Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Принцип диалогичности социального воспитания
Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получила свое несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в работах ряда педагогов новейшего времени. Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике делают своевременным формулирование в качестве важнейшего для педагогики принципа диалогичности социального воспитания. Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми: ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам социального воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации. Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обменом Происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле 1нтеллектуально-морального напряжения коллектива и характер двойственных организации межличностных отношений, что определяет ее воспитательную эффективность. Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эффектными, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации, если: воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми; в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера; содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа (фактического — только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного и, в идеале, исповедного). Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько звенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения принятия. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понятие «социальный опыт». 2. Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт ее членов. 3. Покажите потенциал каждой сферы жизнедеятельности для развития членов воспитательной организации. 4. Проанализируйте взаимосвязь стиля руководства и соотношения Управления с самоуправлением и самоорганизацией. 5. Спроектируйте варианты организации группового, межгруппового и массового взаимодействия применительно к отдельным возрастным гРУппам воспитуемых и покажите возможности их сочетания. 6. Спроектируйте варианты обучения взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности в воспитательной организации определенного типа. 7. На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте содержание и способы обучения, просвещения и стимулирования самообразования.
8. Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в недеятельности воспитательных организаций. 9. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организации ях, где вы проходите практику (если она есть). 10. Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности. 11. В чем сущность принципа диалогичности социального воспитания? Темы для углубленного изучения 1. Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа для детей, подростков, юношей. 2. Самообразование как условие жизненного успеха. 3. Характеристика и анализ авторской воспитательной системы одного из современных педагогов-практиков. Литература для самостоятельной работы Афанасьев СП., Коморин СВ., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. - М., 1994. Веселова В.В. Билет в будущее. - М., 1990. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М., 1977. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. - М., 1998. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - М, 1985. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? - М., 1982. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8 т. -М., 1983.-Т. 1. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М., 1997. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. - М., 1999. ГЛАВА IX СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на детей, подростков, юношей не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом - его социализированность. В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации. На бытовом уровне воспитанность понимается довольно однозначно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспи-0 воспитанности тайный человек, выросший в обычных правилах светского приличия, образованный» (В.И.Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вести себя» (там же). Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок понятия «воспитание». Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень °бразованности человека или его социальные установки, например в сфере межэтнического взаимодействия и др., далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению. Из истории известно, что многие выдающиеся педагоги-прак-тики задумывались о том, кого они хотят воспитать. Одним из довольно полезных и любопытных продуктов подобных раздумий ста-• критерии готовности к жизни и к социальной интеграции воспитанников детских домов семейного типа, выработанные создателем «детских деревень» австрийцем Германом Гмайнером и его сотрудниками. Эти критерии - плод анализа результатов многолетней практики воспитания, а потому довольно конкретны: законченное школьное или профессиональное образование; работа по специальности; основание собственной семьи; реалистические жизненные цели; социальная зрелость, при которой взаимоотношения с согражданами отличаются уважением, готовностью помочь и терпимостью; собственный вклад в дело дальнейшего развития общества. Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек Поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации, постольку весьма интересным представляется мнение К.Д.Ушинского, который писал, что воспитанность - это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». В русле предложенного в этом учебнике подхода к воспитанию как составной части социализации и исходя из понимания социального воспитания как планомерного создания условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека, воспитанность можно лишь условно выделить из социализированности. Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность человека, не существует. Трактовки социализиро- О социализирован - ваннос™ весьма многообразны (это показа ности ла в своем исследовании А.СВолович) и в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они рассматриваются. В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде понимается как «сформированностью черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Социализированность определяется как «результативная конформность индивида к социальным " предписаниям" ». Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований. С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю- 168 чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными. В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изучение того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований. Достаточно распространенным стало мнение о том, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационного приспособления» - «вступая в новую ситуацию, индивид соединяет новые ожидания других со своим " Я" и таким образом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход превращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда). Существенно иначе трактуют социализированность исследователи, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом. Так, американские ученые М.Райли и Е.Томас, характеризуя социализированность, особое внимание уделяют наличию у человека собственных ценностных ориентации. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или Неуспехов в социализации социализированный индивид стремится к изменению самоэкспектации и умеет оставлять предшествующие Роли. Американский исследователь Э. Келли, используя понятие «полностью функционирующая личность», которое с некоторой долей Мудри к 169 условности можно рассматривать как синоним «социализированной личности», характеризует ее следующим образом: «...полностью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возможность создания своего " само" в других; поняв движущую природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает творческую роль». Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. В рамках концепции социализации, предложенной в данном учебнике, социализированность - это достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществе. О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков: степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.), а также знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации; наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т. е. мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды); необходимый на данном возрастном этапе уровень образования. В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие: наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия); наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия); реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия); мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни - креативность (поведенческая автономия). * * * Социализированность имеет «мобильный характер», т. е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами. Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной. Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы