Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О Коране, Пророках и верующих



 

 Многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом.

  А. С. Пушкин, 1799-1837

 

Исламские богословы правы в утверждении, что ни один перевод не сможет передать точный смысл и красоту Корана. Чтобы перевести Коран, переводчик должен не только блестяще владеть арабским и авторским литературными языками, но и знать полутора тысячелетнюю историю толкования исламского Откровения самими арабами. Лучше всего я понял бы Коран с объяснений моего отца. Отец прожил полных 91 лет, однако и это было давно, и задолго до созревания моего интереса к Священному Писанию. Я помню истлевшие листы Корана на языке оригинала, их отец осторожно и трепетно мне показывал, а я даже не удосужился спросить, откуда они у него.

Ещё я помню, как подростком из любопытства читал книжку в красном переплёте – Коран в переводе Крачковского из библиотеки отца моего. Никакого впечатления не получил, хотя и старательно прочёл от корки до корки. А почему, понял не так уж и давно: я не знал истории возникновения Ислама. Во-вторых, этот труд академика Игнатия Юлиановича был не завершённым, писался он для студентов-арабистов, издан в 60-х годах после его смерти. Целью учёного было лишь постараться понять смысл коранического сказания, как литературного памятника VII века, его влияние на жизнь и быт арабов, а не сделать понятным перевод для чтения простыми верующими мусульманами.

Нынче авторов перевода целая плеяда. Есть несколько Коранов с переводом на мой родной язык. Имею Смысловой перевод Священного Корана на русский язык Кулиева Эльмира, и др., но наиболее удачным на язык постсоветского пространства сегодня считается перевод Имана Пороховой, понять кое-что помогают её многочисленные комментарии. Во времена Пушкина не было этого перевода. Но можно уверенно предполагать, что поэт знал содержание по Корану на французском языке, который в то время имела страна высочайшей культуры. Но только ли содержанием художник слова был восхищён!

Уже в переводе Валерии Пороховой стихи удивляют поэтическим даром человека, ро­дившегося в 6-м веке в Аравии.

 

Для каждого народа – свой посланник.

Когда придёт к ним их посланник,

То всё что (спорно) между ними,

Решаться будет справедливо,

И им обид не нанесут.

                                                                                                       Сура 10, аят 47.

 

Освоить в совершенстве речь иного языка невозможно, если не слышал её с детства или не живёшь в соответствующей среде. Но с большой вероятностью можно утверждать, что А. С. Пушкин с упоением слушал чтение Корана на арабском языке, с очарованием внимая поэтическому дару Мухаммада, зная содержание Священного Писания: «В пещере тайной, в день гоненья/Читал я сладостный Коран…»

Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. Подобно музыке поэзия на любом языке способна отражать силу переживаний, выражая чувства человека. Интерес великого русского поэта первоначально возможно зародился сознанием своих корней, тянущихся с Константинополя, а восхитила его чуткую душу сила страстного желания Пророка внушить людям нравственные основы общественной жизни, которые пытались распространять Пророки с древнейших веков.

До женитьбы Мухаммад жил бедно, гонял караваны. Предполагают, что Мухаммад болел эпи­лепсией. Как врач могу добавить, что вполне возможно, если не отличать повышенную склонность к судорожным реакциям от болезни эпилепсия. Реагировать судорогами естественно для головного мозга при чрезвычайных обстоятельствах не только детского, но у людей, отличающихся высоким талантом. К ним причисляют фараона Эхнатона, Аристотеля, Жанны Д¢ Арк, Наполеона, Достоевского – список таких великих эпилептиков может быть продолжен.

Широкому распространению искусства стихосложения способствовал коче­вой образ жизни. Если в русской поэзии существует пять классических поэтических размеров, быть может, в соответствии пяти видам аллюр лошади, то в оригинальной поэзии арабов выделяют 27 различных метрических размеров. Это теоретически. В реальности поэты интуитивно укладываются в различные стихотворные размеры и стопы, стремясь выразиться понятно, красиво и от всей души. Чтобы скрасить время в затяжных маршрутах, караванщики читали стихи в такт именно такому разнообразию колебаний кочующего верблюда, крепко задумываясь о смысле жизни.

Вплоть до VIII века Европа мало знала об экономической и политической жизни на крупнейшем полуострове мира, расположенным на Юго-Западной оконечности Азии. Полуостров отделяют песчаные и каменистые пустыни, которыми почти полностью покрыт, и омывается водами Красного и Аравийского морей, Персидского, Оманского и Аденского заливами. И именно здесь через века повторилась история во многом схожая с возникновением Христианства, давшая начало третьей самой молодой мировой религии – Исламу. На полуострове находятся и главные святыни ислама — города Мекка и Медина.

Пока в соседних государствах торжествовало Христианство, здесь отмечался нравственный и политический застой. Язычники, многобожники, почитатели иудаизма и христианства враждовали между собой, процветал разврат в крайних формах.

Основной идеей проповедей Мухаммада было очищение истины единобожия от искажений, внесённых иудеями, христианами и многобожниками. «…Коран – утверждал крупнейший философ, русский религиозный мыслитель В.С. Соловьёв (1853 – 1900) – как бы возвращает все религии к их общему источнику – религии Авраама – и делает принятие её нравственно обязательным для добросовестных последователей Моисея, Христа и Мухаммада».

Обобщённо о возникновении единобожия Олжас Сулейменов так пишет: «Вероятно, перволюди верили в Единого бога, а потом во время распада первобытно-общинного строя и формирования рабовладельческого стали верить в множество богов, стали язычниками. Такая картина наблюдалась в древнем Египте, Ассирии, античных Греции и Риме. Изрядно поплутав среди языческих столетий, способствовавших формированию почти всех крупных этносов Европы и Азии, эти страны и народы стали снова верить в Единого бога: европейцы в Христа, арабы и тюрки в Аллаха».

Основной целью проповедей Пророка было очищение нравственной атмосферы, о чём Иман Валерия Порохова пишет: «…Всему созданному надлежит существовать в дозволенном режиме… …Если это человек, то ему низводится Писание заветов – запретов, соблюдение которых… служит гарантом беспроблемного проживания… в режиме земной реальности». Для наглядности академик приводит пример технической конструкции, к которой обычно прилагается инструкция для правильного ею пользования. Мол, прежде чем пользоваться техникой, следует ознакомиться с её инструкцией.

Со стороны светского взгляда Мухаммад был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины, которая в ходе его непосредственного правления составила сильное государство на Аравийском полуострове. Лев Толстой так характеризовал эту личность: «Пророк Мухаммад является великим правителем. Он сплотил общину в свете истины, и этого достаточно для почёта. Он спас людей от пролития крови и достиг мира. Он открыл им пути духовного возвышения. Такой человек заслуживает всеобщего уважения».

К моменту смерти Мухаммада в 632 году им был завоёван весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык, образовав самую крупную империю своего времени, простиравшейся от Атланти­ческого океана до Китая.

Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди так охарактери­зовал деяния Пророка: «Я хотел знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал Ис­ламу место в жизни в те дни... Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвова­ние Пророка, пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию».

Итогом развития человечества в течение тысячелетий, в част­ности, явилось образование трёх религий на территории Аравийского полуострова после­довательно из единого источника – Иудаизм, Христианство и Ислам. При этом Ислам в современном мире мощно противостоит двум предыдущим религиям. История определяет появление первой Суры – 610-й год, а составление последней – 632-й год. Последовало полтора сто­летия, как Европейская наука «прошла большой путь от взгляда на Мухаммада как на лжеучителя, наущаемого дьяволом, через попытки дискредитации его учения как вторич­ного, эклектического по сравнению с иудаизмом и христианством, до признания ислама религией, равной христианству и иудаизму».

Подвиг Мухаммада заключается в том, что только ему удалось в истории при жизни установить мир на огромной ограниченной территории, покончив с войнами, заодно с развратом и безнравственностью, обычно царивших в народах, живущих рядом и необъединённых единой моральной уста­новкой. Мухаммад (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего), его деяния – уникальный пример возможностей человека в праведном деле. Однако, как и предшествующих Пророков, его миссия также ограничива­лась территорией, в данном случае Аравийским полуостровом. История же миссио­нерской попытки распространения библейских религий за пределы полуострова полна войн и трагедий по сей день. Пострадали и сами религии, чем дальше они распространя­лись, тем больше дробились на течения, причём конфликтующих между собой и иными религиями, так как каждый истинно верующий, считает лишь свою веру самой правильной. Напомним, что проникнув до Кавказа, Ислам уже разделился на суннитов и шиитов, а распространившись далее в Среднюю Азию, здесь образовалось течение суфизм…

«Религиозное миросозерцание издревле характеризовалось идеей пророка или по­сланника Божьего, человека находившегося в особом, личном отношении к Богу, получа­ющего откровения свыше и становящемся посредником между Богом и людьми, которые через него получают священный закон и Писание.

У иудеев таким посланником был Моисей, передавший своему народу свой Закон – Тору, христианство сформировалось с приходом Иисуса Христа, принёсшего Евангелие, и наконец, ислам сложился с приходом посланника Мухаммада и священной книги – Ко­рана». «…Вера в Единого Бога и Его праведный суд – одна и та же во всех Откровениях». И когда истинно верующим открывается суть – «в единстве Божьем единство человече­ства», – то по человеческой природе они приходили к убеждению, что «скрыть её от дру­гих было бы противно правде и милосердию».

С чередой Пророков в истории нельзя не согласиться с Иманом Пороховой.

Однако Откровения и Писания народы хранят разные и порой противоречивые. В том числе у библейских религий, источник которых признан единым, нет единой конфес­сии. По сей день почитатель одной религии, одной из многочисленных её ответвле­ний прочие взгляды считает искажёнными. То же и христианские конфессии. Изначально христианская вера была представлена Единой Апостольской Пра­вославной Церковью Христовой. В 1054 году от неё отделился католицизм, а уже с 1529 года от католицизма отделились разные общины, получившие название протестантов. Протестантские общины, сформулировав для себя собственное исповедание веры (confession), решили просто отделиться от католиков. И так всякая религия.

Какое же Писание самое истинное хотя бы из мировых? По убеждению Иман Валерии Пороховой – по­следнее из Библейских: «…пророки иудейские, христианские и мусуль­манские исходят из одних родов». В аяте 163 суры 4 приводится неполное их перечисление. Далее автор перевода комментирует, что мудрецы «существовали во все времена и во всех частях света».

Не стоит интересоваться у верующего об истинности придерживаемого им исповедания. На свете есть Веды, Учения, иные сохранившиеся с древнейших времён Поверья и многочисленные культы. Нужно уважать каждого, чтущего свои святости, без враждебного противопоставления своих предпочтений всем остальным течениям Веры, почитаемых народами, а то и этносами. Ведь веру не выбирают. Религиозность внушается либо традиционно, либо целенаправленно, а когда в голове стерильно, первичная информация усваивается обычно как первозданная истина. Однако одно дело, когда вера – часть культуры народа, и иное, когда её навязывают противопоставляя. Культуру не навязывают, её впитывают, перенимают или почитают как культуру иного народа.

Тем не менее, оставив все Писания памяти истории, каждой эпохе – своих Пророков, пора бы Человечеству от имени Единого Создателя, выразителем которого мы и являемся, повернуться лицом к созданию Единого Мирового Закона. Первым шагом на пути к Единой Конфессии Человечества станет единение Христианства и Ислама, как производных единых источников в лице Иудаизма, Зороастризма и Тенгрианства.

В нашем обществе есть верующие, в этом разнообразии мира найдутся и неверующие. Вовсе ни во что не верующий просто невежественен или нищий знаниями и духовно.

Отступиться от религии, тем более, если веру внушили с детства, непросто. Непросто принять свою собственную веру подобно Льву Николаевичу. Необходим весьма серьёзный объём знаний, добываемый немалым терпением, трудом и переживаниями. Количество таких реалистов в том или ином государстве зависит от системы и качества светского образования. Образованного человека вовсе отрицающего присутствие высших сил не бывает, просто Всеобщее каждый в меру своих знаний и убеждений подразумевает по-своему – чи, энергия, материя, природа, святой дух и т.д. Человечество ещё не пришло к единому мнению о том, что подразумевать и как едино назвать это Что-то. Возможно и «Троицу» – в лице энергии Вселенной, духа Жизни и души Человечества.

Всех граждан страны помимо неверующих, можно ещё разделить на – мнимо верующих и истинно верующих.

Большинство на Планете мнимо верующих: по причине неполноты знаний и убеждений вера их колеблющая, чтобы до конца соблюдать каноны той или иной религии или быть истинно светской личностью. Отсюда и парадокс – масса верующих на словах. Истинно верующие – ценные граждане страны своей нравственностью. Но есть среди них и фанаты. Они тоже считают себя истинно верующими, искренно заблуждаясь либо с определённой целью. Однако их вера однобокая – с гипертрофией одних постулатов при игнорировании или непонимании их связи со всем учением, и создают под эгидой той или иной религии свои течения, которые, по сути, становятся иной религией – под себя и для решения каких-то задач. У фанатов обычно преобладают эмоции над узконаправленными приобретёнными сведениями. Причём большинство из фанатов не читают внимательно священные книги в оригинале или изложенных авторитетным переводом. При оспаривании убеждений впитанных понаслышке они обычно ссылаются на то, что так написано в Коране, Писании, потому что об этом говорят муллы и священники, совершенно не осознавая, что такие сведения могут быть понятыми по-своему либо подставными.

Много пережило Человечество Пророков за необозримый период с появлением Человека. Пророками мы считаем исторические личности пытавшиеся донести до людей осознанные им нравственные правила поведения на базе мировоззрения своего времени. Так было во времена отсутствия средств массовой информации. Моральные каноны пытались внедрять распространением священных изложений от имени Пророков – Веды, Авеста, Пятикнижие, Евангелие, Коран…

При передаче информации из уст в уста искажать есть также свойство человека, тоже и при переписывании и переводах: у каждого мыслящего возникает желание вносить поправку, которая воспринимается ими как истина диктуемая временем. И каждый последующий автор или соавтор непременно считает свою трактовку конечной истиной либо так воспримут последователи и фанаты. Только канонизированные священные книги не искажаются веками, тогда последующие их почитатели, во всяком случае, дописывают к ним благие вести, писания, откровения, хадисы, шариаты, различные комментарии, обращающиеся через годы и века в обязательства и законы, хотя и самого разного толка и лишь для круга почитателей. Для истинно верующих священные писания со временем становятся канонизированными формами как Талмуд, Библия (Библиотека книг), Коран вместе с Сунной и прочими к канонам приложениями, а у буддистов так примерно и называется – «Три корзины книг».

Прав один учёный, высказав, что истинный Посланник Всевышнего на нашу грешную Землю один – Природа. Конечная истина – в законах Природы, познавать их можно, наблюдая за природными явлениями, учась у Природы. Природа общается с человеком на одном языке понятным каждому. И мы учимся благодаря возможности, данной нам второй нашей Природой – общественной. И мы учимся, становимся Пророками, Философами, Прорицателями, теперь всё больше Писателями, Поэтами, Учёными, Политиками и т.д. Некоторые труды иногда называем классическими. Учимся, как быть здоровым, как понимать друг друга, как познавать Мир. Учимся, ибо все мы жизнь начинаем малышами.

Бог – это информация. Пророками можно назвать авторов классической литературы и классических открытий.  

Всему в нашем мире есть негатив. Сегодня в противовес классике явился Интернет – как информационный мусор, к чему можно прибавить и весь хлам, свободно печатаемый, которым переполнены телепрограммы и прочие СМИ. И влиять на умы, вернее, на безумие людей порнуха, негатив и алчность реклам будут до тех пор, пока Разум не довлеет, не сумеет возвыситься над анти информацией подобной базарным пересудам.

Бог – неискажённая информация об Истине. Одним из последних Пророком можно назвать Пушкина: в его трудах, оставленных народам, не найдётся ни одного лживого слова. Коран интересовал Пушкина не с религиозно-культовой, а с нравственно-поэтической стороны и как исторический Памятник художественной литературы и культуры. Произведения русского поэта, посвящённые религиозным чувствам, есть мощнейший всплеск духовности международной личности, толчок к художественному объединению и взаимопониманию народов.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь