Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как Колесница была дарована Эфиопии



И совершили они остановку у Газы, города матери царя, царем Соломоном дарованного Эфиопской Царице, когда та к нему приходила. И за один день добрались оттуда они до границы с Гебесом (Gĕ bĕ s - Egypt - Египет), имя которой " Месрин" * (" Mesrî n" ). И когда увидели сыновья воинов Израилевых/воинства Израилева/, что за день единый они одолели путь тринадцати дней, и что не устали они, не испытали ни жажды, ни голода, как люди, так и животные, и что все они [чувствуют], будто/что наелись, и будто/что напились сполна, узнали сии сыновья воинов Израилевых/воинства Израилева/ и уверовали, что это (исходит) от Бога. И сказали они царю их: " Опустим повозки наши, ибо дошли мы до воды Эфиопии. Это/Вот и/ Тэккэзи (Takkazî ), что истекает из Эфиопии**, и орошает водою Долину Египта"; и опустили они там повозки их, и шатры их расставили.

И пошли сыновья воинов Израилевых/воинства Израилева/ и изгнали всех (прочих) людей, и сказали [Давиду], царю их: " Можем ли мы доверять тебе? Сохранишь ли ты [в тайне] сие? " И Царь им сказал: " Да, я могу [сохранить это в тайне]. И если нечто вы скажете мне, то не дам я тому разгласиться и не повторю того до дня смерти моей." И сказали они ему: " Солнце спустилось с небес, и на Синае отдано было Израилю, и стало оно спасением рода Адама, от Моисея и до Иессеева семени, и вот, (ныне) с тобою оно по Воле Божьей. Не через нас это сделалось, но по Воле Божьей; не через нас это сделалось, но по Воле Его, того Кто устроил это и дозволил случится сему. Мы пожелали, а Бог исполнил [желание наше]; мы согласились на этом, и Бог обратил это в благо; мы рассуждали [об этом], а Бог делал; мы размышляли [над этим], а Бог замышлял; мы говорили, и Бог был доволен весьма; мы направляли наш взор, Бог же направил его воистину; мы размышляли, а Бог утвердил. И вот Бог избрал тебя, и доволен весьма твоим городом, коему быть (суждено) слугою святой и небесной Сион, Ковчегу Закона Божьего; и станет он (т.е. ковчег) руководством тебе вовеки, тебе и семени твоему после тебя, если ты будешь следовать приказанью Его и исполнять Волю Господа Бога твоего. Ибо не сможешь ты взять обратно его (it - Ковчег), если даже захочешь, и отец твой не сможет его захватить, если даже захочет, ибо по собственной воле свободной его (its) следует он (it) куда хочет, и не может смещен он быть с места его (its seat), если он (it) того не пожелает. И вот, это есть Госпожа наша, Мать наша и спасение наше, крепость наша и укрытие наше, слава наша и гавань спасения нашего (the haven of our safety), для тех, кто полагается на него (it - т.е. ковчег)."

И Азарьяс дал знак Элмейасу, и сказал он ему: " Ступай же укрась и одень Госпожу нашу, с тем чтобы Царь наш увидел ее." И, после того как Азарьяс сказал это, в волненье пришел Царь Давид, и возложил он обе ладони его на груди своей, и трижды вздохнул глубоко он, и молвил: " Ужели воистину Ты, О Господь, вспомнил о нас в Твоей милости, о презренных, о народе, Тобою отвергнутом, так что смогу я увидеть Твое обиталище чистое, которое в небесах, святую и небесную Сион? Чем же мы можем Господу отплатить за все блага, что Он для нас сделал? ибо нет с Ним (на небе теперь) ни сияния ни славы/ни славы ни похвалы/ (glory and praise) (т.е. Сион - Ковчега Завета Божьего)! Нас увенчал Он милостью Его, с тем чтобы мы на земле познали славу/хвалу (praise) Его (т.е. познали Сион - Ковчег Завета, и благодаря этому научились славить Его/воздавать Хвалу Ему) и могли бы служить Ему согласно величию Его. Ибо Он - Добрый для избранных Его, и надлежит Ему слава/похвала (praise) вовеки."

И восстал Царь [Давид] и заскакал словно юный барашек или козленок, напившийся власть/вдоволь/ молока своей матери, так же как дед его, Давид, ликовал пред Ковчегом Закона Божьего***. И ударял по земле он ногами своими, и ликовал в своем сердце, и издавал крики радости устами своими. И что я могу рассказать о великих тех радости и веселии, которые были в стане Царя Эфиопии? Сосед обращался к соседу, и били о землю они ногами своими как молодые быки, и хлопали вместе они в ладоши свои, и изумлялись, и простирали руки свои к небесам, и припадали к земле они лицами их, и благодарили они Бога в сердцах их.

Примечания

* Мицраим - букв. " нижние земли", библейское название Египта; в мусульманской географии Египет называется Миср (Ибн Хордадбех). " Граница" - border - в тогдашнем понятии это не ограничительная линия, а пограничная область, возможно даже страна, " буфер" в понятии нового времени.

** Очевидно, имеется в виду Нил. Голубой Нил (эфиопское название Аббай) берет начало в Эфиопском нагорье - вытекает из озера Тана на юг, затем обходит это озеро с запада и продолжает свой путь в северном направлении. В том же речном бассейне (северо-запад Эфиопии) есть река Тэкэзе, восточный приток Нила. Исток Тэкезе находится примерно на одной широте с истоком Нила/Аббая, но русло этой реки пролегает почти строго в северо-западном направлении, в среднем течении Тэкэзе проходит недалеко от Аксума, несколько юго-западнее, и впадает в Нил (большой Нил) уже на территории современного Судана севернее, т.е. ниже по течению, чем это делает Аббай (Голубой Нил). Возможно, упоминание Тэкэзе в тексте К.Н. указывает на северное происхождение К.Н., или как минимум северную ориентацию (политическую) коллектива ее составителей (Исаак сотоварищи). Также вполне возможно, что в средневековой Эфиопии, незнакомой с современными научными определениями и методиками, именно река Тэкэзе считалась главным истоком Нила.

*** Вероятно, имеется в виду радость Давида в связи с возвращением Ковчега из филистимского плена.

54. Как Давид [Царь Эфиопии] пророчествовал и приветствовал Сион.

И Царь [Давид] вышел и встал пред Сион, и приветствовал он его (it - Ковчег), и поклонился ему (it), и сказал: " О Господь Бог Израилев, хвала Тебе, ибо Ты исполняешь Волю Твою, но не волю людей. Ты заставляешь мудрого позабыть его мудрость, и Ты разрушаешь совет советника, и Ты поднимаешь бедного мужа из бездны, и Ты утверждаешь след от ноги его на камне твердом*. Ибо в руке Твоей славы полная чаша для тех, кто Тебя возлюбил, и позора полная чаша, для тех, кто Тебя ненавидит. Что же до нас, то изойдет от Сиона спасение наше, и удалит Он грех от народа Его, и благость и милость разольются по всему миру. Ибо мы есть изделие рук Его, и кто упрекнет нас, если возлюбит Он нас (так, ) как Израиль, народ Его? И кто укорит Его, если поднимет Он нас к небу, престолу/трону Его? Ибо смерть и жизнь от Него, и слава и бесчестье в руке Его, Он власть имеет казнить и умножить Его состраданье, и Он может прогневаться и умножить милость Его, ибо Он тот, кто испытует сердце и чресла. Он дает и Он отнимает, Он насаждает и Он искореняет. Он возводит и Он низвергает. Он украшает и Он искажает; ибо все надлежит Ему, и все из Него, и все существует в Нем. А что до тебя, О Ковчег Закона Божьего, да будет спасение там, куда ты идешь, и от места, откуда ты вышел; да будет спасение в доме и в поле; да будет спасение тут и там; да будет спасение во дворце (высоком), и в низменном месте; да будет спасенье на море (как) и на суше; да будет спасенье в горах (mountains) и на холмах*** (hills); да будет спасение в небесах и на земле; да будет спасение на основаниях твердых** и в безднах; да будет спасение в смерти и в жизни; да будет спасенье при входе твоем и при исходе твоем****; да будет спасенье для наших детей и для рода твоего; да будет спасение в странах твоих и городах твоих; да будет спасение для царей и для знатных; да будет спасение для растений и для плодов; да будет спасение для людей, и для зверей; да будет спасенье для птиц и для пресмыкающихся/ползающих/ по земле; будь же спасением, будь заступником, и будь милостив, и приветлив к народу твоему. Будь нам стеной, и мы будем оградой тебе; будь нам царем, и мы будем народом твоим; будь провожатым для нас, и последуем мы за тобой. И не будь нетерпелив, и не следи слишком строго/пристально (mark not closely), и не сердись на множество грехов наших, ибо мы есть народ Закона не имущий, и не наученный славословию Твоему/воздавать хвалу Тебе (who have not learned Thy praise). И отныне и впредь направляй нас, и наставляй нас, и допусти нам иметь разумение и допусти иметь мудрость нам, с тем чтобы мы могли научиться славословию Твоему/воздавать хвалу Тебе (may learn Thy praise). И славится будет нами имя Твое во все времена, и весь день, и всякий день, и всякую ночь, и всякий час, и на всем протяжении времени. Силу нам дай, чтобы могли мы служить Тебе. Восстань же, Сион, и облачись в силу твою, и завоюй врагов твоих, и силу нам дай, наша царица (т.е. Сион), и подвергни позору/ввергни во стыд/ тех, кто тебя ненавидит, и допусти радость тем, кто возлюбил тебя."

И после того прошел он по кругу и молвил: " Вот Сион, вот спасение, вот та, кто ликует, вот сияние солнцу подобное, вот та, кто украшена (adorned) славой, вот та, кто украшена (decorated) подобно невесте, не одеянием славы преходящей/мимолетной, но та, кто украшена (decorated) сиянием и славой, которые от Бога, кому подобает, чтоб [мужи] взирали (на нее) с вожделением, и не могли перестать, кого будут [мужи] желать превыше всех прочих вещей и (кого) не отвергнут, кого [мужи] будут любить охотно, а ненавидеть не будут, к кому [мужи] с охотой приблизятся и (от кого) вдали не удержатся. Приблизимся мы к тебе, и ты далеко от нас не отойди; обопремся мы на тебя (т.е. в тебе обретем мы опору), и ты не дозволь ускользнуть нам; будем молить мы тебя, и ты не будь глуха к нам; будем тебе мы кричать; возглас услышь наш во всем, что мы будем просить у тебя, и не пожелай отойти от нас, покуда Господь твой не явится и не восцарствует над тобой; ибо ты есть обиталище Бога небесного."

Так говорил Царь Давид, сын Соломона, Царя Израилева. Ибо пророчества дух снизошел на него из-за/по причине веселия его, и не ведал он, что говорил, и был он подобен Петру и Иоанну (апостолам) на вершине горы Табор.19 И все изумлялись и говорили: " Вот сын пророка, может причислить к пророкам его? "

Примечания

* В английском тексте strong rock - букв. на прочной скале/ на твердом камне, ** in the firm grounds - букв. на основаниях прочных. Ср. от Луки 6.47-48: " Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: (48) Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан на камне."

*** " Горы... холмы..." - похоже, библейский оборот, см. напр. у Луки 23.30 (из Иисусова описания последних дней): " Тогда начнут говорить горам: " падите на нас! " и холмам: " покройте нас! " В К.Н. встречается также в гл. 78: " И вот Божий гнев низошел на город Содом - огненный дождь с небес, сжегший горы с холмами, и камни, и землю."

**** in thy coming and in thy going forth - Похоже, еще один библейский оборот. См. напр. Деяния Апостолов 9.28, там про Савла, будущего апостола Павла, говорится: " И пребывал он с ними (*Апостолами), входя и исходя, в Иерусалиме и смело проповедовал во имя Господа Иисуса." См. также выше в гл.41.

19. Tâ bô r - в русской традиции - гора Фавор. * Речь идет о Преображении Господнем, вызвавшим замешательство и смущение апостолов Петра и Иоанна, и Петр тогда говорил, " не зная, что говорил". См. от Матфея 17.4; от Луки 9.33. Гора, где происходило это событие, упоминается в канонических Евангелиях без названия (у Матфея и Марка " гора высокая", у Луки просто " гора" ). По этому поводу стоит процитировать А.Меня (" Сын Человеческий" примечание 34 к главе 10): " Восточное предание считает горой преображения Фавор. В древнем " Евангелии от евреев" говорилось, что Иисус был перенесен на эту гору Духом Святым (Ориген. На Иоанна, II, 6). Однако современные экзегеты ставят это предание под сомнение. Фавор отнюдь не " высокая" гора (около 300 м). В евангельские времена там был расположен укрепленный поселок и поэтому Фавор не был удобным местом для уединения (И, Флавий. Война, IV, 1, 8). Кроме того, гора расположена в Галилее, а не в области Филиппа. Полагают, что евангелисты имели в виду один из отрогов Ермона."


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь