Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОКСЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ.



Плодотворность речевого общения обусловлена его пространственной организацией. Сложилась особая отрасль психологического знания - проксемика (от лат. Proximus- ближайший), предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников.

На характер общения влияют акустическое, визуальное, тактильное и обонятельное пространства. Акустическое пространство ограничено расстоянием, позволяющим партнерам слышать друг друга, визуальное - видеть, тактильное- физически ощущать и обонятельное - чувствовать запахи.

Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная (15—46 см), личная (45- 75 см ), социальная (75-100 см) и публичная (3,5-7,5 м). Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях. Социальная дистанция принята в деловом общении, публичная - между мало знакомыми и незнакомыми. Обычно люди избегают подходить друг к другу ближе, чем на расстояние вытянутой руки, ибо каждому свойственно чувство территориальной автономии Неоправданное приближение постороннего, как правило, вызывает настороженность, желание удлинить дистанцию. Имеются контактные и неконтактные нации, различаю­щие по особенностям тактильного общения. К первым относятся арабы, латиноамериканцы, жители Юго-Западной Европы, ко вторым - население Азии, северных областей Западной Европы, индейцы, пакистанцы.

С педагогической точки зрения межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, ибо оно связано со снятием защитных барьеров между учителем и учащимися.

Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие. Неоправданное удлинение расстояния между учителем и аудиторией снижает воздейственную силу его слова. Однако не всегда приближение к ребенку и даже тактильный контакт (поглаживание по голове, похлопывание по плечу и т.п.) эмоционально сближает с ним. Воспитательный эффект такого рода внимания учителя зависит от характера сложившихся межличностных отношений, возраста и индивидуальности воспитанника. Наблюдательному глазу не раз открывалось неадекватность реакции некоторых ребят на ласку учителя - стремление уклониться от прикосновения, удлинить разделяющее их расстояние. Если младшие школьники готовы в буквальном смысле слова "висеть" на любимом учителе, то, взрослея, они как бы утрачивают потребность в физическом контакте с ним. У подростков, юношей и девушек обостряется чувство пространственной автономии. Весьма избирательны к такесическим знакам внимания трудные дети. Если учителю не удается их внутренне расположить к себе, то сокращение пространственных границ общения воспринимается негативно, порой враждебно. Эмоциональное неприятие выражается в уклончивости или дерзкости взгляда при приближении, нарастании психологической напряженности.

Пространственная организация речевого общения предполагает учет ориентации, т.е. угла поворота собеседников друг к другу. В диадном общении приняты следующие ориентиры: напротив, параллельно и под углом друг к другу. Если беседуют трое, то двоим удобнее сидеть напротив третьего. Группа из четырех делится на диады, сидящие визави. В диаде полемику ведут напротив, сотрудничают под углом, выполняют совместную работу рядом. Круглый стол создает атмосферу равноценности сидящих. При проведении дискуссии целесообразно рассаживание учащихся полукругом, так им удобнее видеть учителя и друг друга. Подобная организация пространства стимулирует взаимное эмоциональное заражение и взаимопо­нимание. Невежливо во время разговора стоять к собеседнику боком или спиной.

Доминантой пространственного поведения учителя является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические закономерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.

В структуру невербального поведения входят человеческие запахи - естественные и искусственные, выполняющие роль дополнительного индикатора культуры. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к чесноку, луку, курению, злоупотреблению духами, одеколоном.

Суммируя вышеизложенное об экспрессии невербального поведения учителя, можно выделить следующие основные показатели, свидетельствующие о ее своеобразии и культуре:

1. Интонация (разнообразная, монотонная, подвижная).

2. Дикция (ясная, нечеткая).

3. Темп речи (быстрый, медленный, умеренный).

4. Регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний).

5. Сила голоса (сильный, слабый, умеренный).

6. Тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий).

7. Мимика (статичная, подвижная, выразительная).

8. Контакт глаз (соблюдается, не соблюдается).

9. Доминирующие физиогномические маски (улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность).

10. Жестикуляция (оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная).

11. Позы (расслабленные, напряженные, свободные, скованные, естественные).

12. Дистантность (соблюдение или нарушение проксемических закономерностей)

13. Адекватность использованной экспрессии ситуации общения.

14. Артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления).

15. Национальные особенности.

В овладении экспрессивной культурой можно выделить следующие уровни:

— интуитивный, когда самовыражению учителя характерна спонтанность, неосознанность;

— стереотипный, когда педагогическая экспрессия осознается, но не отличается самобытностью и мастерством;

— творческий, когда самовыражение осознанно, нестандартно, импровизационно, артистично.

Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер учителя Мастера отличает развитая способность использовать многообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях.

Комплекс используемых экспрессивных средств - лексических, фонационных, кинетических и проксемических, их сочетание создают впечатление об общей тональности речевого общения. Она может быть приподнятой, обыденной, деловой, интимной, вульгарной В торжественных случаях оправдана некоторая приподнятость, в повседневном урочном общении - деловитость, в беседе с глазу на глаз -интимная доверительность тона.

Для воспитателя недопустима вульгарная тональность пове­дения, в каких бы условиях он ни общался с детьми- на уроке или вне его Очевидней всего она проявляется на лексическом уровне, когда в речи учителя допускаются нелитературные выражения типа: "Ты усек?" или: "Я вижу, ты еще не врубился". Вульгарными могут быть интонация и кинесика Это проявляется в крикливости тона, некрасивых позах, безвкусном или неуместном внешнем самооформлении - макияже, украшениях, одежде, безалаберности пространственного поведения.

Внешнее самооформление - прическу, макияж, одежду, обувь -можно рассматривать как своеобразную форму личностной экспрессии. Оно играет не последнюю роль в создании общего впечатления об учителе. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие создает психологический барьер, затрудняя общение.

   О серьезной значимости затрагиваемой проблемы говорит выделение в последнее десятилетие особой отрасли знаний имиджиологии, изучающей закономерности формирования у окружающих образа человека в единстве внутренних и внешних проявлений стиля деятельности и общения, костюма и украшений. Обрели популярность новые профессии имиджмейкера и визажиста, знатоков искусства оформления внешности, совершенствования манер поведения. Сегодня без консультаций с ними не обходится не только звезда кино и эстрады, но и политик, бизнесмен, т.е. тот, кто серьезно озабочен производимым впечатлением. Вероятно, определенная информированность в вопросах имиджиологии необходима и учителю, чтобы более осознанно и многосторонне подходить к самовыражению.

Затрагивая вопросы педагогической имиджиологии, мы будем опираться на данные наших опросов старшеклассников школ Республики Беларусь. Их анализ показывает, что внешность наставника вызывает пристальное внимание воспитанников. В редких случаях проявляется равнодушие к тому, как он выглядит, как одет. Их оценки не однозначны. Однако всмотреться в них как в зеркало имеет смысл каждому педагогу, ответственно относящемуся к своему имиджу.

Мы отобрали наиболее характерные ученические суждения со знаком плюс и минус. Процитируем их.

"Одежда - это первая информация, которую мы получаем об учителе. Мы очень внимательны, когда он приходит в первый раз, стараемся разгадать по внешнему виду, какой он. Ошибаемся редко "Нравится, когда преподаватель на занятия надевает модный костюм, выглядит подтянутым. Тогда чувствуется, что он готовится к встрече, уважает нас" "Когда в класс входит учительница химии, на душе становится светлее Неизменно доброжелательная, улыбчивая, деликатная, она заражает хорошим настроением. Ничего лишнего в одежде, никаких назойливых сверканий в ушах и на шее, как это случается у других учительниц. Строгий, опрятный вид настраивает на работу. Химия любимый предмет". "Всегда приятно видеть учителя физики: чисто выбрит, легкий запах хорошего одеколона, тщательно отглаженные брюки". "Как жаль, что у нашей учительницы белорусского языка не хватает времени следить за своими руками: кожа огрубевшая, неровно подстриженные ногти". "Учительница иностранного языка одевается модно, но безвкусно. Яркие блузки, цыганские серьги до плеч неуместны". "Наша словесница любит рассуждать о возвышенном, а забывает погладить юбку, ходит в заношенных кофтах, с сальными волосами" "Как-то близко подошел к парте учитель математики, меня чуть не стошнило от густого чесночного запаха". "Ребята насмешливо переглядываются, когда начинается урок французского языка Учительница напоминает новогоднюю елку, увешанную блестящими безделушками. Уж очень любит серьги, бусы, браслеты..." "У исторички слабость - кольца. Прохаживаясь по классу, она имеет обыкновение класть на наши парты кисти своих рук, пальцы которых унизаны драгоценностями. Их у нее уйма". "Чуть-чуть подкрасишь глаза и наша классная не преминет съехидничать, унизить при всех обидным словом: "Посмотрите, как она хочет понравиться мальчикам!" А сама приходит на урок такая накрашенная, что с ресниц осыпается тушь". "Однажды директриса повергла в шок всю школу. С неприступным видом ходила по коридорам, заглядывала в классы, вся затянутая в чер­ную кожу с блестящими заклепками. А мы в своих скромных платьицах прошмыгивали мимо, как серые мышки". "Забавно смотрится пожилая учительница географии, которая носит в школу платья каких-то довоенных фасонов - в рюшечках и оборочках".

Как видим, сегодняшние школьники, просвещенные на­шим телевидением в вопросах моды и макияжа, настроены весьма критично, а их суждения, как и положено в пору взрос­ления, прямолинейны, порой и беспощадны. Однако нельзя не заметить, что нетерпимость демонстрируется в основном к учителям, не нашедшим общего языка с ними. Самооформление наставника воспринимается в единстве с его характером, стилем общения, профессиональным мастерством.

На вопрос о том, что может раздражать во внешности преподавателя, многие школьники отметили не только погрешности костюма, безвкусицу, но и такие проявления, как злорадство, мстительность, бездушие, сухость, жестокость, бестактность, самоуверенность и т.п. Характерны такие ученические мнения. "Дурной характер раздражает больше, чем безвкусица и даже некоторая небрежность". "Отполированная" внешность нашей исторички ничего не стоит, потому что прикрывает змеиную душу и слабые знания". "Имидж учителя = знания+ум+характер+внешность".

Духовное обаяние некоторых учителей бывает столь велико, что ребята, увлеченные общением с ними, не замечают детали их туалетов. "У меня есть любимый учитель,- отмечает школьник, - но я не могу вспомнить, как он был одет в по­следний раз. Когда его слушаешь, то забываешь обо всем, по­тому что погружаешься в его рассказ". "Для меня, - подчер­кивает другой, - главное в преподавателе - знания и умение их передать. Если он умный, то я его все равно уважаю, даже если он и не очень аккуратно одет".

Сегодня не может идти речи о мелочной регламентации костюма наставника, о введении какой-то обязательной униформы вроде темных платьев с высоким воротом для учительниц и казенных мундиров для преподавателей дореволюционных гимназий. По своему усмотрению он может выбрать любой стиль в одежде - спортивный, традиционный классический или женственный, романтический. Как и любой человек, современный педагог имеет право на свободу самовыражения, оставаться в любой ситуации самим собой, придерживаться личных вкусовых предпочтений и в оформлении внешности. Однако в общении с детьми, доминирующей функцией которого является воспитательная, самовыражение педагога неизбежно ограничивается определенными этическими и эстетическими рам ками. В школу он приходит учить. Его прическа, украшения, покрой костюма оцениваются окружающими - учащимися и коллегами в первую очередь с функциональной точки зрения, соответствия ситуации общения.

Понятие функциональности делового костюма не однознач­но. Это не только удобство для того, кто его носит, но и психологическая целесообразность для окружающих: не шокирует, не раздражает, настраивает на нужный лад, способствует формированию положительного имиджа Нельзя сбрасывать со счета внушаемость детей, костюм учителя для многих из них - эталон для подражания

Острие критики учащихся направлено не только на явные просчеты внешнего самооформления учителя, например на неумение гармонично сочетаь цветовую гамму в одежде, выбрать подходящий галстук, брошь или серьги Дорогое платье изысканного, модного силуэта, изящное украшение из драгоценных камней, контрастируя со скромными костюмами школьников, вызывают неоднозначную реакцию, в которой восхищение может сочетаться с внутренним протестом неуместным щегольством В самооформлении воспитателя, осознанно относящегося к своему имиджу, достаточно зримо присутствует педагогический такт, соблюдение меры, умение посмотреть на себя глазами школьников

 

 ТЕМА 10: Техника словесного воздействия.

1. Коммуникативные особенности речевого поведения учителя.

2. Культура и техника речи учителя.

3. Техника словесного воздействия.

В результате изучения содержания этой лекции Вы:

· узнаете о коммуникативных особенностях в поведении педагога;

· определите функции речевого воздействия педагога;

· овладеете техникой словесного воздействия.

Ключевые слова: самопрезентационная, мотивационная и психотерапевтические функции; педагогический такт и педагогическая этика, импровизационность, диалогизм, экспрессивность; фонационное дыхание, дикционные навыки, действенность речи.

Самостоятельная работа:

1. Коммуникативная компетентность учителя.

2. Коммуникативные особенности речевого поведения педагога.

3. Педагогические игры по отработке техники словесного воздействия.

Литература:

1. Реан А.А.,Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб:Питер,1999

2. Кан-Калик В.А.Граматика общения.-М.,1995.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987

4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М.,1995.

5. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти.(Техника профессионального поведения)-М.,1994.

6. Учителю о педагогической технике.под ред. Л.И.Рувинского.-М.,1987

7. Бороздина Г.В. Психология делового общения.-М.,1998

8. Ершов П.М. Технология актерского искусства.-М.,1959.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь