Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Терапия поведением и проблемы психотерапии в российской провинции
(исследуя историю, современное состояние и перспективы развития психотерапии в Самаре)
«В процессе фило- и онтогенетического становления и совершенствования индивидуума моральное бытие приобретает характер самого специфического признака человека. ...Моральная категория более стойка из всех проявлений антропопсихики. При полном руинировании интеллекта остаются следы представлений о любви, добре и зле. ...Моральный гуманизм и деонтологическая психогигиена составляют основные требования современной психиатрии, строго памятуя, что самой характерной спецификой человека является не понятие homo sapiens, но понятие homo moralis». Зурабашвили А. Д.[219]
«Под «природной» сексуальной моралью нужно понимать ту, при господстве которой человечество долго может сохранять здоровье и жизнедеятельность, под культурной ту, которая скорее побуждает к интенсивной и продуктивной культурной работе. ...При господстве «культурной» сексуальной морали здоровье и жизнедеятельность отдельных людей могут подвергаться ущербу и..., в конце концов, вред для людей от принесенной жертвы может достигнуть такого размера, что на этом окольном пути сама культурная цель может подвергнуться опасности» Фрейд 3. (цитируя Ehrenfels’a)[220].
«Жизнь есть особая форма отражения реальности - в потребностях. Это значит, что сама по себе жизнь есть активность, отражающая до нее и вне ее объективно существующую реальность. И отражает она ее не в ощущениях, а до того уже самой собой - в потребностях. Таким образом - потребности есть способ отражения реальности всем живущим, в том числе и человеком. Движимый ими он выбирает, действует и организует себя (и свои ощущения) и мир. И нет потребности ни в чем, чего до того не было в мире»! Покрасс М.Л. (из нижеследующей главы)
ТРИ ВОПРОСА
То, о чем я хочу рассказать, случилось на протяжении жизни одного поколения людей. Пытаясь разобраться в том, что произошло со мной как психотерапевтом и в Самарской психотерапии со времени моего в нее прихода (с 1963 года), и, думая об особенностях нашей работы, я из множества вопросов выделил для себя несколько, на мой взгляд, определяющих.
I. Условия, в которых Самарская психотерапия формировалась. II. Что мы застали в психотерапии, когда пришли и что успели сделать? III. От чего зависят перспективы развития психотерапии в Самаре в настоящее время.
Вокруг этих вопросов собирались остальные, которые всплывут по ходу сообщения. Надеюсь, что их обсуждение существенно для понимания проблем, общих для отечественной психотерапии, как имеющей свои необходимые особенности и традиции. Психотерапия - это, во-первых, люди. С одной стороны - люди, строящие себя в своем времени, в диалоге с конкретной своей культурой. С другой - люди в своих особых отношениях с достаточно своеобычной деятельностью - психотерапией. «In einer kleinen Stadt auf dem platten Land an der Wolga im psychiatrischen Dispensaire...[221] ” (в маленьком городе «на периферии» на Волге в психиатрическом диспансере...) скажет в 1978 году о моей работе Вольф Лаутербах, автор немецкой книжки «Психотерапия в Советском Союзе», вышедшей в ФРГ, Австрии и США. В отличие от меня сам В. Лаутербах жил и работал в «самом центре» Европы: в Психологическом Институте Университета «очень большого» города Дюссельдорфа - родины Г. Гейне. Куйбышев был закрыт для иностранцев, и сюда автора книжки не пустили, так что разуверить его в малости моего города было некому. Но о людях как конкретных участниках общей работы мы поговорим чуть позже. Вначале - о моем взаимодействии с моей профессией и той культурой, в которой я как психотерапевт складывался.
I. УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ САМАРСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ФОРМИРОВАЛАСЬ
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы