Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство как элемент культуры
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения: - изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов); - литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове; - музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах); - архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции: — из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов, — в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура), — влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео). В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции: — сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства; — тяготения к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры. Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства.Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Искусство полифункционально. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
Наука как элемент культуры
Наука – это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда. Важнейшие отличительные черты научного знания следующие: Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт. Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде. Воспроизводимость проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его. Логическая строгость, точность и однозначность. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система. Периодизация развития науки 1. I век до н.э. – XVI век н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе. 2. XVI – XVII – эпоха научной революции. Формирования основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. 3.XVIII – XIX века – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса. 4. XX век – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений. Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила! » - утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются: - превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование); - решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации); - предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения. Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции: - трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.); - формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе; - социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики); - социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания). Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов: - учащихся; - преподавателей; - организаторов и руководителей образования. В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.
Типология культуры
Типология (от греческого typos — «отпечаток», «форма», «образец») — способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы