Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В котором мы с ним осуществляем себя
Эмбрион человека, созревая, повторяет в ускоренном темпе все стадии развития видов от одноклеточного организма -яйцеклетки до человеческого младенца, готового начинать свою особую жизнь. Думаю, что на протяжении жизни одного поколения врачей самарская психотерапия проделала в своем развитии то же самое. Давно уже перестав быть младенцем, она стала вполне жизнеспособной и заняла свое особое место, как в психотерапевтической практике, так и в науке. 1. Развитие понимания предмета психотерапии и ее задач. Начиная, и мы, и наши коллеги диагностировали невроз чаще по негативному признаку[232]. Начиная лечение расстройств, которые нам казались функциональными (читай - «обратимыми») и психогенными (то есть каким-то загадочным «психологически понятным нам» образом связанными с переживанием) мы вначале надеялись на индивидуально подбираемое для решения всех проблем сочетание брома с кофеином, а потом, как я уже говорил, на гипноз. Не ведая того, мы успокаивали, подбадривали, отвлекали, обезболивали, мобилизовали. Старанием и, вызывая сострадание к нашей увлеченности, мы невольно вовлекали в сотрудничество и, ставя симптоматические задачи, оказывались полезными в решении и других, нам еще неведомых. Мы занимались тем, что было актуально для пациента и понятно для нас. От факта к факту. Вольно или невольно, но нас вели, направляя наше понимание, наши пациенты. От симптома психогенного расстройства - к их сочетанию. От синдрома - к организующему его эмоциональному и физиологическому комплексу. От этих эмоциональных физиологических образований -к содержательному переживанию. От переживания - к обстоятельствам жизни. От обстоятельств - к пониманию того, как и почему человек, не ведая того, наделяет те или иные обстоятельства значимостью для себя. К открытию, что нет трудностей вообще, есть трудности для этого человека. Теперь такое кажется очевидным, но мы это открывали сами в сочувствии с нашими пациентами и на себе самих (ощущая себя каждый «белой вороной»). Как-то в «Дамском клубе» по телевизору выступал молодой самарский психотерапевт. Он разговаривал точно и уверенно. Не агитировал, ничего не доказывал. Спокойно отвечал на вопросы. Ни разу не вызвал сопротивления у своих, обычно достаточно воинственных собеседниц. Откуда такая открытость и такая защищенность? Я был восхищен его работой! Только позже, я понял: он же был не один (как привык ощущать себя каждый из нас, старших) а представителем Самарской психотерапии. От симптома - к существу страдания. От болезни - к обстоятельствам, которые человек не осваивает, а превращает в травму. От обстоятельств - к создающей свои обстоятельства развивающейся личности с ее мотивами и средой, к ее истории. К проблеме нравственно-психологического роста, зрелости и незрелости - задержки и остановки в развитии (к проблеме инфантилизма)[233]. К микросоциальным условиям, побуждающим развитие личности или ее остановку (к родительской семье, к отношениям в ней). Изучение истории отдельной личности и ее «микросоциума» поставило вопрос о макросоциальном контексте, в котором развивается и семья и личность. Так мы пришли к тем, бытующим в культуре нравственным стереотипам, которые закономерно и жестко программируют социальную, психологическую и биологическую дезадаптацию, а с нею и болезнь[234]. 2. На каждом шагу на нас обрушивались вопросы и открытия. 01. Так изучение обстоятельств и мотивов личности и жизнедеятельности нашего организма заставило и помогло разобраться в сложнейшей структуре всего круга наших потребностей[235]: • потребностей в объектах и состояниях ; • потребностей в способах деятельности и обстоятельствах; • потребностей природных и социогенных , соответственно - врожденных и приобретенных; • потребностей сексуальных, которые включают в себя и врожденные и приобретенные, и природные и социогенные компоненты; • потребностей «в сигналах удовлетворения» и в «сигналах возможности удовлетворения»; • наконец, потребностей в высших ценностях, то есть в условиях, необходимых для осуществления почти всех имеющихся у человека потребностей - в условиях почти всякой активности человека. 02. Лично для меня тогда стало потрясением открытие самого общего порядка, которое с помощью П.К. Анохина я сделал вслед за И.М. Сеченовым. Вот оно: «Жизнь есть особая форма отражения реальности - в потребностях. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы