Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иогическая мудрость: самадхи



Конечной целью Восьмеричного Пути Патанджали является самадхи. Слово это означает «объединение». От дхьяны самадхи отличается тем, что представляет собой не негативное состояние, но нейтральное. Наблюдая различные качества посредством чувств, мы переживаем состояние двойственности, поскольку объект наблюдения, наблюдатель и чувства отделены друг от друга. Однако в самадхи мы сливаемся с качествами воедино, а не просто наблюдаем их, — то есть входим в состояние недвойственности. И тогда человек испытывает непреходящее чувство покоя, ибо обычного для нас состояния «стремления» больше нет. Лахири много писал о самадхи применительно к крийя-йоге.

В его работах есть прямое указание на то, сколько времени требуется для достижения самадхи при практике крийи:

Пратьяхара достигается после 12 крийя-пранаям. Дхьяна обретается после 1728 крийя-пранаям. Чтобы удостоиться самадхи, нужно выполнить 20 736 пранаям («Упанишады для крийя-йогов*, «Амрита-бинду», стих 6.).

Интересно отметить, что 20 736 пранаям можно совершить за двадцать дней, если практиковать по восемь часов в день, или за шесть месяцев, занимаясь по часу в день.

Вот список основных типов самадхи:

1. Савикальпа (санскр. «временное»). Савикальпой называется временное состояние самадхи, в котором воспринимается душа. Оно также известно, как сампраджнята-самадхи и биджа-самадхи.

2. Нирвикальпа (санскр. «не колеблющееся»), Нирвикальпа-самадхи есть ничем не нарушаемое единство с Абсолютом. Также носит названия асампраджнята-самадхи и нирбиджа-самадхи.

3. Сахаджа (санскр. «естественное»). В этом состоянии человек способен, пребывая в нирвикальпа-самадхи, сохранять активность в материальном мире и вести себя естественно.

4. Махасамадхи — «великое самадхи», состояние, в котором опытный йог окончательно покидает тело и обретает освобождение.

Достижение самадхи является целью йога, однако существует множество разновидностей этого состояния. Человек, практикующий крийя-йогу постепенно и опираясь на научный подход, приобретает способность к соединению с Богом, Абсолютом, Высшим «Я», Брахманом (Высшим Духом) или Отцом. Но прежде, чем достичь этой точки, вы, возможно, войдете в самадхи, обладающее определенными качествами или уровнями осознания.

Звук. Сурати-самадхи означает соединение с различными тонкими звуками Ом.

Свет. В джьоти-самадхи человек всецело очарован огнями, возникающими в видении Кутастхи.

Покой. В шанти-самадхи йог может соединиться с безмятежным, кристально чистым покоем, превышающим всякое понимание.

Любовь. Према-самадхи — еще один тип самадхи, в который может погрузиться практикующий.

Блаженство. Ананда-самадхи (ананда означает «блаженство») переживается во время третьей фазы начальной ступени самадхи.

Мудрость. Джняна-самадхи — соединение с божественным знанием и пониманием.

Красота. Сундара-самадхи - слияние со славой и красотой Всевышнего.

Как видно даже из этого неполного списка, есть много форм самадхи, которые вы, возможно, познаете за годы йога-садханы.

В комментариях к «Йога-сутрам» Йогирадж говорит о более тонкой градации, согласно которой начальные и последующие формы самадхи разделяются на две основные категории - сампраджнята и асампраджнята. Сампраджнята — это такой тип самадхи, когда все происходящее можно постичь

умом. Асампраджнята — более высокая форма самадхи: состояние, в котором уже не существует двойственной реальности, а следовательно, недоступное человеческому разуму.

В сампраджнята-самадхи, в свою очередь, выделяются пять основных фаз:

1. Практикующий сомневается, действительно ли он пережил это состояние.

2. Практикующий избавился от завесы Майи (иллюзии): он уже точно знает, что самадхи имело место, но теперь перед ним стоит вопрос, что же именно он пережил.

3. Практикующий достиг блаженства.

4. Практикующий приобретает самосознание, то есть способность воспринимать реальность без участия органов чувств. У него открывается Духовное Зрение, для которого проницаемо все сущее.

Пережив эти четыре состояния, вы войдете в асампраджнята-самадхи — при условии, что нейтрализованы все самскары (иногда их называют кармой или неосознанными впечатлениями и склонностями).

Лахири писал о самадхи следующее:

Самадхи происходит, когда человек почтителен к других*, обладает внутренней силой и самоконтролем, склонен к созерцанию, практикует крийю и ищет внутренней мудрости. Почтение достигается продолжительной практикой крийи. Внутренняя сила и самоконтроль — плоды прилежания в крийе. В результате созерцания некой единственной вещи разум приходит в равновесие, и таким образом обретается сампраджнята-самадхи. Практика сампраджнята-самадхи постепенно ведет к состоянию непривязанности, через которое происходит асампраджнята-самадхи.

Далее Йогирадж утверждает, что самскары не способны овладеть человеком, когда он пребывает в самадхи:

Когда обретается внутреннее восприятие, рожденное самадхи, никакие иные впечатления (самскары) больше не смогут пустить корни.

О конечном состоянии, в котором мы соединяемся с Высшей Личностью:

Постепенно, по мере того как процесс приобретения внутреннего восприятия подходит к концу, происходит слияние с Брахманом и человек входит в состояние нирбиджа- («бессемейного») самадхи. Это значит, что, когда у человека не остается никаких самскар (духовных или каких-либо иных), Высшая Личность поселяется в дживе. Это называется «подлинным освобождением».

Затем Лахири объясняет, каким образом крийябан, достигший самадхи, сливается с Высшей Личностью и приобретает ее уровень восприятия:

Крийя-йога есть способ вызвать самадхи и избавиться от страданий. По мере практики постепенно исчезают телесные и душевные скорби и человек обретает истинную способность слышать Божественный Звук, внимая которому разум перестает создавать воображаемые формы. Затем достигается Истинная Личность, а вместе с ней — тонкое внутреннее восприятие (сукшма праджня).

К нирвикальпа-самадхи стремится большинство йогов, однако в этом состоянии у практикующего больше нет желания оставаться на Земле. Когда сознание перемещается в альтернативную реальность, человеку становится трудно даже говорить, настолько он опьянен блаженством. Сахаджа-самадхи — состояние более высокого порядка, ибо йог может оставаться в земном мире и посвящать себя служению ближнему, в то же время пребывая в альтернативной реальности.

 

УРОК 14.

КХЕЧАРИ-МУДРА

Практика кхечари-мудры

приносит победу над чувствами.

Шьяма Чаран Лахири

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: талабья-крийя.

 

Кхечари-мудра - чрезвычайно полезная, настоятельно рекомендуемая к выполнению техника йоги, в основе которой лежит талабья-крийя и (или) практика удержания языка в поднятом состоянии в течение дня. Обычно за нее не стоит браться, пока вы не поупражняетесь в талабья-крийе или непрерывном «поднимании языка» на протяжении нескольких месяцев. Лишь в очень немногих путях крийи эту технику считают необязательной и полностью ее исключают, большинство же настаивает на ее выполнении во время крийя-пранаямы. Не все люди, занимающиеся медитацией, способны освоить необходимое движение. В настоящей книге «поднимание языка» используется как синоним «кхечари-мудры».

По сути, кхечари-мудра заключается в заворачивании языка назад и помещении его как можно дальше в носоглотку. На первом этане можно попробовать проталкивать язык назад при помощи пальцев, но язык не будет сохранять положение, которое при этом примет. Тем не менее верьте, что после многократных повторений вы научитесь без труда удерживать его в такой позиции. Если вы дошли до этого урока, значит, уже практиковали талабья-крийю в течение определенного периода времени и, следовательно, хорошо подготовились к успешному выполнению данной практики.

При заворачивании языка его кончик направляется прямо в Аджня-чакру. В таком положении прерывается истечение праны вовне, что происходит в нормальном состоянии. В результате одного только этого действия разум погружается в глубокий покой. Если вы до сих пор стремились к этому, выполняя талабья крийю, но не достигли успеха не по своей вине, то теперь просто остановитесь и приложите более серьезные усилия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь