Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И ЕГО РОЛЬ В СОБЫТИЯХ 1917 Г.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Гимназия имени Сервантеса. Курсовая работа.
АНАРХИЗМ В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В СОБЫТИЯХ 1917 Г.
Автор: Добромыслов Константин Михайлович Руководитель: Кулегин Алексей Михайлович, кандидат исторических наук, сотрудник Государственного музея Политической Истории России.
Санкт-Петербург Г. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Оглавление.................................................................................. 2 Введение....................................................................................... 3 Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917)............................................................................................................. 5 Глава II. Анархизм в России в 1917 г............................. 15 заключение............................................................................... 28 ПРимечание............................................................................... 29 Список использованных источников и литературы 32
ВВЕДЕНИЕ.
Марш Анархистов. Споемте-же песню под громы ударов, Под взрывы и пули, под пламя пожаров, Под знаменем черным гигантской борьбы, Под звуки набата призывной трубы.
Разрушимте, братья, дворцы и кумиры, Сбивайте оковы, срывайте порфиры, Довольно покорной и рабской любви Мы горе народа затопим в крови.
Проснулась, восстала народная воля На стоны Коммуны, на зов Ровашоля, На крики о мести погибших людей, Под гнетом буржуя, в петле палачей.
Их много, без чета нуждою разбитых, Погибших в остроге, на плахе убитых, Их много, о правда, служивших тебе, И павших в геройской, неравной борьбе.
Их стоны витают под небом России, Их стоны, призывы, как рокот стихии Звучат под Парижем, Сибирью глухой, И нас призывают на доблестный бой.*
С этой призывной песней шли люди с черными флагами по улицам Петрограда и Москвы в 1917 г. Она как нельзя лучше отражает настроение не только максималистов, но и всей России той эпохи. О действиях представителей некоторых политических течений в первой четверти XX века нам известно немного, к таким течениям можно отнести и анархизм. Да, писались работы и в советское время, но на них опираться можно лишь в вопросах фактуры, современных же изданий посвященных этой теме не так уж много. В своей работе я старался опираться на источники того времени, либо в оригинале, либо переизданные в периодической печати, в какой-либо другой литературе. Очень помогли материалы Государственного музея Политической истории России. Эту работу можно использовать как на уроках истории XIX и XX веков (при изучении политических течений того времени или событий 1917 г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в России: М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Свой выбор данной темы я считаю вполне обоснованным. Меня всегда интересовали идеи анархизма, как голубая мечта о государстве без власти, государстве неограниченной свободы человека. Не могу сказать, что я во всем разделяю мировоззрение анархизма, а в особенности их методы борьбы, но, исследовать глубже историю этого политического течения мне показалось очень заманчивой идеей. Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть. В своей работе я использовал такие методы исследования как индукция, анализ и синтез. Среди использованной в работе литературы следует выделить работы Канева С. Н., изданные в советскую эпоху. В основном же в своей работе я опирался на источники из музея Государственного Политической истории России: периодическая печать (журналы, листовки, брошюры), монографии съездов, воспоминания. Я думаю, что эта тема достаточно актуальна и сейчас. На улицах нашего города мы можем видеть незначительные, мелкие группы молодежи – сторонников анархизма. Как и тогда они разрознены и не представляют никакой реально серьезной политической силой. Но, как и в 1917 г. все анархисты мечтают объединиться под общим черным знаменем и создать собственное государство абсолютной свободы и равенства.
Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917). Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости. В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др.
Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в. В 40-50-е гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы. Первой анархически настроенной работой, появившейся в России, была книга Прудона “Что такое собственность? ” Прудон заявлял, что собственность влечет за собой неравенство, “ведет к эксплуатации слабого сильным”. Он требовал, чтобы “она была уничтожена для всех”. Работа Прудона произвела фурор в российской общественности. Начало распространение анархических идей в России связано так же с именем Макса Штирнера и его работой “Единственный и его собственность” (издана в 1844 г.). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. “Нет ничего выше меня”. В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским. Разумеется, проникновение в Россию произведений Прудона и Штирнера, пропагандировавших анархизм, нельзя рассматривать как начало истории российского анархизма. Эти годы представляют лишь предысторию возникновения анархических движений на русской почве. Анархизм как идейное течение в общественной мысли оформился в России позже, в следующем десятилетии.
Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.).
Анархисты анализировали уроки первой революции. “Да, пора иллюзий завершилась. Первый штурм отбит – и надо готовить второй”. К 1914-ому году, по мнению Кропоткина, “наступило хорошее время”. Но к этому времени произошел раскол и среди анархистов на социал-патриотов (во главе с Кропоткиным) и интернационалистов. Кропоткин отошел от своих взглядов и основал группу “анархо-траншейников”. Анархисты не согласные с ними образовали интернациональное течение, но они были слишком малочисленны, что бы всерьез влиять на массы. В годы меж двух революций активизировались синдикалисты, издавая листовки и словесно призывая граждан к открытой борьбе. В целом анархистам в этот период так и не удалось активизироваться. В целом число анархистских организаций в России упало. Однако после Февральской революции 1917 г. анархисты вновь резко активизировали свою деятельность. И этот период считается расцветом анархизма в России.
Глава II. Анархизм в России в 1917 г.
Анархизм в России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, до 1917 г. деятельность анархистов, как мы увидели выше, сводилась к борьбе с самодержавием. Не всегда им удавалось достичь своих целей, однако и нельзя отрицать, что анархическая мысль всегда была близка российской общественности, и анархисты сильно повлияли на ход истории нашего государства. В 17 же году, в обстановке хаоса и многовластия (а фактически безвластия) анархисты чувствовали себя как рыбы в воде. В своем стремлении окончательно уничтожить власть в России они часто выступали как союзники большевиков, которые в свою очередь никогда не имели предрасположенности к анархистам, а лишь использовали их как ударную силу. А после того как большевики пришли к власти, они, естественно, забыли о своих бывших союзниках и начали преследовать их, за исключением тех анархистов, которые примкнули к новой большевистской власти. Но на этом история анархизма в России не заканчивается. Но после Октябрьского переворота деятельность анархистов в России сводится к борьбе с только что сформировавшейся большевистской власти. Еще один пик деятельности анархизма наступит в годы гражданской войны, когда некоторые из них примкнут к белогвардейской армии, а другие будут действовать независимо, устраивая единичные террористические акты. Однако в 1922 г. анархистская партия в СССР будет запрещена, и, и так немногочисленные группы анархистов будут уничтожены. В следующем году я надеюсь продолжить свою работу и проследить путь анархистов в России до 1922 г., а так же, возможно, провести ряд исследований. Например: - Сравнительная характеристика. Реакция различных политических течений на действия анархистов (кадеты, большевики, эсеры, монархисты…). - Сравнительная характеристика. Оценка действий анархистов в современной литературе, в советскую эпоху и по периодической печати первой четверти XX века.
ПРИМЕЧАНИЕ.
[1] Канев С. Н. “Революция и анархизм”. М., 1987 г. С. 103-143. 2 См. там же. С. 192-199. 3 История политических партий России. М., 1994 г. С. 197-205. 4 Канев С. Н. “Революция и анархизм”. М., 1987 г. С. 226-249. 5 История политических партий России. М., 1994 г. С. 371-381. 6 Канев С. Н. “Октябрьская революция и крах анархизма”. М., 1974 г. С. 68-78. 7 См. там же. С. 84-85. 8 Знаменский О. Н. “Всероссийское Учредительное собрание”. Л., 1976 г. С. 338-345.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Канев С. Н. “Революция и анархизм”. М., 1987 г. 2. Канев С. Н. “Октябрьская революция и крах анархизма”. М., 1974 г. 3. История политических партий России. М., 1994 г. 4. Знаменский О. Н. “Всероссийское Учредительное собрание”. Л., 1976 г. 5. Н. Святицкий. “5-6 января 1918 г.” // “Утро страны советов”, Л., 1988 г. 6. Ф. Ф. Раскольников. “Рассказ о потерянном дне”. //“Утро страны советов”, Л., 1988 г. 7. “Революционное движение в России в мае-июне 1917 г.” М., 1959 8. Первый всероссийский съезд советов Р. и С. Д., Л., 1930 г. Том I 9. Журнал “Коммуна”. 1917 г. №№ 1-6. 10. Кулегин А. М. ““Мы переживаем самый страшный момент, от которого зависит наша судьба, счастье и свобода народа…” (Листовки из 1917-го)” // “Новый журнал” 4/96. 11. Кривенький В. В. “Анархисты. Документы и материалы”. Том II 1917-1935., С.-Пб., 1998 г. * Журнал “Коммуна”. № 3, Май, 1917 г. * М. А. Бакунин “Революция и анархизм”. * Кулегин А. М. ““Мы переживаем самый страшный момент, от которого зависит наша судьба, счастье и свобода народа…” (Листовки из 1917-го)” // “Новый журнал” 4/96, С. 176. * “Отчеты о собраниях ” // Журнал “Коммуна”. 1917 г. № 1, март. ** Там же * Кулегин А. М. ““Мы переживаем самый страшный момент, от которого зависит наша судьба, счастье и свобода народа…” (Листовки из 1917-го)” // “Новый журнал” 4/96, С. 177. * “Амнистия уголовным” // Журнал “Коммуна”. 1917 г. № 2, Апрель. ” * См. там же, “Декларация Московской федерации анархических групп” ** Первый всероссийский съезд советов Р. и С. Д., М.-Л. 1930 г. Том I. С. 157-158. * “Революционное движение в России в мае-июне 1917 г.” М., 1959 г. С. 576-577. ** Канев С. Н. “Революция и анархизм”. М., 1987 г. С. 282. * Н. Святицкий. “5-6 января 1918 г.”. // “Утро страны советов”, Л., 1988 г. С. 387. * Там же. С. 392. ** Ф. Ф. Раскольников. “Рассказ о потерянном дне”. //“Утро страны советов”, Л., 1988 г.С. 321.
Гимназия имени Сервантеса. Курсовая работа.
АНАРХИЗМ В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В СОБЫТИЯХ 1917 Г.
Автор: Добромыслов Константин Михайлович Руководитель: Кулегин Алексей Михайлович, кандидат исторических наук, сотрудник Государственного музея Политической Истории России.
Санкт-Петербург Г. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Оглавление.................................................................................. 2 Введение....................................................................................... 3 Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917)............................................................................................................. 5 Глава II. Анархизм в России в 1917 г............................. 15 заключение............................................................................... 28 ПРимечание............................................................................... 29 Список использованных источников и литературы 32
ВВЕДЕНИЕ.
Марш Анархистов. Споемте-же песню под громы ударов, Под взрывы и пули, под пламя пожаров, Под знаменем черным гигантской борьбы, Под звуки набата призывной трубы.
Разрушимте, братья, дворцы и кумиры, Сбивайте оковы, срывайте порфиры, Довольно покорной и рабской любви Мы горе народа затопим в крови.
Проснулась, восстала народная воля На стоны Коммуны, на зов Ровашоля, На крики о мести погибших людей, Под гнетом буржуя, в петле палачей.
Их много, без чета нуждою разбитых, Погибших в остроге, на плахе убитых, Их много, о правда, служивших тебе, И павших в геройской, неравной борьбе.
Их стоны витают под небом России, Их стоны, призывы, как рокот стихии Звучат под Парижем, Сибирью глухой, И нас призывают на доблестный бой.*
С этой призывной песней шли люди с черными флагами по улицам Петрограда и Москвы в 1917 г. Она как нельзя лучше отражает настроение не только максималистов, но и всей России той эпохи. О действиях представителей некоторых политических течений в первой четверти XX века нам известно немного, к таким течениям можно отнести и анархизм. Да, писались работы и в советское время, но на них опираться можно лишь в вопросах фактуры, современных же изданий посвященных этой теме не так уж много. В своей работе я старался опираться на источники того времени, либо в оригинале, либо переизданные в периодической печати, в какой-либо другой литературе. Очень помогли материалы Государственного музея Политической истории России. Эту работу можно использовать как на уроках истории XIX и XX веков (при изучении политических течений того времени или событий 1917 г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в России: М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Свой выбор данной темы я считаю вполне обоснованным. Меня всегда интересовали идеи анархизма, как голубая мечта о государстве без власти, государстве неограниченной свободы человека. Не могу сказать, что я во всем разделяю мировоззрение анархизма, а в особенности их методы борьбы, но, исследовать глубже историю этого политического течения мне показалось очень заманчивой идеей. Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть. В своей работе я использовал такие методы исследования как индукция, анализ и синтез. Среди использованной в работе литературы следует выделить работы Канева С. Н., изданные в советскую эпоху. В основном же в своей работе я опирался на источники из музея Государственного Политической истории России: периодическая печать (журналы, листовки, брошюры), монографии съездов, воспоминания. Я думаю, что эта тема достаточно актуальна и сейчас. На улицах нашего города мы можем видеть незначительные, мелкие группы молодежи – сторонников анархизма. Как и тогда они разрознены и не представляют никакой реально серьезной политической силой. Но, как и в 1917 г. все анархисты мечтают объединиться под общим черным знаменем и создать собственное государство абсолютной свободы и равенства.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы