои. переживающие деперсонализацию  мо- гут сказать:  * Я как будто  провалился в безвременье; я не понимаю, то время несется  вскачь, то оно ползет как улитка. у меня что-то

нарушилось со способностью определять время. Если человек  в течение какого-то длительиого времени неподвижен  или по каким-

то причинам не ощущает, не переживает  свое движение, то объек- тивно длительнЫй  интервал может переживаться как субъективно

более короткий.

iЫ не станем подробно останавливаться на описании эксперимен- тов К. Келлера и К. Коффки  труд ?Гештальт-психологвя?’ (К. Кед- лер, К. Коффка, 2000 , переведен и издав достаточно больши м тира- жом, чтобЫ желающие могли с ним ознакомиться. перейдем к опи- санию свойств тештальта, или фигурЫ,  которая постоянно находятся  в центре  внимания гештальт-терапевта.

 





Свойства Гештальта

 

1 . Геаттальт часто называют словом ?фигуран  целостная груп- па, которая естественно и нетiроизвольно бросается в глаза на листе бумаги или выступает из окружающего трехмерного простраяства


 

она имеет свои границЫ. Окружающее пространство принято  назЫ- вать фоном. ЩаннЫй  гештальт существует только в отношении  дан- ного фона. Соотношение фигурЫ и фона и до гештальт-психологов было предметом интереса, но являлось прерогативой рисующей бра- тии и интересовало их в основном  в связи с изменениями  оттенков  красок на холсте в зависимости от фоновой тональности.  обратите внимание на нюансЫ цвета на полотнах импрессионистов. В зависи- мости от фона изменяется не только зрительное,  ко и эмоциональ- ное, а таюке смЫслово е восприятие: луна воспринимается совсем по-

разному на фоне дневного и ночного неба. Один и тот же текст, за- писавный на пергаменте, может восприниматься как сакральная истина, а на мятой салфетке  как шутка.

при неизмеквости фона гештальт довольно устойчвв и его вос-

приятие зависит от индивидуальных особенностей наблюдателя (см.

более подробно в разделе, посвященном феноменологии,. потенци- ально в фоне может содержаться несколько геш‘гальпов,  значимых целостностей. Гештальт  это значямое множество, обладающее, как

любит выражаться С. Гингер, полисемией.  Вместе  с тем его значе- ние существует не само по себе, а имеет личностную окраску. В  этом

смЫсле он уникален и единственен  в своем  роде. Текст этой нашей книги, набитЫй на компьютере, стабилен и является всеобщим дос- тояаием. Но каждый читающий извлечет из него свое, свой собствен- ный уникальнЫй гештальт. ЧтобЫ бЫло  более наглядно, хотим об- ратиться к вашему чувственному опЫту.  Каждому наверняка прихо- дилось созерцать  на ночном  небе  огоньки, которЫе  назЫваются звезды. iЫ с детства  знаем, что если глядеть на небольшой участок, то увидишь только сверкающую  россЫпь. Щля того чтобы прорисо- вались красивые картинки -  созвездкя, про которые нам кто-нибудь рассказывает, надо глядеть гораздо шире, обнимая взглядом не толь- ко юрящие  небесные  кострЫ, но и чернЫе провалЫ между ними Люди предавались таким забавам, наверное,  столько  же лет, сколь- ко сущеспвуе п  Адамов род, и одни и те же вечвЫе  светила сочетали разные группы созвездия. Раз научившись их различать,  назва их и определив образ их земных подобий, человек очень редко со- мневается,  какая из звезд ттриНалежит Небесному  охотнику.  Ка устойчива небесная твердь, так стабильна и вЫбираемая  нами груп-


па.


выберем мЫ, конечно же, ту, про которую нам говорили в дет

А


                 ТеореТИКо-меТодологмчесюю КорнИ  ГешТальТа                

 

 

стве; ту, которую привЫкли видеть в нашей  культуре, потому что она обладает  важнЫм, хотя подчас и позабьггЫм значением; и, конечно, она самая красивая. Больше того, если мЫ недосчитаемся одной звез- дЫ в созвездии, например закрЫтой облаком, то станем с нетерпени- ем жцать, пока она появится на небосклоне.

2. Нельзя  сказать, чтобы гештальт был чем-то принципиально не-

разложимым, как атом древних  греков. iожно разложить.  Но если разложить ею на составляющие, то он исчезнет без следа  Например, можно видеть в зеркале свое лицо, уникальное и узнаваемое. Но есля начать рассматривать по отдельности темные брови, нос с горбинкой, тяжеловатмй рот  то собственнЫй образ стирается, становится не- узнаваемЫм, чужим. Если геш-гальт разложить на составляющие, он без следа исчезает. другой пример: вот гоголь-моголь, известный всем напиток, состоящий из желтка, молока и сахара. он взбит и представ- ляет собой продуiсг, который по вкусу довольно трудно с чем-то спу- тать. при Этом юголь-моголь, которЫй готовили наши бабушки (ба-

бушки ЕленЫ iваябвой и Натальи Лебедевой,,  был незабЫваем. На

мЫ прекрасно понимаем, что если разложять зтот продукт на молоко, яйца и сахар или, еще того пуще, на белки, жирЫ и углеводЫ будеi Это гоголь-моголь? Будет Это месиво гештакьтом с тем же вкусом? Ща

никогла! Как,  с большой вероятностью,  ни в одном  ресторанчике  а мире нам уже не доведется попробовать бабушкян гоголь-моголь: веда ни бабушки, ни ее кухни, ни семилетних девочек уже нет на свете только воспоминания.  Гештальт довольно устойчив к изменениям параметров. он  может кохраняться  при изменении всех отдельнЫз частей, но при сохранении общей структуры взаимосвязей.

З. Еще К. фон  Эренфельс заметил, что мелодяя часто может бЫта узнаваема, даже если проигрывать ее ва разньа тональностях или на разной вЫсоте, а вот если проиграть ее задом валеред, исчезнег  он на звал этот феномен сгевггальт-качеством?  вереживавая. Например, мм каким-то образом  узнаем  мелодито  Вертинского  в шлягере, которьтi насвистЫвает Щевочка. iзменялось фактически все  и голос, и тональ  ность  Как же мЫ это узнаем? iли некто читает в книжке про шелестя  щий тростник; формально разглядывая черненькие буковки, на самов деле прекрасно видит склоняющиеся под ветром зеленЫе заросли а

сльцли-г, как она посвистЫваот. Троствяк узнаваем, хотя мною раз по

менялась даже модальность: человек видв’г буквы,  слЫшит звуки, по


 

 

нимает смысл, видит зрительный  образ; зрительное восприятие сметЫ- ется слуховЫм. поздвейтвие  нейраЬизиологические исследования под- твердили, что, оказмвается, гештальты, или образЫ, фиксируются в цен- тральной нервной системе целиком, сразу лотом. вто  гтрирождетшое

качество центральной нервной системьт. Запоминается  целостное зна-

чимое собьттие, насыщенное всеми модальноегями, которЫе в момент

ею проживания  гтрисугсгвуют. i для тою  чтобы припомвить что-то,

актуализировать целоствое переживание с ею чувствами и смыслами, можно потянугь всею за одну ниточку.. достаточно бЫвает запаха све- жею огурца на морозе, чтобы вытащить сразу целую картину из памя- ти  савки, Таврический сад, я катаюсь с юркк, мне весело и страшно...

и т. д. и i   с вами очень часто используем это свойство памяти  в тера-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь