Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы идентификации государства по его основным признакам



 

1. В течение многовекового развития наука выработала несколько путей идентификации государственно-правовых, равно как и любых иных явлений, институтов и учреждений. В сугубо академических, учебных целях традиционно используются, как показывает практика, в основном два пути. Первый путь - это познание рассматриваемых феноменов через их определение, и второй - это изучение их путем выделения и анализа характерных для них, специфических признаков и черт.

Первый путь познания, как это можно видеть на примере определения государства, далеко не всегда эффективен, а в некоторых случаях в силу огромного влияния субъективного фактора просто нерационален. К тому же следует иметь в виду трудности объективного характера, обусловленные самим фактом многогранности государства и сложности " сведения" в общее определение государства множества частных определений, отражающих лишь его отдельные стороны.

Противоречивость и разнополюсность представлений о государстве, а также его общих и частных определений во всех подобных случаях, когда акцент в познании государства делается исключительно на его дефиниции, заранее предопределены в силу названных выше причин; они неизбежны.

Это подтверждается опытом исследования государства как отечественными, так и зарубежными авторами. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на современные западные источники, где в одних случаях государство определяется как " агентство" или " институт общества, уполномоченный применять и оснащенный для применения силы, " принуждения". Это институт " осуществления принудительного контроля".

В этом определении государства, как нетрудно заметить, акцент делается на силе, принуждении и " принудительном контроле". При этом особо подчеркивается, что не следует смешивать государство как институт, имеющий все необходимые средства для применения силы, и правительство как орган управления государственными делами.

В других случаях государство определяется не иначе как " политическое организованное сообщество, имеющее свой собственный аппарат управления", или же как " территория, на которой это сообщество существует и функционирует" *(295).

Легко заметить, что акцент в данном определении государства делается уже не на силе или принудительном контроле, а на управлении, на аппарате, осуществляющем это управление, и на территории, на которой располагается и функционирует данное сообщество.

Следует отметить, что первый путь познания государства, ориентируемый на выработку и совершенствование его наиболее приемлемой дефиниции, практически невозможен без второго пути. Ибо трудно себе представить процесс выработки определения понятия государства или любого иного явления, института и учреждения в отрыве от процесса предварительного исследования тех или иных его сторон.

Однако совсем по-иному встает вопрос, когда речь идет об основных целях и приоритетах в процессе познания государства. В первом случае приоритет отдается дефиниции государства. Государство пытаются познать через определение его понятия. Во втором случае приоритет остается за основными признаками и особенностями государства. Суть и содержание государства пытаются познать, подвергая анализу его основные признаки и особенности.

Разумеется, у " дефинитивного" пути исследования государства есть свои определенные достоинства. Однако наиболее эффективным подходом к исследованию государства, как показывает практика, остается все же второй путь.

2. При таком подходе в качестве исходного было и остается положение о том, что государство как институт и организация всегда выделялось среди других окружающих его негосударственных институтов и организаций своей ключевой ролью в политической системе общества, а также своими специфическими признаками и чертами.

Констатируя данное обстоятельство, Н.М. Коркунов еще в конце XIX в. писал, что среди разнообразных форм человеческого общения " первенствующее значение должно быть бесспорно признано за государством". Было время, рассуждал автор, когда государство охватывало собой все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек " совершенно поглощался гражданином государства". Да и в настоящее время, делал вывод Н.М. Коркунов, хотя наряду с государством существует немало других форм общественного единения людей, " государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае история человечества творится главным образом государственной деятельностью" *(296).

Исходя из центральной роли, которую на протяжении всей истории своего развития играло государство, оно всегда привлекало к себе самое пристальное внимание многочисленных исследователей, пытавшихся понять его специфические особенности, выявить и раскрыть его основные признаки и черты.

3. За всю историю развития человечества сложилось множество различных представлений об основных признаках государства и права. Великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано неисчислимое количество самых различных мнений и суждений о них.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, например, специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. "...Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает".

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, " достойное народа". Причем под народом им понималось " не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В чем оно заключалось? Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. " Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно", - писал он в своем знаменитом сочинении " Государь".

4. Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от догосударственной и негосударственной (политических партий, общественных организаций и пр.)?

Прежде всего, это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, т.е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

Каждое общество надеется иметь в государственных органах, у государственного руля своих лучших представителей. Еще Платон (427-347 гг. до н.э.) мечтал об идеальном государстве как справедливом правлении " лучших и благородных". Главную отличительную особенность такого государства Платон видел в том, что в нем преодолевается раскол на бедных и богатых, на безраздельно властвующих и полностью подвластных. Обычное государство он рассматривал в виде " множества государств", в которых " заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств".

Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).

Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.

Следует отметить, что в науке нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства. Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальное значение для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытнообщинной организации.

В условиях первобытного строя власть имела общественный характер. Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением. В обществе не было людей, которые не занимались бы производительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.

Властные функции осуществлялись как через систему органов самоуправления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.

Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью.

Говоря о социальной роли публичной власти, необходимо отметить, что, распространяясь и охватывая своими велениями все общество, она всегда и во всех государствах обслуживала в первую очередь интересы господствующих кругов. При этом она неизменно была яблоком раздора между противостоящими друг другу классами. " Жажда власти, - писал древнеримский историк Тацит, - с незапамятных времен присущая людям, крепла вместе с ростом Римского государства и, наконец, вырвалась на свободу. Пока римляне жили скромно и неприметно, соблюдать равенство было нетрудно. Но когда весь мир покорился римлянам, а государства и цари, соперничавшие с ним, были уничтожены, то для борьбы за власть открылся широкий простор. Вспыхнули раздоры между Сенатом и плебсом; то буйные народные трибуны, то властолюбивые консулы одерживали верх друг над другом. На форуме и на улицах Рима враждующие стороны пробовали силы для грядущей гражданской войны. Вскоре вышедший из плебейских низов Гай Марий и кровожадный аристократ Луций Корнелий Сулла оружием подавили свободу, заменив ее самовластием".

Установлением тирании закончилась борьба за власть в демократическом Риме. Так нередко заканчивалась она и в других государствах. Иногда самовластие сопровождалось такими беззакониями, самодурством и распущенностью венценосцев, что современники содрогались при одном лишь упоминании о них. Каковы были те времена, вспоминали, например, современники о четырехлетнем (37-41 гг.) правлении римского императора Калигулы, отличавшегося откровенным садизмом, произволом и жестокостью, можно судить по тому, что даже известию об убийстве Калигулы люди поверили не сразу. Подозревали, что он сам выдумал и распустил слух об убийстве, чтобы разузнать, что о нем думают в народе.

Среди основных признаков государства выделим разделение населения по территориальным единицам. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, " в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории".

Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.

Территория государства - своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это естественное (а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функционирования государства.

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты. Во-первых, земля, образующая сухопутную территорию и ее недра. Во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства). В-третьих, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства). В-четвертых, объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела " своего" общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Одним из основных признаков государства является суверенитет. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене*(297).

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Известный французский теоретик государства и права М. Ориу усматривал факт самоограничения государственного суверенитета и в том, что государственная власть должна подчиняться праву, действовать в рамках права. " Все согласны, - писал он, - что самоограничение должно быть", т.е. что политическая власть должна самопроизвольно подчиняться положительному праву " и столь же самопроизвольно исполнять лежащее на ней обязательство создания положительного права с целью связывания им своей деятельности". Вопрос лишь в том, продолжал М. Ориу, следует ли рассматривать такое самоограничение как " акт или решение субъективной воли государства, или же это есть результат объективной государственной организации? " *(298).

Ответ на данный вопрос автор искал в разделении государственного суверенитета как понятия " весьма богатого", непосредственно связанного с " равновесием между правом в действии, каковым является политическая власть, и осуществившимся правом, которое есть положительное право", на юридический и политический, или " правительственный", суверенитет. Ответ он искал и в неодинаковом характере соотношения данных видов суверенитета с правом.

Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Основным признаком государства наряду с отмеченными являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.

Разумеется, получаемые за счет займов и налогов средства не всегда и не везде шли лишь на государственные нужды. Ими довольно часто власть имущие злоупотребляли и продолжают злоупотреблять, строя себе на эти средства виллы, замки, дворцы и используя на другие личные потребности и цели.

Древнеримский историк и писатель Светоний - автор широко известного сочинения " Жизнь двенадцати цезарей" - так описывает " расходование" государственных средств, получаемых за счет налогов и поборов, Нероном (37-68 гг.): он, Нерон, более всего был расточителен в постройках. Сооруженный им в центре Рима дворец поражал воображение современников. Площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был длиной в милю. Внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, " подобными городам, а затем - поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них - множество домашней скотины и диких зверей". В покоях же все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. В обеденных залах потолки были штучные, " с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстиями, чтобы рассеивать ароматы. Главный зал был круглый и днем и ночью вращался вслед небосводу".

На протяжении всей истории развития государства особо важное значение для его содержания имели налоги. Они всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

По способу взимания они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо, непосредственно. Косвенные - опосредованно, путем включения их в стоимость производимой продукции или путем прибавления их к цене товаров.

Виды, размеры и количество налогов могут быть самыми разнообразными и зависят от типа и характера самого государства и общества, а также от существующих в той или иной стране традиций и нравов. В своих исторических исследованиях Светоний весьма красочно рассказывает о том, как изощрялись некоторые римские императоры в изобретении все новых и новых налогов, а также в выжимании их из населения.

Например, император Веспасиан (9-79 гг.), известный своей скаредностью, устанавливал налоги... на уборные. Даже его собственный сын Тит открыто возмущался таким неслыханным нововведением. Когда этот налог принес первую прибыль, Веспасиан сунул в нос Титу монету и спросил, пахнет ли она. Отсюда и пошло широко известное выражение " деньги не пахнут".

Многочисленными налогами опустошали Древний Рим и другие его правители. Император Нерон вопреки существовавшим обычаям облагал огромными налогами не только рядовых граждан, но и храмы. Известно его изречение: " Будем действовать так, чтобы ни у кого ничего не осталось".

5. В числе основных признаков государства в отечественной и зарубежной юридической литературе иногда называется такой, как наличие населения.

Этот признак особо выделял, например, Г. Еллинек. Он писал: " Люди, входящие в состав государства, образуют в своей совокупности его население. Подобно территории, население имеет в государстве двоякую функцию" *(299).

Противореча некоторым своим прежним убеждениям и отождествляя по существу два разных понятия - " население" и " народ", автор рассматривает население (народ), с одной стороны, как субъект государственной власти, а с другой - как ее объект. В этом, собственно, и заключается, по мнению Г. Еллинека, двоякая функция, точнее - роль населения (народа) в любом государстве.

Не вдаваясь в анализ рассуждений автора относительно места и роли населения в государстве, по существу его тезиса о населении как об одном из основных признаков государства можно сказать следующее. Данная постановка вопроса, точнее - ее оправданность вызывает определенные сомнения, поскольку она не отражает специфики государства как института или организации. Так как население является " составной частью" не только государственной, но и догосударственной организации, то с таким же успехом можно сказать, что оно (население) выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытнообщинного строя. Из этого следует, что население само по себе не может выступать в качестве отличительного признака государства. Любое иное утверждение весьма спорно.

6. Таковым же представляется и мнение авторов, считающих, что в качестве основного признака государства может выступать наличие у него " самостоятельной принудительной власти".

Один из авторов, разделяющих данную точку зрения, - Н.М. Коркунов. В своей уже цитировавшейся работе " Лекции по общей теории права" он настаивал, что " действительной отличительной особенностью государства" является то, что " оно одно осуществляет самостоятельно принудительную власть". Все иные союзы, пояснял автор, " как бы они ни были самостоятельны в других отношениях, функцию принуждения осуществляют только по уполномочию и под контролем государства". Так, если церковные органы " осуществляют иногда и принуждение, в каждом данном государстве они пользуются принудительной властью лишь в тех пределах, в каких это допускает местная государственная власть" *(300).

Таким образом, заключал Н.М. Коркунов, государство является " как бы монополистом принуждения". Государственный порядок тем прежде всего и отличается от любого иного порядка, " что это мирный порядок, не допускающий частного насилия, самоуправства". При нем только государственные органы наделены " самостоятельным правом принуждения. Частные лица и другие общественные союзы допускаются к осуществлению принуждения лишь настолько, насколько это допускает государство и под его контролем" *(301).

Такое мнение о наличии " самостоятельной принудительной власти" у государства как об основном признаке государства вызывает сомнение по следующим двум причинам.

Во-первых, в силу того что оно характеризует государство исключительно как принудительный инструмент, не принимает во внимание того, что государство в своей деятельности использует не только принуждение, но и убеждение. А поэтому нет никаких оснований при рассмотрении основных черт и особенностей государства выделять в качестве таковых принуждение, забывая при этом об убеждении.

Во-вторых, приведенное мнение игнорирует тот факт, что " самостоятельная принудительная власть" свойственна не только государству, но и в определенных пределах каждой негосударственной организации.

Политической партии, отраслевому или любому иному профсоюзу, молодежной ассоциации или любой иной негосударственной организации нет необходимости испрашивать у государства разрешение на применение принудительных мер (исключение из своих рядов и пр.) в отношении своих нарушающих уставный порядок членов. Принудительные меры в данном случае осуществляются негосударственными организациями как относительно самостоятельными объединениями самостоятельно, без какого бы то ни было " государственного уполномочения" и вне всякого государственного контроля.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что применение принудительных мер не является прерогативой только государства. Они широко используются и негосударственными объединениями. А поэтому рассматривать " узаконенное принуждение" или " самостоятельную принудительную власть" как специфический, к тому же основной признак государства представляется неправомерным.

Кроме основных признаков каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с присущими каждому государству основными признаками перечисленные признаки позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями - с другой.

Символы, памятные даты и атрибуты идентифицируют в формально-юридическом смысле каждое отдельно взятое государство, подчеркивают его самостоятельность в осуществлении своей внутренней и внешней политики, указывают на наличие у него суверенитета.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-05; Просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь