Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные идеи философии истории И.Канта.



Велико значение Kaнтa в истории философии. Его называют новатором в области философии и науки, творцом великой космогонической гипотезы и возобновителем и даже зачинателем диалектики, а еще родоначальником немецкого классического идеализма. Все это так, но совершенно в тени остаются его идеи по философии истории. Здесь Кант не оставил обширных трудов. В статье "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" писал: "Посмотрим, удастся ли нам найти путеводную нить для такой истории ".

Немалую лепту сюда внес и Кант, создавший вторую после Декарта теорию естественноисторического развития солнечной системы, которая опиралась на принципы механики и натурфилософии Ньютона. Таким образом, мы можем говорить о возникновении натурализма как основе для исторических воззрений, который заимствует из натурфилософии и естествознания понятие причинности.

Отвергая теологическое объяснение истории, наличие каких-то трансцендентных сил в ней, Кант утверждает развитие мира во времени и отрицает акт мгновенного творения. Однако для начала творения, чтобы привести в движение материю с ее механическими свойствами, необходим был первый толчок, чтобы, однажды получив движение, природа могла развиваться сама. И Кант призывает на помощь бога.

И еще одна немаловажная причина столь большой осторожности Канта в подходе к всемирной истории. Во "Всеобщей естественной истории и теории неба" Кант писал, что познание системы мира, происхождения всего мироздания возможно в силу знания простейших механических причин и определенных расчетов.

Еще один принципиальный вопрос, который должен был быть решен Кантом при переходе к общественной истории, к истории собственно человека – это вопрос о свободе и необходимости. Если в мире действуют только законы механики, т.е. естественные причины и все процессы совершаются в пространстве и во времени, то процессы истории разворачиваются в этих же условиях и, следовательно, определены законами естественной причинности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ни в природе, ни в истории свободы нет и удел человека в этом мире – механически детерминированное поведение. “Какое бы понятие, – писал Кант, – мы не составили себе с метафизической точки зрения о свободе воли, человеческие поступки, подобно всякому-другому явлению природы, определяются общими законами природы”.

Противоречие свободы и необходимости Кант решает в духе характерного для него дуализма: необходимость и свобода объявляются равно реальными, но необходимость находится в чувственном мире, а свобода удаляется в сверхчувственный, непознаваемый мир "вещей в себе". Таким образом, история принадлежит не только к миру феноменов, но и ноуменов и люди подчиняются особой детерминации через свободу и внепространственному, внеземному миру.

Если Кант достаточно подробно рассматривает процесс образования мира и доказывает естественный путь его развития, то в силу уже указанных выше причин (невозможность на основе механики объяснить происхождение живого), он говорит о человеке как уже ставшем, однако указывает, что формирование мыслительных способностей идет в зависимости от формирования тела. "Способность связывать отвлеченные понятия и, свободно располагая своими познаниями, управлять своими страстями появляется поздно..." – писал Кант. Природа наградила человека всего лишь разумом в отличие от когтей, зубов и рогов, которыми она наградила животных. И в этом Кант усматривает высшую мудрость природы, которая, по его мнению, пожелала, чтобы человек достиг всего сам, своим разумом.

В деятельности и поступках людей Кант отрицает наличие какой-либо общей разумной цели, которая была бы им присуща. Но без наличия такой цели, полагает Кант, история просто невозможна и он предлагает искать такую цель в природе. Почему он делает такой вывод. Да потому, что все природные задатки живого существа, по мнению Канта, предназначены для целесообразного развития и Кант ссылается на анатомию, которая указывает, что нет органа, который бы не служил какой-нибудь цели. Канту претит случайность, он не мыслит никаких действий без руководства разума. "В самом деле, –пишет он, – если мы отказываемся от этих основоположений, то имеем не закономерную, а бесцельно действующую природу, и, как ни печально, вместо разума путеводной нитью становится случай". Таким образом, в природе должна быть и есть цель, осуществление которой возложено природой на человеческий род в целом, а не отдельных, составляющих род индивидов. Но природа мудра. "Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, – это антагонизм их в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной их законосообразного порядка".

Идеи, высказанные Кантом, оказались весьма плодотворными и свое дальнейшее развитие они получили в философско-исторических взглядах Фихте и Гегеля. Одной из важнейших заслуг Канта, наряду с указанием на поступательное развитие общества и указание противоречия как движущей силы общественного развития, является указание на различие между природой и обществом, указание на различие законов, действующих в этих сферах. Выступление Канта против идей механицизма, господствовавших в данное время на философской арене, вряд ли можно переоценить.


16. Идеи развития и закономерности истории в философии истории Г. Гегеля. "Разум в мире " и "разумность истории".

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. и умер во время эпидемии холеры в Берлине в 1831 г.

Идея: Субстанциальным основанием бытия является чистое мышление (объективная идея), понятия и категории которого, подчиняясь законам логики (диалектики), переходят друг в друга. Формы мышления актуально и потенциально содержат в себе все то, что может быть: все универсальные законы и принципы, все общее и конкретное возможного бытия, всякое содержание и всякую истину. Но чистое мышление имеет и недостаток: оно не знает что оно такое, не знает себя. чистая мысль "свободно", т.е. не принуждаемая ни чем, отпускает себя в свое иное, осуществляя тем самым акт онтологического самоотчуждения, порождая предметный мир, мир природы. Затем, в ходе трудоемкой работы по созиданию культурного мира, мышление (идея) в лице человеческого сознания познает во внешних и по видимости чуждых себе объектах и явлениях свою собственную сущность, т.е. духовную сущность, снимая тем самым противоположность между собой и миром. Таким образом, мышление возвращается к самому себе, обогатив себя самопознанием, т.е. став абсолютным духом. Теперь дух знает, что все сущее в мире есть только мышление и продукты его деятельности. Противоположность мышления и мира снимается в социальной жизни, в ее главных срезах или, другими словами, в различных сферах духа, т.к. социальная жизнь - это только форма все того же духовного.

Согласно Гегелю, история разворачивается в сфере объективного духа на стадии государства. Таким образом, предшествующие государству стадии семьи и гражданского общества находятся вне истории. История есть бытие в социальном пространстве и времени государства, которое по сути своей есть воплощение объективного духа. Следовательно, всемирная история - это арена, на которой действуют государства и решаются судьбы народов и не менее того. Гегель весьма однозначно полагает, что это не эмпирическое воспроизведение событий (т.е. не описательная историография), а определение их основания, смысла, механизмов, направленности и цели.

Логическая структура "Философии истории", представленной Гегелем, включает в себя три основных компонента: 1) общую теорию всемирной истории (или собственно философию истории); 2) спецификацию движения духа во времени (этапы всемирной истории); 3) характеристику современного Гегелю этапа развития человечества и оценку исторических перспектив. Как писал Гегель: "Философия истории ... рассматривает главным образом всеобщий дух, то, как он во внутренней связи через историю раздельно проявляющихся наций и через их судьбы прошел различные ступени своего образования. Она изображает всеобщий дух как субстанцию, проявляющуюся в ее акциденциях" "Не все народы идут в счет мировой истории, - писал Гегель. - Каждый соответственно своему принципу выступает в свой момент. Затем он исчезает со сцены, по- видимому, навсегда"

Заслуга Гегеля состояла в том, что он сумел ввести в историю развитие, законосообразность и смысл. Гегель писал, что "единственной мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире и всемирно-исторический процесс совершается разумно ".Однако здесь разум нельзя трактовать по аналогии с человеком и его сознанием. Это не идеал, существующий в его голове, а творческое начало и сила. Кроме того, этот разум бесконечен и содержит в себе всю силу и суть, а его деятельность, в конечном счете, поправлена на самого себя, ибо в мире нет ничего, кроме разума и его продуктов.

"Разум в мире", "разумность истории" - эти и аналогичные им понятия имеют у Гегеля два смысла. Первый и главный признание объективной закономерности в истории. Разумность и закономерность у Гегеля в большинстве случаев тождественны, и принцип разумности нельзя рассматривать как внешний по отношению к миру: разум не вносится в мир, а имманентен ему. Второй смысл разумности мира заключается в том, что он не предоставлен случайности, а целесообразен. откуда в мире зло? Этой проблемой занималось и Просвещение и пришло к выводу, что причина социального и морального зла - это неразумность человека или испорченность его природы. Гегель же видит источник зла в исторической незрелости самого общества, а в этом залог того, что зло исторически и преходяще.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь