Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторический путеводитель –



Вера Георгиевна Глушкова

Земля Владимирская

 

Исторический путеводитель –

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=438915

«Земля Владимирская»: Вече; М.:; 2010

ISBN 978‑5‑9533‑3992‑6

Аннотация

 

В книге в увлекательной форме рассказывается о природных и духовных богатствах Владимирской области, ее истории, хозяйстве, культуре, людях. Читатель узнает о монастырях и храмах Владимира, Суздаля, Александрова, Киржача, Юрьева‑Польского, Коврова, Мстёры, Вязников, Гороховца, Судогды, Мурома, Гусь‑Хрустального, Покрова. Повествуется о прошлом и настоящем населенных пунктов, о бывших дворянских усадьбах и их обитателях. Подробно рассказано о православных храмах, монастырях, чудотворных и чтимых иконах, святых мощах, почитаемых источниках. Рассказывается о светских и церковных деятелях (свыше 150 человек), жизнь и деятельность которых связана с Владимирской землёй, в том числе о митрополитах Максиме и Петре, князьях Андрее Боголюбском и Александре Невском, разведённой царице Соломонии Сабуровой, княжеской чете Петре и Февронии, богатыре Илье Муромце. В приложении дается информация о городах Владимирской области, о великих владимирских князьях, о святынях Владимирской земли, о целевых обращениях к иконам и святым при нуждах, болезнях, скорбях. Приведены основные социально‑экономические показатели развития Владимирской области в сравнении с показателями по России в целом и ее Центральному федеральному округу. Подчеркивается особая роль Владимирской земли в истории нашей страны.

 

Вера Георгиевна Глушкова

Земля Владимирская

 

Посвящается светлой памяти А.И. Глушковой, Д.А. Елизарова, А.К. Соловьёва

 

Введение

 

Врачи и психологи утверждают, что лучший способ отдохнуть, расслабиться, набраться сил – это сменить обстановку, окунуться в необычную среду, поехать куда‑нибудь, чтобы познать новые ощущения, радости от полученных впечатлений, знаний, а также понимание того, что после подобной поездки стал физически и духовно сильнее, расширил свою эрудицию, получил очередной плодоносный импульс для жизни. Теперь, когда почти в каждой семье есть легковая автомашина, а в некоторых две‑три, нужно больше путешествовать по своей стране в выходные и праздничные дни, отпускной период. В таких поездках не только восстанавливают жизненную энергию и хорошее настроение, но и расширяют свой кругозор, изучают Россию во всём её разнообразии, неповторимости, сложности, познают и лично анализируют события её истории, задумываются над современностью и будущностью.

Сейчас, когда практически все жители крупнейших и больших городов неизбежно в той или иной мере стали жертвами глобализации, когда миллионы горожан живут в перенаселённых городах, нередко со спорной архитектурой, в экологически уязвимых кирпичных, блочных, панельных и других каменных домах, ощущают нехватку чистого воздуха или обманывают себя иллюзией комфортной жизни в коттеджных посёлках порой с красивым, но не природным, а рукотворным, то есть искусственным, ландшафтным окружением, с реально плотной, хотя и малоэтажной, застройкой на западный манер. Всем им (нам) не хватает ощущений настоящих природных красот, просторов, тишины и покоя, спокойной глади речушек и озёр, журчания родников, а то и святых источников, обилия зелёных насаждений, пьянящих запахов полей и лесов, пения птиц, треска кузнечиков, ощущения эстетической радости от звуков и слов простых мелодичных русских народных песен, визуального наслаждения от застройки с характерными русскими чертами, с качественной архитектурой.

В бешеном темпе современной жизни, подавленный чрезмерно высокой плотной застройкой, чуть ли не задыхающийся от выхлопных газов миллионов автомобилей горожанин подчас хоть на короткое время хотел бы пожить привольно и спокойно, как жили в давние, но непременно мирные времена. Не нужно жалеть о несуществующей «машине времени», можно просто поехать в какой‑нибудь древний русский город, и лучше всего во Владимирскую землю с её обилием учащих красоте и мудрости древних поселений, чарующих своей историей, архитектурой, чистотой воздуха, спокойствием, поражающих отсутствием толчеи, непотерянным, принципиально неискажённым русским колоритом. Нужно непременно и не один раз приехать на Владимирскую землю, которая дала главную духовную святыню Руси‑России – чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и многих русских святых, откуда пошёл живительный импульс для развития Москвы, зародилась и утвердилась владимиро‑суздальская архитектурно‑художественная школа (ставшая базисом и эталоном для развития русского зодчества, иконописи, художества), откуда эстафета столичности и конфессионального приоритета перешла к Москве.

В последние и ближайшие годы ряд славных владимирских городов и исторических поселений отмечали и будут отмечать свои почтенные юбилеи. В 2008 г. исполнилось 230 лет городам Юрьев‑Польский, Киржач, Ковров, Покров, Вязники, Судогда. В 2009 г. исполнилось 985 лет г. Суздалю и 770 лет городу Гороховцу, 620 лет городу Александрову. В 2010 г. исполняется 845 лет поселению Нерль и 1020 лет городу Владимиру, в 2012 г. будут отмечать 860 лет города Юрьева‑Польского и 1150 лет города Мурома. К этим и другим юбилеям нужно почтительно относиться, заранее готовиться, оценивать их как прославление не только селений‑юбиляров, но и всей Владимирской земли как уникальной и неповторимой части России.

Владимирская земля занимает исключительное место в российской, в том числе православной, истории, в территориальной организации Руси‑России.

С давних времен главной духовной святыней России является чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая в середине ХII в. выбрала в Древней Руси местом своего пребывания именно Владимир, а в конце ХIV в. была перенесена в Москву и, как верят православные люди, неоднократно спасала нашу страну от врагов и внутренних чрезмерных кровопролитий (1395, 1408, 1451, 1459, 1480, 1521, 1941, 1991, 1993 и др. годы). Во Владимире находится ее древний чудотворный список. Есть на Владимирской земле и особо чтимые иконы, в том числе мироточивые. Икона для верующего человека – источник духовной поддержки и помощи, с которой можно разговаривать, общаться, делиться своими проблемами и ожидать духовного содействия. С давних времён христиане заметили благодатную и особенно действенную силу молитвы перед чудотворными и почитаемыми иконами.

Основал Владимир (990) великий киевский князь Владимир Красное Солнышко, причисленный Русской православной церковью (РПЦ) к лику святых. Основание города Владимира святым князем, его внимание к этой части Древней Руси говорят об особом месте и уникальной значимости Владимирской земли в судьбе нашей страны.

Владимир первым из городов Северо‑Восточной Руси стал (ХIII в.) церковной столицей, удерживал этот статус более четверти века (1299–1325), был главным духовно‑нравственным центром обширной части Древней Руси. Затем (фактически с 1325) церковной столицей стала Москва, произошло это в большой мере благодаря именно Владимирскому митрополиту Петру.

 

 

Владимиро‑Суздальское княжество в XII–XIII вв.

 

Основание и длительное развитие Владимира (1020 лет в 2010 г.) свидетельствуют о плодоносном союзе жителей разных частей Руси‑России, о неразрушимом духовно‑нравственном единстве православных людей, в том числе о созидательном союзе русских и украинцев. Основал Владимир киевский князь Владимир Красное Солнышко, или Владимир Святой. Сын великого киевского князя Юрия Владимировича Долгорукого – князь Андрей Боголюбский – привез с украинской земли в Северо‑Восточную Русь, во Владимир, чудотворную икону Божией Матери, названную Владимирской, провозгласил независимость Владимирского княжества, вскоре Владимир стал столицей нового великого Владимирского княжества (и почти два века был центром Русского государства), перенес столицу Древней Руси из Киева во Владимир. Двадцать лет в ХIV в. (1305–1325) Русским митрополитом (то есть митрополитом всея Руси, так как института русского православного патриархата тогда еще не было) был украинец Петр, родившихся на Волынщине (на Украине), живший в своей митрополичьей резиденции во Владимире, внесший выдающийся вклад в укрепление Православия на Руси, ставший со временем первым московским святым (переехал в Москву в 1325 г.).

На Владимирской земле были созданы и сохранились до наших дней многочисленные православные центры – храмы и целые монастырские комплексы. В прошлом их было здесь гораздо больше: время, войны, атеистическая кампания в советский период резко сократили их число. Но, несмотря ни на что, на Владимирщине сохранились, восстановлены, действуют сотни православных храмов и около трех десятков монастырей, как магнит, притягивающих людей. Верующие шли и идут в храм молиться, просят помочь им и их близким, замаливают свои грехи. Молитвы считались и считаются особенно действенными, если они творятся в монастыре, где больше шансов замолить свои грехи, просить и ждать помощи себе и близким и даже есть надежда замолить грехи предков, которые отягощают жизнь их потомков. Молитвы в действующих или в недействующих пока монастырях, даже в местах, где они когда‑то были, особенно действенны, ведь они отмечены живой Благодатью Господней. Вот почему посещение этих православных центров имеет для православных людей особый смысл, очищающее значение. Мало где в России можно найти такую плотную сеть православных храмов и монастырей. Верующие люди уверены, что места, где веками творились православные молитвы, особенно устами иноков и инокинь, отмечены действенной благодатью Господней, поэтому так важно побывать в этих местах и творить молитвы, уповать на помощь Господа Бога. Все поездки на Владимирскую землю неизбежно являются паломническими маршрутами, способствуют повышению православной образованности. Только очень ленивый или очень необразованный, малокультурный человек может лишить себя радости посетить владимирские храмы, монастыри, не познакомиться с ее православными святынями и реликвиями. Православные святыни и реликвии – это различные предметы, принадлежавшие в земной жизни святым и обладающие, по мнению верующих людей, чудотворной силой. Особую значимость имеет культ мощей, поклонение святым мощам. Мощи – это нетленные останки умерших людей, которые были канонизированы (причислены РПЦ к лику святых). Эти реликвии, как считают верующие люди, исполнены благодати Божией и способны творить чудеса. В работах современных биологов, например кандидата наук Т.И. Решетникой, доказывается, что захоронения святых, святые мощи являются источником мощных позитивных излучений. Верующие люди убеждены, что благодать Божия снисходит при молитве перед святыми мощами или на могиле подвижников благочестия. Считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах, способных помогать людям.

Владимирская земля дала Руси‑России большое число русских святых. При этом история Владимирской земли связана с земной жизнью огромного числа православных святых. Среди них особенно широко известны князья Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Александр Невский, муромские князь и княгиня Петр и Феврония, богатырь Илья Муромец. Святые для верующего человека – это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, к ним обращаются за помощью в земных делах. По мнению верующих, святые – это люди, наделённые Богом за свою веру и добрые дела особым качеством святости и способностью творить чудо. Каждый святой имеет своего рода «специализацию», то есть оказывает помощь в определённых вопросах особенно действенно (см. с. 372). Поклонение святым основывается на том, что они являются вместилищем Божественной благодати, способны помогать в решении житейских дел. В Русской православной церкви причисление к лику святых – это не форма поощрения (в том числе посмертного), не форма признания заслуг церковных деятелей. Прославление в лике святых – это прежде всего призвание к служению людям. Опытом своей земной жизни, своей мудростью русские святые подсказывают россиянам достойный путь их жизни, поступков, действий.

Для многих людей символом физической и православной силы был и остается русский богатырь Илья Муромец, уроженец Владимирской земли, русский святой. Скорее всего он первым среди русских людей показал пример открытой и победоносной, бескомпромиссной борьбы с обидчиками и злодеями, хитрыми и грамотными жуликами, обманщиками, пример неизменной защиты интересов людей слабых, малых и старых, больных, бездомных, а также пример целительного терпения и неизменной верности православным принципам.

Именно святая муромская княжеская чета Петр и Феврония уже много веков являются для россиян примером и эталоном семейной мудрости, счастья; их почитают как надежных покровителей мира, семейного очага, хранителей любви, благополучия в семье; их просят о покровительстве в брак вступающих, просят помочь найти хороших женихов и невест.

Жители Владимирской земли внесли колоссальный вклад в развитие русской культуры, науки, искусства и архитектуры. Здесь были созданы Лаврентьевская, Троицкая, Воскресенская летописи, сложилась уникальная школа Владимиро‑Суздальского зодчества. Для этой художественной школы характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на растительно‑звериные сюжеты, аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписать их в окружающий пейзаж. В Список объектов Всемирного культурного наследия с формулировкой «Белокаменные памятники Владимиро‑Суздальской земли» включены Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота во Владимире, храм Покрова на Нерли, дворец князя Андрея Боголюбского в Боголюбове, Рождественский собор и Архиерейские палаты, соборы Спасо‑Евфимиева и Покровского монастырей в Суздале, церковь Бориса и Глеба в Кидекше (все они относятся к ХII – началу ХIII вв.).

Владимирская земля является родиной русского хрусталя. Владимирский город Гусь‑Хрустальный является исторической столицей русского хрусталя, одним из самых древних центров русской стекольной промышленности (2016 г. – 260 лет с начала зарождения стекольного производства в нем).

На Владимирской земле был выведен удивительный по вкусу и урожайности сорт вишни, названный владимирская вишня. Именно здесь вывели особую породу лошадей, названных владимирские тяжеловозы. Быстрые и красивые владимирские рысаки также издавна пребывают в почете.

Имеются яркие отличительные черты, выделяются высоким художественным мастерством лаковые миниатюры (коробочки, шкатулки, очечники, ларцы), выполненные на Владимирской земле, в первую очередь, в Мстёре. Рисунки, работы мстёрских мастеров не спутаешь ни с какими другими.

Теснейшим образом связаны история и судьба нашей столицы Москвы и Владимирской земли. Годом основания Москвы условно считают 1147 г., когда она была впервые упомянута в летописи (но это поселение существовало задолго до этого). Москва в летописи упоминается в связи со встречей двух князей – суздальского Юрия Долгорукого и Святослава Северского. Суздальский князь, энергичный и дальновидный Юрий Долгорукий, стремясь обеспечить защиту западных границ своего княжества, построил ряд городов‑крепостей. В 1156 г. он уже в статусе великого киевского князя, по сообщению летописи, «заложи Москву», что означало сооружение новых деревянных городских укреплений (а не основание самого города). Именно благодаря усилиям суздальского князя началось оживление в развитии Москвы. А позже благодаря именно владимирскому митрополиту Петру Москва стала церковной столицей России. Получается, что благодаря именно событиям, личностям с опытом жизни на Владимирской земле Москва стала заметным укрепленным пунктом, начала стабильно развиваться, приобрела статус церковной столицы Руси, стала со временем (с 1395) местом пребывания главной православной святыни России – чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

В большей мере появление (ХХ в.) и развитие телевидения связано с выходцами именно из Владимирской земли – В.К. Зварыкиным («отец телевидения») и П.В. Шмаковым («профессор‑пионер отечественного телевидения»). Также выходцы из Владимирской земли – гороховецкие инженеры – впервые в мире (1823) осуществили крекинг (перегонку) нефти. Основателем отечественной нефтяной геологии (ХХ в.) является И.М. Губкин, уроженец Мурома. Уроженец Суздаля Д.И. Виноградов является «отцом русского фарфора», он создал (1746) рецепт русского фарфора.

Одним словом, Владимирская земля дала столь много России, миру, что нужно внимательно изучать её, спешить лично посетить (и хорошо бы не раз).

 

* * *

 

Завершение работы над книгой оказалось чрезвычайно трудным делом для автора в условиях болезни и утраты дорогих и близких людей, которые обеспечивали бытовой комфорт, помогали создавать рукопись о Владимирской земле. Считаю своим долгом выразить благодарность сотрудникам издательства «Вече», которые оказали неоценимую помощь в окончательном оформлении рукописи книги, её подготовке к печати и издании. Особо благодарю за поддержку и помощь главного редактора С.Н. Дмитриева, а также Н.С. Дмитриеву, И.В. Резникову, О.Н. Богачеву.

 

Глава 1

Глава 2

Владимир и его пригороды

 

В центре Владимирской области и в 190 км к северо‑востоку от Москвы находится один из древнейших русских городов – славный, очень красивый и крупный город Владимир, в нем живут 340 тысяч человек. Его роль в истории и развитии Русского государства исключительно велика. Владимир наряду с Киевом, Великим Новгородом, Москвой сыграл огромную роль в формировании и усилении Русского государства, становлении и развитии национальной культуры. На месте современного Владимира и его окрестностей люди поселились еще в I в. н. э. В районе Успенского собора в начале нашей эры был посёлок, основанный финно‑угорским племенем. Славяне появились в этих местах только в X–XI вв. Сюда пришли смоленские кривичи и новгородские словены. В Южной (Киевской) Руси её отдалённую северную вотчину называли Залесский край, который был богат рыбой, пушным зверем, имел плодородные почвы. Думая о прошлом нашей страны, мы вспоминаем Владимиро‑Суздальское княжество, вспоминаем, что было время, когда приоритетным был титул «великий князь владимирский», когда русские митрополиты жили именно во Владимире, где венчали князей на великое княжение. Даже когда Москва стала особо значимым городом, столицей великого княжества, московские князья какое‑то время венчаться на великое княжение приезжали во Владимир. Почти до середины XV в. московские князья получали звание великих во Владимире, совершался этот торжественный обряд в его Успенском соборе.

Год основания Владимира точно не известен. В Ипатьевской летописи говорится, что этот город основал в 990 г. великий киевский князь Владимир Красное Солнышко (см. с. 19). В советский период утверждали, что Владимир основал в 1108 г. не святой князь Владимир, а другой князь – Владимир Мономах, но работы археологов советского периода доказывали, что в ХI в. этот город уже был большим и имел значительное торговое признание. Большинство исследователей относят основание Владимира к 990 г., значит, в 2010 г. возраст этого города будет 1020 лет. С давних времен местность, где возник и развивается Владимир, была и остается привлекательной. Южная окраина Владимира‑Суздальского плодородного ополья, на высоком берегу р. Клязьмы, хорошо подходит для земледельческой деятельности. В глубокой древности здесь были большие леса с пушными зверями, в реках и озерах было много рыбы, важно было и то, что местность не страдала от междоусобиц и набегов половецких орд (как на юге Руси). Неудивительно, что сюда из Южной Руси переселялись люди, знавшие, что земля здесь хорошая, но менее плодородная, чем в Южной Руси, однако жить здесь безопаснее и спокойнее, чем под Киевом и в других южных районах. О выходцах из Приднепровья, Киева и других южных городов, перебравшихся в те давние времена на владимирские земли, напоминают названия владимирских рек и городов: Лыбедь, Ирпень, Почайна, Стародуб, Галич, Трубеж.

 

 

Владимир в XII в.

 

Развитие Владимира и всей Владимирской земли уже на первом этапе было связано с сильными личностями – князьями: Владимиром Красное Солнышко, Владимиром Мономахом, его сыном Юрием Долгоруким и внуком Андреем Юрьевичем Боголюбским. Исторический фон для развития Владимира был удачным. Уже при князе Юрии Долгоруком Ростово‑Суздальское княжество стало одним из самых сильных в Европе, он создал во Владимире своей новый княжеский двор с палатами и белокаменной церковью, способствовал переселению в эти места людей из южных областей, предоставлял им льготы и земельные наделы, а главное – реализовал свою мечту – стал великим киевским князем. Его сын князь Андрей Боголюбский чувствовал себя уверенно при таком отце, но сам больше любил не Южную, а Северо‑Восточную Русь, особенно земли Суздальские, Ростовские, Владимирские. Андрей Боголюбский, по воле отца Юрия Долгорукого княживший в Вышгороде (под Киевом), тайно покинул его и отправился в Ростово‑Суздальскую землю, забрав с собой главную святыню города – икону Божией Матери. Ночью в пути ему было видение: Божия Матерь приказала везти ее образ не в Ростов или Суздаль, а во Владимир, то есть показала свое особое отношение именно к этому городу.

С середины ХII в. Владимир был вотчинным владением Андрея Боголюбского, который стал князем Владимиро‑Суздальским (1157) и перенёс в него столицу своего княжества, поставил цель сделать Владимир главным общерусским центром.

Андрей Боголюбский осознавал, что после кончины отца при своевольных киевских боярах великому князю киевскому не под силу править единолично и объединить под своей властью все Русские земли. Он со временем видел Владимир столицей очень сильного великого княжества во главе с ним. Процесс этот был длительным и трудным. Войска Андрея Боголюбского в 1169 г. захватили Киев, он избавился от неугодных ему бояр, прогнал в Византию своих братьев, действовал во имя реализации своих планов решительно, нередко и жестоко. Но ему удалось возвысить Северо‑Восточную Русь во главе с Владимиром, создать великое княжество Владимирское, сохранить национальное единство государства. В подчинении Андрея Боголюбского были почти 20 князей, его называли «русским царем» в исторических писаниях XII – ХIII вв. Андрей Боголюбский окружил Владимир в 1164 г. оборонительным валом с бревенчатыми стенами длиной 7 км, построил Золотые ворота (были подобны Золотым воротам Константинополя и Киева). Он возвел на своих землях более 30 храмов и монастырей, в том числе все главные храмы Владимира, посвященные Богородице во главе с собором Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160), создал в этом городе Спасский и Вознесенский монастыри, а в его окрестностях – храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165), а также построил (1157–1165) загородную княжескую резиденцию и основал в ней при своем дворце монастырь (ныне Свято‑Боголюбов женский монастырь). Удачные военные походы способствовали строительной деятельности князя. Он совершил два похода на волжских булгар, ставших в Х в. мусульманами (первый из них – в 1164 г.) и другие; но были и воинские неудачи, например поражение в 1170 г. от менее сильного войска Великого Новгорода. Но в целом князь был сильнее и богаче других князей, которые признавали его первенство. Политический авторитет Владимира стабильно креп, в нем проводились общерусские съезды князей, составляли общерусский летописный свод. Все это было подготовлено трудами князя Андрея Боголюбского, личности яркой хотя и противоречивой.

Андрей Боголюбский (1110–1175) был внуком великого киевского князя Владимира Мономаха, прямым потомком византийского императора Константина Мономаха, старшим сыном князя Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича. С именем князя Андрея Боголюбского связаны два значительных события в отечественной истории: провозглашение независимости Суздальского, или Владимирского, точнее Владимиро‑Суздальского княжества (государства), и перенос столицы Руси из Киева во Владимир. Князь Андрей обладал рядом ярких черт в характере: 1) был пламенным патриотом Ростово‑Суздальской земли, где он родился, провел детство и юность, хотел жить и княжить только там; 2) был щедрым в раздаче милостыни нищим и убогим, давал примеры набожности, верности Православию, решимости в укреплении христианской веры, увеличении числа ее приверженцев и борьбе с иноверцами, а также активности в строительстве храмов; 3) был храбрым инициативным воином, своей смелостью и находчивостью вызывал всеобщее уважение, в большой мере благодаря его доблести дружинники добывали победу; 4) несмотря на репутацию решительного и удачливого вояки, полководца, он стремился конфликтные ситуации преодолевать не путем войны, насилия, воинских стычек, а мирным путем (что ему удавалось осуществить не всегда).

 

 

Великий князь Андрей Боголюбский. Рисунок В.П. Верещагина. 1891 г.

 

Андрей Боголюбский, став во второй половине XII в. владимиро‑суздальским князем, вёл упорную борьбу с боярством Ростова и Суздаля, добивался у бояр признания своей единой власти, стремился подчинить себе другие русские земли, чтобы объединить их в одном государстве. Ему удалось поставить в зависимость от Владимира Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Смоленск, Полоцк, некоторые другие города, а в Великом Новгороде он фактически держал своих ставленников. Именно благодаря Андрею Боголюбскому Владимир стал неоспоримым политическим центром русских земель, в нём проводились общерусские съезды князей, составлялся общерусский летописный свод.

Андрей Боголюбский неизменно стремился проводить политику объединения разрозненных русских княжеств, вёл решительную борьбу со старым боярством за создание единого и сильного русского государства. Крупное феодальное боярство стремилось к независимости и самостоятельности, вело разорительные междоусобные войны. Бояре и князья захватывали земли у свободных славянских общинников‑смердов, притесняли население городов, ставших центрами ремесла и торговли. Городское и сельское население поддерживало идею единства русского народа и необходимости сильной централизованной власти, к реализации этой идеи стремился князь Андрей Боголюбский. Он мечтал о единовластии, полном подчинении ему всех удельных князей. Самовластная политика Андрея Боголюбского встречала резкое сопротивление боярской знати.

Обладая многими достоинствами, Андрей Боголюбский всю свою жизнь страдал от греха гордыни, определившего непривлекательные черты его характера. Он хотел везде быть только первым и славным. Не любил подчиняться чужой воле (в том числе и своего отца), был редкостно своевольным, мог быть временами очень жестоким и самовластным, истово не любил иноверцев, особенно (как и Владимир Мономах) – иудеев, стремился во всех делах к единоличной власти, не терпел критики своих решений, стремился иметь только послушных его воле подчиненных и слуг, не умел слушать и уважать мнение других людей, тем более менее родовитых, но более опытных и грамотных, чем он, окружал себя помощниками только по принципу личной верности ему, без должного учета их деловых качеств. Он сполна не осознавал, что под внешним прикрытием покорности и верности ему могут в людях крыться корысть, ограниченность знаний и опыта, способность изменить ему при условии обретения материальных и иных выгод у нового патрона.

Жизнь князя Андрей Боголюбского оказалась недолгой – 64 года, но наполненной многими поучительными событиями.

Отец Андрея Боголюбского, ростово‑суздальский князь Юрий Долгорукий, 30 лет боролся за киевский престол, три раза овладевал Киевом – столицей Древней Руси, в 1155 г. надежно стал в нем великим князем. Еще в 1149 г., овладев Киевом, Юрий посадил Андрея на княжение в Вышгороде, снова Андрей стал князем Вышгородским в 1156 г., после того, как его отец в третий раз овладел Киевов в 1155 г. Андрей не мог привыкнуть к жизни в Южной Руси, где постоянно между князьями шли усобицы, войны за власть и уделы, лилась кровь, он хотел вернуться на любимую им Ростово‑Суздальскую землю. Не желая участвовать в междоусобице родственников, 45летний Андрей бросил свой Вышгород, без благословения отца уехал из него, да и еще тайно взял с собой из женского монастыря в Вышгороде чудотворную очень древнюю икону Святой Богородицы, привезенную из Константинополя и писанную, как гласит предание, святым евангелистом Лукою. Путь его лежал на Ростово‑Суздальскую землю. Как гласит легенда, недалеко от Владимира кони под экипажем, который вез икону, вдруг встали; запрягли других лошадей, но и они не смогли сдвинуть повозку с места. Князь распорядился остановиться на ночлег в том месте. Ночью князю Божья Матерь явилась во сне, запретила везти икону в Ростов или Суздаль, велела оставить ее во Владимире, что Андрей и сделал. В месте видения он построил село, со временем его назвали Боголюбово, построил дворец, при котором был создан монастырь.

47летний Андрей Боголюбский стал князем Ростово‑Суздальским. Андрей поселился тогда в небольшом городке Владимире, который сделал стольным городом его княжества, названного Владимирским. Андрей Боголюбский завоевал Киев (1169), но переезжать в него не захотел. Владимир стал столицей нового великого княжества. Так Андрей Боголюбский основал великое княжество Владимирское (почти два века Владимир был главным центром Русского государства). Андрей Боголюбский был великим князем Владимирским 5 лет (1169–1174), когда он был в возрасте 59–64 года.

Большинство книг и рассказы экскурсоводов говорят о том, что современники видели в Андрее Боголюбском набожного, благочестивого, нищелюбивого человека, много молившегося в храмах, даже ночью приходившего в храм, лично зажигавшего свечи и молившегося со слезами умиления на глазах перед образами. Своих гостей‑иноверцев (особенно нужных ему, влиятельных, богатых) он стремился привести в храм, показать богатства православных ризниц, предпринимал шаги, способствовавшие их переходу в Православие. Но было в его жизни и много невиданного ранее на Руси в быту русского князя, в том числе великого князя. Андрей не жаловал своим вниманием даже ближайших родственников. Так, никому из своих братьев он не дал волости в Суздальской земле, выгнал (1162) из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу (вторую жену Юрия Долгорукого) вместе с ее тремя маленькими детьми, потом удалил и двух племянников, отменил систему уделов, не давал городов ни братьям, ни сыновьям. Андрей не советовался с боярами, как было принято на Руси. При этом многих старых родовитых бояр, верой и правдой служивших его отцу Юрию Долгорукому, он выгнал, а некоторых отправил в темницу. Себя он окружил новыми служивыми боярами, во всем соглашавшимися с ним, но не имевшими слишком часто должных опыта и знаний, однако умевшими подчиняться и льстить ему. При всем своем уме, хитрости, изворотливости Андрей год от года становился еще более властолюбивым. Единовластие ужесточает, и он становился более жестоким и беспощадным.

Зная алчные мечты князей о власти, увеличении их владений и богатств, Андрей не способствовал дружбе между ними, а старался их поссорить, сделать соперниками или даже врагами. Некоторые из князей догадывались о его вине перед ними, его желании сломить их, подавить их дух, и неизбежно приходили к мысли отделаться от него любой ценой.

Усиливались постепенно недовольства Андреем и на религиозной почве, тем более что он активно способствовал переходу в Православие иноверцев, в том числе купцов евреев‑иудеев. Согласно воззрениям Талмуда, гой, «совративший» еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти. Момент для этого нашли подходящий. У Андрея было несколько любимых слуг: Прокопий, Кузьма и Яким Кучкович. Брат последнего, то есть ближайший родственник жены Андрея Боголюбского Улиты, чем‑то проштрафился, по приказу князя его казнили, что вызвало ярую злобу Якима и Улиты на Андрея. Тогда ключник‑иудей Анбал Ясин и иноземец Ефрем Моизич смогли объединить и уговорить нескольких недовольных князем людей (всего 20 человек) убить его. Иудеи заранее готовили эту месть, действовали согласно воззрениям Талмуда; Анбал Ясин стал главным лицом среди убийц Андрея Боголюбского, но мало кто об этом знал или догадывался. Кучковичи хотели отомстить князю за беды, которые он принёс их роду. Кто‑то хотел убить князя только потому, что он особенно любил и был щедрым к слуге Прокопию (которому они завидовали), а не к ним. Другие мечтали захватить его богатства, перехватить власть, отделаться от единовластного гнета князя Андрея Боголюбского, которого с каждым годом всё в большей мере оценивали как диктатора, князя‑самовластца.

Называли и называют разные версии причин убийства Андрея Боголюбского: 1) месть семейства Кучковичей за насилие и унижение их рода (Юрий Долгорукий, отец Андрея, обесчестил жену боярина Степана Ивановича Кучки, убил его, а его дочь Улиту насильно выдал в 1148 замуж за своего сына Андрея, который в дальнейшем недолюбливал сыновей С. Кучки – “Кучковичей” – и не слишком любил жену Улиту); 2) родственникам и родовитым боярам надоело терпеть его как истового самовластца (ущемлял их имущественные интересы, мог выгнать из своего княжества или заключить в темницу, не советовался и все решал сам, окружил себя послушными исполнителями его воли, а не грамотными и думающими помощниками‑единомышленниками, никого не считал равным себе); 3) недовольство киевлян и новгородцев им, его политикой (постоянно унижал Киев, киевских князей, умалял роль Киева в русской истории, а также усиленно мечтал сделать послушными ему рабами новгородцев, подчинить себе вольный и богатый Великий Новгород, хотел принизить заслуги новгородцев в русской истории, намеревался только по своему желанию посылать в эти города князей, и только тех, кто безропотно признавал его старейшинство, то есть первое место среди всех русских князей); 4) активная просветительская деятельность Андрея Боголюбского среди иноверных купцов резко увеличила число евреев, принимавших Православие, что вызвало мощное недовольство князем со стороны антиправославных сил.

 

 

Епископ Кирилл Ростовский обнаруживает тело великого князя Юрия II после битвы на Сити. Рисунок В.П. Верещагина. 1891 г.

 

Великий владимирский князь Юрий Всеволодович собрал войско на р. Сити, где намеревался дать бой неприятелю. Пока готовились отражать вражеский отпор ордынцам удалось овладеть Владимиром, они разграбили его, подожгли Успенский собор, убили епископа Митрофана, великую княгиню с дочерью, многих владимирцев. Битва на р. Сити состоялась (1238), но русское войско потерпело поражение, погибли 49летний князь Юрий Всеволодович и много удельных князей. Безжизненное тело князя нашел на поле боя ростовский епископ Кирилл, князь Юрий Всеволодович был канонизирован, тело его покоится в Успенском соборе во Владимире. После захвата Владимира и победы на р. Сити ордынцы переписали население Владимирского княжества и обложили всех владимирцев большой данью.

Следующим владимирским князем был брат погибшего Юрия – Ярослав Всеволодович, княживший во Владимире в 1238–1246 гг. Его правление запомнилось победой над литовцами (1239), возвращением домой с большой добычей и честью, посильным отстаиванием интересов и утешением владимирцев, попытками улаживания отношений с ордынцами. Он умер, возвращаясь из Орды, скорее всего его отравили.

Затем два года великим князем был Святослав Всеволодович (см. с. 367). Его прогнал (это своего‑то дядю) московский князь Михаил Ярославич Холобрит (сын Ярослава II), который и года не княжил, погиб в битве с литовцами (1248). Потом по воле ордынского хана владимирским князем был четыре года Андрей Ярославич (сын Ярослава II). Яркими личностями все они не были и благодарную память о себе не оставили.

Затем сын хана Батыя – хан Сартак сделал в 1252 г. великим князем владимирским сына умершего князя Ярослава II – 32‑летнего князя Александра Ярославича, вошедшего в русскую историю как Александр Невский. Он княжил во Владимире 11 лет до своей смерти. Князь Александр Ярославич, к тому времени уже прославившийся защитой Великого Новгорода и Пскова от немцев, понимал, что время открытой борьбы с ордынцами еще не наступило и нужно в новых осложнившихся условиях сохранить Русь как самостоятельное государственное образование, сохранить его единство и верность Православию. Александр Ярославич принял подвиг мудрого и разумного смирения жизненным обстоятельствам. Он смог найти общий язык с Батыем, подружился с Сартаком, умел ладить и с ханом Берке. Использованием инструментария дипломатии он спас Русь от политического и экономического разрушения, полного порабощения. Ордынцам приходилось платить большую дань, народ бунтовал, сборщиков дани пытались прогонять, нередко убивали, злодейство ордынцев вызывали законный гнев русских людей, но сил сбросить ненавистное иго еще было недостаточно. Люди возмущались, на Владимирской земле особенно сильные волнения поднялись в 1262 г. Александр Невский несколько раз ездил в Орду с большими дарами, задабривал хана, дипломатическими приемами спасал Русь. Жизнь и княжение Александра Невского были полны тревог, трудных и непопулярных, сполна не понятых очень многими его современниками вынужденных тяжелых решений, но Русь была сохранена как единое и политически самостоятельное образование.

Александр Ярославич Невский (1220–1263) вошёл в русскую историю как яркий борец за сохранение и усиление Православия на Руси, в котором он видел основу и залог её жизнеспособности, свободолюбия, сохранения политической самостоятельности Александр Ярославич отказался от помощи Римского папы в борьбе с ордынцами в обмен на подчинение папской власти. Он был выдающимся полководцем: побеждая везде, он никем не был побеждён. Он был очень образованным (знал латинский и греческий языки), был мудрым и ловким дипломатом (во имя интересов своего народа научился находить общий язык с ордынскими ханами, путём системы компромиссов с ними спас Русь от нравственно‑духовного и политического порабощения, потери государственной самостоятельности). Был талантливым государственным деятелем, искусным и дальновидным правителем, понял необходимость подвига смирения в отношениях с Ордой в то время (разумная покорность ордынцам давала определенные выгоды русским князьям и их подданным), был чрезвычайно смелым и внешне очень красивым человеком.

Александр был князем Новгородским в 1236–1251 гг., затем князем Владимирским с 1252 г. Он своими блистательными победами над шведами (Невская битва, 1240) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище, 1242) обезопасил западные границы Руси, спас её от чужеземного владычества и католицизма. Побеждая западных врагов – немцев, шведов, литовцев, – князь Александр Невский совершенно иначе вёл себя по отношению к ордынцам, потому что понимал, что пока не пришло ещё время и пока не хватало сил освободиться от ордынского ига. Он выбрал тактику вынужденного смирения и внешней временной покорности, поэтому несколько раз ездил в Орду с богатыми дарами, выказывал повиновение воле хана и убеждал других князей пока повиноваться хану во имя высших интересов Руси. Своей умелой политикой он ослабил тяготы ордынского ига. Он добровольно склонился под временное старшинство ордынцев, заботился о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог все силы бросить на отражение католической агрессии, чтобы избежать вхождения Руси в западный католический мир.

Князь Александр Невский понимал, что ордынское иго было колоссальной бедой, их хана русичи были вынуждены почитать царём и платить ему «выход» – дань. Но ханы не вмешивались во внутренние дела Русского государства, не мешали ему увеличивать его территориальные владения (значит, и его экономическую и политическую силу), не вмешивались в религиозную жизнь русичей, давали определённые привилегии православным священнослужителям, неизбежно и независимо от субъективных желаний ордынцев и их правителей притормаживался процесс вторжения на Русь западных рыцарских войск. Западные враги Руси ставили своей целью замену Православия католицизмом (то есть господство принципиально иной, чуждой русичам духовно‑нравственной основы, насаждение принципиально другой социальной психологии), а также ликвидацию Русского государства как самостоятельного образования, его включение в состав иностранных владений, установление в нём правления администратора, поставленного ими. Всё это заставляло Александра Невского сохранять терпимые отношения с ордынскими правителями, которые – надо отметить особо – уважали его смелость, мудрость, яркий полководческий талант, умение найти решения в казалось бы безвыходных ситуациях. Фактически своими решениями и делами он утверждал: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Суровый в бою и изворотливый в политике князь Александр Невский по своей натуре был добрым, незлобливым, благородным человеком, хорошим семьянином. Женившись в 19 лет на дочери Брячислава Полоцкого Александре, он жил с ней в любви и взаимопонимании. У них родились 5 детей (4 сына, в том числе Даниил – будущий основатель династии московских князей и русский святой, а также дочь), которых он трепетно любил. В 1241 г. он простил поссорившихся с ним новгородцев, в том числе своевольных новгородских бояр, вернулся к ним княжить и защищать Новгород от немецких рыцарей. Умер он в возрасте 43 лет, возвращаясь из четвёртой поездки в Орду. Приняв схиму под именем Алексия, он скончался в г. Городец, на Волге (скорее всего его отравили, причём не ордынцы). В 1380 г. во Владимире были открыты его мощи; их в 1724 г. по повелению императора Петра I перенесли в Санкт‑Петербург, в Александро‑Невскую лавру. Князь Александр Невский был причислен к лику русских святых в 1547 г.

После кончины князя Александра Невского Владимир официально оставался столицей великого княжества, столицей Руси. Но князья, получившие титул великого князя, уже жить в нем не хотели и оставались в своих городах, уездах, хотя формально носили титул великого князя владимирского и венчались на великое княжение в Успенском соборе Владимира. Участились междоусобные войны среди русских удельных князей, некоторые из них в борьбе за титул великого князя призывали себе в помощники ордынцев, что неизбежно усиливало разорение Владимира.

Постепенно умалилось и церковное могущество Владимира. В 1299 г. Владимир стал резиденцией русских митрополитов и оставался ею более 26 лет. В 1325 г., учитывая длительные просьбы московского князя Ивана Даниловича Калиты (1283–1341), митрополит Петр переехал в Москву и вместе с князем заложил в Кремле Успенский собор, где завещал его похоронить (что и сделали); его преемник (с 1326) митрополит Феогност стал постоянно жить в Москве. Так статус церковной, то есть духовной столицы перешел к Москве. В 1328 г. в Успенском соборе Владимира венчался на княжение и стал великим князем Владимирским Иван Калита; он закрепил великокняжеский титул за своим родом. Постепенно все свыклись с мыслью, что Владимир стал наследственным уделом московского князя, потерял статус административной и духовной столицы Руси.

 

 

Памятник Александру Невскому во Владимире.

 

Владимир не смог сохранить статус церковной столицы в большой мере из‑за политических и субъективных причин. По инициативе князя Андрея Боголюбского во Владимире в XII в. появился свой епископ. Владимир в Древней Руси почти три десятилетия (26 лет, 1299–1325), до учреждения Московской митрополии, был главным духовным центром, церковной столицей Руси, в нем жил в своей резиденции Русский митрополит. Грек Максим занял в Киеве митрополичью кафедру в 1283 г., засилье ордынцев в Киеве заставило его сменить место своей резиденции в 1299 г. Митрополит Максим переехал во Владимир, сместил владимирского епископа на пустовавшую тогда ростовскую кафедру. Так Владимирская епархия перестала существовать, она была превращена в митрополичий диоцез (территория, которая в церковном отношении управлялась митрополичьими чиновниками, церковные поборы с которой шли только митрополиту). К концу ХII – началу ХIV в. под началом Русского митрополита, то есть митрополита всея Руси, были Киевский диоцез, епархии Новгородская, Ростовская, Владимирская, Тверская, Суздальская, Черниговская (Брянская), Смоленская, Рязанская, Белгородская, Юрьевская, Туровская, Полоцкая, Волынская, Галицкая, Перемышльская, Холмская, Сарайская, Луцкая, Новогрудская, Коломенская, Пермская, Переславль‑Залесская. (Границы епархий во многих случаях совпадали с границами княжеств.) Владимирская епархия была возобновлена в 1274 г., Суздальская епархия возникла до 1314 г. Владимирский епископ собирал церковные пошлины с населения великого княжества Владимирского, Московского, Дмитровского, Галицкого, Юрьевского (Юрьева‑Польского), Стародубского (Стародуба‑Ряполовского), Костромского. С переездом митрополита всея Руси Максима во Владимир в 1299 г. образовался Владимирский митрополичий диоцез.

В конце ХIII – начале ХIV в. получилось, что Русская митрополия была расположена в пределах пяти крупных государственных образований: Золотой Орды, Литовского государства, великого княжества Владимирского, Новгородской феодальной республики, Галицко‑Волынского княжества. Эти пять государственных образований соперничали, враждовали, что осложняло развитие Русской митрополии, заставляло ее главу – Русского митрополита во имя предотвращения раскола митрополии всея Руси идти на компромиссы с лидерами этих государств. Глава Русской церкви митрополит Максим, обосновавшись в относительно спокойном для жизни Владимире, перестал посещать свои западные епархии. Это дало возможность галицкому князю Юрию Львовичу выхлопотать у Константинопольского патриарха разрешение на создание Галицкой митрополии, которую в 1303 г. возглавил его ставленник митрополит Петр (игумен основанного им в Перемышльской епархии на р. Рате – притоке р. Западный Буг – Спасского монастыря). Лишившись западных епархий, митрополит Максим искал содействия у самого тогда могущественного из князей Северо‑Восточной Руси. Таким после смерти в 1304 г. великого князя Владимирского Андрея Александровича являлся Тверской князь Михаил Ярославич (1272–1318), стремившийся завладеть вакантным владимирским престолом. Михаил Ярославич Тверской был заинтересован в своей поддержке главой Русской церкви, поскольку на великое княжение Владимирское предъявлял права и московский князь Юрий Данилович. Митрополит Максим принял сторону тверского князя, отговаривал московского князя от притязаний на великое княжение в обмен на территориальные уступки со стороны тверского князя, но московский князь Юрий его не послушал. Для решения вопроса о получении статуса великого князя оба эти князя поехали в Орду, где богатые подарки тверского князя решили вопрос в его пользу. Тверской князь Михаил Ярославич получил в Орде ярлык на Владимирское великое княжение. Митрополит Максим совершил во Владимире, в Успенском соборе, торжественный обряд посажения Михаила Ярославича на великокняжеский стол.

В 1305 г. митрополит Максим умер. Михаил Ярославич захотел сделать Русским митрополитом своего ставленника, но византийский император и константинопольский патриарх, руководствовавшиеся более высокими политическими соображениями, думали о восстановлении единства исторической Русской митрополии, сделали Русским митрополитом галицкого митрополита Петра. Митрополит всея Руси Петр стал жить в резиденции во Владимире. Великий князь Михаил Ярославич всячески мешал митрополиту Петру, мечтал о его смещении и его замене человеком из Тверской земли. Митрополит Петр нашел поддержку у соперничавших с тверскими князьями московских князей. Хотя великий князь Михаил Ярославич (с тверскими корнями) прикладывал усилия для объединения русских земель, но, вступив в конфликт с митрополитом Петром, он неизбежно тормозил этот процесс. Митрополит Петр добросовестно выполнял возложенные на него церковные обязанности, не враждовал с князем Михаилом Ярославичем, стремился найти с ним общий язык, но ничего не получалось, и ему пришлось хлопотать, искать пути сохранения своего статуса Русского митрополита. Получилось, что митрополит всея Руси Петр, живший в митрополичьей резиденции во Владимире, имел доверительные отношения не с великим, тогда тверским князем, а с князьями московской династии. Союз русской церкви не с великокняжеской властью, а с князьями рядового тогда княжества способствовал усилению авторитета московских князей и возвышению Москвы. С общерусских позиций этот союз сыграл в известной мере отрицательную роль, так как препятствовал усилиям тверской княжившей династии объединить русские земли, не дал раскрыть политические способности великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, человеку талантливому, неординарному, со временем причисленному к лику святых.

 

 

Вера Георгиевна Глушкова

Земля Владимирская

 

Исторический путеводитель –

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=438915

«Земля Владимирская»: Вече; М.:; 2010

ISBN 978‑5‑9533‑3992‑6

Аннотация

 

В книге в увлекательной форме рассказывается о природных и духовных богатствах Владимирской области, ее истории, хозяйстве, культуре, людях. Читатель узнает о монастырях и храмах Владимира, Суздаля, Александрова, Киржача, Юрьева‑Польского, Коврова, Мстёры, Вязников, Гороховца, Судогды, Мурома, Гусь‑Хрустального, Покрова. Повествуется о прошлом и настоящем населенных пунктов, о бывших дворянских усадьбах и их обитателях. Подробно рассказано о православных храмах, монастырях, чудотворных и чтимых иконах, святых мощах, почитаемых источниках. Рассказывается о светских и церковных деятелях (свыше 150 человек), жизнь и деятельность которых связана с Владимирской землёй, в том числе о митрополитах Максиме и Петре, князьях Андрее Боголюбском и Александре Невском, разведённой царице Соломонии Сабуровой, княжеской чете Петре и Февронии, богатыре Илье Муромце. В приложении дается информация о городах Владимирской области, о великих владимирских князьях, о святынях Владимирской земли, о целевых обращениях к иконам и святым при нуждах, болезнях, скорбях. Приведены основные социально‑экономические показатели развития Владимирской области в сравнении с показателями по России в целом и ее Центральному федеральному округу. Подчеркивается особая роль Владимирской земли в истории нашей страны.

 

Вера Георгиевна Глушкова

Земля Владимирская

 

Посвящается светлой памяти А.И. Глушковой, Д.А. Елизарова, А.К. Соловьёва

 

Введение

 

Врачи и психологи утверждают, что лучший способ отдохнуть, расслабиться, набраться сил – это сменить обстановку, окунуться в необычную среду, поехать куда‑нибудь, чтобы познать новые ощущения, радости от полученных впечатлений, знаний, а также понимание того, что после подобной поездки стал физически и духовно сильнее, расширил свою эрудицию, получил очередной плодоносный импульс для жизни. Теперь, когда почти в каждой семье есть легковая автомашина, а в некоторых две‑три, нужно больше путешествовать по своей стране в выходные и праздничные дни, отпускной период. В таких поездках не только восстанавливают жизненную энергию и хорошее настроение, но и расширяют свой кругозор, изучают Россию во всём её разнообразии, неповторимости, сложности, познают и лично анализируют события её истории, задумываются над современностью и будущностью.

Сейчас, когда практически все жители крупнейших и больших городов неизбежно в той или иной мере стали жертвами глобализации, когда миллионы горожан живут в перенаселённых городах, нередко со спорной архитектурой, в экологически уязвимых кирпичных, блочных, панельных и других каменных домах, ощущают нехватку чистого воздуха или обманывают себя иллюзией комфортной жизни в коттеджных посёлках порой с красивым, но не природным, а рукотворным, то есть искусственным, ландшафтным окружением, с реально плотной, хотя и малоэтажной, застройкой на западный манер. Всем им (нам) не хватает ощущений настоящих природных красот, просторов, тишины и покоя, спокойной глади речушек и озёр, журчания родников, а то и святых источников, обилия зелёных насаждений, пьянящих запахов полей и лесов, пения птиц, треска кузнечиков, ощущения эстетической радости от звуков и слов простых мелодичных русских народных песен, визуального наслаждения от застройки с характерными русскими чертами, с качественной архитектурой.

В бешеном темпе современной жизни, подавленный чрезмерно высокой плотной застройкой, чуть ли не задыхающийся от выхлопных газов миллионов автомобилей горожанин подчас хоть на короткое время хотел бы пожить привольно и спокойно, как жили в давние, но непременно мирные времена. Не нужно жалеть о несуществующей «машине времени», можно просто поехать в какой‑нибудь древний русский город, и лучше всего во Владимирскую землю с её обилием учащих красоте и мудрости древних поселений, чарующих своей историей, архитектурой, чистотой воздуха, спокойствием, поражающих отсутствием толчеи, непотерянным, принципиально неискажённым русским колоритом. Нужно непременно и не один раз приехать на Владимирскую землю, которая дала главную духовную святыню Руси‑России – чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и многих русских святых, откуда пошёл живительный импульс для развития Москвы, зародилась и утвердилась владимиро‑суздальская архитектурно‑художественная школа (ставшая базисом и эталоном для развития русского зодчества, иконописи, художества), откуда эстафета столичности и конфессионального приоритета перешла к Москве.

В последние и ближайшие годы ряд славных владимирских городов и исторических поселений отмечали и будут отмечать свои почтенные юбилеи. В 2008 г. исполнилось 230 лет городам Юрьев‑Польский, Киржач, Ковров, Покров, Вязники, Судогда. В 2009 г. исполнилось 985 лет г. Суздалю и 770 лет городу Гороховцу, 620 лет городу Александрову. В 2010 г. исполняется 845 лет поселению Нерль и 1020 лет городу Владимиру, в 2012 г. будут отмечать 860 лет города Юрьева‑Польского и 1150 лет города Мурома. К этим и другим юбилеям нужно почтительно относиться, заранее готовиться, оценивать их как прославление не только селений‑юбиляров, но и всей Владимирской земли как уникальной и неповторимой части России.

Владимирская земля занимает исключительное место в российской, в том числе православной, истории, в территориальной организации Руси‑России.

С давних времен главной духовной святыней России является чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая в середине ХII в. выбрала в Древней Руси местом своего пребывания именно Владимир, а в конце ХIV в. была перенесена в Москву и, как верят православные люди, неоднократно спасала нашу страну от врагов и внутренних чрезмерных кровопролитий (1395, 1408, 1451, 1459, 1480, 1521, 1941, 1991, 1993 и др. годы). Во Владимире находится ее древний чудотворный список. Есть на Владимирской земле и особо чтимые иконы, в том числе мироточивые. Икона для верующего человека – источник духовной поддержки и помощи, с которой можно разговаривать, общаться, делиться своими проблемами и ожидать духовного содействия. С давних времён христиане заметили благодатную и особенно действенную силу молитвы перед чудотворными и почитаемыми иконами.

Основал Владимир (990) великий киевский князь Владимир Красное Солнышко, причисленный Русской православной церковью (РПЦ) к лику святых. Основание города Владимира святым князем, его внимание к этой части Древней Руси говорят об особом месте и уникальной значимости Владимирской земли в судьбе нашей страны.

Владимир первым из городов Северо‑Восточной Руси стал (ХIII в.) церковной столицей, удерживал этот статус более четверти века (1299–1325), был главным духовно‑нравственным центром обширной части Древней Руси. Затем (фактически с 1325) церковной столицей стала Москва, произошло это в большой мере благодаря именно Владимирскому митрополиту Петру.

 

 

Владимиро‑Суздальское княжество в XII–XIII вв.

 

Основание и длительное развитие Владимира (1020 лет в 2010 г.) свидетельствуют о плодоносном союзе жителей разных частей Руси‑России, о неразрушимом духовно‑нравственном единстве православных людей, в том числе о созидательном союзе русских и украинцев. Основал Владимир киевский князь Владимир Красное Солнышко, или Владимир Святой. Сын великого киевского князя Юрия Владимировича Долгорукого – князь Андрей Боголюбский – привез с украинской земли в Северо‑Восточную Русь, во Владимир, чудотворную икону Божией Матери, названную Владимирской, провозгласил независимость Владимирского княжества, вскоре Владимир стал столицей нового великого Владимирского княжества (и почти два века был центром Русского государства), перенес столицу Древней Руси из Киева во Владимир. Двадцать лет в ХIV в. (1305–1325) Русским митрополитом (то есть митрополитом всея Руси, так как института русского православного патриархата тогда еще не было) был украинец Петр, родившихся на Волынщине (на Украине), живший в своей митрополичьей резиденции во Владимире, внесший выдающийся вклад в укрепление Православия на Руси, ставший со временем первым московским святым (переехал в Москву в 1325 г.).

На Владимирской земле были созданы и сохранились до наших дней многочисленные православные центры – храмы и целые монастырские комплексы. В прошлом их было здесь гораздо больше: время, войны, атеистическая кампания в советский период резко сократили их число. Но, несмотря ни на что, на Владимирщине сохранились, восстановлены, действуют сотни православных храмов и около трех десятков монастырей, как магнит, притягивающих людей. Верующие шли и идут в храм молиться, просят помочь им и их близким, замаливают свои грехи. Молитвы считались и считаются особенно действенными, если они творятся в монастыре, где больше шансов замолить свои грехи, просить и ждать помощи себе и близким и даже есть надежда замолить грехи предков, которые отягощают жизнь их потомков. Молитвы в действующих или в недействующих пока монастырях, даже в местах, где они когда‑то были, особенно действенны, ведь они отмечены живой Благодатью Господней. Вот почему посещение этих православных центров имеет для православных людей особый смысл, очищающее значение. Мало где в России можно найти такую плотную сеть православных храмов и монастырей. Верующие люди уверены, что места, где веками творились православные молитвы, особенно устами иноков и инокинь, отмечены действенной благодатью Господней, поэтому так важно побывать в этих местах и творить молитвы, уповать на помощь Господа Бога. Все поездки на Владимирскую землю неизбежно являются паломническими маршрутами, способствуют повышению православной образованности. Только очень ленивый или очень необразованный, малокультурный человек может лишить себя радости посетить владимирские храмы, монастыри, не познакомиться с ее православными святынями и реликвиями. Православные святыни и реликвии – это различные предметы, принадлежавшие в земной жизни святым и обладающие, по мнению верующих людей, чудотворной силой. Особую значимость имеет культ мощей, поклонение святым мощам. Мощи – это нетленные останки умерших людей, которые были канонизированы (причислены РПЦ к лику святых). Эти реликвии, как считают верующие люди, исполнены благодати Божией и способны творить чудеса. В работах современных биологов, например кандидата наук Т.И. Решетникой, доказывается, что захоронения святых, святые мощи являются источником мощных позитивных излучений. Верующие люди убеждены, что благодать Божия снисходит при молитве перед святыми мощами или на могиле подвижников благочестия. Считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах, способных помогать людям.

Владимирская земля дала Руси‑России большое число русских святых. При этом история Владимирской земли связана с земной жизнью огромного числа православных святых. Среди них особенно широко известны князья Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Александр Невский, муромские князь и княгиня Петр и Феврония, богатырь Илья Муромец. Святые для верующего человека – это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, к ним обращаются за помощью в земных делах. По мнению верующих, святые – это люди, наделённые Богом за свою веру и добрые дела особым качеством святости и способностью творить чудо. Каждый святой имеет своего рода «специализацию», то есть оказывает помощь в определённых вопросах особенно действенно (см. с. 372). Поклонение святым основывается на том, что они являются вместилищем Божественной благодати, способны помогать в решении житейских дел. В Русской православной церкви причисление к лику святых – это не форма поощрения (в том числе посмертного), не форма признания заслуг церковных деятелей. Прославление в лике святых – это прежде всего призвание к служению людям. Опытом своей земной жизни, своей мудростью русские святые подсказывают россиянам достойный путь их жизни, поступков, действий.

Для многих людей символом физической и православной силы был и остается русский богатырь Илья Муромец, уроженец Владимирской земли, русский святой. Скорее всего он первым среди русских людей показал пример открытой и победоносной, бескомпромиссной борьбы с обидчиками и злодеями, хитрыми и грамотными жуликами, обманщиками, пример неизменной защиты интересов людей слабых, малых и старых, больных, бездомных, а также пример целительного терпения и неизменной верности православным принципам.

Именно святая муромская княжеская чета Петр и Феврония уже много веков являются для россиян примером и эталоном семейной мудрости, счастья; их почитают как надежных покровителей мира, семейного очага, хранителей любви, благополучия в семье; их просят о покровительстве в брак вступающих, просят помочь найти хороших женихов и невест.

Жители Владимирской земли внесли колоссальный вклад в развитие русской культуры, науки, искусства и архитектуры. Здесь были созданы Лаврентьевская, Троицкая, Воскресенская летописи, сложилась уникальная школа Владимиро‑Суздальского зодчества. Для этой художественной школы характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на растительно‑звериные сюжеты, аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписать их в окружающий пейзаж. В Список объектов Всемирного культурного наследия с формулировкой «Белокаменные памятники Владимиро‑Суздальской земли» включены Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота во Владимире, храм Покрова на Нерли, дворец князя Андрея Боголюбского в Боголюбове, Рождественский собор и Архиерейские палаты, соборы Спасо‑Евфимиева и Покровского монастырей в Суздале, церковь Бориса и Глеба в Кидекше (все они относятся к ХII – началу ХIII вв.).

Владимирская земля является родиной русского хрусталя. Владимирский город Гусь‑Хрустальный является исторической столицей русского хрусталя, одним из самых древних центров русской стекольной промышленности (2016 г. – 260 лет с начала зарождения стекольного производства в нем).

На Владимирской земле был выведен удивительный по вкусу и урожайности сорт вишни, названный владимирская вишня. Именно здесь вывели особую породу лошадей, названных владимирские тяжеловозы. Быстрые и красивые владимирские рысаки также издавна пребывают в почете.

Имеются яркие отличительные черты, выделяются высоким художественным мастерством лаковые миниатюры (коробочки, шкатулки, очечники, ларцы), выполненные на Владимирской земле, в первую очередь, в Мстёре. Рисунки, работы мстёрских мастеров не спутаешь ни с какими другими.

Теснейшим образом связаны история и судьба нашей столицы Москвы и Владимирской земли. Годом основания Москвы условно считают 1147 г., когда она была впервые упомянута в летописи (но это поселение существовало задолго до этого). Москва в летописи упоминается в связи со встречей двух князей – суздальского Юрия Долгорукого и Святослава Северского. Суздальский князь, энергичный и дальновидный Юрий Долгорукий, стремясь обеспечить защиту западных границ своего княжества, построил ряд городов‑крепостей. В 1156 г. он уже в статусе великого киевского князя, по сообщению летописи, «заложи Москву», что означало сооружение новых деревянных городских укреплений (а не основание самого города). Именно благодаря усилиям суздальского князя началось оживление в развитии Москвы. А позже благодаря именно владимирскому митрополиту Петру Москва стала церковной столицей России. Получается, что благодаря именно событиям, личностям с опытом жизни на Владимирской земле Москва стала заметным укрепленным пунктом, начала стабильно развиваться, приобрела статус церковной столицы Руси, стала со временем (с 1395) местом пребывания главной православной святыни России – чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

В большей мере появление (ХХ в.) и развитие телевидения связано с выходцами именно из Владимирской земли – В.К. Зварыкиным («отец телевидения») и П.В. Шмаковым («профессор‑пионер отечественного телевидения»). Также выходцы из Владимирской земли – гороховецкие инженеры – впервые в мире (1823) осуществили крекинг (перегонку) нефти. Основателем отечественной нефтяной геологии (ХХ в.) является И.М. Губкин, уроженец Мурома. Уроженец Суздаля Д.И. Виноградов является «отцом русского фарфора», он создал (1746) рецепт русского фарфора.

Одним словом, Владимирская земля дала столь много России, миру, что нужно внимательно изучать её, спешить лично посетить (и хорошо бы не раз).

 

* * *

 

Завершение работы над книгой оказалось чрезвычайно трудным делом для автора в условиях болезни и утраты дорогих и близких людей, которые обеспечивали бытовой комфорт, помогали создавать рукопись о Владимирской земле. Считаю своим долгом выразить благодарность сотрудникам издательства «Вече», которые оказали неоценимую помощь в окончательном оформлении рукописи книги, её подготовке к печати и издании. Особо благодарю за поддержку и помощь главного редактора С.Н. Дмитриева, а также Н.С. Дмитриеву, И.В. Резникову, О.Н. Богачеву.

 

Глава 1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.167 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь