Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идея свободы и национальной независимости казахского народа в 20 веке



С начала ХХ в. на политическую арену вышли национальная интеллигенция, новая политическая элита, носители новых идей, для которых хан Кене служит идеалом преданности интересам народа. На следующем этапе в начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. Её представители были выходцы из различных слоев общества, в первую очередь из традиционной степной аристократии. Необходимо отметить, что становление интеллигенции в казахском обществе к началу ХХ века приняло характер эстафеты поколений. Одной из главных задач своей деятельности они считали не только сохранение национальной самобытности казахского народа, воспитание национальных чувств, но и воссоздание казахской государственности. Новое поколение казахской интеллигенции стремилось к выражению общенациональных интересов, преодолению клановых, родовых предрассудков. Демократические идеи, нашедшие выражение в программе «Алаш-Орды», наглядно показывают, что их авторы придерживались общечеловеческих ценностей и были в полном смысле слова одними из передовых и гуманных деятелей своего времени.

На съезде, проходившем 5-13 декабря в Оренбурге, был принят проект программы партии «Алаш». Но впервые он был опубликован 21 ноября 1917 года в газете «Казах» и назывался «Алаш партиясынын программасын жобасы». Составителями были Букейханов, Дулатов, Гумаров, Турмухамедов, Жундибаев, Биримжанов – весь свет казахкой интеллигенции.

Принимал участие в составлении программы и Акпаев – первый магистр казахских прав. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Таким образом, мы видим, что важнейший документ «Алаш-Орды» воочию доказывает, что партия не являлась ни националистическим, ни сепаратистским, ни антинародным движением. Время расставило все на свои места, и сегодня мы убеждаемся в том, что «Алаш-Орда» была истинным выразителем интересов казахского народа. Лидеры алашской интеллигенции последовательно стремились к двум целям: созданию автономной казахской государственности и сохранению межнационального согласия.

Они стремились создать автономию вместе с русским населением. Большая заслуга алашского национального движения заключается в том, что оно не сопровождалось межнациональной рознью. Хотя интеллигенты середины ХIХ – начала ХХ вв. не успели создать казахскую государственность, они сумели утвердить культурную самостоятельность казахов как нации.

Тем самым они создали предпосылки становления казахской государственности, они были истинными борцами за независимость, но их представление о независимости отличались от взглядов Кенесары, Толе би, Абылай хана, те стремились создать независимость казахской земли, а алашордынцы стремились обеспечить независимость Казахстана в огромной зависимости от России. На пути к независимости Казахстан двигался и в советский период. Стоит вспомнить Целиноградские события и события 1986 года. Они сыграли существенную роль в развитии национального самосознания казахов.

 

Вопрос 45. Казахская философия в начале 21 века: идея «Мә ң гілік ел» (Есим Гарифолла: «Қ азақ елін мә ң гілік ететін-жақ сы қ азақ! »)

Можно упомянуть также работы академика Гарифоллы Есима, который раскрывает феномен Абая в многочисленных аспектах. В его философском труде «Хакім Абай» он глубоко анализирует философские и религиозные воззрения великого мыслителя. Хочу подчеркнуть, что идеи Абая и Шакарима удалось возродить на новом витке исторического развития, уже в суверенном Казахстане. В борьбе мнений, в противостоянии идей мы можем использовать их как оружие. Заветы наших великих мыслителей о морали, нравственности, человечности, любви и справедливости, свободе нашли отражение в политике национального единства, толерантности и согласия нашего Президента. Национальная идея «Мә ң гілік Ел», провозглашённая главой государства – идеологическая концепция страны, которая направлена на объединение, сплочение всех этносов, проживающих в нашей стране. Это мечта наших предков, запечатлённая в философских трудах великих мыслителей, стремление к свободе и независимости. Можно сказать, что Президент возродил и усовершенствовал идеи казахских философов, дополнил их новым содержанием в соответствии с требованиями и направлениями современного мира.

Работа над проектом началась в 2012 году под руководством академика Абдумалика Нысанбаева. Тема проекта – история казахской философии – с древнейших времён до наших дней. Были выпущены два тома. Первый посвящён становлению казахской философии в древнетюркский период. Второй том – это история казахской философии ХV–ХІХ веков. В этом капитальном труде проанализировано философское наследие казахских акынов и жырау. Показана мудрость, свойственная их поэтическому творчеству. Следующие тома будут посвящены казахскому просветительству, истории формирования казахстанской профессиональной философии советского периода и философии независимого Казахстана.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь