Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тями контакта, становится нековтролируемой,  подменяег сам кон-



такт или делает его чисто словеслым, безжлзнеылым, м и вьтвужценБ

разбираться, что создает и удерживает Эту ретроулекскю.

давайте задумаемся. Когда мыговоркм:  Человек делает Это сам себе,, то кто этот сам, кому .себе.? ито тот, наблюдаюший за Этим процессом? На поставлевкые вопроси нет окончательних ответов, и разние психотеравевтлческие  подходи отвечают ва лях по-разно-

му Гештальтлсты не пользуются понятием сверх-я,,  ?субличлосл ти? (психосшггез, и редко используют аналитический термин ана- блюдающее Эго,. они ограничиваются констатацией факта, что че- ловек часто живет и действует так, как будто является не целоствой структурой,  а разделяет себя. Поскольку ми заинтересованы в осол знававлл и интеграции, то все части, на которие человек  себя де- лит, визивают наш жквейшкй интерес: ми склонни исследовать все гсоставляю5ие,  и уасхлитяровать их проживание,  иоггегрировагь их отношения между собой, а не вводить между составляю5ими иерархию и решать,  кому принадлежит право решаю5его голоса.

Традиционно люди любят делить себя на тело и душу, разум  и

дух, яли тело, чувства, разум, идя гсобака сверху  собака сн- изу  в зависимости от вкуса. Iвогда оказивается, что этих часл тей значительно больше, они жлвуг каждая своей жизнью, по сво- им правилам (см. раздел ?Iвтроекты?), и взаимоотношения  между ними, поистине  уникальные, весьма мало осознаются самим чело- веком. Посвя5енная Этому осознававию работа, так называемая рал ботас внутренней уеномевологкей, неизбежно затрагивает зону ретл роулекскя. Ни не только ве склонны спешить с хтреждевременно интеграцией, но, Напротив, будем  предлагать  .дезвлтегрируюЩяе процедури, наполнить жизнью каждую из частей по отдельности, рассматривать имеющиеся  между клин противоречия: разбирать


 

?сложенную мозаику.. На выполнение Этой, иногда весьма рискол ванной работы, нас вдохновляет перлзовская вера в естественвую мудрость?‘ человеческого организма.

давайте рассмотрим признаки, по которым мы предполагаем ретроулексию. Спешим напомнить, что  как  любой срыв  цикла контакта, ретроулексия может быть, и очень часто является, скол рее за5итой,  нежели сопротивлением. для работы стоит ориенл тироваться на те признаки, которых человек не осознает, и те, кол торые повторяются, а не третировать клиента спорами об убежл дениях  (в случае  за5ит)  и обра5ением внимания  на всякую неловкость в позе.

‘так, мы подозреваем ретроулексию, когда наблюдаем что-то из

набора, который сейчас обозначим.

В сооб5ениях клиента  о себе:

?.  Описания того, что челонек никак не может сделать в жизни, хотя собирается;  хочет, но не может сделать чего-то а сеансе (4 внутренний саботажник?).

2.  Рассказы о симлтомах (часто болях или напряжениях) в опл

ределенных участках тела, которые возникают в непосредл ственной связи с Эмоционально нагруженными событиями.

З.  Наличие ряда психосоматических болезней (бронхиальная

астма, язва ?2-перстной кишки, вегето-сосудистая дистония ит.д.)

‘з невербальных сигналов а процессе сеанса:

?.  Неловкие,  неудобные позы или очевидные мышечные блоки, зажимы, напряжения, боли  заметные наблюдателю или декл ларируемме.

2.  Зажатое, нероввое или поверхностное дыхание (часто однол

временно переживается тревога).

З.  Неспециуические повторяюоциеся жесты, когда человек что- то сам себе делает (кручение волос, ломаяие или поглаживал ние рук, постукявалие себя по лбу, раскачивание)  и т. п.

4. Гримасы, гпомотаю5ве, сдерживать, не выражать определенл ные чувства (сжатые челюсти с катаю5имися желваками).

5.  Несовпадение жестикуляпии с Эмоциональным значением речи (вочень люблю свою жену  говёрвт человек и сжямал ёт кулаки так, что белеют костяшки).


                                          Теория $?Г                                          

 

 

б. Частые  глотательные движения (обично при попитке удер- жать слези или рво-о при .всплитию кнтроектгжвного мате- риала,.

7.  приоставовлеивие или оборваяние действия (сжал кулаки  и дерiiулся вперед, но сразу откинулся  на спвяку кресла).

В речи клиента во время сеанса

i .  Нонотонний, мало модулироваикый голос; високий, не соот-

ветствующий конституции рет-истровый диапазон; резкие из- менения регистра голоса во время эмоционально значимих пе-



Реживаний.

2. обилие возвратных грамматмческих уорм (винюсь, стыжусь делаюсь и т. д.).

Э .  еХолодние. и отстранениие расскази об эмощювально  ТраВ. матичных событиях.

4. .Расскази о .. (ил на жаргоне называют Эбаутизмы, от анг- лийского аЪоп‘ , подробние рассказы о прошлом или не от- носяiяихся напрямгую к делу собитиях, всякого рода объясне- няя, где раесказчик говорят о себе, лишая свою вербальяу.с продукцию всяческой выразительностя. п о сути, заговарявал ние своих собственных актуальных переживавий.

5.  Воспроизведение вслух внутреннего диалога (ес одной  стол роны... с другой стороны.,  еда... но....,.

Когда говорят о работе с ретрофлексией, то употребляют термин ераскрытие ретрофлекскя.: ми заинтересованы создать своему  кли енту условия, чтоби есдержяваемый., еподавляемый, материал би.т озвучен и осозвая, а все части и есютБ. присвоени, призвани каи принадлежащие самому человеку Ни питаемся помочь в осознании тех чувств, которие изабалтиваются, яли рацяонадязируются.

для Этого прежде всего сгоят обращать внимание  клиента на т

специфические вербальитые и вевербалькые ннаТгеркы, которие вв замечаете, подмечая и воавра5ая те события во виешяем юги внут- реищем (мысленном, фаЯТаэмЙЯом) пространстве, во время которю они усиливаются яли ослабевают. при этом стоит язбегать интер-

претаций (е... ти это делаешь,  потому ГгО....) и давления на клиента Всди клиент замечает какие-то телесвые знаки, но не осознает ю значения, их стоит усиливать (аылдкуяцировать), даже самые тя гостные. Ножно попросить повторять жест несколько раз, увеличи-


          СрЫвЫ Цикла  КонТаКТа,  или  СопроТИвленИЯ  в ГешТальТе           197

 

 

вая эксярессию,  или попробовать усилить напряжение там, где оно есть. Нам важно, чтоби клиент осознавал тонкие телесние сигнали и их динамику: например, когда зажим в  горле усиливается,  то где еще вырастает напряжение, а где ослабевает, и какими чувствами Это солровождается. Всли одна рука гладит другую, то что исльгнгтвал ет, та рука, которая  активно гладит, и что та, которая пассивно бро- шена на бедро. для  облегчения осознавания можно смоделировать происходящее  на тералевте, на переходном  объекте, на ком-то из

участников группи. Ногут бить интервенщ ш типа: 4Т Б чувствуешь тяжесть? Будто что-то давит на спину? покажи  на моей спине, ка- кое давление ти испитиваешь. Сделай мне то, что оно тебе делает. Я хочу понять, как это у тебя происходят.

Результатами подобних ходов можно воспользоваться,  чтобы пел ревести иатралерсональаый процесс в ивтерперсональкь[й                                                                                                           во вза- имодействие между людьми. Ви можете подменить собой или кем- то из членов группы одну из частей или ?сил  клиекта 4Ножво те- перь я побуду твоей тяжестью? Я так давлю? Что же с тобой, когда ти меня держишь на плечах?,,  а потом предложить смену ролей: Теперь ти тяжесть, а я буду удерживать тебя, сжав зуби, как ты,. Нам весьма важно, что человек уизически испытывает и пережива-  ет в роли каждой  из своих частей, и чего каждая из частей  добиваетл ся от другой. постепенно между этами частями ишящируется диа- лог и прояснение  отношений. iногда  можно делать .челноки  в жизнь,:.  что это действие тебе напоминает? на  чьи взаимоотношел ния Это похоже?  и т. д.

В работе с ретрофлексией  иногда легко увлечься 4чудотвор- честном: стоит усилить этяжесть, до громадных размеров,  а по- том предложить                                                                   теперь сделай с ней то, что ти хочешь,    кли- ент приложит титанические усилия, чтоби разорвать кольцо да- вящих рук и освободиться. iногда при этом волшебно исчезают головная боль, боли в сердце и т. д., и довольний  клиент, смахи- вая пот, пытается уйти от долгой и трудоемкой возни с осознава- нием: оно может бить совсем не таким приятним. Не соблазняй-. тесь. вто симноляческое отреагирование очень редко дает стой- кие результати.  Хорошо бы человек понимал, с чем и с кем он сражался и готов ли он повторить этот подвиг на реальном, а не на симнолическом уровне.


 

iсследованию непонятних  проявлений может помочь предло- жение сосредоточить на них внимание, а затем изменять нечто во внешней среде и следить, как будет реагировать 4симлтом.  пред- положим, человек чувствует удушье и ви подозреваеге, что ему едувол но в каких-то  отношениях. поэкспериментируйте:  приближаясi. вплотную и удаллясь, скюделируйте Это с помощью  круга. Как пове- дет себя удуiтье? Бывает важно не только осознать .послание сим- птома, но и понять,  как это могло би быть виражено другим обра- зом: может бить,  Это сдерживаемий воцль пошла прочь‘!. Что ме- шает его издать?

С ретрофлексией часто работают, создавая  искусственние проек- ции реороулексированкых частей: Это всякого  рода озвучивакия внутл ренних процессов, типа ?дай голос твоей колющей боли. Что ова мог- ла би тебе сказать??  или ?если би твои руки и волосы, которие ти натсручиваешг, могли петь, какие песня они пели би друг другу?. Вся- кий ?внутренкий диалог  мы  стремимся перевести во внешний: уж если человек разговаривает сам с собой, то пусть гвосеоажаст во плол

тю обе или более своих составляю5их и ведет дйалог вслух. Наприл мер, если клиетггка что-то рассказывает и все время, залянаясь,  прил говариваег Ю, что я несу как дура., то можно предложить отсадить ту, которая ругаегся, на отдельный стул, и дагь ей право открыто прил тяковать разговор. ‘нтересно, кого и за что она е5е раскритякуег? Немаловажными бывают следую5ие вопросы: 4Что это тебе дает? и

,От чего Это тебя язбавляет?. В данном случае, может быть, ругать себя полезно, чтобы уберечься от критики других.

Ни совсем не хотим сказать, что от ретроулексяя всегда необхо-

димо язбавляться. Напротив, регроулексия как осознакно избирае- мая за5ита иногда необходямейшая ве5ь, и клиент ее развивает и вырабатывает по ходу терапии.  Некоторие люди бывают так захлесл ткугы Эмоциями, что начинают множество действий практически од- новременно и ни одно не доводят до ионца. Всли  они приходят к выводу что им необходимо  ?сдерживать порив. и планировать свои действия более т5ательно  можно только порадоваться

илассический пример регроулеоссяя мастурбацкя. Конечно,

она не равнозначка занятиям любовью, но, как справедливо аясало полистери (i.  Польстер, Н. Польстер, i997,, иногда, прежде че заниматься любовью, стоят научиться хорошо             вать.


СрЫвЫ цИКла КонТаКТа,  ИлИ СопроТИвленИЯ  в ГешТальТе               i99

 

 




ДефЯеКсИЯ

 

Щефлексия  весьма часто встречаю5айся  механизм за5иты. Наиболее подробно  в русскоязичной  литературе он описан iрви- ном и Нириам Польстерами в книге с‘втегркроваяная  Гедггаль- ттералия . ( i . польстер, Н. польстер, i997,. Щефлексая представля-

ет собой отведение  энергии от объекта, на которий  она била направ- лена, и ее переадресации.  Щействия, связанние с удовлетворением потребности,  совершаются, но либо в отношении другого,  более безопасного объекта, либо подменяются .смазанними.,  4вежливи- ма., обходними  маневрами. В известном смисле, ретроулекскя частный случай дефлексии, поэтому неудивительно, -что их призна- ка весьма похожи.

Три дефлексии человек иэбегает прямого контакта и достигает

цели обходнЫм путем.  вто совершается рада снятия наоала и иктенл савности актуального контакта и, естественно, имеет свои бонусы и

издержки.

простейший пример дефлексавного  поведения мы приводили,

описывая ситуацию адаптавного поведения водителя в конуликте с гааошоиком. Вместо того, чтобы мордовать супруа можно разрядить Энергию беатенства в битве посуды. В кризисних ситуациях это по- зволяет избежать кцтастроуического разрыва близких или социальл но значимых отношений.  Политика,  дипломатия ила обычная челол веческая вежливость предаисывают обходить острие теми, азбегать прямих негативних обра5ений или ругаки, которая является зачал стую наиболее прямим виражением негативных эмоций  в адрес со- беседника. iскусний дипломат избегает скользках тем, обходись ва- меками ила обра5аясь к прецедентам  событиям прошлого, не име- ющим для собеседника  такой эмоциональной значимости. В  быту та же задача решается за счет длинних окольних разговоров, об5ая

фраз, уходов  в прошлое,  соскальзывакий с неприятной теми или


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь