Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функции политической культуры.



1. Культура - очень широкое понятие. Оно включает все то, что сотворено человеком: производство и быт, духовные ценности, традиции и фольклор, нравственные устои, политику и право. Политическая культура - часть этого общего понятия. Она сформировалась позднее других видов культуры вместе с возникновением политики и государства.

Термин «политическая культура» ввёл в научный оборот немецкий фи­лософ И. Гердер в XVII веке, однако само понятие идет от Платона и Аристотеля. В России проблемы политической культуры исследовал В.И. Герье (1870-е гг.) Особенно интенсивно вопросы политической культуры стали разрабатываться в 1950 - 1980-е гг. (Г. Алмонд, С. Верба), когда обострение глобальных, особенно экологических проблем, привело научную мысль к осознанию пагубности отрыва политики от нравственности и культуры.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои коренные социально значимые интересы, потребности, ожидания. Однако реализация этих интересов может осуществляться лишь путём прохождения через цепочку политических институтов, элит, лидеров. Качество, нормы, уровень как артикуляции (определения и представления во власть) коренных интересов социальных субъектов, так и деятельности политических институтов обусловлено господствующей в обществе политической культурой.

Политическая культура является нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Она представляет совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми, они упорядочивают политический опыт и регулируют политическое поведение всех социальных субъектов общества. Политическая культура включает не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

Не все продукты политической деятельности предшествующих поколений составляют багаж политической культуры. Многие из них, не будучи воспринятыми согражданами и их потомками, бесследно исчезают. Как и в культуре в целом, здесь происходит фильтрация, отсеивание случайного, мнимого. Остается то, что устойчиво, повторяется, передается от поколения к поколению в течение исторически более или менее длительного периода.

Передача политических ориентации, установок, убеждений, опыта, об­разцов поведения осуществляется через политическую культуру. Она выступает способом воспроизводства политических характеристик социального субъекта. Политическая культура - это системное духовно-практическое качество социального субъекта, формирующееся посредством воспроизводства поколе­ниями людей своих устойчивых политических характеристик.

2. Из сказанного вытекает, что политическая культура - это сложная система, состоящая из многих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Отметим важнейшие:

а) политические потребности, интересы и ожидания всех социальных субъектов общества;

б) знания о политике;

в) убеждения, ценностные ориентации, суждения и оценки политических событий, политические стереотипы;

г) политическое сознание;

д) характер политического мышления, в значительной мере обусловленный состоянием коллективного подсознания общества, его глубинных эмоционально-психических зон (менталитет);

е) признанные в обществе политические нормы, традиции, образцы поведения как юридические, так и нравственные;

ж) навыки и способы политической деятельности, умение и опыт;

з) политические символы (гимн, флаг, а также способы отношения к ним общества).

В понятие структуры входит не только совокупность элементов, но и единство устойчивых взаимосвязей между ними, система взаимодействия перечисленных элементов. Все элементы политической культуры органически связаны друг с другом. Только в совокупности они определяют ее сущность. Подчеркнем роль политического сознания (см. соответствующий раздел настоящего учебно-методического пособия) и особенно роль подсознательных импульсивно-эмоциональных моментов, менталитета в формировании того или иного характера политической культуры, чему до последнего времени явно недостаточно уделялось внимания.

При изучении структуры политической культуры необходимо учитывать ее многоуровневый характер (личность, социальная группа, общество, государство), а также различия в способах формирования и реализации политической культуры на том или ином уровне. Это означает, что все элементы политической культуры в совокупности определяют уровень и качество функционирования всех элементов политической системы общества (государственных учреждений, лидеров, элит). В характере их политической деятельности проявляются не только общие черты политической культуры, но и различия, определяемые спецификой того или иного уровня.

3. Конкретное содержание понятия политической культуры различно в зависимости от уровня развития общества, политического режима в стране. Для демократического общества, политической основой которого является правовое государство, это, по крайней мере, следующие характеристики:

• самоценность человеческой жизни, счастье человека, приоритет обще­человеческих ценностей над всеми прочими социальными ценностями (классо­выми, этническими);

▪ осознание необходимости политического плюрализма (множества мне­ний, идей, партий), отражающего многовариантность путей исторического раз­вития;

▪ терпимость к инакомыслию (толерантность);

▪ верховенство гражданского права и гражданского общества как гарантия против бюрократизма, монополизма и тоталитаризма;

▪ национальное согласие власти с обществом, ненасилие как основной принцип общественной жизни в сочетании с цивилизованным насилием по от­ношении к нарушителям закона;

▪ единство цели и средств ее осуществления как гарантия от деформации самой цели и др.

Типология политической культуры, как и всякая классификация, зависит от того, какой критерий положен в ее основу. Наиболее универсальной, на наш взгляд, является классификация на основе различий в политических ориентаци ях людей (Г. Алмонд и С. Верба), согласно которой выделяется четыре типа политической культуры:

1)  патриархальный (политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных);

2) подданнический (пассивный по содержанию);

3) активистский;

4) «культура гражданина» (смешанный тип).

Последний наиболее предпочтителен для современного демократического общества. На уровне личности политическая культура такого общества предполагает гражданскую активность, инициативность во всех сферах жизни, знание законов и законопослушание, ответственность перед обществом и самим собой за свои деяния.

Можно провести классификацию и по другим признакам:

• социально-классовый (пролетарская, крестьянская),

• идеологический (коммунистическая, социал-демократическая, либеральная),

▪ национально-территориальный (западноевропейская, англосаксонская, восточная, азиатская),

▪ характер политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная).

В обществе господствует тот или иной тип культуры. Чем явственнее господство, тем определеннее общество. Однако при этом продолжают существовать и другие типы культуры. Так, в демократическом обществе имеются элементы патриархальной и авторитарной культуры, что в определенных условиях создает возможность перехода общества на путь авторитаризма. Особенно сложной является картина в обществах переходного типа. Так, в современной России пока преобладает культура подданнического типа, существует активистский тип (левый и правый радикализм), зародилась и набирает силу культура гражданина.

Социальная неоднородность общества обуславливает наличие подтипов основного типа культуры («субкультура»). Различают политическую субкультуру социальных слоев: интеллигенции, женскую, молодежную. Для молодежной субкультуры характерно преобладание нонконформизма (несогласия с властью), радикализм, культ силы. Для старших поколений наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт. Женщины отличаются от мужчин меньшей вовлеченностью в политику, большей склонностью к поддержке партий и организаций консервативного направления.

Мирное «сожительство» и взаимодействие культур - источник стабильности общества. В социально разобщенном социуме существует политическая контркультура, направленная против господствующих политических отношений. При несовпадении интересов политической культуры, контркультуры и субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной политической культуры.

Фрагментарную культуру характеризует утеря общих идеалов и ценностей, приоритет местничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментарная политическая культура - неизбежный спутник революций, переломных периодов общественного развития.

Политическая культура - не изолированное явление, а подсистема в общей культуре, она зависит от других ее видов: экономической, бытовой, правовой, нравственной культуры. Единство всех видов культуры обусловлено гуманистической сущностью их родовой основы - культуры в целом.

Особенно тесная связь отмечается между культурой политической, правовой и нравственной. Все юридическое имеет политическую природу. Закон регулирует отношения между социальными группами, личностью и государством, определяя политические нормы общества. Политическая культура формирует уважение к правовым нормам и стремление их исполнять.

Взаимозависимость политической и нравственной культуры прослеживается на протяжении истории человечества с древнейших времен. Модели идеального государства (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И. Кант) ставили це­лью достижение счастья человека. В то же время практическая политическая история полна расхождения между нравственными и политическими нормами. Вторая половина XX - начало XXI века обнажила перед человечеством глобальные проблемы, со всей силой поставила вопрос о необходимости приоритета общечеловеческих ценностей не только в рамках отдельных государств, но и во всем мире. Все более очевидным становится факт, что политика, игнорирующая гуманитарные общечеловеческие ценности в угоду классовым, групповым, личным не имеет исторической перспективы.

4. Политическая культура есть часть культуры как универсального понятия и ее функции совпадают в целом с функциями последней. В сфере политической культуры наиболее действенные функции:

▪ Познавательная (иногда ее называют гносеологическая) функция - это познание и освоение политической действительности, основной способ формирования политического сознания общества.

• Коммуникативная функция. Обеспечивает обмен политической информацией, распространение знаний, умений и навыков участия в политической жизни. Посредством этой функции осуществляется не только общение, передача политического опыта между современниками, но и от поколения к поколению, т.е. постоянное воссоздание и функционирование самой политической культуры в обществе во временном пространстве.

• Регулирующая функция связана с воздействием на поведение людей и политических институтов, особенно в процессе подготовки и принятия политических решений. Если нормы этих решений соответствуют доминирующей в обществе политической культуре, то процесс взаимодействия власти и общества будет развиваться успешно. Несовпадение таких норм с уровнем и характером политической культуры в стране обрекает эти нормы на отторжение, на конфронтацию между обществом и властью, на дискредитацию реформ в глазах народа.

• Интегративная (объединяющая) функция служит консолидации всех слоев общества на основе доминирующих ценностей, идей, принятых норм и принципов политического общежития. Политическая культура выступает здесь своеобразной опорой существующей политической системы, обеспечивает ее стабильность и устойчивость.

▪ Воспитательную функцию можно еще обозначить как функцию политической социализации личности. Ее суть состоит в том, что через механизм политической культуры происходит приобщение личности к политической жизни данного общества, совершенствование интеллектуальных способностей, навыков активного и полноценного участия личности в управлении. Политическая культура развивает в человеке чувство гражданской ответственности, способствует следованию принятым в обществе эталонам поведения, прививает политическую этику. Функция политической социализации служит действенным рычагом в размывании патриархального и подданнического типа политической культуры и превращении «культуры гражданина» в доминирующий тип. Это является важнейшей основой демократического гражданского общества и правового государства.

В политике индивид выступает в качестве гражданина. Стать таковым он может только в процессе взаимодействия с другими индивидами, политическими и неполитическими институтами, с обществом в целом.

Каждое новое поколение застает мир таким, каким он был создан отцами и дедами.

Как оно войдет в этот мир? Как воспримет ценности и обычаи предыдущих поколений, как распорядится тем, что досталось ему по праву наследования. Для обеспечения преемственности политического развития и сохранения целостности общества при смене поколений следовало понять, как осуществляется трансляция политических ценностей и стандартов политической жизни от одного поколения к другому, как происходит становление политического субъекта.

Проблема вхождения человека в политику в качестве ее субъекта стала активно разрабатываться политической наукой с конца 50-х годов нашего столетия. Необходимость разработки концепции политической социализации диктовалась кризисом традиционных институтов политической системы западного общества.

В 60-х годах XX века западное общество вступило в постиндустриальную эпоху. Впервые за всю историю человечества материальная нужда перестала быть уделом большинства населения развитых стран. Европа стала относительно сытым континентом.

Насыщение материальных потребностей большинства групп населения выдвинуло на первый план духовные ценности, и среди них — возможность свободной самореализации личности.

Изменения в образовании, культуре, образе жизни, связанные с разработкой и массовым внедрением в процесс производства высоких технологий, создали новые потребности и осознание определенными группами населения невозможности их осуществления.

Результатом этого противоречия стал рост политического отчуждения от власти. В 60-80-е годы европейские и североамериканские страны превратились в арену массовых антивоенных, женских, экологических, расовых выступлений.

Первыми эпатировали общественное мнение хиппи — дети преуспевающих родителей политиков, бизнесменов, адвокатов и т.д.), бросившие вызов традиционным ценностям отцов, противопоставившие жестокому миру ин­дивидуализма и конкуренции — солидарность, стремление к свободе, к самореализации.

Исследования причин и характера студенческого движения в США 1960-х — начала 70-х годов, анализ социального состава студентов-активистов обнаружили: «Недовольные по своему происхождению представляют наиболее благополучные слои американского общества: они обычно воспитывались в благополучных семьях, получили лучшее образование.

Протест благополучных детей преуспевающих родителей против существующей системы обнаружил ограниченность контроля со стороны общества за взрослением молодого поколения и поставил под вопрос возможность эффективного управления механизмом передачи ценностей и норм политической культуры от поколения к поколению.

Эти вопросы и обусловили необходимость разработки концепции политической социализации, которая формировалась как составная часть общей теорий социализации, объясняющей взаимоотношения человека и общества.

     Политическая социализация – это процесс усвоения присущих данному обществу политических ценностей, наставлений, убеждений, моделей поведения, что происходит на протяжении становления и эволюции индивида как члена политического сообщества и направленный на обеспечение его сознательного участия в политической жизни.

 

Политическая социализация является двусторонними процессом:

1. Интериоризация политических отношений, т.е. переход требований социально-политической системы общества во внутреннею структуру личности.

2. Экстериоризация, т.е. преобразование усвоенного опыта в политическую действительность. Происходит согласование поведения личности с принципами политической системы, с учетом потребностями личности.

В основном политическая социализация является процессом управляемым.

Теории политической социализации:

- ролевая теория, которая рассматривает процесс политической социализации как тренировка индивида во время исполнения им тех или других политических ролей, изучение «правил игры» в отношениях с институтами власти (Р. Линтон, Т. Парсонс);

- бихеовиристская, которая исследует политическую социализацию как процесс становления индивидуального политического сознания на основе унаследованных (В.Скиннер) или социально приобретенных (А. Маслоу, Р.Уотерс, Р. Лейн) ценностей и эмоций;

- психоаналитическая, которая связывает политическую социализацию с анализом подсознательных и рациональных мотивов политического поведения (Э. Эриксон, э Фромм).

Политическая социализация – процесс беспрерывный, он не заканчивается с достижением человеком какого-либо возраста или статуса. Можно выделить такие стадии процесса политической социализации:

1. Дотрудовой период общей социализации совпадает со стадией школьного образования, когда основы политической культуры закладываются преимущественно на эмоциональном уровне. На этой стадии ребенок воспринимает информацию через мысли и оценки политических событий родителями, друзьями, учителями. В сознании ребенка происходит персонализация первичных политических образов, появляются элементы самостоятельного опыта взаимодействия с властью и отношение к ней.

2. Активная стадия. Она начинается, когда человека привлекают к участию в деятельности политизированных общественных организаций, политических партий и движений, в функционировании локальных политических структур. На этой стадии идет расширение самостоятельного опыта человека, она уже может выносить индивидуальные политические суждения, формировать политические позиции, способна противостоять давлению коллективного мнения. Активная стадия не обязательно совпадает с трудовым периодом в жизни человека. Иногда она начинается в дотрудовой период в жизни человека, а её пик может припадать и на пенсионный возраст. Именно в этот период, когда появляется больше свободного времени и стабилизируется социальный статус, человек часто начинает активную общественную и политическую жизнь. И наоборот, те, кто только вступают в трудовую стадию своей жизни и кому угрожает безработица через определенны политические взгляды и определенное политическое поведение, не желают принимать участие в политической деятельности.

В конце-концов, человек может совсем не иметь активной стадии политической социализации вследствие негативного или просто пассивного отношения к политике.

3. Пассивная стадия политической социализации – ослабление этого процесса вследствие сознательного или несознательного извлечения из системы политических отношений. Полного исключения человека из политической жизни в обществе не бывает. Какой-то минимум информации о политических событиях человек все-таки получает. А принимать участие в политической жизни человек не может или не хочет.

    Феномен политической социализации раскрывается через единство двух параметров:

- уровня регламентированности политического поведения

- уровня принадлежности к политической системе.

На пересечении этих характеристик возникают типы политического человек, что является показателем влияния политической социализации на разные психологические типы людей:

 Свободный стрелок – это человек, которому не нравиться, когда ним пытаются руководить, но и сам не вмешивается в чужие дела, если проблема не касается лично его. Этот тип считает, что не лучше не принимать участие в общественных делах, так как и так все принимают участие: при условии удачи он и так выиграет, а в случаи неудачи ничего не потеряет.

Конформист – личность со средним уровнем регламентированности поведения и низким уровнем принадлежности.

Служащий – тип работника бюрократического аппарата: из-за низкого уровня принадлежности к политической системе он очень гибкий и мобильный.

Идеолог-прагматик – личность, которая своевременно меняют выдвинутые цели, учитывая изменение условий.

Проповедник – он полностью себя отождествляет с определенной идеей и готов ради неё идти против обстоятельств и власти.

 Модели политической социализации

Исследования, проведенные в разных странах, позволили выделить наиболее характерные образцы, стандарты взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому.

Западные политологи выделяют несколько типов политической социализации.

Гармонический тип политической социализации характерен для британо-американской культуры. Наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций обеспечивает диалог индивида и власти. И власть, и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.

Плюралистический тип политической социализации преобладает в странах Западной Европы. Вхождение в политику каждого нового поколения происходит здесь в условиях разнородных субкультур. Поэтому первоначально политическая социализация индивида осуществляется в рамках ценностей и идеалов конкретной этнически-культурной группы. Однако культурное, религиозное, этническое многообразие не мешает представителям разных групп находить общий язык, достигать консенсуса в отношении главных политических ценностей, вытекающих из установок либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека и т.д.).

Несмотря на расколотость культуры, власть и индивид приходят к согласию, ибо не только власть, но и индивиды ограничены обязательством подчиниться общепринятым правилам. Автономия личности предполагает способность индивида к самоорганизации, к постоянной и всесторонней корректировке поведения.

Конфликтный тип политической социализации свойственен обществам «третьего мира». Нищета большинства населения, многообразие клановых, племенных, родовых ценностей затрудняют достижение согласия между, властью и носителями различных ценностей. Политическая социализация протекает здесь на фоне жестокой борьбы между носителями разных субкультур, отсюда высокая степень политического насилия.

Гегемонистский тип политической социализации предполагает включение в политику новых поколений исключительно на основе ценностей какого-либо класса, религии, политической идеологии. Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, не признающих ценности иных систем. Именно этот тип политической социализации до недавнего времени существовал в Украине.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1. Что такое политическая культура, из каких элементов она состоит?

2. Какие функции выполняет политическая культура?

3. Назовите факторы влияющие на процесс формирования и развитие политической культуры?

4. Какие типы политической культуры Вы знаете?

5. Каковы основные задачи процесса социализации?

6. В чем состоит взаимодействие политической культуры и политической социализации?

7. Назовите этапы политической социализации?

 

Литература:

Гаджиев К.С. Политология: учебник – М.: Логос, 2013. – 488 с.

Желтов В.В. Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 544 с.

Кравченко А.И. Политология: учебник/ А.И.Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 448 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

Политология: учебник / Г.Н. Смирнов и др. – М.: Проспект, 2008. – 336 с

Політологія. Навч. посібник. Ч. 5. Політологія у запитаннях та відповідях / М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.Ю. Пушкін, В.І. Чорнобаєв: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: НГА України, 2002. – 198 с.

Политология для всех. Учебное пособие в двух частях. Часть 2.: Политология в вопросах и ответах. – Днепропетровск ОАО «Днепркнига», 2002. – 246 стр.

Політологія: навч. посібник. / Ю.І. Макар, О.Ю. Докаш, Т.П. Лаврук – Чернівці: Чернівецький нац. ун-т., 2010. – 596 с.

Бебик В.М. Базові засади політології: теорія, методологія, практика. Монографія. – К.: МАУП, 2001.

                                                                   


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь