Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как Царь вел беседу с Царицей



И обратилась Царица Македа (Mâ kê dâ ) к Царю Соломону и молвила: " Благословен ты, мой господин, тем, что подобными мудростью и разумением ты одарен. Ибо сама я всего лишь мечтаю о том, чтобы могла быть одной из последних служанок твоих, чтобы могла омывать я стопы твои, и внимать твоей мудрости, и разум твой постигать, и служить величию твоему, и наслаждаться мудростью твоей. О сколь прият(ствен)ны мне ответы твои, и сладость голоса твоего, и красота походки твоей, и любезность слов твоих и находчивость их. Сладость голоса твоего радует сердце, и делает кости тучнее, и придает сердцам мужества, а устам милости и любезности, и силы походке. Смотрю на тебя я и вижу, что мудрость твоя безмерна, а разум твой неисчерпаем, и что подобен он лампе, горящей во тьме, и гранату в саду, и жемчужине в море, и Звезде Утренней* средь прочих звезд, и лунному свету в тумане, и блеску зари и солнца восходу на небе. И благодарю я Того, Кто доставил меня сюда и явил/показал мне тебя, и допустил мне переступить порог врат твоих, и допустил мне голос услышать твой."

И Царь Соломон ответил ей и сказал: " Мудрость и разум также исходят и от тебя. Что до меня, [то обладаю я ими] лишь в той мере, что Бог Израилев** дал [их] мне, ибо просил и молил я их у Него. И ты, хоть и не знаешь ты Бога Израилева, мудрость имеешь - ту, что сама ты взрастила в сердце своем, и [побудила они тебя придти] и увидеть меня, подданного и раба Бога моего, и здание святилища Его, которое я возвожу, и где я служу и обхожу вокруг Госпожи (Lady) моей, Ковчега Закона Бога Израилева, Сион/а святой/ого и небесной/ого. И вот, я раб Богу моему, и не свободный я человек; не служу я согласно собственной воле моей, но согласно Воле Его. И сия речь моя не от меня происходит, но даю я обличие слов лишь тому, что Он хочет сказать. Что Он прикажет мне, то я и делаю; куда посылает меня Он, туда и иду; чему наставляет/учит меня Он, то говорю я; вот что я разумею о Нем, мудрость дающем мне. Ибо из праха/пыли создал Он мне плоть, и из всего лишь воды создал Он меня, мужа крепкого/прочного (solid), всего лишь из капли исторгнутой, которая павши на почву иссохла бы на поверхности земной, устроил меня Он по Его подобию собственному и создал меня по Его образу собственному."

* Планета Венера.

** Израиль - это прозвище Иакова, означающее в переводе с еврейского " Он сражался с Богом (Эль) и победил" - так назвал его некто невидимый, с кем Иаков боролся в ночной тьме, добиваясь от этого неземного существа благословения. Иаков-Израиль почитался прародителем 12 еврейских племен-колен. В более широком смысле под Израилем в Библии понимается не географическая область, и не государство, а именно дом Иакова - Иаков вместе со своим потомством, единым родом-семьей, выросшим в народ, согласно обетованию Бога (то же значение имеет и другое выражение - дети/сыны Израиля).

О труженнике

И вот, когда Соломон говорил так с Царицей, увидел он как некий труженник камень несет на голове его, и мех с водой на шее его и плечах, и пища его и сандалии его [подвязаны] были к поясу его, и части дерева (pieces of wood) были в руках его; одежды его были в лохмотья изодраны, пот падал каплями с лика его, и вода сочилась из меха на стопы его. И проходил этот труженник перед Царем Соломоном, и когда он был рядом, сказал ему Царь: " Постой-ка"; и труженник встал. И обратился к Царице Царь и сказал ей: " Взгляни на мужа сего. Чем превосходней его я? И чем я лучше его? И чем я могу гордиться пред ним? Ибо я человек из пыли и праха, который назавтра в червей обратится и гниль, даже хотя бы сей миг/сейчас я похож на того, кто вовек не умрет. Кто может сетовать Богу на что-либо, если Он дал сему мужу, также как дал Он и мне, и если Он сотворил меня в точности также, как этого мужа? И разве не есть оба мы существа/твари/создания (beings), то есть люди /оба мы человеки, то есть создания/? Ибо смерть его [то же], что и моя смерть, и жизнь его [то же], что и моя жизнь. К тому же сей муж в работе сильнее меня, ибо Бог власть дает тем, кто слаб, лишь поскольку Ему так угодно". И Соломон сказал (тому) труженнику: " Возвращайся к работе твоей".

Вот несколько примеров, дающих представление об эфиопской технологии транспортировки грузов. По неизвестной /мне/ причине, фотографий где бы тяжесть тащил какой-нибудь дядька найти не удалось, на всех снимках женщины и дети

CP001461 Женщины возращаются с озера Тана в селения Chache и Alua, в сосудах - вода. (Гондар)

CP001462 Сено также переносится на голове (Гондар)

AAHV001064 да и хворост - на голове

И продолжал говорить он с Царицей, и молвил: " Что пользы от нас, от сынов человеческих, коль не являем добро и любовь на земле мы? Разве не есть мы ничтожество полное, меньше травы полевой, которая увядает в свой срок и сгорает в огне? На земле запасаем себе мы пищу изысканную и [одеваем мы] дорогие одежды, но даже будучи живы пахнем мы гнилью; мы ублажаем себя благовоньями сладкими, мазями нежными, но даже будучи живы, мертвы во грехе мы и преступлениях; будучи мудрыми, мы превращаем в глупцов себя (неп)ослушанием и делами неправедными/деяньями несправедливыми; будучи в почести, мы превращаем в презренных себя (увлекаясь) колдовством, предсказаниями и поклонением идолам. И вот человек, кто есть создание честное (a being of honour), который был создан по образу Божьему, делая то, что есть благо, становится Богу подобным; но человек, кто есть ничтожная тварь, коль совершает он грех, то становится с Дьяволом схожим - надменным Дьяволом, отказавшимся подчиняться уставу Создателя своего - и надменные все средь людей следуют по пути его, и вместе с ним они будут осуждены. И Бог любит скромных, и тех, кто смиренно следует по пути Его, и они обретут радость в царстве Его. Благословен тот, кто ведает мудрость, которая есть сострадание и страх Божий.

И услышав сие Царица сказала: " О сколь приятен мне голос твой! И сколь возвышены речи твои и то, что исходит из уст твоих восторгает меня! Скажи же теперь мне: кому поклоняться мне истинно? Мы поклоняемся солнцу*, как научили отцы наши нас поступать, поскольку у нас говорится, что солнце есть царь всех богов. Но есть и другие среди наших подданных; кто-то из них поклоняется камням, а кто-то деревьям, а кто-то фигуркам резным, а кто-то изображеньям из золота и серебра. И поклоняемся солнцу мы, ибо он (в английском переводе - he - он, наверняка неспроста) пищу готовит (cooketh) нам, и того более он освещает тьму и страх изгоняет; (и) называем его мы " нашим царем", и называем его мы " нашим создателем", и почитаем его мы как нашего бога; ибо никто не сказал нам, что кроме него есть еще бог. Но слышали мы, будто с вами, Израилем, Бог пребывает иной. Кого мы не ведаем, и рассказали нам люди, что ниспослал Он вам с неба Ковчег, и дал вам Скрижаль /устава ангелов/чина ангельского/ (the ordering of the angels) рукой Моисея пророка. Также мы слышали, будто бы Сам Он нисходит к тебе и говорит с тобой, и разъясняет тебе законы Его и заповеди".

Примечания

* Южноаравийские сабеяне действительно поклонялись небесным светилам, правда при этом отдавали предпочтение Луне, а не солнцу, зато древние египтяне... (кстати, в Коране немало внимания уделяется критике или точнее порицанию подобных верований), эту веру они принесли с собой и в Эфиопию (V в. до н.э.).

" В V в. до н. э. на территорию современной Эфиопии переселяются жители Южной Аравии. С этого времени и вплоть до возвышения Аксума длится пятисотлетний предаксумский период эфиопской истории. Южноаравийские переселенцы принесли в Эфиопию свой семитский язык (от которого происходят языки геэз, тиграй, тигре, амхарский и др.), письмо, астральную древнесемитскую религию, монументальную храмовую архитектуру и скульптуру, своеобразное искусство, многие особенности родоплеменного раннегосударственного строя, торговые навыки, бронзовое литье, плужное земледелие. Культура семитских переселенцев была выше местной африканской культуры кушитских народов не только в техническом отношении... но и своим политическим строем и сравнительно развитыми идеологией и религией."

(Ю. М. Кобищанов/М. В. Райт Предсловие к " Истории Эфиопии" А.Бартницкий/И.Мантель-Нечко)

" ... хорошо известный в Аравии бог Алмаках (называвшийся также Илюмкух, он же бог-луна, изображавшийся в виде быка), видимо, был одним из главных божеств в африканском пантеоне. В Агаме обнаружен посвященный ему алтарь, в Хаулти Мэлазо — его храм."

(А.Бартницкий/И.Мантель-Нечко " История Эфиопии" )

28. Как Соломон дал Царице Заповеди

И Царь ответствовал и сказал ей: " Истинно, правильным будет им (т.е. людям твоим) почитать Бога, Кто создал вселенную, небо и землю, море и сушу, солнце и луну, звезды и сияние тел небесных, деревья и камни, животных и птиц пернатых, диких зверей и крокодилов, рыб и китов, гиппопотамов и ящериц водных (water lizards - гадов морских? ), молнии и грома раскаты, тучи и громы, и благо и зло. Только Его одного подобает нам почитать, в страхе и трепете, с радостью и веселием. Ибо он - Господин Вселенной, Создатель ангелов и людей. И Он - тот, Кто убивает и жизнь (соз)дает, и тот Кто казнь производит и милость являет, Кто поднимает с земли того, кто (пребывает) в страдании, Кто возвышает из праха несчастного, Кто повергает в печаль и Кто дает радость, Кто поднимает и Кто повергает. Никто не может/смеет бранить Его, ибо Он - Господин Вселенной, нет никого, кто мог бы сказать ему: " Что Ты наделал? " И подобает слава/хвала ему и слова благодарности ангелов и людей. А что до того, что ты говоришь, что " Он дал вам Ковчег Закона", истинно, дан был Ковчег нам Бога Израилева, который был создан прежде всего творения славным советом Его. И Он допустил, чтобы нам снизошли Его Заповеди, их записав, чтобы могли мы познать установление/устав (decree) Его и суд, что уставил/распорядил/определил (ordained) Он на горе Его святости".

И сказала Царица: " Отныне я перестану чтить солнце, но буду я почитать Создателя солнца, Бога Израилева. И Ковчег этот Бога Израилева будет мне Госпожой, и семени (т.е. потомству) моему после меня, и всем царствам моим, что есть во владеньи моем. И посему обрела я милость перед тобой, и пред Богом Израилевым, Создателем моим, Кто доставил меня к тебе, и допустил мне услышать голос твой, и показал мне/явил мне лицо твой/твой лик, и дал мне постигнуть заповедь твою." И после того возвратилась она [к себе] в дом.

И имела Царица обычай ходить [к (Царю)Соломону] и возвращаться обратно, и слушать мудрость его, и хранить ее в сердце своем. И имел Соломон обычай ходить и навещать ее, и отвечать на все вопросы, что задавала она ему, и имела Царица обычай его навещать и задавать ему вопросы свои, и он разъяснял ей все, о чем бы она ни пожелала спросить. И по прошествии шести месяцев, что прожила она [там], пожелала Царица вернуться в страну ее, и направила она Соломону послание, где говорилось: " Сильнó желание мое пребывать у тебя, ныне однако, ради народа всего моего, хочу я вернуться в страну мою. А что до того, что я слышала, то да позволит мне Бог носить плод сей в сердце моем, и в сердцах тех, кто слышал это со мною. Ибо вовек не сумеет ухо наполниться/насытиться слушанием мудрости твоей, и глаз вовек не сумеет наполниться/насытиться зрелищем ее."

И вот Царица была не единственной, кто приходил [Соломонову мудрость послушать], но приходили многие люди из стран и городов, из ближних и дальних; ибо в те дни не имелось мужа иного, кто был бы сходен с ним мудростью (и не одни человеки (human beings), но также и дикие звери и птицы, к нему приходили на голос его и беседу вели с ним), и после они возвращались к себе в свои страны, и каждый из них в изумлении был от мудрости его, и удивлялся тому, что он видел и слышал.

И когда направила Царица послание свое Соломону, где сообщалось о том, что она собирается удалиться в страну свою, он рассудил в своем сердце и сказал: " Женщина красоты столь блистательной явилась ко мне от конца земли! Что ведаю я? Уж не даст ли мне Бог в ней потомство? " Ведь, как и сказано в Книге Царей, Царь Соломон был любителем женщин19. И завел он себе жен от евреев, и от египтян, и от канаанитов*, и от эдомитов, и от ийобавиян (Î yô bâ wî yâ n (Moabites? ) - моавитов? **), и из Рифа (Rî f)20 и Kuê rguê 21, и Дамаска (Damascus), и Суреста (Sû rest - Сирия), и сообщают, что женщины эти были красивы. И имел он четыре сотни цариц и шесть сотен наложниц. И поступал он так вовсе не ради прелюбодеяния, но в исполнение помысла, данного Богом ему, и в память его о том, что Бог сказал Аврааму: " Я сделаю семя твое звездам подобным числом и морскому песку" 22. И Соломон сказал в сердце своем: " Что ведаю я? Может быть Бог даст мне потомство мужское/мужеска пола/ от каждой из жен сих". Посему, поступая так, мудро он делал, и говорил: " Дети мои унаследуют города врагов моих, и уничтожат тех, кто поклоняется идолам".

Итак народы те древние жили по плоти законам, ибо милость Духа Святого еще не дана была им. Тем же, [кто жили] после Христа, дано было жить с одной женщиной согласно закону брака. И Апостолы положили им заповедь, сказавши: " Все получившие плоть Его и кровь Его*** братья (суть). Матерь им Церковь, а отец им Бог, и вопиют они вместе с Христом, Которого приняли, и говорят: " Отче Наш, Сущий на небесах"." А что до Царя Соломона, не был ему установлен закон в отношении женщин, и не может вмениться в вину ему [множество] жен/многоженство. Но тем, которые веруют, дан был закон и заповедь в том, что не следует им жениться на множестве жен, также и Павел (т.е. апостол Павел) говорит: " Те, кто женятся на множестве жен, ищут себе наказания. Тот, кто женится на одной жене, не имеет греха." 23 И закон тот удерживает нас от сестры [невестки/золовки] (sister [-in-law]) 24 в том, что касается деторождения. И Апостолы говорят [о том] в [Книге] Советов. 25

Примечания

* Ханаан - древнее название Палестины, хананеи - доеврейское семитическое население Палестины; Эдом и Моав - семитические царства и народы, родственные древним евреям, располагались к югу от Палестины.

** Буквы, обозначающие слоги [мо] и [йо] имеют некоторое сходство (а именно: [йо] похожа на половинку [мо]+ еще хвостик), так что при порче [мо]вполне может получится знак, похожий на [йо]. См. эфиопский алфавит

** Имеется в виду завещанное самим Ииусом (см. Евангелие от Иоанна 6.51-58) таинство Евхаристии, когда после исповеди вкушаются вино и хлеб, (символизирующие для скептиков и) являющие собой (для верующих) кровь и плоть Спасителя. От Иоанна 6.51-58: " Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.... (54) Ядущий плоть Мою и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; (55) Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; (56) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; ..."

19. 3 Царств 11.1. " И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, (2) из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: " не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью."

20. Верхний Египет.

21. См. у Йакута (Yakut), IV, p. 250.

22. кн. Бытия 22. 17: "... Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; (18) и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего."

23. См. 1-е Коринфянам гл.7.

24. Ср. кн. Левит 18.18: " Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее." **Стоит отметить, что пассаж в К.Н. скорее всего относится к бракам с двоюродными сестрами, с родными в этом отношении в Эфиопии все должно было быть ясно уже давно, но отдельного определения для двоюродных сестер в эфиопском наречии кажется не было.

25. Guidi (apud Bezold) сопоставляет с No. 19 из апокрифических Canones Apostolorum.

29. О трехста и восемнадцати* [патриархах]

И ныне мы уставляем в точности так, как они. И хорошо нам известно, что говорили Апостолы, бывшие прежде нас. Мы - Три Сотни и Восемнадцать - основали и утвердили веру православную, имея Господа нашего Иисуса Христа с нами. И Он нас направил в том, чему должно учить нам, и в том, как нам следует обустраивать веру.

[Продолжение рассказа о Соломоне и Царице Шебы]

И Царь Соломон направил Царице послание, где говорилось: " Вот ты пришла сюда, что же уходишь ты прочь, не повидав управления царством/как устроено в царстве моем управление, и как вкушают пищу для избранных царства люди согласно праведной жизни, и как изгоняются прочь люди согласно их жизни греховной? [Зрелищем] этим мудрость ты обретешь. Последуй же мне и воссядь в великолепии моем, в шатре, и довершу я твое наставление, и узнаешь ты управление царством моим; ибо возлюбила ты мудрость, и пребудет с тобою она до скончания твоего и вовеки". И вот пророчество изъявляет себя в изречении этом.

И направила Царица второе посланье, где говорилось: " Будучи глупой в мудрую я обратилась следуя мудрости твоей, и из отвергнутой Богом Израиля, стала женою я избранной (a chosen woman) верою сей, что в сердце моем; и с этих пор почитать я не буду бога иного помимо Него. Что до того, что ты говоришь, будто хочешь ты мудрость мою преумножить и (по)честь (honour), то приду я к тебе, согласно желанию твоему". И Соломон рад был [посланию] этому, и облачил он [в одежды прекрасные] избранных своих, и вдвое добавил к столу своему, и все свои распоряжения по управлению домом устроил он тщательно, дом же Царя Соломона готов был [к гостям] каждодневно. И подготовил он все с великою пышностью, в радости и спокойствии, в мудрости и нежности, со всей скромностью и смирением; и после распорядил он стол царский согласно закону царства (его).

И явилась Царица и проследовала на место, отдельно устроенное в великолепии и славе, и воссела она сразу же/в непосредственной близости/ позади него (- туда), где могла она видеть и изучать и узнавать все. И изумлялась премного она тому, что видела, и тому, что слышала, и восхвалила она Бога Израилева в сердце своем, и поразило ее удивлением великолепие дворца царского, который узрела она. Украсил он место, где восседала она, и (рас)простер над ним занавеси пурпурные, и расстелил ковры, и отделал miskâ t('ом) (miskâ t (moschus)) его, и мрамором, и камнями драгоценными, и возжег порошки благовонные он, и опрыскал вокруг него мирром и кассией (cassia), и рассыпал повсюду он ладан и дорогой фимиам. И вот ввели ее в место это, и запах его был приятен весьма для нее, и еще прежде того, как отведала явства она, самый их запах насытил ее. И c намерением мудрым ей посылал Соломон блюда такие, что жажду ее вызывали, и напитки, к которым был уксус подмешан, и рыбу и прочие кушанья перцем приправленные. И подготовил он это и дал это все съесть Царице. И трижды и семь еще раз сменились царские блюда, и удалились (у)правители и советники, и юноши и слуги, и восстал (т.е. поднялся) Царь, и подошел к Царице, и сказал ей - и были тогда уж наедине они - " Отдохни здесь во имя любви до рассвета". И она сказала ему: " Поклянись же мне Богом твоим, Богом Израиля, что не возьмешь меня силой. Ведь если я, дева согласно закону людей, буду соблазнена, (то) в путь мой [обратный] отправлюсь в печали я и огорчении, и бедствии."

* 318 Отцов Первого Вселенского собора (Никея, 325 г.). См.выше главу 1.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь