Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Деистическое направление в философии французского просвещения.



1. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

 

2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:

• страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!");

• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

• видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

• выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

• выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;

 

 

• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;

 

• отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы;

 

• считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;

 

• видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);

 

• считал, что до появления государства существовало "естественное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;

 

• выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

 

• выступал за верховенство закона.

 

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:

 

• идея приоритета закона;

 

• идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 

4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

 

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

 

• видел в Боге мировую волю и мировой разум;

 

• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

 

• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

 

• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир

 

(в частности, сущностей вещей и явлений);

 

• выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

 

• был сторонником эмпирического (опытного) познания;

 

• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

 

• обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);

 

• в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);

 

• власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы,

 

• в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.

 

5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:

 

• мир познаваем;

 

• человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);

 

• окружающий мир является источником всех знаний;

 

• в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

 

• самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.

 

24. Материалистическая линия в философии французского просвещения.

Значение философии французских философов-материалистов.

Сходные взгляды имели такие философы – просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).

 Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направление для философии и для общества в целом в том, что они:

 

четко выделили два ведущих философских направлениях – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);

 

освободили философию от многих религиозных предрассудков;

 

дали более реалистическое определение субстанции – материя;

 

выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

 

подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;

 

обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

 

выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

 

обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

 

обосновали идеи социальной справедливости;

 идеологически подготовили Великую французскую революцию.

25. Теория познания И. Канта. Этика Канта.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания.   

Теория познания, практическая философия и педагогика И. Канта. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Научное познание интересуют суждения всеобщие и необходимые, дающие прирост знания. Аналитическое суждение формируется априорно, нет необходимости прибегать к опыту. Оно универсально, но не прибавляет нового знания. Именно поэтому наука широко использует эти суждения для объяснения, но никогда не для обоснования своих положений. Синтетическое суждение, напротив, наращивает знание постольку, поскольку о субъекте сообщается нечто новое. Основываясь на опыте, мы чаще всего прибегаем к синтетическим суждениям, например, в экспериментальных науках. Наше познание две ветви – чувства и рассудок.

ЭТИКА КАНТА. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.

 Противоречивый характер философии Канта вызвал критику справа и слева (у материалистов и идеалистов). Идеалисты увидели черты материализма, т.к он видел «вещь в себе», а материалисты считали, что Кант – субъективный идеалист.

 

26. Субъективный идеализм философии Фихте и натурфилософия, философия тождества Шеллинга.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь