Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рост научного знания. Эволюция и революции в науке. Смена типов рациональности в науке



В процессе развития науки происходит накопление научного знания. В 1963 году вышла в свет книга Томаса Куна под названием « Структура научных революций». В этой книге Томас Кун доказывал, что в развитие каждой науки имеет место чередование эволюционных (плавное, постепенное изменение научного знания) и революционных (скачкообразное изменение) периодов. На смену эволюционному приходит революционный. Эволюционный период, согласно Куну, определяется той или иной парадигмой (парадигма – модель, образец- система определенных функциональных научных идей, способов, принципов объяснения. Так например классическая ньютоновская физика – это одна парадигма, на смену ей пришла другая – эйнштейновская – другие представления, другая парадигма). В рамках определенной парадигмы происходит решение определенных задач, и такой эволюционный период характеризуется по Куну как нормальная наука (но она не бесконечна и уже определенная парадигма не действует). Но наступает период, когда прежняя парадигма не позволяет эффективно решать научные задачи и изживает себя, происходит ломка фундаментальных основ, переосмысливается весь научный материал (но он не отбрасывается). Тогда на смену ей приходит новая парадигма. Этот период называется революционным, когда на смену одним базовым представлениям приходят другие. Развитие каждой науки - это чередование эволюционной и революционного периодов. Ранее речь шла о парадигмах, которые действовали и применялись к определенным наукам, но существуют и такие революции, которые охватывают всю науку в целом – глобальные революции. Они предполагают смену типа рациональности в науке (наука – способ рационального освоения мира, но при этом возможны разные типы рациональности. Например, в новое время четко фиксируется изменение от классического к неклассическому типу рациональности) Классический: характеризуется определенной трактовкой детерминизма (признание обусловленности всех явлений, прежде всего причинная обусловленность явления). Детерминизм классической науки был связан с представлением о том, что причины однозначно определяют следствия – Лаплассовский детерминизм (он выразил этот детерминизм, он сформулировал этот принцип – в любой момент времени на основе исходного состояния системы (-определенное положение в системе и силы, действующие в ней) можно однозначно сказать все последующие состояния системы). Считается, что все явления происходят в силу определенных причин. Этот принцип Лаплас считал годным для объяснения любой системы любой природы. Классический тип рац-ти также считал, что в процессе познания можно и нужно полностью устранить все, что относится к познающему субъекту; определить объект таким, какой он есть и существует сам по себе. Классическая физика была связана с изучением макромира – мир объектов, которые по своим размерам соизмеримы с человеком по размерам. В изучении таких объектов это требование было вполне возможным (устранить влияние познающего субъекта). А неклассическая физика перешла к изучению микромира, и здесь устранить влияние приборов наблюдения принципиально невозможно. Характерны типы объяснения, содержащие ссылки на средства и операции познавательной деятельности (в сфере квантовой механики нельзя задавать вопрос о том, что такое микрочастица, когда не производится его наблюдение). В неклассической науке лаплассовский детерминизм отсутствует: невозможно однозначно сказать следующее состояние системы. Но мы можем предсказать вероятным образом - вводится теория вероятности. Мы не можем сказать точно, однако, мы можем предположить, не зная каково её следующее точное состояние. Законы, которые имеют вероятностный характер – статистические законы, а законы, которые имеют однозначные предсказания (в классическом типе) – динамические (они имеют строго однозначный характер). Неклассический тип рациональности включает вероятностный и случайный характер. Вот в чем отличие классического типа рациональности от неклассического. Сейчас некоторые исследователи говорят о постклассическом типе рациональности. Это связано с появлением синергетики, т.е. теории самоорганизующихся систем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь