Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВЫЙ ГРАДУС. ЦЕРЕМОНИЯ
1. До посвящения. 2. Украшение храма. 3. Первый градус, его смысл. 4. Как проводить ритуал для 1°. 5. Предварительное обучение кандидата.
Требования к кандидату: 1. Безупречная нравственность. 2. Средства к существованию. 3. Возраст кандидата – 21 год. 4. Образование: достаточное, чтобы понимать масонское учение. 6. 6 месяцев проживания в месте, где находится ложа.
Угроза исключения, если: 1. Брат обесчестил себя – нарушил обещания, которые дал во время посвящения. 2. Не делал взносов. Его учат:
Как делать знак правой рукой. Рукопожатие. Ходьбе, – с левой ноги. Троекратному восклицанию: Хуззай! Ему вручают: Передник. Ему сообщают: Пароль, смысл молотка, знаки отличия, ритуал, символику внутреннего убранства храма, а также распределение мест.
IБ
Собрания состоят из: чтения протокола последней сессии, введения гостей, обсуждения очередных дел и полученной корреспонденции (письма без подписи не читаются, они тут же сжигаются). Обсуждение очередного кандидата. Утверждение приема новичка (голосованием шарами). Профан подвергается испытаниям. Весь допрос он вызубрил наизусть. Производится допрос 1, 2 и 3°. Если кандидат принят, считается, что возраст его при вступлении в масонство – три года. Клятва. Соблюдение тайны, подчинение Ордену, верность Ордену. «Если не сдержу – то понесу заслуженное наказание за мой возмутительный проступок и приму чувство омерзения ко мне моих братьев». Обязанности: – Соблюдать тайну. – Работать во славу масонства. – Любить братьев. – Помогать бедным. – Следовать справедливости. – Любить родину и семью. – Иметь уважение к самому себе. – Подчиняться Уставу. Быть верным Великому Востоку. – Понести наказание за нарушение клятвы и заранее согласиться на то, чтобы его имя было навсегда вычеркнуто из памяти братьев.
II
Всеобщие выборы: правила выборов Досточтимого Мастера и должностных лиц ложи.
III
Церемония: Сообщение паролей на ближайший семестр. Список их нацепляется на шпагу. Три удара молотком. Все поворачиваются лицом к Востоку.
IV
Прекращение работ: закрытие сессии. Из рук в руки переходит мешок для предложений. Если они не подписаны, Досточтимый сжигает их. Если они подписаны – их обсуждают. Сбор денег в мешок. В чем состоит обучение? Эта глава объясняет, как ученика подготавливают ко 2‑му °, (Два года)[48].
V ПОСВЯЩЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ГРАДУС. ЦЕРЕМОНИЯ
Повторение церемонии посвящения в первый градус. Затем – экзамен. О пяти чувствах. Об искусстве и его социальной пользе. Науки (математика, физика, естественные науки, нравственность, общественные науки). Благодетели человечества: художники, изобретатели, люди искусства, ученые, моралисты, политические деятели. Прославление труда. Разъяснение эмблем. Полярная (или Северная) звезда – звезда свободной мысли, отсутствия суеверий и предрассудков.
VI ПЕРЕХОД В ТРЕТИЙ ГРАДУС. ЦЕРЕМОНИЯ
Переход в 3°. Повышение в градусах называется «повышением жалованья». Усложнение символики, устной и в движениях. Возглас: «Мы – дети Хирама, сына вдовы!»[49].
VII
Устройство Мастерской. Ритуал ее открытия. Открытие храма. Ритуал. Агапа (банкет). Стол – подковой. В середине – Восток, место Мастера. Направо от него – 1‑й Наблюдатель (Эксперт). Налево – 2‑й Наблюдатель и Дародатель. Секретарь, Оратор, Казначей, Мастер банкета, Церемониймейстер. У каждого – в руках шпага. Сложный ритуал при посадке каждого. Все встают каждый раз и опять садятся. Специальный брат вносит предложения, за чье здоровье пить. После этого официальная часть заканчивается.
VIII
Похоронная церемония. Минимум один раз в три года проводится заседание памяти умерших. Брат Оратор берет себе в помощники других братьев. На черных занавесях, покрывающих стены храма – надписи: В каждой колыбели – зерно могилы. Сегодня – живые, завтра – мертвые. Жизнь – работа, смерть – отдых. Катафалк, в виде пирамиды, впереди, в центре. Все – в черном. Четверо стоят у (символического) гроба. Гроб называется «символическая цель». Гости из других лож сидят тут же. Ритуальные жесты: «Цепь единения». Речи Оратора и его помощников[50]. При посвящении кандидата в ученики, ему задают следующие вопросы: Что такое Свобода? Равенство? Братство? При переходе из 1‑го во 2‑ой градус задаются вопросы несколько сложнее: Вопрос: Как следует приветствовать братьев? Ответ: Ковшом, полным до краев раскаленных углей. (Ковш – стакан; раскаленные угли – вино). При переходе ученика в подмастерье его спрашивают: «Откуда он пришел? Куда он идет? Каким способом он туда дойдет?» Для того, чтобы стать Учеником, требовалось свидетельство Префектуры о несудимости; голосование производилось, как когда‑то в России, шарами. После экзамена ученику вручали лист, где перечислялись некоторые особые масонские события: раз в год – торжественная агапа в день солнцестояния. Непосредственно за этим в книге идет любопытная глава о масонском воспитании детей. Среди прочих масону разрешенных действий мы находим также и «одновременное состояние брата в двух Уставах». От него требуется при этом «соблюдать дружбу в строгих правилах этикета». Этот пункт относится к уже упомянутым «прикосновениям»: в нем говорится о границе, которую необходимо провести не только в прикосновениях мужчины к женщине, но и мужчины к мужчине. «Гостями», которые приглашались на сессии и агапы, назывались не просто знакомые профаны, а друзья из других лож и Уставов. Такие визиты поощрялись – никаких ограничений в этом я не нашла. «Трудами» называлось то, что делалось на сессиях: сперва читался отчет последнего собрания, затем обносили мешок, затем обсуждали кандидатов, голосовали, выбирали делегатов в Совет и Конвент. Иногда читали доклады, принимали новичка или говорили надгробные речи об умершем брате; тогда стены затягивались черной материей и вешались траурные эмблемы в память брата, уснувшего на Востоке Вечном. Все было основано на строгом регламенте: посвящение, исключение, повышение в степени, выборы Мастера. Церемония посвящения была сложной, церемония повышения – тоже. Диалог, который велся между Мастером и братом, должен был быть выучен этим последним наизусть. Первый Эксперт (или Секретарь) помогал Мастеру вести церемониал, а Первому Секретарю помогал Мастер Церемоний (или Церемониймейстер). Все действующие лица имели в храме свои постоянные места: Досточтимый сидел на Востоке, два Великих Эксперта (Секретаря) сидели по двум сторонам его. Они же иногда назывались Надзирателями: они смотрели за порядком и производили подсчет при выборах. Все эти высокие должности часто в русском переводе называются по‑разному: масонский словарь – вещь совершенно неустановленная. В разных документах можно встретить различные названия применительно к одним и тем же должностям. Возможно, что здесь играет роль конспирация, но возможно, что это просто небрежность, безразличное отношение к слову. Не исключено, что разнобой происходил и от того, какой из двух традиций – славянской или западной – следовал автор, переводя должность брата, сочиняющего меню ближайшей агапы, либо как «дародатель», либо как «церемониймейстер». В списке, который дается ниже, читатель увидит последствия обеих традиций. – Досточтимый Мастер – сидел на председательском месте за столом. (Три года должны пройти между назначением Мастером и Д.М.). – Два Великих Эксперта (Секретаря, Надзирателя) сидели слева и справа от него. – Хранитель печати. – Блюститель порядка. – Мастер церемоний (Обрядоначальник и Носитель Священного Огня). Среди других его обязанностей было обходить ряды с мешком, куда клались предложения – как например, собираться на полчаса позже, или закрыть окно, или давать больше света в храме. – Оратор (Вития). Говоривший речи. – Казначей – сборщик денег, обносивший мешок. – Привратник (Страж дверей), впускающий и выпускающий братьев – церемония сложная, с ритуальными стуками в дверь с обеих сторон. – Архитектор – заведующий помещением.
Кроме того, у каждого ряда стоял Ассистент и наблюдал за поведением братьев. Таким образом, должностных лиц оказывалось – если рядов было 6 – 8, – около 20‑ти. Бутафория состояла из уже упоминавшихся передников, перчаток, молотков (или молоточков), а также орденов. В некоторых ложах было два‑три Привратника. Дародателя не надо путать с Казначеем, который ничего не дарит, а только берет. Дародателя проверяют раз в год[51].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы