Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические идеи ХХ века.
Приступая к изучению политологии, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с историей ее возникновения и развития. Каждая эпоха в жизни человечества ставила свои особые социально-политические проблемы и по-своему их решала. Развитие политической мысли представляет собой поступательный процесс, в котором были взлеты и падения, были гениальные идеи, опережающие свое время, были и повороты вспять. Ставились и такие проблемы, для решения которых требовалось не одно поколение мыслителей. История политологии может многое дать для решения и современных политических проблем. Попытки осмысления политики делались еще в глубокой древности. Первые политические идеи появляются с возникновением социального неравенства, с обострением борьбы социальных групп за власть. А поскольку знания о происхождении государства и власти не были еще обобщены, исходной формой политических идей становятся мифы. В них возникновение власти связывалось с богами, которые не только служили источником власти для правителей, но и сами нередко продолжали оставаться вершителями земных дел. Согласно мифам большинства народов, боги выступали также и в качестве первоначальных непосредственных властителей в созданных ими государствах. (Вавилон, Египет, Греция). Например, по христианской мифологии - «Вся власть от Бога». Примерно в середине I тысячелетия до н.э. появляются первые политические категории и понятия, а затем и политические концепции. Они носили философско-этическую форму. Отход от мифологических воззрений связан с именами Заратустры и Будды. Заратустра считал, что в мире борются два начала - добра и зла, соответственно есть два бога. Человек создан богом добра, но доступен и силам зла, и поэтому должен своими делами и мыслями бороться против сил зла. Будда же считал, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей, т.е. дается установка на индивидуальный путь спасения. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественное происхождение власти императора, но отказался от божественного происхождения государства, которое согласно его учения, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Фактически это концепция гуманного управления государством. В IV в. до н.э. в Китае зародилось новое политическое течение. Его идеолог, Шан Ян, считал нравственное воспитание людей недостаточным и делал упор на строгие законы (именно отсюда наименование этого направления - легизм, от lex - закон). Легисты считали, что целью государственного правления является укрепление власти правителя и осуществление завоеваний. Народ, подданные есть не более чем средство для достижения указанной цели. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира считается политическая философия Древней Греции. Она, прежде всего, связана с именами Платона и Аристотеля. Для них характерно понимание политики как науки о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве для достижения «счастливой жизни» Платон рассматривал существовавшие тогда формы правления и резко критиковал демократию (власть народа), тиранию (власть одного), олигархию (власть немногих, богатых), тимократию (власть честолюбцев). Платон противопоставлял им собственный проект совершенного государства основанного на разделении труда. Управлять государством должны философы, защищать - воины или стражи, и третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязаны добросовестно трудиться на благо государства. Вмешательство в дела друг друга, переход из одного сословия в другое - запрещается. Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Аристотель во многом заложил основы политологии как отдельной самостоятельной науки. Поэтому его называют отцом этой науки. Он выдвинул предположение о естественном, патриархальном происхождении государства, назвав человека политическим существом или животным. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количеству правящих и цели правления. В результате получаются три неправильные формы правления (тирания, олигархия и демократия), где цель - личное благо правителей, и три правильных (монархия, аристократия, полития) - цель - общая польза. Аристотель считает политию наилучшей формой, т.к. она сочетает с себе олигархию и демократию, т.е. объединяет интересы зажиточных и большинства. Целое тысячелетие охватывает история древнеримской политической мысли. В условиях рабовладельческого строя, где рабы были лишь говорящими животными, политикой могли заниматься лишь свободные. Так, например, выдающийся римский мыслитель и оратор Марк Туллий Цицерон в своих работах и речах отвергал идею имущественного равенства. А о рабстве писал так: «Оно справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно». Цицерон также предпочитал смешанную форму правления в государстве, где власть богатых - сенаторов - сочеталась с властью народных трибунов и единоличным управлением консулов. После падения Западной Римской империи в Европе развивается феодальное общество. Христианская церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы. На Ближнем Востоке стремительно развивался ислам. Политическая наука стала простой отраслью богословия и развивается стараниями религиозных деятелей. По мнению христианских теоретиков «нравственное начало должно стать выше, чем юридическое», верующие призывались к смирению и повиновению Самыми видными социально-политическими мыслителями европейского средневековья были Аврелий Августин, прозванный «блаженным», и Фома Аквинский. Поддерживая библейскую формулу «Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены», Августин видел в истории человечества борьбу двух градов, двух государств: «града божьего», состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства - «великой разбойничей организации», в котором борются за материальные блага и притесняют праведников. Августин стоял за необходимость подчинения светской власти духовной. Фома Аквинский жил в период позднего средневековья и являлся видным теоретиком церкви в Западной Европе того времени. Он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного божественного порядка. То есть государство является божественным установлением. По его мнению, церковь должна обеспечивать потустороннее блаженство людей, а государство заниматься телесно-чувственной жизнью человека. Лучшей и наиболее естественной формой власти Фома считал монархию. Аквинского также считают теоретиком католической инквизиции. Великий арабский мыслитель Ибн-Хальдун подчеркивал особое влияние на государство условий географической среды. Характеризуя процесс развития государства, Ибн-Хальдун отмечает, что оно возникает как орган всего населения, но позднее превращается в орган над народом. Следующий период истории политических идей связан с формированием капитализма в Западной Европе. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы