Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аналитическая психология. Карл Густав Юнг.
· Карл Густав Юнг (1875-1961) был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Зигмунда Фрейда · по предложению самого Фрейда, был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации, однако после первых лет восхищения Фрейдом и безоговорочного следования его теории и практике Юнг начинает проявлять никогда не поощрявшуюся Фрейдом самостоятельность (в смысле толкования и проведения психоанализа) и «психоаналитическое вольнодумство» · Карл Юнг поставил под сомнение некоторые из основных положений классического психоанализа · считал преувеличенной, хотя и важной, роль сексуального инстинкта и роль периода раннего детства для объяснения причин формирования характера, неврозов и различных психологических проблем взрослых людей · считал возможным отступление от скрупулезно точного предписания Фрейдом проведения отдельных технических приемов · «посмел» самостоятельно расширить сферу психоанализа далеко за рамки классического фрейдизма, включив в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных, религий и культовых ритуалов и даже парапсихологии и алхимии · первым ввел понятие «коллективное бессознательное» (до него у самого Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном) · он считал, что индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а как бы «плавает» в океане коллективного бессознательного · Юнг обладал «космочувством», то есть постоянно присутствующим ощущением того, что во Вселенной «все связано со всем» · древнегреческие философы считали, что Космос – это «изначально установленный Порядок во Вселенной», которому подчиняется всё от малого до великого · то, что эти взаимосвязи не всегда очевидны, не значит, что они не существуют · с момента открытия Альбертом Эйнштейном единства пространства и времени можно предположить, что влияние коллективного бессознательного на индивидуальное распространяется не только во времени (в преемственности поколений), но и в пространстве (группы и сообщества) · Юнг прочно ввел в теорию коллективного бессознательного понятие «архетип» · именно у Юнга оно обрело тот психологический (психоаналитический) смысл, который ему придается в глубинной психологии и психотерапии Архетипы Юнга - существующие у разных народов (во многих случаях весьма схожие между собой) общие формы мысленных представлений об отце, матери, вожде, мифологических персонажах сказаний и преданий, олицетворяющих различные стихии и силы добра и зла · на основе истории, мифологии, ритуалов и традиций разных племен и народов Юнг выделил шесть архетипов, имеющих у разных народов разные названия, но общие черты · поэтому названия архетипам он дал не по их народным названиям, а их сущности Шесть основных архетипов 1. Персона - наше видение, принятие самого себя, своего характера по отношению к внешнему миру, наше представление о себе в обществе, своем внешнем облике, поведении, о том, какое впечатление мы производим на других. · это не значит, что наши представления по всем этим параметрам объективны и другие действительно воспринимают нас такими · наше мнение о себе может совпадать или не совпадать с реальностью и мнением о нас других 2. Эго - центр нашего сознания, который (как мы считаем) контролирует и направляет наше поведение логично и целенаправленно в соответствии с нашими целями и объективными обстоятельствами. · это наше мнение и даже уверенность могут, как и в предыдущем случае (с Персоной), совпадать, а могут и не совпадать с реальностью 3. Тень - центр индивидуального бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. · он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с ним или противоречащие социальным стандартам и идеалам 4. Анима и 5. Анимус - бессознательные ориентиры на то, чему должна соответствовать (и внешностью и поведением, моралью и психологией) «настоящая» женщина (Анима) и «настоящий» мужчина (Анимус). · принятые в данном народе, нации, сообществе образцы, требования, ожидания определенного типа внешнего облика и поведения, тип взаимоотношений между мужчинами и женщинами, отношения мужчины к женщине (и ожидания от нее определенного типа отношения к себе) и наоборот 6. Самость - организует и защищает целостность, она примиряет и координирует сознание и бессознательное. · находит компромиссы, по возможности устраняет или смягчает противоречия между неприемлемыми в данной форме или в данных условиях инстинктивными проявлениями · не только примиряет биологические потребности и социальные нормы, но нередко и объединяет их усилия · когда самость не справляется с этой задачей, и возникают различного рода внутренние конфликты, неврозы, нервно-психические отклонения, комплексы, срывы и даже тяжелые психические расстройства Карл Юнг предложил · классифицировать людей на экстравертов и интровертов – направленность внимания, мыслей, нервно-психической энергии человека: вовне - на внешние объекты и действия или вовнутрь - на самопереживания, самоуглубление, рефлексию. · классификации людей по типу доминирования одной из четырех психологических функций: 1. ощущения 2. интуиции 3. эмоций 4. мышления · соответственно можно говорить об ощущающем, интуитивном, эмоциональном и мыслительном типе личности · Юнг оказался генератором идей для целого ряда последующих психотерапевтических направлений · так, по Юнгу, каждый индивидуум обладает стремлением к индивидуации, или саморазвитию Индивидуация - «путь к себе», становление истинным собой (или движение в этом направлении), то есть самореализация - процесс развития целостности и как бы высвобождения личности из мешающих ее самореализации пут. Основное условие эффективной терапии по К.Юнгу - искреннее творческое сотрудничество психотерапевта и клиента · от клиента требуются не только искренность и дисциплинированность, но и творческая активность, готовность искать (иногда на протяжении длительного времени и с периодическими неудачами) истинные причины невроза или другой психологической проблемы, с которой клиент оказался не в силах справиться самостоятельно · психоаналитическая терапия Юнга проходит две стадии: 1. аналитическую 2. синтетическую с подразделением каждой из этих стадий на две части Аналитическая стадия 1. признание: клиент с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы вытеснены в сферу бессознательного, так как оказались неприемлемыми (непрестижными, постыдными, унизительными) для их осознания 2. толкование рассказанного клиентом материала - применяются многие подходы классического психоанализа Фрейда, хотя без скрупулезного соблюдения всех процедур и предписаний, что, по мнению Юнга, может помешать установлению равного творческого партнерства психотерапевта и клиента · для выявления скрытых в бессознательной сфере источников неврозов Юнг использовал не свободные (в соответствии с категорическим предписанием Фрейда), а направленные ассоциации - клиент не просто пускал свое «словотворчество» в свободный поток сознания, а нацеливал его в направлении, заданном психотерапевтом Синтетическая стадия 1. обучение новым моделям восприятия себя и психотравмирующей ситуации и вытекающим из этого новым моделям поведения, исключающим (или последовательно уменьшающим) прошлые ошибки, порождавшие и усугублявшие психологические проблемы, и неврозы (личностный рост) 2. трансформация - минииндивидуация, или самообучение При правильной трансформации у клиента возникает мужество реально взглянуть на себя и ситуацию, уверенность в своих силах, способность самостоятельно справляться со своими проблемами. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы