Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Модуль 1. Историко-философское введение.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………… 4

I. Содержание разделов и тем учебной дисциплины……………………...7

II. Самостоятельная работа студентов………………………………………9

III. Творческие задания по темам ………………….....................................10

IV. Слушание и запись лекций……………………………………………....22

1. Литература и интернет – источники…………………………………….26

 

ВВЕДЕНИЕ

 Дисциплина имеет цельюформирование у студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

В процессе изучения данной дисциплины студент расширяет и углубляет следующие компетенции:

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5).

· способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

Задачи дисциплины:

- формирование представлений о структуре философского знания;

- знакомство с историческими типами мировоззрения;

- овладение ключевыми философскими категориями и понятиями и умение применять их в профессиональной деятельности;

- овладение знаниями в области онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии; аксиологии и историософии, умение применять их в профессиональной деятельности.;

 

Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:

 - Бытие и его формы (бытие природы, общества, человека).

 - Отношения человека к миру, обществу и к самому себе.

 - Мировоззренческие принципы и системы ценностей.

 - Методология научной деятельности.

После изучения дисциплины обучающийся должен освоить части вышеуказанных компетенций и демонстрировать следующие результаты:

   Знать:

    - роль философии как мировоззрения и ценностно-ориентирующей программы;

    - роль философии как общей методологии познания;

    - отличие философии от религии и мифа;

    - основные концепции классической и неклассической философии, направления раз-

    вития современной философии;

    - предмет и функции философии, структуру философского знания;

    - основные философские понятия и категории;

    - основные онтологические системы, классификации форм бытия;

    - методы и приёмы философского анализа проблем;

    - сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

    - концепции современного естествознания;

    - особенности бытия человека и общества;

    - ключевые философские проблемы, связанные с областью будущей профессиональ-

    ной деятельности;

    - особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности

    исторического процесса, роль сознательной деятельности людей;

    - мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

    - основные системы ценностей;

    -нравственные обязанности человека.

  Уметь:

    - применять философские знания в формировании программы жизнедеятельности, са-

    мореализации личности;

    - отличать научную и ненаучную формы освоения мира;

    - применять понятийно-категориальный аппарат на практике;

    - выявлять структуру объекта познания, взаимосвязь между частями;

    - анализировать и синтезировать информацию, выявлять противоречия;

     - аргументировать собственную точку зрения;

    - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

    - оценивать уровень собственных гуманитарных знаний и определять потребность в

    дальнейшем обучении;

    - анализировать философскую литературу;

     - формировать собственную позицию по философским проблемам;

     - различать экзистенциальные, исторические, социальные и личностные ценности;

          

 

     - обращаться к ценностям, исходя из понимания проблем современной России;

    - принимать решения и брать за них ответственность.    

  Владеть:

    - навыками публичной речи, аргументации;

    - навыками ведения дискуссии на философские и научные темы;

    - навыками логических рассуждений;

    - навыками интеграции материала и работы с большим объемом информации;

    - навыками различения причин и следствий;

    - базовыми принципами и приёмами философского познания.

       - навыками постановки философских, мировоззренческих, социальных и личностных проблем;

    - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда

    на проблемы общества и человека;

    - навыками критики и самокритики;

    - навыками толерантного восприятия социальных и культурных различий;

    -навыками терпимости и работы в коллективе;

    - навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

    - навыками ориентации в системах ценностей культуры, истории, общества и личности;

    - навыками осуществления осознанного морального выбора.

        

 

I. Содержание разделов и тем учебной дисциплины

 

Модуль 1. Историко-философское введение.

    Раздел 1. Историко-философское введение

  Тема 1. Философия – теоретически формируемое миропонимание.

 Философия как первая форма теоретического отношения к миру. Происхождение философии и ее отличие от других типов мировоззрения. Предмет и функции философии. Структура философского знания.     

  Тема 2. Исторические типы философствования. Классика. Современность.

 Генезис философии в Древнем мире. Философские традиции Древней Греции, Индии, Китая Причины возникновения философии как культурного феномена. Этапы философствования Запада. Античная философия, Средневековая христианская философия, философия эпохи Возрождения, Новоевропейская философия (Новое время и Немецкая классическая философия). Основные направления неклассической и современной философии. Русская фи-лософия как ценнейшее достояние отечественной культуры.

  Модуль 2. Онтология и гносеология.

  Раздел 2. Онтология и гносеология

Тема 3. Онтология. Понимание бытия.

 Онтология как учение о фундаментальных структурах бытия. Семантика понятия бытие. Смысл вопроса о бытии. Классический вопрос о субстанции. Интерпретации категории субстанция. Формы бытия и их соотношение. Понятия материя, сознание, дух, их сущность и различия. Вещь, свойство, отношение (типология вещей, системность, структура). Время и пространство, их изменения в различных слоях бытия. Экзистенциально-феноменологическое понимание бытия.

  Тема 4. Диалектика категорий бытия и мышления.

 Категории как предельно широкие понятия. Основные трактовки сути категорий. Онтологическая интерпретация категорий Аристотелем. Разработка системы категорий в философии И.Канта. Категории, систематизированные на базе диалектики (Г.Гегель). Переосмысление диалектического подхода в современной философии и критика классической диалектики. Категории феноменологически-экзистенциальной философии.

  Тема 5. Теория познания. Философия науки.  

 Проблема отношения бытия и мышления. Основные концепции классической теории познания. Неклассическая постановка проблемы познания. Проблема субъекта и объекта. Понятие истина. Эпистемология. Понятие классической науки. Формы и методы научного познания. Понятие научной теории. Парадигмы и научные революции.

Модуль 3. Социально-личностные проблемы курса

Раздел 3. Социально-личностные проблемы курса

Тема 6. Философия истории.

 Проблемы антропогенеза и эволюции истории. Эволюция человека в культуре, технике, языке, творчестве, социальных институтах. Характеристика человека как субъекта истории. Историческое сознание, его формы и ценность. Вопрос о наличии и критериях исторического прогресса. Основные модели общественного развития. Эволюция исторических форм. Трансформация обществ. Диалог культур.

  Тема 7. Социальная философия.  

 Человек как социальное существо. Типы социальных общностей. Понимание и объяснение социальной реальности. Общественная жизнь: ее структура, состав, формы. Социогенез. Практики языка, одомашнивания, социализации, приобщения к культуре (антропотехники). Роль понимания в социальной коммуникации. Суть требований общества к человеку. Характеристика современного общества. Понятие информационного общества. Роль информации в обществе, истоки информационного общества, перспективы развития и проблемы информационного общества.

  Тема 8. Ценности личностного бытия.

 Этно- и культурогенез. Личность в культуре. Отношения между «я» и «другим». Эпоха «индивидуализма». Система ценностей. Любовь. Возможность для новой солидарности людей. Мораль и право. Справедливость. Искусство. Понятия прекрасного и безобразного.

Свобода и ответственность. Гуманизм и гуманность. Добро и зло. Специфика человека среди

 прочих живых существ с точки зрения философской антропологии. Основополагающие культурные практики воспитания человека. Роль культурных норм и ценностей в организации поведения людей. Различия и формы взаимодействия массовой и элитарной культуры. Культура общения и уважение. Отношение Бога и человека в религиозной антропологии. Негативная и позитивная оценки религии. Смысл жизни. Будущее человечества.

 

 

II. Самостоятельная работа студентов

 

   Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

  Самостоятельная работа формирует у обучающихся на каждом этапе их движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыки и умения для решения познавательных задач; создает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; становится важнейшим условием самоорганизации обучающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью студента в процессе обучения и профессионального самоопределения.

  Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Предназначение самостоятельной работы многопланово:

- для овладения материалом конкретной дисциплины,

- для формирования навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности,

- для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход  из кризисной ситуации и т.д.

Самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

•формированию интереса к познавательной деятельности;

•овладению приемами процесса познания;

•развитию познавательных способностей.

 

III. Творческие задания по темам

Тема 1. Философия – теоретически формируемое миропонимание.

Соотнесите понятия и определения:

Понятия: мировоззрение, миф, религия, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, гносеология, онтология, аксиология.

Определения:

- система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

- форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения; способ освоения мира человеком на ранних стадиях общественного развития, сущностью которого является процесс обобщения и осмысления в образно-символической и эмоционально-ценностной форме важнейших способов и средств удовлетворения человеком своих потребностей.

- направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости.

- умозрительное философское учение о сверхчувственных (сверхприродных) принципах и началах бытия, знания, культуры. 2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.

- учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении.

- направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.

- теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.

- теория бытия, раздел философии, который излагает фундаментальные принципы, начала бытия.

- теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой...

- форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного мира и его влиянии на материальный мир.

Определения:

- одна из наиболее широких парадигм, объясняющих происхождение и сущность человека только в единстве с Космосом.

- то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание,

- (от греч. apeiron беспредельное, безграничное, безмерное) единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр).

- стихийный материализм форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме природных стихий.

- многобожие, религия, допускающая много божеств, в противоположность монотеизму, единобожию.

- философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению.

- философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее? », то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть? »

- мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее.

- учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

- философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

- философское понятие, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи.

- в религиозных и идеалистических представлениях нематериальное начало жизни, противополагаемое телу.

- (от греч. idea образ, представление) многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах.

- центральное понятие космологии и теологии Аристотеля.

-

- в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса.

- филос. учение, утверждающее непознаваемость мира.

- учение о безусловном спокойствии духа, как единственной цели, к которой должен стремиться истинный философ.

- учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие.

- моральная теория, основанная на идее счастья как высшей ценности.

- идеалистическое воззрение, утверждающее преобладание в мире зла над добром и рассматривающее бытие, как страданье.

- совокупность теологических, философских и политико - социальных доктрин христианских мыслителей 2 - 8 вв. н.э.

- тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого–догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально–логическим проблемам.

 

- филос. учение, утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении.

- философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования.

- теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.

- религиозно философское учение, ставящее свой целью примирить существование в мире зла и несправедливости с идей благости и всемогущества бога.

- эпоха Возрождения XV и XVI вв. характеризуется возрождением классического искусства и литературы, освобождением мысли и личности.

- система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности.

- филос. воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

- философско-религиозное учение, отождествляющее Бога и мир.

- философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

- религиозно - философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами.

- вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а вещи лишь как явления.

- филос. термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или в себе), в отличие от того, какими они являются для нас.

- суждение, независимое от опыта, высшей формой постижения априорного содержания считается интеллектуальная интуиция.

- суждение, основанное на опыте, вытекающее из опыта.

- базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения.

- в филос. системе Гегеля заключительное звено  развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи.

- философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса.

- парные сущности, взаимоисключающие и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие друг друга.

- философская категория, выражающая: а) равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов.

- термин, которым философы идеалисты обозначают якобы существующую объективно (независимо от человека и человечества) и составляющую сущность действительности волю.

- философское течение, провозглашающее пренебрежение чувственным миром, его отрицание ради духовного мира.

- основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы.

- одна из разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта.

- подход к изучению социальных явлений, при котором внимание уделяется исследованию устойчивых социальных структур и их роли в сохранении общества как социального целого.

- совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур

Античная философия

1. Приведите в соответствие имена философов и принадлежащие им высказывания:

1. Все есть много

2. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами

3. В одну и ту же реку нельзя войти не только дважды, но и единожды

4. Человек -- мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют

5. Каждому рассуждению противостоит равносильное

6. Ничто не делается случайно, но для всего, возникновение чего мы приписываем самопроизвольности или случаю, имеется определенная причина

7. Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнивать ее с человеческим поколением

8. Ничто не может стать чем-нибудь, и нечто не может превратиться в ничто

а. Аристотель   д. Протагор
б. Анаксагор   е. Кратил
в. Пифагор   ж. Гераклит Эфесский
г. Фалес   з. Парменид

1. Закончите высказывание: " В философии Гераклита закономерность, которая направляет все бытие и становится понятным только для очень немногих, называется...".

2. Закончите высказывание: " В философии античности первоматерия, исходное состояние вещей, называется...".

3. Закончите высказывание: " Понятие в философии Аристотеля, обозначающее движение, существующее в потенции, поскольку оно таковое, или переход возможности совершенства в совершенность, называется...".

4. Закончите высказывание: " В философии Анаксагора то, из чего все возникает; то, что содержит в себе все многообразие чувственного мира, называется...".

5. Закончите высказывание: " Для обозначения чистого незамутненного впечатлениями ума Аристотель ввел понятие...".

1. Дайте определение понятия " майевтика". Кто ввел в оборот данное понятие?

2. Дайте определение понятия " апория". Кто ввел в оборот данное понятие?

3. Кто является автором термина " философия"? Какой первоначальный смысл имело это понятие?

4. Дайте определение категории " эйдос".

5. Древнегреческий философ Зенон из Элеи был знаменит рядом сформулированных им философских " тупиков" (апорий). Ниже приведены две его апории. " Дихотомия": Чтобы пройти весь путь, надо пройти сначала его половину. Чтобы пройти половину, надо пройти половину половины, и т.д. Поскольку у любого сколь угодно малого отрезка пути будет первая половина и любой отрезок пути можно разделить, то путь вообще нельзя пройти, ибо он бесконечен. Апория " Стрела": Летящая стрела в каждый момент полета занимает какое-то место. В этом месте она покоится, поскольку быть в одном месте -- это и есть покой. Значит, стрела вообще не движется, так как весь путь полета -- это сумма занимаемых ею мест. Попробуйте опровергнуть Зенона (желательно избегать математической формализации).

6. Древние греки предпочитали изображать мир конечным, имеющим границы. Но иногда возникали следующие вопросы: если воин добежит до края мира и метнет копье, то копье или полетит, или не полетит. Если полетит -- значит, за границей мира есть пространство; если не полетит -- значит, там есть какое-то вещество. В любом случае мир не конечен. Состоятельно ли это рассуждение?

7. Аристотель говорит: как человека, который живет для себя, называют свободным, так и философия -- единственно свободная наука, так как существует ради себя. Все другие науки более необходимы, чем философия, добавляет он, но лучше нет ни одной. Ваше мнение?

8. Исследуйте с точки зрения формы сообщения фрагмент Гераклита: " Этот мир, один и тот же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами затухающим". Обратите внимание на употребление слов (что это: понятия? образы? метафоры? или и то и другое?; мешает такая двусмысленность или чему-то помогает? ), на структуру текста, на ритм повествования, на смысловые группы, на их возможные связи, на возможные интерпретации (физическая, мифологическая, богословская, философская, моральная...). Исключают ли эти интерпретации друг друга?

 

Философия Средневековья

1. В средневековой философии был знаменитый спор реалистов и номиналистов. Реалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют реально, единичные же вещи могут складываться из общих понятий подобно тому, как многие нити могут связываться в один узел. Номиналисты полагали, что универсалии -- это лишь имена, реально же существуют лишь единичные предметы. Попробуйте поучаствовать в этом споре.

2. Английский философ Средневековья Уильям Оккам сформулировал " принцип бережливости", который звучит следующим образом: " Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости". Как Вы понимаете данную мысль? Какие аргументы приведете в доказательство или в опровержение?

3. Назовите знаменитые пять аргументов в пользу существования Бога, сформулированные Фомой Аквинатом. Выделите наиболее сильные и слабые аргументы. Кто из известных философов доказал логическую несостоятельность аргументов?

4. Кто сформулировал онтологический аргумент в пользу существования Бога, и в чем его суть?

5. Вставьте пропущенные слова во фразу Николая Кузанского: " Все вещи состоят из... в различных степенях, имеют то больше от этого, то меньше от другого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим".

 Философия Нового времени

1. Проследите ход рассуждений Юма: причинностью называют необходимую связь между фактами, когда из одного факта следует другой факт. Но необходимый вывод можно сделать, только выводя одно понятие из другого. Из факта не следует ничего, кроме его существования. Следовательно, причинность существует не в природе, а в нашем состоянии. Согласно ли вы с Юмом? Кант писал, что Юм пробудил его от догматического сна. Не заставил ли Юм и вас усомниться в том, что казалось раньше очевидным?

2. Знаменитый спор XVII в. -- между эмпиризмом и рационализмом. Каков действительный источник знания? Рационалисты считали, что знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он -- источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума. С точки зрения их оппонентов -- эмпириков -- содержательную информацию может дать только опыт, разум же играет роль инструмента, который собирает и обрабатывает чувственные данные. Сформулируйте свою точку зрения. Как Вы понимаете позицию Лейбница, который пытался найти компромисс: " В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувственном опыте. Кроме самого разума"?

3. В XVII в. обострился старый спор о соотношении между протяженностью (частным случаем которой считалась материальность) и мышлением (идеальностью). Многие философы пришли к категоричному выводу: между идеальностью и протяженностью нет ничего общего, они подобны параллельным рядам; чтобы обеспечить их связь, Богу приходится специально приводить во взаимно-однозначное соответствие элементы этих рядов (так называемая " предустановленная гармония" ). Нет ли более эффективных решений? Чтобы ярче представить проблему, поставьте " интеллектуальный эксперимент": представьте, например, яблоко. Где находится это представление? В голове? В нервных клетках? Процессы организма, сопутствующие вашему представлению, " не похожи" на яблоко. Есть ли точка пространства, где можно разместить это -- несомненно существующее -- представление? Можно ли точно, при помощи объективных методов, узнать, что представляет в своем воображении другой человек.

Определения:

- философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее? », то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть? »

- позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

- философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (в противоп. дуализму и плюрализму).

-  в широком смысле всякое изменение, в узком изменение положения тела в пространстве.

- поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому.

 

- свойство объекта обладать всеми признаками системы.

- философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления

Тема 6. Философия истории.

Соотнесите понятия и определения:

Понятия:

философия истории, цивилизация, модернизация, глобализация, исторические законы, общественное сознание, линейность, цикличность, синергизм.

Определения:

- раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.

- ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно политической формации.

- процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется с социальными отношениями патриархально феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа.

- процесс усиления взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества.

- законы взаимодействия исторических сил.

- духовная жизнь общества, проявляющаяся в единстве общественной идеологии и общественной психологии.

- прямолинейность  исторического  развития.

 

- теория исторического круговорота, повторения периодов зарождения, расцвета и упадка или даже гибели человеческих обществ.

- вариативность исторического развития

Тема 7. Социальная философия.  

Соотнесите понятия и определения:

Понятия:

общество, общественные отношения, социальные группы, социальные общности, социальные институты.

Определения:

- в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

- многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

- относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества.

- совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

- исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Литература и интернет – источники

1. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для бакалавров /А.Г. Спиркин.–3-е изд., перераб. и доп.–М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.–828с.

2. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко.–5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Юрайт; ИД Юрайт, 2012.–561с.

3. Канке, В.А. Философия для технических специальностей: учебник. – М.: Изд-во « ОмегаЛ», 2010. –396с

4. Миронов В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов. – М.: Проспект, 2017.–240с.

5. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2010 – 496с

6. http: //www.ihtika.net Сайт, на котором можете скачать учебники по философии (для скачивания необходима регистрация). Раздел " Учебники". Здесь представлены учебники и разные материалы по философии. Раздел «Философия логика этика» так же содержит книги по философии. «Философский раздел» - это не учебники, а первоисточники.

7. http: //filosof.historic.ru/ - " Электронная библиотека по философии". Есть первоисточники и несколько учебников (раздел «Учебные пособия»). Есть тематический и алфавитный указатели. Кроме этого на сайте есть небольшой философский словарь (on-line). Скачать одним файлом ничего нельзя, только открывать на месте частями и читать или копировать.

8. http: //www.zipsites.ru/ - представлены учебники и пособия. Краткая, но качественная подборка учебников по многим гуманитарным дисциплинам.

9. Для скачивания философских произведений (первоисточники) сайт «Янко слава» http: //yanko.lib.ru или библиотека Максима Мошкова http: //lib.ru - раздел " Философия" в библиотеке М. Мошкова.

10. http: //www.zipsites.ru/ - бесплатная электронная интернет библиотека. Большое количество разнообразных учебников, словарей по различным предметам.

11. http: //philosophylib1.narod.ru/ - простой сайт для быстрого скачивания первоисточников по философии. Список сайтов, где что-то можно скачать, прочитать или посмотреть обширен.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………… 4

I. Содержание разделов и тем учебной дисциплины……………………...7

II. Самостоятельная работа студентов………………………………………9

III. Творческие задания по темам ………………….....................................10

IV. Слушание и запись лекций……………………………………………....22

1. Литература и интернет – источники…………………………………….26

 

ВВЕДЕНИЕ

 Дисциплина имеет цельюформирование у студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

В процессе изучения данной дисциплины студент расширяет и углубляет следующие компетенции:

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5).

· способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

Задачи дисциплины:

- формирование представлений о структуре философского знания;

- знакомство с историческими типами мировоззрения;

- овладение ключевыми философскими категориями и понятиями и умение применять их в профессиональной деятельности;

- овладение знаниями в области онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии; аксиологии и историософии, умение применять их в профессиональной деятельности.;

 

Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:

 - Бытие и его формы (бытие природы, общества, человека).

 - Отношения человека к миру, обществу и к самому себе.

 - Мировоззренческие принципы и системы ценностей.

 - Методология научной деятельности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.137 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь