Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иллюзионизм личности верующего



(История одной болезни)

 

 

Как-то я случайно познакомился с одним человеком. Он веровал в ислам, ходил в мечеть, носил на голове тюбетейку, словом, производил впечатление истинного мусульманина. Вторая наша встреча, к моему удивлению, была уже в моем кабинете. Он пришел ко мне за помощью. Оказалось, что наше знакомство с ним было не случайным. Зная мою профессию, он подошел тогда ко мне, но не решился изложить свою проблему, так как был ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СВЯЩЕННИКОМ. Еще при первой встрече с ним я обратил внимание на его бледность, унылость, какую-то внутреннюю пустоту и безвыходность. Со своими душевными проблемами в моем кабинете были люди различных профессий: артисты, политики, художники, писатели, музыканты и многие другие. А сейчас сидит священник! Проблема прозвучала кратко: " Не хочется жить, посещают мысли о самоубийстве…" Ранее мои наблюдения и исследова ния показали, что глубоковерующий человек ТЕОРЕТИЧЕСКИ не должен страдать неврозами. Поэтому я предположил, что у моего собеседника с Верой отношения незрелые. Он не глубоковерующий. Хотя, по его словам, он делал все, чтобы ликвидировать желание покончить жизнь самоубийством: внимательно вчитывался в Коран, был на приеме крупнейших в России священников, совершал обряды и т. п.

Не исключалась и другая причина его состояния. Известно, что когда болеет тело, болеет и душа. Тело давит на мозг. Например, больной желудок может быть причиной гастроневроза — беспокой ства нервной системы. Предварительные обследования показали, что эта версия отпадает. Он был молод, здоров.

Таким образом, я доказал для себя, что молодой человек «заработал» устойчивое душевное беспокойство исключительно на психологическом уровне, и я, как психотерапевт, обязательно должен ему помочь.

Человек, который должен помогать людям в поиске душевного равновесия, смысла жизни, сам потерял все это. Я подумал, а может ли он в таком состоянии помогать в обретении смысла другим? Видимо, роль священника ему не подошла. Он справлялся с этой ролью как актер-ремесленник и заблудился, так как душа не смогла справиться с этой искусственностью и заболела от двойственности.

СВЯЩЕННИК — ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО К СВОИМ ДЕЙСТВИЯМ, РЕЧАМ, СЛОВАМ, НО И К МЫСЛЯМ! ПОВТОРЯЮ: МЫСЛЯМ! ВОТ В ЧЕМ БЫЛА ПРИЧИНА ДУШЕВНОЙ ПУСТОТЫ МОЕГО СОБЕСЕДНИКА. ОН НЕ БЫЛ ГЛУБОКОВЕРУЮЩИМ. ПРОПОВЕДУЯ НЕВЕДОМОЕ, ОН БОЛЬШЕ ВЕДАЛ О СЕБЕ. МНОГИЕ СВЯЩЕННИКИ ВСТАЮТ НА ЭТОТ ПУТЬ, ДЕЛАЯ ИЗ СВОЕЙ ПРОФЕССИИ ПОИСК СЕБЯ, ЗАБЫВАЯ О ГЛУБИННЫХ ДУШЕВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИХОЖАН. ТАКИЕ СВЯЩЕННИКИ СТРАДАЮТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ БЛИЗОРУКОСТЬЮ, ЗАМЕШАННОЙ НА КУСОЧКАХ, ВЫРВАННЫХ ИЗ КОРАНА ИЛИ БИБЛИИ. ОНИ ПРИМЕНЯЮТ ВЫДЕРЖКИ ИЗ СВЯЩЕННОПИСАНИЙ НЕ К МЕСТУ И В СООТВЕТСТВИИ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ И «ШКУРНЕЧИСКИМИ» ИНТЕРЕСАМИ. ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ЭТОГО ПЛЕНА БЫВАЕТ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО, ТАК КАК ОНИ ДЕЛАЮТ ВСЕ ЭТО ПОДСОЗНАТЕЛЬНО. ОСОБО СТРАШНУЮ СИЛУ ОБРЕТАЮТ ТАКИЕ «ВЕРУЮЩИЕ», ЕСЛИ ИХ «ВЕРА» ЗАМЕШАНА НА НАЦИОНАЛИЗМ Е, НАЦИОНАЛЬНОМ ЭГОЦЕНТРИЗМЕ. ЭТО ОБОРАЧИВАЕТСЯ ВОЙНАМИ.

Таким образом, причиной наших душевных бед — ЭГОЦЕНТРИЗМ, БЕСПОКОЙСТВО ЗА СЕБЯ. Эти явления протекают в нас подсознательно.

Разве можно доверять душу священникам, которые не аскеты, много кушают, часто общаются с симпатичными женщинами, удовлетворяют свое тщеславие с помощью телевидения, любят суперавтомобили, много спят и т. д. и т. п. Он весь пропитан безответственно стью к своим мыслям, не говоря уже о словах и действиях.

Эти духовные бизнесмены устраивают гигантские шоу-програм мы, которые вроде бы бесплатны, а вроде и нет, так как там собираются гигантские жертвоприношения, которые впоследствии оседают в крупнейших мировых банках и идут на обогащение небольшой кучки бизнесменов. ДУХОВНЫЙ БИЗНЕС, самый ВЫГОДНЫЙ. Как вырваться из этого эгоцентрического кольца и самообмана? Как снять это душевное беспокойство, приводящее к агрессии и войнам, наркомании и алкоголизму, сексуальному разврату и обжорству, обогащению любыми способами?

Вместо духовного ОБОГАЩЕНИЯ ИДЕТ ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНЫМ БИЗНЕСОМ.ОДНОЙ ВЕРОЙ тут, видимо, не обойдешься, так как из нее сделали бизнес, ее дискредитировали нечистоплотные «священнослужители», которые купились на мафиозные и правительственные подачки.

Мой пациент-священник, который сидел напротив меня, оказался жертвой этой грязной машины в силу своего душевного инфантилизма. Знаю случаи, когда «священники», не найдя соответ ствующей помощи, спивались, кончали жизнь самоубийством. Но знаю священников-монахов Киевской Лавры, которые своей теологической и философской подкованностью, своим аскетизмом, глубоковерием, кристальной чистотой, человеческой простотой и добротой восхищали прихожан и помогали им в душевных проблемах. Трудно быть монахом, воздерживаться от желаний тела, и не все из них выдерживают это. Известны случаи, когда монахи и монахини занимались гомосексуализмом и лесбиянством. Не все выдерживают такой формы жизни. Но ради обретения собственного удовлетворе ния, смысла, ради помощи прихожанам монахи идут на это.

Некоторые считают, что в монашество приходят чаще либо старые проститутки, потерявшие интерес к семье и мужьям, либо сломленные большим горем. Это не так. Многие приходят туда с БОЛЬШИМ ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за себя и других.

Душа моего пациента-священника не нашла умиротворения с помощью древнейшей манипуляции над сознанием — ВЕРОЙ. Возникает вопрос, существует ли еще какие-либо манипуляции с сознанием, способствующие душевному оздоровлению?

Вера не имеет права претендовать на монополию духа и воздействия на него. Так как, на взгляд автора, ОНА ЗАНИМАЕТ ЛИШЬ ЧАСТЬ В СИСТЕМЕ МАНИПУЛЯЦИЙ НАД СОЗНАНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА (СМЫСЛА ЖИЗНИ, СМЫСЛА ВО ВСЕМ). Существует много прекрасных философских учений, абстрактных построений (например, экзистенциональный анализ, логотерапия В.Франкла), которые прекрасно решают проблему с обретением смысла. Они не являются религией, хотя некоторые из них претендуют или воспринимаются как религия. Манипуляция сознанием, направленная на обретение смысла — это лишь часть ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ НАД СОЗНАНИЕМ, в которую входят методы, не связанные с проблемой обретения смысла: ГИПНОЗ, рациональная психотерапия, групповая психотерапия, психоанализ и другие методы традиционной и нетрадиционной психотерапии. Особое место занимают манипуляции в различных религиозных и нерелигиозных философиях. Все эти манипуляции не требуют того аскетизма, ответственности за мысли и поступки в собственной жизни, которые имеют место в религиозной деятельности. Они требуют профессионального владения методом. Более того, психотерапевт сам осознает элемент искусственного в методике и плату берет не в форме жертвоприношений. Психотерапевт работает, вооружившись наукой. Он сам говорит, что занимается медицинским или психологи ческим бизнесом. Он не привлекает ВСЕВЫШНЕГО с целью набивания жертвоприношениями собственного кармана деньгами пациентов, а берет плату за свое образование, талант, знания, моральные и материальные издержки. Он стоит наравне с другими профессиями. С Богом можно общаться не только посредством театрализо ванного представления в своем храме, но и при общении с искусством в консерватории, театре, на выставке и т. п. Бога можно познать через НАУКУ, сидя в библиотеке, и т. д. и т. п. Даже у токарного станка.

Помочь моему пациенту-священнику удалось благодаря анализу, разработанному автором, а также логотерапии. В процессе сеансов выяснилось, что пациент иногда выпивал коньяк, любил ощущать кайф (согласно Корану и Библии — это грех). И на фоне этого кайфа от коньяка все остальные жизненные радости, наслаждения от работы, общения, познания и т. д. выглядели блеклыми. Зона удовольствия его мозга была «отравлена» кайфом от алкоголя. Хотя он не был алкоголиком, так как не имел систематического влечения к алкоголю. Обрести смысл ему помогло наполнение всех составляющих смысла (по В.Франклу).

1. Умение переживать от всего окружающего. Например, при виде женщин. Эгоцентричный мозг переживает только за своего носителя.

2. Ответственность (нужность) за все (работа, дети, за себя и т. п.).

3. Творческая работа.

4. Обстоятельства и цели.

Методом СЖ-анализа было снято беспричинное беспокойство, которое усиливало приступы депрессии.

Сейчас этот молодой человек ушел из религии и нашел смысл в творчестве и общении с женщиной. Знания, полученные при изучении ислама, он применил в своем творчестве. Надеюсь, что когда-нибудь, познав прекрасные вершины творчества, он познает Бога или Аллаха, обретет веру естественным способом, а не искусственным.

Мне часто приходится выезжать в командировки по Республике Татарстан с лекциями и оздоровительными сеансами. Количество людей, совершающих религиозные обряды, растет. Полки магазинов завалены религиозной литературой. А растет ли число верующих? Мне иногда кажется, что оно уменьшается, так как число людей с жалобами на душевное беспокойство увеличивается. Теоретически глубоковерующий человек не должен страдать беспокойствами нервной системы, он в вере должен обрести свое душевное равновесие.

Как-то стою в очереди… Вижу, ругаются две пожилые женщины, лица полны агрессии, глаза навыкате, у обеих крестики висят на шее, обе регулярно посещают церковь. Почему они такие? Почему Вера их не умиротворила? Ответ прост. Многие из них имеют стереотип потребительского отношения к религии. Делай то, делай это, не делай то, не делай это и попадешь в Рай. Нарушают бабки правила религиозной науки, лукавят.

Другой случай. " Я истинный мусульманин, — бьет себя в грудь один бабай, — я верующий". И тюбетейка на нем, и борода особой формы. А душевного равновесия нет, так как приворовывает немного, работая охранником. Я, как психотерапевт, считаю, что для здоровья опаснее вести двойную игру. Лучше играй в одну игру, общество к тебе приспособится, и вреда будет меньше. Самые великие преступления совершались в маске религии.

Вот мафиозники подъезжают на своих машинах к церкви — отмывать свои грехи. Заезжают ежедневно, так как ежедневно идут на преступления. Иногда кажется, что если священникам заплатить, то он даст добро на то, чтобы машина заехала прямо в помещение церкви, к алтарю. Мафия платит и покупает спектакль под названием " Общение с богом".

А может быть, заранее на год оплатить услуги священника для отмывания грехов. Единственное, что можно посоветовать таким прихожанам — платить только тем священникам, после общения с которыми исчезли кошмары и восстановился сон. Если этого нет, лучше отдайте эти деньги в детдом.

Массовое увлечение и возвращение к религии в настоящее время связано с безвыходностью и обретением нового смысла. Хотелось бы, чтобы каждый нашел в религии умиротворение. В Татарстане за небольшой промежуток времени, 1991–1996 годы, построено большое количество мечетей, но они пустуют, прихожан там мало. С моей точки зрения, большинство татар обратились к Исламу с целью обретения национального самосознания, которого не доставало в России. Эта национальная пружина распрямляется и пока давит только на религиозный вопрос. Сейчас этот процесс остановился, но национальная пружина еще не распрямилась. Если эта сила выйдет за рамки религии, возможна гражданская война.

Приведем данные социологических исследований.

Межнациональная напряженность существует. Многие татары даже с некоторой агрессией демонстрируют перед русскими свою мусульманскую силу, противопоставляют Ислам Христианству. По исследованиям автора, межнациональная напряженность больше идет со стороны татар. Это естественный процесс — агрессия, накопленная столетиями, должна «выпариться». Но в какой форме? Религия здесь помочь не может, так как она сама является причиной конфронта ции. В истории известны страшные войны между иноверцами. Что и кто может выступить в качестве усмиряющего посредника? Политики ссылаются на здравый смысл. Нужен способ воздействия на общественное сознание, в основе которого лежал бы ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. Необходима ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА. Идея создания единой РЕЛИГИИ бесперспективна, хотя над этим работают многие философы. Искусственно объединять религии опасно. Остается надеяться на естественное объединение, но для этого нужны годы.

В настоящее вpемя по России бpодят сотни «пpоpоков», пpетендующих на новую pелигию. Идет конкуpенция " мини- и макpоpелигий".

Таким образом, мы приходим, как и в случае индивидуальной психологии, к тому, что ВЕРА в обществе не имеет право на МОНОПОЛИЮ МАНИПУЛЯЦИЙ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ.

Обрести душевное умиротворение и равновесие можно не только с помощью манипуляции сознанием — Верой, но и другими способами, которые по-своему направлены на снятие душевного беспокойства и поиск смысла. Вера для многих из нас неприемлема в силу нашей религиозной невоспитанности. В один день стать глубоковеру ющим невозможно, даже если над тобой был совершен обряд в самой престижной церкви или мечети. Поэтому душевное умиротворе ние необходимо искать с помощью других манипуляций сознанием: в творчестве, искусстве, самоактуализации, удовольствии, общении, здоровом кайфе (например, сексе), удовлетворении тщеславия (власть и политика), познании и науке, медитации, общении (в семье, природе и т. д.), аскетизме, ответственности, удовлетворении своей агрессии и т. п. Каждому свое. Так, например, если человек по природе своей агрессивен с детства и за десятки лет религия его не усмирила, а агрессивная литература или рок-музыка позволяет ему находить душевное равновесие работать, жить, крепко спать. Запретить ему в этом мы не имеем права, если у нас нет альтернативных способов снятия его агрессии. Лучше оставить эту агрессию на дискотеке, чем на митинге, перерастающем в гражданскую войну.

Можно посоветовать обратиться к различным психотерапевти ческим методикам. Там существуют десятки методов манипуляции сознанием, направленных на обретение душевного равновесия, изживания неврозов и т. д.

Делать МОНОПОЛИЮ из Веры и религии опасно, так как некоторым людям это на руку. Используя близорукость, доброту, доверие верующих, некоторые политики могут творить черные дела. Как говорил один восточный мудрец: " На Бога надейся, а ишака привязывай, а то украдут".

С точки зрения автора, человек по отношению к Вере может находиться в трех состояниях:

1. Быть глубоковерующим в Бога.

2. Быть верующим в природу, в которой растворен Бог, или в Бога, который растворен в природе.

3. Быть неверующим в силу сомнительной и временной идеологии, безграмотности, инфантилизма, невежества, болезни или жизненных обстоятельств.

Второе состояние ранее игнорировалось. Было либо первое, либо третье. Многие священники и сейчас стоят на этой позиции — человек либо верует, либо нет.

По нашим исследованиям, большинство опрошенных находятся на второй позиции. В философии его называют ПАНТЕИЗМОМ. Это более зрелая позиция, так как она не разбавлена элементами МИФОТВОРЧЕСТВА.

Великий Ницше веровал в Человека и жизнь. Он почему-то разочаровался в священниках, обзывая их пастухами над стадом верующих.

Социологические исследования, проведенные среди верующих, показали, что часть из них верует инфантильно, с целью ПОПАСТЬ в Рай. Большинство из них люди старшего, преклонного возраста, которые основную часть жизни были неверующими. Мысль о скорой смерти приводит к потребительскому отношению к Вере. В таких случаях у верующих скрытый внутренний эгоцентризм, беспокойство за себя. Они совершают все обряды, чтобы ПОПАСТЬ в Рай.

Это незрелое отношение к Вере. Такие люди даже забывают о близких родственниках. Находясь в предсмертном состоянии, они верят в Рай и делают больше хорошего и доброго людям не потому, что те нуждаются в этом, а для того, чтобы заработать право попасть в Рай. Добро ради доброты или добро ради результата?

Кто больше эгоцентричен, беспокоится за себя: те, кто верует в Бога, или те, кто веруют в Человека, в жизнь, в будущее поколений?

Верующий в Человека в предсмертные минуты верует в близких, в жизнь своих детей, в жизнь результатов своего труда и творчества, тем самым оставаясь Человеком. Он не утешает себя ИЛЛЮЗИЯМИ на тему Рая. Он ПРИЗЕМЛЕН, он до конца не отрывается от жизни, как некоторые верующие бездельники-аскеты, заботящиеся уже при жизни о вечности своей души. Поэтому верующий в Бога, с точки зрения автора, более эгоцентричен, чем верующий в жизнь и Человека.

Есть глубоковерующие, имеющие зрелые отношения с Богом. Впрочем, каждый находит в Вере то, что ему надо, в меру " своей испорченности", греховности, образованности.

 

 

Иллюзия смерти и вера

 

 

Чем больше в человеке надежды, тем больше в человеке чувства Бога, ощущения Бога. Если человек теряет последнюю надежду на жизнь (т. е. знает, что умрет), часто человек теряет и ощущение Бога как последнюю надежду. Поэтому люди часто умирают без Бога в душе.

 

* * *

 

Смерть близких позволяет людям ощутить кусочек собственной смерти.

 

* * *

 

Люди получают наслаждение, по телевидению видя смерть героев и переживая за них, так как ощущают пограничное состояние между ощущением смерти героя экрана и ощущением собственной жизни. Часто смерть героев ассоциируется с " собственной смертью", но человек постоянно «проверяет» себя во время просмотра фильма, что он жив, и это увеличивает у него приятное переживание.

Человек всегда переживает при просмотре произведений искусства, и эти переживания истинны и высоки только тогда, когда в них растворена фрагментарная фантазируемая собственная смерть человека. Только на стыке ощущения собственной смертности и жизни (искусства) может родиться истинный восторг от потребления искусства.

Находясь на границе между собственной жизнью и смертью, человек наслаждения получить не может.

 

* * *

 

Вера в человеке открывается только при ощущении собственной смертности и страха смерти. Вера возникает как последняя надежда на выживание. Именно это и есть истинная Вера, в отличие от Веры молодого человека, который полон сил и смерть для него непонятна и далека.

 

* * *

 

Иногда люди питаются энергией, благодаря эффекту контраста, возникающему между ощущениями смерти чужого человека и собственной жизни. Человек как бы радуется тому, что он еще жив, а некоторые люди уже умерли. Это особый вампиризм. Именно в этом вампиризме заложены долголетие некоторых псевдосвященнослужи телей, " провожающих в мир иной приставленных".

По мере того, как в человеке зарождается ощущение собствен ной смерти, в нем зарождается Вера. Вера вначале возникает в виде потенции к Вере, т. е. в этом состоянии она еще " не пропитана" идеологией и религиозным учением. Человек сначала чувствует желание душевной опоры и надежды на " что-то нечто". Этим нечто и становится в будущем Вера во Всевышнего.

 

* * *

 

Отсутствие ощущения страха смерти, согласно социологическим исследованиям автора, могут быть связаны с усталостью от жизни, которая наблюдается у пожилых людей (41 %), страданием от жизни из-за болезни (21 %), возрастной инфантильностью и непониманием смерти (14 %), отсутствием ощущения страха смеpти как защитная реакция.

 

* * *

 

Согласно исследованиям автора, лишь 12 % пожилых людей с удовольствием бы прожили еще одну жизнь. 69 % не желали повтора, остальные затруднились ответить.

 

* * *

 

Самым Главным потрясающим и негативным открытием детства многие люди считают (31 %) смерть людей (похороны людей). Позитивными открытиями детства были названы развлечения, например, цирк (14 %) и счастливые эпизоды детства, которые, судя по рассказу, тривиальны (39 %).

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь