Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поэтому надо поверить человеку во время процесса постижения мира. Задать рамки, организующие общее направление, и оставить в этих рамках максимум простора для саморазвивающегося начала.



   Отсюда основной принцип построения урока — принцип погружения в тот информационный слой, который тебе сейчас наиболее близок, независимо от возраста. Работаешь, насколько внутренне есть способность и желание сейчас воспринять именно этот материал. Хочется изучать другой предмет — подойди к другому кругу. Совсем не хочется — отдохни, переключись на другую работу.

    Система ценностей коллектива. Познать радость в себе и на пользу ближним как можно больше и как можно лучше. Трудно даётся — твой сосед охотно поможет.

   Стимул для роста и вдохновения. Ты сам, познав что-то, можешь и даже должен объяснить это другому. Этот другой — твой друг, часть твоего мира. Помочь ему — радость; помог ему — проявил себя, самоутвердился в хорошем деле.

Огромный объём знаний удаётся освоить так быстро, потому что:

— изначально предполагается и затем аргументированно доказывается, что это полезно для тебя и необходимо для твоего роста;

— обучение приятно, потому что даётся без жёстких рамок, в игровом ключе;

— никто не задумывается, что это «много», потому что нет понятия «мало» — хочется усвоить быстрее (это полезно) и передать другим (дополнительный стимул в процессе постижения истины).

  Атмосфера. Духовное братство — в высшем смысле этого слова. Братство равных, живущих в едином духовном потоке. Синегорцы живут в равных условиях с тобой. Ты делишь с ними пищу. Готовишь её, раздаёшь её, что является, помимо психологического, ещё и священным фактором.

 В средневековой Руси и на Кавказе разделившие вместе хлеб и воду уже совершали ритуал духовного побратимства. Человек, считавший другого неприятелем (если он честный человек), не мог сесть с ним за один стол; а если садился, значит признавал, что обида забыта. Подношение хлеба-соли на Руси — пример этого обряда.

Ты служишь ближнему, он служит тебе. Это органично и не воспринимается в плане противопоставления: сильные заставили — я подчинился; они «верхние» — чуждые, я «нижний» — чуждый им.

  Мы. «Я» — часть этого «мы» — воспитывается ежедневно. Если я хочу радовать ближних своим присутствием, я должен сделать хорошо то, что признаётся ими за ценное и с чем я согласен. Учиться быть отзывчивым, весёлым. Разделять с ближними заботы, а не только радости. То, что за пределами Синегорья иногда считают омертвевшими прописными истинами, вдруг оживает и становится реальным поводом для действий и ложится в основу критериев мировоззрения.

 «Я» — не центр этого мира. Есть более красивые, лучше усваивающие, более весёлые или от природы сильные. Их ум и сила не унижают, а, наоборот, обогащают меня, потому что они — часть моего мира, и я рад, что нахожусь среди них. Они помогут мне стать таким же мудрым, сильным, красивым.

   Возможность стать наставником в 8-10 лет, делиться знаниями с более старшими — огромного значения факт для растущей личности. Самообучение, самовоспитание, созидание друг другом самих себя — это процесс, на котором была построена славянская община, казачья станица, поселения Севера, где не было крепостного права, а значит, в сознании отсутствовал комплекс неотвратимости подчинения.

    В казачьей станице не было «чужих» детей. Их могли воспитывать все, потому что дети, вырастая, становились друзьями, соседями, сослуживцами, мужьями и женами друг другу, а значит, частью духовного и материального мира станичника. Как же не формировать его, пока есть возможность!

    Не было одиноких. Вдове найдут мужа. Бобылей не любили, подозрительно к ним относились, потому что всякая дисгармония неизбежно отразится на общине. Поэтому в Синегорье, при правильно сформулированной системе ценностей, всплывает ещё и генетическая память. Синегорцы помнят идеалы своих прадедов подсознательно.

    Молодому славянину в 13 лет на Руси уже доверяли оружие, брали в походы. В 14-15 лет русич мог стать хозяином дома, полноправно вести хозяйство. Полученный опыт и здоровье позволяли быть и пахарем, и организатором хозяйства. Сейчас Русь нуждается в «хозяевах» и ратниках. На Поле Куликово выходили 13–летние. Сейчас та же ситуация.

    Наши души - Поле Битвы. Чтобы оно не стало Диким полем, - Синегорье вспоминает лучшие славянские традиции и взращивает своих витязей.

    Слово. Его силу предки знали хорошо. Не случайно именно юношество, молодые засорили свой язык англицизмами, блатным жаргоном, уродливым «арго». Словом, обращением к знакомому, подруге они уже унижают, оскорбляют. Невозможно выразить высокие человеческие чувства теми словами, которыми они пользуются. А это и чувства убивает. Используемые слова отражают и формируют обратную связь миропонимания, мирочувствования.

    Силу слова в Синегорье почитают, потому и желают друг другу здоровья по много раз в день. Какой мощный источник силы, резец для формирования души хранят слова, звучащие в Синегорье! Искони славянские, глубокие, всеобъемлющие, мелодичные.

     Врачи подтверждают, что организм человека может лечиться при звуках естественного для него ритма родной речи. Сейчас сам ритм искажают англицизмами. Но не в Синегорье.

     Родина и синегорцы. Для синегорцев Родина — это органическая часть их мира. Среда обитания. Они — часть своей Родины. Они сильны тем, что у них есть цель. Сейчас Русь бьётся за то, чтобы не стать колонией, доминионом, сырьевым придатком. Они сознают своё место в этой борьбе. Дерево Рода, дерево нации корнями в родной земле.

    Синегорцы с XXI века начнут своё возделывание душ и судеб по всей Руси. Как хорошо, что их уже ждут истосковавшимися, изболевшимися по русскому духу сердцами. Это ни на грамм не уменьшит сопротивление, которое им предстоит преодолеть, но усилит их, вдохновит.

    На Руси возрождать Русь — вот их задача. Возродить в реальных детях, в ближайшее время — силой собственной веры и целеустремлённостью.

   Не словом полемики, а делом, собой синегорцы начнут свою рать, свою пахоту. Поистине образы Святогора и Микулы Селяниновича не покажутся гиперболичными. В самый раз. Именно Святогорами и надо быть, чтобы поднять «тугу земную» безверия, опустошённости духовной. Мечом работать гораздо проще, чем так — духом.

    Удивительная закономерность в том, что синегорцев особенно горячо ждут на землях, которые считают сакральными, на землях, где развилось казачество. Белуха, Алтай, Оренбургский край. Всё это места «заветные». А синегорцы понесут именно «славянский завет» — завещание предков в эту современность.

   Чистота. Она удивительная и многогранная часть Синегорья. Начинается с порога. Войди в дом в чистой обуви. Очисти грязь с ботинок и подумай о чистоте своих мыслей. Войти в этот дом нужно с чистой душой, потому что там очень чистая материя — дети. Ещё не исчёрканные, не исписанные каракулями неудач и чьих-то злых помыслов. У них чистые глаза. Светлые оттого, что чистые лица.

   В теремах Синегорья очень духовная атмосфера. Задорные, шумные дети спешат по коридору, но опрятность одежды — их особенность. Трудно в детстве сгармонизировать положение складок на рубашке и не помять в беготне брюки, но идеал тут — это чистая линия.

Грязные слова исключены абсолютно. Даже грязные эмоции — зависть, недоброжелательность, раздражение, страх, корысть. В Синегорье не имеет значения главная причина нечистоты людской - деньги. Там ничего не продают и никого невозможно купить.

   Адаптивность. Особенностью синегорцев является повышенная адаптивность в экстремальных условиях. Отличная физическая подготовка (ежедневные занятия борьбой и хореографией) помогают выдержать физические нагрузки. Привычка заниматься по 12 часов вырабатывает отличную память, приучает мозг спокойно принимать новый материал.         Помимо высшего образования, синегорцы нередко получают параллельно с ним и рабочие специальности. Это расширяет диапазон возможностей не только при устройстве на работу, но и очень помогает в частной жизни (умение самим провести электричество, участвовать в построении дома в качестве специалиста-каменщика или плиточника и др.).

    Особенности психологического воспитания. Общество нуждается в доброжелательных, отзывчивых, надёжных людях. Несостоявшаяся личность, растерявшаяся под натиском реальности — типичная картина.

 Синегорцы настроены изначально на оздоровление социума всем своим поведением. Они учатся объединять людей, поддерживать. Ближние для синегорцев не просто сограждане — они часть народа. А народ — понятие для синегорца не абстрактное. Помочь народу всем, чем можно — и есть задача синегорца. Народ растерян — ободрить его, разделён — собрать, организовать в общину. Народ тоскует в бесцельном метании — созданием школ поставить перед ним реальную цель, вырастить поколение, которое и выведет Русь из кризиса. Синегорцы уже начали этот процесс фактом своего существования.

     На личностном, локальном уровне синегорец как надёжный друг, человек твёрдых нравственных устоев, специалист, которого есть за что уважать, способен собрать вокруг себя людей. Модель, принцип — славянская община. Форма работы — создание школы-аналога Синегорья. Причём для Синегорья школа — главный, но не единственный путь реализации.

      Социально-личностный аспект. Современный мир и массовое сознание популяризируют схему: «Человек — эгоист в центре мироздания. Он должен служить своим страстям и прихотям. Родина — только место рождения. Жить надо там, где лучше. Если на Родине плохо, неуютно жить, надо поскорее покинуть это невыгодное и непрестижное место или жить, мучаясь комплексом политической неполноценности». Формулы «Человек человеку волк» и «Наверх любой ценой», жить ради своего «хочу» — не новы. Им тысячи лет. Многие в них уже разочаровались.

     Синегорец несёт в сознании общинную форму устройства общества. Её очень многие готовы поддержать. Ждут лидера, изначально требуя от него соответствия по очень многим параметрам (кризис веры). Такие люди в Синегорье растут. Их модель построения мира не политическая. Синегорец не будет образовывать новую партию. Он готов обратиться к самому народу с целью вспомнить исконную форму существования. Это трудно в начале ХХ века, но возможно и, главное, необходимо народу. Именно в общине, в народе вырастут те политики, в чьих программах будут не декларации, а реальные задачи с реальными механизмами исполнения.        Кризис современного политического процесса — отражение кризиса мировоззрения. Не о народе думают политики, а о престиже и выживании своих партий и своём лидерстве. Это чётко выражается в их действиях.

    Настоящего политического лидера возможно вырастить только в народной среде. Первый этап его становления — сознание того, что он часть народа и хочет реально помочь сородичам в масштабе всей Руси. Уважение к нему соседей, уважение в его доме, районе, городе — вот реальные показатели его значимости.

    Современных депутатов их избиратели узнают только перед выборами, а избранные мгновенно (как правило) становятся невидимы и недоступны. Люди, имеющие авторитет у народа, невольно обратятся к политике, поскольку другого средства кардинально оздоровить общество нет. Синегорцы, возможно, столкнутся с этой проблемой, но на втором этапе. Первый этап — создание на Руси школ–общин, популяризация в народном сознании идеалов рода.

    Открытость. Синегорец открыт людям. Он не боится ближнего, напротив — готов ему помочь; ведь ближний — часть его мира. Он открыт знаниям, постижению нового, открыт природе. Он — органическая часть природы: уважает её, осознавая родство с ней, умеет ею любоваться.

     Он открыт Богу, который есть Высшая Справедливость, Творец и Создатель мира. Это то, что необходимо для нормального высокодуховного развития. Русь всегда называли Святой.         Синегорцу близко это определение, потому что мир для него свят. Его надо созидать и любить, ибо этим созидаешь и любишь себя (но это подсознательный мотив). Самый большой грех — разрушать и ненавидеть. Доброжелательность в Синегорье — открытость ко всему созидающему; это лучший показатель внутренней открытости.

 

Я не сам ли выбрал час рожденья,

Век и царство, область и народ,

Чтоб пройти сквозь муки и крещенье

Совести, огня и вод!

Верю в правоту верховных сил,

Расковавших древние стихии,

И из недр обугленной России

Говорю: «Ты прав, что так судил!»

Надо до алмазного закала

Прокалить всю толщу бытия.

Если ж дров в плавильной печи мало,

Господи! Вот плоть моя!

 

                                                             М.П. Щетинин

 

                                         КТО ЖЕ ОН?

                                                       Порождает, но не обладает.

                                                     Действует, не имея воздаяния,

                                                    Достигает совершенства,

                                                       Не считая это успехом,

                                                            Он не стремится к успеху.

                                                                      И тот не покидает его.

Дао дэ Цзин.

 

    Прошло семь лет со дня моего знакомства с М.П. Щетининым и его Школой. За это время я познакомился со многими детьми, сотрудниками, но они меня не перестают удивлять и восхищать.

   Настоящее — плод прошлого и семя будущего. Кем же он был в прошлом?

   Кто же он?

   Почему мы встретились?

   Слушая Михаила Петровича, вспоминая его беседы, стал понимать, что, находясь рядом с ним, я должен быть максимально внимателен и осознан. Но этому мешают мои стереотипы и предубеждения. Школа, затем институт, да и сама жизнь учили меня не так и не этому. Прошлые знания во мне защищают свою правоту. Я стал понимать, что нужно вернуться к исходному состоянию, вернуться к себе.

  Чтобы понять суть этой Школы, мне придётся многое переосмыслить. Через увиденное, услышанное и пережитое у меня стали появляться проблески Образа Школы будущего.

Какие-то моменты, увиденные в Школе, мне непонятны до сих пор и вызывают недоумение.

Например, однажды один парень признался, что не может освоить математику. На что Михаил Петрович ему сказал:

— Ты готов за двадцать четыре часа взять курс всей математики, но чтобы это было для тебя как водопад ледяной воды? Сейчас я познакомлю тебя с человеком, который поможет тебе в этом!

Подумав, парень согласился. В этот момент в кабинет вошла девушка, точно помню, что её Щетинин специально не приглашал.

— Вот она тебе поможет с математикой. Через двадцать четыре часа ты мне докладываешь о результатах!

!?

Михаил Петрович может беседовать со мной в кабинете, выйдя на минутку поговорить по телефону, через какое-то время он уже с кем-то беседует на танцплощадке...

В один из приездов в Школу Михаил Петрович обнял меня, поздоровавшись, провёл в кабинет. Внимательно посмотрел на меня и сказал:

— Что-то с Вами не то, отправляйтесь на море, через три дня приходите!

Поначалу меня это сильно удивляло.

 

Однажды в разговоре Вика сказала фразу:

— «В школе не должно быть учебников!»

Сразу у неё не удалось прояснить смысл этой фразы. Дети в Школе не просто заняты все 24 часа в сутки, они, как пчёлки, находятся в постоянном движении, подчинённом очень большому замыслу. И порой могут уделить общению несколько минут, как бы им ни хотелось пообщаться.

«В школе не должно быть учебников!»

Что хотела мне сказать 13-летняя девочка? Я учился по учебникам, она сама учится по учебникам, и все дети в школе учатся по учебникам.

Когда над чем-то думаешь, то рано или поздно всё равно приходит ответ. В данном случае ответ пришёл через самого Щетинина. В одной статье он делится мыслями по этому поводу: «По моему представлению, — быть может, для современного учителя оно покажется смешным, — вообще учить детей не надо. Говорят же, «не учи меня жить». Никто не учит зерно пшеницы, как строить колос, неужели мы, люди, более примитивные начала, чем семя пшеницы? Никто не учит маленькую букашку, там нет учебного процесса, нет завуча, директора, министра просвещения, не создаются издательства, учебники. А что же там есть? А там как раз есть та самая родовая память. В нашей родовой памяти, по моему представлению, записана вся информация обо всём Космосе, к которому мы исстари были приписаны, и теперь только память о нём, об устройстве его, о законах движения в нём, о том, как жить в этой системе. Поэтому вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок не готовился жить, а жил. Лёгкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас. Родовая память содержит самую качественную информацию о различных способах жизни в этом безмерном мире. Поэтому единственное, в чём мы можем ребёнку помочь — реализовать себя, со всей его безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность, свой космизм, проявить сегодня как вечность.

Они реально создают учебные пособия и учебники. Мы их не делаем как учебники для всей России, мы эти учебники используем как систему роста самих ребят, потому что в будущих школах России учебники будут делать сами учащиеся и учителя. Так что наша школа - это и учителя, и ученики, и все они - исследователи».

Вот, оказывается, в чём дело — создавать учебник как процесс своего развития и способ передачи знаний конкретному человеку, которого ты знаешь и с которым установил отношения.

Как в древние времена целитель, общаясь с пациентом, видел и чувствовал человека очень глубоко, видел не только историю болезни, её первопричину, её корни, но и видел путь исцеления. От тех времён осталось выражение «заглянуть в душу». Он видел душу человека своим духовным видением. Затем шёл в лес, в горы, собирал травы, предназначенные конкретному человеку. Он так же видел и чувствовал эти травы, знал их свойства, их душу. В молитвах их готовил, опять же конкретному человеку. И, естественно, записывал рецепт.

Спустя тысячелетия люди находят эти рецепты и по ним создают лекарства для миллионов людей, используя современные технологии. Не учитывая самого главного — Человека.

  По-моему, то же самое происходит и со школьными учебниками.

 

...На площадке стоят ульи, жужжат пчёлы. Смотрю, рядом с ульями сидят ребята, используя ульи как столы, каждый занят своим делом.

— А вы пчёл не боитесь? — полюбопытствовал я.

— А мы им не мешаем, — улыбнувшись, ответили ребята.

Через несколько часов там уже образовался круг учащихся, к ним присоединился Щетинин, и пчёлы стали частью этого круга. Они общались около двух часов.

Через какое-то время сформировался новый круг ребят, и к ним присоединился Михаил Петрович.

Разговор был мужской. Парни живут по-военному: по взводам, по экипажам. У каждого экипажа своё имя: экипаж имени Жукова Г.К. или экипаж имени Нахимова П.С.

Ребятам нужно было переформироваться. Естественно, многие «притёрлись» друг к другу, привыкли жить в одной комнате. Нежелание переезжать ребята объясняли тем, что данным составом они лучше будут постигать знания.

Михаил Петрович внимательно выслушал ребят.

— Какие ещё проблемы, и вообще, в чём проблема, ребята? Вы же мужчины, а там, где мужчина — там нет проблем!

Мужчины вы! Многое можете сделать, если вы мужчины! Мужчина — это дух, устремлённый в будущее. Чтобы многое сделать, перестаньте быть маленькими сразу. Огромная ответственность — быть мужчиной. Все события вашей жизни — защита мамы, брата, сестры, семьи, всего вашего Рода, Родины, — причём такая, чтобы всё сразу и на высшем уровне. Значит, нужно быть всё время в состоянии чувства Всего, постоянно Всё чувствовать, не отвлекаться, быть всё время включенными во Всё, быть в состоянии связи. Не играйте в маленького человека.

У горцев понятие «мужчина» — это звание, высшее звание — Мужчина! Не дай Бог тебе скажут, что ты не мужчина. Всё — это смерть, это приговор. А Мужчина — это звание! Мужчина — значит, тебя не ранит никто, ни одна пуля тебя не тронет, если ты Мужчина!

Хотите быть сильными? Если хотите, вы — Мужчины! Если хотите быть слабыми — то не Мужчины, вам никто не поможет. А сильным может быть только всемогущий. А всемогущий тот, кто всё может. А может тот, кто ВО ВСЁМ сам ЕСТЬ. Он сам - Всё. Он вспомнил, что воля Творца - его воля.

Вам уже много лет. Очень много. Вы меня слышите? Спасибо! Держите себя!

В чём сила младшего? — Он Вершина Рода! В чём слабость младшего? Если ты вершина Рода — ты Вершина. А если нет Рода, то ты уже не Вершина.

Всё время находитесь на пике, ощущайте бесконечность, не признавайте в себе маленького. Каждый из вас — Вершина Рода, Пик его, самое высшее достижение Рода! Всё в вас вложено, весь Род в вас всё вложил. Отвечайте за всё и за всех. Набирайте ответственность сразу. Пока ваши сверстники загорают — вы набирайте!

Мужчина один раз услышит — тут же действует!

Надо стать РУССКИМИ.                                                                                                                                       Р — Вселенский Огонь,                                                                                                                                           У — Вершина Вселенского Огня,                                                                                                                           С — соединяющее Небесное и Земное,                                                                                                             С — соединяющее Земное и Небесное,                                                                                                 КИЙ — энергия, которая распространяется во всю Вселенную.                                                          РУССКИЙ!

Вы корни имеете во Всём. Вы и Мир — одно. В вас вся сила. Вы взяли свою огромную силу и привезли в Текос.

 Если Господь дал жизнь, значит, Он дал вам Дар. Это ваш Дар. А если Дар не трогаешь, то ты безДАРный, у тебя плохо будет получаться.                                                                                   

 И чем дальше вы будете уходить от дня вашего рождения, тем труднее будет вам. Вы меня слышите?                                                                                                                                                 Гены работают, там записано — оказывай содействие каждому, по совести, по духу. Вы творцы, вас Господь ведёт! А мы его чувствуем Совестью. Это и есть Господь в нас.                                                                                             Везде поступайте по Совести. Всё время слушайте. Всё слушайте!                                                          Прежде чем что-то сказать, хорошо почувствуйте — попадаешь в общий процесс или нет. Всегда работайте во Вселенной, работайте во Всём, Здесь и Сейчас, Всегда и Везде. Когда хорошо на душе - мысль хорошая, нехорошо на душе - ту мысль на преображение. Если произносите слово и на душе муторно - мысль на преображение.

И тут Михаил Петрович командирским голосом:

— В одну шеренгу становись!

— На первый-второй рассчитайся!

— Первые номера — шаг вперед! Шагом марш в круг!

— Вторые номера — шагом марш в круг!

В автобусе стоит женщина — мужчина уступает место. Ты любишь горячую кашу — на, пожалуйста, я поем холодную. Мужская энергия — это энергия Вселенной, она всё приводит в Гармонию. Мужчина не создает проблем. Он их устраняет. Вам в армии служить, Родину защищать. Один пойдёт на флот, другой в авиацию, третий в ракетные войска — и везде вам нужно будет уметь устранять проблемы. Я за это отвечаю.

— Вот когда нужно слабого защищать, нейтрализовать агрессию, Родину защищать — вот тогда нужно проявлять твёрдость Духа, Мужество, Волю! Мы же мужчины!

Вы всё поняли? Спасибо Вам!

Пошли жить!

Я стоял в стороне, в очередной раз восхищённый услышанным и увиденным.

Как будто это мне говорилось:

— Там, где мужчина, — там нет проблем!

Я подошёл к костру, который горит с раннего утра до позднего вечера, в голове масса впечатлений, информации. Костёр маленький, уютный. Огонь помогал осознавать увиденное и услышанное.

Завершив беседу с группой учеников, Михаил Петрович направился к гостям, терпеливо ожидавшим встречи. По себе знаю, порой приходится ждать достаточно долго, и не потому, что он не хочет с вами встречаться, просто дети для него на первом месте.  Он сразу везде и всегда с детьми, даже когда встречается с гостями или решает повседневные вопросы. Он видит и чувствует каждого ребёнка.

  Вокруг костра засуетились дети, стали собираться в круг. Я отошёл и сел в сторонку, решил не мешать им. А они почему-то собрались в круг рядом со мной. Через несколько минут Михаил Петрович садится в круг.

 

— Я с вами хочу поговорить о жевательной резинке. Сейчас к нам приехало много новеньких, и они оставляют её в столовой, в жилых комнатах, приклеивая к столам, стульям. Они не понимают, что в первую очередь причиняют вред себе. Во-первых, в ней могут быть канцерогены, различные заменители, которые пагубно сказываются на здоровье. Учёные предупреждают об этом. Лучше лишний раз не полениться зубы почистить. Во-вторых, начинает работать желудок, а пищи не поступает. Желудок готовится переваривать пищу, в которой содержится информация всей Вселенной, энергия всех стихий, он работает, ничего не получая. Получается обман, а обманывать каждую клеточку, каждый атом, за которые мы в ответе, нельзя. Мы в ответе ещё и за свою внутреннюю Вселенную. В результате этого обмана возникают болезни. Зачем себя обманывать? Они пока этого не осознают, помогите им!

Пошли жить!

 

  Один круг заканчивается, через несколько минут — точно пчелки — слетаются в новый круг новые ученики. И так весь день.

 

...Уже вечер, Щетинин всё ещё с детьми, они подходят и подходят к нему. Вместе разглядывают распустившиеся цветы, нюхают их, не срывая. В уме всплыли из памяти стихи Уильяма Блейка:

 

                             В одном мгновенье видеть вечность.

                             Огромный мир — в зерне песка.

                             В едином миге — бесконечность

                               И небо — в чашечке цветка!

 

— Смотрите, радуга! — с нескрываемым детским восторгом говорит Михаил Петрович.

— Да вон же она, видите? Смотрите, какая красота!

Вместе с детьми и их Учителем, задрав голову, я стал рассматривать то ли разноцветный закат, то ли необычную радугу, радуясь вместе с ними непонятно чему.

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство Небесное», — говорил Иисус.

   Когда говорят о противостоянии Школы в Текосе с Министерством образования и науки или с кем-то из чиновников, то это выражение некорректно. Это всё равно, что сказать: солнце противостоит облакам или тучам. Или цветок борется с землёй, из которой растёт. Солнце просто светит, а цветочек тянется вверх к солнышку. Дети вообще никому не противостоят, они живут и постигают жизнь в её многообразии и желают чтобы мы, взрослые помогали, а не мешали им в этом.

 

  Однажды в Школу приехала группа иностранцев, по-моему, из Чехии. Они неплохо говорили по-русски и просили разрешения у Михаила Петровича поработать вместе с детьми на стройке. М.П. Щетинин поинтересовался, где они остановились, нужна ли машина или другая помощь. Молодой человек, прощаясь, спросил: «А завтра Вы будете здесь?»

Улыбнувшись, Михаил Петрович ответил:

— Я буду здесь вечно

 

  Не зная законов Вселенной, мы изобретаем свои, искусственные, удобные нам. К сожалению, это происходит и с образованием. Как, например, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Виктор Болотов улучшает систему сдачи единого госэкзамена тем, что «варианты заданий по всем предметам составят для каждого часового пояса, чтобы выпускники, скажем, Калининградской области не смогли подготовиться к заданиям, которые уже решали ребята на Камчатке». (Комсомольская правда от 14 октября 2004 г.).

«Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино порвёт мехи и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». От Марка 2, 21-22.

История человечества показывает, что сначала всё новое в любой области отвергается, затем допускается, только потом принимается как само собой разумеющееся.

 

«Однажды к суфийскому Мастеру пришёл молодой человек. Образованный, начитанный, умный. Он стал критиковать его, его учение, что, мол, суфизм — это не от Бога. Нельзя при рождении оплакивать человека, а когда он умрёт, веселиться и радоваться этому, да и танцы у вас неправильные, и вообще вы не от мира сего.

Старый суфий внимательно выслушал монолог гостя, снял перстень с пальца и протягивает его молодому человеку.

— Сходи на базар и узнай, сколько денег дадут за этот перстень?

Молодой человек походил по базару, никто больше 5 серебряных монет ему не давал.

— А теперь сходи к ювелиру, спроси, сколько он готов заплатить за перстень. Удивлённый юноша, вернувшись к старцу, говорит:

— Он предложил мне самому назвать любую сумму и готов заплатить, если только скажу, откуда у меня перстень, так как обладатель его — величайший мудрец. Сказал, что этот перстень передаётся от Учителя ученику, постигшему Истину! Многие века ходят легенды об обладателях этого перстня!

Старый суфий посмотрел на молодого человека добрыми глазами:

— Чтобы судить о чём-то, нужно стать мастером этого дела!»

.

Чтобы оценивать работу Щетинина, его взгляд на систему образования, чтобы понять суть — необходимо постичь её изнутри, а не судить голословно, по газетным публикациям или по нескольким дням, проведённым в его Школе. Необходимо ВСТРЕТИТЬСЯ.

 

«Только любовь, — говорит Кришнамурти, — может привести к взаимопониманию. Где есть любовь, там мгновенно возникает общение с другими, общение на равных. Мы являемся настолько чёрствыми, опустошёнными и лишёнными любви, что позволяем правительствам и системам вмешиваться в образование наших детей и решать за нас нашу судьбу. Но правительства заинтересованы в квалифицированных специалистах, а не в гармоничных людях, поскольку целостная личность представляет собой угрозу для властей. Вот почему они так стремятся контролировать образование.

Жизнь невозможно подчинить системе, её нельзя втиснуть ни в какие рамки, какими бы благородными ни были при этом наши замыслы. Поэтому воспитанный на концептуальном знании ум не способен увидеть жизнь во всём её многообразии, утонченности, глубине и захватывающем величии. Если мы приучаем своих детей к систематическому мышлению и неукоснительной дисциплине, если мы поощряем их мыслить оценивающе и осуждающе, то таким образом мы не позволяем им стать полноценными мужчинами и женщинами. Именно поэтому им не хватает глубины ума, чтобы увидеть жизнь во всей её целостности.

Наивысшим предназначением образования является воспитание гармоничной личности, способной осознать жизнь как единое целое. Специалист не соприкасается с целым, а только с его частью. Большинство учителей не знают любви, их сердца закрыты, а умы черствы. Чтобы обучать детей, необходимо достичь самосознания, быть живым и бдительным, а для этого нужно обладать гораздо большим пониманием и любовью, нежели для того, чтобы заставить ребёнка следовать какому-то идеалу».

 

Все знают Ломоносова и Менделеева, и будут знать всегда, но не все знают, кто царствовал в России в те времена.

Все знают Ньютона и Шекспира, но не все знают, какая королева правила в Англии в те времена.

Все знают Моцарта и Гёте, но не все знают кайзера того времени.

Все знают Галилея и Джордано Бруно, но не все знают, кто был римским папой.

Есть великие люди, которые выражали Божественную Силу, Божественную Волю. И до сих пор мы знаем результат их действий, до сих пор существуют их Учения, до сих пор они являются светом для людей, потому что их действия согласовались с влиянием Божественной Силы. Было много других людей, великих полководцев, императоров, министров, они тоже что-то делали, но теперь о них мы мало, что знаем. Всё, что они делали, было разрушено временем, ибо всё, что они делали, было делом человеческим и в чём-то противоречило Божественной Силе. Когда человек действует в согласии с Богом, то его дела не разрушаются, существуют тысячелетиями, ибо его действия выражают силу и волю Бога.

Люди, прежде всего, отличаются мыслями. Каждый человек в своей жизни пытается воплотить свои замыслы и мечты. И в зависимости от чистоты помыслов, их мотивации, совершаются те или иные события и дела в жизни. Если человек реализует мелкие мысли, то и дела и судьба его будут мелкими. А если человек реализует великие идеи, то и судьба его будет великой. Именно они управляют человечеством, разворачивая путь его развития.

 

 

                                     ЗЕМЛЯ В ОГНЕ...

М.П. Щетинин

 

 

 Однажды снилось мне: я сплю внутри пожара. Мой дом горит, и мама, вся в слезах, сама в огне, бежит через огонь спасать меня: «Сынок! Вставай, сынок!» Я слышу, вижу всё — и сплю... Подняться что-то мне мешает. А в сердце — будто рана ножевая... И тут вдруг молнией взорвалась мысль: ведь мать в огне, мне мать в слезах, горящая, кричит. Сама горит, меня спасая!

— Мама! — крикнул я. — Бегу к тебе, собой закрою... Ты будешь жить, ты слышишь, мама!

И я проснулся. Понял, это сон. И в голос я, как в детстве раннем, плачу. И легче и светлей мне стало, и сами, без участия сознания, губы прошептали: «Мать ты спас!» Сейчас куда угодно бросился бы без всякого расчёта, собой закрыл тебя бы, Русь... Но только как?!

Тогда, ребёнком, знал я мир и смысл пути яснее. Сегодня я растерян. Былое всё, что строило меня — я потерял, а новое — сомнительно, бесцветно и постыло... Всё мимо сердца, не моё... Я улыбаюсь, роль весёлого играю, а на душе — застывший стон и плач. Ослеп, пути не вижу. Вокруг истоптана, изрыта вся земля, следов во все концы безмерное число. А на беспутье не-смысл, не-путь, не-жизнь — я. Горит мой дом, горит моя земля, и мать зовёт и плачет, а я вновь сплю, опять проснуться не могу. И крикнуть хочется: «Встаю, терпи ещё немного, мама!»

Но голос мой пропал, недвижны руки, ноги... Я сплю, и сон тяжёл. Душа, ещё живая, дрожит предсмертно, тихо молит: «Отче наш, прости, прими и помоги!». Ответа нет... Как видно, слаб мой зов и неуверенна молитва, а грех беспутья велик безмерно. Я сплю, нет, умираю я...

— В опасности ты, Росс, я вижу. Ты сын святой Руси, далекий правнук тех, кто Словом и Учением владел, путь правды и добра народам пролагая... Деды твои, Росс, небом жили — ты в землю врылся, небо потерял. Тебе я помогу — у крайней ты черты: на гребне штормовой волны скорее берег видно... Внимай же!

— Прости, сама ты кто?

— Я — Весть, я — Слово, я — Движение тебе навстречу, ответ на вопрошание твоё... Что я скажу — ты можешь не принять, коль сердцу твоему противно.

— Ты говори, хочу понять!

— Внимай, но только сердцем, Росс! Оставь обиды, озлобления и суд неправедный всегда. Свеча ты, жгут из света, искра светопространства ты... Единство в мире держит свет. Он — атом, вещество, он — дух... Всё из него, всё он: и ты, и птица, и звезда, берёза, камень, и ковыль, — всё связано одной светорекой с единым смыслом. Смысл — Бог! Бог — самый чистый свет! Он Всё!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь