Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема бессмертия в рассказе А. Богданова «Праздник бессмертия» и А. Платонова «Приключения Баклажанова»
http://repo.ssau.ru/bitstream/Vserossiiskaya-nauchnaya-konferenciya-s-mezhdunarodnym-uchastiem-pamyati-Stanislava-Lema/TEMA-BESSMERTIYa-V-RASSKAZE-A-BOGDANOVA-«PRAZDNIK-BESSMERTIYa»-I-A-PLATONOVA-«PRIKLUChENIYa-BAKLAZhANOVA»-60808/1/Вторые%20Лемовские%20чтения%20с.%20113-120.pdf А. Богданов создаёт свой рассказ в десятые годы двадцатого века, и это произведение – результат полемики с М. Горьким. (...) Задача Богданова – выразить тот взгляд на проблему смерти и бессмертия, который должен быть присущ коллективисту, поэтому он пишет: «Ответ современного миропонимания на действительный вопрос таков: смена поколений в природе, как средство развития жизни, сотрудничество поколений в обществе, как средство завоевания природы, её организации для человечества». Очевидно, что для Богданова смерть – путь обновления жизни, возможность её развития. Это «элемент … трагической красоты жизни»6. Или, как эта мысль выражена в рассказе «Праздник бессмертия»: «умирание и обновление духа в вечно существующей материи». Таково, по мнению Богданова, предназначение «мудрой природы»7».
Тем не менее, впоследствии занимался исследованиями по омоложению и погиб при одном из опытов (переливание крови от молодого человека). См. Википедия – Богданов.
«Богданов пропагандировал собственную теорию омоложения через переливание крови. «… есть все основания полагать, что молодая кровь, с её материалами, взятыми из молодых тканей, способна помочь стареющему организму в его борьбе по тем линиям, по которым он уже терпит поражения, т.-е., по которым он именно «стареется». — А. А. Богданов Очерки организационной науки Обменное переливание по Богданову широко использовалось для пропаганды классовых и коммунистических идей с привлечением высоких лиц из партийной иерархии, в частности младшей сестры Ленина, Марии Ульяновой и комиссара Красина. Теория Богданова получила поддержку на высшем уровне: по распоряжению Сталина был создан первый в мире Институт крови, который располагался в доме купца Игумнова на Якиманке, а сам Богданов стал его директором. Очередное переливание закончилось трагически: во время одиннадцатого обменного переливания со студентом наступило отторжение и смерть[14]. Студент выжил. На похоронах от партии выступил Н. И. Бухарин[15]. Тело Богданова, согласно тогдашней традиции, было кремировано, а его мозг передан для исследования в институт мозга[16], который также стал располагаться в особняке Игумнова». Википедия – А.А. Богданов
К слову
«Борьба с природою – исходный пункт всего общественного развития». Александр Богданов. Наука об общественном сознании. 1914 г.
«Художник сумел ясно представить силу души человека, победоносно руководившего армией труда в борьбе с природой и гордо отвергнувшего трусливый суд нравственности над его поступками». А. А. Богданов. Красная звезда. 1911 г.
К.Э. Циолковский Вдобавок к теоретическим и прикладным научным работам – нечто вроде космической религии и роль пророка, «чистого источника знания» («Монизм Вселенной»). «Вечное правление» – с замахом на Солнечную систему и дальше. Общество кастовое, руководимое «избранными», «умнейшими». Насаждается «почитание», «послушание», «исполнение воли избранного». «Царит абсолютизм». «Повиновение решению одного – беспрекословное. Но если избранный выказывает деспотизм, нарушает свободу, законы, выказывает слабость ума, делает ошибки и их довольно много или они крупны, то он меняется сейчас же на другого в экстренном собрании». («Причина космоса» и «Горе и гений»).
А также аморализм, бионегативность и пр. Кое-какие цитаты – в конце дока.
Бессмертие у Циолковского
«В некоторых своих работах Циолковский призывает не бояться смерти, указывая на ее относительный характер. Однако в других работах Циолковский все же указывает на некоторую нежелательность подобного процесса для живых существ... (...) Итак, мы подошли к необходимости иммортализма, т.е. стратегии, направленной на приобретение бессмертия для конкретного существа в физическом смысле У Циолковского есть множество прямых указаний насчет необходимости подобных действий. При этом в достижении бессмертия можно также выделить различные стратегии: - Стратегия продления, при сохранении природы человека. (...) - Стратегия изменения самой природы человека. (...) - Стратегия перерождения. (...)» Таким образом, мы видим, что работы Циолковского носят важное значение для научного иммортализма, в некотором роде являясь его теоретической базой. http://transhumanism-russia.ru/content/view/557/116/
Автопоиском тут: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы