Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификация учеников, обучавшихся в современной школе в течение трех первых учебных годов, по полу и количеству



 Месяцы Девочки в 1901‑1902 Девочки в 1902‑1903 Девочки в 1903‑1904 Мальчики в 1901‑1902 Мальчики в 1902‑1903 Мальчики в 1903‑1904 Всего 1‑й год Всего 2‑й год Всего 3‑й год
День открытия 12 18 30 1
Сентябрь 16 23 24 23 40 40 39 63 64
Октябрь 18 28 43 25 40 59 43 68 102
Ноябрь 21 31 44 29 40 59 50 71 103
Декабрь 22 31 45 30 40 59 52 71 104
Январь 22 31 47 32 44 60 54 75 107
Февраль 23 31 47 32 48 61 55 79 108
Март 25 33 49 34 47 61 59 80 110
Апрель 26 32 50 37 48 61 63 80 111
Май 30 33 51 38 48 62 68 81 113
Июнь 32 34 51 38 48 63 70 82 114

В том же номере приводится следующее резюме:

 

Количество школ, пользующихся книгами современной школы в качестве учебных материалов на населенный пункт

 Вильянуэва и Гельгру Кооперативное общество 1 школа
Таррагона Светская школа «Образование» 1 школа
Севилья Светская школа 1 школа
Сестао Светская школа 1 школа
Реус Рабочий учебный центр 1 школа
Портбу Светская школа «Прогресс» 1 школа
Паламос Светская школа 1 школа
Монгат Светская школа 1 школа
Масаррон Светская школа. Общество разных служб 2 школы
Матаро Рабочий атеней 1 школа
Малага Светская школа Хулиана Варгаса 1 школа
Маон Рабочая федерация 1 школа
Ла Унион Рабочие общества 1 школа
Гаусин Рабочая школа «Истина» 1 школа
Гранойерс Светская школа 1 школа
Гранада Рабочая ассоциация «Дело» 1 школа
Эсплугас Свободная академия «Новое человечество» 1 школа
Кордова Рабочие общества 1 школа
Касарес Рабочий учебный центр 1 школа
Картахена Рабочая федерация. Светская школа Льяно дель Реал 2 школы

Барселона

Свободная школа Остафранкс
Колледж «Жерминаль»
Общество каменщиков
Общество каменщиков Грасии

 

  Взаимное обучение
Свободная школа Поблета
Республиканское братство Сансенсе
Коллективная школа Сан Мартина
Республиканский атеней форта Пио 9 школ
Асналкольяр Рабочий учебный центр 1 школа
  Всего 32 школ

XV. Детская наивность

 

В Бюллетене от 30 сентября 1903 г. были опубликованы работы учеников из разных классов Современной школы, которые были зачитаны на заключительном уроке второго школьного года.

Надо учесть, что в этих сочинениях, в которых дети, их авторы, должны были найти вопрос, к каковому они смогли бы применить свои развивающиеся критерии суждения, само интеллектуальное усилие доминировало над неопытными, наивными рассуждениями, вдохновленными чувством справедливости, при применении формальных правил; поэтому если эти рассуждения и не обладают подчас развитой рациональностью, то это происходит исключительно из‑за недостатка данных и знаний, необходимых для формирования вполне развитой способности к рассуждению; в противоположность господствующим мнениям, основанным исключительно на традициях и догмах.

Так, например, мальчик 12 лет устанавливает критерий для суждений о нациях в следующих словах: «Для того чтобы нация или государство считались цивилизованными, им необходимо избавиться от следующих вещей…».

Воздержимся здесь от выводов и отметим, что слово цивилизованный было использовано автором в значении справедливый , и в первую очередь автор приводит примеры тех зол, которых можно избежать и исчезновение которых он рассматривает, как необходимое условие для справедливости:

1. Сосуществование бедных и богатых, и эксплуатация, как следствие.

2. Милитаризм, средство разрушения, которым пользуются одни страны против других, является следствием плохой организации общества.

3. Неравенство, которое позволяет одним людям править и командовать, а других заставляет унижаться и подчиняться.

4. Деньги, обогащающие богатых и угнетающие бедных.

Ясно, что этот критерий является наивным и искренним, как слабо подкрепленное документами свидетельство интеллекта, не способное решить сложные проблемы социологии; но он обладает тем преимуществом, что дает свободный доступ всем рациональным объяснениям: он словно бы вопрошает: «Что нужно больному, чтобы выздороветь?» – и отвечает: «Нужно чтобы прошла боль». Разумеется, такой естественный и непредубежденный ответ не дал бы ребенок, воспитанный в духе религиозной метафизики, которому в первую очередь приходится считаться с волей предполагаемых сверхъестественных существ.

Понятно, что такой искренний подход к проблемам социальной жизни не исключает рациональное решение, скорее одно логически требует другого, как это показывает то же самое комментируемое нами сочинение, в своем заключении:

 

Речь идет не о том, что если не будет богатых, военных и денег, люди перестанут бороться друг с другом и нарушать свободу и благополучие друг друга, а о том, что если все выйдут на высокий уровень цивилизации, воцарится сердечность, все станут друзьями, и наука, конечно же, продвинется намного дальше благодаря тому, что не будет войн и политического отупения.

 

Девочка 9 лет делает следующее тонкое наблюдение, которое мы приводим с исправлениями ее вполне объяснимых грамматических ошибок:

 

Преступника приговаривают к смерти: если убийство заслуживает этого наказания, тогда те, кто приговаривает преступника и убивает его – такие же убийцы; по логике их тоже надо убить, и так кончатся все люди.

Лучше было бы, если вместо того, чтобы наказывать преступника, совершая тем самым еще одно преступление, ему бы давали хорошие советы о том, что нельзя поступать плохо. Не говоря уже о том, что если бы мы все были равны, не было бы воров, убийц, богатых, бедных, все были бы равны друг другу, любили бы труд и свободу.

 

Искренность, ясность и прозрачность этой мысли не требует комментариев; таким образом, объясняется то восхищение, которым были встречены эти слова, исходившие с губ этой нежной и красивой девочки, больше напоминавшие символическое представление об истине и справедливости, чем живую реальность.

Мальчик 12 лет говорит об искренности следующее:

 

Тот, кто не искренен, не живет спокойно: он всегда боится, что будет раскрыт; в то время как если ты искренен, то, даже если ты что‑то сделал плохо, твое искреннее признание облегчает твое сознание.

Если начинаешь лгать с самого детства, когда повзрослеешь, будешь врать по‑крупному, а это может вызвать большие беды.

Бывают случаи, когда не надо быть искренним. Например: в наш дом приходит человек, который убегает от полиции. Если нас потом спросят, видели мы этого человека или нет, мы должны сказать нет: иначе это будет предательство и трусость.

 

Грустно, что серьезность злоупотреблений власти заставляет этот еще не созревший ум, считающий истину бесценным благом, без которого нельзя жить , считать ложь добродетелью в определенных случаях.

Девочка 13 лет, говоря о фанатизме, рассматривает его как зло, характерное для отсталых стран, она ищет и находит его причины в следующем:

 

Фанатизм порождается состоянием неграмотности и отсталости, в котором находится женщина; поэтому католики не хотят, чтобы женщина училась, потому что в основном женщины его и поддерживают.

 

Это очень глубокое замечание, согласно которому причины фанатизма состоят в необразованности, а неграмотность женщины увековечивает всеобщую необразованность.

Против этого серьезного зла другая 13‑летняя девочка предлагает свое средство в комментарии, который мы приводим полностью:

 

Смешанная школа

 

Смешанная школа для обоих полов абсолютно необходима. Мальчик, который учится, работает и играет в компании девочки, бессознательно учится уважать ее и помогать ей, точно так же как и девочка; в то время как при раздельном обучении, когда мальчику говорят, что быть в компании девочки плохо, а ей говорят то же самое, произойдет так, что мальчик, став мужчиной, не будет уважать женщину, он будет относиться к ней как к игрушке, или рабыне, и именно таково отношение к женщине в наше время. Поэтому, по возможности, мы должны содействовать основанию смешанных школ везде, где это возможно, а где нет, мы должны бороться с мешающими этому трудностями.

 

Нам нечего добавить к такому разумному и трезвому замечанию, кроме того, что мы считаем достойным внимания эту заключительную часть сочинения 13‑летней мыслительницы.

Мальчик 12 лет считает школу достойной всякого уважения, потому что в ней он научился читать, писать и думать, узнал об основах морали и науки. Он добавляет:

 

Если бы не школа, мы бы жили в лесу, ходили бы голые, ели бы траву и сырое мясо, и прятались бы в пещерах и на деревьях; то есть, мы жили бы как животные.

Со временем, благодаря школе, весь мир станет умнее, в нем не будет войн, уничтожения народов, и люди будут с ужасом вспоминать военных, считая их рабочими смерти и разрушения.

Надо покончить с тем, что дети играют на улице и не ходят в школу, потому что они вырастут очень несчастными людьми.

Мы также должны быть благодарны нашим учителям за то терпение, с которым они нас учат, и мы должны всегда уважать школу.

 

Это справедливое рассуждение, написанное с хорошим чувством, указывает на уравновешенное состояние психики ребенка. Если этот мальчик сохранит и разовьет свои способности, его эгоизм и альтруизм будут должным образом уравновешены во благо ему самому и обществу.

11‑летняя девочка сетует на то, что народы уничтожают друг друга в войнах; точно так же она сетует на неравенство между классами и на лишения и эксплуатацию бедных, которым их подвергают богатые, завершая свою работу следующей фразой:

 

Почему люди вместо того, чтобы убивать себя в войнах и ненавидеть друг друга из‑за классовых различий, не посвятят себя радостям труда и открытий во благо человечества? Люди должны объединиться и любить друг друга, чтобы жить по‑братски.

 

Этот детский упрек должен пристыдить тех, кто упорствует в поддержании причин, вызвавших такую боль в нежном сердце этой девочки.

Мальчик 10 лет, в своем почти грамотном сочинении, которое мы хотели бы привести целиком, но не станем из‑за недостатка места и поскольку его мысли совпадают с уже приведенными выше мыслями его однокашников, пишет следующее о школе и об учениках:

 

Объединенные под одной крышей, желая узнать то, чего мы не знали, без классовых различий, мы стали братьями, идущими к одной цели… Неграмотность превращает человека в ничтожество; от которого можно ожидать лишь малого, или совсем ничего. Это нам служит стимулом, и мы не теряем времени впустую; напротив, мы пользуемся им, и в свое время нам воздастся… Мы никогда не забудем плоды этой доброй школы, и, отдавая должное нашим учителям, семьям и обществу, мы будем счастливы.

 

Прекрасное сознание, которое в возрасте 10 лет гармонизирует с детской радостью.

10‑летняя девочка, размышляя о недостатках рода человеческого исправимых, на ее взгляд, благодаря образованию и доброй воле пишет следующее:

 

К недостаткам человеческого рода относятся ложь, лицемерие и эгоизм. Если люди станут более образованными, особенно женщины, которые станут тогда абсолютно равны с мужчинами, эти недостатки исчезнут. Родители не будут отдавать детей в религиозные школы, где их учат лжи, они будут отдавать их в рациональные школы, где им не будут рассказывать о сверхъестественных вещах, которых не существует; где их будут учить не войне, а солидарности и общему труду.

 

В этой критике общества прослеживается идеал, которым должно руководствоваться человечество.

Мы завершим эту часть цитатой из сочинения сеньориты 16 лет, которую благодаря ее правильности и глубине мы хотим привести полностью, без каких‑либо исправлений:

 

Нынешнее общество

 

Как сильно развито неравенство в этом обществе! Одни работают с утра до ночи, с перерывом только на скудный обед; другие получают продукты труда рабочих, чтобы наслаждаться своим поверхностным досугом.

Почему должно быть так? Разве мы не все равны? Разумеется, да, хотя общество не признает этого, обрекая одних на тяжкий труд и страдания, а других на леность и удовольствия. Если кто‑то из рабочих бунтует против своей собственной эксплуатации, его жестоко наказывают и ненавидят, в то время как другие обреченно терпят неравенство.

Рабочий должен обучаться, а для этого необходимы бесплатные школы, которые можно оплачивать теми же деньгами, что тратят богатые.

Тогда рабочий будет с каждым разом все больше приходить к справедливой самооценке, потому что именно он делает все самое полезное для общества.

 

Каковой бы ни была рациональная ценность этих мыслей, очевидно, что Современная школа справилась со своей основной задачей: интеллект учеников, под влиянием всех позитивных знаний, которые он приобрел, функционирует свободно, без предрассудков или сектантских предубеждений какого‑либо рода, в полной автономии, руководствуясь только критериями разума, равными для всех. Этому интеллекту достаточно истины, прекрасного сияния доказательств, перед которыми исчезают все тени софизмов и навязываемых догм.

На Конгрессе рабочих‑железнодорожников, проходившем в Барселоне в декабре 1903‑го, визит в Современную школу был объявлен частью его программы.

Эта идея была встречена с радостью всеми учениками, и чтобы воспользоваться ей полностью, им предложили сформулировать свои мысли, в соответствии с обстоятельствами, которые они могли бы зачитать во время визита.

По непредвиденным причинам этот визит был отменен, но мы собрали прекрасный сборник детских мыслей, от которых исходит тонкий аромат искренних, непредубежденных суждений, украшенных интуитивной наивностью, и опубликовали его в Бюллетене .

Следует отметить, что речь шла об обязательной теме здоровья рабочих, собравшихся на Конгресс, чтобы обсудить улучшение условий труда и жизни, несмотря на то, что ученикам не было дано каких‑либо указаний, даже намеков, и без предварительного обсуждения, они все, словно бы вдохновленные единым критерием, продемонстрировали единомыслие в своих утверждениях, слегка расходясь лишь в аргументации. Мы приводим выдержки из их сочинений, опуская лишь фрагменты, в которых содержатся повторения и неизбежные грамматические ошибки.

Девочка 9 лет написала следующее:

 

Почет вам, дорогие рабочие, за ваш труд на благо общества.

Именно вас и всех других рабочих должны мы благодарить за труд, благодаря которому у нас есть все необходимое для жизни, а не богатых, которые платят вам маленькую зарплату, и платят вам не ради того, чтобы вы жили, а лишь потому, что если не будете работать вы, придется работать им.

 

9‑летний мальчик, после милого приветствия, пишет:

 

Земля должна принадлежать рабочим, так же, как и все остальное. Природа не создала человека на всем готовом. Землю необходимо обрабатывать, но того, кто работает, не должны эксплуатировать те, кто ест добытые им плоды. Рабочий живет в маленьком, темном доме, и не ездит на машине, как буржуа. Если бы рабочий только захотел, ему принадлежало бы все; потому что если посчитать рабочих и буржуа, кого больше? Поскольку рабочих больше, они должны получить свое.

 

Эти 9‑летние дети в своих детских суждениях, показывают, что могут многому поучить отдельных дряхлых экономистов, которые оправдывают текущее положение вещей и считают, что все должно оставаться, как есть, лишь потому, что так сложилось, не задумываясь над причинами или справедливостью этого.

Пишет девочка 11 лет:

 

Настанет день, когда в распределении труда будет преобладать разум и наука и исчезнут социальные классы… Долг человека заключается в том, чтобы делать все возможное добро, где возможно физическим трудом, где возможно интеллектуальным, тот же, кто делает зло, бесчеловечен… Образование является основной потребностью человека и спасает его, оно также дает ему все его права.

 

Девочка 11 лет:

 

Приветствую вас, люди труда!.. Вы, рабочие‑железнодорожники, управляете мощными машинами, как маленькими послушными животными. Эти машины, как продукт человеческой цивилизации, должны принадлежать всему человечеству, но они принадлежат горстке власть имущих, которым их положение ничего не стоило, они получили его благодаря эксплуатации рабочих… В то время как вы страдаете от солнца, дождя и снега, занимаясь вашим трудом, самодовольные буржуа, пользуясь скоростью поезда, валяются в своих спальных вагонах.

 

Девочка 11 лет:

 

Приветствую вас, тех, кто работает на железной дороге, чтобы развивалась промышленность и поезда перевозили путешественников, продукты и многое другое из города в город. Те, кто занят этой работой и открытиями, действительно улучшают жизнь человечества, и некоторые люди считают, что они лучше, чем генерал, который выиграл битву.

 

Мальчик 11 лет:

 

Рабочего, которым должен восхищаться весь мир, наше общество презирает больше всех. Тот, кто дает нам одежду, дом и мебель; пасет стадо, которое дает нам шерсть и мясо; при помощи поездов и кораблей перевозит нас из одного места в другое, и предоставляет нам много других услуг. Ему мы обязаны жизнью.

 

Мальчик 11 лет, чьи мысли отчасти совпадают с вышеизложенным, пишет:

 

Паразиты, которые потребляют, но не производят, привыкли к эксплуатации, презирают рабочих, которые каждый день вынуждены зарабатывать на жизнь, работая по много часов в день, получая очень мало, так что им едва хватает на пропитание для семьи. Если бы общество было организовано иначе, никто бы не упахивался насмерть (в оригинале выражение на каталонском диалекте, примеч. пер.), пока богатые пользуются всем.

 

В этой группе 11‑летних интеллектуалов можно встретить элементы, по которым можно написать социологический трактат. В этом трактате содержалось бы все, что нужно: изложение фактов, с последующим критическим рассмотрением, и завершался бы он красивым и искренним утверждением идеала.

Мальчик 12 лет:

 

Кто же эксплуатирует труд рабочих? Богатые. Зачем нужны богатые? Это непродуктивные люди, которых можно сравнить с пчелами, за тем исключением, что пчелы знают, что паразитов нужно убивать.

 

Девочка 12 лет:

 

Рабочий – это раб буржуа… В то время как богатые отдыхают в садах и на прогулках, у рабочих их дети просят хлеба, а им нечего дать им. Почему так происходит? Потому что богатые забирают все.

 

Мальчик 12 лет:

 

Рабочий, помимо того, что он должен трудиться, также должен воевать, а это великое зло, и когда он уходит на войну, его родители остаются без его помощи; к тому же он может вернуться непригодным к работе. В тот день, когда общество изменится так, что каждому, кто выполняет свой общественный долг, будет гарантировано удовлетворение его потребностей, не останется ни богатых, ни бедных, и все будут счастливы.

 

Девочка 12 лет:

 

Рабочие, благодаря вашему труду расстояния сокращаются при помощи железных дорог, и когда‑нибудь, когда настанет тот день, когда вы сделаете так, что исчезнут границы, отделяющие один народ от другого, вы будете нужны еще больше, потому что при помощи поездов можно добиться большого прогресса и развития промышленности, можно будет общаться и передавать свои мысли людям в самых отдаленных странах.

 

Мальчик 12 лет:

 

Плохая организация общества увековечивает несправедливое разделение между людьми, потому что у людей сохраняется два класса, те, кто работает, и те, кто не работает… Когда происходит забастовка, только и видишь у фабричных ворот людей в штатском с маузерами наготове. Не лучше ли было бы для них заняться чем‑то полезным?

 

Девочка 12 лет:

 

Для того чтобы рабочего уважали, как следует уважать любого человека, чтобы соблюдали его права, без оскорблений и унижений, необходимо образование.

 

Мальчик 12 лет:

 

Разве дети и буржуа, и рабочих сделаны не из мяса и костей? Так почему же в обществе одни должны отличаться от других?

 

В следующей группе, само собой, по сравнению с предыдущей, чувствуется гораздо больше энергии и силы, над чувством преобладает мысль, исполненная определенной глубины и истины, а также правильное и прекрасное выражение.

Девочка 13 лет:

 

Эксплуатация человека человеком безжалостна, бесчеловечна и жестока… настанет тот день, когда рабочие объединятся и взыщут с буржуазии, да так, что эта несправедливая эксплуатация прекратится раз и навсегда.

 

Девочка 14 лет:

 

Долг любого человека – искать и находить все, что может быть полезно для него самого и ему подобных, помогая им по мере возможности и утешая их своими заверениями. Тот, кто не работает, почти не заслуживает звания человека. Солидарность, братство и равенство – это самые большие устремления будущего общества.

 

Девочка 17 лет:

 

Я приветствую рабочих‑железнодорожников и желаю вам всех благ, как представителям труда и поборникам равенства, тех вещей, которые столь плохо сочетаются с нынешним эгоистичным, лицемерным и тщеславным обществом. Желаю, чтобы работа вашего Конгресса увенчалась искомыми результатами, сокращением рабочего дня и повышением зарплаты, которые так необходимы для ваших потребностей, и дадут вам время для образования.

 

В том, как пробуждающиеся умы, развивающиеся в Современной школе, были взволнованы перспективой свободного самовыражения перед представителями одной из самых важных отраслей промышленности, следует видеть лишь демонстрацию позитивных знаний, не ориентацию мнений в определенном направлении, а гениальную спонтанность, с которой ученики выражали свои чувства, будучи свободными от забот и условностей.

Рациональное образование сделало шаг вперед. Чтобы доказать его прогресс, хочу привести здесь выдержку из Бюллетеня :

 

Школьное братство

 

Ученики первого класса Рабочего кружка Бадалоны прислали ученикам Современной школы следующее письмо.

 

Ученикам Современной школы г. Барселона

Дорогие друзья:

Желая наладить связи с ребятами из других школ, чтобы нас объединила дружба и учеба, в этом письме мы хотим изложить вам наши предложения.

Несколько дней назад мы начали читать книгу «Приключения Ноно», которая нам очень нравится, и наш учитель сказал нам, что вы тоже ее читали. Мы хотим, чтобы вы написали нам, какие впечатления у вас остались от ее чтения.

Также хотим воспользоваться этим случаем, чтобы предложить вам нашу дружбу, узнать вас получше, и сообщить, что наш учитель обещал свозить нас в Барселону, показать зоопарк; там мы могли бы увидеться. Мы уже точно приедем.

Мы уже считаем себя вашими друзьями и ждем вашего ответа, пока же крепко обнимаем вас.

С пожеланиями Здоровья и Любви, ученики Элементарного класса Рабочего кружка Бадалоны.

От имени детей

Франсиско Родригес.

Бадалона, 16 февраля 1904 г.

 

Это письмо, зачитанное в классе учителем из Бадалоны, вызвало живейший интерес среди наших учеников; они все, от первоклашек до старшеклассников, сразу почувствовали сильную симпатию к детям, предложившим им побрататься, и с нетерпением ждали момента продемонстрировать это на практике.

По предложению учителей в ответ на инициативу бадалонских ребят, на их прекрасные человеческие чувства и мысли, каждый взялся за перо, чтобы написать ответное письмо.

Для того чтобы дать этому ответу коллективную форму, сохранив при этом основные индивидуальные элементы каждою вклада, как и должно быть в любой коммунистической деятельности человека, в которой, как в арифметике, любое количество является суммой формирующих его интегральных единиц, мы собрали 64 письма; 16 от девочек и 19 от мальчиков элементарного класса, плюс 10 от девочек и 19 от мальчиков старшего класса: радость, с которой каждый ученик передает горячий привет, и мысль о совместном письме была единодушной при обсуждении в выходной день; ответ насчет того, что осталось у наших учеников от чтения Приключений Ноно , не был категоричным, потому что большинство высказалось в том духе, что книга им очень понравилась, и упомянуло сцены, которые им понравились больше всего; кроме того, отдельные мальчики и девочки, причем не только старшеклассники, углубили тему, высказав свои частичные суждения и общее мнение о книге.

Стоит отметить, что в этой коллекции мнений не было противоречий. Каждый ученик выражал свои впечатления, причем тот, кто довольствовался немногими словами, из‑за неумения выражать свои мысли, чувствовал то же, что и тот, кто выражал свое мнение более красноречиво; все они могли самовыражаться, каждый по‑своему, в едином направлении. Кто‑то был очарован идиллией Автономии, кого‑то возмущала тирания и отсутствие солидарности в Плутократии; кому‑то больше всего понравилось описание семейного очага в доме Ноно; кому‑то – солидарность на практике, лучше всего выразившаяся в следующих словах: не отдавая себе в этом отчета, они применили на практике великий закон универсальной солидарности, согласно которому все живые существа помогают друг другу . Следует принимать во внимание все комментарии, и по каждому из них есть свое толкование: свобода труда, социальное равенство, неудобства и последствия пороков и отсутствия взаимной искренности, общее счастье и гармония как следствие героизма солидарности, прекрасное ощущение красоты и поэзии окружающего мира, вплоть до комичной схватки; очень многим понравилось, что Ноно ударил Монадио в нос.

Включив все эти элементы и слегка подправив грамматические ошибки, удалив повторения, мы составили следующее письмо, под которым смогли подписаться все, если и не благодаря целостности формы, то благодаря точно переданным основным мыслям и чувствам.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь