Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что себя перестаем узнавать и помнить или



напьемся до блевания , то перестаем пить "

Преп. Иосиф Волоцкий

Алкогольная катастрофа современности… Проблема, кажется, видна всем. Но что мы вкладываем в это понятие? У большинства людей эти слова ассоциируются исключительно с пьяницами и алкоголиками, а все те моменты нашей жизни, в которых присутствует алкоголь, но где пока ещё нет физической зависимости от него, не считаются проблемой.

Так ли это? Давайте посмотрим.

По социологическим исследованиям регулярно алкоголь употребляют около 90% жителей России и Украины. Из всего моря выпитого спиртного доля хронических алкоголиков составляет, по разным данным, не больше 5 %, остальное же употребляют обычные люди. Эти обычные люди считают себя "культурно" или "умеренно" пьющими, находящимися в зоне алкогольной безопасности, потому что не видят пока у себя ещё какой-то зависимости от спиртного. Из всех убийств, грабежей и других преступлений, несчастных случаев и аварий, рождений психически или физически больных детей, а также заболеваний, происшедших по причине пития алкоголя, процент этих же хронических алкоголиков также низкий. Абсолютное же большинство, которых алкоголь телесно искалечил, посадил в тюрьму или лишил, может быть, самого дорогого – жизни, не были, как считается, в момент трагических событий алкоголиками.

Этих уже немногих данных и соображений достаточно, чтобы заключить, что алкоголь и без хронической зависимости может принести много горя, и алкогольная проблема – это не только проблема пьяниц и алкоголиков – она, с очень редким исключением, является проблемой каждого, кто употребляет спиртное, ибо даже если это бывает один раз в год, никто не гарантирует, что человек избежит пагубных последствий употребления. Например, если мать сама не пьёт, а только поднимает на застолье бокал вина или шампанского – даже в таком случае вероятность того, что её сын станет алкоголиком достаточно большая. Почему? А потому, что здесь действует сильный соблазн. Именно поэтому алкогольная проблема становится намного шире и глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Посему давайте поразмышляем и разберёмся:

Откуда именно растут корни алкогольного порабощения человека? В чём главные причины алкогольной болезни всего нашего общества? И как не допустить эту беду для себя и для своих родных и близких, которые еще не попали в алкогольное рабство?

Не задумываться над этим легкомысленно, безответственно и эгоистично. Если пока не удаётся спасти от алкоголизма наших страждущих родственников, то давайте хотя бы на первом этапе постараемся узнать и в практической жизни осуществить, как реально и гарантировано уберечь от алкогольной зависимости себя и своих детей. ибо очевидно, что каждый "умеренно пьющий" сколько бы мало не пил, всё же рискует оказаться в плену алкогольной страсти. Есть большая надежда и убеждённость у многих участников трезвенного движения нашей Православной Церкви, что именно после того, как человек узнает о найлучшем способе предохранить себя и своих детей от алкогольного порабощения и начинает его применять в своей практической жизни, ему открывается видение тех дверей, через которые нам Господь указывает вывести наших "несчастных узников алкоголя и других наркотиков".

Но, по свидетельству тех, кто, поставив эти задачи, уже прошел этот путь, поднятые вопросы никогда не станут ясными, если мы не начнём с того как правильно вообще относиться к употреблению любых так называемых спиртных "напитков". Если мы не ответим на этот вопрос нашей духовно-нравственной жизни ясно, аргументировано, а главное правдиво для себя, не ища оправдания свим привычным действиям, а докапываясь до истины, то и остальное в этой области никогда не станет разрешенным для нас.

Однако, к сожалению (и удивлению), сегодня для православных вопрос личного отношения к алкоголю оказывается не такой уж и простой. В наше время даже у православного духовенства также различные взгляды на употребление спиртного. Поэтому большей части современных людей трудно понять, как правильно относиться к алкоголю. Точнее они "поняли", но только одно: если "Христос в Кане Галилейской претворил воду в вино, то пить алкоголь можно, но только умеренно"; и если Библия утверждает, что "вино веселит сердце человека", то здесь как-то "по-сектантски" выглядит призыв полностью отказаться от его употребления. По сему они решили для себя, что пить вино по праздникам можно и даже нужно, но "в меру". На радость среди этих поверхностно смотрящих на алкогольную проблему людей есть немало таких, которые никак не хотели бы пить, даже умеренно, но из-за очень сильного психологического давления (например, страха показаться не такими, как все) они всё-таки вливают в себя вино, водку и другие растворители этилового спирта. И лишь очень незначительная часть (но это на первый взгляд) людей убеждена, что нужно быть полностью трезвенником, ещё лучше даже заявлять об этом – и проблем, связанных с алкоголем, у тебя никогда не будет.

Кто же из них прав? Давайте лучше обратимся к нашим святым.

Из всех Святых Отцов наиболее подробно освещает алкогольный вопрос Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, первый новомученик земли Русской. Его доклад «Против ли нас (абстинентов) Библия?», читанный на противоалкогольном съезде в Москве 1912 года, и полагается в основу написания данной статьи. Этот труд был написан Владыкой Владимиром, когда он был ещё митрополитом Московским. Данный его доклад является критической заметкой против доктора Галльского университета С. Гарнака, который критиковал трезвенников (абстинентов) и утверждал , что Священное Писание не на их стороне. Но митрополит Владимир своим более глубоким взглядом на Святое Писание, а также своими богословскими аргументами, нравственным осмыслением проблемы, подкреплёнными исследованиями учёных, доказывает, что полное воздержание от спиртных "напитков" находит своё оправдание именно в Библии, и что она не осуждает употребление только того вина, в котором не произошло брожения, которое не производило опьянения и использовалось как вкусовое средство. Употребление же алкогольного вина в Святом Писании, безусловно, осуждается. Но не в этом суть православной трезвенной позиции. Главное, чтобы своим необдуманным примером не соблазнить слабых братий, не увлечь к употреблению того, что хотя мы сами можем преодолеть, "но что может оказаться выше сил слабых братий и погубит их".

В лице профессора Гарнака Владыка обращается и ко всем, кто своё употребление спиртного оправдывает именно указаниями на Святое Писание, таким образом волею или неволею привлекая на сторону алкоголя "самую луч­шую из религий – христианство с его Библией". Но такая общая характеристика этого произведения вряд ли читателю покажется убедительной, посему приступим к подробному изложению учения священномученика Владимира (Богоявленского) о трезвости.

«ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПО БОРЬБЕ С АЛКОГОЛИЗМОМ», проходивший в августе 1912 в Москве, выразил благодарность архипастырю за этот доклад и единогласно признал необходимость проведения в жизнь принципа полного воздержания от алкоголя как единственно надёжного ручательства успеха борьбы за трезвость.

По своему содержанию доклад «Против ли нас (абстинентов) Библия?» можно разделить на две части: винный вопрос в Библии и само учение полного воздержания от алкоголя. Начнём со второй части, ибо она важнее.

Есть ли прямая заповедь?

В первую очередь нужно признать, что прямой заповеди христианину пить или не пить вино в Библии мы не найдём. В ней ясно осуждается порок пьянства, но что до употребления вообще вина в Писании существует как бы неопределённость. Причину такой неопределённости митрополит Владимир видит в том, что " Библия написана для народа Божия. Христос и апостолы говорили так, как требовало то время, и во всяком случае так, чтобы народ мог понимать их. Алкоголизма в том виде, как он господствует сейчас, тогда не знали. Иудеи были и до настоящаго времени остались народом трезвым и умеренным, и в этом, по крайней мере, отношении они не представляют из себя „страждущаго народа”. И алкоголь также совсем не мог в те времена играть такой господствующей роли.

Только со времени основания больших новейших спиртных фабрик и пивоваренных заводов, вино стало производит ь ся из всевозможных продуктов, только тогда алкогольный вопрос сделался осо­бенно жгучим. Только более совершенная техника нов о го времени довела алкогольную промышленность до полн о го развития… ».

А посему « то, ч то Христос не предусмотрел всех отдельных обстоятельств , это не должно смущать нас и сбивать с толку. Он имел в виду только великое, це­лое, а не отдельны е части. Также точно Христос нигде, например, не обличает са моубийства; но ужели мы поэтому стали бы обвинять Его в том, что Он дозволяет самоубийство? Равным образом Он никогда не порицал рабства, — должны ли и мы, поэтому, сим­патизировать рабству и стоять за него? .."

Не по букве, а по духу.

"… Нет , – продолжает митрополит Владимир, – мы должны ско­рее поступать по смыслу Его слов: „люби ближняго твоего, как самого себя! ” и: „не введи нас во искушение! ". Значит, если же нет прямой заповеди в отношении вина, то нужно увидеть её по духовному смыслу в других указаниях Святого Писания. И Владыка об этом пишет:

" Христос, великий Учитель, Сам учит нас правильно толковать Священное Писание, — не по букве его, а по духу… М ногие же стоят на буквальном смысле учения Христа, вопреки Его воле, и через это впадают по местам и по временам в превратное догматствование ".

"М ногие же стоят на буквальном смысле"…, "впадают в превратное догматствование "... Разве не это происходит сегодня? Буквальное и поверхностное толкование таких мест Святого Писания как: "вино веселит сердце человека" (Пс. 103,14), "употребляй немного вина" (1Тим. 5,23), евангельского повествования о браке в Кане Галилейской и других привело к тому, что многие люди, считающие себя православными, на церковных праздниках, на день Ангела или на день рождения у себя или у других пьют (хотя, как думают, совсем даже немного, чисто символически) вино или, хуже того, крепкие алкогольные "напитки". И делается это со спокойной совестью, которая успокаивается еще и тем, что будто-бы и "сам устав приписывает вино" и правило апостольское говорит, чтобы мы "не гнушались вином". А праздников у нас, православных, нужно приметить, очень предостаточно.

Но что в конце концов происходит? Мы верующие воцерковлённые люди как бы не спиваемся от этого, но… спиваются наши мужья... спиваются наши жёны… спиваются наши дети… спивается наш народ. Вопрос: есть ли в этом вина нас, православных людей, ведь внешний мир смотрит в первую очередь на нас как на образцов духовной жизни и нравственности? Не буду спешить излагать своё мнение, давайте лучше посмотрим, что говорит по этому именно поводу священномученик Владимир (Богоявленский).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь