Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дополнение к Программным Документам ВДА



 

В данном документе рассматривается трёхсторонняя модель болезни/выздоровления, разработанная Комитетом по Красной Книге ВДА (тело/разум/дух), и содержатся предложения по организации и развитию важных идей и процессов, определённых комитетом как знаковые для достижения более полного выздоровления. Оглядываясь назад, мы также видим, что данная модель согласуется с концепциями выздоровления, ранее выработанными в Программе.

ВДА входит в новое тысячелетие, и мы стараемся интегрировать в нашу Программу огромное количество личного опыта, клинических исследований и текстового материала о взрослых детях и дисфункциональных семьях. Мы считаем важным помнить о принципе «Не усложняй» и его модификации «Не усложняй концепции». Поэтому мы предлагаем использовать понятие эмоциональной трезвости/интоксикации Билла У. как основу, направление и конечную точку выздоровления.

Выздоровление – не просто слова. Его можно представить и в конце концов достичь. Это кажется нам основным различием между ВДА и другими программами. Хотя ВДА для описания причины и последствий травмы использует термин «болезнь», он, как сказано в «Проблеме», означает процесс вынужденного приспособления или выученное поведение. Чему можно научить, от того можно и отучить; пусть даже обратить вспять выученную беспомощность и боязнь нового (последствия травмы развития) крайне трудно. Эмоциональная трезвость, базовая онтологическая безопасность (Лэйнг, 1965), открытость новому опыту (Роджерс, 1961), внутренний локус контроля (Роттер, 1982), автономия (Милгрэм, 1974), нонконформизм (Аш, 1955) и феноменологическая независимость от поля (Уиткин, 1965) – так разные авторы обозначают компоненты духовного пробуждения, счастья, радости и свободы. Можно сказать, что они описывают реализацию двух терапевтических идеалов: отсутствие излишнего напряжения в теле и нейтральную реакцию на символические ассоциации и мысленные образы травмы. Использование Шагов и Традиций для достижения этих идеалов, для встречи с прошлым и его завершения, ведёт к возвращению всех воспоминаний и таким образом – к выздоровлению. По сути своей это прустианский подход[52]. Целью является достигнуть уровня, где воспоминания травмы и прообразы внутренней зависимости больше не причиняют боль. Так исполняется Второе Обещание Анонимных Алкоголиков: «Мы не будем сожалеть о нашем прошлом и вместе с тем не захотим полностью забывать о нём».

Когда дети отчаянно пытаются контролировать разрушительные последствия семейной травмы, чтобы избежать или по крайней мере минимизировать ущерб, это наносит им вред в трёх важнейших сферах. Во-первых, им плохо на телесном уровне. Возьмём пример из работы доктора Марджори Тумим: если вы разгоняете машину до 150 км/ч с нажатым тормозом, механические повреждения очевидны и легко измеряемы (Смит, 2005). Этот антагонизм в нервной системе – одновременные импульсы возбуждения и торможения – отражает мучительный паралич, который испытывают дети в дисфункциональной среде под огнём двойных посланий, когда непонятно, убегать или остаться, чтобы защитить и обезопасить себя. Во-вторых, их мышление расщепляется. Взаимосвязанные символические фрагменты – фобии, навязчивое поведение, ночные кошмары, фантазии и табу (проблемы получения разрешения, с которыми сталкиваются все взрослые дети, три запрета[53] по Клаудии Блэк [1982] и мощнейший приказ «не помни») – все они используются для обезболивания за счёт «внутренней химии» (см. второй отчёт Программных Документов о диссоциации). Всё это – неотъемлемая часть телесной саморегуляции, контроля над энергией, обеспечивающего неустойчивое равновесие между торможением и возбуждением в уже разболтанной системе. Чуть больше торможения – и вы рискуете полностью обесточить систему (шок); чуть больше возбуждения – и вы рискуете получить инсульт. Внутренние и внешние наркотики, избегание людей или слияние с ними – на этом держится шаткая система адаптации к травме, это она помогает хоть как-то жить и выдерживать разрушительные силы, с которыми мы впервые столкнулись в семье. Это продолжение жалких, обречённых попыток обуздать и исправить семейную дисфункцию. В-третьих, дети чувствуют духовный надлом из-за неспособности справиться как с рассыпающейся семейной системой, так и с постоянной угрозой их личностной целостности. Они раздавлены духовно, подчас сломлены жестоким отношением и насилием, которые им приходится претерпевать. Они сброшены в пропасть, которую Большая Книга А.А. называет состоянием «жалкой и невыразимой подавленности»[54]. Вот та глубина травмы, которую придётся признать и лечить.

Подавление и вытеснение воспоминаний о нескончаемых страданиях и травмах вызывает боль. Не метафорическую или психическую боль, а физические мучения на уровне крови, плоти, нервов и костей. Важно заново осознать случившееся, потому что символические представления изначально непереносимого опыта стимулируют процессы защитной диссоциации. Любым попыткам изменить эти процессы будет возникать значительное сопротивление.

Как это ни парадоксально, решение состоит в том, чтобы сконцентрироваться на снятии стресса с организма, чтобы успокоить и излечить разрушенное болью тело всеми возможными психологическими и духовными средствами.

Ганс Селье в своём очерке об общем адаптационном синдроме (1980) разделяет стадию тревоги на две фазы: фаза шока и фаза противошока. К фазе шока, которую он не отделяет от изначальной фазы травмы, он относит различные признаки травмы: «тахикардия, потеря мышечного тонуса, понижение температуры и снижение давления крови». После этого наступает фаза противошока – «обратная реакция, для которой характерна мобилизация защитной фазы». Он добавляет, что «большинство вызванных острым стрессом болезней соотносятся с описанными двумя фазами реакции тревоги». В стадии сопротивления, наступающей после реакции тревоги, наступает «полная адаптация к стрессору» с «улучшением или исчезновением симптомов» и «одновременным уменьшением сопротивления к большинству других раздражителей». Это отличное описание диссоциативного отрицания перекликается с обнаруженным Марджори Тумим феноменом «парадоксального сглаживания» (Тумим и Тумим, 1975). Если стресс не прекращается, наступают истощение, коллапс, смерть.

Уэйн Критсберг (1985) для объяснения синдрома ВДА использует модифицированную концепцию травмы и шока, опираясь на модель Селье. Хотя он и не даёт своего определения терминам «травма», «шок», «сопротивление», его концепция интересна и многое объясняет. В ранних трудах по посттравматическому стрессу и потере онтологической безопасности Смит (1987) определил травму как максимальное возбуждение симпатической нервной системы в ответ на боль или угрозу боли. Детская реакция «борись или беги» достигает своего пика. Его определение позволяет хотя бы теоретически – как если бы это был лабораторный опыт или этологическое полевое исследование – систематизировать травматическое событие, когда бы и где оно ни происходило (в семье или вне дома, в течение дней, месяцев или лет). Мы можем вычислить, когда появились сопротивление и отрицание. Точно так же, в согласии с медицинским подходом, определяется шок: под ним подразумевают недостаточное кровоснабжение тканей головного мозга. Сочетание травмы и расширения центральных сосудов, наступающего при эмоциональной перегрузке, приводит к тому, что кровь буквально отливает от мозга. Сознательный контроль за поведением существенно нарушается или становится невозможным из-за полного отключения сознания.

Р. Д. Лэйнг (1965) так описывает потерю онтологической безопасности: она начинается с частичной потери связи с цельным (синтетическим) Я и другими людьми, а заканчивается погружением в хаотическое небытие или тотальную потерю связи с собой и другими. Это психологически-философское описание потери чувства базовой безопасности очень близко к описанию того, как травмированный человек проваливается в шок или теряет сознание. Несложно понять, что если систему перегружать сильно и достаточно долго, или очень сильно единовременно, то она остановится или сломается. Для хрупкого детского создания это особенно верно. Подведя под концепцию базовой безопасности психофизиологическую основу (травма и шок), мы начинаем яснее видеть различия между жизнью до и после травмы. Подход также позволяет выработать измеримую, биологически обоснованную методологию лечения для восстановления чувства онтологической безопасности.

В «Списке характерных особенностей ВДА» (1991) Тони А. написал:

«Выздоровление – сложный процесс. Мы не можем вернуться в детство и попросить родителей любить нас той любовью, в которой мы нуждались. Это совершенно невыполнимо. Как взрослым детям алкоголиков нам нужно научиться самим заботиться о себе и реализовывать свои возможности. Нам нужно заглянуть внутрь себя, отыскать истоки наших чувств и прийти к пониманию своих трудностей и собственной роли в их возникновении.

Всё это возможно в рамках программы ВДА. Те из нас, кто выжил в кошмаре семейного алкоголизма, нуждаются в безопасном и спокойном месте, где мы могли бы излить душу, соприкоснуться со своими болезненными детскими чувствами и узнать, что мы не одиноки в своей борьбе. В ВДА мы заплатили огромную цену за достижение этой ступени выздоровления» (Курсив добавлен).

Как бы там ни было, Тони говорит: «процесс выздоровления работает». Он отмечал, однако, что в то время главной проблемой ВДА было «ограниченное понимание… процесса», которое он и хотел прояснить.

В Большой Книге А.А. Билл У. в начале главы «Заглянем в ваше будущее» пишет: «Мы стали подданными короля Алкоголя… леденящий душу туман одиночества окутал нас», и, если мы продолжали искать утешение в выпивке, наступало страшное пробуждение, «когда перед нами представали четыре чудовищных всадника – Ужас, Замешательство, Разочарование, Отчаяние». Тем не менее в конце абзаца он добавляет: «мы всё ещё живём в мире чудес».

Второе предсказание Билла касалось следующего рубежа – эмоциональной трезвости; сейчас её можно назвать чудом выздоровления для переживших травму развития. Билл закончил «Заглянем в ваше будущее» словами: «мы понимаем ограниченность наших знаний» и ответ на вопрос, как помочь тем, кто всё ещё страдает, придёт только тогда, когда «наш собственный дом будет в порядке». «Мы не можем передать того, чего у нас нет». В те времена не было представления о том, как использовать Двенадцать Шагов для выздоровления от травмы – поэтому и передать его было нельзя.

Слова Тони о высокой цене за достижение именно этой ступени выздоровления, показывают, как сложно было прорваться сквозь общественное и личное отрицание проявлений сформировавшегося в семье ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Его вера в то, что программа выздоровления работает, показывает, что многие люди, начиная с Билла и доктора Боба, привели свои дома в порядок и открыли себя руководству любящей Высшей Силы. Сейчас нам удалось собрать достаточно знаний и опыта, и мы можем передавать весть о выздоровлении от боли и последствий детской травмы. Как отметил Билл, если отношения с Богом строятся правильно, тогда «значительные события произойдут с вами и многими другими людьми. Для нас это – Великий Факт».

Опыт реинтеграции, впервые предсказанной Биллом, Тони и Джеком И. (автором Проблемы) и обозначенной нами выше, в ближайшие годы будет способствовать более эффективному применению Шагов и Традиций для восстановления целостности взрослых детей[55]. Описанная во Втором Шаге уверенность, что мы сможем вернуть или обрести здравомыслие; исполнение Двенадцати Обещаний, которое происходит, когда в Девятом Шаге мы возмещаем ущерб и налаживаем отношения с собой и другими, – вместе дают необыкновенное вдохновение работать по Программе. Когда мы делимся своими личными историями и опытом выздоровления; когда показываем другим взрослым детям, что боль и искажение реальности от постоянной борьбы с безумием заканчиваются и что духовное пробуждение, психологическая целостность, физическое здоровье и онтологическая безопасность вполне достижимы, – тогда наша Программа сияет внутренним светом и даёт надежду бесчисленному множеству взрослых детей, которые всё ещё страдают.

Лора Рассел (1984), Тиммен Чермак (1985) и первый отчёт Программных Документов ясно очертили связь между ВДА и военным посттравматическим синдромом. Однако уже в Десятой характеристике из Списка было сказано о травматической природе нашего детства и «пост-детских» мучениях, возникающих из-за травмы.

Майкл Сибо в замечательной диссертации «Уязвимая личность взрослого ребёнка алкоголика» (1983) перечислил 14 проявлений уязвимости: 1) внутренний конфликт при столкновении с потребностями другого; 2) уязвимость к нарциссической травме; 3) болезненное переживание проявлений собственной уязвимости; 4) уязвимость перед силой другого; 5) уязвимость к покинутости; 6) уязвимость к гневу другого; 7) отстранение как защита собственной уязвимости; 8) сдерживание тяжёлых чувств как способ защиты собственной уязвимости; 9) угодничество как способ защиты собственной уязвимости; 10) агрессия как способ защиты собственной уязвимости; 11) защита собственной уязвимости волевым контролем над своими чувствами и поведением; 12) контроль над другими как способ защиты собственной уязвимости; 13) роль «героя» как способ защиты собственной уязвимости; 14) мыслительная трансформация реальности как способ защиты собственной уязвимости.

Пункты 1, 2 и 3 объясняют природу и происхождение уязвимой личности; пункты 4, 5 и 6 показывают, как уязвимая личность проявляется во взаимоотношениях; пункты 7, 8, 11 и 14 описывают, как взрослые дети защищаются, перенаправляя энергию обратно против себя; а в пунктах 10, 12, 9 и 13 речь идёт о таких способах защиты, как агрессия и миротворчество. Разрешение данных проблем и восстановление от повреждений, вызванных стрессом и необходимостью сопротивления, – это задачи, составляющие ядро выздоровления. И хотя решение этих задач крайне важно, первостепенной задачей является сохранение безопасности в уютном убежище под защитой Шагов и Традиций.

Основное внимание в первом отчёте Программных Документов уделяется теме безнадёжности и отчаяния, которые приходят вместе с напрасными усилиями спасти семью и себя. Во втором отчёте подчеркивается необходимость внутренне полностью отделиться от больной семейной системы – психологически, эмоционально и духовно. В данном случае невозможно быть слегка нетрезвым или немного пьяным. Третий отчёт Программных Документов посвящён тому, как дорого приходится платить за выживание, когда оно требует прятать уязвимого и израненного ребенка в тюрьме изоляции; в нём также описано, чем оборачивается использование разнообразных методов, позволяющих поддерживать эмоциональную интоксикацию и оцепенение для защиты своей уязвимой личности.

В своей статье «Новые рубежи» Билл написал: «Стоит нам приглядеться повнимательней ко всем своим тревогам, большим и малым, как мы сразу же обнаружим, что тревоги эти коренятся в какой-то нездоровой зависимости, требующей нездорового удовлетворения. Давайте же, с Божьей помощью, постоянно отказываться от этих обременяющих потребностей. И тогда мы обретём свободу по-настоящему жить и любить; мы сможем сделать Двенадцатый Шаг по эмоциональной трезвости в отношении и самих себя, и других людей». Это, несомненно, очень ясно сказано. Теперь нам нужно понять, что это означает на практике в реальной жизни – каждый день.

Многолетняя участница нашей Программы вспоминает, как в начале своего выздоровления она испытала невероятную свободу, когда спонсор сказала ей, что она может уйти от безумия. Это великолепное послание, его вполне можно внести в Базовый текст Сообщества. Важно, однако, помнить, что мы не только можем уйти от безумия, но и прийти к здравомыслию.

Этот текст вырос из бесед и писем между председателем Комитета по Красной Книге ВДА и председателем Программного комитета, посвящённым будущему Программы.

Библиография

A., Tony & F., Dan (1991). The Laundry List. Pompano Beach, FL: Health Communications, Inc

Alcoholics Anonymous, Third Edition (1976). New York: AAWS

Asch, S. E. (1955). Opinions and Social Pressure. Sci Am, 193, 31–35

Black, C. (1982). It Will Never Happen To Me. Bainbridge Island, WA: M.A.C. Publishing

Cermak, T. (1985). A Primer on Adult Children of Alcoholics. Pompano Beach, FL: Health Communications, Inc

Identity Papers (1996). Torrance, CA: Adult Children of Alcoholics WSO

Kritsberg, W. (1985). The Adult Children of Alcoholics Syndrome. Deerfield Beach, FL: Health Communications, Inc

Laing, R. D. (1965). The Divided Self. Middlesex, UK: Penguin

Milgram, S. (1974). Obedience to Authority. New York: Harper & Row

Rogers, C. R. (1961). On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin

Rotter, J. B. (1982). Generalized expectancies for internal versus external locus of control of reinforcement, in C. D. Spielberger, gen. ed., The Development and Applications of Social Learning Theory. New York: Praeger

Russell, L. (1984). Alcoholism and Child Abuse. Rutherford, NJ: Thomas W. Perrin, Inc

Seabaugh, M. O. L. (1983). The Vulnerable Self of The Adult Child of an Alcoholic: A Phenomenologically Derived Theory. Doctoral dissertation, USC

Selye, H. (1980). The Stress Concept Today, in I. Kutash and L. B. Schlesinger, eds., Handbook on Stress and Anxiety. San Francisco: Jossey–Bass

Smith, M. R. (1987). Post-Traumatic Stress and the Loss of Ontological Security: overcoming trauma-induced neophobia in adult children of alcoholics, in B. G. Braun, ed., Proceedings of the Fourth International Conference on Multiple Personality/Dissociative States, Chicago

Smith, M. R. (2005). Marjorie Toomim: A Remembrance. Biofeedback, 33 (2), 77–78

Toomim, M. & Toomim, H. (1975). GSR biofeedback in psychotherapy: some clinical observations. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 12 (1), 33–38

W., Bill (1958, January). The Next Frontier – Emotional Sobriety. AA Grapevine, 2–5

Witkin, H. A. (1965). Psychological differentiation and forms of pathology. Journal of Abnormal Psychology, 70 (5), 317– 336.

Приложение Б  Как слушать Пятый Шаг

 

«Признали перед Богом, собой и другим человеком истинную природу наших заблуждений».

Слушать или принимать Пятый Шаг – это величайший акт служения, исходящий из любви. Для участия в этом процессе вам необходимо завершить собственный Пятый Шаг и остальные Двенадцать Шагов. Вы должны активно работать по Программе, посещать собрания и корректировать своё поведение в текущих взаимоотношениях.

В данном руководстве описан способ выслушать Пятый Шаг, предложенный одним из членов нашего Сообщества. Эти рекомендации согласуются с принципом «спутника» и разработаны в соответствии с упражнениями из Красной Книги. Они не только дадут полезную информацию по взаимодействию на Пятом Шаге, но и помогут вам поддержать человека на пути с Шестого по Восьмой Шаг.

Это руководство предназначено для спонсора и подспонсорного, работающих по Шагам ВДА. Как правило, Пятый Шаг слушает именно спонсор. Тем не менее это могут сделать и другие люди. В их число входят психологи, духовные наставники и члены других двенадцатишаговых сообществ. Не стоит обращаться с такой просьбой к супругам, родителям, родственникам, друзьям или бывшим любовникам. Человек, слушающий Пятый Шаг, должен понимать направленность и структуру Шагов ВДА. Хотя наша Программа похожа на другие, Четвёртый Шаг в ВДА шире и помимо личной инвентаризации включает в себя инвентаризацию семейной системы. Это означает, что члены нашего Сообщества исследуют не только собственные поступки, но и поведение родителей, а также сестёр и братьев. Слушателю необходимо понимать, чего именно мы пытаемся достичь с помощью Шагов ВДА.

Пятый Шаг – это символ мужества, которое потребуется, чтобы признать истинную природу своих заблуждений, не приукрашивая и не преуменьшая важность событий. Мы рассказываем о том, что с нами случилось, другому человеку и Богу. Член ВДА доверяет слушателю свою историю, не опасаясь осуждения. Для многих взрослых детей это будет первая возможность поделиться наиболее сокровенными подробностями своей жизни. Доверие – один из духовных принципов Пятого Шага. Второй принцип – честность.

Прежде, чем приступить к Пятому Шагу, необходимо закончить четыре предыдущих. Желательно, чтобы спонсор и подспонсорный и их проделали вместе. Седьмая глава – это прекрасный путеводитель, призванный помочь членам ВДА работать по Шагам со спонсором или психологом. Выполнение первых четырёх Шагов не ограничено по времени, но, как правило, член ВДА заканчивает их на первом году выздоровления. Кто-то справится с этой работой быстрее, другим времени потребуется больше. Не нужно торопиться поскорее завершить эти Шаги, но и затягивать с ними тоже не следует.

Слушая Пятый Шаг, необходимо:

1. Понимать последовательность Шагов и цели, которые необходимо достичь в Четвёртом и Пятом Шагах.

2. Слушать с сочувствием и без осуждения.

3. После Пятого Шага помочь человеку приступить к Шестому, Седьмому, Восьмому и последующим Шагам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь