Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К ВОПРОСУ ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ДИАЛЕКТОВ И ЯЗЫКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В СЕВЕРНЫХ И СИБИРСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ



 

Е.С. Данканич, Е.Д. Ю

 

В статье рассматривается актуальная на сегодня проблема диалектов и языков национальных меньшинств, поднимается вопрос о влиянии глобализации на культуру в целом, выявляются причины исчезновения языков малых народов и этнических групп. Также приводятся примеры всё ещё существующих и функционирующих языков с указанием численности говорящих на них людей. Отдельными группами обозначены вымершие языки. Преимущественно упоминаются языки Северных и Сибирских регионов России.

 

Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: глобализация, культура, национальные меньшинства, язык, диалект, вымирание языков.

Данканич Елена Сергеевна, студентка группы ГСХб-12-1 ИАиС ИрГТУ

 

Ю Елена Дюнеровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей №1

 

В последнее время стала актуальной проблема глобализации, которая, как и любой всемирный процесс, имеет свои последствия, такие как миграция производственных средств (полезных ископаемых), рабочей силы (примером могут послужить граждане Китая, Таджикистана, Узбекистана, регулярно прибывающие в Россию на заработки); мировое разделение труда; культурная сфера общества [1].

Так, история России, принадлежавшей к числу самых многонациональных государств мира, со второй половины XIX века развивалась под знаком высокой миграционной активности населения, что привело к дальнейшему увеличению гетерогенности ее национального состава и дисперсности расселения её национальностей [6]. К началу XX века национальные меньшинства в России насчитывали свыше 11 миллионов человек (7%) и различались по происхождению, традициям, обычаям, конфессиональной принадлежности, уровню политического развития, степени этнической самоорганизации и, в немалой степени, по языку и культуре [4].

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей, среди которых 82% от общего числа населения составляют русские, остальные 18% делят между собой этнические общности. К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены коренные малочисленные народы и этнические группы. Таким образом, национальными меньшинствами в России являются 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: ненцы, манси, долганы, коряки, саами и другие общей численностью около двухсот тысяч человек (0,15% всего населения страны), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и другие) [8].

С каждым годом слияние культур разных народов проявляется с большей силой, в связи с ростом международного общения. В результате этого, во-первых, становятся популярными отдельные виды национальной культуры, во-вторых, велика вероятность того, что некое популярное культурное явление международного масштаба станет притеснять своего младшего национального собрата. Распространению отдельных культур способствуют: прогрессирующие на сей день СМИ, развитие Мировой экономики, распространение Интернета, современные фильмы, книги, популярные среди читателей разных стран. Все чаще требуется универсальный язык – стандарт, облегчающий диалог между нациями. На сегодняшний день больше половины всех жителей Земли говорят на одном из пяти самых распространённых языков мира. Крупнейшим (или мировым) называют язык, если на нём говорят больше двухсот миллионов человек. Таковыми являются:

ü китайский (больше миллиарда говорящих);

ü английский (более четырехсот миллионов);

ü испанский (более трехсот миллионов);

ü хинди (около трехсот миллионов);

ü русский (более двухсот пятидесяти миллионов);

Помимо этого, есть языки близкие к крупнейшим, ̶ на них говорят от ста до двухсот миллионов человек. Это арабский, португальский, индонезийский, японский, французский, бенгали, немецкий языки [2]. На мировых языках заключаются сделки, ведутся бизнес и правительственные переговоры, что в первую очередь влияет на местные диалекты и языки национальных меньшинств, вытесняя их из употребления.

Установлено, что местные диалекты и языки национальных меньшинств находятся под угрозой исчезновения. Американский лингвист М. Краус создал классификацию степени угрозы существованию языка. Язык можно считать нестабильным тогда, когда степень угрозы минимальна, когда существует естественная передача языка от родителей к детям у большего числа этнической группы (среди языков Сибири нестабильными являются ненецкий, чукотский, долганский, тундровый и лесной языки). В случае, если естественная передача языка прервана, то есть дети, как правило, не владеют языком, угроза возрастает, но, проблему могут решить молодые родители, владеющие языком и способные передать его своим детям в случае нужды. В подобном положении на данный момент находятся такие сибирские языки, как нивхский язык и сибирский юпик. Еще большей опасности, согласно классификации Крауса, подвергаются языки, возраст младших носителей которого составляет примерно 45-55 лет. В этом случае, мала вероятность того, что родители передадут язык своим детям (они сами не знают его). Среди сибирских языков это орочский, ульчский, чулымский, негидальский, ительменский, язык науканских эскимосов, алюторский, нанайский, юкагирский, удэгейский и орокский языки. В критическом состоянии язык находится тогда, когда представителям, говорящим на нём, уже за 60 лет, иными словами вся «ответственность за жизнь» языка ложится на плечи пожилых людей (среди языков Сибири – это керекский и алеутский языки) [5].

Тем не менее, языковая ситуация может быть различной в зависимости от территории распространения языка. Возьмём, к примеру, эвенкийский язык. На отдельных территориях расселения этноса он передаётся от родителей к детям, то есть относится к группе нестабильных языков, но в некоторых группах эвенков естественная передача языка прервана, следовательно, там над языками висит угроза вымирания. В некоторых населенных пунктах ещё встречаются дети, говорящие на своём родном, этническом языке (например, среди нганасан, селькупов, коряков, манси, шорцев), но во многих селениях межпоколенная передача языка уже прервалась. Так в селе Ратта Красноселькупского района (Ямало-Ненецкий Автономный округ), северный диалект селькупского языка нестабилен (сохраняется естественная передача языка), но в посёлке Толька Пуровского района положение языка находится в промежуточной стадии между нестабильным и состоянием серьезной угрозы; в селе Толька Красноселькупского района и в селе Красноселькуп диалект пребывает в состоянии серьезной угрозы, а в селе Фарково, он находится в критическом состоянии. Также на грани исчезновения оказался кетский язык. На данный момент говорящих по-кетски осталось около ста двадцати человек, из которых свободно владеющих языком – около тридцати, а самым младшим носителям уже за сорок лет.

Таким образом, в селах Сургутиха, Мадуйка, Бакланиха и Суломай кетский язык находится в критическом состоянии [5]. Немногим лучше видится ситуация с ненецким языком. Благодаря удаленности от цивилизации (большая часть населения занимается оленеводством), родным языком в Азиатской части России владеют почти 80% ненцев, когда как их европейские сородичи знают язык меньше, чем на 50%.

Ученые-лингвисты сделали вывод о том, что языки национальных меньшинств уступают свое законное место более распространенным мировым языкам, в нашем случае, русскому. Задаёмся вопросом, почему люди, осваивая один язык, отказываются от другого?

Известный социолог Пьер Бурдье, путём применения политэкономической модели описания общечеловеческих отношений, объяснил, что побуждает людей осваивать тот или иной язык, почему они утрачивают свой родной (этнический) язык, и чем они руководствуются при выборе другого. Он доказал, что язык  ̶ это своего рода «товар», поскольку зная язык, обеспечиваешь себе материальные блага и положение в обществе. Зачастую, таковым выступает язык школьного и высшего образования, чего не скажешь о неперспективных, не обеспечивающих достойного уровня жизни, «малых» языках [3].

В итоге, давление распространённых языков на диалекты и «малые» языки, приводит к пагубным последствиям – исчезновению языковой самобытности немногочисленных этнических групп и меньшинств. По данным ЮНЕСКО, под угрозой исчезновения находится около 2500 языков, при этом примерно каждые 15 дней в мире умирает один язык! Язык считают мертвым, если не осталось ни одного человека, говорящего на нём. Так, в XVIII-XIX веках были утрачены следующие Сибирские языки: асанский, аринский, котский, пумпокольский, чуванский, омокский, камчадальский. Их носители либо вымерли во время эпидемий, принесённых с Запада русскими землепроходцами, либо отчасти перешли на языки соседей или на русский язык.

В XX веке список исчезнувших языков Сибири был пополнен сахалинскими диалектами айонского языка: камасинский (самодийский), югский (енисейский), сиреникский (эскимосско-алеутский), а также южными и восточными диалектами мансийского языка. Причиной тому стал частичный переход представителей языков на русский (алеуты, ительмены) и китайский (удэгейцы, нанайцы) языки [5].

Проанализировав результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, видим, какие языки ещё имеют применение или малую реализацию, а какие ̶ утрачены навсегда. Для удобства рассмотрения занесём данные в таблицу.

 

Таблица. Список языков Северных и Сибирских регионов России в соотношении с численностью говорящих на них людей

Языковая семья Ветвь Язык, (численность людей, говорящих на нем) Вымершие языки
Уральская 1. Финно - Угорская ветвь   2. Самодийская ветвь   · Мансийский язык (2746); · Хантыйский язык (13 568). · Энецкий язык (119); · Нганасанский язык (505); · Ненецкий язык (31311); · Селькупский язык (1641).     * Юрацкий язык; * Камасинский язык; * Маторско-тайгийско-карагасский язык.
Алтайская 1. Унгусо-маньчжурская ветвь     2. Онгольская ветвь   3. Юркская ветвь     · Негидальский язык(147); · Эвенский язык(7 168); · Эвенкийский язык (7584); · Орокский язык, ульта(64); · Удэгейский язык (ок. 80); · Орочский язык (ок. 160); · Ульчский язык (732); · Нанайский язык (3886).   · Монгольский язык (11498); · Бурятский язык (368 807).   · Уйгурский язык (1932); · Тофаларский язык (378); · Долганский язык (4865); · Якутский язык (465288); · Чулымский язык (270); · Шорский язык (6210); · Хакасский язык (52217); · Горно-алтайская группа (65534); · Северноалтайский язык (ок. 10000); · Кумандинское наречие (ок. 8000); · Челканское наречие, куу (ок. 2000); · Южноалтайский (ок. 55500); · Тубаларское наречие (ок. 3000); · Телеутское наречие (ок. 3000); · Теленгитское наречие (ок. 3000); · Сибирскотатарский язык, включая барабинское наречие (ок. 200000).                        
Енисейская   · Кетскийязык (485); · Югский язык (2)   * Аринский язык; * Лумпокольский язык; * Коттский язык; * Югский язык.
Юкагиро-чуванская   · Северноюкагирский, тундренный язык (ок. 150); · Южноюкагирский, колымский язык (ок. 50). * Омокский язык; * Чуванский язык.
Чукотско-камчатская 1. Чукотско-корякская ветвь     2. Тельменская ветвь · Чукотский язык (7742); · Алюторский язык (ок. 2000); · Корякский язык (3019). · Ительменский язык (ок. 50)   * Керекский язык;   * Восточно-ительменский язык; * Южно-ительменский язык.
Эскимосско-алеутская Эскимосская ветвь · Алеутский язык (5); · Медновско-алеутский, алеутско-русский язык (5) · Науканский язык (ок. 106); · Юитский язык, чаплинский диалект (ок. 304). * Аляскинско-инуитский язык; * Сиреникский язык.  
    · Нивхский язык, изолированный (688).  
Айнская   - * Сахалинско-айнский язык; * Курильско-айнский язык.

                                                           

Учёные и лингвисты стремятся успеть исследовать редкие языки, ведь каждый из них самобытен и неповторим. В связи с тем, что их достаточно много, было решено создать «Красную книгу языков народов России» (1994). Она содержит описание языковой ситуации коренных малочисленных народов России, языки которых находятся на грани исчезновения. Во второе издание были занесены такие сибирские языки, как алеутский, алюторский, долганский, ительменский, керекский, кетский, корякский, кумадинский, мансийский, нанайский, нганасанский, негидальский, ненецкий, нивхский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, а также языки сойотов, селькупов, тазов, телеутов, тофаларов, тубаларов, тувинцев-тоджинцев, хантов, челканцев, чукчей, чулымцев, шорцев, эвенков, эвенов, эскимосов (юпик), югов и юкагиров [7]. Вопрос о сохранении диалектов и языков малых этнических групп, народов и национальных меньшинств остаётся открытым в силу решения других задач. Однако, не мешало бы задуматься об утрате человечеством в многонациональной России важных культурно-специфических составляющих, которые неразрывно связаны с языком и наряду с бытом именно в нём находят своё отражение.

 

Библиографический список

 

1. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. 2005. №1.

2. Казакевич О.А., Кибрик А.Е. Малые языки на постсоветском пространстве // Малые языки и традиции: существование на грани. М., 2005. Вып. 1.

3. Казакевич О. А. Языковая ситуация у коренных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе // Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: Проблемы сохранения и развития. СПб., 1997.

4. Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока в условиях революции и гражданской войны: 1917-1922 гг.: диссертация ... д-ра исторических наук: 07.00.02. Томск, 2008.

5. Письменные языки мира: Языки Российской Федерации: Социолингвистическая энциклопедия. М., 2000. Кн. 1, 2003.

6. Плунгян В.А. Почему языки такие разные. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

7. Языки малочисленных народов России. Красная книга: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2002.

8. http://isfic.info/konst/kokot57.htm. Электронный ресурс (дата обращения: 25.11.2013).

АНГЛИЙСКИЙ ЭТИКЕТ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь