Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с рокорэпопопсо-ребенком



• Прежде всего, постараться самим ознакомиться с главными постулатами нравящегося ребенку музыкального стиля.

• Стать советником ему в выборе CD.

• Объяснять, почему Вам не нравится его выбор.

• Не поощрять частое посещение дискотек и рок– или рэп-концертов, но и не вводить запреты на это.

• Постараться понять, почему Ваш ребенок как отдушину своего напряжения выбрал именно рок, рэп или попсу.

• Уделять как можно больше внимания своему ребенку.

 

КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с рокорэпопопсо-ребенком

• Запрещать слушать любимую музыку, не объясняя почему.

• Не разрешать посещать дискотеки и концерты рок– или рэп-групп.

• Распалять воображение ребенка мнимыми ценностями того или иного стиля, которому родители до сих пор поклоняются сами.

• Не запрещать слушать песни с пропагандой насилия, извращенного секса и других аморальных наклонностей, считая, что ребенок сам поймет, что к чему.

 

Ситуация для родителей

Двенадцатилетняя Ася не просто начала увлекаться роком, а без разрешения родителей стала ходить в черном, с пирсингом и с сигаретой в руке. Когда соседи рассказали об этом маме девочки, мать запретила дочке вообще слушать ее любимую музыку и вышвырнула все черные вещи, имеющиеся в ее гардеробе, из дома, несмотря на рыдания девочки и просьбы ее этого не делать.

Как бы Вы поступили на месте матери Аси?

 

* * *

 

Каждому поколению детей свойственны свои музыкальные пристрастия, следовая реакция которых воздействует на дальнейшую жизнь или обрывается внезапно, как горная тропинка, когда перед взором уже только скалы для альпинистов. Но скалы бывают слишком отвесными, так же как и квалификация альпинистов весьма относительна в подобных условиях. Словом, по тропинке можно вернуться назад к ее развилке, так и не сделав попытки взобраться на вершину.

Недавние исследования клинического психолога Ланса Вильямса, проведенные с 400 подростками – любителями рэпа, для которых стимульным материалом служили иллюстрации с дисков популярных певцов этого жанра, отражающие динамику своеобразной «деградации» этого стиля музыки, видимой даже по одежде рэп-звезд: от парадных костюмов до бикини, показали, что подобная музыка уже начала ассоциироваться у многих детей с их духовным истощением.

По мнению ряда психологов, предпочтения в музыке – одна из частей внутреннего мира личности, по которой можно судить даже об интеллекте человека.

Пытаясь определить свойства личности в зависимости от предпочтения людьми того или иного ее жанра, исследователи в одном из подобных экспериментов, предварительно классифицировав музыку, разделили ее даже на несколько групп:

 

1) рефлексивная и сложная (народная и классическая музыка, блюз и джаз);

2) интенсивная и бунтарская (тяжелый металл и альтернативный рок);

3) приподнятая и обычная (поп-музыка, стиль кантри, религиозная музыка…);

1) энергичная и ритмичная (рэп, хип-хоп и т. д.).

 

Итоги эксперимента показали, что несмотря на то, что на наш выбор музыки в данный момент немаловажное влияние оказывает настроение, тем не менее музыкальные предпочтения людей в основном связаны с одним и тем же жанром.

Смешивают стили и жанры чаще всего те, кто любит новизну. А отличительной особенностью детей как раз и является жажда новизны, так что консерватизм любого ребенка в его музыкальных предпочтениях не так уж крепок и его можно отретушировать или же откоррегировать, если это будет необходимо, а главное – найдутся веские аргументы в пользу этой инициативы.

 

* * *

 

И все-таки даже из чистого любопытства или по необходимости слушая современную «модную» музыку, ее тахикардию сердцебиения ритмов, убегающих как от погони вечного цейтнота жизни наших дней, преклоняясь перед новизной, я лишь с восторгом только замираю, услышав вальсы Штрауса или Шопена, теряю голову и нахожусь как будто под гипнозом чарующих, божественных мелодий пленившего меня когда-то в детстве Чайковского, в любви к которому храню я постоянство.

Я не уверена, действительно ли существует «эффект Моцарта», потрясший целый мир предположением ученых, что гениальность композитора воздействует на интеллект его поклонников и повышает даже коэффициент этого интеллекта (IQ), но я готова слушать «Маленькую ночную серенаду» Моцарта до самого утра, забыв о сне, включая в сотый раз уже почти заснувшее CD и всматриваясь в яркий звездопад с… Надеждой, что он сумеет осветить Того, кто будет петь ночные серенады мне под моим окном всю мою жизнь…

Так что мои такие «ночно-серенадовские» мысли и в самом деле могут служить подтверждением предположения известного исследователя Гордона Шоу, обнаружившего «музыкальный» характер мыслительных операций в головном мозгу, что музыка является одним из факторов, способных влиять на мышление людей. А Моцарт начал сочинять ее уже с четырех лет, и на его произведениях, как ни на чьих других, возможно попытаться это доказать.

Предположения ученого полностью подтвердились. Сканирование мозга с помощью магнитного резонанса при прослушивании произведений Моцарта, Бетховена и поп-музыки тридцатых годов указало, что только на фоне произведений Моцарта активизировались все участки коры головного мозга.

Последующие исследования этого феномена позволили составить даже специальную шкалу громкости музыкального звучания, внизу которой оказалась примитивная поп-музыка, а на вершине шедевры Вольфганга Амадея Моцарта.

«Эффект Моцарта» позволил попасть компакт-дискам гениального композитора, жившего более двух веков тому назад, с рекомендациями для родителей, как влиять на интеллект ребенка, в современные бестселлеры и занять в рейтинговом ряду их одно из первых мест.

В связи с этим каждая «новорожденная» мама в штате Джорджия в США из рук самого губернатора получала в подарок этот диск.

Гению Моцарту поклонялась родина рэпа – Америка.

А в это время на родине самого гениального композитора в Австрии, на улицах музыкальной столицы Европы Вены, где Моцарт жил и творил свои лучшие годы, приезжие музыканты играли рок, рэп, регги и попсу, и многочисленные современные коммерческие двойники внешнего облика гениального композитора, подростки, в пепельных париках и бархатных панталонах, продававшие билеты на концерты в Дом Моцарта, с упоением вибрировали в такт антимоцартовской музыки, забыв об «эффекте Моцарта» и своей благородной миссии популяризации этого «эффекта».

И кто знает, если бы во времена Моцарта появилась бы знаменитая «ливерпульская четверка», заразившая весь мир эпидемией «битломании», перевернув все наши взгляды на стили музыки, дав импульс для рождения ранее неведомых из них, в такт каких музыкальных жанров вибрировал бы сам великий композитор со своим легким нравом, отбившийся в столице Австрии уже совсем от рук своего целеустремленного отца, проторившего ему звездный путь, под звуки рэпа или же своих произведений.

Ведь «соль» всех этих стилей – вечная дилемма, стоящая перед отцами и детьми.

А может быть, он сам вдруг начал сочинить бы в наших сегодняшних, почти коктейльных стилях… Тогда бы точно все заметили «эффект» великого и гениального Вольфганга Амадея Моцарта, добавившего б лучи солнца в рок, рэп и попсу, как в старые свои произведения, которые все были им освещены, не только лишь освещены, но и согреты солнечным светом его гениальности. И солнечными стали б рок, рэп и попса…

Но это были бы тогда совсем другие стили, не отражавшие извечные проблемы между отцами и детьми: консерватизм непонимания и импульсивность отвержения…

И только современный «эффект Моцарта», воздействующий на наш интеллект, путем подъема его коэффициента, наверное, когда-нибудь сумеет поднять так этот коэффициент, что мы в конце концов научимся решать эти извечные проблемы без победителей и побежденных, а так, как и положено родным и близким людям.

А рокеры и рэперы тогда начнут нам сочинять ночные серенады, большие или маленькие, несущественный вопрос.

 

НЕБОЛЬШОЙ СЛОВАРИК СТИЛЕЙ «ТЯЖЕЛОЙ МУЗЫКИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Классический хеви-метал (classic heavy metal) – мелодичная гитарная основа, повторяющийся ритм и агрессивная манера исполнения.

Софт-метал (soft metal) – коммерческое течение хеви-метала со смягченным звучанием и элементами поп-музыки.

Глэм-метал (glam metal) – группы хеви– и софт-металистов со своеобразным сценическим имиджем (яркие одежды, грим, сценические эффекты).

Трэш-метал (trash metal) – многократное изменение ритма музыки в одной композиции с примесью агрессивности и техничности.

Прогрессив-метал (progressive metal) – потомок art-рока, самый интеллектуальный металлический жанр, развитие которого происходило под воздействием профессиональных музыкантов, окончивших консерваторию.

Спид-метал (speed metal) – течение с ускоренным ритмом.

Дэт-метал (death metal) – упрощенно-агрессивная форма трэш-метала с низким, рычащим вокалом.

Готик-метал (gothic metal) – замедленный темп с депрессивными мелодиями и спокойным вокалом.

Блэк-метал (black metal) – синтез дэт– и спид-метала. Одно из экстремальных течений хеви-метала. Примитивная гитарная техника, быстрый ритм, рычащий вокал, языческая лирика или сатанинские тексты.

Фолк-метал (folk metal) – использование народных мелодий, инструментов и стихов.

АОР (AOR) – облегченный вариант хард-н-хеви с виртуозным владением музыкальными инструментами, легко запоминающимися мелодиями и хорошим вокалом.

Арт-рок (Art Rock) – техничная музыка с элементами джаза, фолка, классики и психоделии на основе рока.

Глэм-рок (Glam Rock) – группы рока, привлекающие к себе внимание не столько музыкой, сколько внешним видом (от причудливых цветастых нарядов и разноцветных волос до применения косметики и всевозможных украшений). Эти рокеры подразделяются на хулиганистых, мрачных и злобных шок-рокеров.

Грайндкор (Grindcore) – самое тяжелое музыкальное направление из всех.

Хард-рок (Hard Rock) – синоним хеви-метала.

Альтернатива (Alternativa) – смесь всевозможных музыкальных направлений, задуманных как альтернатива всем современным стилям, но ставшая самым популярным стилем после попсы.

 

Кумиромания

 

– А Вы любите Бритни Спирс? – не скрывая волнения, ждет моего ответа десятилетняя поклонница скандально знаменитой певицы, побрившая наголо голову по образу и подобию взбалмошной звезды, доведя свою маму буквально до шока от этой выходки.

– Конечно, Бритни очень талантлива, – лью бальзам я на душу Нонны, – но сейчас у нее столько проблем и она нездорова, – пытаюсь как можно более деликатно объяснить я все девочке.

– Да, я знаю, у нее неприятности с мужем, – не дает договорить мне Нонна, поражая своей осведомленностью о жизни певицы в своем столь юном возрасте, – но он сам во всем виноват, ведь ему так повезло, так повезло, – восторженно вздыхает девочка.

– В чем повезло?

– Бритни выбрала из всех мужчин его! И если бы я оказалась на его месте, я бы делала все так, чтобы мы не расставались, – не скрывает своей мечты юная фанатка. – Вот когда мы с ней познакомимся и она узнает меня… – И Нонна доверительно сообщает мне, что будет тогда, а я лишь только начинаю осознавать, что ее мама сегодня видит еще только цветочки, все ягодки еще впереди, и ягодки не самые сладкие, кислее клюквы…

Говоря о рокорэпопопс-детях, нельзя оставить на обочине дороги и эпидемию кумиромании, которая все чаще и чаще стала поражать наше молодое поколение, хотя, казалось бы на первый взгляд, это явление старо как мир.

Но тем не менее современные средства массовой информации с их элементарной доступностью даже для дошкольников превратили это «безобидное» явление почти в глобальную проблему для их родителей. Родителей, совершенно теряющихся перед собственным ребенком-фанатом, не зная, как правильно вести себя с ним – поощрять или наказывать.

Поощрять, так за что? За то, что он пытается подменить свою собственную жизнь чужой, обезличив себя?

Наказать – почему? Лишь за то, что его горизонт сузился до какой-то малюсенькой точки в пространстве и времени, где ему освещают смысл жизни не известные всем нам «светила», а одни только отблески от диадемы или же ореола кумира.

Может быть, лучше сначала понять – почему взялось вдруг «почему».

Почему «сошелся клином белый свет» для Вашего ребенка на каком-то другом человеке, и, как кажется Вам, вовсе не достойном, хоть для этой роли можем выбрать мы любого, а не только всем известных покорителей сердец, приходящих в дом с телеэкрана.

Но а если даже и достойном, все равно, стоит ли подменять свою жизнь суррогатом и копировать чью-то судьбу. Ведь, в конце концов, «кумиромания» у Вашего ребенка – доказательство лишь его эмоциональной нестабильности, а не просто одна из возможных стадий подросткового развития или взросления тинейджеров, чем пытаемся мы это оправдать.

«Как бы ты с Джастином Бибером провела день? », «Что бы вы сделали, когда узнали, что Джастин ваш родственник? », «Увлечения и предпочтения Джастина Бибера», «Журналы с Джастином», «Твиттер Джастина», да вряд ли можно вообще перечислить список тем, касающихся жизни современного кумира подростков всего мира Джастина Бибера, на первом российском фан-сайте Джастина Бибера. Я знаю даже котов и собак – Джастинов Биберов. А в магазинах для подростков его смазливенькое личико вроде иконы почти на каждом украшении и сувенире.

Но кто же этот Джастин Бибер? На том же сайте можно всем узнать – поп и R& amp; B-певец из города Стрэтфорда канадской провинции Онтарио. И если не было бы Интернета, то вряд ли этот Джастин Бибер стал бы тем кумиром подростков, о котором знает весь мир.

Никому не известного мальчишку сделали всемирной знаменитостью его видео, которые он размещал на YouTube в 13 лет, исполняя хиты известных певцов. Джастина заметили нужные люди. Его признали одним из самых талантливых детей в США. А во всем мире его называют – Teen singing sensation (поющий подросток – сенсация). Безусловно, превратившись в сенсацию, Джастин стал не только кумиром подростков, а и источником Джастиномании.

Вообще, мания в психиатрии – это радостное настроение с усиленным влечением и неутомимой деятельностью, ускорением мышления и речи, чувством оптимизма и выносливости, силы, когда видится все в розовом цвете (Гарольд Дж. Каплан, Бенджамин Дж. Садок). Но… и розовый цвет приедается в пестром многоцветье жизни. Правда, при кумиромании этот цвет чаще всего единственный, и кумир в глазах ребенка освещен именно им.

«Не сотвори себе кумира» в дошкольном возрасте не совсем верное выражение. Любой ребенок нуждается обычно в идеале, который он невольно превращает потом в кумира.

Конечно же до шести лет все феи или маги в жизни детей – это их родители или же люди, ухаживающие за ними, обеспечивающие их безопасность и защищенность в нашем мире.

Стадия всесильности родителей – важная веха в развитии ребенка. И если он осознает, что это все вовсе не так, то для него это сильнейший стресс и разочарование, которое в нем может поселиться надолго, все время омрачая детство.

Родители – это главные защитники ребенка и его опора. Их образ всегда зримо или же незримо ему помогает. И только после шести лет он сам уже способен разрушить свою иллюзию, созрев для понимания того, что всемогущество родителей имеет какие-то пределы, и иногда довольно ограниченные.

И тогда дети ищут иной идеал, возможности которого должны быть не такими, как у мамы с папой. Им хочется возвышенности чувств, и идеал должен быть тоже более возвышенным, а значит, отдаленным. Нет, он не должен жить под одной крышей с ними, как родители, пусть лучше живет под другой, чтоб не испытывать разочарования при виде его в стоптанных домашних туфлях или же в стираном халате, не все же из кумиров способны продолжать даже без зрителей играть все время роли не себя, а суперчеловека, как, например, Любовь Орлова, которую в любой момент из дома возможно было повести в покои или же на прием английской королевы без переодевания и наложения специально макияжа. Она всегда уже с утра как будто бы была готова к этому, хоть королева жила не в России.

Да, идеал должен блистать… И Ваш ребенок интуитивно начинает поиск такого человека как эталон для подражания, особенно когда Вы постоянно подчеркиваете все его недостатки – он плохо учится, неаккуратен, рассеян, недотепа… Ну словом, не тот, о котором Вы мечтали. Вот у соседей… Сравнения не в пользу Вашего ребенка, ведь у соседей дети те, как надо…

И чтобы переплюнуть тех, «как надо», ему нужен кумир для подражания. Он ищет его… и находит…

А если говорить о рокорэпопопсо-детях, то, безусловно, главные кумиры для них – это солисты известных, популярных, современных групп. Да и вообще, гораздо легче подражать всем тем, кто постоянно у вас на виду, – певцам, актерам или же телеведущим. Раз выбрали из всех других лишь их, так значит – просто нету недостатков. Зато достоинств всех – не перечесть!

И Ваш ребенок, вряд ли ведая об этом, придумывает сам эти достоинства, придумывает в превосходной степени – от самый умный и самый талантливый до самый, самый необычный на земле… Ведь так приятно «владеть» самым, самым!

И чем больше «достоинств» у кумира, тем больше низвергает сам себя ребенок с пьедестала, подчеркивая этим лишь свое несовершенство, свою никчемность и свою несостоятельность, безжалостно снижая планку уровня самооценки чуть ли не до нуля.

Снижает почти до нуля, не сознавая, что главные достоинства кумира, придуманные им, по сути – виртуальные. А вот бичует он себя не виртуально.

И это самобичевание обычно заставляет ребенка в самом деле равняться на какой-то идеал, на своего ницшеанского «сверхчеловека», идеей о котором одержим.

А если уже одержим идеей, то это чистой воды фанатизм, своеобразный эмоциональный сдвиг.

И вряд ли можно теперь найти человека преданнее, чем фанат кумиру. Он даже готов отдать за кумира жизнь, хотя кумир не всегда из себя на самом деле что-то представляет. Но у фаната своя шкала ценностей. Причем кумиром может стать любой, не обязательно лишь кто-то популярный. Фантазия ребенка создаст эту популярность для себя – пусть это будет даже Ваш сосед.

Суть в том, чтобы поднять кумира до небес, и на такую высоту, откуда виднелись только бы «небесные» лишь качества кумира, приписываемые ему обожанием фаната. Те качества, которые не поддаются критике.

Вообще, фанатизм, по мнению психиатров, это, прежде всего, повышенная внушаемость, и фанатами могут стать лишь внушаемые люди. В то же время внушаемость – один из атрибутов детства. Поэтому дети и склонны к этому явлению, и особенно если кумирам их нравится обожание таких поклонников, в которых, в свою очередь, особенно люди искусства, очень заинтересованы.

А ребенок Ваш ищет себе идеал, создавая иллюзии, не зная про маски людей. Ему хочется быть с тем, кто ярче других. Но попробуй найти их в толпе. Вряд ли можно найти. А придумать – пожалуйста! И придумать такого, в котором нуждаешься, чтоб, ему подражая, «переделать» себя. Ведь уже к подростковому возрасту дети знают, чего им в себе не хватает – мужественности или уверенности, обаяния или же очарования знаменитых людей.

Специалисты уже говорят во весь голос о «синдроме поклонения знаменитостям», «создающем» кумиров для ряда людей.

Причем та кумиромания, о которой принято говорить, – это лишь первая стадия этого синдрома.

Во время этой стадии, по мнению психологов и врачей, «ребенок настолько интересуется жизнью своего кумира, что буквально зависит от всех сведений о нем, интересуясь малейшими деталями от предпочтения в одежде до предпочтений в еде. А если эти сведения не дополняются, нет информации, ребенок может даже впасть в депрессию».

Когда же у подростка появляется вдруг уверенность, что у него, в отличие от других, есть какая-то особенная, своя, чуть ли не родственная связь с кумиром, то это уже – симптомы второй стадии «синдрома поклонения знаменитостям».

На третьей стадии навязчивые мысли способны доводить фанатов до криминальных действий.

Как правило, этот синдром бывает у тех, кто неуверен в себе и готов цепляться за всех, кто кажется им более успешным и деятельным в осуществлении своих жизненных планов.

При этом синдроме фанаты готовы сделать себе даже пластические операции, лишь бы чем-то походить на кумира, а походить – значит, перенимать и блеск жизни своего идеала. И эта подсознательная вера крепка настолько, что неминуемые неудачи при таком поклонении, даже при изменении внешности, расцениваются подростками как некомпетентность пластического хирурга, не сумевшего правильно сделать копию с оригинала, а не нечто иное, разумное.

Почему виноваты хирурги? Потому что не могут «скопировать» точно внешность кумира фанату, когда это так необходимо. Если внешности тех и других будут чем-то тождественны, заблуждаются дети, то и судьбы фаната с кумиром могут стать совершенно похожими или же почти одинаковыми.

Иначе говоря, Ваш ребенок-фанат таким косвенным путем как бы пытается отказаться от собственной жизни, а вернее, ответственности за нее, компенсируя все свое несовершенство за счет качеств кумира, которые ему очень хотелось бы иметь и которых ему не хватает. И конечно же это искусственное пластическое перекраивание своей внешности подсознательно помогает ребенку превращать эти качества кумира в свои, невольно отождествляя себя с совершенно другим человеком, вдруг ставшим частицей фаната.

Но под нож пластического хирурга готовы лечь фанаты не только живых кумиров, но и очеловеченных предметов или даже игрушек. Вся Америка знает Синди Джексон, женщину, перенесшую 22 пластические операции только ради того, чтобы стать похожей на куклу Барби. Да, да, да, Вы не ошиблись, на заполонившую нашу планету гиперсексуальную Барби. Оказалось, что парень, в которого она была влюблена, обожал с детства Барби. И тогда Синди тоже решила стать подобной ей, чтобы жених обожал ее так же, как куклу. Она так изменила весь свой внешний облик, что действительно стала как Барби. Муж ушел от нее, испугавшись, что женился на кукле, пусть даже любимой, но для жизни ему оказалась нужна женщина, а не кукла. Зато Синди является родоначальницей появившегося сейчас в мире «синдрома Барби», ведь у Синди уже есть последователи, среди них сорокашестилетняя Сара Бердж, мать трех дочерей, сделавшая за время превращения в «куклу» 26 операций и добившаяся все-таки своего. Невозможно понять, где здесь норма и где патология.

Однако фанаты отождествляют себя не только с Барби или с рок– или рэп-звездами, не только с различными знаменитостями, ведущими по телевизору шоу, кумиром для них может стать даже киллер, любой криминальный авторитет, вплоть до мафиози. Конечно же это пугает родителей, а иногда и самого ребенка, воспитывающегося, казалось бы, в благополучной семье. Но тем не менее этому можно дать объяснение.

Скорее всего, как считают ученые, занимающиеся данной проблемой, это связано с неотреагированной и невыраженной агрессией, «законсервированной» в нас с вами, а если сказать более верно, с архетипом воина. Естественно, не секрет, что человек воплощает в себе не только возвышенное, но и низменное. Однако возвышенное превозносится, как правило, нами до небес, а низменное тщательно «прячется» на бессознательном уровне, где временными или постоянными квартирантами являются всевозможные архетипы, что-то вроде набора состояний человеческого бытия, выходящие на первый план в силу различных жизненных обстоятельств. В более древние времена архетипы служили канвой жизни. Сейчас многие из них просто нам не нужны. Мы опираемся больше теперь не на архетипы, а на стереотипы. Однако по мере необходимости архетипы, скрывающиеся в бессознательном, пытаются выйти наружу, как и архетип воина, необходимый в далекие времена для защиты мужчинами своих близких от неприятеля, при угрозе опасности. Как оказалось, архетипов не счесть, они есть на все случаи жизни, вплоть до архетипа любовницы. И даже наше священное материнство – это обычный архетип матери. Такое понятие, как архетип, возникло благодаря работам Карла Юнга, который сравнивал архетипы человека с импульсами «у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники».

Как правило, архетипы имеют несколько составляющих, и архетип воина в мирные и смутные времена несет совершенно разные функции: во время войны – нападение, а в мирное время – охрану. У киллеров вечно взведен на курке момент нападения, моменты охраны при этом бездействуют, они изолированы в бессознательном. Поэтому архетипы воина для них имеют лишь только одну свою функцию – функцию нападения. И пусть эта функция в мирное время отнюдь не из лучших, но, прежде всего, она нас защищает, хотя и направлена против других, всех непосвященных… И дети-фанаты готовы идти так, как их кумиры, против других, не в силах отдать себе в этом отчета.

Однако идти против всех им труднее, чем сделать кумиром любого подонка, в котором бурлит постоянно агрессия.

Возможность выплеснуть застоявшуюся агрессию используют и спортивные фанаты, теряющие свои головы в толпе подобных. Чаще всего такие фанаты – это или те подростки, в семьях которых царствует агрессия во время бесконечных ссор и выяснения конфликтных ситуаций, или же дети из семей, где этот способ выражения эмоций всегда был под запретом, из-за чего ребенок накопил в себе ряд негативных чувств – гнев, ярость, злость – и ищет способ, как от них освободиться.

Иногда агрессивность фанатов проявляется в ситуациях, когда ребенку кажется, что его кумира кто-то пытается обижать или обидел. В подобных случаях фанат стоит за кумира горой. По мнению психологов, этому способствует «эффект отражения», проявляющийся в том, что «обиженный» жизнью кумир предполагает, что обожаемого им человека кто-то так же способен обидеть, как и его.

Так кто же, если не он, защитит своего кумира. И начинаются петушиные бои под эгидой еще не оперившегося «материнства» фаната с призрачными врагами кумира, не всегда даже догадывающимися, что они – эти враги. А если действительно враги? Тогда им не позавидуешь, потому что любой истинный фанат – это не только ведущий отчаянную борьбу за правду неутомимый адвокат кумира, но и жестокий десантник в неравной борьбе, зазомбированный на победу. Иного выхода просто нет. Ведь защита «любимого» – главная функция этой самой любви, да и вообще, очевидно, подобного чувства.

Кумироманию у детей могут искусственно культивировать и специально взрослые в целях маркетинга, к примеру, популярным рок-группам приписывают маркетинг наркотиков. А фанаты, буквально сходящие с ума от этих групп, вряд ли догадываются, что демонстративное поведение их кумиров не только на сцене, но и в жизни, их истинное или мнимое пристрастие к наркотикам, о котором они дают знать в своих интервью, это вовсе не тернистый путь к славе, а всего лишь навсего хорошо кем-то оплачиваемая и организуемая пропаганда и пиар-акция наркотиков, «вкус» которых уже не прочь попробовать и подросток, чтобы полностью походить на своего кумира и побыть с ним в одной шкуре.

И ведь действительно, в самом деле хочется «попробовать», когда ты слышишь или читаешь о необыкновенных ощущениях и чувствах полета, опьяняющих тебя после таких «проб» и придающих серости будней твоих совершенно иной колорит.

Невольно припоминается, как одна знакомая девочка, начитавшаяся Пелевина и решившая сделать его своим кумиром, потому что о его книгах писали во всех газетах, советовалась со мной, от каких грибов у нее будут красивее галлюцинации, совершенно не понимая, что такое галлюцинации, но зато хорошо представляя, какой кайф предстоит ей узнать.

Родителям детей-фанатов необходимо знать, что фанатизм, ко всему прочему, обычно подразумевает под собой также владение еще фанатами и фетишами, которые нередко распространяют сами обожаемые Вашими детьми кумиры.

Однако, понимая, что такое фетиш, родители вряд ли задумываются над тем, что в медицине фетиш означает не что иное, как источник сексуальной стимуляции, причем значимый источник. Благодаря фетишу удовлетворяется сексуальная реакция. Иначе говоря, даже вожделенные автографы кумира имеют двойное дно: с одной стороны, эйфория от получения него, а с другой стороны – сексуальная стимуляция.

К сожалению, как бы это ни звучало парадоксально, но фетишизм у фанатов – это не просто какие-то предметы, напоминающие о ком-то, а то, что вызывает у них возбуждение-влечение на уровне инстинкта. И естественно, чем дальше длится синдром «поклонения знаменитостям», тем чаще на фоне всеми нами видимого платонического чувства подростки-фанаты, используя фетиши, испытывают сексуальное влечение, так называемый секс-прессинг, перевозбуждаясь почти до безумия.

Фанатам-мальчикам гораздо легче «снять» подобный секс-прессинг, чем девочкам. Забыв о высоком платоническом чувстве, они способны уменьшить свое сексуальное напряжение при помощи физиологической разрядки, хотя бы мастурбацией. Для девочек такой выход в сложившейся ситуации кажется слишком низменным и оскорбительным для взлелеянного ими высокого платонического чувства, поэтому о трафаретной физиологической разрядке не может быть и речи. Они предпочитают расплачиваться за свои «высокие» чувства депрессиями, попытками аутоагрессии и всевозможными эмоциональными расстройствами, вплоть до самоубийств. Во всяком случае, им чаще, чем мальчикам, врачи выставляют диагноз «предсуицидального синдрома».

Правда, чаще всего своими попытками свести все счеты с жизнью дети просто пытаются привлечь внимание фаната, не думая о том, что попытка может быть роковой.

Вообще, «синдром поклонения кумиру» – это крик одиночества влюбленного в него подростка, который сам, по его мнению, никому не нужен. А раз он сам никому не нужен, то ему также не нужен никто, кроме выбранного им фантома любви. И, поклоняясь фантому, ребенок перестает общаться даже со сверстниками. У него нет друзей, а тем более приятелей противоположного пола.

И если кумиромания начинается до начала периода формальной логики, 7–8 лет, то и полоролевое поведение такого ребенка, формирующееся приблизительно с 11 лет, не соответствует возрастным нормам. И безусловно, общение этих детей в какой-то степени даже ущербно, из-за склонности к интровертности и замкнутости в кругу ровесников, не поклоняющихся кумирам.

Одиночество их еще больше усиливается, и они остаются наедине со своими почти навязчивыми мыслями и портретами выбранных ими кумиров.

В крайних случаях пик их общения – на тусовках таких же фанатов, куда их влекут сходные чувства с другими людьми, с общим идолом и интересами, связанными с прекрасным кумиром. Здесь, как правило, их интровертность проходит, и они конфликтуют друг с другом, соперничая.

Иногда Ваш ребенок готов по пятам следовать за кумиром на край света, в любую глубинку… лишь бы видеть его и быть рядом. И особенно если кумир – знаменитость. Ну хотя бы известный певец. А известным певцам надо только лишь спеть свою новую песню, в которой говорится о важных проблемах детей и клокочущих чувствах подростков, чтобы «завербовать» их в фанаты. Потому что ребенок, прослушав слова, прозревает – на свете нашелся Один, кто его наконец понимает. Понимает! Его понимают! Значит, можно избавиться от всех проблем, если есть на земле вот такой Человек!

Он не мать, не отец, он не будет брюзжать день и ночь из-за низких оценок и не убранной утром постели. Он не будет часами тебя унижать из-за жалоб учителя и замечаний в дневнике, где лишь ложь и обман. Он не будет орать и командовать. Он не будет тебя контролировать, как дошкольника или детсадовца.

Раз он понял, какой я хороший, то полюбит за это меня. Как же мне не ответить взаимностью? Как теперь не идти рядом с ним, ну хотя бы все знать про него. Этот самогипноз постепенно превращает ребенка в фаната выдуманного им идеала, создавая иллюзию счастья: наконец появился «спаситель» – избавитель от прежних проблем.

И спасителю пишутся письма «в никуда», но с надеждой, что он их получит и узнает из них про поклонника. В общем, жизнь фаната – в ожидании чуда и предчувствия встречи, жизнь в иллюзорной башне из слоновой кости.

 

* * *

 

– Попросите маму, чтобы она не ругала меня, – прерывает мои размышления Нонна. – Мне подружка сейчас позвонила, что Бритни надела парик. Бритни тоже боится, как я, своей мамы… Правда, здорово, я и она, – радуется хоть такой сомнительной параллели между собой и обожаемым ей кумиром девочка. – Но вчера у нее был парик голубой, а сегодня уже белого цвета, – вновь и вновь поражает меня своей осведомленностью о малейших деталях в жизни певицы десятилетняя девочка.

И я представляю, что будет с ее уже сейчас находящейся в шоке мамой, не пустившей сегодня дочь даже в школу, а решившей проконсультироваться со специалистами, когда она узнает о голубом парике, хотя парик на сегодняшний день – это единственный выход для девочки, чтобы скрыть свою метаморфозу с прической. Причем этот парик должен подчеркивать ее прежний облик.

Но Нонна совершенно иного мнения обо всем происшедшим с ней. Ее мечта – появиться в школе бритоголовой, как Бритни, чтобы дети лопнули от зависти к ней. Ведь из всего класса, где интернетовские сайты о знаменитой певице читают почти все, только она отважилась на такое.

И пока я пытаюсь хоть как-то поговорить с ней по душам, девочка торжественно сообщает мне, что срезанные локоны певицы сейчас можно будет купить в том салоне красоты, где она их срезала, за миллион долларов… Вот если бы у нее были такие деньги, если бы только были… Она бы их отдала не задумываясь… А сейчас у нее единственная мечта – хорошо выучить английский язык и устроиться работать няней в дом Бритни, помогать ей воспитывать ее детей, ведь Бритни все время меняет нянь и, может быть, примет на работу также ее.

По мнению мамы Нонны, с ее дочерью творится что-то неладное, и консультация психолога – это только первая инстанция, в которую обратилась она. Скорее всего, все это окончится очень плачевно… И не дай бог, как у самой Бритни Спирс, которой поклоняются миллионы таких же глупых девчонок, как и ее собственная дочь. Чему поклоняются? Этой распущенности и вседозволенности, ведь звездные часы некогда модной певицы уже позади. А у Нонны все впереди. Но будет ли теперь это «все» после подобного помешательства, именуемого обожанием, после этого фанатизма, где ее единственная дочь выступает в качестве слепого щенка? И вообще, кто-нибудь когда-нибудь займется ли наконец этим вопросом, этими тщеславными знаменитостями, позволяющими из-за себя калечить жизни неразумных детей, ведь им на это в конце концов все равно наплевать?

Мама Нонны просто не знает, что этот вопрос волнует не только ее. Психологи из Лос-Анджелеса пришли к выводу, что многие знаменитости в самом деле считают себя настолько лучше других, что они достойны поклонения фанатов и быть для кого-то кумирами. Они очень тщеславны, эгоистичны и не могут жить без поклонников. Фанатизм обожающих их подростков им важнее материальных ценностей и карьеры. По мнению психологов, обследовавших более 200 знаменитостей, у многих из них отмечались симптомы так называемой звездной болезни, одним из которых оказался высокий уровень самовлюбленности. Тщеславие для большинства знаменитых актеров, музыкантов и телеведущих – одна из характеристик их личности, подтверждающая наличие этой болезни. И так же как многие из нас, а особенно дети, нуждаются в кумирах, так и кумиры нуждаются в фанатах.

По данным научных исследований, каждый третий житель США собирает информацию про жизнь своих кумиров, становясь жертвой «синдрома поклонения знаменитостям», причем 10 % из них настолько зависимы от этой информации, что если она недостаточна или же в чем-то их не удовлетворяет, то они могут впасть даже в депрессию, не говоря уже о повышении уровня их тревожности.

И в то же время кумиромания, как считают английские ученые, не только интровертирует ребенка, но в какой-то степени и помогает фанатам найти свое место в обществе сверстников, и даже одиннадцатилетние дети, а не только старшеклассники приобретают особенный имидж в глазах ровесников, рассказывая о жизни своих кумиров. Причем у 30 % тинейджеров основная часть свободного времени уходит на такое общение, общение с теми, кто прислушивается к твоим словам.

Кумироманы создают свой круг друзей и благодаря привязанности к знаменитостям обучаются навыкам социального общения, что немаловажно в детском возрасте. Кроме того, по мнению психологов, такие дети становятся эмоционально автономными и эмоционально дистанцированными от родителей, что необходимо для их дальнейшего взросления.

А психолог Джеймс Хоуран вообще высказал такую мысль, что «в светском обществе культ звезд играет ту же самую роль, что церковь для верующих, а именно позволяет присоединиться к сообществу людей, разделяющих одинаковые ценности».

В то же время вопрос об этих ценностях – главное, что волнует родителей. Каким ценностям будет отдавать приоритет их ребенок, поклоняясь кумиру, покорившему мир, – его миллионному состоянию, позволявшему сорить деньгами, его вседозволенности, его непредсказуемости, его капризности и сногсшибательной внешности или же его обаянию, трудолюбию, милосердию, благотворительности, доброте…

Безусловно, когда Ваш ребенок готов поклоняться таланту кумира и его человечности – это одно, но когда его манят лишь «кисельные берега и молочные реки» – это совершенно другое.

Но есть и третий вариант – желание стать двойником придуманного ребенком человека-бога может стать катализатором потенциальных возможностей фаната, превратившись в импульсы его становления как личности. Ведь таланты ребенка временами – это «Спящая красавица», которую должен пробудить Прекрасный принц. И этим принцем становится кумир.

Скорее всего, есть какая-то взаимосвязь между безумным поклонением талантливой молодежи уже общепризнанным талантам в этой области и собственным восхождением к творческим вершинам. Ведь восхищение жизнью в чем-то себе подобных дает солнечную энергию развития своего собственного таланта или же пробуждает дремлющие возможности. И кумир, даже о том и не подозревая, становится лучшим наставником и Учителем для своего незримого ученика.

Когда-то моя еще совсем юная двоюродная сестра, мечтающая после окончания школы быть кем угодно, но только не творческим человеком, случайно услышала по радио пение знаменитой греческой певицы Иоанны Георгакополу, или просто Иоанны.

Это пение произвело на девочку столь сильное впечатление, что я стала свидетелем того, как у нее начал проявляться не просто «синдром поклонения кумиру», а нечто более высшей инстанции. Девочка преображалась прямо на глазах и, хотя до окончания школы было еще далеко, объявила родителям твердо и веско: «Я хочу стать певицей! »

Певицей в семье, где никогда не было певиц, а традиции в основном ограничивались на врачах и педагогах. Стать певицей, до четырнадцатилетнего возраста никогда раньше не пев, все свои внешкольные успехи до сих пор связывая только с победами на соревнованиях по легкой атлетике…

Конечно же все родственники и друзья восприняли с юмором заявление девочки, начав лишь помогать ей собирать пластинки и фотографии Иоанны.

Хотела бы стать Марией Каллас – тогда бы еще было понятно ее временное «опьянение» талантом певицы и это подспудное желание – чем-то походить на нее, но Иоанна – это же нечто совершенно другое.

«Помечтает – пройдет», – решили родители, но все-таки согласились оплатить уроки учителя пения для подготовки дочери к поступлению в музыкальное училище, ведь девочка к тому времени не училась даже в музыкальной школе.

Неизвестно по какой причине начавшееся поклонение кумиру привело к тому, что девочка окончила не только музыкальное училище, но оказалась в числе первых и в консерватории. А сейчас она не только ведущая певица одной из довольно известных филармоний, но и заслуженный деятель искусств, а главное – очень счастливый человек, счастливый благодаря своей творческой профессии, помогающей ей каждый день обнаруживать бездонность собственной души и дающей толчок к поиску этой бездонности у зрителей и поклонников ее неожиданно пробудившегося таланта, пробудившегося только лишь благодаря кумиромании – одной из стадий поиска детей своего собственного, еще не найденного, но обязательно имеющегося «Я».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.112 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь