Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Памяти Императрицы Александры I Феодоровны.



 

В память о первой Государыне Александре Феодоровне приводим здесь речи, произнесенные в ее адрес выдающимися Архиереями Русской Православной Церкви.   

 

СЛОВО
в день рождения Ея Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны.

Говорена Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) Августа первого (14) июля 1828 г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 

Туне приясте, туне дадите.

Матф. X. 8.

 

И Господь завещавает Апостолам безкорыстие, когда говорит: туне приясте, туне дадите. И церковь, восхваляя память Чудотворцев-Безсребренников, напоминает нам завещание Господне о безкорыстии. Примем напоминание, помыслим о исполнении завещания.

Безкорыстие есть расположение делать добро, без желания собственной корысти.

Впрочем, осмотрительно надлежит различать истинное, Христианское, духовное безкорыстие от мнимаго, мирскаго, наружнаго. Судия, который не требует мзды за дело правосудия и не принимает даров, почитается безкорыстным, но он может быть не таков истинно, каким почитается. Если он поступает безкорыстно только для того, чтобы получить славу безкорыстия, или заслужить награду от земной власти: в таком случае он безкорыстен только наружно, пред глазами людей, а не в духе, пред очами Божиими; самочестие составляет монету, которою он платит себе за свое безкорыстие; надежда награды есть залог, под который он отдает в долг свое безкорыстие.

Поелику истинное безкорыстие есть расположение духовное; то как наружное безкорыстие не есть истинно, когда не соединено со внутренним, так напротив внутреннее безкорыстие не есть еще ложно, а может быть истинно, хотя и не сопровождается наружным нестяжанием. Самуил оказался совершенно безкорыстным пред Богом и пред народом еврейским, когда рече Самуил к людем: свидетель есть Господь в вас, и свидетель Христос Его днесь в сей день, яко ничтоже обретосте в руку моею; и реша людие: свидетель (1 Цар. XII. 5)! И таким оказаться не препятствовало ему то, что некогда Саул не смел явиться к нему, пока не нашлась четвертая часть сикля сребра, чтобы дать сему человеку Божию (IX. 8), и притом в таком случае, когда нужно было вопросить его именно как пророка.

Итак христианин всегда может упражняться в духовном безкорыстии, каковы бы ни были его наружныя обстоятельства и мирския отношения. Христиански безкорыстен тот судия, который также не корыстуется самохвалением или почестями, как и дарами, а творит дело правосудия из любви к правде, из любви к ближнему, с благоговейным помышлением, яко суд Божий есть (Втор. I. 17). Безкорыстен наставник, который в преподавании, наставлении и руководствовании послушника ищет только блага его, а не благодарности, спасения, а не уважения. Безкорыстен и послушник, если ревнует о делах послушания не ради преимуществ или возвышения, но ради заповеди и примера Того, Который послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Филип. II. 8). Может быть безкорыстен и владелец, – именно, когда он отрекается от умножения своих доходов, не желая отягчить иго подручных, и купец, когда, довольствуясь умеренным прибытком, не домогается прибыли на прибыль, или когда предпочитает маловыгодную торговлю вещами нужными и полезными прибыточной торговле такими предметами, кои доставляют пищу только прихотям, страстям и порокам, и самый наемник безкорыстен, когда, заработывая насущный хлеб и одежду для себя и своего семейства, не усиливается возвысить свою плату до того, чтобы копить или роскошествовать. Но как есть род безкорыстия в самом приобретении: так напротив опасаться должно своекорыстия в самом раздаянии.

Только тот раздаятель милостыни безкорыстен, у котораго, по наставлению Господню, не весть шуйца, что творит десница (Мф. VI. 3), который, отдавая правою рукою долг человеколюбия, не держит в левой счетнаго листа своих добродетелей.

Спаситель наипаче заповедует безкорыстие в делах духовных и особенною помощию благодати Божией совершаемых. Ходяще проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное. Болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте. Туне приясте, туне дадите. (Матф. X. 7. 8).

В основание святаго безкорыстия облагодатствованных человеков, Он полагает чистейшее безкорыстие Божие в раздаянии благодати. Туне приясте, туне дадите. Как получили вы благодать Апостольства и дар чудотворения? Приобрели ли вашими подвигами? Заслужили-ль вашими добродетелями? Нет! Подвиги земнородных, земными силами совершаемые, не могут достигнуть до неба; добродетели сынов Адамовых никогда не могут покрыть грехов их, кольми паче заслужить награду Божественную. Благодать Божия, как и все Божие, столь безценна, что высочайшия и совершеннейшия твари не имеют ничего достойнаго, чтобы воздать за малейший из даров ея. Потому и нарицается она благодатию, что дается единственно по благости Божией. Если так вы ее получили, то так и употребляйте. Воздайте ея раздаятелю хотя тем одним, чтобы преподавать оную другим верно, по Его намерению. Не назначайте на земле цены тому, что на небесах цены не имеет. Не повредите чистейшаго дара нечистотою вашего своекорыстия. Туне приясте, туне дадите.

Я сказал: не повредите дара своекорыстием. Подлинно, как тонкое врачебное вещество повреждается в нечистом сосуде, так духовно-врачебная или спасительная сила благодати не может сохраниться в душе, неочищенной от своекорыстия. Валаам двукратным посольством царя Моавскаго призываем был проклинать Израиля: отвеща Валаам и рече князем Валаковым: аще ми даст Валак полну храмину свою злата и сребра, не могу преступить слово Господа Бога, еже сотворити то мало или велико в разуме моем (Числ. XXII. 18). Пока сохранял он себя в сем безкорыстии, он имел чистыя видения и пророчествовал. Но когда совратился от онаго, тогда сей тайнозритель и пророк сделался учителем разврата и погиб в общем наказании с развратными. И один из двенадцати избранных между избранными от Самаго Сына Божия, очевидно приявший общую с прочими благодать проповедывать царствие Божие, исцелять, воскрешать, – как сей проповедник царствия Божи другим, потерял оное для себя? Как сей исцелитель заразился сам неизцельно? Как сей воскреситель умер без надежды воскресения? Каким образом зло успело сделаться в нем столько ядовито и смертоносно, сколь целебна и живоносна была благодать? Не знаем другаго яда, которым бы могла быть отравлена в Иуде жизнь Апостольская, и безвозвратно погублена жизнь человеческая, кроме яда корыстолюбия татьбы.

Может быть, многие из слышащих сие думают, что сие мало до них касается, как таких людей, которые не получили даров ни пророческих, ни Апстольских, ни чудотворческих. Не так мне кажется, братия! Многое, мне кажется, и мы с вами туне прияли. Не туне ли ты приял от Бога жизнь естественную в рождении твоем и благодатную в крещении? Какими подвигами заслужил ты то, что, по провидению Божию, наследовал от родителей, имение ли то или звание? Купил ли ты душевныя и телесныя способности, чрез развитие и употребление которых делаешь твои дела и пользуешься жизнию? Если ты имеешь в жизни спокойствие, изобилие, радость: не Бог ли благословил тебя всем сим? Если что и трудами приобрел ты: не провидение ли Божие доставило к тому случаи, направило средства, отвратило препятствия? Что имаши, вопрошаю с Апостолом, его же неси приял (1 Кор. IV. 7)? И если ты сколько нибудь познал свою ничтожность – что имаши, его же неси приял туне, по благости и милосердию Божию!

А потому можно и к каждому из нас обратить слово Господне: туне приясте многое, туне дадите, хотя не многое, что можете. Старайтесь не быть своекорыстны в делах ваших, чтобы всеблагий Бог умножил вам свою безкорыстную благодать. Не все для своей выгоды или чести, не все для награды: делайте что-нибудь доброе для самаго добра, для любви к ближнему, для исполнения воли Божией, – о, если бы и все для сего единственно! Век сей сильно заражен своекорыстием: ни крошки без денег, ни шага без платы, ни черты пера без награды. Не увлекайтесь потоком суеты, не сообразуйтесь веку сему. Исполняйте волю царя земнаго по долгу верности, а не по желанию воздаяния, хотя он праведен и щедр в наградах своих; творите волю Царя небеснаго в духе сыновней любви, послушные даже до смерти: не присвояйте себе и самой жизни: – довольно, что у Него источник живота который и для вас не изсякнет. Аминь.

Речь
Ея Императорскому Величеству,

Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне,
пред вступлением в Московский Успенский собор.

Говорена Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) Августа 4 (17)* 1837 г.

 

Благочестивейшая Государыня!

Древняя Столица юнеет от радости, встречая Твой пресветлый Материнский взор, отражающийся в цветущих взорах Первороднаго из Твоих Сынов и Первородныя из Твоих Дщерей.

Как счастлива Москва, которой суждено было принять Твоего Первенца в свои объятия, при самом Его рождении, – как она счастлива, что ей же даровано видеть Его возвращение в Твои объятия, после первых подвигов Его, в жизни возмужавшей.

Возвращаясь, Он приносит Тебе радость, которою возрадовались о Нем миллионы Россиян. Тобою рождена вся сия радость. Так благословил Тебя Господь, купно с Твоим Августейшим Супругом.

Да благословляет душа Твоя Господа святою радостию и благодарением. Господь же Твое благодарное пред Ним сердце да продолжит исполнять новыми благословениями и радостями.

 

*Из «Слов и трудов Святителя Филарета (Дроздова)», т. 4, Речь напечатана отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.

Речь
Благочестивейшей Государыне Императрице
Александре Феодоровне пред вступлением Ея Величества
в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Говорена Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым)

сентября 4-го (17) 1851 года*.

 

Благочестивейшая Государыня!

Россия, видя в сие время Царя своего и Наследника Его, путешествующих для исполнения Царственных обязанностей, видит в то же время Царицу свою, путешествующую, по вле чению сердца к Богу и Святыне Его. И то и другое радостно и спасительно для России.

Царскими подвигами живет и возвышается царство. Царская усердная молитва привлекает благодать Царя царствующих не только Царскому Дому, но и царству.

Преподобный Отец наш Сергий, толико крат благоприятно соединявший молитву Свою с молитвою Державных, будет предстательствовать и ныне, да даст ти Господь по сердцу Твоему и весь совет Твой исполнит.

*Напечатана в Московских и Губернских Ведомостях 1851 г.







Слово


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь