Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Встреча с Авраамом и Саррой
Для того чтобы больше узнать об этих обетованиях, давайте снова заглянем в известную историю и рассмотрим ее со сто- роны. Бог записал в Библии истории, чтобы мы могли мно- гому научиться на опыте других людей. Когда я читаю их, то ищу ключевые предложения в каждой истории, которые мог- ли бы оживить ее для меня. Я представляю, как она могла вы- глядеть, и прислушиваюсь к Святому Духу, таким образом я вижу и слышу то, что упускаю, когда просто читаю страни- цы книги. Я задаю вопросы: как бы я себя чувствовала на их месте? Что было бы для меня труднее и страшнее всего? Это лишь один из множества способов чтения Священ- ного Писания. Он абсолютно библейский. Это способ раз- мышления, благодаря которому Писание оживает. Биб- лейские праотцы и праматери — наши братья и сестры. Именно так я практикую «селах»1 (еврейское слово, кото-
рое часто встречается в псалмах и означает музыкальную или литургическую вставку. — Прим. перев.) — делаю паузу и размышляю. Сначала я представлю вам Аврама. Он наш отец по вере. Представьте себе верного, безупречного, старого и набож- ного человека. Теперь Сара. Она наша мать по обетованию. Она потрясающе красива, и, так же как Аврам, она верна, без- упречна, стара и набожна. Услышав приглашение от Бога, эти два человека были до- статочно храбры, чтобы оставить позади все, что у них было. Бог обещал благословить и преумножить жизнь бесплодной пары. Вместе они пустились в невиданное приключение. Они искали того, чего раньше никогда не видели, народ, создан- ный Богом. Они ходили десятки лет, прежде чем мы к ним присоединились. Авраму должно исполниться сто лет, а Саре, его жене, — девяносто. У них было много взлетов и падений, когда они ходили по пустыне. Вот мое краткое резюме. Они выдержали мучения, которые появились в их жизни, когда Бог благословил их: это привело к разделению с Лотом, их племянником, Сару забра- ли в гарем к фараону, Сару отпустили из гарема. Затем они продолжили путь, выиграли небольшую войну, спасли своего похищенного племянника и отдали десятину царю Мельхисе- деку, священнику Бога Всевышнего. Им выдалось серьезное испытание в жизни, они приняли плохое решение, когда Сара дала Агарь своему мужу, чтобы у них родился ребенок, кото- рого назвали Измаил. От отчаяния Сара разразилась гневом и скандалом. Я не думаю, что кому-то был по душе этот тре- угольник из мужа, жены и служанки. Давайте отметим несколько моментов, чтобы не упустить их в краткой истории про Аврама и Сару.
1. Они были вместе. Аврам и Сара вышли из Ура, не огля- дываясь. Пути назад не было. Бог призвал их, и они по- шли. Точка. В книге Бытие (12:1, 2) написано:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, кото- рую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение…»
Бог готовил путь для чего-то нового. Он вел их вперед в вере и надежде. Они совершали ошибки, но не огля- дывались назад.
2. Они оставили все споры в стороне. Аврам и Сара оста- вили Ур, но привели Лота (не самая лучшая идея). Бла- гословение на Авраме привело к умножению благосо- стояния Лота. Когда их земля не вмещала их обоих, их пастухи стали ссориться. Чтобы не усугублять ситуа- цию, Аврам дал Лоту право выбора. Лучше им было ра- зойтись, чем оставаться вместе и ссориться. Заметьте: если вы идете по жизни с людьми, с которыми не надо быть, то Бог может расширить вас обоих настолько, что вам придется разделиться. Ссоры сократят благослове- ние Бога и эффективность вашей жизни.
3. Они совершили поступок веры. Когда Аврам дал деся- тину Мельхиседеку, он сделал это на основании Божь- их обетований. Вместо того чтобы взять себе трофеи из Содома, он дал пожертвование по вере, что придало сущность его надежде.
Все эти три пункта прояснились, когда Бог явился Авраму и провозгласил обетование, о котором написано в книге Бы- тие (17:4, 5):
«Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но бу- дет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов…»
Вечный завет Когда вы обнаружите, что вы наследница, Бог изменит ваше звание. Когда Бог изменил имя Аврама на Авраам, жизнь нашего праотца расширилась. Он больше не будет челове- ком без народа… он будет отцом народов. В книге Бытие, в 17-й главе Бог описал подробно ширь и высь этого завета. Жизнь Авраама будет характеризоваться такими словами, как «поколения» и «вечный». Та почва, по которой Авраам ходил как чужеземец и странник, однажды станет наследи- ем его потомков и их имуществом навсегда. Точно так же как Бог был с Аврамом, Он обещал быть с потомками Авраама. Я представляю, как Авраам рыдал в присутствии Бога, глядя на величие своего будущего. Я воображаю, как Авраам простирался перед Богом, как он вставал на колени и поднимал заплаканное лицо к звез- дам. Он протягивал руки, словно хотел коснуться кончика яркого света, сияющего в темноте пустынного неба. Он пере- полнен благодарностью. Каждое слово обетования пронизы- вает до мозга костей. На какой-то момент возрастная оболоч- ка исчезает, и Авраам снова молод, каждая его клетка чудом омолаживается.
Новое имя Авраам наполняет сердце радостью и надеж- дой. Он видит Измаила и думает: «Все это было твоим, сын мой, твоя жизнь расширится от умножения и благословенной и широкой судьбы». Господь говорит Авраму, что этот завет требует знака. Это не такой красивый общий знак, каким была радуга для Ноя, но болезненный личный знак. Все мужчины в доме Авраама должны быть обрезаны. Обрезание крайней плоти подтвер- ждает, что Авраам и его потомки находятся в завете с Все- вышним Богом. Затем разговор с Богом принимает такой оборот:
«И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Са- рою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17:15, 16).
Я буквально вижу смущение на лице Авраама. В недо- умении он приподнимает бровь… Сарра? Завет со мной? Но у меня уже есть сын… Измаил. Он мой сын от Агари. Новая постановка вопроса снова заставила Авраама упасть лицом на землю.
«И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяно- столетняя, неужели родит?» (Быт. 17:17).
Мы много слышим о маме Сарре, которая рассмеялась, ко- гда услышала, что у нее родится сын, но Авраам первым по- смеялся над обетованием Бога. Он не только рассмеялся, но еще и сделал альтернативное предложение:
«И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред ли- цем Твоим!» (Быт. 17:18).
Похоже на то, что Авраам пытался вставить Измаила в план. Зачем затевать эту возню с Саррой? Какая разница, новое у нее имя или старое, она стара и муж ее стар. Я пони- маю, почему он говорит эти слова. Но у Бога совсем другие планы:
«Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным, и потомству его после него» (Быт. 17:19).
«Именно Сарра, жена твоя…» — очень ясные слова. Бог словно прочитал его мысли. Только представьте! Бог слышит Авраама и благословляет Измаила, но не в рамках вечного завета. Когда два человека становятся одним целым в браке, завет с Богом касается их обоих. Конечно, Авраам любил Измаила, не было ничего противоестественного в том, что он хотел для него всего, что Бог обещал. Но Измаил был сыном рабыни, он был связан миром забот и плоти. Обетование, не имеющее соперников, должно было прийти как безпрецедентный знак и чудо. Старая бесплодная женщина должна была родить ре- бенка.
«Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год» (Быт. 17:21).
Как часто мы делаем то же самое? Бог говорит нам, что Он будет творить что-то новое и чудесное, а мы дрожим в неве-
рии. Он говорит, что расширит нашу жизнь, а мы говорим Ему, что не стоит беспокоиться об этом… «Просто благосло- ви то, что я уже имею». То, что мы имеем, и то, что мы делаем, недостаточно много. Бог хочет участвовать в нашей жизни. Он думает поколениями. Завет должен быть заключен через еще не родившегося Исаака. Через того самого, над которым смеялся Авраам… а не того, которого он родил по плоти! Меня так сильно вдохновляет человечность Авраама. В ней есть урок для всех нас. Бог по Своей милости благосло- вит даже то, что мы строим своими силами, но Его вечный завет утверждается за пределами человеческих сил.
Новое имя = новая судьба Согласно еврейской традиции в имени заключается потен- циал и судьба человека. Поэтому изменение имени имеет силу изменить природу человека. Например, мы специально выбирали имена своим сыновьям в надежде, что в их харак- терах будет отражаться смысл их имен. Я научилась этому у своего Бога Отца, потому что каждый раз, когда я называю их по имени, я провозглашаю значение этого имени над их жизнью. Бог часто менял имена людям, когда они переставали от- ражать свою природу. Савл, известный гонитель церкви, стал Павлом, рыбак Симон получил от Иисуса имя Петр, что зна- чит «скала». Сын Исаака Иаков стал Израилем, что значит «принц Божий». Наш Бог постоянно переименовывает людей. Порой мне представляется, что это программа защиты свиде- теля, в которой мы все действуем под именем Иисуса. Когда Бог вступил в завет с Аврамом, Он усилил его спо- собности, изменив его имя. У меня есть чудесный друг, Брай-
ан Билечи, мессианский раввин, и он объяснил мне смысл за- мены имени. Для того чтобы изменить имя Аврам на Авраам, Бог разделил его посередине и добавил в него одну букву из Своего имени. Аврам означает «отец превознесен». Расши- ренное имя Авраам означает «отец множества». Новое имя говорило о том, кем будет Авраам. Оно не ис- полнилось в полноте при жизни самого праотца. Но благода- ря тому, что Авраам своей жизнью прославил Бога, его насле- дие умножится без меры. Не забудьте, что индивидуальность тесно связана с вашей судьбой. Раввин Брайан также пока- зал, что Божье обетование исполнилось только после того, как Бог расширил и имя Сары, жены Авраама. Сара означает «Иегова есть принц», ее новое имя стало Сарра, что значит «принцесса Божья». Бог добавил одну букву Своего имени Яхве к ее имени. Такая смена имени обозначает, кем стала Сарра. Новое имя крепко привязало ее к Богу и в то же время стало указы- вать на то, что все ее дочери по обетованию будут занимать царскую позицию. Благодаря новому имени уже рука не Сар- ры, а Божья рука творила историю. Когда из имени Сарры исчезло мужское начало («Иегова есть принц») и появилось женское («принцесса Божья»), его значение стало мягче, появилась позиция, способная прини- мать. Значение нового имени Авраама расширилось и стало вмещать множества, но семени обетования тоже нужна со- ответствующая почва. Жизнь Сарры стала почвой, и чрево ожило от обетования. Когда Сарра получила новое имя, она словно стала поч- вой, готовой дать всходы обетования, доверенного Аврааму и Сарре. Бог сказал об Аврааме, что он будет отцом множе- ства народов, а Сарра будет народами; цари народов прои-
зойдут от нее. Бог буквально добавил воображение и видение им обоим. Когда люди с почтением относятся друг к другу и к сво- ему Богу, Творец вступает, чтобы сотворить невозможное. Закрытое чрево наполняется жизнью и укрепляется, чтобы родить, браки, из которых ушла любовь, исцеляются, сы- новья и дочери освобождаются от бесов, дети восстают из мертвых. Вновь зарождается надежда, зажигается вера, тор- жествует любовь, а враг отметается назад, потому что голос обмана становится нем. Вы тоже получили новое имя, когда родились свыше, даже если вы это не осознаете. Ваше имя тоже расширилось. Иисус, обетованное семя Авраама, не просто изменил наши имена, увеличив их на одну букву Своего имени. Он дал нам неограниченный доступ к Отцу через употребление Его име- ни. В Евангелии от Иоанна (16:26, 27) написано:
«В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога».
Иисус был наг, Он покрылся нашим стыдом, когда висел на кресте вместо нас. Он добровольно отдал Свою непороч- ную жизнь за нас, грязных и испорченных, и этой Своей пол- ноценной жертвой Он совершенно спас нас и дал место каж- дому из нас, каждому сыну и каждой дочери по обетованию.
Вы, должно быть, шутите! Наша история продолжается в 18-й главе книги Бытие, когда Бог снова приходит к Аврааму. Авраам сидит у входа в свою
палатку, где есть тень и порой дует прохладный ветер. Он поднимает глаза и видит трех человек, стоящих перед ним у дубравы Мамре. Большинство ученых сходятся во мнении, что эти мужчины были ангелы. Авраам побежал к ним, по- клонился им и упросил их остаться у него.
«Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омо- ют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как го- воришь» (Быт. 18:3–5).
Мне нравится, что он останавливает этих путников и с че- стью принимает их у себя. Авраам, конечно, мало обещает и много делает. Он бежит к Сарре и говорит ей приготовить хлеб из самой лучшей муки. Затем он идет к своему стаду и выбирает самого откормленного теленка, которого при- водит слуге, чтобы заколоть и приготовить мясо. Когда все было готово, Авраам подал гостям масло, молоко и теляти- ну. Он устроил гостям праздник, подал щедрое угощение, а не просто закуску. Когда гости сидели за едой, они задали ему вопрос:
«„Где твоя жена Сарра?“ — спросили они у Авраама. Он отве- тил: „Здесь, в шатре“. — „Я вернусь к тебе через год, — сказал гость, — и у Сарры будет сын“. А Сарра слушала — она была у него за спиной, у входа в шатер» (Быт. 18:9, 10, совр. перев.).
Когда я читала это описание, я внезапно как бы перене- слась в шатер, где была Сарра. Я подглядывала через щель,
пытаясь заглянуть через ее плечо. Авраам с гостями в про- хладной тени деревьев. Звук их голосов легко доносится су- хим ветром пустыни, который колышет их одежду, шелестит листвой и полотном шатра в оазисе. Сарра, находясь внутри, слышит их разговор, но не участ- вует в нем, потому что она не с ними. Сарра стоит тихо, не шелохнувшись, но Писание открывает нам ее мысли: «Оба они, и Авраам и Сарра, были уже глубокими старика- ми, и прекратилось у Сарры то, что обычно бывает у жен- щин. Рассмеялась она про себя и подумала: „Отцвела я — и тут пришла пора утех? Да и господин мой стар…“» (Быт. 18:11, 12, совр. перев.). Здесь видна реакция Авраама, которая меня удивляет… разве это первый раз, когда Сарра услышала обещание, что у нее будет сын? Ее словно поймали врасплох. Порой обето- вание сильно приближает нас к его исполнению именно в тот момент, когда оно кажется особенно невозможным. Чуть раньше в книге Бытие (17:21) написано: «примерно в это время в следующем году». Когда же обетование повто- ряется так, что его слышит Сарра, то говорится «в это же вре- мя [в следующем году]». Очевидно, график сместился. Слож- но сказать, сколько точно времени прошло между разговором Авраама с Богом и появлением этих ангелов, но наверняка не- много. Скорее всего, прошло не больше месяца. Господь так решил, Сарра должна была услышать этот разговор. «Но Господь сказал Аврааму: „Что это Сарра смеется: „Мне ли, старухе, рожать ребенка?“ Разве есть что-нибудь невоз- можное для Господа? Я вернусь к тебе примерно в это время в следующем году, и у Сарры будет сын“. Сарра испугалась
и стала отрицать: „Я не смеялась“. Но Господь сказал: „Нет, ты смеялась“» (Быт. 18:13–15, совр. перев.).
Сарра не только рассмеялась… она солгала! Она испуга- лась, потому что это был недоверчивый смех «а-ля вы шути- те»… скорее смешок.
Где Сарра, жена твоя? Предыдущие и последующие стихи заставляют меня заду- маться о том, сколько еще там осталось недосказанного. Я выделила несколько мест, которые хочу подчеркнуть. Неко- торые из них остались мной незамеченными. Во-первых, я хочу обратить внимание на вопрос: «Где Сар- ра?» Почему она прячется в шатре? Почему она не сидит ря- дом с мужем и не участвует в разговоре? Я понимаю, что вы знаете конец этой истории, но важно помнить, что Сарра его не знала. Учитывая свой возраст, она могла почувствовать, что ее история закончилась и в жизни наступил закат. Она могла почувствовать, что муж ей неве- рен, а ее оскорбления в адрес Агари лишь только усугубляют ее положение. Она не осознавала боль, которую испытывала, и ее повто- ряющиеся ошибки среди горечи, разочарования и трудных обстоятельств оставляли глубокие следы в ее страдающей душе. Для того, чтобы забеременеть, не нужна глубина. Жен- щина может забеременеть в мелкоте и беспечности. Но Сарра должна была стать матерью Исаака и народа Израиля, поэто- му ей надо было приготовиться. На протяжении тринадцати лет она наблюдала, как рас- тет мальчик по имени Измаил. Она надеялась воспитать
сына Агари как своего собственного, но Измаил не чувство- вал себя ее сыном. Авраам был доволен, но Сарра подавле- на. Казалось, все сложилось неблагоприятно для нее. Но еще трагичнее было то, что, казалось, и Сарра, и Авраам забыли о том, кем была она. Меня очень удивляет вопрос: «Где Сарра, жена твоя?» Если к нам домой приходят гости и ищут меня, они не спрашивают у Джона: «Где Лиза, жена твоя?» Уточнение здесь лишнее, оно было бы уместным только в том случае, если бы в доме была еще одна женщина по имени Лиза. Например, если бы один из моих сыновей женился на девушке по име- ни Лиза, тогда нужно было бы уточнять: «Я пришел повидать Лизу, твою жену, а не Лизу, твою невестку». Тот, кто знает нас, просто спросит: «Где Лиза?» Если гости нас не знают и хотят поговорить с хозяйкой дома, они спро- сят Джона: «Где твоя жена?» Для меня загадка, что эти гости знали и Авраама, и Сарру, и при этом спросили о ней, назвав ее имя и ее позицию по от- ношению к Аврааму. Не могло ли быть так, что эти гости-ангелы хотели ска- зать: «Авраам, мы здесь, чтобы напомнить тебе, что Сарра твоя жена. Мы знаем, что в этот период ваша супружеская жизнь выглядит иначе и что у тебя есть ребенок от Агари, но Сарра по-прежнему твоя жена». Тогда можно объяснить, почему Сарра с жадностью прислушивалась к их разговору, в котором она сама должна была участвовать. Гости в ее ко- чевом мире были редки. Авраам сорвался с места, когда уви- дел троих мужчин, стоящих у дубравы у входа в шатер. Читая библейское повествование, мы думаем, что пища была готова через считанные минуты, но на самом деле на приготовление такого роскошного обеда, должно быть, ушли часы.
Зачем вдруг человеку подслушивать разговор о Божь- их обетованиях, когда можно непосредственно участвовать в нем? Вероятно, гость оглянулся и сказал: «Я вижу отца веры, а где же мать?» Это как если бы вдруг каким-то чудом к нам домой за- шли ангелы Господа, и Джон пригласил бы их на обед, и ему пришлось бы силой заставлять меня выйти в гостиную. При- знаться честно, в нашем доме этого никогда бы не случилось. Гости Джона — это мои гости, мои гости — это его гости. Но ради нашего контекста предположим, что по какой-то причи- не меня нет в комнате, и вдруг я слышу, что гости спрашива- ют обо мне. В этом случае я бы немедленно вышла к ним! У меня нет никаких оснований думать, что Сарру попро- сили удалиться или, тем более, что Авраам перестал с ней об- щаться. Я невольно думаю о том, что она сама не хотела при- соединиться к ним. Проблема в том, что когда люди так близ- ко сталкиваются с разочарованием, они забывают о том, кто они. Надежда будет причинять боль. Поэтому они прячутся, усмехаются, а затем лгут. По каким бы причинам Сарра не выглядывала из шатра и подслушивала разговор мужчин, это Бог вернул ее в исто- рию. Я верю, что все началось с напоминания Аврааму и Сар- ре о том, что она все еще его жена. Данное объявление долж- но было отодвинуть в сторону ее соперницу Агарь и тем са- мым напомнить всем присутствующим о том, кто она. Сарра была принцессой.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы