Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сотни городов, десятки тысяч фабрик и заводов строились, работали, росли и расширялись. Слово «безработный» было признаком дурного тона. Безработными были -  лодыри. Мы кормили пол земного шара.



Наука, спорт, культура в наши дни были предметом гордости. Несли славу, уважение в среде народов, государств земли. За деньги мы в футбол не играли. Всё ради Родины — наука, спорт, культура...

И к радости своей и вашей вижу, что идёт новая Русь, чистой силой входят дети, и у меня нет отчаяния при мысли, что будет завтра с нами, с вами. Завтра будет жизнь во свете, праведности, красоте, народной красоте... И в этой жизни наша жизнь... Всё лучшее своё самим себе мы дарим — детям, нашим внукам. Преемственность — основа Рода. Лист дерева питает ветви солнцем жизни благодаря земным корням.

Мы не сгниём, не загаснем, пока живёт, пока здравствует наше поколение, пока тянутся к нам руки правнуков — прямых наследников нашей великой победы!

 

                                       Неисповедимы пути Господни.

 

                                            Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в     Лавру,

                                            должно внимательным взором всмотреться в основателя её,

                                           признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия...»

                                                                  Павел Флоренский « Троице- Сергиева Лавра и Россия.»

 

 

  Когда книга была сверстана, и печатался пробный тираж в Петербурге, у меня появилось время съездить домой. Книгу обещали напечатать к первому марта. Исходя из этой даты, я спланировал свой маршрут буквально по дням: Челябинск – Москва – Петербург – Текос -  Сургут и вернутся домой, в Бишкек, к своему дню рождению - 11 апреля.

Проездом, в городе Рудном я встретился со своей знакомой. У женщины дар предвидеть события. Что-то меня подтолкнуло впервые поинтересоваться у неё  ситуацией развития Школы будущего в Челябинске, которую я замыслил построить.

 Ирина достаточно точно описала ближайших моих помощников.

     - Тебе показали и предложили два места под строительство Школы. Третий вариант будет окончательным: -  сказала Ирина.

Действительно, мне показывали два места в Челябинской области. Я подумал, что она читает мои мысли.

     - А ты, что в Лавру собрался? - вдруг спрашивает Ирина в этот момент.

     - Нет, у меня месяц по дням расписан, я уже был в Лавре Александра Невского в Петербурге в прошлый приезд.

    - Ты будешь в Лавре несколько дней, и там у тебя будет встреча, очень важная для тебя.

Посещение Лавры не входило в мои планы.

  Но лишним не будет, если похожу несколько дней в Лавру Александра Невского, подумал я, всё равно придется заниматься распространением книг.

   Приехав в Челябинск, я купил билеты до Москвы и на следующий день до Петербурга. Сообщаю о дате своего приезда друзьям. В ответ получаю сообщение, что книги будут готовы не раньше середины марта и меня ждут к этому времени, т.к. разместить меня негде, ввиду неожиданно нагрянувших гостей.

«Что ни идёт - всё к лучшему!». Погощу у друзей в Москве, тем более много лет не виделись. Но в Москве, ни один телефон не отвечал. 4 дня мне необходимо было где-то пожить. Гостиница не по карману, ночевать на вокзале - желания было мало. И тут вспомнил слова Ирины. Она не сказала, в какой именно Лавре я буду.

Рядом с Москвой, в Сергиевом Посаде тоже есть Троице - Сергиева Лавра.

Чемодан сдал в камеру хранения и паломником, с одним рюкзаком, отправился в Сергиев Посад.

Разместился в гостинице для паломников и пошёл знакомиться с Лаврой.

Был уже вечер, я прошёлся по территории, зашёл в Успенский Собор, всё было красиво и величественно. Я попытался вспомнить, когда я в последний раз был в Церкви и, к сожалению, не смог этого сделать. Затем зашел в Храм Святой Троицы, где покоятся мощи преподобного Сергия, к которому нескончаемым потоком, в течении нескольких веков идут люди.

 Я почему-то не решился сразу влиться в этот поток и встал с левой стороны, у железной двери, чтобы было видно раку с мощами преподобного Сергия и не мешать людям. Через какое-то время во мне улеглось лёгкое волнение и любопытство, успокоились мысли, я стал слушать молитву и песнопение. Эта атмосфера всецело захватило меня, и я впервые за много лет перекрестился. Через  несколько часов  мне захотелось подойти и приложиться к святым мощам святого, что я и сделал.      

  Решил на следующий день, 6 марта, рано утром пойти в Лавру с намерением встретиться. Но вот с кем?               

Рано утром Лавра выглядит ещё более величественно.

Из ворот вышел пожилой монах с седой бородой в виде ласточкиного хвоста. Он быстро приближался ко мне.

- Это он! - подумал я, и уверенно пошёл на встречу.    

- Доброе утро, батюшка! Можно с вами поговорить?- выпалил я, пряча своё волнение. 

- Да я спешу на электричку, некогда мне:- добродушно сказал дедушка.

- Можно я спешить буду вместе с вами, а по дороге мы поговорим?

- А о чём поговорить-то хочешь? 

- О школе!- Я просто не знал о чём ещё можно поговорить в Лавре.

- Так тебе к отцу Науму, он принимает каждый день с 6.30 до 12часов. Беги быстрей, пока мало народу, за ворота налево у проходной!

 Поблагодарив дедушку, я поспешил на встречу.

 «Значит это отец Наум. Нужно  выстроить план беседы, а то разволнуюсь, заикаться начну. Фотографии Школы в чемодане забыл, а чемодан в Москве...» Мысли разом обрушились и требовали внимания. Пройдя проходную, я увидел человек сорок, ожидающих беседы.

- Кто последний?- поинтересовался я, видя, что явной очереди нет.

- А здесь нет очереди, отец Наум сам приглашает, кого посчитает нужным. Можно записку ему написать и передать, когда будет выходить, а прочитает ли и посчитает нужным пригласить на беседу, одному Богу известно. Молиться нужно! - пояснили мне.

   Стоять до 12 часов в неизвестности, желания было мало. Я пошёл в Троицкий Храм к мощам преподобного Сергия. Встал за спиной священника, читающего молитву. Постепенно мысли успокоились, тишина и покой наполнили меня. Молитва увлекла, я стал креститься вместе со всеми. Через какое-то время слышу тихий женский голос: “А вы попробуйте зайти за железную дверь, возможно разрешат!”

  Ещё вчера я обратил внимание на пробоину от ядра в этой двери. Не успел оглянуться на голос, как увидел, что  дверь открывается, и заходят за монахом мужчина и две женщины. Я зашёл за ними.      

 Несколько ступенек вели вниз, где монах что-то тихо говорил пришедшим.

- А мне можно? - хотя, не зная чего, спрашиваю у монаха.

- А вы откуда?

- Из Челябинска!

- Проходи с Богом!

Я зашёл в маленькую комнату, в которой ощутил внутренний трепет. Не понимая причины этого ощущения, я стал осматриваться.                                                                                    

   -Здесь покоятся более двух тысяч святых мощей! На этом месте стояла келия преподобного Сергия и здесь, на этом месте к нему снизошла Богородица! А напротив, находится усыпальница преподобного Никона - его блаженного ученика и непосредственного преемника, избранного им. Раньше на том месте находилась его келия. 

   Здесь святая святых Руси!- слышу тихий рассказ мужчины двум женщинам.

    Я впервые соприкоснулся с историей и её духовной составляющей так близко.

   Необычное состояние охватило меня. Было ощущение благодати, присутствия некой силы и мощи, но очень мягкой. Не было желания рассматривать каждую косточку и читать, кому она принадлежит. Тем более их было очень много, а надписи, поясняющие кому они принадлежат, очень мелкие и древние.

Мне хотелось просто быть в этом состоянии и в этом месте. Гости вышли, а я остался один стоять посредине комнаты и смотрел на стену, где был изображён преподобный Сергий, стоящий на коленях перед Богородицей…                                                                                        

   Сколько времени находился в комнате, я не помню, оно остановилось для меня.

   - Инок, пора закрывать! - услышал я тихий голос монаха.

   Как оказался стоящим на коленях, я не помню…

    Железная дверь за мной  закрылась,  и я опять стоял на своём месте, но с новым, доселе неведомым мне переживанием.

 Что это было? Мне захотелось вернуться туда, в то состояние и переживание, оно было необычно и продолжало жить во мне.

Я решил приобрести иконку преподобного Сергия.

У женщины, продававшей иконы, я поинтересовался заветной комнатой и когда можно в неё попасть ещё раз.                 

 - К сожалению,  открывают её для свободного посещения раз в году и на один день. Монахи строго берегут святыни! Вам очень повезло, если оказались там! - сказала женщина.                                         Купив икону изображающую таинство сошествия Богородицы к преподобному Сергию, я зашёл в книжную лавку и приобрёл его житие.

Мне ни с кем не хотелось общаться. Мне стала интересна жизнь святого.

Ночами я читал описание его жизни.

 То, что я узнавал, всё больше и больше убеждало меня, в том, что я не знаю своей истории. Оказывается  не только на востоке или Тибете жили Великие праведники!      

 На следующее утро, написав записку отцу Науму, я отправился на встречу с ним. Записку мою он взял, но я не успел и рта открыть, так быстро  прошёл батюшка. Я настроился на ожидание, но что-то меня вновь привело в Троицкий Храм.

 Я встал перед ракой с мощами преподобного Сергия, слушал молитвы и песнопения, слушал себя, думал о жизни святого старца...

Вдруг заветная дверь открывается, и  заводят группу детей. Я зашёл следом за ними.           Монах мне разрешил пройти. Дети быстро вышли, мне показалось, что они не поняли, куда и зачем их завели.

Я вновь остался один…

И вновь это состояние вернулось ко мне.

Помню свои слова: «Господи, благослови!» ....

 Тихий голос монаха вернул меня в реальность.  

Почему-то я стоял на коленях в покоях преподобного Никона. Его келия оказалась ещё меньше, очень уютно и благостно мне было в ней.  Мощи Никона хранятся там под спудом, значит в земле, но это для меня было не важно. Я был переполнен чем-то очень чистым и светлым. Было ощущение завершённости некоего таинства.

Монах вывел меня через другую дверь сразу на улицу.

Мокрый снег под ногами и весенний прохладный воздух напоминали о реальности, а я чувствовал себя в совершенно другом состоянии и даже времени.  

    Наверно встреча не с человеком ожидала меня в Лавре.        

   Но на этом удивительные встречи не закончились.                                                                              8 марта последний, полный  день моего пребывания в Лавре. Написав ещё одно письмо отцу Науму, рано утром отправился на ещё одну попытку встречи с ним.

Первой я встретил девушку-монашку. С детства меня приучили 8 марта поздравлять женщин.     

- Доброе утро! С праздником! - тихо сказал я девушке.

Она ничего не ответила, была собрана и сосредоточена на молитве. Я понял, что эти поздравления здесь не уместны. Хорошо, что громко не поздравил всех женщин ожидающих беседы. Отец Наум также быстро прошёл и не взял моё письмо.

Я не сильно расстроился после произошедших со мной событий, а вот девушка расстроилась.     

-Не переживайте, у вас всё будет хорошо! Вы так молитесь, что Бог не оставит без внимания ваши просьбы!- попытался успокоить я девушку.                                                        

 Минут двадцать я наблюдал за посетителями: пожилые монахи и монашки с котомками и рюкзаками, люди из разных городов, даже из Алма-Аты казах привёз двух сыновей.

 Что их всех привело в Лавру, что ожидают от встречи с батюшкой?

  Что меня привело в Лавру?

- Пойдёмте,  помолимся!- голос девушки вернул меня из размышлений.       

-Хорошо, только я несведущь в тонкостях православия и больше воспринимаю Бога душой и сердцем: – смущаясь, сказал я девушке. Коротко рассказал о себе, о школе Щетинина, о своей мечте, о предсказании и посещении святынь в Лавре.

Девушка мне стала рассказывать о службах, о батюшках и их обязанностях, советовала у каких икон помолиться... 

Мы познакомились, Ольга, (так звали юную монашку) учится в 11 классе, приехала с мамой из Москвы. Они пригласили меня в Храм Петра и Павла. Я решил, что этот день проведу в экскурсиях, т.к. внутренними переживаниями был переполнен, и хотелось просто осмыслить произошедшие со мной события.        

 Ольга продолжала рассказывать об основах православия, о храме Петра и Павла и его настоятеле – отце Германе. Чувствовалось, что она была как у себя дома, многие служащие Лавры и Храма  хорошо знали девушку. Я впервые видел молодую и красивую школьницу, стремящуюся не на дискотеку, а в Храм. Она сразу преображалась, попадая в родную стихию.

Ольга и её мама познакомили меня с матушкой Евгенией.   

 - Как тебя зовут?- поинтересовалась матушка.  

 - Юрий!  

 - Значит Георгий! 

 - Почему Георгий, меня Юрием зовут? - попытался я отстоять своё имя.                   

Ольга, защищая меня, поведала матушке о моих слабых знаниях  православия. 

- А сколько лет тебе? Пятьдесят! Так в монастырь иди! Чего ещё делать-то?   

- Да я школу хочу построить! - попытался реабилитироваться я. 

- Тогда ладно, хорошее дело задумал!

Матушка рассказала нам о монахе пустыннике отце  Онуфрии.  Сейчас он болеет и находится в больнице города Александрова и есть возможность встретиться с ним.

 Неужели эту встречу мне предсказала Ирина!

  Не раздумывая, беру такси, и все едем на встречу. По дороге матушка продолжала рассказывать о монахе, его пустыни, как он ночи проводит в молитвах, а днём молитвами помогает людям и восстанавливает Храм с несколькими монахами, его даже с больницы увозят к больным и страждущим. Так за разговорами незаметно прошло время в дороге.      

Приехав в больницу, матушка провела нас в палату старца-пустынника.       

В очень маленькой палате он находился один. На подоконнике стояли иконы и книги,  у кровати стояла  маленькая трибуна с Евангелия в  серебряном  окладе. Странно, но в палате не пахло больницей.

Отец Онуфрий сразу строго спросил у женщин, носят ли они серёжки? Получив отрицательный ответ, Ольге дал прочитать вслух отрывок из книги, где объяснялось, почему женщинам нельзя носить брюки и короткие стрижки.

Пока Ольга читала, батюшка внимательно смотрел на неё. Вдруг, большим пальцем оттягивает нижнее веко  правого глаза:  

- Да у тебя чёрная магия! - не дав дочитать до конца, говорит старец.     

- Оля, ты же у Светы, подружки своей, часто бываешь, а её мать чёрной магией занимается!- сказала мама с тревогой.

Старец попросил Ольгу встать перед собой и с подоконника взял камень.     

- На этом камне кровь Господа нашего Иисуса!     

На сером камне, умещающемся в ладони, действительно были «кровоподтеки».  Этим камнем он перекрестил Ольгу.

 Затем взял с подоконника палочку, почерневшую от времени.      

- Это от  дуба,  под которым сидела Святая Троица!- промолвил отец  Онуфрий, и всех присутствующих перекрестил этой палочкой спереди и сзади.

Какое-то время батюшка читал молитвы над стоящей на коленях девушкой.    

Как же с ним поговорить? – промелькнуло у меня в голове.

- Становись на колени: - обращаясь ко мне, сказал старец в это время.

Достал из коробочки плоскую пику на деревянной ручке и стал крестить ей мне голову.

В этот момент матушка с сожалением или укором говорит старцу:

 - Он даже не причащался ни разу!

На что старец отвечает:

-  А Бог его и так любит!

Остриё пики расположил перед моим правым глазом, сантиметрах в двадцати. Я почувствовал тёплый лучик, проникающий в глаз и доходящий до середины головы.

- Что чувствуешь?

- Тепло! – ответил я.

- Он даже не знает имени своего ангела – продолжает матушка.

- А у него через месяц день рождения, тогда и узнает – держа пику перед левым глазом, ответил старец.

Это было восьмого марта, а одиннадцатого апреля у меня действительно день рождения.

- Как же мне у него про Школу спросить: - подумал я в этот момент.

- А он хочет Школу построить! – тут же произносит матушка Евгения.

- А у него всё получится! – отвечает ей старец.

Я получил ответы на все вопросы, не успев задать их. Но желание побыть ещё несколько минут с удивительным человеком подтолкнуло меня предложить аудиенцию, то есть побыть наедине с монахом каждому из нас.

Первой зашла Ольга. Пока она беседовала с отцом Онуфрием, я лихорадочно соображал, о чём же мне говорить с ним. Было желание просто присутствовать рядом, даже о Школе говорить не хотелось, разговор завершился до его начала.

Я у матушки спрашиваю:

- Разрешит он сфотографировать себя, как вы думайте?

- Зайдёшь, сам спроси, только недолго общайся. Сейчас к батюшке из Москвы приедут.

 Ольга вышла через несколько минут. Зайдя в палату, я окончательно запутался в своих противоречивых желаниях.

- Батюшка, а можно вас попросить  быть моим духовным отцом или наставником? – неожиданно для себя задаю вопрос.

- Хорошо! Можешь приезжать ко мне, можешь письма писать. Только адреса у меня нет, в пустыни живу, а сейчас в больнице уже долгое время. Через матушку можешь узнать,  где я или что-либо передать.

- А можно вас сфотографировать? – не удержался я от своего желания.

 Смотрю, а он перебирает фотографии и протягивает мне одну.

В этот момент матушка прервала  моё  уединение.

-В твоей школе спасаться будут! - тихо промолвил батюшка на прощание, продолжая рассматривать фотографии.

Что этим хотел сказать старец, я не успел спросить.

Когда  вышел из палаты в коридор больницы, то увидел множество людей тихо ожидающих встречи с отцом  Онуфрием.

Остаток дня я провёл у раки с мощами преподобного Сергия и гуляя по Лавре. В который раз прокручивал в голове встречу с отцом Онуфрием, его фразы и вспоминая житье святого старца Сергия.

Меня глубоко задела за живое жизнь этих двух старцев. Они уходят в пустынь, от людей, от монастырей, где можно молиться в относительно комфортных условиях, а люди тянутся к ним. Вот и меня кто-то или что-то притянуло сюда.

  Гуляя по Лавре, я пытался представить жизнь преподобного Сергия, которая прошла здесь более 600 лет назад.           

В школе и институте приходилось учить биографии знаменитых людей. Но сейчас я впервые соприкоснулся с жизнеописанием человека, присутствие которого я ощущаю, мне не нужно было  учить его биографию. Я впервые почувствовал разницу между биографией и житиём.            

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость: Марии Бог дал сына, которого назвали Варфоломеем. На сороковой день родители  покрестили  младенца, а в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. До рождения святого младенца Промысел Божий дал о нём знамение, что это будет великий избранник Божий. В воскресный день его мать, тоже Мария, пришла в церковь. Незадолго перед чтением Святого Евангелия, вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул у неё во  чреве так, что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь песнь, младенец вскрикнул ещё раз, и столь громко, что его голос был слышен по всей церкви. И когда священник возгласил: « Вонмём! Святая Святым!» младенец вскрикнул в третий раз. Настоятель церкви отец Михаил, успокоил встревоженную Марию предсказанием о том, что сын её прославит своей жизнью Святую Троицу. Мать, а потом и другие стали замечать в младенце нечто необыкновенное: когда матери случалось принимать мясную пищу, то младенец не брал грудь её, то же повторялось уже без всякой причины, по средам и пятницам, в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. И это повторялось постоянно. Взращённый постом во  чреве матери младенец и по рождении требовал от матери поста. Она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда питался молоком матери и не брал грудь другой кормилицы. Однажды отец послал семилетнего Варфоломея в поле искать жеребят. Под дубом увидел он молящегося старца-черноризца. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошёл в сторону, ожидая окончания молитвы.          

Мальчик поведал старцу с детской простотой своё сердечное горе.            

- Меня отдали учиться грамоте: - сказал сквозь слёзы Варфоломей, - и больше всего желает душа моя научиться читать Слово Божие, но вот, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись за меня Богу, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное, я верю, что Бог примет твои молитвы!               

Старец видел усердие малого отрока, и, любуясь красотой детской души, стал молиться. Пламенна была молитва таинственного старца под открытым небом, под тенью дуба, и с каким трепетом надежды соединял с ней свою чистую детскую молитву ребёнок. В этом единении двух душ - убелённого сединами старца и малого отрока - их общая молитва была услышана...       

Мальчик пригласил старца в родительский дом. Родители рассказали ему, как сын их, будучи ещё во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали знать, что думает старец об этом случае.         

- Вы должно радоваться, что Бог благословил вас таким детищем. Он предызбрал вашего сына прежде его рождения. А что я говорю вам истину - вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость, и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!                     

Старец встал, чтобы идти. На пороге дома он ещё раз обратился к родителям Варфоломея и вымолвил в пророческом духе загадочные слова: « Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы, он многих приведёт за собой к уразумению Божественных заповедей!»      Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома, но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не Ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну?                                              

В 1328 году семья покинула родное село Варницы, что в четырёх верстах от Ростова Великого, и переехала в небольшое подмосковное поселение, затерявшееся в дремучих лесах, - Радонеж. А ещё через девять лет Варфоломей осуществил давнее желание - отказаться от суетной мирской жизни и всецело посвятить себя Богу. Он и его старший брат Стефан удалились в лес и на горе  Маковец, что в двенадцати верстах от Радонежа, горячо помолившись на избранном месте пустынного жития  стали рубить лес. Мало-помалу редела чаща лесная, открывая место, на котором впоследствии суждено было процвести славой Лавре Сергиевой. Отшельники устроили себе сначала шалаш, а потом келию, поставили и малую церквицу. Когда церковь была готова, братья освятили её во Имя Пресвятой и Живоначальной Троицы.         

Так было положено основание Свято - Троице Сергиевой Лавры, столь прославленной впоследствии именем преподобного Сергия!                   

Это произошло в 1340 году.                  

Однако брат не выдержал трудностей пустынных, оставил пустыннолюбивого брата и ушёл в Москву.       

7 октября 1342 года в церквице пустынника совершилось пострижение 23 летнего юноши. В сей  день  святая  Церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха, по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.             

И остался Сергий один, в своей излюбленной пустыни, наедине с Богом.                          Однажды угодник Божий увидел перед своей кельей медведя и, примечая, что он не  сколько свиреп, сколько голоден, сжалился над зверем: взял кусок хлеба и предложил медведю свой пустынный обед. Зверь полюбил пустынника и часто приходил к нему. А преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение и постоянно миловал зверя, порой отдавая последний кусок, а сам без пищи. Через 2-3 года в соседних селениях заговорили о молодом пустыннике. И стали приходить к нему, сначала ради беседы и советов, а затем нашлись желающие жить близ него.               

И стали пришельцы строить себе хижины около уединённой келии  Сергиевой, и начали учиться у него пустынным подвигам. С умножением братии недостаток воды становился всё ощутимее.                          

Однажды преподобный Сергий взял с собой инока и пошёл с ним в лесной овраг под монастырём. Нашли немного дождевой воды, преклонили колени и помолились. Где стояла дождевая вода, вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла быстрым ручьём по долине...                        

Его ученики сохранили примеры реальных чудес угодника Божия.                  

Преподобный Епифаний повествует о более  разительных  чудесах, свидетелем которых он был сам.             

Жил в окрестностях его обители один благочестивый муж. У него был единственный сын- малютка, который опасно заболел. Отец понёс его в обитель на своих руках, но мальчик от жёсткого припадка испустил дух. Безутешный отец оставил тело сына в тесной келии подвижника, а сам пошёл приготовить гроб для любимого сына...                

Оставшись наедине с умершим мальчиком, преподобный Сергий преклонил колени и стал молиться. Ещё не окончил он своей молитвы, как вдруг ребёнок ожил, открыл глаза и протянул руки преподобному молитвеннику.                                 

Возвратился отец. Он принёс всё нужное для погребения, но увидел живого сына, пал к ногам Сергия. Преподобный  строго запретил ему об этом говорить. Но в силах ли отец был скрыть от всех радость родительского сердца?  Первым это заметил келейный ученик преподобного, через которого стало известно впоследствии это чудо, записанное с его слов Епифанием.

Много чудесных исцелений совершил по молитвам преподобный Сергий.                 

Не редко случалось, что люди, увидев его  не хотели верить, что то был знаменитый игумен Сергий. Обыкновенно принимали за какого-нибудь странника или одного из трудников  в его обители. В трудах и молитвах преподобный был первым всю свою жизнь. Святому игумену было уже за 50 лет. Около тридцати из них он подвизался на Маковице. Отовсюду стекались искатели безмолвия под его кров. Уединённая дотоле обитель Сергиева теперь как бы выдвинулась из дремучих лесов на распутие жизни людской, мимо её гостеприимных ворот часто проходили князья и воеводы со своими полками, и всех она принимала радушно.                  

При жизни преподобного Сергия было основано до 70 монастырей. Дорого ценили мудрое слово святого старца современные ему святители князья Русской земли. Его имя «яко священие некое обношается» в устах всякого чина людей, от Великого князя и бояр до последнего простолюдина, живущего в пределах Московского княжества.                                                                                                                      Преподобный Сергий благословил на подвиг главного вождя русского ополчения Великого князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, словами: «Иди, господине, безбоязненно! Господь поможет тебе!» Затем, понизив голос, сказал тихо одному Великому князю: «Победиши враги твоя!...»                   

В то время в обители Живоначальной Троицы в числе братии были два инока-боярина: Александр Пересвет, бывший боярин Брянский, и Андрей Ослябя, бывший боярин Любецкий. Их мужество, храбрость и воинское искусство были у всех свежи в памяти: до приятия монашества оба славились как доблестные войны, храбрые богатыри и люди опытные в военном деле. Этим инокам-богатырям повелел преподобный Сергий идти на ратное дело.                          

Существует предание, что в это время отец Сергий вручил Великому князю икону Господа Вседержителя, которая и поныне хранится в московском Симоновском монастыре, близ которого, на Старом Симонове, погребены сподвижники Донского, Пересвет и Ослябя. Пока  длилась грозная битва Куликовская, в обители Живоначальной Троицы святой игумен собрал всю братию и возносил молитвы Богу за успех великого дела. Телом стоял он на молитве храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом. Прозревая очами веры всё, что происходило там, он как очевидец поведал братии о постепенных успехах нашего воинства; время от времени он называл павших воинов  по имени. Наконец он возвестил и полное поражение врагов. Это произошло 8 сентября 1380 года.        

Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий совершал молитву перед иконой Богоматери. Его чистое сердце горело благодатным пламенем, его смиренный ум весь погружён был в молитву, и он, как дитя, в простоте души, беседовал с Пречистой Матерью всех, возлюбивших чистым сердцем Её Божественного Сына.        

Окончив молитву, он ощутил приближение небесного явления, и сказал своему келейному ученику, преподобному Михею: « Бодрствуй, чадо, мы будем, в сей час, иметь чудесное посещение!» Едва сказал он это, как свет осиял его и узрел он Благословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром  Первоверховым  и Иоанном Богословом... Преподобный Сергий пал ниц: благая Матерь прикоснулась к нему рукой и ободрила словами: «Я пришла посетить тебя! Услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей; отныне она будет иметь изобилие во всём, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоём к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его!» Сказала так и – стала невидима...     

По древнему преданию, записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу в 1384 году.          

Вся жизнь радонежского святого – чудо! Но сколько чудес совершено по молитвам святого Сергия после его блаженной кончины последовавшей в 1392 году...          

Когда через тридцать лет, 5 июля 1422 года в сырой монастырской земле были обретены неповреждённые временем святые мощи преподобного, многие люди получили исцеление у гроба его.             

А не чудо ли, что всего за 14 месяцев, в 1422-1423 годах, был построен белокаменный Троицкий Храм! Его сложили на месте прежнего, деревянного, во времена игуменства преподобного Никона, любимого ученика Сергия.      

В этом храме и мне посчастливилось пережить небольшое для меня чудо 6 и 7 марта 2007 года, также в пост Рождества Христова.     

Мысли о Школе будущего продолжали присутствовать во мне и просили ещё большего внимания и осмысления. Здесь в Лавре я узнал, что Преподобный Сергий является покровителем учащихся. Он даже молитву порекомендовал ученикам.

 

                                             Молитва перед учением.

Преблагий Господи! Низпошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющего душевныя наши силы, дабы, внимающее преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу!

                                              Молитва после учения.

Благодарим Тебя, Создатель, яко сподобил нас благодати Твоей, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего!

 

Сергий Радонежский также является покровителем воинов.

Существует множество легенд и преданий о знаменитом Сергиевом воинстве.

Войны-иноки, воспитанные Преподобным Сергием, специально подготовленные, духовно укреплённые, выдержанные, стойкие, с железной психикой и нервами брали на себя самую страшную часть войны. Собранные в монастыри войны, воспитанные и посвящённые в древние тайны воинов-боготырей, тогда назывались иноческим войском. Оно было передано князю Дмитрию из рук в руки и определено Сергием Радонежским как засадный полк (откуда потом и возникло название). Тысяча засадников после поединка Пересвета с Челубеем стояли в дубраве Куликовского Урочища и ждала своего часа. И когда он пробил, вышли с мечами, засапожными ножами, а то и просто рукопашным боем решили исход битвы.                                                                                                                                                                              

Это был шок для противника, когда один Сергиев воин дрался с тремя-четырьмя десятками пеших и конных врагов и, был не остановим ни саблей, ни ударом копья или пущенной стрелой. Они в буквальном смысле прорубали в рядах врага одновременно тысячу дорог, по которым устремлялись княжеские дружинники, и страшны были своей неуязвимостью. Не имея доспехов, войны-иноки невероятным образом уворачивались от смерти и поражали воображение не только противника. Свои взирали с удивлением и восхищением, ибо чудилось, что это не засадный полк вышел из дубравы, а десница Господня, спустившись с небес и разит врага.                                                                                                      

Способность выживать и сохраняться, не поддаваясь ни времени, ни существующему строю, основанная на древних воинских традициях, позволяла Сергиеву воинству сохранять и передавать узкому кругу посвящённых древние знания и умения. В Сергиевом воинстве были иноки, способные останавливать грозу, отклонять молнии, или наоборот направлять их на супостата. Во время войны Засадный Полк, передвигаясь по нейтральным полосам фронтов, сбивал самолёты и жёг танковые колонны фашистов, приводя их в ужас, а наших воинов в недоумение.       

  Кстати в Сергиевом Посаде в 2005 году на первом международном форуме по Русскому боевому искусству «Русский Витязь» ребята из Текоса заняли первое место. Отец Дмитрий из Троице – Сергиевой Лавры посещал Школу в 2003 году.

  Я думаю, что в школе будущего должны соединиться знания материальные и духовные в единое, целостное познание мира.

  А что должно стать основой, фундаментом в школе будущего любого народа?

  Я думаю, что основой должна стать нравственность.

  Коллектив сотрудников школы должен заложить прочный фундамент нравственности и своим примером вдохновлять учащихся на глубокое осмысление его основ и принципов.       

Общий принцип нравственности, я думаю, должен определяться  постулатами: человек  не должен причинять ущерба себе, другим людям, обществу и природе; соблюдать баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед людьми, обществом, государством.

Нравственная ответственность перед людьми, обществом и государством будет ограничивать права и свободы  каждого человека, но не ограничивает в своём личном нравственном проявлении.

Что есть нравственно, а что безнравственно Совесть знает, а Совесть – это и есть Бог в нас. Значит соблюдение нравственного закона – это выражение интуитивного знания о существовании высших сил. Высшие силы обязательно откликаются обращения знающего к себе.

А пребывающему в ладу с «высшим», неведомым эта сила объясняет закономерность кажущихся «случайными» событий, мимолётных встреч…  А в результате – решение «не решаемой» проблемы, достижение желаемого результата.

Случайность отнюдь не слепа. Слепы те, кто не воспринимает её как следствие своих нравственных или безнравственных мыслей и действий.

Нравственность – это же общечеловеческая ценность!

Нравственность верно служит ЧЕЛОВЕКУ, а ЧЕЛОВЕК в своих мыслях, делах и поступках должен быть верен нравственному принципу.

Нравственный принцип по природе своей способен в каждый момент правильно ориентировать человека, группу, общество, государство и указывать  верный нравственный путь.

Формируя в себе, внутри коллектива единомышленников и учителей основы нравственности, тем самым сформируется пространство, где дети сами будут изначально жить нравственно в, пока ещё безнравственном обществе, и уже своим детям передадут, что называется «с молоком матери» нравственный образ жизни.

Не может быть здорового коллектива или общества, в котором его интересы обеспечиваются ценой систематического попирания интересов его отдельных сотрудников или граждан.

Здоровый коллектив или здоровое общество – это органичное совмещение интересов каждой личности и всего коллектива или общества.

Уверен, что в Школе будущего все, то директора до детей,  будут стоять на страже нравственности.

Оказываясь в едином «нравственном поле», все одинаково будут понимать идею (зачем), будут иметь единую цель (куда), знать способ достижения цели (как), будут располагать чёткими критериями оценки степени достижения цели (сколь близко – далеко).

Знание способа (как воспитывать нравственность) даст возможность чётко осуществлять стратегическое, оперативное и тактическое планирование достижения цели.

Повышение нравственности позволит направлять энергию, внимание «вовнутрь» - на внутреннее самосовершенствование, на более глубокое постижение сущности и смысла собственного бытия, на получение всё более глубоких познаний об окружающем мире.

Концепция нравственности, в свою очередь, способна породить удивительную по своей креативной, созидательной мощи нравственную «сверхвласть»…

Духовно – нравственное воспитание, я думаю,  должно стать основным элементом в содержании непрерывного образования Школы будущего…

Преподобный Сергий продемонстрировал своей жизнью высочайшую святость, что является высшим проявлением нравственности!

 Не по этому ли всё, что создано им, существует и по ныне, а его молитвы и образ творят чудеса по сей день?

На этом закончилось моё первое, но я уверен не последнее, посещение Троице – Сергиевой Лавры.

 

                       

                       

 

                       

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.13 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь