Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают А.Г.Асмолов
Выбор данной темы продиктован соображением о изменчивости человека в течении жизни. Я согласна с высказыванием известного советского психолога 20 века А.Г.Асмолова. Любой человек при рождении является индивидом. Индивид - это характеристика человека как одного из людей. Например, каждый из нас в момент рождения обладает одинаковыми биологическими свойствами, присущими тысяче людей, рожденных в этот момент: две руки, две ноги, два уха, голова и т.д. В процессе жизни в обществе человек становится личностью. Существует несколько определений понятия " личность". Я согласна со следующим определением, личность-человек, живущий в обществе и выполняющий правовые и нравственные нормы, принятые в этом обществе. Т.е. человек обретает социально значимые черты. Например, мама учит ребенка поведению за столом, в школе дети учатся взаимовыручке, посещая секцию ребенок учится жить в коллективе, работая на заводе люди учатся взаимодействию во время труда. С возрастом обостряются индивидуальные черты личности. Индивидуальность- это характеристика отличий человека от других людей. Индивидуальность делится на биологическую и социальную. Например, у каждого человека свой цвет глаз, свое телосложение, свой характер, свой темперамент. Любой человек на протяжении всей своей жизни отстаивает свою индивидуальность. Например, известный нидерландский художник Винсент Ван Гог. Всю свою жизнь он посвятил искусству. Множество работ было выполнено в стиле импрессионизма, который был развит в те годы, однако его нигде не признавали. Лишь после смерти Ван Гога стали активно проходить выставки его работ. были изданы его письма, альбомы репродукций, и художник стал чрезвычайно популярен. Иногда индивидуальность человека не принимается обществом, ее приходится отстаивать. Итак, именно поэтому я могу согласиться с высказыванием автора в том, что человек изменяется на протяжении всей жизни.
«Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником» (И. Г. Фихте) Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Почему человек предназначен для жизни только в обществе? Почему немецкий философ И. Г. Фихте считает, что если человек живет отшельником, то он не вполне человек? Попытаюсь ответить на эти вопросы и определить, насколько прав И. Г. Фихте. На мой взгляд, в своем высказывании философ поднимает актуальную проблему социального взаимодействия как необходимого условия жизни человека или, иначе говоря, проблему единства человека и общества. Известно, что в повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны с другими людьми, а значит, и с обществом – взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим и другим вопросам. С самого рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Наукой установлено, что с 1, 5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении со взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Неслучайно у всех народов тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления. Так почему же человек предназначен для жизни только в обществе? Чтобы обосновать свою позицию, обращусь к таким понятиям, как «человек», «социальная связь», «социальное взаимодействие», «общество». Итак, «человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, то есть природных и общественных». Отсюда: человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них. Социальная связь — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, которые объединяют людей в социальные общности, формирующиеся в более крупном объединении, то есть в обществе (обособившейся от природы, но тесно с ней связанной части мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения). Социальные связи, не отличаясь глубиной и длительностью отношений между людьми (поездка в поезде), приобретают в обществе более совершенную форму – социальные взаимодействия, то есть систематические, достаточные регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга (например, взаимоотношения родителей и детей, учителя и учеников и др.). Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями или социальным поведением (это любое действие, поступок, акт в системе человек-человек). Из курса обществознания мы знаем, что выделяются межличностные отношения индивидов, личностно-групповые отношения, межгрупповые отношения, причем развитие социальных отношений может приобретать как позитивный (партнерство, сотрудничество), так и негативный характер (соперничество, конфликт). Но я полагаю, что в любом случае люди, живя в обществе и взаимодействуя друг с другом, учатся правильно выстраивать взаимоотношения на основе доверия, уважения, толерантности, одним словом, стремятся быть людьми в полном смысле этого слова, иначе жизнь в обществе может стать невозможной. Но совершенствование общественных проявлений возможно только в социальной среде. Если же человек становится отшельником, он действительно не вполне человек. Приведу пример: в 1957 г. в пустыне Туркмении был найден пятилетний мальчик, который все годы провел в стае волков и стал умственно недоразвитым. Несмотря на все попытки научить его писать, читать, говорить, он так и остался неполноценным человеком и до самой смерти находился в психиатрической больнице. В подтверждение авторской позиции можно привести слова другого мыслителя – Ф. Ларошфуко: «Тот, кто думает обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше». На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что немецкий философ И. Г. Фихте прав, считая, что человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником.
«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)
В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности. Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях. И действительно, человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком. А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать. Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает. Блок «ДУХОВНАЯ СФЕРА» «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д.Дидро) Я выбрала высказывание французского писателя, философа-просветителя Дени Дидро: «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок». На мой взгляд, данный афоризм поднимает проблему назначения искусства, его роли в жизни человека. Я остановила свой выбор именно на этом афоризме, так как тема, затронутая классиком, как никогда актуальна для современного мира. В наши дни искусство зачастую используется не как носитель высоких идеалов и ценностей, представлений о Добре и Зле, а как всего лишь средство получения прибыли. Автор считает, что истинное предназначение искусства – являться сосредоточением морально-этических норм и идеалов, нести в себе идеи добра и добродетели, помогать человеку сформировать шкалу ценностей и представлений о достойной жизни, поведении. Я не могу не согласиться с мнением автора. Вне всякого сомнения, во многом через искусство мы познаем мир и получаем воспитание. Искусство дает каждому из нас возможность понять и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного. Нельзя и отрицать того факта, что искусство является воплощением культурного наследия общества, отражением той или иной эпохи; оно оказывает серьезное влияние на общественное сознание, восприятие окружающей действительности людьми. Искусство, как уже было упомянуто выше, лежит в основе формирования личности. Влияние искусства каждый из нас ощущает ежедневно, порой, не осознавая этого. Искусство связывает поколения, объединяет и сплачивает народ, тем самым непосредственно влияя и на судьбу государства. Взаимодействие с миром искусства удовлетворяет человеческие духовные потребности, которые, кстати, ставились на самую вершину пирамиды потребностей американским ученым А. Маслоу. Любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль, познание мира и самого себя – все нашло воплощение в искусстве. Если же искусство будет нести в себе порок, ложные идеалы, то его влияние будет разрушительно как для отдельно взятой личности, так и для всего общества в целом. Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что искусство только тогда является искусством, когда оно несет в себе посыл, который может повлиять на человека, изменить его, направить на правильный путь, когда оно учит добру, справедливости, настоящей, искренней любви к близким, Родине…
Цель искусства - не грёза, а реальная жизнь" (Р. Роллан) э ссе Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания. Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека. В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство – подражание природе; «природа – лучший мастер форм». Искусство – творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью. Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта. Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Самообразование во все времена было основным источником человеческого знания. «Кто дорожит жизнью мысли, — писал Д.И.Писарев, — тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Век живи — век учись. Речь идет о непрерывном образовании, не имеющем возрастных и временных границ. Он также уточняется в серии последовательных аксиом, суть которых самоочевидна: Нет предела знаниям человека; Знание— не мешок, за собой его таскать не надо; “Уча других, также учись” (Н.В. Гоголь); “Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования” (Н.А. Рубакин); По платью (одежке) встречают, по уму провожают; Не выучит школа, выучит охота (нужда); Память в теле, мысль во лбу, а хотение в сердце. В слово «самообразование» мы вкладываем два разных смысла. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самонаучению», «самообучению». Это — узкий, более практический смысл. Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком, гуманистическом смысле как образование себя, то есть строительство, сознательное созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание». Во втором смысле «я» впитывает не столько узко понимаемое конкретное знание, информацию, сколько приобретает и впитывает всю созданную человечеством культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая в сложном диалоге творческие и этические качества. Самообразование в своем первом, более узком смысле, становится частью и основанием самообразования в широком, психологическом и культурологическом смысле. Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания. Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную. Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика. Итак, мы пришли к выводу: самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании. Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности. Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания. Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.
Необходимо вырабатывать у школьников самостоятельность мышления и понимание объективной необходимости учиться и всесторонне совершенствоваться на протяжении всей жизни. Повышение интереса учащихся к изучению математики путём развития внутренней мотивации, снижение уровня тревожности, формирование положительного отношения к предмету и образованию в целом, навыки социальной адаптации школьников – всё это решается через использование активных форм и методов.
Блок «ЭКОНОМИКА» «Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман) Автором данного суждения поднята проблема роли и места инфляции в экономике, ее воздействия на субъектов рынка. Данная проблема очень актуальна в наши дни, ведь борьба с растущей инфляцией – главный вопрос на повестке дня правительств почти всех развивающихся стран, в том числе и России. По мнению А. Фридмана, инфляция является результатом действия рыночных механизмов. Последствия её негативны, но являются естественным результатом определенных действий участников рынка. Я согласен с позицией автора данного высказывания. По моему мнению, инфляция нередко становится результатом некорректной экономической политики или действий участников рынка. Её последствия негативны для всех, и поэтому ее можно назвать наказанием. Итак, под инфляцией понимается обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества. Иными словами, инфляция возникает, когда масса обращающихся в экономике денег превышает количество товаров. Но мы говорим об инфляции как наказании и, следовательно, она возникает вследствие каких-то действий. Каковы же основные источники инфляции? Во-первых, инфляция может возникать вследствие излишней эмиссии денег государством. Когда государство решает финансовые проблемы, как сейчас принято говорить, с помощью «печатного станка», темпы инфляции резко увеличиваются, деньги обесцениваются, т.к. в экономике их становится слишком много. Вспомним, например, что таким образом решала свои проблемы Россия в 90-е годы XX века. Результатом этого стала инфляция, достигающая 100%. Во-вторых, инфляция может возникнуть вследствие необоснованного повышения заработной платы или социальных выплат. В связи с этим, инфляция достигает наибольших значений в экономиках с планово-командными элементами управления, где и размер зарплат, и размер социальных выплат определяет исключительно государство. Это подтверждается фактами: сегодня наибольшая инфляция (превышающая 25%) наблюдается в Венесуэле, Афганистане, Монголии и т.д. Последствия инфляции являются настоящим наказанием для всего общества. Так, растет безработица, снижается покупательная способность, падает уровень потребления, ценообразование перестает быть прозрачным… Правительство Греции в последние годы проводило политику по предотвращению безработицы любыми средствами, не гнушаясь и оплаты не востребованного рынком труда. Заработная плата постоянно повышалась; несмотря на падающую производительность труда, в экономику «вливалось» все больше денег. Результатом этих непоследовательных мер стала гиперинфляция, вылившаяся в безработицу, падению уровня жизни людей. Сегодня по всей Греции происходят массовые забастовки, уличные шествия, погромы. Экономическая наука знает ряд методов борьбы с инфляцией: дефляция (изъятие избыточных денежных знаков), деноминация (введение новой валюты и обмен ее на старые деньги), девальвация (снижение обменного курса национальной валюты), ревальвация (повышение курса национальной валюты), нуллификация (объявление старых денег недействительными либо обмен их по крайне низкому курсу). Российское правительство в период последнего экономического кризиса избрало политику девальвации, т.е. оно постепенно снижало курс рубля. Это объясняется и тем, что резервы РФ хранятся во многих валютах, и девальвация нанесла наименьший урон этому фонду. Таким образом, инфляция действительно является наказанием без законного основания.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы