Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические идеи Нового времени.



В XIV-XV вв. в жизни Западной Европы произошли большие перемены. В Италии, Голландии, а затем и других странах стали развиваться зачатки капиталистического способа производства.

Видным политическим публицистом начавшегося периода Возрождения был Н.Макиавелли (1469-1527). Он первым в Новое время взглянул на государство человеческими глазами, стал выводить его законы не из теологии, а из разума и опыта. В работе «Государь» Макиавелли пишет, что действиями людей правят не боги, а людское честолюбие и мотив власти. Макиавелли разработал представление о политике как искусстве государей удерживать власть, побеждать врагов и расширять свои владения, не «отклоняясь от добра, если это возможно, но уметь вступать на путь зла, если это необходимо». «Государь, должен совмещать в себе качества льва и лисицы». Выявив расхождение политики с моралью, он приобрел многих последователей, которые, ссылаясь на него, утверждали, будто цель оправдывает средства. Циничная аморальная политика стала называться «макиавеллизмом», и она весьма распространена до сих пор.

Социально-политическая мысль эпохи становления капитализма не была однородной. Одни обосновывали необходимость нового буржуазного общества, другие же критиковали его. Среди критиков капитализма можно выделить Т.Мора («Утопия»), Т.Кампанеллу («Город Солнца»), Ж.Мелье («Завещание»). Являясь представителями утопического социализма, они стояли на позициях отрицания частной собственности. Политическое устройство в справедливом обществе, по их мнению, основано на всеобщем равенстве и свободе.

Важным в данный период для нарождающейся буржуазии становится задача ограничения абсолютной власти феодальных монархов. Для этого требовалось опровергнуть идею о божественном происхождении монархов.

Так английский мыслитель Т. Гоббс, в работе «Левиафан» отрицая божественное происхождение королевской власти, считал, что источник этой власти - общественный договор. Он описывает период естественного догосударственного общества как время постоянной войны всех против всех. Естественно люди искали мира, и нашли его путем общественного договора. Они согласились передать свои естественные права монарху, ограничив свою свободу. На монарха возлагались функции охраны мира и порядка. Из этой теории вытекало, что монарх не должен вмешиваться в дела граждан, а при нарушении мира и порядка граждане могут свергнуть монархию.

Другой английский философ Джон Локк (1632-1704), основатель идеологии либерализма и теории гражданского общества, в работе «Два трактата о правительстве» впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными неотчуждаемыми правами. Это права на жизнь, свободу и собственность. Поддерживая теорию общественного договора, Локк вводит понятие «разделение властей», оставляя за монархом исполнительную власть, а право издавать законы отдает парламенту.

Важный вклад в теорию разделения властей, на законодательную, исполнительную и судебную, внес французский просветитель Ш.Л. Монтескье. Разделение властей в государстве помогает им сдерживать друг друга и не допускать тирании и произвола. Монтескье показал зависимость форм государства от размеров территории и климата.

Идеалом другого просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778) был народный суверенитет, с демократической республикой, где обеспечено равенство как политическое, так и имущественное. Власть в данной республике должна осуществляться непосредственно всем народом, «общей волей» через референдумы. Руссо утверждал возможность и необходимость «принуждения к свободе».

Важное место в развитии политической теории занимают труды американских политических мыслителей, или как их называют «отцов-основателей» американского независимого государства: Т.Пейна, Т.Джефферсона, А.Гамильтона, Д.Мэдисона. В своих трудах они делали упор на естественные права всех людей, записав в Декларации независимости права на жизнь, свободу и счастье. Ими была разработана формула демократической республики с разделением властей по горизонтали и вертикали (на центральные и местные), с системой сдержек и противовесов для отдельных властей, стремящихся к монополии. Именно отцы-основатели заложили основы одной из старейших конституций мира.

Важное значение для характеристики практики применения и развития демократии в США сыграли работы А.Токвиля.

В том же XVIII в. профессор Кенигсбергского университета И.Кант (1724-1804) впервые выдвигает концепцию правового государства. Он приходит к выводу, что государства должно быть ограничено правом.

В XIX в. широкое распространение получили идеи английского теоретика Герберта Спенсера. Основой его учения являлась аналогия государства с биологическим организмом. Государство, доказывал Спенсер, есть организм, отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.

В середине XIX в. возникло новое направление политической мысли - марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что политика, политические отношения не могут быть поняты из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал. Они коренятся в материальных условиях жизни классового общества. Следовательно, политическая теория, исследуя общество, политические явления и процессы, должна опираться на исследование производственных отношений. Марксизм

рассматривает государство как результат частной собственности и считает, что в результате революции на смену буржуазному государству придет пролетарское, которое утвердит полное народовластие. А развитие самоуправления создаст условия для постепенного отмирания государства и политики вообще.

Политические идеи XX и XXI веков. Перед любым человеком, изучающим современную политологию, первоначально предстает картина невероятной пестроты. Бросается в глаза обилие опубликованных работ, множество, нередко противоречащих друг другу точек зрения, создается впечатление полного хаоса в политической мысли.

Важное место в развитии политической мысли сыграли сложившиеся в XX в. различные идеологические теории и направления. За недостатком времени только назовем их: либерализм (развивали Хайек, Фридман, Гайдар), консерватизм (Тетчер, Рейган), коммунизм (Сталин, Мао Цзедун), фашизм (Муссолини, Гитлер), социал-реформизм (Бернштейн, Брандт, Миттеран), анархизм (Кропоткин), религиозный фундаментализм (Хомейни, Омар), экстремизм и терроризм (Савинков, Бен Ладен), концепция ненасилия (М.Ганди, М.Л.Кинг).

В современной политологии можно выделить три основных методологических течения.

1. Институционализм - считает, что политика есть совокупность властных институтов.

2. Функционализм - считает, что политика не столько органы власти, сколько отношения, влияния или совокупность различных функций.

3. Социологический подход - считает, что политика - это взаимодействие социальных и властных групп, элит.

Институционализм - наиболее старое течение в политологии, опирается на тезис, что основным и верховным носителем власти является государство.

Но всевластие государства мешает развитию предпринимательства и коммерции, ограничивает права граждан. В центре политики выдвигается поиск институтов, ограничивающих государственную власть. Исследователи обосновывают значимость такого института как право. Складывается концепция правового государства, где государство и право отделены друг от друга.

Взаимоотношения государства и права являются стержнем институционализма.

По отношению к государству в институционализме борются два направления:

1. Государство всеобщего благоденствия - требует расширения функций государства. Т.е. государство должно заботиться о всех гражданах и обеспечить им полное благоденствие.

2. Либеральное государство - требует сведения влияния государства к минимуму (Р.Нойзик). Т.е. граждане сами должны себя обеспечить, а государство не должно этому мешать, а лишь только охранять их.

Институционализм дает и такое определение государства - государство - это совокупность институтов. Сегодня политологи выделяют в государстве институты законодательной, исполнительной и судебной власти.

Важное место в политической жизни XX в. играют политические лидеры. Институционализм основательно исследует институт лидера в обществе. Например, немецкий ученый М.Вебер выделяет три типа лидеров: традиционный (т.е. тот, кому власть принадлежит по традиции - чаще всего это монарх), легальный (или рациональный) - тот, кто добивается власти на законных выборах, путем разумного выбора граждан, и харизматический (от слова харизма - божественный дар, благодать). Такого лидера обычно считают пророком, полубогом, выполняющим «великую миссию».

Но всегда возникает угроза того, что лидер сконцентрирует у себя огромную власть и установит диктатуру. Поэтому институционализм важную роль в политике отводит политическим партиям, т.е. еще одному институту общества. Например, французский политолог М.Дюверже считает, что лицо общества определяется не государственным механизмом, а партиями. Институционализм установил закономерности взаимного влияния партий и государства.

Взаимодействие всех политических институтов, по мнению институционалистов, определяет тип политического режима, или способ функционирования политической власти в обществе.

Институционализм дал характеристику тоталитарного (Х.Арендт «Истоки тоталитаризма», Р.Арон, К.Фридрих, З.Бжезинский), авторитарного и демократического режимов.

Институционализм хорошо исследовал сложный механизм воздействия государства на общество, хорошо показана роль права. Но в тени осталось воздействие общества на государственный механизм, на политику.

Все это изучает такое направление, как функционализм. Особенно сильно функционализм развит в США. Там отсутствовала монархия и стоял вопрос, как конкурирующим силам и организациям захватить власть и организовать ее. Как повести за собой людей? Как организовать их политическое поведение. Г.Лассуэл и Ч.Мерриам исследовали проблемы установок, ценностей, которые могут привлечь избирателей к политике и деятельности партий. Их исследования базировались на результатах бихевиоризма (науки о поведении), одного из направлений в американской психологии. Хорошо были исследованы способы воздействия лидера на избирателей.

На смену бихевиоризму пришли системно-функциональные (либо структурно- функциональные) теории, которые рассматривали политику как систему. Этим занимались Г.Алмонд, Т.Парсонс, Д.Истон и др.

В политической структуре общества было выделено 4 элемента.

1. Сама политическая система.

2. Окружающая среда.

3. Взаимодействие системы со средой.

4. Реакция среды на политическую систему.

Функционалисты сделали главный упор на изучение того, что входит в политическую систему и что выходит. Важная роль при этом уделялась экономике общества, его политической культуре.

Функционализм поставил вопрос о связи политики и общества. Хорошо освещена связь личности с политикой. Но есть один изъян. Не ясно, что делается в самой политической системе. Это частично решает институционализм, но только с правовой стороны. Поэтому на вопросы «Кто осуществляет власть?» и «Каким образом?» - отвечают представители социологических теорий.

Под влиянием Дарвиновской теории эволюции и борьбы за существование ученые Л.Гумплович и Ф.Оппенгеймер создали теорию завоевания. Они считали, что образование государства произошло в результате завоевания более сильными племенами более слабых. Завоеватели дали начало классу господ, а завоеванные стали подданными.

Известна социологическая теория Маркса. По ней двигателем истории является борьба классов. Правителями всегда является класс, владеющий средствами производства. Эта теория в XX в. развивалась Лениным, Грамши и другими марксистами.

Выдающийся вклад в развитие социологических теорий внесли представители, развивающие теорию элит. Ее основателями считают Г.Моска и В.Парето. Они считали, что во всех обществах возникают два класса людей - класс, который правит, - элита, и класс, которым правят. Естественно, правителей всегда меньшинство. Для сохранения своей власти элита использует два способа правления: или грубую силу или хитрость, искусство обмана, манипулирования. По Парето правление элиты «львов» сменяет правление элиты «лис».

М.Вебер, автор теории «рациональной бюрократии», выделил в правящем слое две группы: чиновничество и выборных лиц и дал характеристику поведения данных групп в политике.

Р.Михельс разработал так называемый «железный закон олигархии», где доказывал неизбежность олигархического перерождения любых организаций, особенно партий. Ту же идею развивал русский ученый М.Острогорский.

Наряду с концепциями одной элиты появляются концепции двух элит общества: одной, находящейся у власти, и другой, борющейся за нее. Возникли теории о существовании в обществе множества элит, которые борются за власть между собой. Это теория заинтересованных групп А.Бентли и концепция полиархии Р.Даля.

Таковы наиболее важные направления, школы и теории нашего века, в которых надо разобраться, чтобы просто не заблудиться в этом сложном мире политики.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Чем отличаются взгляды Платона и Аристотеля на функции государства?

2.Какие особенности развития политических течений в эпоху Средневековья?

 

3.Сравните взгляды на человека и его политическую деятельность Н Маккиавели и Й. Канта?

4. Как Вы считаете, какие политические теории ХХв. Являются наиболее ценными с позиции общечеловеческих ценностей?

5. Объясните значение естественного права, общественногодоговора для политической практики Нового времени?

6. Назовите три основных методологических течения современной политологии?

7. Кто сформулировал концепцию разделения власти в период Нового времени.

 

 

Литература:

Гаджиев К.С. Политология: учебник – М.: Логос, 2013. – 488 с.

Желтов В.В. Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 544 с.

Кравченко А.И. Политология: учебник/ А.И.Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 448 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

Политология: учебник / Г.Н. Смирнов и др. – М.: Проспект, 2008. – 336 с

Політологія. Ч. 4. Хрестоматія: Навч. посібник / В.Ю. Пушкін, М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.І. Чорнобаев: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: Національна гірнича академія України, 2002. – 250 с.

Політологія. Навч. посібник. Ч. 5. Політологія у запитаннях та відповідях / М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.Ю. Пушкін, В.І. Чорнобаєв: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: НГА України, 2002. – 198 с.

Политология для всех. Учебное пособие в двух частях. Часть 2.: Политология в вопросах и ответах. – Днепропетровск ОАО «Днепркнига», 2002. – 246 стр.

Політологія: навч. посібник. / Ю.І. Макар, О.Ю. Докаш, Т.П. Лаврук – Чернівці: Чернівецький нац. ун-т., 2010. – 596 с.

Бебик В.М. Базові засади політології: теорія, методологія, практика. Монографія. – К.: МАУП, 2001.

Кирилюк Ф. М. Політологія Нової доби. Посібник. - К., 2003.

Класики політичної думки від Платона до Макса Вебера / Під ред. Є.Причепій. – К., 2002.

Антология мировой политической мысли: в 5 т.М., 1997.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь