Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На педагогический процесс



Образовательные парадигмы и их влияние

На педагогический процесс

 

Основные понятия: образовательная парадигма, педагогический процесс, гуманизация и демократизация педагогического процесса

 

Требования к компетентности:

· Знать сущность понятий "образовательная парадигма", "педагогический процесс", "гуманизация и демократизация педагогического процесса"; уметь анализировать условия взаимодействия и связи субъектов педагогического процесса и использовать эти знания и умения в конкретных жизненных или профессиональных ситуациях.

· Знать основные образовательные парадигмы и их влияние на педагогический процесс; уметь обосновать правомерность реализации образовательных парадигм в педагогической практике и при решении социально-профессиональных задач.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Зачем и как в обществе организуется целостный педагогический процесс и от чего он зависит?

2. Какая связь существует между образовательной парадигмой и педагогическим процессом и как она проявлялась в различные исторические эпохи в разных государствах?

3. Какие черты приобретает педагогический процесс в рамках личностно ориентированной образовательной парадигмы?

4. В чем суть гуманизации и демократизации педагогического процесса?

Основная литература

 

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. – М., 1997. – С.18–20.

2. Жук, А.И. Основы педагогики / А.И.Жук [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2003. – С.81–99.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 30–40,161–163.

4. Колесникова, И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И.А.Колесникова // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 84–89 (ксерокопия).

Дополнительная литература

 

1. Богуславский, М.В. О педагогических парадигмах / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр. – 1992. – № 5. – С.18–21 (ксерокопия).

2. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике : учеб.-метод. пособие / Л.П. Гимпель – Минск : МГЛУ, 2005. – 108 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999. – Кн. 1. – С. 162–177.

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

 

Парадигма (от греч. образец, модель, схема) –  набор (комплекс) наиболее общих принципов понимания и интерпретации (объяснения) явлений, который принят как образец в определенном научном сообществе в конкретный исторический период.

Педагогическая парадигма – образец, модель, схема построения педагогического процесса и педагогической системы, которые утвердились в определенном научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период. Педагогическая парадигма – это культурно-исторический тип педагогического мышления и педагогической практики.

Педагогическая парадигма носит конкретно-исторический характер, так как всегда отражает общую картину мира, присущую исторической эпохе, т. е. зависит от общемировоззренческих представлений о природе, о пространстве и времени, о причинах и следствиях явлений и вещей, о человеке, его способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другим. Эти идеи накладывают отпечаток на представления о ребенке, его возможностях, назначении, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках его личности, об отношениях, которые должны складываться между учителем и учеником. Таким образом, названный комплекс представлений и идей непосредственно отражает общую картину мира, присущую эпохе, и очерчивает парадигму образования. Согласно этим идеям в обществе строится педагогический процесс. Эту зависимость можно выразить с помощью следующей схемы:

социальная система

педагогическая парадигма

 


педагогический процесс

 

Педагогическая парадигма не является чем-то раз и навсегда данным и неизменным. Каждая педагогическая парадигма проходит этапы: становления, завершенности и статики (когда она становится косной и препятствует дальнейшему развитию образования и общества в целом). Смена образовательной парадигмы происходит в момент эпохальных (смена эпох) социокультурных изменений. Она стимулирует и определяет становление новых качеств общественного сознания и практики, нового типа культуры, научного мышления и приципов хозяйствования. При этом интенсивность социокультурных перемен зависит от того, насколько мобильна, способна к реформации система образования в соответствии с меняющимися представлениями личности об образованности.

Смена педагогических парадигм происходит следующим образом. В недрах старой парадигмы рождаются новые идеи и принципы, происходит переосмысление основных понятий и связей на основе изменений, происходящих в обществе. Всегда находятся люди, которые опережают свое время, раньше других ощущают необходимость перемен в образовании. Такие люди создают новые педагогические системы, альтернативные существующим в обществе на данном этапе его развития (например, С.Френе, Р.Штейнер). В настоящее время таких людей называют новаторами. Все великие педагоги были новаторами для своего времени, так как смогли создать новую педагогическую практику, которая подготовила массовый переход к новой образовательной парадигме и новому построению педагогического процесса.

При наличии общих принципиальных педагогических положений в один и тот же исторический период в различных государствах существовало различное понимание того, как (концепция образования) и где (система образования они могут быть реализованы). Зависимость между этими понятиями можно представить в виде следующей схемы:

   

Педагогическая                 парадигма
 

 

Концепция образования Система образования
Что? Как? Где?
общие принципиальные положения педагогической теории в данный исторический период                                                            совокупность идей, положенных в основу построения и осуществления деятельности конкретной системы образования                                                                        совокупность образовательно-воспитатательных учреждений, где реализуются идеи, концепции и осуществляется обучение, воспитание и развитие личности  

                         

Схема показывает, что концепция образования определяет систему образования, а сама определяется:

· существующей педагогической парадигмой;

· национальными традициями и культурой;

· уровнем социально-экономического и научно-технического развития общества;

· уровнем развития педагогической теории и практики.

 

Зависимость между парадигмой и концепцией образования можно изобразить математически на координатной плоскости:

 


               п в

               а р

               р е

               а м

               д я

               и

               г

               м

               ы

                             пространство

                              концепции

 

Исторически сложились и функционировали следующие образовательные парадигмы:

1) з н а н и е в а я  и  к у л ь т у р о л о г и ч е с к а я

2) т е х н о к р а т и ч е с к а я  и  г у м а н и с т и ч е с к а я

3) с о ц и е т а р н а я   и  ч е л о в е к о о р и е н т и р о в а н н а я

4) п е д о ц е н т р и с т с к а я  и  д е т о ц е н т р и с т с к а я

Каждая из перечисленных формировалась в зависимости от доминирования определённого элемента в системе образования как социального феномена. К числу элементов, определяющих парадигму образования, относят:

· представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи;

· осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта;

· принципы кодирования и передачи информации;

· осмысление ценности и роли образования в обществе;

· представление об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;

· роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре з н а н и е в а я парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в средневековье и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимися системы “готовых”, “завершённых” знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

К у л ь т у р о л о г и ч е с к а я парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения поведения общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и другими видами культуры

Сущность т е х н о к р а т и ч е с к о й парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими чётко фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта. При этом процесс обучения строится как технологический процесс четко определенными на основе критериев усвоения учебными целями и ожидаемыми результатами; обучающими, корректирующими, контролирующими и оценивающими процедурами, реализация которых способствует полному овладению знаниями, умениями, навыками. Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативой технократическому подходу, превращающему человека в объект манипуляций, стала г у м а н и с т и ч е с к а я  парадигма. Для неё человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом “всё для человека, всё во имя человека”. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи поддержки личности.

П е д о ц е н т р и с т с к а я парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребёнка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребёнка учитываются недостаточно.

Д е т о ц е н т р и с т с к а я парадигма понимается как альтернатива педоцентристской. Детоцентристская парадигма ориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учёт и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В основе с о ц и е т а р н о й парадигмы лежат принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках ч е л о в е к о о р и е н т и р о в а н н о й (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребёнка и его родителей, так и педагога.

Различные названия одного и того же явления используются для того, чтобы подчеркнуть одну из сторон педагогической парадигмы, один из видов связей в ней. Например, парадигму называют:

научно-технократической с точки зрения содержания, которое составляют научные знания, отчужденные от личности – технократические;

репродуктивной с точки зрения методов работы педагога: ученику достаточно запомнить и воспроизвести материал, мышление и творчество избыточно;

авторитарой с точки зрения стиля управления учением и позиции педагога, который всегда прав и требует беспрекословного повиновения со стороны учащихся;

субъект-объектной с точки зрения модели взаимодействия педагога и ученика в педагогическом процессе: учитель активен, ученик пассивен;

– термин “школа учебы” подчеркивает связь с отечественной историей педагогики и теми педагогическими явлениями, которые существовали в школьном деле в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.

 



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Дополните логическую схему:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

 

 

1) связь ПП и ………; 2) связь ПП и …………; 3) связь ПП и ……………; 

 

ПРИНЦИПЫ

 

 


……………………; 2) природосообразности; 3) ……………………

         
   


                                      

                                                                      ЭТАПЫ ПП

 

 


1) подготовительный;   2)……………………….; 3) ……………………

3. Как проявляются закономерности педагогического процесса в образовательной практике вашей страны? Приведите конкретные примеры. Прокомментируйте, влияние какой образовательной парадигмы вы в них могли бы отметить и чем, с вашей точки зрения, это объясняется.




КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

А. Образец, схема построения и организации педагогического процесса, педагогической системы, которые утвердились в определенном научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период – это…

1. Педагогическая цель.

2. Педагогическая парадигма.

3. Педагогическая концепция.

4. Система образования.

5. Педагогический процесс.

 

Б. Под педагогической системой понимают…

1.  Упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общими целями, функциями, управлением.

2. Целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей в условиях педагогической системы.

3. Процесс передачи социального опыта подрастающим поколениям.

4. Проявление устойчивых тенденций, оказывающих существенное влияние на характер и протекание педагогического процесса.

5. Динамически развивающаяся педагогическая система, направленная на достижение заданного результата.

 

В. Характерными чертами научно-технократической парадигмы образования являются:

1. Построение системы оценки по принципу: “да – нет”, “знает – не знает”, “владеет – не владеет”.

2. Доминирование знаниево-ориентированного подхода: любовь к науке, предмету, к знаниям.

3. Упор на интенсивное развитие интеллекта обучаемых.

4. Уважение и требовательность к ребенку; ориентация на среднего ученика, установление объект-субъектных отношений.

5. Правильными являются все перечисленные выше утверждения.

Г. Личностно-ориентированная педагогическая парадигма предполагает:

 1. Установление субъект-субъектного взаимодействия между участниками педагогического процесса.

2. Создание условий для развития личности, склонностей и способностей воспитанников с учетом их потребностей, интересов.

3. Наряду с развитием интеллекта забота о формировании духовности, чувств, эмоций школьников.

4.Стимулирование самовоспитания, самообразования, самоутверждения и самореализации.

5.Все, перечисленное выше, составляет суть личностно-ориентированной педагогической парадигмы.

 

Д. Гуманитаризация образования в условиях новой педагогической парадигмы означает…

1. Создание новой системы взаимоотношений в школе, в основе которой – принцип самоуправления.

2. Ценностный подход к детской личности, уважение её самобытности, внутреннего мира.

3. Увеличение количества учебных часов (объёма), отводимых на изучение социально-гуманитарных дисциплин.

4. Построение обучения на диагностической основе, учет индивидуальных особенностей каждого школьника.

5. Разработка и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

 

Образовательные парадигмы и их влияние

на педагогический процесс

 

Основные понятия: образовательная парадигма, педагогический процесс, гуманизация и демократизация педагогического процесса

 

Требования к компетентности:

· Знать сущность понятий "образовательная парадигма", "педагогический процесс", "гуманизация и демократизация педагогического процесса"; уметь анализировать условия взаимодействия и связи субъектов педагогического процесса и использовать эти знания и умения в конкретных жизненных или профессиональных ситуациях.

· Знать основные образовательные парадигмы и их влияние на педагогический процесс; уметь обосновать правомерность реализации образовательных парадигм в педагогической практике и при решении социально-профессиональных задач.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Зачем и как в обществе организуется целостный педагогический процесс и от чего он зависит?

2. Какая связь существует между образовательной парадигмой и педагогическим процессом и как она проявлялась в различные исторические эпохи в разных государствах?

3. Какие черты приобретает педагогический процесс в рамках личностно ориентированной образовательной парадигмы?

4. В чем суть гуманизации и демократизации педагогического процесса?

Основная литература

 

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. – М., 1997. – С.18–20.

2. Жук, А.И. Основы педагогики / А.И.Жук [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2003. – С.81–99.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 30–40,161–163.

4. Колесникова, И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И.А.Колесникова // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 84–89 (ксерокопия).

Дополнительная литература

 

1. Богуславский, М.В. О педагогических парадигмах / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр. – 1992. – № 5. – С.18–21 (ксерокопия).

2. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике : учеб.-метод. пособие / Л.П. Гимпель – Минск : МГЛУ, 2005. – 108 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999. – Кн. 1. – С. 162–177.

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

 

Парадигма (от греч. образец, модель, схема) –  набор (комплекс) наиболее общих принципов понимания и интерпретации (объяснения) явлений, который принят как образец в определенном научном сообществе в конкретный исторический период.

Педагогическая парадигма – образец, модель, схема построения педагогического процесса и педагогической системы, которые утвердились в определенном научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период. Педагогическая парадигма – это культурно-исторический тип педагогического мышления и педагогической практики.

Педагогическая парадигма носит конкретно-исторический характер, так как всегда отражает общую картину мира, присущую исторической эпохе, т. е. зависит от общемировоззренческих представлений о природе, о пространстве и времени, о причинах и следствиях явлений и вещей, о человеке, его способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другим. Эти идеи накладывают отпечаток на представления о ребенке, его возможностях, назначении, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках его личности, об отношениях, которые должны складываться между учителем и учеником. Таким образом, названный комплекс представлений и идей непосредственно отражает общую картину мира, присущую эпохе, и очерчивает парадигму образования. Согласно этим идеям в обществе строится педагогический процесс. Эту зависимость можно выразить с помощью следующей схемы:

социальная система

педагогическая парадигма

 


педагогический процесс

 

Педагогическая парадигма не является чем-то раз и навсегда данным и неизменным. Каждая педагогическая парадигма проходит этапы: становления, завершенности и статики (когда она становится косной и препятствует дальнейшему развитию образования и общества в целом). Смена образовательной парадигмы происходит в момент эпохальных (смена эпох) социокультурных изменений. Она стимулирует и определяет становление новых качеств общественного сознания и практики, нового типа культуры, научного мышления и приципов хозяйствования. При этом интенсивность социокультурных перемен зависит от того, насколько мобильна, способна к реформации система образования в соответствии с меняющимися представлениями личности об образованности.

Смена педагогических парадигм происходит следующим образом. В недрах старой парадигмы рождаются новые идеи и принципы, происходит переосмысление основных понятий и связей на основе изменений, происходящих в обществе. Всегда находятся люди, которые опережают свое время, раньше других ощущают необходимость перемен в образовании. Такие люди создают новые педагогические системы, альтернативные существующим в обществе на данном этапе его развития (например, С.Френе, Р.Штейнер). В настоящее время таких людей называют новаторами. Все великие педагоги были новаторами для своего времени, так как смогли создать новую педагогическую практику, которая подготовила массовый переход к новой образовательной парадигме и новому построению педагогического процесса.

При наличии общих принципиальных педагогических положений в один и тот же исторический период в различных государствах существовало различное понимание того, как (концепция образования) и где (система образования они могут быть реализованы). Зависимость между этими понятиями можно представить в виде следующей схемы:

   

Педагогическая                 парадигма
 

 

Концепция образования Система образования
Что? Как? Где?
общие принципиальные положения педагогической теории в данный исторический период                                                            совокупность идей, положенных в основу построения и осуществления деятельности конкретной системы образования                                                                        совокупность образовательно-воспитатательных учреждений, где реализуются идеи, концепции и осуществляется обучение, воспитание и развитие личности  

                         

Схема показывает, что концепция образования определяет систему образования, а сама определяется:

· существующей педагогической парадигмой;

· национальными традициями и культурой;

· уровнем социально-экономического и научно-технического развития общества;

· уровнем развития педагогической теории и практики.

 

Зависимость между парадигмой и концепцией образования можно изобразить математически на координатной плоскости:

 


               п в

               а р

               р е

               а м

               д я

               и

               г

               м

               ы

                             пространство

                              концепции

 

Исторически сложились и функционировали следующие образовательные парадигмы:

1) з н а н и е в а я  и  к у л ь т у р о л о г и ч е с к а я

2) т е х н о к р а т и ч е с к а я  и  г у м а н и с т и ч е с к а я

3) с о ц и е т а р н а я   и  ч е л о в е к о о р и е н т и р о в а н н а я

4) п е д о ц е н т р и с т с к а я  и  д е т о ц е н т р и с т с к а я

Каждая из перечисленных формировалась в зависимости от доминирования определённого элемента в системе образования как социального феномена. К числу элементов, определяющих парадигму образования, относят:

· представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи;

· осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта;

· принципы кодирования и передачи информации;

· осмысление ценности и роли образования в обществе;

· представление об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;

· роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре з н а н и е в а я парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в средневековье и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимися системы “готовых”, “завершённых” знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

К у л ь т у р о л о г и ч е с к а я парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения поведения общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и другими видами культуры

Сущность т е х н о к р а т и ч е с к о й парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими чётко фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта. При этом процесс обучения строится как технологический процесс четко определенными на основе критериев усвоения учебными целями и ожидаемыми результатами; обучающими, корректирующими, контролирующими и оценивающими процедурами, реализация которых способствует полному овладению знаниями, умениями, навыками. Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативой технократическому подходу, превращающему человека в объект манипуляций, стала г у м а н и с т и ч е с к а я  парадигма. Для неё человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом “всё для человека, всё во имя человека”. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи поддержки личности.

П е д о ц е н т р и с т с к а я парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребёнка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребёнка учитываются недостаточно.

Д е т о ц е н т р и с т с к а я парадигма понимается как альтернатива педоцентристской. Детоцентристская парадигма ориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учёт и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В основе с о ц и е т а р н о й парадигмы лежат принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках ч е л о в е к о о р и е н т и р о в а н н о й (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребёнка и его родителей, так и педагога.

Различные названия одного и того же явления используются для того, чтобы подчеркнуть одну из сторон педагогической парадигмы, один из видов связей в ней. Например, парадигму называют:

научно-технократической с точки зрения содержания, которое составляют научные знания, отчужденные от личности – технократические;

репродуктивной с точки зрения методов работы педагога: ученику достаточно запомнить и воспроизвести материал, мышление и творчество избыточно;

авторитарой с точки зрения стиля управления учением и позиции педагога, который всегда прав и требует беспрекословного повиновения со стороны учащихся;

субъект-объектной с точки зрения модели взаимодействия педагога и ученика в педагогическом процессе: учитель активен, ученик пассивен;

– термин “школа учебы” подчеркивает связь с отечественной историей педагогики и теми педагогическими явлениями, которые существовали в школьном деле в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.

 



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Дополните логическую схему:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

 

 

1) связь ПП и ………; 2) связь ПП и …………; 3) связь ПП и ……………; 

 

ПРИНЦИПЫ

 

 


……………………; 2) природосообразности; 3) ……………………

         
   


                                      

                                                                      ЭТАПЫ ПП

 

 


1) подготовительный;   2)……………………….; 3) ……………………

3. Как проявляются закономерности педагогического процесса в образовательной практике вашей страны? Приведите конкретные примеры. Прокомментируйте, влияние какой образовательной парадигмы вы в них могли бы отметить и чем, с вашей точки зрения, это объясняется.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.101 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь