Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ритуальный танец северо-американских индейцев



Исполняется под аккомпанемент ритмического музыкального инструмента (бубен, маракас).

Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за руки (внизу). Основное движение — приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево — правую приставить, левой шаг влево — правую приставить и т. д.

Тренер стоит в центре круга и на бубне дает вступительные 4/8 ударов, после чего участники начинают одновременно движение и пение (в оригинальном варианте). Во время исполнения танца тренер аккомпанирует на инструменте равномерными ударами, лишь изменяя динамику (громкость), слегка ускоряя или замедляя темп. Этим он как бы «заводит» исполнителей, способствуя их вовлеченности в действо. Затем на фоне звучания оригинального текста тренер начинает петь русский вариант, и участники постепенно, присоединяются к его партии. Таким образом, могут одновременно звучать оба варианта или преобладать то один, то другой из них. В этот момент тренер «отпускает» исполнение из-под своего руководства и позволяет ему развиваться самостоятельно, пока, наконец, танец сам собой не сойдет "на нет".

Танец можно исполнять с закрытыми глазами.

1.3. Упражнение "Прилив — отлив"

Сопровождается звукоподражанием (исполнителей) шуму волн.

Участники располагаются общим кругом, лицом в центр. Начинают с небольших, спокойных качаний вперед-назад (стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру — от центра. При этом движение вперед, к центру круга, сопровождается звукоподражанием «ш-ш-ш» и плавным выведением рук вперед, а отход с беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно — громкость своих голосов, переходя на звук «а-а-а» (озвученный вдох). Достигнув кульминации упражнения, они — так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное качание на месте вперед-назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов ("а-а-а" переходит в "ш-ш-ш"), пока окончательно не смолкнет. (Тренер может выполнять упражнение вместе со всеми, стоя в общем кругу).

Сложность и условие эффективности этого упражнения заключается в том, чтобы качания и продвижения вперед-назад выполнялись, как гармонические колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где происходит смена направления продвижения) должен быть не резким рывком, а выполняться с постепенным ускорением шагов, так же как и приход в крайнюю точку — не резкая остановка, а постепенное замедление шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начинали замедлять движение за несколько шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу).

Очень важно, чтобы движения выполнялись всеми участниками синхронно и сохранялась целостность круга на протяжении всего хода упражнения.

Примечание (ко всем трем упражнениям-танцам)

Важно, чтобы голос каждого участника звучал свободно, без форсирования громкости (не "на связках", а "от диафрагмы"), создавая в теле ощущение вибрирующего воздушного столба.

 

Цикл "погружение в себя"

Серия упражнений "Вырастание "

Большинство из предлагаемых упражнений выполняются очень медленно, плавно, с перетеканием движений из одной позы в другую, без рывков и остановок. Такой характер движений помогает сконцентрироваться на своих эмоционально-телесных ощущениях, проживая их как протяженный во времени, непрерывный поток — в соответствии с принципом "здесь и теперь".

 

Общая процедура работы с упражнениями:

— пояснение основного принципа движения, его образности;

— выполнение участниками упражнения (с музыкальным сопровождением);

— расслабление лежа на полу (в позе "звезды") и самонаблюдение;

— обсуждение впечатлений в общем кругу.

 

2.1. Упражнение "Танец на полу"

Исполняется под запись (медитативной) музыки, которая ассоциируется со спокойным журчанием воды, звучанием струящегося водного потока. Продолжительность упражнения с музыкой — 7-10 минут.

Участники размещаются по всему свободному пространству так, чтобы между ближайшими соседями было расстояние не менее двух метров (но чем больше, тем лучше), опускаются на пол: в положении лежа или сидя.

С началом звучания музыки каждый начинает двигаться очень медленно, плавно, всем телом: перекатываясь, сворачиваясь, разворачиваясь и т. п., — так, как хочется. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.

Движения могут ассоциироваться со спокойным колыханием водоросли в потоках воды, с неторопливым перемещением амебы за счет перетекания клеточной жидкости в ее "теле".

 

2.2. Упражнение "Пьяный танец"*

Исполняется под запись легкой, плавной, неторопливой музыки. Продолжительность 7-10 мин.

Встать ровно, чуть расставив ноги в стороны и подогнув колени, максимально расслабить все тело и сделать легкое вращательное движение нижней частью туловища, после чего отпустить свое тело на волю самопроизвольных движений. Постепенно начнут вращаться все суставы, задвигаются в разные стороны руки, ноги, кругообразно станет перекатываться голова. Чтобы не сбилось дыхание, живот должен быть максимально расслаблен.

Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами

Важно почувствовать плотное соприкосновение обеих сгон с землей и удерживать внимание на этом ощущении до конца упражнения.

 

2.3.Упражнение "Падение"

Выполняется без музыки, в несколько этапов, с постепенным усложнением. Каждый вариант упражнения выполняется по несколько раз. Когда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному.

а) Стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда "поведет тело". Как правило, падение идет с закручиванием, по спирали. Упражнение очень похоже на то, как играют (кружатся) дети.

б) Встать в полный рост. Полностью расслабив тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте упражнения).

в) Встать в полный рост. Подпрыгнуть вверх и мягко упасть на пол (приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).

г) Встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей. Оттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол (мягко приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).

Отношение человека к физическому падению отражает то, как он воспринимает жизненные «падения», т. е. неудачи: насколько боится их и насколько тяжело из них выходит. Важно понять, что травму вызывает не само падение, а сопротивление ему, ограничивающее естественную телесно-психологическую приспособляемость человека к ситуации. Способность видеть в падении необходимые компоненты развития укрепляет уверенность человека в себе и его доверие к себе.

 

2.4. Упражнение "Равновесие-парение"

В том, как человек удерживает равновесие тела при малой площади внешней опоры, видно, насколько он внутренне уравновешен, уверен в себе и самостоятелен в тех ситуациях, когда не на что (или не на кого) опереться. Упражнение направлено на выявление и развитие этого качества.

Исполняется под запись спокойной, плавной музыки, воссоздающей образ высоты, небесного простора. Продолжительность упражнения с музыкальным сопровождением 7-10 минут.

Выполняется в положении стоя: либо на одной ноге, с опорой на всю ступню, либо на полупальцах (т. е. на носочках, на цыпочках) обеих ног. Движения выполняются медленно, плавно, без рывков и остановок, как перетекания из одной позы в другую. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.

Попытаться воссоздать в теле ощущение внутренней опоры, центра тяжести (на уровне пупка); почувствовать свое парение над землей, как летящая птица, опирающаяся распахнутыми крыльями на воздушный поток.

 

2.5. Упражнение "Синтез"

Исполняется под запись спокойной музыки. Продолжительность 10 минут. Это — танец-импровизация с использованием всех тех принципов движения, которые осваивались в предыдущих упражнениях данного цикла.

Возможные вопросы для общего обсуждения:

— Что вы чувствовали, выполняя то или иное упражнение?

— В каком упражнении вы чувствовали себя наиболее (наименее) комфортно"?

— Какие принципы движения вы использовали в «Синтезе» чаще (реже)?

— Как вы ощущаете себя сейчас, после серии упражнений? Отличается ли ваше настоящее состояние от того, что было перед ее началом? Если да, то чем?

 

Серия упражнений "Эмоциональные состояния"

 

Серия состоит из 6–7 упражнений, каждое из которых представляет собой выражение в движениях под музыку какого-либо эмоционального состояния. Последовательность упражнений выстроена таким образом, чтобы передаваемые эмоции как бы бросали исполнителей "из огня в воду", как часто это и происходит в реальности: человек, переживая то или иное состояние, не предполагает, какая эмоция захватит его в следующий момент и как это проявится во вне. Последнее упражнение — примиряющего характера, располагающего к тому, чтобы человек, переживший контрастные эмоциональные состояния, может быть и не всегда приятные, принял бы себя во всех проявлениях, целиком и примирился с собой. Продолжительность каждого упражнения до 5 минут.

 

Предлагается следующий музыкальный репертуар:

— Л.Бетховен. Лунная соната 1-я часть;

— Ж.Бизе. Вступление к опере "Кармен";

— Г.Гендель. Ария (из кантаты "Dettingen Те Deum");

— С.Прокофьев. Пляс Северьяна (из балета "Сказ о каменном цветке")

— П.Чайковский. Осенняя песнь (из цикла "Времена года");

— А.Глазунов. Прелюдия (Прелюдия и фуга для органа);

— Дж. Каччини. Ave Maria. Процедура работы с упражнениями:

— Инструкция перед началом серии: двигаться так, как подсказывает музыка, т. е. попытаться выразить во внешних движениях те чувства и настроения, которые возникают под ее воздействием; упражнения следуют друг за другом с небольшими паузами, в которые каждый участник находится "один на один" с собой, пытаясь осмыслить возникшие у него эмоции.

— Выполнение участниками упражнений одно за другим с паузами молчания и самонаблюдения (тренер не вмешивается в этот процесс с вопросами, комментариями)

— Расслабление лежа на полу и самонаблюдение (проводится на усмотрение тренера).

— Обсуждение впечатлений в общем кругу. Цикл "взаимодействие с партнером"

 

Серия упражнений "Встречи"

 

Общая особенность упражнений этой серии состоит в том, что участники двигаются (шагом) по всему свободному пространству. В процессе такого движения они периодически встречаются друг с другом и, почти не задерживаясь, лишь обменявшись одним-двумя (заданными) жестами, идут дальше. При этом обязательно ритм шагов соотносится с ритмом звучащей музыки.

 

Процедура работы с упражнениями:

— объяснение и показ тренером основного принципа движения;

— выполнение упражнения с музыкальным сопровождением,

— разъяснение(при необходимости), уточнение нюансов движения и повторное исполнение упражнения с музыкой;

— обмен впечатлениями в общем кругу.

 

3.1. Упражнение "Встречи на улице"

Исполняется под запись музыки: Б.Троцюк. Дорога к счастью; Б.Зинкин День добрый (исп. ВИА "Мелодия").

На первый музыкальный фрагмент участники ходят врассыпную, стараясь не задевать друг друга; при этом они могут контактировать взглядом с ближайшими «прохожими». На второй музыкальный фрагмент (следующий за первым без паузы) все продолжают ходить так же, врассыпную, но при встречах обмениваются рукопожатиями (правой или левой рукой) с обязательным контактом глазами.

В процессе обсуждения можно обратить внимание участников на то, что ускоренный темп взаимодействия (как в данном упражнении) провоцирует поспешность, а следовательно, поверхностность общения; при этом сокращаются дистанции между партнерами, которые невольно вторгаются в личные пространства друг друга, в результате создается более или менее ощутимый дискомфорт, проявляющийся внешне как взбудораженность, смешливость.

 

3.2. Упражнение "Встречи с поклонами"

Исполняется под запись музыки: В.Моцарт. Andante. Кассация № 1 соль мажор.

В упражнении моделируется ритуальное общение: «светские» приветствия на придворном балу. Участники спокойным шагом двигаются в разных направлениях, каждый сам по себе; слегка разведенные в стороны руки как бы лежат поверх пышных одежд. Такое положение рук «раздвигает» личное пространство каждого. При встрече "приглашенные на бал" раскланиваются друг с другом и затем идут каждый в свою сторону, до встречи с новым партнером.

Перед упражнением можно предложить участникам понаблюдать за своими ощущениями во время поклонов, используя разные варианты контакта глазами; например, можно смотреть на партнера в течение всего времени взаимодействия или только до и после поклона (а при самом поклоне опустить глаза вниз).

 

3.3. Упражнение "Передача предмета (шарика)"

Исполняется под запись музыки: Л.Бетховен. Andante cantabile (фрагмент). — Соната № 8 до минор "Патетическая".

Перед началом упражнения половине участников раздаются небольшие пластмассовые шарики.

В упражнении моделируется характер общения по принципу близости (Э.Берн "Игры, в которые играют люди") различает 5 форм взаимоотношений, из которых близость — наиболее сложная и ценная: она требует от партнеров взаимной открытости, доверия, чуткости, уважения).

Участники спокойным шагом двигаются в разные стороны, по всему залу. Тот, у кого есть шарик, держит его перед собой на ладони, вытянув руку вперед, тем самым выражая желание «подарить» его другому. При встрече с тем, у кого нет в руке шарика, первый протягивает ему свой, как будто преподносит дар (отдает и идет дальше). Второй, приняв дар, в свою очередь, передает его тому из ближайших к нему участников, у кого руки пусты. И так далее.

Сложность упражнения — в том, чтобы прочувствовать жест преподнесения дара, наполнить его личностным смыслом, при котором передаваемый предмет (шарик) может символизировать душевное тепло, добрую энергию дарителя. Когда тот, кто отдает шарик, проживает это действие как дарение чего-то светлого, идущего от души, тогда принимающий мгновенно понимает это по выразительным микро-движениям. У обоих возникают ощущения душевного соприкосновения, которое, несмотря на свою кратковременность, успевает быть прочувствованным. Если же отдающий не проживает свое действие как дарение, то оно теряет смысл, и партнеры начинают испытывать взаимную неловкость. В том и состоит особенность общения по принципу душевной близости, что здесь нельзя спрятаться за «форму»; сама форма общения такова, что она либо живет с наполняющим ее содержанием, либо умирает вместе с ним, т. е. перерождается в пародию, фарс.

Эмоционального проживания «дарения» можно достичь, выстроив определенным образом внешние движения: перенести тяжесть тела на передние части стоп и всем телом тянуться за рукой, на ладони которой лежит шарик; рука при этом мягко выведена перед собой (без выпрямления локтя), а подбородок чуть приподнят. Человек, принимающий дар, берет шарик очень бережно, как хрупкую драгоценность. При выполнении этих движений у взаимодейтсвующих партнеров, как правило, непроизвольно появляются выразительные движения взаимной благодарности: во взглядах, поклонах, — а также радость и удовольствие от выполнения этого упражнения.

 

Серия упражнений "Прикосновения"

Упражнения выполняются в парах. Особенность большинства из них в том, что все движения выполняются очень медленно, неспешно, как в замедленной съемке, чтобы каждый ракурс, жест, взгляд успевали быть прожитыми, прочувствованными.

 

Процедура работы с упражнениями:

— объяснение и показ тренером основного принципа движения;

— выполнение упражнения с музыкальным сопровождением в паре: один выполняет роль ведущего, другой — ведомого; затем партнеры меняются ролями, и упражнение повторяется;

— обсуждение партнерами своих впечатлений от взаимодействия;

— (на усмотрение тренера) смена партнеров; упражнение проводится в новом составе, и партнеры обсуждают свои впечатления;

— обсуждение в общем кругу.

 

3.4. Упражнение «Доверие» ("Слепец и поводырь")

Исполняется под запись: П.Чайковский. Спящая красавица: Панорама.

"Слепец" с закрытыми глазами перемещается по свободному пространству в любом направлении, куда хочет, и соотнеся движения с музыкой, просто ходит или танцует. «Поводырь» находится рядом и не прикасается к «слепцу», пока нет необходимости изменить направление движения. Когда же возникает вероятность столкновения с другими парами, препятствиями или стенами помещения, ведущий, предвосхищая эти столкновения, своевременно помогает ведомому переменить направление, стараясь минимальным числом прикосновений повернуть его в «безопасную» сторону. Иначе говоря, задача «поводыря» — создать условия, чтобы «слепец» освоился в "пустоте неограниченного пространства".

 

3.5. Упражнение "Знакомство"

Исполняется под запись музыки: А.Вивальди. Adagio. Lfrgo — Концерт \г°1 соль минор.

Основной принцип взаимодействия — партнеры постоянно соприкасаются кончиками пальцев (каждый — либо одной, либо обеими руками) и стараются все время смотреть друг на друга (но не всегда "глаза в глаза"). Ведущий задает движение, ведомый подчиняется его инициативе; в целом их взаимодействие напоминает очень замедленный танец. Например, партнеры, все время сохраняя контакт кончиками пальцев, то неторопливо сближаются, подняв одноименные руки, как арку, то отдаляются, едва дотягиваясь руками друг до друга; ведущий поворачивает ведомого, как будто рассматривает его со всех сторон, любуется им или ведет его за руку то в одну, то в другую стороны и т. п.

Атмосфера упражнения-танца символизирует ситуацию знакомства в реальной жизни: здесь каждое движение, как реплика в разговоре, и каждый новый взгляд, каждый жест, изменение ракурса сообщают внимательному «собеседнику» много информации о человеке.

 

3.6. Упражнение "Музыкант и инструмент"

Исполняется под запись музыки: С.Вайс. Сарабанда. — Сюита ля мажор, оригинал — Сюита для лютни. Переложение для гитары М. Попсе.

Ведущий — «музыкант» — прикасается к партнеру пальцами рук мягким «подталкивающим» движением (как бы задевая струну музыкального инструмента): то тронет его руку, то плечо, то голову и т. д. Ведомый — «инструмент» — стоя на месте с закрытыми глазами, откликается на каждое такое прикосновение ответным движением, напоминающим плавный «всплеск», который (как звук задетой струны) постепенно затихает, «тает», ("отвечает", главным образом, та часть тела, к которой прикоснулся «музыкант», но «волна» этого отклика, менее заметная, распространяется по всему телу).

Задача «музыканта» — выявить возможности «инструмента», чтобы он «зазвучал», показал свою индивидуальность. Задача «инструмента» — чутко откликаться на прикосновения «музыканта», полностью подчиняясь ему, не пытаясь выступать с собственной инициативой или «помогать» партнеру, угадывая его следующие действия: главное — предоставить «музыканту» возможность свободно импровизировать в "игре на инструменте".

 

3.7. Упражнение "Подари прикосновение"

Исполняется под запись музыки: Ж.Визе — Р.Щедрин. Сцена. Торреро и Кармен. — Кармен-сюита.

Ведущий использует различные способы прикосновений к телу партнера (скользящие, фиксированные, точечные, плотные, давящие, мягкие и др.). При этом он чутко воспринимает реакцию партнера на то или иное прикосновение: приятно оно, принимается или нет. Если ведомый «отвечает» неприятием, то прикосновение больше не повторяется. Задача ведущего — выявить диапазон прикосновений, которые приятны партнеру.

Ведомый (стоя на месте с закрытыми глазами) откликается на прикосновения ведущего, но при этом не использует никаких «крупных» движений, его реакция, скорее, выражается в непроизвольных микродвижениях: напряжении или расслаблении мускулатуры, свободе или стесненности дыхания, общем характере позы и др. Причем ему не следует пытаться обдумывать эти движения. Его задача — позволить своему телу свободно реагировать на воздействия партнера и отстраненно наблюдать за своим эмоциональным состоянием.

 

3.8. Упражнение "Научи прикосновению"

Исполняется под запись музыки: А.Вивальди. Adagio. — Концерт № 3 фа мажор «Осень»; Adagio. — Концерт № 8 ре минор.

Ведущий показывает партнеру то или иное прикосновение, которое сам хотел бы «получить». Ведомый повторяет прикосновение, как бы возвращая его ведущему. Если ведущему кажется, что партнер не точно воспроизводит прикосновение, то он показывает его повторно, стараясь обратить внимание на нюансы движения. Сам факт такого повторения призывает ведомого быть более чутким при восприятии и более точным при воспроизведении жестов.

Если ведущий чувствует, что ведомому неприятно воспроизводить то или иное прикосновение, от него (и подобных ему) следует отказаться.

 

3.9. Упражнение «Приятие» ("Объятие")

Исполняется под запись музыки: Г.Гендель. Andante ma non troppo. — Концерт для альта с оркестром си минор.

Ведущий обнимает партнера и слегка покачивает его из стороны в сторону, как бы убаюкивая (позиции для объятий могут быть самыми различными: лицом к лицу, с боку, со спины, — и могут меняться несколько раз на протяжении выполнения упражнения). Ведомый (стоя на месте в полный рост, с закрытыми глазами) поддается ритму укачивания, по возможности максимально расслабляясь; он может положить голову на плечо ведущему, но не обнимает его. (Ведущий при желании сменить позицию относительно ведомого, мягко прекращает укачивания, затем, осторожно поддерживая его голову, возвращает ее в обычное положение, перемещается в другую позицию, снова обнимает партнера, склоняет его голову к себе на плечо и возобновляет укачивания). Периоды укачивания — достаточно продолжительны; смены позиций — не часты.

 

3.10. Упражнение "Близость"

Близость здесь понимается не как отсутствие дистанции между телами партнеров, но как созвучие, соприкосновение душ, "настрой на одну волну". Порой, общение без тактильных прикосновений гораздо более ярко выявляет подобную близость.

Исполняется под запись музыки: Б.Марчелло. Adagio. — Концерт до минор для гобоя и оркестра.

Ведущий взаимодействует с партнером на некотором расстоянии от него: не дотрагиваясь до его тела, но как бы прикасаясь к его «ауре». Ведомый (стоя па месте с закрытыми глазами) реагирует на дистантные прикосновения непроизвольно, т. е. так, как "просит его тело" (мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т. п.).

Задача ведущего — попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого — отследить, ощущаются ли им дистантные прикосновения, выполняемые ведущим, и понаблюдать за собственным самочувствием в процессе выполнения упражнения.

 

3.11. Упражнение "Танец с зеркалом"

Исполняется под запись музыки: В.Моцарт. Минуэт. — Симфония № 40 соль минор.

Ведущий танцует, соотнося движения с музыкой и глядя на своего партнера, как на собственное отражение в зеркале (ведущий может продвигаться в пространстве в разные стороны, поворачиваться, менять ракурсы, но обязательно фиксирует взгляд на своем "отражении"). Ведомый старается точно воспроизвести движения ведущего по принципу зеркального отражения. Можно использовать прием, при котором ведущий синхронизирует свои движения с собственным дыханием. Например, поднимает руки при вдохе, а опускает при выдохе. Тогда ведомый, отражая его движения, и дышать будет в едином с ним ритме. В этом случае легче и быстрее удается достичь эффекта "зеркала".

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь