Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Школа в контексте развития культуры Вятского края



Оглавление

Введение

Глава 1. Школа в контексте развития культуры Вятского края

1.1 Образование в средневековой Вятке

1.2 Просветительские реформы Петра I

1.3 Зарождение образования в Советском районе

Глава 2. Система образования Советского района в послереволюционный период

2.1 Культурная революция в народном образовании

2.2 Основные центры современного классического образования

2.3 Особенности развития школы слабослышащих детей

Глава 3. Центры дополнительного образования в системе культуры Советского района

3.1 Формирование и развитие школы «Искусств» г. Советска

3.2 Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района

3.3 Роль ДДТ в организации культурного досуга детства

Глава 4. Основные тенденции развития специализированного образования Советского района

4.1 Особенности гуманитарного специализированного образования

4.2 Специфика специализированного – технического образования

Заключение

Список литературы


Введение

“Земля – колыбель человечества” – говорил К.Э. Циолковский. Земля – родина человека. А что для человека может быть дороже Родины? На этот вопрос ответить очень трудно. Очень важно любить и уважать свою Родину. Воспитание любви к родному краю, к родному городу или селу – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но не менее важно знание истории культуры того места, где ты родился и живешь.

Моя родина – г. Советск, которому в 2006 г. исполнится 412 лет. Советск имеет богатую и интересную историю. На протяжении веков жители города защищали его, участвовали во многих исторических событиях, и тем самым вкладывали свою частичку в историю его развития.

Важное составляющее культурологической структуры жизненного пространства человека - образование и воспитание. Образование – одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития.(18, 104–105). Основные социокультурные функции образования связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого. Именно процессы инкультурации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сообщества и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности людей, ведут к непрерывному социальному воспроизводству сообщества как культурной системы целостности.(7, 47).

С поступлением в школу начинается важный этап в жизни человека - подготовка с самостоятельной жизни. В современном мире без овладения научными знаниями не возможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Поэтому от того, какими сделала нас школа, зависит вся наша дальнейшая жизнь. Но без знания прошлого нет и будущего. Это определяет актуальность данной работы, которая посвящена теме изучения и формирования путей развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области. В данной работе под просвещением подразумевается не эпоха в русской культуре, а просвещение как система творческой деятельности, направленная на развитие той области культурного пространства, которое можно определить как просветительское. Просветительская деятельность тесно связана с образованием, школой.

Школа, как часть культуры как общественный институт, наконец, как сфера человеческой жизни требует постоянного обсуждения. На фоне проявляющихся в последнее время многочисленных исследований промышленной и социальной жизни города Советска явно ощущается отсутствие работ, связанных с аспектами истории развития системы образования. Поэтому, особую актуальность приобретает такое исследование, которое объединило бы отдельные фрагменты, факты системы образования, структурировало бы их, связало в хронологические рамки и осмыслило бы их в общем контексте развития культур.

Именно сейчас набирает силу тенденция обновления школы, качественного изменения содержания образования. Особенно это актуально в провинции, т.к. остро встает вопрос об обеспечении школ оборудованием компьютерами, нужной современной литературой, подбором квалифицированных кадров.

Система образования чутко реагирует на все изменения в жизни общества: политические, экономические процессы находят отражение в школе.(8, 35). Переживаемые на протяжении последних лет нашим обществом драматические и эпохальные по своему историческому значению процессы, привели к образованию вакуума–политического, идеологического, культурного.(9, 5). В ситуации «большого провала» З. Бжезинский подобный мировоззренческий и научный хаос представляет как большие опасности для системы образования.(2, 5).

В настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывом и чреватой новыми культурно–историческими взрывами, важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая статусом культурно–исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического процесса, осмысление настоящей общественно – духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности.(9, 5). Сегодня, пожалуй, лишь образовательные учреждения помогают молодежи подготовиться к жизни, адаптироваться к новым рыночным условиям.

Но система образования не является системой по обслуживанию интересов экономики, политики, элитарных групп. Она не является киоском по продаже образовательных услуг. Система образования - это отрасль занятости, а не отвлечения ресурсов. Это отрасль по производству духовного и интеллектуального потенциала, по наращиванию “человеческого капитала” - способности нации к производству материальных, интеллектуальных, духовных и культурных продуктов. Это отрасль по производству государственной и социальной безопасности, по производству мира и спокойствия, надежд и уверенности личности. (36, 1-2).

Русская провинциальная школа формировалась на четырех уровнях: средневековый, дореволюционный, послереволюционный, современный. Эта структура позволяет рассмотреть, как средневековая школа влияла на развитие дореволюционной школы, какое влияние дореволюционная школа оказывала на послереволюционную школу и к чему это развитие привело на современном этапе. Следуя этой структуре, первая глава работы рассматривает историю возникновения и специфику развития средневековой школы Вятского края, зарождение письменности, книгопечатания, счета. В этой же главе рассматривается зарождение образования в Советском районе.

О системе образования Советского района в послереволюционный период рассказывает вторая глава работы. Рассмотрев ее и сопоставив с историей развития средневековой школы, мы можем установить особенности культурной революции в народном образовании; особенности этапов формирования системы общего образования; школу на современном этапе общества. В этой же главе нашло отражение общее положение о специальных образовательных учреждениях для обучающихся с отклонениями в развитии; а также организация деятельности специального образовательного учреждения II вида и коррекционных классов VIII вида, находящихся в г. Советске, как части системы общего образования.

Третья глава рассказывает об основных центрах дополнительного образования, их истории и современности в культуре Советского района. Профилизация общего образования продиктовала введение в работу четвертой главы, которая анализирует среднее специальное образование, что показало наличие преемственной связи между общим и специализированным образованием. Таким образом, данная тема исследуется с периода средневековья до наших дней.

Воссоздать историю образования в Советском районе помог “Очерк о слободе Кукарке, ныне город Советск”, составленный Осташовым П.Ф., в котором обозначены основные этапы становления образования в дореволюционный период.

Девятый том “Энциклопедии земли Вятской” рассказывает об истории образования в наших местах со стародавних времен до нынешних дней, о развитии науки. В девятом томе отражены не только история культуры и искусства, но и культура наших дней. Основу книги составляют статьи исследователей, ученых и краеведов. Том четвертый “Энциклопедии земли Вятской” живо, интересно и фактически достоверно рассказывает о существенных, ключевых периодах в истории.

Исследования по истории русской культуры вводят в научный и учебно – методический оборот принципиально новую концепцию русской культуры. В них нашли отражение многие сложные и дискуссионные вопросы социокультурной истории России. В развитии русской культуры нового времени рассматривается вопрос об образовании, как одном из наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества.

Архивные материалы Советского краеведческого музея и отдела администрации Советского района рассматривают факты и вопросы, касающиеся народного образования и статистических сведений. Вопросы модернизации современного образования рассматривают сериальные издания: газеты, методические журналы. Таким образом, впервые удалось собрать и объединить материалы о путях развития русского просвещения в культуре Советского района.

Цель данной работы – исследование и восстановление этапов и путей развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области. Задачи работы вытекают из общего направления исследования:

1. Рассмотреть основные тенденции формирования системы образования;

2. На основе анализа материала определить специфику развития общего, специального, профессионального, дополнительного образования в Советском районе;

3. Структурировать собранный исторический и культурологический материал;

4. Установить место русского просвещения в культуре Советского района в контексте провинциальных культур;

5. Рассмотреть перспективы развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области.

В качестве объекта исследования является духовная культура Советского района Кировской области, как часть общей культуры.

Предметом исследования является становление и специфика русского просвещения в контексте культуры Советского района Кировской области.


Образование в средневековой Вятке

Русские принесли на Вятскую землю более высокую культуру. На протяжении длительной истории, коренные жители земли Вятской финоугоры создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Аборигены края имели свое представление об устройстве Вселенной и окружающем мире. Они постигали одну тайну природы за другой, в совершенстве освоили мир камня, кости, железа. Даже обиходные вещи они украшали сложным и искусственным геометрическим орнаментом, который нес и определенную смысловую нагрузку. Орнамент – это искусство, связанное с измерением и числом, первая письменность, ключ к прочтению, который утерян, уничтожен временем. В определенном порядке расположенные насечки и зарубки на предметах народов коми, мари, удмуртов - свидетельство наличия счета. (31, 15).

Местами передачи знаний могли быть рощи, где осуществлялась обрядовая деятельность древних, проводились инициации (возрастные обряды), знаменующие переход подростков после церемоний и испытаний из группы детей в группу взрослых, полноправных членов общества. Школой как особым социально – образовательным учреждением подобные места конечно, не были, но первыми шагами к ней, длиной в тысячелетие – возможно.

Письменность, книга, школа в подлинном смысле слова, получили свое развитие с приходом на Вятскую землю – русских. Грамоте учили священники, дьяконы, пономари, которых большими партиями расселяли в таких глубинках, как Вятка. Они тесно общались с местным населением, многому научили его – письму, чтению, счету.

Тормозящим фактором для развития культуры в Вятском крае была отдаленность его от Москвы и других культурных центров в России. Это приводило к относительной отсталости местной культуры. До XVIII века здесь не было ни одной школы. Дети духовенства, приказных людей, некоторых купцов получали начальное образование у домашних учителей, какими являлись монахи, подьячие, попы, которые сами были малообразованными людьми. Основная масса населения – крестьяне, ремесленники, мелкие посадские люди – за редким исключением были грамотными. Тем не менее, грамотность, письменность и образованность края постепенно росли. (5, 18).

О письменности на Вятке до присоединения ее к Москве сведений не сохранилось. Но она, несомненно, существовала. На раскопках Никулицкого городища был обнаружен стиль для письма (так называли «писало» - заостренная костяная палочка), аналогичный найденным при археологических раскопках в Великом Новгороде. Это дает основание думать, что вятчане, как и новгородцы, пользовались берестяными грамотами и, следовательно, умели читать и писать. Наличие на Вятской земле церквей и духовенства, а также какого – то канцелярского аппарата у местных воевод, тоже свидетельствуют о существовании письменности. Со времен окончательного присоединения к Москве в Вятском крае было создано новое управление. Общее для всего Московского государства. Широкое развитие получает и письменное производство. (32, 13).

В XVIII веке в связи с образованием Вятской и Великопермской епархии расширилось письменное дело в церковном управлении. С развитием торговли и промышленности грамотность стала распространяться среди посадских людей и крестьян. Но эта письменность имела чисто деловой канцелярский характер.

 

Педагогическое училище.

1903 г. ознаменован большим событием в культурной жизни слободы Кукарки: открылась первая в Вятской губернии учительская семинария, о чём «Вятские ведомости» и «Приложения к Вятским губернским ведомостям» от 14 января 1903 г. писали: «Для Вятской губернии открыта с 1 июля 1903 г. учительская семинария. Местом учреждения её избрана слобода Кукарка Яранского уезда с прекрасными санитарными условиями и удобными путями сообщения. На расходы по устройству семинарии местное губернское земство отпустило единовременно 10 тысяч рублей». В «Вятских ведомостях» от 8 ноября 1903 г. в 3132 читаем: «С 1 сентября началась деятельность нового рассадника образования - учительской семинарии, которая привлекает к себе лучшие силы, приготовляя из них тип специального народного учителя для провинции». (11, 54).

Инициатором открытия семинарии было Вятское земство, уделявшее много внимания делу народного образования. На рубеже и XIX и XX веков открылись сотни земских школ. Возникли большие трудности в обеспечении их учительскими кадрами. Вятское губернское земское собрание 24 января 1900 г. постановило открыть учительскую семинарию в слободе Кукарке. (11, 42).

В августе 1903 г. состоялись экзамены, по итогам которых в первый класс были приняты 40 человек. Первым директором семинарии стал статский советник Гурий Матвеевич Вишневский, кавалер орденов Анны второй степени и Станислава второй степени.

Войны, революции докатилась и до глубинки. Читали нелегальную литературу, посещали кружки. В 1907 г. директором семинарии был назначен А.Д. Сильницкий. Он учил воспитанников работать упорно и много, чтобы стать достойными звания народного учителя. Осенью 1909 г. директором семинарии назначается А.Г.Бессонов. Период его работы семинаристы называли «бессоновщиной». Без письменного разрешения семинаристы не имели права отлучиться из общежития, запрещались причёски, все семинаристы должны были носить простые сапоги. В актовом зале во весь рост висели портреты царя и царицы. Установлен иконостас с небольшой колокольней над актовым залом. Каждое утро произносили краткую молитву, пели гимн «Боже, царя храни».

Недолго оставалось висеть иконостасу, близился 1917 год. Преобразования коснулись и учительской семинарии. Директор пытался не замечать новых порядков вокруг, продолжал старую линию. Монархист, он уклонялся от введения нового распорядка. Учителя, настроенные прогрессивно, принудили Бессонова отказаться от занимаемой должности. Директором был избран И.М. Дурнев. Было отменено преподавание закона Божия, а с ним ушли в прошлое и религиозное воспитание, и порядки, связанные с ним.

Учительская семинария перестала существовать в 1919 году. Её реформировали сначала в педагогические курсы, потом, с 1 октября 1921 г. -в педагогический техникум, а в 1937 г. - в педагогическое училище. В эти годы число учащихся достигает 480 человек. (12, 66).

В годы войны коллектив училища внёс достойный вклад в победу над фашизмом. 11 мужчин-преподавателей и большинство учащихся-юношей ушли на фронт. В годы войны здания училища были заняты под эвакогоспиталь. Но, несмотря на все трудности, учащиеся и преподаватели не только успешно выполняли учебную программу (занятия продолжались во второй средней школе по вечерам), но и делали вклад в дело победы над врагом: работали в госпитале, грузили на пристани зерно, помогали колхозам в уборке урожая, готовили для отправки на фронт телогрейки, шапки, варежки. Руководил училищем в годы войны Шубин И.И.

В разные годы в училище работали пять заслуженных учителей России, три заслуженных работника культуры. Среди них отличники народного просвещения В.Н. Завадская, А.П. Чернышева, И.А. Зубарева, Е.А.Панкова, К.Ф. Красилова, И.И.Шубин и др. Сейчас в училище работают 18 преподавателей, награждённых значком «Отличник просвещения». (24).

Помимо основной специальности — учитель начальных классов, студенты имеют возможность получить специальности: учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы для неполной средней школы, учитель математики для неполной средней школы, учитель музыки, учитель рисования. Отделение учителей физического воспитания, открытое в 1967 г., готовит учителей физкультуры, учителей труда неполной средней школы, воспитателей для работы с детьми с отклонениями в развитии.

Сотрудничая с педуниверситетом, училище получило возможность направлять лучших выпускников на 3-й курс факультетов начального обучения и физического воспитания. За время своего существования педагогическое училище подготовило около 10 тысяч учителей. Они работают во всех уголках нашей страны.

Медучилище

Двухгодичная школа медицинских сестёр была открыта на основании приказа Кировского крайздравотдела от 25 сентября 1935 г. Первые занятия для двух групп начались 20 октября 1935 г. Затем, кроме медсестёр, готовили ротных фельдшеров, фельдшеров-акушеров, акушерок и фельдшеров.

В школе медсестёр было лишь три штатных преподавателя. Первым директором был заведующий райздравотделом фельдшер Плавинский Николай Владимирович, которого сменил врач Краев Алексей Георгиевич, проработавший директором 13 лет. Затем заведовали Новак-Дейнецкий М.Д., Заработкин Е.И., Грассман Р.А., Донсков П.В., Башлыков Н.А., 18 лет проработал директором Перевозчиков М.А. (14, 19).

Постепенно складывается коллектив преподавателей. Появились настоящие энтузиасты педагогического труда: Долгушев М.А. 35 лет преподавал физкультуру, подготовил немало спортсменов, успешно защищавших честь училища на областных и республиканских соревнованиях; Шибанова А.Ф. создала школу молодого лектора, слушатели которой завоевали звание лауреатов по общественно-политической тематике.

Более четверти века проработала в училище преподавателем анатомии и физиологии отличник здравоохранения Кошурникова М.И. Многие годы трудились Сорокина Е.С., Северфи В.И., Шевнина Л.А. и др. В первые годы существования училища была организована комсомольская организация, одним из первых её секретарей был Иван Мартынов. Комсомольцы училища явились организаторами строительных отрядов - настоящей школы трудового воспитания. Они работали на строительстве железной дороги Табашино - Яранск в Омутнинском районе, на стройках в Даровском и г. Кирове. Студентка училища комиссар отряда Работинская Надежда была награждена медалью «За трудовую доблесть» и занесена в Книгу Почёта областного студенческого отряда.(12, 48).

Многие после окончания училища продолжали своё образование в высших учебных заведениях. Они стали организаторами здравоохранения, научными работниками, врачами и преподавателями, высококвалифицированными специалистами. Среди них доктор медицинских наук профессор Пермского медицинского института А.В.Туев, доктор мед. наук профессор Донецкого мед. института В.Д. Ванханян, доктор мед. наук профессор военно-медицинской академии им С.М. Кирова Г.Р. Горяев, кандидат военных наук доцент высшего военного училища Г.Н. Баранов, кандидат философских наук доцент Кировского сельхозинститута Г.И. Полушин, кандидат экономических наук В.В. Пестерников и др.

В 70-е годы проведена реконструкция училища. В результате площадь его увеличилась вдвое, в 1991 г. была построена столовая. Сейчас в училище работает 31 преподаватель, ведётся подготовка по трём специальностям: медсестра, акушерка и фельдшер. За годы существования медучилища подготовлено свыше 5000 специалистов. (24).

4.2 Специфика специализированного технического образования

ПУЗ-28.

С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды. (1, 2).

В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Существует предание, что завезла его к нам жена плотника, изучавшего плотницкое дело в Голландии. Вот что пишет об этом М.Н. Шатров в книге «Кировские кустари»: «В начале XVIII века какой-то знатный плотник, изучавший плотницкое дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был назначен мастером по кораблестроению в Воронеж. Здесь за какую-то провинность попал в немилость и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотницкому делу. А жена его занималась плетением кружев и обучала этому ремеслу женщин Кукарки. Постепенно кружевоплетение превращается в доходный промысел». (41, 13).

Вятское земство 1 августа 1893 г. открыло в слободе Кукарке школу, которая готовила кружевниц, сравнительно высокой квалификации. Принимались девочки 6-7 лет. Школа находилась на Казанской улице, в здании, где сейчас расположена аптека №12. после окончания курса обучения выпускницам выдавалось свидетельство об окончании школы.

На какие же средства она существовала? В основном такие школы открывались за счёт уездных земств, но их субсидирования были невелики. Лучше шли дела там, где были Добровольные покровители. В слободе Кукарке такой покровительницей стала жена местного земского врача А.Г.Афанасьева, она предложила свои бесплатные услуги в организации школы и взяла на себя заведование ею. (13, 46). Десять лет отдала эта женщина Кукарской кружевной школе, тратя на нее немалые средства. Для улучшения техники плетения в Кукарку из Мариинской кружевной школы (г. Санкт-Петербург) пригласили опытную кружевницу Бердникову, уроженку Вятской губернии.

Черчение и рисование вел педагог из местного двухклассного училища Волкович. Для учениц выписывались из столицы альбомы с образцами кружев и рисунками сколков. Немало денег тратилось на бытовые нужды учащихся. Для учениц из окрестных сел и деревень был открыт интернат, для неграмотных организованы вечерние занятия (с 1901 г. открыта начальная школа). (19, 65).

Уже в 1895 г. кукарская школа получила высокую оценку на выставке в США: ей присуждена золотая медаль. Такие высокие награды присуждались школе не раз. Лучшие выпускницы направлялись обучать женщин во вновь открываемых школах и мастерских. В 1908 г. кружева выплетались в 92 селах. В 1912 г. в Вятской губернии насчитывалось до 3 тысяч кружевниц. Первая мировая война и последовавшая за ней разруха тяжело отразились на местных промыслах, спрос на кружева упал. (47).

В Советске на базе бывшей земской школы в 1919 году организуется школа кружевниц с двухгодичным сроком обучения. В 1920 г. создаётся первая трудовая артель кружевниц. В ней объединилось 255 человек. В 1926 г. число работающих в артели увеличилось в 4 раза. Кружево получается широко распространенным среди населения. Женщины украшают им одежду. Во многих домах появляются салфетки, дорожки, покрывала. Внутренний рынок страны требует большого количества кружевных изделий. Идут они и на экспорт. До 1925 года кружева вывозились в Америку, до 1943 г. – в Германию, до 1937 г. – в Швецию. (25).

2 октября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» было положено начало современной системе профтехобразования. Но война оборвала налаженную жизнь и производство, свертывался промысел. В послевоенном 1946 г. в Советске была открыта школа кружевниц, которая готовила кадры по специальности «кружевница» на базе 7 классов. Затем школа была переименована в ГПТУ – 28. Девушки обучались только кружевоплетению. С 1925 года училище стало готовить портных с умением раскроя легкого женского и детского платья, швей – мотористок, вышивальщиц тамбурной вышивки, вязальщиц перчаточных изделий. С 1962 года кружевные изделия училища ежегодно экспонировались на ВДНХ. По решению главного комитета ВДНХ за участие в выставке и высокое качество училище награждено 17 дипломами 2 и 3 степени, 12 серебряными медалями, 41 бронзовой медалью, 134 значками «Юный участник ВДНХ». (25). В последние годы училище неоднократно награждалось дипломами и Почетными грамотами за участие во всероссийской ярмарке изделий, изготовленных учащимися. Промысел, которому на Кукарской земле более ста лет, живет и процветает.

За годы существования менялись названия заведения: школа – ГПТУ – СПТУ – ТУ – ПУЗ. Уходили и приходили мастера, разлетались по всей стране ученицы, а кружево осталось именно вятским – легкое, ажурное, порой замысловатое, оно радует нас своей прелестью.

Сегодня ПУЗ-28 ведёт обучение по профессиям: кружевница, портной легкого женского и детского платья с умением производить ремонт и раскрой, вышивальщица-портной, кружевница-портной. Училище укомплектовано квалифицированными кадрами, коллектив мастеров и преподавателей успешно решает свою основную задачу: обеспечить высокое качество знаний учащихся по предметам профтехцикла. Качество знаний в 2004 – 2005 уч. г. составляло 89%, более половины выпускников получили повышенные разряды. (24).

ПТУ-39

Советское среднее профессионально-техническое училище №39 - одно из старейших в области. Более полувека готовит оно рабочие кадры для села. Славный и почетный путь пройден педагогическим коллективом за эти годы от школы комбайнеров 1936 г. до среднего профтехучилища по подготовке квалифицированных кадров широкого профиля - путь становления училища. За годы своего существования СПТУ дало стране 37 тысяч механизаторов.

Нелегким был путь становления. По решению Советского райисполкома в 1936 г. под будущее училища передали помещение промартели «Котобувь», где оно до сих пор размещается. Не имея достаточного количества техники, учебно-наглядных пособий, преподавательских кадров, уже 1937 г. училище обучало 332 человека.(12, 80).

Суровым испытанием явилась Великая Отечественная война. В тяжелых условиях глубокого тыла школа продолжала свою работу, становясь кузницей механизаторских кадров для с/х. В эти годы в основном учились девушки и женщины. Подготовка велась для 22 районов области, 52 МТС.

По решению советского правительства в 1953 г. школа механизации реорганизована в училище механизации с/х. (12, 82). Перестраивалась материально-техническая база, совершенствовался учебно-воспитательный процесс. В 60-е годы из стен училища выходило свыше 1000 выпускников с профессией с/х. профиля. Велась подготовка специальных групп, которые направлялись на целину.

С осени 1970 г. училище вторым в области переведено на подготовку кадров со средним образованием и получило свое название ПТУ-9, серьёзным и качественно новым этапом в системе подготовки квалифицированных кадров явилась реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Учебное заведение не только сменило свое название, но и успешно реализует поставленные задачи. Открывается подготовка специалистов по новым профессиям: портной - плодоовощевод, бухгалтер с/х производства, водитель-электрик и др. В соответствии с требованиями времени с 1992 г. начата подготовка учащихся по новой профессии - фермер-арендатор. Выпускники этого курса должны знать не только машины, но и экономику.

В училище есть все необходимое для овладения профессией: 17 специализированных кабинетов и в каждом - технические средства обучения. Оборудован тренажерный класс для получения первоначальных навыков вождения автомобиля и трактора, три лаборатории по регулировкам тракторов, автомобилей и комбайнов, в которых установлена самая современная действующая техника, 5 лабораторий для проведения сборки и разборки узлов агрегатов, 3 мастерские: по пошиву женской одежды, слесарная и ремонтная для техухода за машинами и тракторами. В кабинете информатики и вычислительной техники установлены компьютеры.

Тракторный парк училища имеет 45 тракторов различных марок, 19 автомобилей, 11 зерноуборочных комбайнов, более 100 единиц сельхозтехники, есть автобус, легковые автомобили. (25). Одним словом, все, о чем только могли мечтать преподаватели и учащиеся на заре создания училища.

Заключение

Изучая и анализируя деятельность образовательных учреждений, можно сделать вывод, что пути развития русского просвещения в культуре Советского района, как части провинциальных культур, тесно связаны с развитием общества. Каждый этап (средневековый, дореволюционный, послереволюционный и современный) по-своему влиял на развитие системы образования. Этап развития общего образования в средневековой Вятке обозначает основные пути становления письменности, счёта. Прослеживается взаимосвязь происхождения Вятской школы и отечественной культуры и истории в целом. Также указываются тормозящие факторы развития культуры Вятского края, что является особенностью провинциальных культур. Выделяются кардинальные преобразования в образовании - просветительские реформы Петра 1, которые определили дальнейшее развитие образования в Вятском крае, в том числе и в городе Советске.

Послереволюционная система общего образования рассказала и выделила особенности культурной революции в народном образовании. Одна из таких особенностей (задач)-это ликвидация безграмотности. Осуществляя эту задачу, школы прошли несколько этапов системы образования. Это-7, 8, 10, 11-летнее образование. Совершенствуя учебно-воспитательный процесс перед педагогами, стояла задача осуществления закона о всеобщем обязательном обучении. Осуществление этого закона предопределило развитие и перестройку системы школьного образования и в последующие годы (50-60-е годы - закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования), что отразилось на современной системе образования.

На современном этапе набирает силу тенденция обновления школы, качественного изменения содержания образования. Инкультурация индивида в процессе воспитания и общего образования формирует его в качестве продукта культуры данного сообщества, закладывает в его сознание и память, оценочные и поведенческие стереотипы и навыки, культурные образцы в уже готовом к «употреблению» виде, а также воспитывает в нем «потребителя» культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сообщества, т. е. формирует личность социально адекватную актуальным потребностям этого сообщества. (46, 429).

Работа педагогов направлена на обеспечение гарантий прав граждан на получение образования, его гуманизации, переход на образование по выбору в соответствии со склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья учащихся. Поэтому многие школы области (в т. ч. и школы г. Советска) изменили свой статус, стали школы с углублённым изучением отдельных предметов; есть профильные и предпрофильные классы. На селе разработана система дифференцированного обучения. Теоретической основой стала концепция личностно-ориентированного образования, обеспечивающего развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей, интересов, потребностей, а также реальных условий сельской школы. (38, 5).

Одним из центров образовательной и воспитательной системы являются учреждения дополнительного образования (школа искусств, ДЮСШ, ДДТ). В данной работе обобщены сведения об истории этих учреждений, их основных направлениях, целях. Цели и задачи обеспечивают условия для самоопределения личности, создания условий для самореализации, формирование современного уровня знаний и представлений о мире, соответствующих уровню общей и национальной культуры.

Большую роль в системе образования играет специализированное образование. Оно готовит не «продукта» и «потребителя» культуры, а ее «исполнителя» (профильного воспроизводителя–интерпретатора актуальных культурных форм) и «творца» (разработчика новых форм). Востребованность начального профессионального образования объективно побуждает коллективы училищ повышать уровень общеобразовательной подготовки, следить за рынком труда, оперативно перестраивать профессиональную подготовку на специальности, наиболее необходимые производству. (42, 3).

Таким образом, данная работа затронула одну из важных составляющих культур – образование, которое является значимым средством социокультурного развития. Современная система образования находится на пересечении двух миров – мира науки и мира жизни, через которые проходит каждый и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизни. (43, 13).

В условиях преобразования жизни общества, когда изменяется система ценностей, нравственные идеалы, особенно в сельской школе, на мой взгляд, возрастает, усложняется роль учителя и системы образования в целом. Время требует нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания, реализации гуманистической парадигмы, одним словом инноваций в образовании. Тенденции реформирования образования содержат интегративную основу. Это позволяет наметить педагогические и управленческие механизмы преодоления ведомственной разобщенности в решении образовательно – культурных проблем территориального сообщества.(39, 8). Таким интегративным началом является гуманизация регионального образования в его историко – философском, социально – культурном и глобально – общечеловеческом понимании.

Весь окружающий нас мир — это мир культуры, в том числе образование. Культура исторически определяет уровень развития общества, творческих сил, создающих материальные и духовные ценности. Школа и книга - всему голова в культурном продвижении общества. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию талантов, дарований и способностей. От уровня культуры (образования) существенно зависит успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, совершенствование качества жизни людей.

 


Список литературы

1. Багер, Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований [Текст]. – М., 1971

2. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст]. – М., 1990. – 9 с.

3. Блинов, Н. Н. Народное образование в Вятской губернии за последние десять лет (1864 – 1874) [ Текст]. – Вятка., 1875. – 351 с.

4. Броневищук, С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе [Текст]. – М., 2002.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь