Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ученые стремятся писать «быстрые» статьи, а не толстые монографии.



Все учебники похожи друг на друга

Томас Кун (1922-1996):

«Нормальная наука, на развитие которой вынуждено тратить почти все время большинство ученых, основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир».

Т. Кун: «Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы к созданию новых теорий другими».

 

10. Стадия кризиса. Находится ли психология в кризисе?

Субъективная неудовлетворенность ученых положением дел в науке;

В научном сообществе преобладает стремление к уходу от решения фундаментальных проблем, основные усилия сосредотачиваются на частных задачах;

3. наблюдается плюрализм теорий, даже примерно одинаковый фрагмент реальности описывается разными теоретическими конструкциями, которые в лучшем случае не совместимы друг с другом, в худшем - несопоставимы;

У ученых возрастает интерес к методологическим проблемам.

Они стремятся писать толстые монографии «от печки».

Учебники (в разных странах, в разных школах) разительно отличаются друг от друга.

 

11. Методологические позиции: монизм, либерализм, анархизм (плюрализм). Обоснуйте выбор своей позиции.

Монизм: истина одна, но наука к ней лишь приближается    

             К. Поппер (1902-1994):

Ученый – не носитель истины, он ее искатель

Плюрализм: истина – устаревшее понятие. Чем больше разных теорий, тем лучше.              

Проф. МГУ С.Д.Смирнов:

Единой теории психического не может существовать.

Пол Фейерабенд (1924-1994): Всегда следует помнить, что мои риторические упражнения не выражают никаких «глубоких убеждений». Они лишь показывают, как легко рациональным образом водить людей за нос. Анархист подобен секретному агенту, который играет в разумные игры для того, чтобы подорвать авторитет самого разума (Истины, Честности, Справедливости и т.п.)

Либерализм

Истин много. Но каждая из них верна для разных ситуаций.

Критерий демаркации (отличие научного знания от ненаучного)

В.В. Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного)

А.В. Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.)

В.М. Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она направлена на поиск истины

Следствия принципа рациональности:

Плюрализм не согласуется с принципом рациональности. Разные теории, принципиально по-разному объясняющие одно и то же явление, не могут быть одновременно верными.

Методологический либерализм (А.В.Юревич) объявляет возможным сосуществование таких «психологических империй», как психоанализ, теорию деятельности, бихевиоризм и когнитивизм. Но эти теории противоречат друг другу.

Противоречащие объяснения в психологии

Забывание – это:

   разрушение следа (бихевиоризм)

   вытеснение из сознания при                                                                     сохранении следа (психоанализ)

   наложение следов друг на друга из-за ограниченности ресурсов (когнитивизм)

   сохранение следа, но утрата пути к нему (теория деятельности)

ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО МОНИЗМА, ТО ПСИХОЛОГИЯ НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА, НО ИМЕЕТ ШАНС ИЗ НЕГО ВЫЙТИ - ГРУСТНЫЙ ОПТИМИЗМ.

ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ПОЗИЦИЮ ПЛЮРАЛИЗМА, ТО ПСИХОЛОГИЯ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЕДИНОЙ И НЕ БУДЕТ ПОХОЖА НА РАЗВИТЫЕ НАУКИ, ПРОСТО ОНА ОПЕРЕДИЛА ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ НАУКИ -

ВЕСЕЛЫЙ ПЕССИМИЗМ

 

12. Гносеологическая проблема. Варианты ее решения: наивный реализм, психофизический параллелизм, подход Канта.

Как представления сознания можно сопоставить с реальностью? Ведь в сознании нет реальности, там есть только представления о реальности.

Нельзя сличать то, что есть в сознании, с тем, чего в сознании нет.

Формулировка Дж. Локка:

«Наше Познание реально лишь постольку, поскольку наши Идеи сообразны с действительностью Вещей. Но что будет здесь Критерием? Как же Ум, если он воспринимает лишь собственные Идеи, узнает об их соответствии самим Вещам?»

И. КАНТ: «Моё знание, чтобы иметь значение истинного, должно соответствовать объекту. Но сравнивать объект с моим знанием я могу лишь благодаря тому, что объект познаю я. Следовательно, моё знание не достаточно для истинности. Ведь так как объект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том, согласуется ли мое знание об объекте с моим же знанием об объекте».

Джеймс: «Вопрос: как объект может проникнуть в познающий субъект, или: как познающий субъект может постигнуть какой-нибудь объект, признан самой неразрешимой из философских головоломок. Правда, признан не совсем искренне, ибо самые неисправимые "гносеологи" никогда всерьёз не сомневаются в том, что познание всё же как-то совершается».

Конкретные психологические вопросы

Как удается соотнести образ с предметом, если последний дан субъекту только в виде образа? Например, как человек может проверить свое представление о самом себе? Сличить с самим собой?

Как отличает реальность от кажимости?

Как, например, человек может определить, голоден ли он на самом деле или ему только кажется, что он голоден?

Как способен узнать, что после долгих попыток он нечто вспомнил правильно?

Наивный реализм

Парменид:

Одно и то же: мысль и то, о чем эта мысль сообщает.

Т.е. когда вы думаете (или называете что-нибудь),  то это всегда мысль о чем-то или название чего-то. Мысль и речь требуют объектов вне себя.

Проблема: мы можем мыслить какую-нибудь вещь или говорить о ней в любое время, следовательно, все, что может быть помыслено или высказано, должно существовать всегда.

Вывод Парменида: в мире не происходит никаких изменений и всё существует всегда

Психолог-материалист

С.Л. Рубинштейн (1889-1960):

«То, что мы видим солнце таким, как мы его видим, есть объективный факт, закономерно

обусловленный объективными размерами солнца и законами работы зрительного анализатора».

Неявный наивный реализм

Н.И. Чуприкова (ПИ РАО): «Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать внешний мир, изменяясь в пространственно-временном, структурном, количественном и качественном отношении в соответствии с пространственно-временными, структурными, количественными и качественными характеристиками отображаемого, и регулировать на этой основе поведение живых существ».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь