Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 4 Грамматика программ



В современном лексиконе слово «программа» в приме­нении к человеческой психике стало чрезвычайно по­пулярным, и само это понятие сделалось чуть ли не ми­фологическим. О нем говорят, кто с трепетом, кто со скептической иронией, кто — преисполнившись таин­ственной многозначительности. Как только мы прояс­ним значение этого слова, многое значительно упрос­тится. Греческое programma — «объявление», «предпи­сание», «предварительное описание». Сам же процесс программирования осуществляется посредством того, что мы называем умом.

Что такое ум? Ум — это такое психическое устройство, которое преобразует информацию в опыт. Через него ин­дивид получает возможность планировать и прогнозиро­вать свои последующие действия. Можно сказать, что техническим обеспечением этой виртуальной машины является система рефлексов. Если я обжегся о горячий утюг, то вряд ли в следующий раз я буду безалаберно хвататься за этот предмет. На основании определенного действия и связанного с ним состояния моим умом был сделан вывод, а последний в свою очередь сформировал очередную стратегию поведения. Значит, ум оценивает и делает выводы. Он — думает. В этом его отличие от ра­зума.

Разум — нечто другое. Сама частица раз- в примене­нии к некоему понятию означает нечто оппозиционное тому, что в данном понятии заложено. Обиходные при­меры хорошо это иллюстрируют: раздеть противополож­но одеть, разуть — обуть, разъять — объять. В своем ядер­ном значении означает также через, сквозь. Стало быть, разум демонтирует ум, разум раз-умеет. Он не думает, а раз-думывает, размышляет. Ум примитивен, разум ин­теллектуален и в этом смысле в какой-то степени духо­вен. Можно сказать, что разум, проникая через ум, сквозь ум, находится за умом. Ум чистит зубы и отдергивает руку от утюга, разум создает теорию относительности и Лунную сонату. Животное может быть умным, но ни­как не разумным. Homo sapiens — человек именно разум­ный, а не умный! Даром ли говорят о Всемирном Разу­ме, но никак не о Всемирном Уме? Разумный означает — способный проявлять себя креативно, творчески и со­зидающе.

Разум — также и то, что не только за умом, но и над умом. В этом их основное отличие. Ум на самом деле ин­дифферентен к его носителю. Он, что называется, себе на уме. И потому вовсе не озабочен нуждами своего обла­дателя: как компьютер, который призван обслуживать потребителя, но которому вовсе нет никакого дела до сво­его хозяина. Он холоден и безучастен и просто делает свое дело. Ум — только умеет и не более того. Однако это вовсе не означает, что не следует заботиться о своем уме. Как и всякий механизм, он требует к себе известной за­боты и внимания. Важно здесь другое — остаться в со­стоянии над умом, а не отождествляться с ним, что и про­исходит с большинством особей.

Теперь подробно рассмотрим алгоритм, по которому работает машина ума.

1. Каждое событие, происходящее с индивидом или име­ющее к нему хоть какое-то отношение, неизбежно интерпретируется умом, то есть оценивается с точки зрения его позитивных или негативных свойств.

2. На основании произведенной оценки ум делает соответ­ствующий ей вывод, выносит свой категорический вер­дикт.

3. Постольку поскольку всякий вывод представляет собою некое завершающее суждение, четкий итог, то вскоре он становится предписанием.

4. Предписание можно определить как руководство к дей­ствию в соответствии с принятым выводом, который теперь уже обладает статусом закона. Следовательно, речь здесь идет уже о программировании.

5. Программа, до поры до времени существующая как тен­денция, при определенном напряжении, сгущении ее параметров конденсируется в Установку — непосред­ственный импульс к действию.

6. Действие приводит к Результату — финалу всего про­цесса.

Вырисовывается следующая цепочка: событие — вы­вод — программа — установка — действие — результат (со­бытие). Причем получаемый результат, который мы мо­жем обозначить как Событие 2, являет собой своеобразное повторение изначального События 1. Символический круг замыкается. Особь попадает в западню замкнутого цикла, действие которого на данном этапе отнюдь не за­канчивается, но содержит в себе тенденцию к постоянному воспроизведению через определенные интервалы вре­мени. Запись регулярно прокручивается с механическим упорством магнитофонной ленты до скончания биологи­ческих дней субъекта, кроме тех случаев, разумеется, при которых происходит перепрограммирование.

Таким образом, получается, что цепочка последую­щих событий неизбежно возвращает нас к одной и той же ситуации. Несмотря на формальное разнообразие ситуа­ций, их скрепляет единый контекст. Можно сказать, что каждое последующее событие фактически является очередной копией события предыдущего с подобным смыс­ловым содержанием. Последнее же, в свою очередь, так­же представляет собой не более чем звено в некоем ряду, содержащем в себе универсальный смысл общей заданности. То есть речь идет, по сути, об одном и том же со­бытии!

Житейская иллюстрация. Любой пример, взятый из повседневной жизни, убедительно проиллюстрирует действенность вышеприведенной выкладки. Не столь уж редко приходится наблюдать семейные коллизии, где супруги расходятся друг с другом, вынуждая ребенка де­лать выбор, с кем остаться.

Рассмотрим пример негативного программирования.

1. Событие 1. Уход одного взрослого от другого взрос­лого.

2. Интерпретация ума. «Уход от меня! »

3. Вывод ума. «Если от меня ушли, стало быть, я уже не нужен. Раз я не нужен, значит, меня не любят. Коли не любят, то и не за что любить. Следовательно, я плохой и во мне что-то не то».

4. Программа. «Меня не любят и меня бросают».

5. Установка (реализующаяся через определенные, воз­можно, и продолжительные интервалы времени). «Даже если любовь существует, то я ее не достоин».

6. Результат (Событие 2). Уход мужа или жены.

Подобная механика объясняет и то, почему фактором риска для последующего семейного или личного благопо­лучия является развод родителей одного из супругов, про­исшедший, когда он или она были еще детьми. Основыва­ясь на приведенной схеме, мы можем прояснить любую ситуацию, случающуюся в жизни индивида. Используя подобные принципы, мы способны ход событий изменить. Практика перепрограммирования базируется на тех же законах и механизмах. Но, прежде чем приступить к ней, полезно осмыслить следующие базовые положения.

 

Любое событие нейтрально. Это значит, что само по себе оно ни плохое, ни хорошее. Оно случилось и имеет мес­то быть. Ту или иную значимость ему придает наш ум.

Любое событие дуально. Это значит, что оно включает в себя антагонистические составляющие, которые при взаимодействии друг с другом уравновешиваются и по­рождают его конечную нейтральность.

Нейтральность — это завершающий синтез, благода­ря которому поддерживается установленный порядок вещей. Ум выбирает то или иное свойство данного собы­тия исходя из степени своей причастности к последне­му, наделяет его актуальностью и значением, а затем вы­водит частный эпизод в ранг обобщения. Ум занят тем, что постоянно обобщает. Самобытная же истинность данного обобщения, то есть его адекватность реальности, в расчет не берется. Из этого следует весьма важный вы­вод: если организм способен управлять своим умом, то он может перенаправить его внимание к другой смысловой составляющей события и тем самым активизировать новую цепочку причинно-следственных связей.

Позитивное самопрограммирование. Обратимся к на­шему примеру с ребенком. Первый вариант выделения из ситуации одной ее части и интерпретации ее как нега­тивной мы рассмотрели. Теперь же осмыслим способ, посредством которого можно совершить позитивное пе­репрограммирование, то есть рассмотрим пример пози­тивного программирования.

1. Ситуация. Взрослый уходит от взрослого.

2. Интерпретация ума. «Взрослые расстаются, но я-то ос­таюсь! »

3. Вывод ума. «В любом случае, я остаюсь. И если я оста­юсь, то я продолжаю жить. А раз я жив, то представляю собой несомненную ценность. Стало быть, я нужен, и во мне есть что-то особенное. И поэтому меня есть за что любить! »

4. Программа. «Я всегда и в любом случае остаюсь жив. И эта моя жизнеспособность притягивает окружающих».

5. Установка. «Я достоин любви, и во мне присутствует сила».

6. Результат. Способность к установлению эффективных взаимоотношений с миром, людьми, самим собой.

Подобным же образом можно нейтрализовать любую сиюминутную ситуацию, представляющуюся актуаль­ной. При этом меняется не отношение к ситуации, а сама сумма обстоятельств! Ниже предлагается алгоритм са­моосознания, позволяющий депрограммировать, то есть стереть, нежелательную психоинформационную матри­цу и сформировать позитивное предписание.

1. Я осознаю, что происходящее со мною само по себе не является ни плохим, ни хорошим.

2. Тем не менее происходящее со мною беспокоит и тре­вожит меня.

3. Но теперь я знаю, что некая механическая часть моей личности, называемая умом, на основании своей логи­ки просто сделала вывод о том, что данная ситуация для меня вредна.

4. С другой стороны, мне известно, что любое событие само по себе нейтрально. И в то же время оно — дуально, то есть двойственно, а это означает, что оно не только со­держит в себе плохой для меня фактор, но и хороший.

5. И поскольку я осознаю, что я не есть мой ум, я могу от­делиться от него и подняться над ним, заняв позицию разума.

6. Это означает, что я обретаю тем самым способность управлять и руководить моим умом.

7. И я направляю внимание своего ума на позитивную со­ставляющую актуальной для меня ситуации.

8. Я осознаю и знаю, что происходящее со мною есть для меня — благо.

9. А потому я испытываю чувство доверия, принятия и бла­годарности к тому, что со мною происходит!

ГЛАВА 5 Кризис

Многие принимают разнообразные трансформации усто­явшихся жизненных структур за беды или наказания, в связи с чем и начинают испытывать растерянность, не­доумение, страх, тревогу и теперь уже предаются реаль­ному самоистязанию. Круг замыкается и становится по­рочным. И, увы, этот круг оказывается слишком прочным, чтобы мановением здравой мысли в одно мгновение ра­зорвать его. Основная беда обывателя заключается в его обиде на мир, что действенно усугубляет начатое разру­шение и углубляет внутренний конфликт между бессо­знательным разумом и начиненным всевозможными про­граммами умом.

Тем не менее выход из западни существует. Для этого исследуем своеобразную анатомию явления, получивше­го название «Кризис». Прежде всего следует отдать себе отчет в том, что появление на свет человека сопровожда­ется болью и ужасом. И свет этот оказывается мраком. Повинуясь инстинкту самосохранения, новорожденное существо стремится выбраться из тупика, каковым для него становится мир. В качестве способа спасения ново­явленная особь испытывает стремление вернуться обрат­но в Эдем материнского чрева, но такой вариант невозмо­жен в силу необратимости происходящего, ибо в прошлое невозможно попасть. Никакого прошлого, оно уже про шло, следовательно, путь в прошлое заказан. Как можно попасть в то, чего нет?

Появившаяся особь, несмотря на ее инстинктивное влечение вернуться в мир нирванического блаженства, не способна его реализовать. Но тем не менее ее нужда удовлетворяется при участии матери, которая в новой ситуации остается все тем же объектом защиты. Она сно­ва замыкает ребенка в себе, заключая его в объятия и при­жимая к живительной груди. По сути дела, объятие пред­ставляет собой имитацию материнского чрева, и поэтому оно способно усыпить и погрузить в расслабленное со­стояние. Мы инстинктивно обнимаемся, чтобы регресси­ровать на детский уровень и получить ощущение слитно­сти и единства. В подобном состоянии пребывает и младе­нец, взаимодействующий с матерью. Он получает пищу, тепло, чувство защиты и безопасности как некое под­тверждение того, что он жив. В психоанализе эта фаза в развитии человека известна как «магическое галлюци­наторное величие», когда ребенок чувствует, что его же­лания могут тут же исполниться.

Период жизни от рождения до примерно шести меся­цев называется «симбиотическим». Дитя не разделяет мир на внутренний и внешний. В его восприятии нет гра­ниц и разграничений. Между ним и матерью устанавли­ваются отношения, воплощающиеся в чувстве полного слияния. Такое слияние и есть симбиоз. Травма и драма рождения теряют свою остроту и вытесняются новыми возможностями обретения покоя. В данной ситуации как бы воспроизводится изначальная благость непосредствен­ной связи с космическим ритмом.

Однако к шести месяцам наступает неизбежное отде­ление ребенка от матери, получившее название «сепара­ции — индивидуации», что переживается как новое по­трясение, вторичный шок, следующий за тем, которым сопровождалось рождение.

В общем, получается, что сама жизнь человеческая — это шок. В неоформленное сознание врываются новое отчаяние и разочарование. К ребенку является понима­ние того, что они с матерью вовсе не единое целое, ру­шится иллюзия всемогущества. Начинается эпоха кри­зиса и новых испытаний. И естественным образом воз­никает вопрос — а для чего, собственно, все это нужно? Ответ же вполне очевиден — ради выживания.

Ведь если особь продолжит свое пребывание в состо­янии симбиотической слитности, она не сможет самосто­ятельно познавать реальность, то есть реализоваться, что неизбежно приведет к потере ориентации в мире, а это создает уже непосредственную угрозу гибели. Поэтому в начинающейся жизни человека подобный кризис пред­ставляется поворотной точкой — моментом начала по­стижения действительности, переходом на качественно новый этап развития и существования. И здесь важно присутствие гармоничного соотношения предоставляе­мой свободы, то есть степени отделенности — сепарации и наличия опеки, защиты. Получается, что только посред­ством кризиса можно изменить качество жизни в сторону ее усиления. Именно таким образом — через разделение — ребенок переходит на следующий уровень развития -постижения и освоения.

Теперь же обратимся к исследованию так называемой взрослой жизни, которая представляет собой повторение и воспроизведение тенденций, сформированных на на­чальных этапах бытия человека. Проще говоря, наша жизнь — это повторение. (См. Закон возвращения.) Мы всего лишь повторяем навыки, усвоенные некогда, и, в сущности, благодаря этому мы обладаем возможностью существовать, в связи с чем и приведу примеры, очевид­ность которых не вызывает никаких сомнений. Однаж­ды, следуя программе, ребенок встает на ноги и идет. С тех пор ничего не меняется в принципе — ходьба остается как навык, несмотря на некоторые изменения в ее форме, стиле, ритме и прочем. Однажды человек начи­нает произносить слова, и в дальнейшем они в его речи повторяются.

Теперь мы можем сделать более широкое обобщение. Психобиологическое соотношение Симбиоз — Сепара­ция, то есть Слияние — Отделение, также повторяется, правда в несколько видоизмененной форме, на протяже­нии всей жизни явно или скрыто. Данная тенденция осо­знается более четко и явно, если мы изучим такое поня­тие, как быт. Само это слово, столь распространенное и обыденное, на самом деле таит в себе множество зага­дочных смыслов. За внешней простотой, чуть ли не при­митивностью, скрывается завораживающая глубина.

Быт как материнский символ. Проведем исследова­ние и, прежде всего, зададимся вопросом — а что, соб­ственно, такое быт? Каково его определение? Обобщен­но, хотя в равной мере столь же конкретно, можно дан­ное понятие определить следующим образом. Быт — это то, что окружает человека и вступает с ним в отношения собственности. И здесь обнаруживаются следующие ас­пекты быта.

1. Свойство ограждать.

2. Свойство защищать.

3. Свойство принадлежать.

4. Свойство утешать.

Важно при этом иметь в виду, что не все окружающее нас является нашим бытом, а только то, чему придается значение «своего», «собственного», «родного». Таким образом, Быт представляет собой Материнский Символ. Известно, что, как только мы переступаем порог своего Жилого пространства и помещаем себя в домашние та­почки, мы регрессируем, то есть символически возвра­щаемся в младенческое, а порой даже и эмбриональное состояние. Следовательно, бытовые отношения есть от­ношения симбиотические. Но не будем забывать, что симбиоз благотворно действует лишь на определенном этапе развития, после чего он уже становится угрозой этому самому развитию. И тогда наступает неизбежная сепарация — в силу действия программы выживания. Существо отделяется от матери для того, чтобы вступить в самостоятельные отношения с Миром и в конечном итоге научиться воспроизводить себе подобных.

NB. Значит, если личность регрессирует до такой сте­пени, что это уже начинает представлять опасность для ее программы выживания, то включается механизм се­парации как действенный противовес симбиотическому регрессу.

Как уже говорилось ранее, сепарация переживается как некий кризис и связана с лишениями. Наши кризи­сы с математической точностью адекватны степени на­шей регрессии. Если последняя невелика, то и потери малы и могут проявляться в лишении каких-то вещей. Более глубокий уровень регрессии лишает нас каких-то отношений, к примеру дружеских, семейных, деловых. Крайняя степень регрессии лишает человека здоровья или жизни. Он умирает — для того чтобы выжить.

Житейские драмы. Приведу примеры из практики моей консультационной работы. На прием пришла жен­щина и рассказала такую историю. Она вполне благо­получно жила с мужем и дочерью. Семейная ситуация складывалась весьма удовлетворительным образом, и не возникало никаких причин для беспокойства. Дочь по­ступила в престижное учебное заведение, муж успешно работал в одной влиятельной фирме. Жизнь складыва­лась ровно и спокойно, с незначительными проблемами, общими друзьями и безоблачным времяпрепровождени­ем. Как-то в очередной раз они выезжают отдохнуть на море. И там глава семейства погибает от внезапного приступа удушья, случившегося с ним в воде, вблизи берега, при ясном солнечном дне.

Обращает на себя внимание одно — внезапность, не­ожиданность происшедшего на фоне совершенного бла­годенствия. Однако, анализируя события, я обнаружил в этой и в других известных мне ситуациях ряд настора­живающих знаков. Анализируя самые разные случаи, обратим внимание, что всегда прослеживается одна осо­бенность — люди достигали определенного уровня бы­тового комфорта и вдруг среди полнейшего благоден­ствия с ними случались трагические происшествия.

Какая здесь взаимосвязь? С учетом обнаруженных за­кономерностей можно полагать, что в обеих семьях насту­пила выраженная регрессия до симбиотического состоя­ния, превысившая некий критический порог, и в качестве неизбежной реакции включился процесс сепарации. Важ­но заметить, что крайняя степень регрессии наступает не сразу. Процесс происходит поступательно и постепенно, и вся беда в том, что зачастую люди не улавливают при­знаков начинающейся регрессии. А ведь о них можно судить по тем ситуациям, которые называют мелкими, досадными неприятностями. Все они — мини-кризисы, призванные вытащить человека из симбиотической ловуш­ки. Вместо того чтобы осознать это и переформировать свою стратегию взаимоотношений с миром, личность на­чинает озлобляться или роптать или же вступает в борь­бу со всеми этими «наваждениями», которая в конечном итоге оборачивается в борьбу с самим собой. А в этой борь­бе победителей нет, схватка заканчивается фатально.

Что же следует предпринять, дабы не быть раздавлен­ным собою же придуманными тисками? Ниже я приво­жу рекомендуемую мною формулу осознавания и пере­формирования контекста текущего события.

1. Я осознаю, что в настоящее время нахожусь в ситуации кризиса.

2. Я также в полной мере осознаю, именно осознаю, а не внушаю себе и не уговариваю себя, что мой кризис для меня — благо.

3. Ибо он позволяет мне выйти из заточения той ловуш­ки, которая представляет угрозу моему развитию, моей жизни.

4. В этом смысле кризис предоставляет мне возможность трансформации.

5. Ведь настоящая, истинная трансформация возможна только через кризис, когда разрушаются уже отжившие свое старые формы, расчищая дорогу новым возможно­стям, новым качествам жизни.

6. Именно благодаря кризису я выживаю и живу. И это не внушение, не настрой, не утешение, а осознанное пони­мание происходящего.

7. Через кризис и в кризисе я обретаю освобождение и сво­боду, ведь при этом рвутся мои цепи и рушатся оковы.

8. Потому я с уверенностью ставлю знак равенства между кризисом и трансформацией. Кризис = трансформация.

ЧАСТЬ 3 ОТНОШЕНИЯ

 

ГЛАВА 1 Взаимоотношения

Вся наша жизнь состоит из взаимоотношений с людь­ми, с природой, с вещами, с собой. И все наши взаимо­отношения — это прежде всего мы сами, они отражают наше отношение к самим себе. А наше отношение к са­мим себе — это отношение к нам взрослых, когда мы были детьми. Все наши значительные взаимоотношения есть проявление взаимоотношений с одним из наших ро­дителей. И пока мы не расчистим наши взаимоотноше­ния с родителями, мы не создадим эффективных взаи­моотношений с другими людьми. Так что наши взаимо­отношения с другими — это зеркало нас самих. То, что мы в жизни привлекаем, является прямым отражением на­ших качеств и наших убеждений. Как мы уже раньше го­ворили, чаще всего происходит так, что качества, кото­рые нас отталкивают в других, — это прежде всего наши собственные качества.

Подумайте о том человеке, который вас больше всего раздражает. Опишите все его отрицательные качества, которые бы вы хотели изменить в нем, а затем загляните в глубь себя и посмотрите, не найдете ли вы там нечто подобное. После чего спросите себя, готовы ли вы сами к перемене. И только тогда, когда вы сами начнете ме­няться, подобные люди тоже или начнут меняться, или уйдут из вашей жизни.

Если ваш сотрудник упрямится и не желает выполнять свою часть работы, подумайте о том, как вы привлекли его в свою жизнь. Насколько ленивы и упрямы вы?

Если у вас складываются проблемы в семье, загляни­те в глубь себя и подумайте, какое ваше убеждение при­влекло в вашу жизнь того человека, с которым вы сейчас живете.

Если вас раздражают привычки вашего ребенка, у вас точно такие же привычки. И если вы хотите, чтобы ваши воспитательные мероприятия подействовали, измени­тесь сами и избавьтесь от тех самых привычек. Тогда вам не придется «воспитывать».

Все это убеждает нас в том, что существует только один способ изменить что-либо в других — это изменить­ся самому. Не растрачивайте вашу драгоценную силу на критику других, лучше направьте ее на собственные пе­ремены. И не делайте из себя беспомощных жертв.

Что же касается любви, то она всегда находится внут­ри нас самих. И если вы постоянно ищете любви, то вряд ли что-нибудь из этого получится. Люди всегда инстинк­тивно тянутся к тому человеку, который прежде всего любит себя. Любовь — это всегда энергия, всегда излуче­ние, и такой человек излучает эту энергию, он перепол­нен ею, и другие это ощущают. Чем больше и искреннее вы любите себя, тем сильнее будут любить вас. Думайте о себе только положительно и в настоящем времени. Не внушайте, а именно думайте, осознайте.

Осознание — более мощная сила, чем внушение. Сфор­мулируйте сами для себя положительные утверждения, которые смогут изменить к лучшему вашу жизнь, и кон­центрируйтесь на них в настоящем моменте. Именно в на­стоящем. Не заявляйте о том, чего вы не хотите, а толь­ко то, к чему вы стремитесь. Не следует, например, гово­рить себе подобным образом: «Я не хочу быть вялой и безынициативной личностью», утверждайте: «Я — яркая личность. Я постоянно ощущаю свой тонус и го­товность действовать. Я ощущаю свою решительность и силу». Важно постоянно делать подобные положи­тельные утверждения, тогда ваше подсознание реали­зует их. И в вашей жизни произойдет все именно так, как вы хотите.

Любовь к себе — это проявление деятельности наше­го разума. А разум можно тренировать так же, как и те­ло. Все дело в том, что и самонеприятие, и самонена­висть, и самокритика, и комплекс неполноценности есть результат подобных тренировок, и первыми нашими тре­нерами были взрослые. Более того, вся наша жизнь яв­ляется тренировкой и ее результатом. Начните трениро­вать свой разум в любви к себе, и вы обязательно добье­тесь рекордов.

Процесс «Преобразование». А теперь настало время взять список всех своих отрицательных утверждений и преобразовать их в положительные.

Подойдите к зеркалу (пусть оно будет вашим посто­янным рабочим инструментом) и, вместо того чтобы сказать себе: «Мне нужно освободиться от своей скован­ности и нерешительности», скажите: «Я совершенно сво­бодная от всех комплексов личность. Я чувствую внут­реннюю свободу и желание общаться. Я общаюсь легко и свободно, я не забочусь о том, чтобы понравиться окру­жающим. Я и так знаю, что нравлюсь им, а если — нет, то это не мои проблемы».

ГЛАВА 2 Язык тела

В Сакральной Традиции понятие «тело» связывалось с Мировым Древом, а также с тем, что связывает душу, являясь образом последней. Подобный подход известен как холистический, или целостный, который подчерки­вает единство вещественного и невещественного. На ос­нове сказанного становится вполне очевидной и явствен­ной антропологическая и этимологическая обоснован­ность такого понятия, как психосоматика, получившая в наше время благодаря психоанализу столь бурное раз­витие. Что в общем-то подчеркивает действенность мыс­ли: модерн — это актуализация архаического. Стало быть, если строго придерживаться логической последователь­ности, то говорить о медицине или психологии не-психосоматической по меньшей мере абсурдно.

В связи с тем, что данная парадигма в современном человековедении является актуальной и практически дей­ственной, рассмотрим ее основополагающие позиции, которые определим как психосоматическую диагности­ку. Согласно данной парадигме:

 

• мы сами создаем болезни в нашем теле, ибо тело, как и все остальное в нашей жизни, есть прямое отражение наших убеждений;

• кроме того, мы уже говорили, что наше тело представ­ляет собой универсальный контейнер, в котором накапливаются различные подавленные и вытесненные эмо­ции в виде мышечных зажимов, физических блоков, препятствующих нормальной циркуляции энергии, тем самым способствуя возникновению болезненного состо­яния;

• каждая клетка нашего организма реагирует на каждую нашу мысль и каждое наше слово. И наше тело начина­ет себя вести в соответствии с нашим образом мыслей. Наше тело постоянно пытается говорить с нами, подска­зывать нам, но мы этого не замечаем и продолжаем соз­давать и накапливать болезни.

Если мы научимся понимать язык тела, то мы сможем избежать самых различных и достаточно серьезных про­блем со своим здоровьем. Ниже я даю самые основные психосоматические критерии, по которым вы можете оп­ределить зоны своего неблагополучия и поработать с ни­ми. Это своего рода начальный словарь, но если вы его усвоите, вы уже будете на достаточном уровне понимать тот язык, на котором разговаривает с вами ваше тело.

• Волосы символизируют силу. Проблемы с волосами -признак хронического страха. Когда человек испуган, он как бы втягивает голову в плечи, словно пытается защи­титься от нападения. При этом создается сильное напря­жение в плечевом поясе, распространяющееся и на го­лову, что в свою очередь блокирует питание волосяных мешочков.

• Уши. Проблемы возникают тогда, когда в жизни проис­ходит нечто такое, чего наотрез не хочется слышать. Боль в ушах сигнализирует о выраженном раздражении, источником которого является то, что вам приходится слышать.

• Глаза. Проблемы с глазами означают символический про­тест против того, что приходится видеть, в частности, в себе самом или собственной жизни. Возникающие микронапряжения в глазных мышцах изменяют фокус, и зрение рассеивается. Когда привычка к подобной физиологической реакции становится прочной, соответ­ственно и изменения делаются стойкими.

• Шея. Отражает такую способность мышления, как его гиб­кость. Проблемы с шеей могут указывать на упрямство и ригидность, «упертость» в собственные установки.

• Горло. Самоутверждение. Недаром существуют такие об­щераспространенные выражения, как: «отдать за кого-то свой голос», про иного говорят: «у него совсем нет своего голоса». Кашель зачастую выражает бессознательное со­противление. Проблемы с самоутверждением психосома­тически проявляются в болезнях горла.

• Спина. Телесный символ поддержки и защиты.

• Легкие. Способность участвовать в трансформации жиз­ненной энергии. Обеспечение жизненного простран­ства. Проблемы с ними могут отражать бессознатель­ный страх перед жизнью. Астма — это сигнал нежела­ния жить самостоятельно, страха перед откровенностью, искренностью и боязни перемен.

• Грудь. Материнский принцип. Встречаются ситуации, которые метафорически характеризуют — «задушить сво­им вниманием», «задушить своей любовью». Проблемы с грудью связаны с данным проявлением.

• Сердце. Любовь. Нарушение сердечной деятельности связано с недостатком чувства любви и безопасности, невниманием к собственным чувствам, эмоциональным самоподавлением, боязнью открыться спонтанным чув­ствам, заниженной самооценкой по типу «не достоин любви».

• Сосуды. Регуляция жизненного тонуса. Гипертония раз­вивается как следствие самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, одержимости трудом без отдыха и передышек, потребности оправдать ожидания окружающих, стремления к утверждению собственной значимости перед другими, что является проявлением склонности к перфекционизму.

• Зубы. Сила. Решительность. Первое соприкосновение с незнакомой информацией. Подготовка к перевариванию. Размельчение информации. Проблемы с зубами от­ражают нерешительность и несамостоятельность. Иног­да потеря зубов может означать символическую кастра­цию, как самонаказание вследствие чувства вины, реак­тивно возникшей на стремление к наслаждениям. Здесь обращает на себя внимание примечательное совпадение, что сладости, от которых якобы «портятся зубы», и «на­слаждение» — слова одного корня.

• Желудок. Усвоение новой информации. Расстройства желудка отражают тенденцию застревать в прошлом, привязанность к старым идеям и неготовность взять от­ветственность за настоящее. Гастрит возникает на фоне длительной раздражительности. Изжога — свидетель­ство подавленной агрессивности.

• Поджелудочная железа. Переработка и усвоение сла­достного чувства любви. Диабет развивается как след­ствие потребности в контроле и сопротивления приня­тию и усвоению любви.

• Печень. Фабрика организма по переработке негативной, токсической информации. Неразряженный гнев приво­дит к нарушению деятельности данного органа.

• Желчный пузырь. Переработка агрессии в таких ее вари­антах, как злобность и раздражительность. Выражение «желчный характер» психосоматически весьма точно.

• Толстая кишка. Освобождение от лишнего, переварен­ного и потому отжившего свое прошлого. Колиты и за­поры являются непосредственной реакцией на избыток накопленных чувств, переживаний и жизненного опы­та, с которыми субъект не желает расставаться.

• Почки. Выведение токсической информации — страхов, разочарований, осуждения, критики. Соответственно нежелание избавляться от указанных качеств способ­ствует нарушению функции почек.

• Мочевой пузырь. Выделение переработанной, токсиче­ской информации.

• Надпочечники. Трансформация страхов, тревог, беспо­койств в силу.

• Ноги. Опора. Связь с землей. Мы держимся на ногах не только на земле, но и в жизни. Проблемы с ногами озна­чают слабую связь с опорой, недостаточно прочную уве­ренность в себе и своей позиции.

• Простуда. Сигнализирует о сбое иммунной системы, стремлении слишком много успеть. Организм вынуж­ден сделать остановку, паузу, прервать спешку.

• Суставы. Эмоциональная подвижность.

• Несчастные случаи не являются случайными, они соз­даются нами же самими. Наши подсознательные им­пульсы, формирующие систему соответствующих убеж­дений, буквально привлекают несчастный случай. За­метьте, что с одними постоянно случается что-то, в то время как другие проживают жизнь без единой царапи­ны. Несчастный случай, режете ли вы палец или попа­даете в автомобильную аварию, — это всегда проявле­ние агрессии, направленной на себя. Несчастные слу­чаи — это также восстание против того, кого мы хотим наказать, это выражение обиды. Мы так злимся, что хо­тим кого-то ударить, а вместо этого ударяем себя. Чув­ство вины всегда ищет наказания, и оно является в виде несчастного случая.

• Боль есть выражение чувства вины. Вина всегда ищет наказания, наказание же создает боль (в конечном ито­ге, несчастный случай — тоже боль).

Из сказанного становится вполне очевидно, что от­рицательные ситуации и подавленные эмоции замыка­ются на нашем теле, создавая различные блоки и зажи­мы, которые, в свою очередь, продолжают отрицатель­ное воздействие на психику. Создается порочный круг. И его необходимо разорвать. Для этого существует ряд специальных мероприятий, целая система работы со своим телом.

Один из методов связан с именем Вильгельма Райха, основателя оргонной терапии. Невротические и психосо­матические проблемы трактовались им как следствие стасиса (застоя) жизненной энергии. Подобный застой приводил к фиксации этих энергетических блоков на мыш­цах, чем вызывал напряжения последних, которые, стано­вясь хроническими, еще сильнее подавляли свободное дви­жение энергетических потоков и замыкали порочный круг патогенного развития. Такое напряжение телесных струк­тур рано или поздно приводит к формированию «мышеч­ного панциря» или «брони характера», что создает благо­датную почву для развития невротического характера, ибо подобная броня блокирует не только функционирование биоэнергетических процессов, но и подавляет естествен­ную эмоциональную деятельность индивида.

Следовательно, райхианский подход рассматривает целебный результат прежде всего как восстановление сво­бодного протекания энергии через тело. Достигается же подобный эффект посредством систематического осво­бождения блоков мускульного панциря. Райх выделяет 7 таких блоков, или кругов, мышечной брони, пересека­ющих тело. Они располагаются в горизонтальной плос­кости и действуют как барьеры на пути свободного тече­ния жизненной энергии вверх и вниз по телу. Характер­ные признаки каждого из этих блокировочных колец могут быть определены визуально как в достаточной мере информативные критерии.

• Глаза. Блок проявляется в неподвижности лба и глаз, маскообразном выражении лица.

• Рот (оральный сегмент) включает мышцы подбородка, горла, затылка. Челюсть либо слишком напряжена, сжа­та, либо неестественно расслаблена. Данный сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания.

• Шея. Сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Удерживаются гнев, крик, плач.

• Грудь. Широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, вся грудная клетка и руки с кистями. Удерживаются смех, гнев, печаль, страстность. Часто подавляющим факто­ром является сдерживающее дыхание.

• Диафрагма. Диафрагма, солнечное сплетение, внутрен­ние органы, мышцы нижних позвонков. Визуальная диа­гностика: позвоночник сильно выгнут вперед. Выдох труднее вдоха. Удерживается сильный гнев.

• Живот. Широкие мышцы живота и мышцы спины. На­пряжение поясничных мышц (связано со страхом напа­дения).

• Таз. Мышцы таза и нижних конечностей. Визуальная диагностика: таз вытянут назад, торчит сзади. Напря­жение и болезненность в ягодичных мышцах. Таз неги­бок, ригиден. Удерживаются возбуждение, гнев, удо­вольствие, сексуальные импульсы.

Процесс «Распускание панциря». Высвобождение подавленной энергии достигается путем «распускания» панциря в каждом сегменте. С этой целью предлагает­ся использовать три подхода, которые дополняют друг друга.

• Глубокое дыхание.

• Мануальное воздействие на хронические мышечные за­жимы (давление, массаж).

• Вербальный эмоциональный контакт. Открытая и от­кровенная проработка с пациентом эмоционального ма­териала.

К этому прибавляются специфические процедуры, направленные на раскрытие того или иного конкретного блока.

•   Глаза: «распускание» осуществляется следующим обра­зом: широкое раскрывание глаз (как при страхе), сво­бодное движение глаз, вращение и движение из сторо­ны в сторону.

• Рот: имитация плача, произнесение звуков, мобилизу­ющих губы, кусание, рвотные движения.

• Шея: крики, вопли, рвотные движения.

• Грудь: свободное дыхание, полный выдох, экспрессив­ные движения рук, имитация ударов, рывков и т. п.

• Диафрагма: работа с дыханием и рвотным рефлексом (часто люди с данным блоком неспособны к рвоте), брюш­ной тип дыхания, имитация рвоты.

• Живот: работа с мышцами живота, спины, поясничны­ми мышцами (мануальное воздействие).

• Таз: лягание ногами, удары тазом о кушетку (мат, ковер и т. п.).

После того как снимается путем данной терапии ско­вывающий панцирь и заблокированная энергия обрета­ет свободу, пациент испытывает взрыв оргазма — то есть ощущение великого освобождения, которое рождает чув­ство слияния с потоками Жизни, что в свою очередь ак­тивизирует личностные ресурсы в отношении психоло­гического роста. «То, что живо, — само по себе разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить».

Как видите, невозможно провести черту между тем, что происходит вокруг вас, и тем, что происходит внут­ри вас. Возьмете ли вы внешние обстоятельства, или бо­лезнь, существующую внутри вас, всегда причиной и то­го и другого будет ваше Я. Именно ваше Я создает взаи­моотношения с миром, о чем пойдет речь в следующей мастерской.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь