Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великий князь Владимир. Миниатюра XVII в.



 

Владимир I, Владимир Святославич, Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой (963–1015) был князем Новгородским (969–977), великим князем Киевским (980–1015). Он был незаконнорожденным сыном великого князя Киевского Святослава Игоревича и его ключницы Малуши Любечанки, внуком великого Киевского князя Игоря и великой княгини псковитянки Ольги. У Владимира было несколько жён, в том числе дочь варяга Рогволода – Рогнеда (родила ему сына Изяслава), вдова князя Ярополка (гречанка, бывшая прежде монахиней), было ещё три законных жены и 800 наложниц, кроме того он имел связи со многими замужними женщинами и девушками. Для него была характерна, как теперь говорят, половая распущенность, пока он не принял Православие, крестился (988 г. в Киеве). С помощью своего дяди Добрыни Владимир в 969 г. стал князем в Великом Новгороде, откуда после смерти Святослава (972) был изгнан своим братом князем Ярополком и бежал к варягам. Через два года он вернулся в Великий Новгород с варяжской дружиной, взял город и объявил, что будет вести войну за великое княжение. Владимир отобрал у брата невесту Рогнеду, сделал ее своей наложницей‑женой (были у него тогда и многочисленные обычные наложницы). Владимир с помощью варяжской дружины и злодейского братоубийства овладел Киевским государством, стал великим князем Киевским (с 980). Владимир покорил вятичей, родимичей, ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией, Польшей. Владимир захотел жениться на родной сестре греческих императоров Константина и Василия – Анне, византийской царевне. Византийские императоры Константин и Василий потребовали, чтобы Владимир крестился, отказался от язычества. Владимир долго не мог на это решиться. Внезапно он заболел и ослеп, что еще более осложняло намечаемую женитьбу. Прибывшая невеста настояла на его крещении. В момент совершения таинства крещения в купели он прозрел. Вернулось зрение, произошла и благодатная душевная перемена. В Киеве по его приказу были сокрушены языческие идолы; деревянные статуи языческих богов разрубили и сожгли, статую Перуна сбросили в реку. Владимир велел жителям Киева креститься. В 988–989 гг. он ввел в качестве государственной религии христианство; ему самому тогда было 25 лет. Он стал убежденным православным человеком, отдался осуществлению Христовых заповедей. При Владимире Древнерусское государство вступило в период его расцвета, усилился международный авторитет Руси. Князь Владимир Красное Солнышко был причислен к лику русских святых.

Владимир II Всеволодович Мономах (1053–1125) был князем Ростовским (1066–1073), князем Смоленским (1073–1078), князем Черниговским (1078–1093), князем Переяславским (1094–1113), великим князем Киевским (1113–1125). Его отцом был князь Всеволод Ярославич, а мать – греческая царевна Анна Константиновна (дочь византийского императора Константина Мономаха). Его первой женой была дочь английского короля Геральда – Гида (с 1074), потом была вторая жена (умерла в 1107), третьей была княгиня Евфимия (умерла 1126). Княжич Владимир с детства отличался отчаянной храбростью, ходил с отцом на охоту, в том числе на медведей. Владимир рано привык исполнять непростые и совсем недетские поручения. Неудивительно, что отец его в 13 лет отправил на княжение в Ростов Великий. Владимир участвовал в несметном числе ратных походов и битв и везде проявлял редчайшую смелость. В 20 лет он стал князем Смоленским, в 25 – Ростовским, в 41 – Переяславским и в 60 лет – великим Киевским князем и оставался им более 12 лет до своей смерти. Владимир Мономах всю свою жизнь боролся против феодальных междоусобиц, разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков, в «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси (они его не послушали).

 

 

Великий князь Владимир II Мономах.

 

Князю Владимиру Мономаху принадлежала главная роль в общерусских делах Древней Руси. Он организовал многочисленные походы на половцев, устраивал княжеские съезды, на которых решались споры князей. Во время своего княжения в Киеве Владимир поднял значение великокняжеской власти, сосредоточил в руках своих и детей значительную часть земель. Владимир Мономах был одним из популярнейших князей Древней Руси; неудивительно, что позднее создалась легенда о том, что византийский император прислал ему венец (Шапку Мономаха) и оплечье (бармы), которыми и венчал Владимира на царство митрополит Неофит. Князь Владимир Мономах стремился к облегчению положения простых людей, боролся с еврейским ростовщичеством, дополнил и пересмотрел “Русскую Правду” (свод законов). Владимир Мономах не любил евреев‑иудеев. В 1113 г. в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев‑ростовщиков; тогда киевские бояре призвали Владимира в Киев на княжение, для наведения порядка. После этого восстания Владимир запретил высокий ссудный процент и велел выслать всех «жидов», повелел «впредь их не пущать на Русь, а если тайно войдут – их грабить и убивать». Владимир Мономах был и крупным писателем своего времени; в «Поучении» он изложил свои представления о поведении человека в мире, рассказал о событиях собственной жизни, в том числе написал: «Всех походов моих было 83, а других маловажных не помню. Заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 лучших их князей и выпустил их из неволи, а более 200 казнил и утопил в реках». Он в «Поучении» отразил свою духовно‑нравственную зрелость и высоту. Владимир Мономах прожил 72 года.

Исключительный вклад в развитие Владимирской земли внес князь Андрей Юрьевич Боголюбский, внук князя Владимира Мономаха (в 1169 г., после победоносного похода на Киев, вывез из него богатства, перенес столицу великого княжества из Киева во Владимир, который обустроил и украсил, построил в 1158 г. город‑замок Боголюбово). Развитие Владимиро‑Суздальского княжества успешно продолжил его брат великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (имел многочисленное потомство). Начавшееся в 1237 г. ордынское нашествие надолго затормозило развитие Владимирской земли. Тяготы ордынского ига смягчал поставленный ордынским ханом Сартаком в 1252 г. на владимирское великое княжение князь Александр Ярославич Невский. В 1364 г. Владимир и его окружение подчинились Москве, т. е. вошли в состав Московского княжества.

С 1708 г. владимирские земли вошли во Владимирскую провинцию Московской губернии, в 1778 г. было образовано Владимирское наместничество, а в 1796 г. – Владимирская губерния.

Большую часть ХХ в. Владимирская земля жила в условиях советских социалистических реалий, в 1944 г. была образована Владимирская область.

Владимирская земля внесла весомый вклад в упрочение духовно‑нравственного развития Руси‑России. В ХI в. Ростовская, позднее Ростово‑Суздальская епархия; с XII в. во Владимире был епископ; митрополия была учреждена во Владимире в 1299 г. Почти 30 лет (до учреждения Московской митрополии) Владимир был духовным центром Руси.

Давние и прочные духовно‑нравственные традиции, патриотический настрой, назидательные уроки местной истории, красота владимирских мест, оздоровляющая и вдохновляющая природа определили мощный творческий настрой жителей Владимирской земли, удачное сочетание их художественных способностей и деловой хватки.

С давних времен до наших дней Владимирская земля славится своими художественными промыслами: вышивкой, ювелирными изделиями, лаковыми миниатюрами (Мстёра) и др. Здесь сложилась Владимиро‑Суздальская школа (ХII – начало ХIII в.) – одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества Владимиро‑Суздальской школы (соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли – ХII в. и др.) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи – одухотворенность образов и величавость ритмов. В историю русской культуры яркой страницей вошли владимирские рожечники – народные музыканты Владимирской губернии, исполнители на пастушьих рожках. В 1870х гг. Н.В. Кондратьев организовал народный ансамбль – хор Владимирских рожечников, который с большим успехом выступал в России и за рубежом.

На Владимирской земле был выведен замечательный сорт вишни, который стали называть владимирская вишня. Этот старинный сорт вишни и в наши дни выращивают в северных и средних районах плодоводства России. Владимирская вишня имеет завидную урожайность: 6–12 кг вишни с дерева. Длительное время вызывает удивление и уважение уникальная порода владимирских лошадей – владимирский тяжеловоз. Эта порода лошадей была выведена в середине ХХ в. во Владимирской и соседней Ивановской областях. Лошади этой породы крупные, подвижные, выносливые и работоспособные. Их в наши дни разводят в разных частях России, прежде всего – в ее нечерноземной зоне.

На Владимирской земле ощутимое развитие промышленности началось только во второй половине ХVIII в. В Судогодском уезде (ныне Гусь‑Хрустальный район) были основаны ставшие старейшими в России стекольные заводы фабрикантов Мальцовых (Мальцевых). В Меленковском районе построили железоделательные заводы. Текстильное производство появилось в Муроме, Юрьеве‑Польском, Вязниках, некоторых других городах. В ХIХ в. Владимирская губерния уже оценивалась как одна из наиболее развитых в промышленном отношении губерний России. Особенно значительных размеров достигло текстильное производство, здесь тогда производилась 1/3 российских хлопчатобумажных тканей. В ХIХ в. во Владимирской губернии в ощутимых масштабах вели строительство дорог. Особую известность с давних пор имела и имеет дорога из Москвы во Владимир; Владимирская дорога, или Владимирка, выделялась и тем, что по ней проходил этапный путь осужденных на каторжные работы. В 1862 г. через Владимирскую губернию прошла одна из первых в России железных дорог, соединившая Москву с Нижним Новгородом. В ХIХ – начале ХХ в. Владимирская земля уверенно упрочивала свой хозяйственный и экономический потенциал. В 1907 г. на гороховецком судостроительном заводе была построена тогда крупнейшая в мире нефтеналивная биржа «Марфа Посадница» длиной 172 м.

 

 

Баржа «Марфа Посадница». Реконструкция.

 

В советский период во Владимирской области (образована в 1944 г.) основными отраслями промышленности стали машиностроение и металлообработка (тракторы и детали к ним, электромоторы, радиотехника и др.), химическая, стекольная (техническое стекло, хрусталь, посуда) и некоторые другие отрасли. Ощутимое развитие в области получила оборонная промышленность, предприятия которой внесли большой вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Среди них особое место занимает Ковровский завод, в котором действовало знаменитое конструкторское бюро стрелков‑оружейников во главе с В.А. Дегтяревым.

Современная Владимирская область – это развитый индустриально‑аграрный регион. Он занимает 0,2 % площади России, здесь живет 1,0 % россиян, валовой региональный продукт составляет 0,5 % от общероссийского.

В структуре валового регионального продукта области основными видами экономической деятельности являются: обрабатывающие производства, сельское и лесное хозяйство, охота, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь. Удельный вес Владимирской области в общероссийских основных показателях можно представить так (2005, проценты): валовой региональный продукт – 0,5; объем отгруженной продукции (работ, услуг) добывающих и обрабатывающих производств 0,9; объем отгруженной продукции по производству и распределению электроэнергии, газа, воды 0,7; продукция сельского хозяйства 0,9; объем розничной торговли 0,5 (по уровню оборота розничной торговли на душу населения занимает в стране 80е место из 85 субъектов Российской Федерации); инвестиции в основной капитал 0,4 (в области в объеме инвестиций в основной капитал 41 % занимают собственные средства и 59 % привлеченные средства).

Вклад современной Владимирской области в общероссийскую экономику в основных чертах можно представить и так (вся Россия 100 % по каждому виду производства): мясо (включая субпродукты I категории) – 1,2 %; цельномолочная продукция (в пересчете на молоко – 1,7 %;, крупа – 0,4 %; хлеб и хлебобулочные изделия – 1,6 %; ткани – 6,0 %; обувь – 5,7 %; пиломатериалы – 0,9 %; синтетические смолы и пластмассы – 0,6 %; кирпич строительный – 2,7 %; металлорежущие станки – 3,7 %; холодильники и морозильники бытовые – 2,1 %; телевизоры – 4,2 %; электроплиты – 4,2 % (2006). На долю Владимирской области приходится 49 % производства в России кресел‑качалок для инвалидов, 38 % электродвигателей переменного тока, 26 % пряжи льняной однониточной, 24 % тракторов, более 13 % оконного стекла (2006).

Структура валового регионального продукта по видам деятельности во Владимирской области выглядит так (2005, проценты): сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство – 11,8 %; добыча полезных ископаемых – 0,3 %; обрабатывающие производства – 34 %; производство и распределение электроэнергии, газа, воды – 5,7 %; строительство – 4,5 %; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 10,8 %; гостиницы и рестораны – 1,0 %; транспорт и связь – 10,2 %; финансовая деятельность 2,2 %; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 5,8 %; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение – 5,1 %; образование – 3,6 %; здравоохранение и предоставление социальных услуг – 3,7 %; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 1,5 %. Как мы видим, в экономике области большое значение имеют обрабатывающие отрасли промышленности, оказанные различные услуги, сельское хозяйство.

Во Владимирской области сельское хозяйство имеет молочно‑мясное направление. Имеются посевы зерновых, овощных культур, развиты картофелеводство, садоводство В сельском хозяйстве преобладает продукция растениеводства (54 %, на животноводство приходится 46 % стоимости сельскохозяйственной продукции). Сельскохозяйственные угодья составляют 811 тыс. га (2006), или 28 % всех земель области; в том числе площадь пашни 538 тыс. га, или 19 %. В растениеводстве преобладает выращивание картофеля и кормовых культур. В животноводстве стабильно сохраняется молочно‑мясное направление, также развиваются свиноводство и птицеводство; отличительной чертой является коневодство (владимирские тяжеловозы имеют давнюю славу).

 

 

Герб Владимирской области.

 

Современная Владимирская область, занимающая 29,1 тыс. кв. км (4,5 % площади Центрального федерального округа и 0,2 % площади всей России), имеет численность населения немногим менее 1,5 млн чел. (1,0 % от численности населения России и 4,4 % от численности жителей ЦФО), из них 78 % составляет население городское и 22 % – сельское. Плотность населения во Владимирской области составляет 50 чел. на 1 кв. км (в среднем по России – 8 чел./кв. км) и она сокращается (тот же показатель был 57 чел./кв. км в 1990 г.). Как и в большинстве других регионов России, для Владимирской области характерна депопуляция населения. Так, только за 1990–2007 гг. численность ее жителей сократилась на 217 тыс. чел., численность населения сокращалась в среднем на 13 тысяч человек в год (1657 тыс. чел. – в начале 1990 г., 1440 тыс. чел. – 2008 г.). Среди других демографических проблем области постарение населения, сокращение рождаемости и естественного прироста, рост смертности, высокий уровень разводов, гендерная диспропорции (мужчины составляют 45 % жителей), сокращение ожидаемой продолжительности жизни, наметившаяся тенденция деградации генофонда (физическая и духовно‑нравственная), алкоголизация населения, усиление напряженности в межэтнических отношениях (хотя русские составляют 95 % жителей), неравномерное размещение жителей по территории, обострение имущественных различий, неудовлетворенность условиями трудозанятости, безработица (уровень безработицы – доля безработных от численности экономически активного населения – 13 % в 1990 г., 11 % в 2006 г.) и другие.

Во Владимирской области 127 муниципальных образований. Основные единицы ее административного деления: 16 муниципальных районов, 23 города, 3 городских района (округа), 9 поселков городского типа, 224 сельские администрации (в их составе имеется 80 относительно крупных сельских поселений). Основные городские поселения (в скобках численность населения на начало 2007 г.): крупные по людности города – Владимир (340), Ковров (151), Муром (121), средние города – Александров (63), Гусь‑Хрустальный (63), малые города – Кольчугино (46), Вязники (42), Киржач (31), Собинка (20), Юрьев‑Польский (20), Радужный (18), Лакинск (16), Покров (16), Меленки (16), Кабаново (16), Струнино (16), Петушки (15), Камешково (14), Гороховец (14), Судогда (12), Суздаль (11), Костерево (9), Курлово (7). При средней плотности населения в области 50 чел./кв. км плотность расселения жителей во Владимире 2676 чел./ кв. км, в Коврове 2647 чел./ кв. км, Муроме 2746 чел./кв. км. В этих городах от численности жителей каждого города дети составляют 13 %, население в трудоспособном возрасте 64 % (по Владимирской области в целом 62 %), население в пенсионном возрасте – 23 %. Основные социально‑экономические показатели развития Владимирской области приведены в табл. № 6 (см. с. 376).

Экологическая ситуация во Владимирской области постепенно ухудшается. Предприятия области недостаточно оснащены пылегазоочистными установками. Улавливается только треть вредных веществ, выбрасываемых стационарными объектами в атмосферный воздух. Основными источниками загрезнения являются предприятия электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, в том числе Владимирская ТЭЦ (9 % объема выбросов в области), ОАО «ЗиД» (завод им. Дегтярева в Коврове), ОАО «Кольчугцветмет (1 %), ОАО «Владимирский электромоторный завод». Автотранспорт дает 83 % суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Из общего объема сточных вод, выбрасываемых в водные объекты, 95 % составляют загрязненные воды. Основные источники загрязнения водного бассейна – предприятия жилищно‑коммунального хозяйства Владимира (32 % объема сброса), Мурома, а также Владимирская ТЭЦ, завод «Электрокабель», АО «Владимирский химический завод». Основными центрами образования и накопления промышленных и бытовых отходов являются города Владимир, Ковров, Муром, Гусь‑Хрустальный, Александров, Кольчугино. Чрезмерное накопление твердых бытовых отходов на полигоне «Разукино» вызвало загрязнение грунтовых вод, гибель прилегающего к полигону лесного массива. Из ежегодно образующегося объема отходов 70 % используются на производстве и обезвреживаются.

 

Глава 2

Владимир и его пригороды

 

В центре Владимирской области и в 190 км к северо‑востоку от Москвы находится один из древнейших русских городов – славный, очень красивый и крупный город Владимир, в нем живут 340 тысяч человек. Его роль в истории и развитии Русского государства исключительно велика. Владимир наряду с Киевом, Великим Новгородом, Москвой сыграл огромную роль в формировании и усилении Русского государства, становлении и развитии национальной культуры. На месте современного Владимира и его окрестностей люди поселились еще в I в. н. э. В районе Успенского собора в начале нашей эры был посёлок, основанный финно‑угорским племенем. Славяне появились в этих местах только в X–XI вв. Сюда пришли смоленские кривичи и новгородские словены. В Южной (Киевской) Руси её отдалённую северную вотчину называли Залесский край, который был богат рыбой, пушным зверем, имел плодородные почвы. Думая о прошлом нашей страны, мы вспоминаем Владимиро‑Суздальское княжество, вспоминаем, что было время, когда приоритетным был титул «великий князь владимирский», когда русские митрополиты жили именно во Владимире, где венчали князей на великое княжение. Даже когда Москва стала особо значимым городом, столицей великого княжества, московские князья какое‑то время венчаться на великое княжение приезжали во Владимир. Почти до середины XV в. московские князья получали звание великих во Владимире, совершался этот торжественный обряд в его Успенском соборе.

Год основания Владимира точно не известен. В Ипатьевской летописи говорится, что этот город основал в 990 г. великий киевский князь Владимир Красное Солнышко (см. с. 19). В советский период утверждали, что Владимир основал в 1108 г. не святой князь Владимир, а другой князь – Владимир Мономах, но работы археологов советского периода доказывали, что в ХI в. этот город уже был большим и имел значительное торговое признание. Большинство исследователей относят основание Владимира к 990 г., значит, в 2010 г. возраст этого города будет 1020 лет. С давних времен местность, где возник и развивается Владимир, была и остается привлекательной. Южная окраина Владимира‑Суздальского плодородного ополья, на высоком берегу р. Клязьмы, хорошо подходит для земледельческой деятельности. В глубокой древности здесь были большие леса с пушными зверями, в реках и озерах было много рыбы, важно было и то, что местность не страдала от междоусобиц и набегов половецких орд (как на юге Руси). Неудивительно, что сюда из Южной Руси переселялись люди, знавшие, что земля здесь хорошая, но менее плодородная, чем в Южной Руси, однако жить здесь безопаснее и спокойнее, чем под Киевом и в других южных районах. О выходцах из Приднепровья, Киева и других южных городов, перебравшихся в те давние времена на владимирские земли, напоминают названия владимирских рек и городов: Лыбедь, Ирпень, Почайна, Стародуб, Галич, Трубеж.

 

 

Владимир в XII в.

 

Развитие Владимира и всей Владимирской земли уже на первом этапе было связано с сильными личностями – князьями: Владимиром Красное Солнышко, Владимиром Мономахом, его сыном Юрием Долгоруким и внуком Андреем Юрьевичем Боголюбским. Исторический фон для развития Владимира был удачным. Уже при князе Юрии Долгоруком Ростово‑Суздальское княжество стало одним из самых сильных в Европе, он создал во Владимире своей новый княжеский двор с палатами и белокаменной церковью, способствовал переселению в эти места людей из южных областей, предоставлял им льготы и земельные наделы, а главное – реализовал свою мечту – стал великим киевским князем. Его сын князь Андрей Боголюбский чувствовал себя уверенно при таком отце, но сам больше любил не Южную, а Северо‑Восточную Русь, особенно земли Суздальские, Ростовские, Владимирские. Андрей Боголюбский, по воле отца Юрия Долгорукого княживший в Вышгороде (под Киевом), тайно покинул его и отправился в Ростово‑Суздальскую землю, забрав с собой главную святыню города – икону Божией Матери. Ночью в пути ему было видение: Божия Матерь приказала везти ее образ не в Ростов или Суздаль, а во Владимир, то есть показала свое особое отношение именно к этому городу.

С середины ХII в. Владимир был вотчинным владением Андрея Боголюбского, который стал князем Владимиро‑Суздальским (1157) и перенёс в него столицу своего княжества, поставил цель сделать Владимир главным общерусским центром.

Андрей Боголюбский осознавал, что после кончины отца при своевольных киевских боярах великому князю киевскому не под силу править единолично и объединить под своей властью все Русские земли. Он со временем видел Владимир столицей очень сильного великого княжества во главе с ним. Процесс этот был длительным и трудным. Войска Андрея Боголюбского в 1169 г. захватили Киев, он избавился от неугодных ему бояр, прогнал в Византию своих братьев, действовал во имя реализации своих планов решительно, нередко и жестоко. Но ему удалось возвысить Северо‑Восточную Русь во главе с Владимиром, создать великое княжество Владимирское, сохранить национальное единство государства. В подчинении Андрея Боголюбского были почти 20 князей, его называли «русским царем» в исторических писаниях XII – ХIII вв. Андрей Боголюбский окружил Владимир в 1164 г. оборонительным валом с бревенчатыми стенами длиной 7 км, построил Золотые ворота (были подобны Золотым воротам Константинополя и Киева). Он возвел на своих землях более 30 храмов и монастырей, в том числе все главные храмы Владимира, посвященные Богородице во главе с собором Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160), создал в этом городе Спасский и Вознесенский монастыри, а в его окрестностях – храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165), а также построил (1157–1165) загородную княжескую резиденцию и основал в ней при своем дворце монастырь (ныне Свято‑Боголюбов женский монастырь). Удачные военные походы способствовали строительной деятельности князя. Он совершил два похода на волжских булгар, ставших в Х в. мусульманами (первый из них – в 1164 г.) и другие; но были и воинские неудачи, например поражение в 1170 г. от менее сильного войска Великого Новгорода. Но в целом князь был сильнее и богаче других князей, которые признавали его первенство. Политический авторитет Владимира стабильно креп, в нем проводились общерусские съезды князей, составляли общерусский летописный свод. Все это было подготовлено трудами князя Андрея Боголюбского, личности яркой хотя и противоречивой.

Андрей Боголюбский (1110–1175) был внуком великого киевского князя Владимира Мономаха, прямым потомком византийского императора Константина Мономаха, старшим сыном князя Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича. С именем князя Андрея Боголюбского связаны два значительных события в отечественной истории: провозглашение независимости Суздальского, или Владимирского, точнее Владимиро‑Суздальского княжества (государства), и перенос столицы Руси из Киева во Владимир. Князь Андрей обладал рядом ярких черт в характере: 1) был пламенным патриотом Ростово‑Суздальской земли, где он родился, провел детство и юность, хотел жить и княжить только там; 2) был щедрым в раздаче милостыни нищим и убогим, давал примеры набожности, верности Православию, решимости в укреплении христианской веры, увеличении числа ее приверженцев и борьбе с иноверцами, а также активности в строительстве храмов; 3) был храбрым инициативным воином, своей смелостью и находчивостью вызывал всеобщее уважение, в большой мере благодаря его доблести дружинники добывали победу; 4) несмотря на репутацию решительного и удачливого вояки, полководца, он стремился конфликтные ситуации преодолевать не путем войны, насилия, воинских стычек, а мирным путем (что ему удавалось осуществить не всегда).

 

 

Великий князь Андрей Боголюбский. Рисунок В.П. Верещагина. 1891 г.

 

Андрей Боголюбский, став во второй половине XII в. владимиро‑суздальским князем, вёл упорную борьбу с боярством Ростова и Суздаля, добивался у бояр признания своей единой власти, стремился подчинить себе другие русские земли, чтобы объединить их в одном государстве. Ему удалось поставить в зависимость от Владимира Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Смоленск, Полоцк, некоторые другие города, а в Великом Новгороде он фактически держал своих ставленников. Именно благодаря Андрею Боголюбскому Владимир стал неоспоримым политическим центром русских земель, в нём проводились общерусские съезды князей, составлялся общерусский летописный свод.

Андрей Боголюбский неизменно стремился проводить политику объединения разрозненных русских княжеств, вёл решительную борьбу со старым боярством за создание единого и сильного русского государства. Крупное феодальное боярство стремилось к независимости и самостоятельности, вело разорительные междоусобные войны. Бояре и князья захватывали земли у свободных славянских общинников‑смердов, притесняли население городов, ставших центрами ремесла и торговли. Городское и сельское население поддерживало идею единства русского народа и необходимости сильной централизованной власти, к реализации этой идеи стремился князь Андрей Боголюбский. Он мечтал о единовластии, полном подчинении ему всех удельных князей. Самовластная политика Андрея Боголюбского встречала резкое сопротивление боярской знати.

Обладая многими достоинствами, Андрей Боголюбский всю свою жизнь страдал от греха гордыни, определившего непривлекательные черты его характера. Он хотел везде быть только первым и славным. Не любил подчиняться чужой воле (в том числе и своего отца), был редкостно своевольным, мог быть временами очень жестоким и самовластным, истово не любил иноверцев, особенно (как и Владимир Мономах) – иудеев, стремился во всех делах к единоличной власти, не терпел критики своих решений, стремился иметь только послушных его воле подчиненных и слуг, не умел слушать и уважать мнение других людей, тем более менее родовитых, но более опытных и грамотных, чем он, окружал себя помощниками только по принципу личной верности ему, без должного учета их деловых качеств. Он сполна не осознавал, что под внешним прикрытием покорности и верности ему могут в людях крыться корысть, ограниченность знаний и опыта, способность изменить ему при условии обретения материальных и иных выгод у нового патрона.

Жизнь князя Андрей Боголюбского оказалась недолгой – 64 года, но наполненной многими поучительными событиями.

Отец Андрея Боголюбского, ростово‑суздальский князь Юрий Долгорукий, 30 лет боролся за киевский престол, три раза овладевал Киевом – столицей Древней Руси, в 1155 г. надежно стал в нем великим князем. Еще в 1149 г., овладев Киевом, Юрий посадил Андрея на княжение в Вышгороде, снова Андрей стал князем Вышгородским в 1156 г., после того, как его отец в третий раз овладел Киевов в 1155 г. Андрей не мог привыкнуть к жизни в Южной Руси, где постоянно между князьями шли усобицы, войны за власть и уделы, лилась кровь, он хотел вернуться на любимую им Ростово‑Суздальскую землю. Не желая участвовать в междоусобице родственников, 45летний Андрей бросил свой Вышгород, без благословения отца уехал из него, да и еще тайно взял с собой из женского монастыря в Вышгороде чудотворную очень древнюю икону Святой Богородицы, привезенную из Константинополя и писанную, как гласит предание, святым евангелистом Лукою. Путь его лежал на Ростово‑Суздальскую землю. Как гласит легенда, недалеко от Владимира кони под экипажем, который вез икону, вдруг встали; запрягли других лошадей, но и они не смогли сдвинуть повозку с места. Князь распорядился остановиться на ночлег в том месте. Ночью князю Божья Матерь явилась во сне, запретила везти икону в Ростов или Суздаль, велела оставить ее во Владимире, что Андрей и сделал. В месте видения он построил село, со временем его назвали Боголюбово, построил дворец, при котором был создан монастырь.

47летний Андрей Боголюбский стал князем Ростово‑Суздальским. Андрей поселился тогда в небольшом городке Владимире, который сделал стольным городом его княжества, названного Владимирским. Андрей Боголюбский завоевал Киев (1169), но переезжать в него не захотел. Владимир стал столицей нового великого княжества. Так Андрей Боголюбский основал великое княжество Владимирское (почти два века Владимир был главным центром Русского государства). Андрей Боголюбский был великим князем Владимирским 5 лет (1169–1174), когда он был в возрасте 59–64 года.

Большинство книг и рассказы экскурсоводов говорят о том, что современники видели в Андрее Боголюбском набожного, благочестивого, нищелюбивого человека, много молившегося в храмах, даже ночью приходившего в храм, лично зажигавшего свечи и молившегося со слезами умиления на глазах перед образами. Своих гостей‑иноверцев (особенно нужных ему, влиятельных, богатых) он стремился привести в храм, показать богатства православных ризниц, предпринимал шаги, способствовавшие их переходу в Православие. Но было в его жизни и много невиданного ранее на Руси в быту русского князя, в том числе великого князя. Андрей не жаловал своим вниманием даже ближайших родственников. Так, никому из своих братьев он не дал волости в Суздальской земле, выгнал (1162) из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу (вторую жену Юрия Долгорукого) вместе с ее тремя маленькими детьми, потом удалил и двух племянников, отменил систему уделов, не давал городов ни братьям, ни сыновьям. Андрей не советовался с боярами, как было принято на Руси. При этом многих старых родовитых бояр, верой и правдой служивших его отцу Юрию Долгорукому, он выгнал, а некоторых отправил в темницу. Себя он окружил новыми служивыми боярами, во всем соглашавшимися с ним, но не имевшими слишком часто должных опыта и знаний, однако умевшими подчиняться и льстить ему. При всем своем уме, хитрости, изворотливости Андрей год от года становился еще более властолюбивым. Единовластие ужесточает, и он становился более жестоким и беспощадным.

Зная алчные мечты князей о власти, увеличении их владений и богатств, Андрей не способствовал дружбе между ними, а старался их поссорить, сделать соперниками или даже врагами. Некоторые из князей догадывались о его вине перед ними, его желании сломить их, подавить их дух, и неизбежно приходили к мысли отделаться от него любой ценой.

Усиливались постепенно недовольства Андреем и на религиозной почве, тем более что он активно способствовал переходу в Православие иноверцев, в том числе купцов евреев‑иудеев. Согласно воззрениям Талмуда, гой, «совративший» еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти. Момент для этого нашли подходящий. У Андрея было несколько любимых слуг: Прокопий, Кузьма и Яким Кучкович. Брат последнего, то есть ближайший родственник жены Андрея Боголюбского Улиты, чем‑то проштрафился, по приказу князя его казнили, что вызвало ярую злобу Якима и Улиты на Андрея. Тогда ключник‑иудей Анбал Ясин и иноземец Ефрем Моизич смогли объединить и уговорить нескольких недовольных князем людей (всего 20 человек) убить его. Иудеи заранее готовили эту месть, действовали согласно воззрениям Талмуда; Анбал Ясин стал главным лицом среди убийц Андрея Боголюбского, но мало кто об этом знал или догадывался. Кучковичи хотели отомстить князю за беды, которые он принёс их роду. Кто‑то хотел убить князя только потому, что он особенно любил и был щедрым к слуге Прокопию (которому они завидовали), а не к ним. Другие мечтали захватить его богатства, перехватить власть, отделаться от единовластного гнета князя Андрея Боголюбского, которого с каждым годом всё в большей мере оценивали как диктатора, князя‑самовластца.

Называли и называют разные версии причин убийства Андрея Боголюбского: 1) месть семейства Кучковичей за насилие и унижение их рода (Юрий Долгорукий, отец Андрея, обесчестил жену боярина Степана Ивановича Кучки, убил его, а его дочь Улиту насильно выдал в 1148 замуж за своего сына Андрея, который в дальнейшем недолюбливал сыновей С. Кучки – “Кучковичей” – и не слишком любил жену Улиту); 2) родственникам и родовитым боярам надоело терпеть его как истового самовластца (ущемлял их имущественные интересы, мог выгнать из своего княжества или заключить в темницу, не советовался и все решал сам, окружил себя послушными исполнителями его воли, а не грамотными и думающими помощниками‑единомышленниками, никого не считал равным себе); 3) недовольство киевлян и новгородцев им, его политикой (постоянно унижал Киев, киевских князей, умалял роль Киева в русской истории, а также усиленно мечтал сделать послушными ему рабами новгородцев, подчинить себе вольный и богатый Великий Новгород, хотел принизить заслуги новгородцев в русской истории, намеревался только по своему желанию посылать в эти города князей, и только тех, кто безропотно признавал его старейшинство, то есть первое место среди всех русских князей); 4) активная просветительская деятельность Андрея Боголюбского среди иноверных купцов резко увеличила число евреев, принимавших Православие, что вызвало мощное недовольство князем со стороны антиправославных сил.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь