Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение христианства



 

Настоящей, хоть и необъявленной, целью старой педагогики было обучение народа идее бесполезности знаний, для того, чтобы привыкая к материальной нищете своей жизни, люди мечтали о небесном вознаграждении в виде непреходящего блаженства или боялись вечной кары, поэтому с раннего детства им давали читать лишь рассказики, анекдоты, описания путешествий, фрагменты классической литературы и т. д.

Вместе с этой смесью красивого и полезного просачивались заблуждения; достигались несправедливые социальные цели; потому что в умах откладывалась лишь одна мистическая идея, идея установления связей между сверхъестественным существом и людьми через посредство священнослужителей, как основы существования и привилегированных, и обездоленных слоев общества. Следствием этой идеи стали все несправедливости, которым, в зависимости от их положения, подвергались все люди.

Среди множества книг указанного типа, страдающих от одной и той же болезни, есть одна, в которой содержится ученая речь, перл испанского красноречия, направленный на восхваление Библии, чье краткое содержание, помимо несравненных оборотов речи, сводится к следующему варварскому суждению о сожжении Омаром Александрийской библиотеки: в Священном писании содержится единственная абсолютная истина: если все эти книги истинны, пусть их будет много; если же нет, они достойны огня .

Современная школа, стремящаяся к формированию свободных, ответственных умов, способных жить в полном развитии человеческих способностей, которое является единственным смыслом человеческой жизни, в конкретном случае формирования своей собственной хрестоматии, должна воспользоваться иными принципами, соответствующими ее методам обучения, и в этих целях обучать доказанным истинам, уделяя должное внимание борьбе между светом и тенью. Мы считаем необходимым представить критические труды, которые, при помощи позитивных, неоспоримых фактов, просветят ум ученика, если не в период раннего детства, то позже, когда взрослеющий человек подключается к социальному механизму, в котором он сталкивается с заблуждениями, суевериями, лицемерием и ложью, опутывающей его под мистической мантией.

К этому процессу формирования добавляется то важное обстоятельство, что наши книги адресованы отнюдь не только детям, они скорее послужат школам для взрослых, создаваемым повсюду по инициативе множества рабочих сообществ, групп вольнодумцев, кооперативов, рекреационных клубов, кружков по изучению социальных наук и прочих просвещенных и прогрессивных коллективов, как существующих, так и формирующихся, готовых бороться с безграмотностью, поддерживаемой традицией и препятствующей прогрессу. В этом смысле мы считаем абсолютно уместным приводимый ниже отрывок, под заголовком «Происхождение христианства», который мы взяли из книги «Наука и религия» Мальвера и в котором мифы, догмы и церемонии представлены в их первозданной искренности, то в качестве эзотерической символики, скрывающей истину от обращенных и оставляющей безграмотным лишь сказки, то в качестве адаптации старых поверий, упорствующих из‑за тупой рутины и из‑за извлекаемой из них дурной пользы.

Будучи твердыми в наших убеждениях, обладая доказательствами рациональности и пользы наших идей и трудов, мы посвящаем их своей аудитории, отдавая ей все их плоды, соблюдая лишь необходимые в детстве запреты, указанные при помощи многоточий, чтобы дети на наших глазах превращались в полноценных взрослых людей.

Ф. Феррер Гуардиа

 

 

XII. Воскресные встречи

 

Современная школа не ограничилась педагогическим действием. Ни на минуту не забывая о своих основных характеристиках и изначальном предназначении, она также занялась народным просвещением, организовав серию открытых воскресных встреч, в которых участвовали ученики, их семьи и большое количество рабочих, желающих учиться.

Первым встречам не хватало необходимых методичности и целостности, потому что приходилось обращаться к некомпетентным в некоторых вопросах докладчикам, не связывавшим темы своих выступлений ни с предыдущими, ни с последующими собраниями. В других случаях за неимением докладчиков мы устраивали интересные чтения, дополнявшие устные выступления, без ущерба для них.

Публика прилежно посещала эти собрания, и объявления, публикуемые нами в местной либеральной прессе, пользовались ее вниманием.

Ввиду этих результатов и желая воспользоваться столь благосклонным отношением публики, я организовал встречу с профессорами из Университета Барселоны, докторами Андресом Мартинесом Варгасом и Одоном де Буэном, посвященную созданию при Современной школе Народного университета, в котором наука, преподаваемая, или, лучше сказать, продаваемая в государственных учреждениях привилегированной молодежи, преподавалась бы народу бесплатно, как нечто вроде естественного возврата народу всего того, что имеет право знать любое человеческое существо, потому что наука не должна ограничиться одним классом, будучи продуктом наблюдений, знаний и трудов людей всех эпох и всех стран.

Фактически, собрания стали с тех пор проводиться регулярно, в соответствии со специфическими знаниями обоих лекторов. Д‑р Мартинес Варгас объяснял физиологию и гигиену, а д‑р Де Буэн географию и естественные науки, сменяя друг друга через воскресенье, вплоть до начала преследований, и их объяснения жадно усваивались учениками Современной школы и усердными посетителями, сформировавшими настолько прекрасную аудиторию из детей и взрослых, что однажды в либеральной прессе Барселоны, постоянно писавшей обзоры о наших собраниях, один из журналистов назвал их мессами науки .

Вечные мракобесы, закладывающие в сумраке народной безграмотности основы для поддержания собственных привилегий, страдают неимоверно, видя сияющий с подобной интенсивностью очаг просвещения, и очень радуются, когда служащие ей власти жестоко его гасят.

Сейчас, посвящая эти воспоминания блестящим моментам минувшего, я воодушевлен идеей вернуть их на более прочных основах, которые могут стать неуничтожимыми.

Я с удовольствием вспоминаю тот еженедельный час, посвященный братанию с культурой.

Собрания были открыты 15 декабря 1901 г. д‑ром Эрнесто Вендреллом, рассказавшим о Гипатии, как о мученице за идеи Науки и Красоты, жертве фанатизма епископа Кирилла.

За ними последовали другие воскресные собрания с другими лекторами, как мы указывали, вплоть до 5 октября 1902 г., когда эти собрания стали регулярными, оформившись в виде двух научных курсов.

В тот день д‑р Андрес Мартинес Варгас, профессор по детским заболеваниям с барселонского факультета медицины, дал свою первую лекцию по школьной гигиене, представив в искренних выражениях, перед детскими умами, основные понятия гигиены, а д‑р Одон де Буэн, профессор с факультета наук, рассказал им о пользе изучения естественных наук.

Пресса в целом демонстрировала симпатию к Современной школе; но перед составлением программы на третий учебный год появились и негативные отклики в двух местных газетах: El Noticiero Universal и Diario de Barcelona . Ниже я привожу их отрывки, свидетельствующие о типичном подходе консервативной прессы к прогрессивным достижениям:

 

Мы видели, что в нашем городе распространяется проспект о развитии учебного центра, в котором не обращают внимания на догмы и системы , и, более того, предлагают освободить мир от авторитарных догм, постыдных софизмов и смехотворных условностей . Нам кажется, что все это означает, что в первую очередь учеников и учениц, поскольку школа смешанная, научат отрицать существование Бога, и все остальное, чему учат хороших детей, в частности, девушек, которым предстоит стать хорошими супругами и матерями…

 

Продолжая в том же ироничном духе, они приводят свои лучшие аргументы и заканчивают следующим коварным доносом:

 

В этой школе преподают в числе прочих достопочтенные профессора, один с факультета Естественных наук (дон Одон де Буэн), другой с факультета Медицины. Имя последнего мы не упоминаем на тот случай, если оно было лишь по ошибке включено среди тех, кто участвует в подобном деле.

 

К счастью, ущерб, который наносит пресса, можно возместить при помощи той же прессы, и на это клерикальное коварство был дан развернутый и энергичный ответ в El Diluvio .

 

Возмущенные клерикалы

 

Газета Brusi [неформальное название Diario de Barcelona по фамилии семьи основателей и владельцев, Э. С.] в качестве автора, и El noticiero , в качестве его попугая, совершили самую смехотворную глупость, опубликовав заметку против светской школы, функционирующей в Барселоне, под аплодисменты всех либеральных граждан, составляющих большинство в этом демократичном городе; мы говорим о Современной школе, которая, пользуясь случаем инаугурации следующего курса, распространила циркуляры, опубликованные во всех местных печатных изданиях, за исключением, полагаем, Brusi и его приложения El noticiero , которые подвергли нападкам светское учреждение с улицы Байлен, несомненно, чтобы подольститься к своей клиентуре.

Мы не собираемся защищать Современную школу, потому что наших читателей вовсе не нужно убеждать в ее благотворности, и, к тому же, сама Современная школа не нуждается в нашей рекламе; филиппики Brusi лишь продемонстрировали, что эта газета со всей ее религиозностью, не чужда ненависти и досады, а также открытой лжи, как в этой заметке, построенной на неискренности со всех сторон. В этой затхлой газетенке говорится, что в вышеупомянутой школе учат не верить в Бога, подвергают насмешкам религию, и мы не знаем, какие еще ужасы эта напуганная ветхозаветная газетенка обнаружила в словах Ни догм, ни систем , которые это учебное заведение выбрало в качестве формулы, выражающей ее абсолютно независимую организацию. Нет, затхлая газетенка, нет; вы очень сильно не правы и нет ни грамма истины в ваших утверждениях о том, что в этом учебном центре отрицают Бога и учат этому детей; ничего подобного не написано ни в одном параграфе ее проспекта. Что так сильно раздражает Brusi , заставляя ее разражаться словами возмущения и лжи, неподобающими для истинного христианина, это следующий параграф: Ни догм, ни систем, ни штампов, которые уменьшают жизнеспособность до состояния ограниченных потребностей, вызванных переходным состоянием общества, стремящегося стать постоянным; все заявления должны удостоверяться фактами, все теории должны приниматься в соответствии с доводами рассудка, все истины должны подтверждаться доказательствами, в этом заключается наше обучение, направленное на то, чтобы мозги каждого стали двигателем воли и на то чтобы истина сияла сама по себе в абстракции, укореняясь в понимании каждого и, будучи примененной на практике, приносила благо всему человечеству без низких исключений и отвратительной элитарности.

 

Это совсем не понравилось газете, под официальным названием Diario de Barcelona , которая никак не может смириться с тем, что светское образование выметает образование клерикальное; с тем, что молитвы монастырских школ превратятся в гимны Свободе и чистой Науке; с тем, что безграмотный поп и хитрый филистер, вор умов и тиран стесненных мозгов, уступят место независимому профессору, который отодвинет в сторону религию и вселит в эти умы абсолютно светские знания, основанные на Естественности и Науке. Газетенка Brusi знает наверняка, что в тех светских школах, чей прогресс им так мешает, не учат ничему против религии или догм; что их не заботят подобные вещи, потому что они считают, что религиозные чувства должны зарождаться и развиваться в детях в лоне домашнего очага; в таких учебных центрах присутствует здоровое убеждение, что в них должен воспитываться человек науки и человеческих знаний, в то время как сначала семья, потом общество должны формировать в человеке религиозные убеждения, если таковы его склонности. И пусть затхлая газетенка не делает утверждений о том, что в подобных (атеистских) убеждениях воспитывают антиклерикалы, потому что схожие убеждения имели Вольтер, Вольней, Дарвин, Виктор Гюго, Золя, Комб и целая плеяда достойных людей и свободных умов, воспитанных при этом иезуитами, монахами или священниками, и глубоких знатоков зла, переодетого добром, в котором они были воспитаны. В конце концов, они обратили свои умы против своих учителей, сокрушив основы клерикализма благодаря силе своих талантов, при помощи оружия своих знаний и энергий своей воли. Поэтому пусть Brusi не бьет беспричинную тревогу, запугивая малодушные семьи и боязливые души; пусть проявит благородство и признает, что клерикальное образование лишь теряет свою силу, когда пытается вторгнуться на территорию либерального образования; или, в крайнем случае, пусть заткнется и смирится перед вполне оправданной пропагандой либеральных граждан в пользу светского образования и его преимуществ перед тем, другим образованием, монастырским, ретроградным и средневековым образованием, борющимся с современными, прогрессивными обществами и знаниями. Пусть нам доверится ветхозаветный Diario : если он будет продолжать свои бессмысленные труды, пустота, и так давно грызущая его, оставит его в полном одиночестве и изоляции, лишив его даже тех, кто, следуя за ним по традиции, не заходят столь далеко в ханжестве и не считают благоразумным такое количество сплетен и нашептываний.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь