Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Видение, формирующее нашу жизнь



К несчастью, дети — прекрасные наблюдатели, но плохие интерпретаторы. Они остро замечают происходящее, но не всегда делают верные заключения.

Большинство детей, чувствующих себя отвергнутыми, в действительности не отвергнуты, но только думают так о себе, потому что их впечатления и понимание увиденного неверны. Мы пытаемся изменить цели, понятия и представления. Только такие изменения могут привести к устойчивому улучшению.

Психиатр Рудольф Дрейкурс. В кн.: " Современная психотерапия" (под ред. М. Стейна).

 

Всякий ребенок, родившийся в нашем мире — это, живой вопросительный знак. Его первый вопрос — это о самом себе: кто я? Ребенок начинает открывать себя как природную данность — руки, ноги и т. д. Он ощущает сырость и голод. Затем он открывает свою эмоциональную жизнь — возникает чувство безопасности или опасности, затем потребность в одобрении и внимании. В какой-то момент этого продолжающегося самопознания ребенок начинает открывать, что он — это еще не вся реальность, что все другие существа — это не просто продолжение его самого. Отсюда начинается удивительное открытие других. Кто они? Одни теплы, другие же холодны. На некоторых можно влиять криком, на других — нет.

У взрослых есть нечто общее с детьми: каждый где-то находится, каждый является частью мира, и должен научиться устанавливать с ним связь. С первых дней жизни ребенка начинается работа по пониманию реальности и приспособлению к ней. Подобно тому, как глаза ребенка постепенно начинают все более отчетливо видеть физический мир (глаз учится видеть " в фокусе" ), так и его маленькое сознание начинает по-своему трудиться над пониманием, истолкованием и оценкой того, что встречается ему в мире. Тут-то и возникает видение, которое затем будет формировать человеческую жизнь.

Человеческое тело инстинктивно адаптируется: в холодную погоду закрываются поры, при ярком свете сокращаются зрачки глаз. Одни внутренние органы могут взять на себя исполнение функций других органов, если те чем-то поражены. Ребенок по мере своего роста развивает целый набор психологических адаптивных реакций, сопоставимых с реакциями, свойственными телу. Как только он находит в мире какое-то новое существо, он должен перестроиться, чтобы приспособиться к нему. Благодаря этому процессу у каждого человека в конце концов складывается свое уникальное представление о реальности, свои способы приспособления к ней. Большинство родителей утверждает, что они видят первые признаки становления личности каждого ребенка еще во младенчестве. Характер восприятия окружающего мира и адаптивные реакции у каждого ребенка в семье могут иметь различную эмоциональную окраску. Очень важно понять, что индивидуальное приспособление и эмоциональные реакции — это проявления глубоко личностной природы восприятия и индивидуального понимания внутренней и внешней реальности.

В любой момент жизни у каждого человека есть какое-то, пусть даже неустановившееся видение. Оно является необходимым результатом динамики человеческого сознания. Наши чувства поставляют данные о внешних явлениях — их дают зрение, запахи, звуки, ощущение прикосновения. Все они передаются уму, который немедленно начинает обрабатывать и оценивать весь этот материал. Он действует наподобие компьютера, преобразуя всю массу разнообразных импульсов, полученных вначале органами чувств, и организует реальность в виде мысленно воспринимаемой картины.

Это до некоторой степени напоминает составление мозаики из отдельных кусочков, или картинки из готовых, но перемешанных частей. Эта мозаичная картина и есть наша " реальность". Она не заполняет сразу все полотно, а создается шаг за шагом, заполняя клеточки по ходу каждого дня. Каждый день приносит новые частички. И каждая новая частица вносит свой собственный вклад, способствуя более глубокому пониманию целостной картины реальности. Каждый из нас по-своему складывает эти частицы, потому что посвоему постигает реальность. Качествами, наиболее необходимыми для создания адекватного и точного видения реальности, являются открытость и гибкость. Ловушка же, которую нам необходимо при этом избежать, называется жесткостью (ригидностью).

Жесткие люди не умеют уживаться с сомнением. Они стремятся завершить свою картину как можно скорее. Поэтому они складывают свою картину лишь из малого числа частиц, и у них получается небольшой и бедный по содержанию образ. Это немногое и является тем самым, в чем нуждаются жесткие люди. Большое число частиц будет только сбивать их с толку. Так было издавна, с самого начала существования человека, это же сохраняется и сегодня, и так останется и впредь. Если послушать, что говорят жесткие люди, можно подумать, что они лучше всех знают, что и как есть и что должно быть. А гибкие и открытые люди сохраняют способность прибавлять новые фрагменты к своей картине, перераспределять их, чтобы модифицировать прежний пробный узор. Они всегда готовы пересмотреть и изменить свою картину. В сравнении с жесткими людьми у них меньше однозначных и окончательных ответов, и их выводы сдержанны. Их целостная картина реальности для них остается всегда в чем-то незавершенной.

Используем еще одну аналогию. Жесткие люди напоминают тех детективов, которые останавливаются на самых первых данных розыска и свидетельских показаний и немедленно приходят к однозначным и непоколебимым выводам в отношении тайны, которую они стараются разгадать. Какими бы ни были новые данные или показания, эти люди будут настаивать на том, чтобы втиснуть эти новые данные в старое объяснение, подогнать их под свои первоначальные скороспелые выводы. Гибкие же и открытые люди в таких случаях удовлетворяются предварительными суждениями, которые они пересмотрят, как только придут новые данные. Вместо того, чтобы подгонять факты под свои прежние выводы, они изменят сами выводы, чтобы привести их в соответствие со всеми имеющимися фактами.

Жизнь жестких людей стоит на месте и не меняется, она ограничена узким миром. Они сами сохраняют свой мир небольшим, чтобы быть в состоянии с ним справляться. Они ужасно боятся решиться на что-то большее, хотя никогда в этом не признаются. Но если бы они рискнули открыться реальности, она бы их переполнила. Их компьютеры оказались бы перегруженными и вышли бы из строя. Такое туннельное видение предохраняет от сомнений и смущений. Напротив, гибкие люди — это растущие люди, живущие в постоянно расширяющемся мире. Они прекрасно понимают, что изменение означает как опасность, так и новые возможности. Они знают, что могут понести ущерб, если что-то не учтут. Но они знают также и то, что ничто не является окончательным и непреложным. В конечном счете краха не будет, если никогда не переставать пересматривать и переоценивать свою жизнь.

Существует жизненный факт: видение нужно каждому из нас, каким бы оно ни было — преждевременно застывшим или же непрестанно развивающимся в процессе пересмотра и обновления. Виден ие необходимо, потому что наше сознание с неутомимой настойчивостью ищет ответы на свои вопросы и стремится организовать воспринятую им реальность в виде связных осмысленных образов. Видение придает направленность и нашему поведению. Оно дает возможность предусмотреть, что может произойти в жизни. Мое видение служит мне как система соотнесения, оно осуществляет приспособление к реальности. Благодаря ему я знаю, как я должен действовать, хотя само видение может быть обширным или же ограниченным, обновляющимся или же застывшим.

Если мое видение или самовосприятие таково, что я не нахожу в себе ничего хорошего или же считаю, что не нравлюсь другим, я во всяком случае знаю, каков мой выбор в жизни и поведении. К примеру, я могу играть роль одинокого человека или же стать для окружающих столь отталкивающим, что они оставят меня в покое, или стать агрессивным, полагая, что нападение, как говорится, лучшая защита. Внося беспокойство в жизнь окружающих, я в конечном счете могу получить отпор в виде негативной реакции.

Если мое видение реальности таково, что я считаю других злыми и нечестными, мне ясно, как к ним относиться и поступать. Я буду запирать свои двери на ночь, застегивать свои карманы и никому не доверять. В другом сходном случае, если я представляю себе жизнь как безобразную борьбу в долине стенаний, я знаю, как мне действовать: бросить все, ни за чем больше не гнаться! Лучшее, что можно получить в жизни — это наркотики, напитки или же грезы наяву, а с реальностью следует вступать в контакт только если это необходимо или неизбежно.

Другими словами, все мы обладаем видением в силу самой природы нашего сознания и его неискоренимого стремления понять и интерпретировать реальность. В таком видении есть и особая потребность, потому что оно придает жизни упорядоченность и предсказуемость. Видение помогает нам знать, как нужно действовать. Если бы мы не имели никакого определенного видения мира, мы остались бы психологически слепыми, и нам пришлось бы двигаться наощупь, постоянно спотыкаясь на непонятной земле, не имея никакой ее карты. Мы бы вскоре запутались и начали бы метаться из стороны в сторону. Данное видение служит нам внутренним средством, позволяющим определить, как нам реагировать на лица, места и вещи. Оно само становится источником наших эмоциональных реакций. Как мы уже говорили, характер наших эмоций и реакций определяется восприятием. Не важно, является ли само восприятие точным или нет, эмоциональная реакция неизбежно будет определяться самим восприятием, как оно есть. Например, представим себе, что ребенок оставил на лужайке игрушечную резиновую змею. Если я, наткнувшись на игрушку, приму ее за настоящую змею, уже не важно, настоящая она или нет. Моя эмоциональная реакция будет следовать из моего восприятия ее как настоящей. Эмоции всегда являются результатом конкретного восприятия и его интерпретации. Приходилось ли вам бывать одному в большом и уединенно расположенном доме? Вы могли слышать ночью непонятные звуки, исходящие неизвестно откуда. Это мог быть стук ставней, которые раскачивал ветер. Но с точки зрения человека в доме всякий скрип и любая тень будут подозрительны. Возникает своеобразный порочный круг. Восприятие вызывает определенные эмоциональные реакции, которые в свою очередь окрашивают и искажают последующие восприятия.

Мы можем смеяться, вспоминая ночь, проведенную в таком уединенном доме, однако если подобные порочные круги соединяются с нашими предубеждениями по отношению к другим людям, они могут сильно изуродовать нашу душу. Отрицательный опыт общения с каким-то одним человеком может исказить наше восприятие целой группы. Точно так же, если один случай неудачи в каком-то деле воспринят как полный провал, он может сломить наше желание продолжать это дело,

35

исказить наше восприятие самих себя и наших возможностей. К примеру: " Я никогда не смогу стать учителем. Я однажды пробовал преподавать в классе и оказался в глупом положении". Или еще пример: " Несколько лет назад я полетел на самолете и нам пришлось сделать аварийную посадку. Никогда больше не буду летать".

Итак, мы поняли, что видение, являясь сильно индивидуализированной интерпретацией реальности, определяется природой нашего сознания. Как только мы открываем существование отличной

от себя инаковости в виде других существ, с которыми мы должны

как-то соотнестись, мы начинаем интерпретировать реальность и создавать свой способ приспособления к ней. Видение придает жизни предсказуемость и направляет наше поведение, указывая на то, как следует реагировать. В конечном счете именно видение определяет характер нашей эмоциональной жизни, от него зависит, счастливы мы или печальны, мужественны или боязливы, любим кого-нибудь или же злимся на кого-то.

Существование видения вызывает еще одно следствие, имеющее большое и всеохватывающее влияние на качество человеческой жизни. Я назвал его " основным вопросом", или же установкой сознания (mind-set). Речь идет о том, как мы заранее представляем себе то или иное дело, каким ожидаем его. Некоторые люди, что бы и когда бы они ни предпринимали, заранее уверены в том, что их ждет неудача. " Эти старые мышьяковые губы! Что я ни поцелую, обязательно упадет мертвым". У каждого из нас развивается своя привычная индивидуальная установка, определяющая наш подход к жизни — к людям, событиям, особым ситуациям, работе, учению и игре. Вопрос, который каждый из нас ставит соответственно своей привычке, всегда вырастает из нашего видения, или системы соотнесения. Вот некоторые основные вопросы, которые приводятся как пример. (Есть ли среди перечисленных Ваш вопрос? )

Чего я должен бояться?

Как мне могли повредить?

Что я должен сделать, чтобы осуществить то, чего от меня ждут другие?

Как могло случиться, что дела пошли плохо?

Как смогли меня перехитрить или получить надо мной преимущество?

Как я в это попал (влип)?

Придется ли мне принимать какие-то решения, столкнуться с критической ситуацией, брать на себя ответственность?

Каким я буду выглядеть в глазах других — хорошим или плохим?

Каким образом это может привлечь ко мне внимание?

Какие " удары" (или награды) я от этого получу?

Придется ли мне открывать себя?

Здесь мне не следует ничего опасаться, не так ли?

Конечно, тот основной вопрос, с которым каждый из нас подходит к различным людям и жизненным ситуациям, не является одинаковым для всех случаев жизни. Большинство из нас способно варьировать его. Однако то видение, которое формирует нашу личность, связано с нашей привычной точкой зрения, и все мы — дети своих привычек. Привычка делает нас однообразными — мы постоянно повторяемся. Естественная человеческая склонность к цельности и единообразию ведет к появлению у нас привычных жизненных циклов, ритмов и реакций. И в любом случае важно то, что основной вопрос, или установка сознания, является следствием основополагающего видения реальности.

Основной вопрос человека, живущего полной жизнью, сводится, как я полагаю, к следующему: каким образом могу я насладиться общением с данным человеком, получить наслаждение от данного места или ситуации, или же удовлетворение, когда ко мне обращен вызов? В таком вопросе не нужно предполагать устремление к гедонизму или эгоцентризму. В нем нет также никакого намерения обеднить настоящую радость, ограничив ее наслаждением в смысле чувственного удовольствия или же эмоционального удовлетворения, хотя, конечно, и то и другое неотделимо от подлинной радости. Для того, чтобы человек испытал настоящее удовлетворение, необходимо одно существенное условие — все у человека должно быть полностью активным, все его способности — и чувства, и эмоции, и сознание, и воля, и сердце. Я не вправе отдаваться своим чувствам и эмоциям ценой выключения разума или же отстранения сердца.

Вопрос " как этим можно насладиться" подразумевает мощную положительную душевную ориентацию, дух творчества. Вместе с тем этот основной вопрос является многоплановым: Как я могу больше всего получить и отдать? Как я могу при этом сам возрасти и помочь подняться кому-то еще? Каким образом можно " пережить" этот опыт наиболее глубоко? Какие возможности любить и быть любимым открываются в этот день, в этой встрече, в этой ситуации?

Люди, живущие полной жизнью, находят радость и наслаждение в том, что другие считают неприятной работой или обязанностью. Они не вынуждены заниматься ею, они хотят ее сделать. Они хорошо знают о шипах, но их внимание сосредоточено на розах. Каждый день приносит что-то новое и светлое, он никогда не становится калькой вчерашнего. Никто из таких людей, как и всех других, не бывает сегодня таким же, каким был вчера. Следовательно, их видение всегда незакончено и открыто для модификаций, и поэтому они с нетерпением ожидают новых прозрений. Эти прозрения обновят и их самих, и их видение реальности.

Внимание! Описывая людей, живущих в полноте, их видение и их основные вопросы, я испытываю чувство некоторого беспокойства. Мне не хотелось бы, чтобы читателю показалось, будто я описываю совершенно нереалистический идеал. Вполне возможно, что есть люди, склонные получать из других рук некий невыдержанный напиток, составленный из плоских оптимистических надежд. Дескать, все всегда " вкусно, как персик"! Жизнь всегда прекрасна! Я знаю одного состоятельного бизнесмена, который требовал, чтобы ему всегда отвечали " Великолепно", как только он спрашивал " Как дела? ". Есть немало поп-психологов, с авторитетным видом заявляющих, что все, что мы должны делать, — думать положительно и оптимистически. Мы якобы должны всего лишь игнорировать свои неудачи и стараться просто проскочить через жизнь путем наслаждений. И сразу все изменится! Все это очевидная и опасная бессмыслица.

Недомыслие здесь очевидно потому, что изменение чьих-то взглядов на реальность может изменить отношение к фактам, но не может изменить самих фактов. Смерть близкого человека все-таки, как и всегда, принесет горе. Неудача снова принесет боль, инас, какипрежде, опечалит, если нас не заметят. Конечно, живущие в полноте люди будут

чувствовать " плетку и стрелы жестокой фортуны". Но они будут внутренне расти, становиться духовно глубже, тоньше чувствовать, больше сострадать именно потому, что они страдали сами. Это не означает, что они больше не будут страдать в будущем. Будут.

Шарлатанское предписание улыбаться, во что бы то ни стало, таит в себе опасность того, что подобный романтизм и очарование всегда кончаются тоской от утраты иллюзий после столкновения с реальностью. " Можешь делать все, что хочешь. Где есть желание, там есть и путь! " — так говорят только в радиорекламе или в бесхребетных журнальных рассказах. А в обычной жизни если человек клюнет на приманку мечты или сделает на нее ставку, его в конце концов постигнет горькое разочарование.

Я также понимаю, что энтузиасты могут заставлять людей принимать из их рук тот вид счастья, который дается положительной душевной и умственной установкой, причем и таких людей, чье основополагающее видение в действительности негативно и пессимистично. Поистине это просто жестоко. Такое стремление энтузиастов подобного рода ведет по сути дела к требованию, чтобы человек натягивал улыбающуюся маску на свое унылое лицо.

Что мы должны делать в этой ситуации, так это работать над своим видением, переделывать его. Мы должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше понимать его содержание, вскрывать искажения и заменять неверные способы восприятия на правильные. Только истина может сделать нас свободными. И это не простое дело. Если человек потратил 20 лет на то, чтобы построить свое особое понимание реальности и свой способ приспособления к ней, он не вправе рассчитывать на то, что его видение существенно изменится за 20 минут. Это совсем не так просто, как изобразить на лице улыбку или застегнуться на пуговицу — " Я мыслю положительно! ". Пока не изменится основополагающее видение, не произойдет никакого реального внутреннего роста; рост происходит постепенно и часто сопровождается болезнями.

Источники нашего видения

Ребенок вынужден с самых первых дней своей жизни учиться тому, насколько близкую или отдаленную дистанцию ему следует устанавливать со всеми, кто его окружает. Ему приходится учиться различать тех, кого он может касаться, в чьих руках ему хорошо и тепло, и других, от которых лучше держаться подальше.

Маргарет Мид. " Пол и общество", статья в журнале " Катехист".

 

Если бы могли сравнивать человека с деревом, мы нашли бы у него по меньшей мере пять главных корней, уходящих в почву. Эти корни питают человека и формируют общее развитие его личности. К таким корням относятся биологическое наследие человека (мозг, нервная система и т.д.), его пища, обмен веществ, социальное окружение и, наконец, его неповторимая личностная структура. Все это сильно влияет на то, как человек будет воспринимать себя и окружающий мир.

Существует неоспоримое и даже отчасти таинственное взаимодействие тела и сознания. Совершенно бесспорно, что умственное и душевное состояние оказывают влияние на здоровье тела. Так, к примеру, тревога и беспокойство могут ускорить приступ астмы. Я лично убежден, что здоровье человека в своей основе определяется его внутренней установкой. С другой стороны, несомненно, что и состояние тела, в свою очередь, может влиять на состояние души. Анемия или нарушение биохимического баланса мозга может привести к депрессии, а вследствие такой депрессии физического происхождения может исказиться картина воспринимаемого нами мира, извратиться способ восприятия реальности. Другими словами, физические факторы могут глубоко влиять на то, как мы видим себя и окружающий мир.

Сделав эту нужную оговорку, я оставляю обсуждение таких связей и возможностей биохимикам, а диагнозы — квалифицированным и компетентным медикам. Я не отношусь ни к тем, ни к другим; в своем изложении и обсуждении проблемы человеческого видения и

его происхождения я ограничусь рассмотрением роли психологических факторов и окружающей среды.

Как только дети начинают открывать и по-своему понимать реальность, они приобретают видение, которое в значительной мере формируется родителями и другими членами семьи. Что-то из сказанного в семье у детей может искажаться и, к несчастью, самые темные дни в семейной жизни могут совпадать с периодами наиболее сильных впечатлений в жизни ребенка. Дети могут не слышать всего того, что другие хотят им сказать, или же, напротив, быть наиболее открытыми к родителям и другим людям в периоды, когда те менее всего способны передать им здравый взгляд на вещи. В любом случае, независимо от того, хорошо это или плохо, самое первое видение ребенка, вытекающее из опыта, будет определяться видением его родителей и семьи.

Очень во многом дети будут смотреть на себя глазами своих родителей и их родственников. Они будут учиться бояться всего того, чего опасаются их родители, любить все то, что они любят, ценить то, что они ценят. Процесс " осмотического выравнивания", посредством которого ребенок воспринимает и усваивает родительское видение реальности, фактически начинается уже во внутриутробном периоде еще до рождения. Мирное настроение или наоборот, беспокойство матери, вынашивающей ребенка в своей утробе, передается ему через биохимические изменения крови и мышечные сокращения. Ребенок фиксирует эти сигналы в развивающихся клетках мозга и нервной системы. Спокойствие матери или же ее душевные травмы передаются ее ребенку. Мать сообщает своему ребенку посредством своего тела, что окружающий мир безопасен и дружелюбен, или же, напротив, опасен и враждебен. Так или иначе эти сообщения в какой-то мере повлияют на оценку ребенком реальности и на формирование того основополагающего видения, с которым он начинает свой жизненный путь.

Мы уже писали о новорожденном как о существе, полном вопросительных знаков. С самого момента получения дара жизни дети начинают также получать и ответы и оценки. В соответствии с этими ответами и оценками окружающий мир приобретает для ребенка ту или иную окраску. Например: " Жизнь в этом мире трудна, и самым подходящим ответом на нее будет депрессия". Или: " Жизнь — это

чувство нетерпеливого ожидания и радостного возбуждения". В общем случае дети вполне податливы и послушны, так что они с готовностью принимают оценки своих родителей и предлагаемые ими эмоциональные реакции.

Разумеется, все эти восприятия, интерпретации и предлагаемые эмоциональные реакции не воспринимаются целиком все сразу. Повторение — мать учения. Развитие видения происходит примерно так. У ребенка в определенной ситуации и в ответ на определенные воздействия возникает некая мысль, к примеру, такая: " Сам по себе я ничего не стою. Моя единственная ценность—делать приятное окружающим". В последующих повторениях сходной ситуации ребенок будет думать то же самое, вновь воспринимая в качестве факта отсутствие собственной ценности и необходимость угождать другим. Первоначальное восприятие будет усиливаться в каждом таком случае. После достаточного числа повторений то, что в начале было только идеей и сомнительным фактом, превратится в жизненную установку и убеждение.

Если так случится в жизни ребенка, то это его первое впечатление станет частью его видения. Его эмоциональные реакции и поведение станут соответствовать такому привычному восприятию. Он будет унылым и всегда искать одобрения окружающих. Вот еще пример подтверждения того факта, что мы, люди, являемся созданиями своих собственных привычек. Наши привычки определяют нас. Наши представления кристаллизируются в установках, а наши установки перерастают в привычную систему соотнесения, срастаются с тем, как мы смотрим на вещи, с видением.

Впрочем, как в передаче идей и представлений, так и в способах их восприятия многообразие возможных комбинаций и вариаций неограничено. Поэтому у каждого человека развиваются свое неповторимое видение и уникальный образ действий. Например, в результате явных и неявных наставлений родителей дети, будь это само по себе правильно или нет могут усвоить следующее понимание своей ценности в жизни: они не должны причинять беспокойства, или же должны получать хорошие отметки, или же быть тихими, или же выглядеть привлекательными, или же быть смелыми и т. д. до бесконечности. Независимо от того, правильно или нет восприняли дети

указания взрослых, то, что они слышали, неизменно окажет глубокое влияние на их жизнь.

В рамках наших рассуждений о полноте жизни эти ранние восприятия чрезвычайно важны. Если дети воспринимают себя так, будто родители оказывают им свою поддержку лишь в зависимости от того, как они выглядят, достигают ли успехов, или чего избегают, то такие дети со временем окажутся в ловушке фрустраций соответствующего видения. В той мере, в какой дети любимы без всяких условий, они будут постигать свою подлинную личностную ценность, которая не определяется какими-то успехами или внешними данными. Если дети знают только любовь на определенных условиях, которой они будут лишены, как только эти условия в чем-то нарушат, то такие дети будут воспринимать себя не имеющими реальной ценности. У них возникает ощущение своей никчемности. Эмоциональным ответом на такую обусловленную любовь будет, вероятно, смесь раздражения, гнева, чувства ненадежности жизни и сильной потребности в одобрении.

Мы уже говорили, что первый вопрос ребенка касается его самого: кто я? То, как понимается ответ на данный вопрос и каким будет самовосприятие ребенка в дальнейшем, окажется наиболее важным для формирования видения во всех его деталях. Если дети любимы, или осознают себя любимыми, т. е. видят, что взрослые любят их такими, какие они есть, то у таких детей разовьется хорошее представление о себе, и их жизненный путь станет путем становления и осуществления. Если же их любят за то, как они выглядят или же за уо, что они могут что-то сделать для других, их жизненный путь станет путем угасания и неудач.

Второй вопрос ребенка относится к другим: кто они? Родители дадут свой ответ на этот вопрос больше своим примером, чем предписаниями и наставлениями. Дети наблюдают и слушают, и тем самым получают ответ. Они наблюдают выражения лиц своих родителей и слышат интонации их голосов, когда они говорят о других людях или обращаются к ним. Реакции родителей повторяются, воспринимаемая детьми информация усваивается, запечатленное в детстве превратится в будущем в установки взрослых. Их знание сводится к следующим моментам: другие люди в сущности хорошие или плохие, сотрудники или соперники, приятны или раздражительны, заслуживают доверия или подозрительны, безопасны или же опасны. С таким знанием дети приобретают чувство уверенности. Если не верить своим родителям, кому же еще можно доверять?

И вновь нужно отметить, что возможности для комбинирования и вариаций остаются неограниченными. Например: " Семья и родственники у нас хорошие, а все прочие — люди сомнительные". Или так: " Все люди в основе своей хорошие и приличные, если с ними правильно обращаться". Или еще: " Некоторые люди во всем правильные, но осторожности ради следует их тщательно проверять, прежде чем им доверять". Или: " Люди будут хорошо к вам относиться, если вы сами будете добрым в отношении к ним." И еще: " Постарайся завести у себя хорошие " весы", если хочешь иметь дело с другими людьми, — они помогут тебе тщательно взвесить, что ты им даешь и что от них получаешь. И тогда не будешь в дураках".

Третье общее представление в тотальном видении, открывающее или же закрывающее человеку доступ к полноте жизни, — это представление о самой жизни. Ребенок спрашивает: Зачем жизнь? Кто в жизни достигает успеха и кто терпит неудачи? Что такое полная жизнь, приносящая удовлетворение? Полученные ответы станут составной частью первичного видения и оценки реальности у ребенка. Из этой же системы соотнесения (системы взглядов) выводятся первые жизненные цели и притязания ребенка.

Каковы общие установки и системы ценностей родителей, можно понять из их действий и наставлений, причем их реакции восторга или разочарования не менее показательны, чем формулировки, принципов. Растущий ребенок получит нужную ему информацию о природе и целях жизни больше из примера, чем из самих слов, и печать личного примера останется навеки. Жизненная ситуация родителей на протяжении ранних лет формирования ребенка очень важна. Возможно, что система ценностей и целей у родителей, в общем разумна и хорошо сбалансирована. Но может случиться и так, что денежные неудачи, проблемы со здоровьем, климактический период или какие-то другие травмы могут на многие годы нарушить внутренний баланс. То понимание жизни, которое родители передадут своим детям на протяжении таких периодов, вероятнее всего будет нести в себе те или иные искажения.

Вот какими могут быть передаваемые детям идеи и представления о природе и целях жизни (проверьте на своей ситуации одно из них или несколько):

" Жизнь вдохновляет; она — настоящее приключение".

" Жизнь нелегка; каждый живет для себя".

" Жить означает обладать — своим собственным домом, достаточным на всякий случай количеством денег, обеспечением в старости".

" Жить — значит преуспевать, утверждать себя, заставлять себя уважать".

" Успех в жизни оценивается тем, насколько мы популярны, как много человек вас любит".

" Вы стоите ровно столько, сколь велика ваша ценность в глазах Божиих".

" Успех в жизни называется ДЕНЬГИ".

" В своих делах будь верен себе. Никогда не работай ни на кого другого".

" Пока ты ходил вокруг да около, а теперь хватай все, что можешь".

" Жизнь дана для хорошего времяпровождения".

" Не важно, выиграешь ты или проиграешь, важно, как ты вел игру".

" Получи свой собственный участок и построй вокруг него высокий забор".

" Если у тебя хорошее здоровье, все будет хорошо".

" Образование очень важно. Все можно у тебя отнять, кроме разума".

В конце концов обучение ребенка в кругу семьи когда-нибудь кончится, но в его сознании еще долго будет звучать магнитофонная запись с наставлениями родителей: " Жизнь — это... "; " Успех — это... "; " Самое важное в жизни — это... ".

Итак, получаемое в наследство первоначальное видение содержит в себе части, называемые " я", " другие люди" и " жизнь". Передается также и установка по отношению к природному миру, в котором мы живем. Поистине благословенны дети, получившие животворящее, вдохновляющее видение вселенной. Они научатся удивляться, стремиться все познать, восхищаться. Их досуг будет

всегда связан с прогулками или выездами на природу, будет сопровождаться созерцанием звезд. Они будут сажать деревья, наблюдать за птицами, собирать камни или морские раковины. Они научатся заботиться о любимых животных, различать виды цветов и деревьев, а также формы облаков.

Уныла жизнь тех детей, у родителей которых не хватает времени на " такие глупости". (К несчастью, многие родители узнают о наступлении лета только когда приходит время включать кондиционеры). Такие люди постоянно заняты тем, что выпалывают и выкорчевывают то, что могло бы жить, постоянно сводят концы с концами и смотрят по телевидению спортивные представления." Мэйбл, ты слышала, что сказал наш котик? Он хочет новый бинокль, чтобы смотреть на птиц! Вот уж действительно хорошая затея! Ну нет, никто из моих детей никогда не будет смотреть на птиц". Ребенок у таких родителей начнет свою жизнь в положении " лишенца". Он будет способен видеть только тесный назойливый мир. Он будет слышать только жужжание кондиционера и голос диктора, без конца рассказывающего о ходе игр каких-то команд где-то на каком-то поле... где его никогда не было. Он будет знать только запах перестоявшего пива и крепкого табака.

И, наконец, последняя категория реальности, которую ребенок получает в наследие, связана с видением Бога. Мысли многих людей о Боге сильно различаются в зависимости от того, кто они, что делают, и т. д. Я совсем не претендую здесь сказать окончательное или хотя бы последнее слово. Мне хотелось бы только передать одну истину о Боге, неоспоримую часть всего иудейского и христианского вероучения: Бог любит нас.

Бога можно представить себе двумя способами. Первый весьма здрав, благодаря ему ребенок получает поддержку и приглашается к более полной жизни. Другой же способ нездоровый, он может лишь запугать ребенка и снизить его жизненные возможности. Этот способ основывается на искаженной, как я считаю версии, утверждающей, что Бог любит нас только на определенных условиях. Он любит нас тогда и только тогда, если мы угождаем Ему, подчиняясь всем Его законам. Однако как только мы допустим промах в мыслях, словах или делах, Он немедленно лишит нас Своей любви. И с какого-то момента мы почувствуем, как тень Божественного недовольства покроет нашу жизнь. Если же мы выполним условие быть Ему во всем верными, Он будет нас любить. Если же нет, Он просто извергнет нас из Своего сердца. Все это — слишком тяжелая ноша для юных душ. Если со временем дети отвергнут веру в такого Бога, ясно, что они сделают шаг в направлении к истине.

Истина о Боге, которую я нашел в иудейско-христианском вероучении и лично уверовал в нее, состоит в том, что Бог любит нас без всяких условий. Словами Своего пророка Исайи он возвещает: " Любовью вечною Я возлюбил тебя... Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих... " Конечно, мы можем отказаться от Бога и отвергнуть Его любовь. Что это такое, вы и сами должны знать, если вам случалось предлагать свою любовь такому человеку, который ее не хотел. Такое отвержение Божественной любви и составляет сущность греха. Однако Бог неизменно продолжает предлагать нам Свою неизменную любовь. Если мы ее отвергаем, то ее мы этим нисколько не умаляем. Его руки всегда готовы принять нас.

Один хорошо известный психолог рассказал мне о случае, весьма показательном в отношении идеала безусловной любви. К нему обратилась за советом одна супружеская пара, в жизни которой сложились серьезные трудности. Жена пожаловалась, что муж любит ее лишь тогда, когда она содержит дом в образцовом порядке. Муж подтвердил сказанное ею, но настаивал на том, что он вправе найти в доме образцовый порядок, возвращаясь после тяжелого трудового дня. Жена возразила: " Но ведь мне необходимо знать, что он любит меня независимо от того, чисто в доме или нет, просто для того, чтобы были силы навести порядок". Психолог согласился с ней.

Не следует учить детей тому, что они должны одержать ради любви победу, заработать ее, чтобы стать достойными ее, — это относится и к любви Бога, и к любви родителей. Настоящая любовь — это дар. Настоящая любовь всегда безусловна. Это не изящная печать под контрактом и не плата за вход. Просто — " Я люблю тебя! " (Этот идеал любви я подробнее описал в своей недавней книге " Тайна пребывания в любви" ). Тем же, кто старается заработать любовь Бога или стать ее достойными, Бог, которого я знаю, скажет: " Свою любовь Я вам уже дал, так что вы запоздали со своими стараниями. Вы хотите

все изменить и сделать так, чтобы вы могли мою любовь завоевать; это невозможно, да и не нужно. Я подарил вам Свою любовь, и вместе с ней — способность меняться. Примите же в дар Мою любовь, и она даст вам силу возрастать. Знайте, что Я вас люблю независимо от ваших поступков. Это знание даст вам силы поступать наилучшим образом".

В любом случае права Маргарет Мид: ребенок должен научиться у своих первых наставников, " насколько ему следует сближаться с окружающими, кого он может касаться, в чьих руках ему хорошо и тепло, а от кого ему лучше держаться подальше". Дети учатся знать, кто они и чего стоят другие люди. Дети учатся ценить и лелеять свою жизнь как прекрасную возможность ил и же презирать ее как проклятую грязную работу. Они открывают, сколь велик, прекрасен, и полон тепла мир, или же бредут, не поднимая глаз, по дорогам мира, чуждого и непонятного. Видение — это, конечно, самое важное, что получает ребенок, выходя в жизнь, от своих родителей и первых наставников.

Впрочем, дети неизбежно пересматривают то видение, которое они получили в наследство. Их собственные наблюдения и опыт в какой-то мере ему противоречат, и нарисованная для них картинка расширяется и модифицируется. Мы уже говорили, что ключ к пересмотру и изменению видения человека, к возрастанию личности — это открытость и гибкость, а жесткость назвали той западней, которую следует всячески избегать. Очевидно, что чем больше человек гибок и открыт, тем более он способен изменить унаследованное им видение и удалить из него те искажения, которые сокращают возможности к достижению полноты жизни.

Но есть одно препятствие: дело в том, что гибкость или жесткость сами по себе также являются частью унаследованного видения. Родители передают детям определенную предрасположенность к жесткости или гибкости, в зависимости от своей собственной готовности и желания рисковать и пересматривать старое. Если они сами открыты тому опыту, который ежедневно предоставляет жизнь, то их дети научатся этому как способу правильно на нее реагировать. Если же родители не хотят уживаться с сомнениями и последовательно проводят жесткую линию, их дети, вероятно, изберут такой жизненный путь как более надежный. По крайней мере, вначале они будут подражать своим родителям, занимая негибкую позицию.

Например: маленькая девочка в слезах возвращается домой после ссоры с другим ребенком, игравшим вместе с ней, а ее отец в ответ рявкнет что-то вроде следующего жесткого категорического суждения: " Я говорил тебе: не жди ничего хорошего от тех детей. Вся семья у них скверная! " Или же другое: " Ты вообще ни с кем не можешь поладить. Теперь будешь просто сидеть дома! " Или еще так: " Держись подальше от этих католиков (или протестантов, или евреев, или черных, или белых)! "

Человек, который так высказывается, относится к типу людей, дающих на все вопросы один и тот же ответ: " все дело в том-то". Такой человек становится воплощением жесткости, а жесткость по определению означает отсутствие возрастания. К тому же она еще и заразительна. Родители жесткого психологического склада стремятся передать свою жесткость и детям.

К счастью, по мере нашего роста нас захватывают новые влияния и информация, приходящие от других лиц, которые для нас значимы и важны. Наша жизнь охвачена непрекращающимся кругооборотом новых данных и нового опыта. Питаясь от этих источников, мы можем изменить свою унаследованную склонность быть жесткими и негибкими, а также справиться и с другими искажениями в своем унаследованном видении. Но это легко. Очень трудно дается даже просто осознание и понимание своего видения. Защитные механизмы собственного " я" очень легко могут ввести в заблуждение. Каждый должен бороться с обманчивыми образами нашего ненастоящего " я", с тем, чем мы хотим казаться, чтобы получить признание других. Для большинства из нас очень трудно отделить это иллюзорное " я" от настоящего, но подавленного.

Самая же существенная проблема изменения лежит, вероятно, на еще более глубоком уровне. Видение, в рамках которого я действую, дает мне определенность. Оно вносит в жизнь смысл, предсказуемость и дает мне основу для приспособления к реальности. С видением, хорошо ли оно или плохо, я могу как-то существовать. А если бы его не было, где бы я был? Что бы со мной случилось, если бы я оставил свое старое видение в поисках нового? Вот теперь и настало время обсудить эти важнейшие вопросы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь