Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как выбирать преподавателя⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Wisdom comes by disillusionment. George Santayana, Reason in Common Sense Все согласятся, что лучше всего учить иностранный язык с преподавателем. Но на рынке их так много, что студент Х вполне может стать легкой добычей шарлатана. Чтобы этого не произошло, он должен руководствоваться некоторыми простыми правилами.
Этап Многое можно почерпнуть из текста рекламного объявления. Если вам а) обещают английский язык на блюдечке с голубой каемочкой за срок меньше чем полгода (ну так уж и быть, три месяца. Хотя этого мало); 6) гарантируют что бы то ни было; в) предлагают методику, в соответствии с которой от вас не потребуется никакого напряжения, а одно сплошное удовольствие, - это все сказки, мифы и побасенки. Нельзя выучить язык меньше чем за полгода (три месяца - это абсолютный минимум, дающий только базовый уровень) упорного труда, и даже в этом случае ни один компетентный преподавателе не возьмется гарантировать результат. Слишком многое зависит от вашей трудоспособности, усидчивости, памяти, артистизма", воображения и множества других факторов, из которых складывается неясное понятие "способности к иностранным языкам". На этом же этапе хотелось бы избавить студента Х от одного из его любимых предрассудков. Студент Х часто требует, чтобы его обучал носитель языка, одним словом - американец. "А вы что, русский?" - разочарованно спрашивает он, звоня по объявлению хорошему преподавателю, и немедленно вешает трубку. Спрашивается: а зачем вам американец? Что, он лучше русского знает ваши трудности? Да он вообще не может понять, что вам непонятно. Для него-то американский язык - свой, родной, и ему психологически бесконечно трудно уловить, что это вы там так ковыряетесь с перфектом. Подумаешь, перфект, думает американец, это же так просто, я, например, с детства знаю, где перфект, а где не перфект!, Если вы еще не до конца поняли, о чем это я толкую, попытайтесь сами быстренько сформулировать теоретически что-нибудь из правил русского языка, например какой порядок слов в русском вопросительном предложении, и почему в предложении "Где ты живешь?" инверсии нет, а в предложении "Где живут твои родители?" она есть, и в каких случаях надо говорить так, а в каких сяк, и нет ли из этих правил каких-нибудь исключений. Или вот еще лучше: когда мы говорим "мой", "твой", "его" и так далее, а когда "свой"? Ага! А чем же это американец лучше вас? Не стоит ли обратиться к квалифицированному преподавателю, у которого родной язык - русский, как и у вас, и который поэтому способен помочь вам преодолеть именно ваши специфические затруднения, связанные с вашим родным русским языком? Уверяю вас, квалифицированный русский преподаватель сделает для вас гораздо больше, чем квалифицированный американец (по причинам, только что изложенным), а найти его гораздо проще. Дело в том, что американцы, к сожалению, являются нацией, падкой на все новенькое, поэтому и шарлатанские методики среди них распространены еще шире. Другое дело, что сами они обычно не догадываются, что методики их - шарлатанские. Они свято верят в их доброкачественность и свою собственную добросовестность. Но вам-то какой от этого прок?
Этап Предположим, вы нашли преподавателя, который ничего сверхъестественного не обещает и вообще производит хорошее впечатление. И вот вы приходите к нему на первое занятие. Внимание. Если он делает хотя бы что-то одно из нижеперечисленного - вы должны забыть про свои уплаченные вперед деньги и бежать оттуда быстрее лани: 1. Он кладет перед вами распечатки, ставит на магнитофон кассету, а сам сидит, дремлет. 2. Он выдает вам тексты диалогов, и вы с вашим соседом по парте занимаетесь сначала их чтением, затем переводом, затем чтением по ролям, а в качестве домашнего задания вам предлагается выучить свою партию наизусть. 3. Он не поощряет записывание материала в тетрадки, под тем предлогом, что все должно запоминаться в процессе. 4. Он гасит свет, вы беретесь за руки и скандируете что-то хором. 5. Он избегает говорить по-английски. 6. Он ни разу не произнес ни одного из следующих слов: "подлежащее", "сказуемое", "глагол", "грамматика", "правило". 7. Вместо слов, перечисленных в п. 6, он употребляет слова "подсознание", "подкорка" и "энергетика". 8. Он не предложил вам ничего сказать самостоятельно. 9. Он сообщает, что заниматься вам предстоит по некоему пособию (даже если это пособие очень хорошее - неважно). 10. И держит свое слово: вы действительно занимаетесь по пособию. 11. Он долго (по-русски) рассказывает о том, каких успехов добились его прошлые ученики. 12. Его методика включает телодвижения (танцы, хороводы, прихлопывания, притопывания и т. д.). 13. Слова got, stop, impossible и так далее он произносит через о. И наоборот, не совершите противоположной ошибки. Не отказывайтесь от преподавателя, не выносите поспешного суждения о его квалификации, если: 1. Вы спросили его, как будет такое-то слово, а он сказал "не знаю" или "не помню". - Он не обязан знать все слова. Во-первых, на это есть словари; во-вторых, вы тоже знаете не все слова русского языка. Меня, например, студенты обогатили словами "бугель", "дюбель" и "пантограф". В-третьих, если вы когда-нибудь разгадывали кроссворд, вы должны помнить, как трудно бывает вдруг вспомнить нужное слово. Так что не судите строго человека, который честно говорит: не помню. 2. У него нет специального образования. - Лучший в городе преподаватель немецкого языка закончила институт Бонч-Бруевича. Ни наличие диплома филологического факультета, ни его отсутствие не говорят о преподавателе ничего. Он может прекрасно знать язык и быть прирожденным преподавателем, имея, в зависимости от того, как сложилась жизнь, гуманитарное, техническое или десятиклассное образование, и может быть занудой и бездарностью с дипломом в кармане. 3. То, что он говорит, не соответствует тому, чему вас учили в школе. - Это тоже не критерий: в большинстве случаев проблема в школе, а не в преподавателе. 4. Он никогда не был в стране изучаемого языка. - Ну и что? Вы собираетесь изучать язык или работу Нью-йоркского метрополитена? 5. Вам постоянно кажется, что он над вами смеется. - Впрочем, если вы не выносите, когда над вами смеются, вряд ли вы дочитали до этого места. Смейтесь побольше, для изучения иностранных языков это не менее важно, чем для жизни вообще. 6. Не для каждого слова он знает правила его написания. - Господи, да кто же это знает? 7. Вы спрашиваете его: "Как будут проходить наши занятия?" - а он мнется, делает какие-то невразумительные жесты и бормочет что-то невнятное. - И очень хорошо. У настоящего преподавателя занятия проходят настолько разнообразно, что сразу и не описать. Там есть все - от изложения грамматики до ролевых игр и политических конференций. 8. Вы спрашиваете: "А какая у вас методика?" - а он опять ничего толкового не говорит. Вот именно. Мы дошли до самого главного пункта. В последнее время все почему-то склонны считать, что корень преподавания иностранного языка - это хорошая методика. Что, более того, существует некая универсальная методика, пригодная для всех студентов и способная волшебным образом помочь им в овладении иностранным языком. Будем рассуждать логически. Если бы такая методика существовала, все уже давно были бы полиглотами. Языковые барьеры рухнули бы, и мы вступили бы в эпоху всеобщего благоденствия. Но этого почему-то не происходит. Интересно почему? Представьте себе, что вы пришли к врачу. А он вам от всех болезней прописывает УВЧ. Дело, конечно, хорошее, но когда от воспаления легких - УВЧ, и от гастрита - УВЧ, и от экземы - УВЧ, тут поневоле задумаешься. И придешь к тому же логическому выводу: если бы существовала панацея от всех болезней (скажем, пресловутая уринотерапия), все бы давно уже ходили здоровенькие. Тут же вспоминается известная максима: мол, настоящий врач лечит не болезнь, а больного, и двух одинаковых болезней не бывает, и так далее. Точно так же дело обстоит и с языком. Есть хорошие методики, но все они по сути своей частичны. Они учитывают одно (например, как избавить вас от комплексов и заставить говорить свободно), но игнорируют другое (например, грамматику, то есть правильность этого самого свободного говорения). Они могут помочь в выработке какого-нибудь одного навыка, допустим технического перевода по избранной специальности. Но они не могут научить вас языку, потому что язык большой и включает в себя слишком много разных аспектов (и свобода говорения, и правильность, то есть грамматика, и большой набор слов, и соответствие этого набора тезаурусу среднего носителя языка, и ориентация в ситуации, и произношение), которые сразу ни одна методика не учтет. Точно так же она не учтет ваших личных особенностей (робость или бойкость, отсутствие или избыток фантазии, хорошая или плохая память, наличие или отсутствие свободного времени и т. д.). Поэтому языку вас может научить не методика, а только преподаватель. И выбирать вы должны преподавателя, а не методику. Не говоря о том, что и самая лучшая методика (которой, правда, нет в природе) не работает сама по себе. Все помнят пример Макаренко: он сам был педагогом от Бога, но когда его "методику" стали применять в массовом порядке, что получилось? Тут-то и становится ясно, что важна не методика, а личность педагога, потому что обучение - это процесс взаимодействия личностей. Хорошие американские преподаватели на вопрос "Какая у вас методика?" честно отвечают: эклектическая. Некоторые, правда, чтобы не пугать клиента, заменяют это слово на "комплексная", но суть остается прежней: хороший преподаватель возьмет из сотни разных методик то, что ему понравится, и будет преподавать в соответствии с собственным талантом, опытом и вдохновением, при этом не прилагая механически алгоритм действия методики, а обучая лично вас, со всем букетом ваших достоинств и недостатков, и воздействуя на вас прежде всего своим личным обаянием. Вопрос усложняется. Надо искать хорошего преподавателя, а как его найдешь? Выше мы уже перечислили несколько критериев, однако вот самый главный: найдите среди ваших знакомых или среди знакомых ваших знакомых человека, который удовлетворен своим преподавателем и делает или уже сделал успехи в изучении английского языка. К этому преподавателю и идите, независимо от того, что занятия происходят далеко, продолжаются месяцами (а не пять дней, как в рекламе, которую вы видели вчера!) и не основываются на модной методике. Когда вы посетите его впервые, проверьте на нем наши критерии. Если все будет обстоять благополучно, то посмотрите, нравится ли он вам лично. Достаточно ли у него обаяния, чтобы удерживать ваше внимание в течение всего срока обучения так, чтобы вы ходили к нему как на праздник. Это очень важно, потому что эмоциональный момент - главный в изучении языка. Если вам скучно и противно, если вам тошно смотреть на вашего педагога и уши вянут от его разговоров, то ничего не выйдет. Если вы нашли такого преподавателя, то я вас поздравляю. Если нет, то не сдавайтесь, ищите. Они есть.А пока читайте книжечки, в частности эту. Я прощаюсь с вами не надолго - до второго тома.
Quotations
ABBA
Mamma Mia ABBA 1975 SOS ABBA 1975
The Beatles
Across the Universe Let It Be 1970 All I've Got to Do With the Beatles 1963 All My Loving With the Beatles 1963 Any Time at All A Hard Day's Night 1964 Ask Me Why Please Please Me 1963 Baby You're a Rich Man Magical Mystery Tour 1967 Ballad of John and Yoko, The Hey Jude 1970 Being for the Benefit of Mr Kite Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 1967 Can't Buy Me Love A Hard Day's Night 1964 Cry Baby Cry The Beatles ("The White Album") 1968 Day in the Life, A Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 1967 Don't Pass Me by The Beatles ("The White Album") 1968 Do You Want to Know a Secret Please Please Me 1963 Drive My Car Rubber Soul 1965 Eight Days a Week Beatles for Sale 1964 Every Little Thing Beatles for Sale 1964 From Me to You Please Please Me 1962 Girl Rubber Soul 1965 Hard Day's Night, A A Hard Day's Night 1964 Help! Help! 1965 Helter Skeiter The Beatles ("The White Album") 1968 Here, There and Everywhere Revolver 1966 I Don't Want to Spoil the Party Beatles for Sale 1964 I Feel Fine Beatles'65 (USA, Hits) 1965 If I Fell A Hard Day's Night 1964 I'll Be Back A Hard Day's Night 1964 I'll Cry Instead A Hard Day's Night 1964 I'll Follow the Sun Beatles for Sale 1964 I'll Get You Beatles Rarities (Hits) 1964 I'm a Loser Beatles for Sale 1964 I'm Down Beatles Rarities (Hits) 1964 I'm Happy Just to Dance with You A Hard Day's Night 1964 I'm Looking through You Rubber Soul 1965 I'm So Tired The Beatles ("The White Album") 1968 I Saw Her Standing There With The Beatles 1963 I Should Have Known Better A Hard Day's Night 1964 I Want to Hold Your Hand A Collection of Beatles Oldies (Hits) 1964 It Won't Be Long With the Beatles 1963 I Will The Beatles ("The White Album") 1968 Lady Madonna Hey Jude 1970 Long and Winding Road, The Let It Be 1970 Lovely Rita Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 1967 Lucy in the Sky with Diamonds Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 1967 Martha My Dear The Beatles ("The White Album") 1968 Misery Please Please Me 1963 Night Before, The Help! 1965 No Reply Beatles for Sale 1964 Norwegian Wood Rubber Soul 1965 Nowhere Man Rubber Soul 1965 Ob-la-di, Ob-la-da The Beatles ("The White Album") 1968 Paperback Writer Hey Jude 1970 Penny Lane Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 1967 Please Please Me Please Please Me 1963 Polythene Pam Abbey Road 1969 P.S. I Love You Please Please Me 1963 Rocky Raccoon The Beatles ("The White Album") 1968 She Loves You A Collection of Beatles Oldies (Hits) 1964 She Said She Said Revolver 1966 She's Leaving Home Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 1967 Tell Me What You See Help! 1965 Tell Me Why A Hard Day's Night 1964 Thank You Girl The Beatles' Second Album ( USA . Hits) 1964 Things We Said Today A Hard Day's Night 1964 Think for Yourself Rubber Soul 1965 Ticket to Ride, A Help! 1965 Two of Us Let It Be 1970 Wait Rubber Soul 1965 What Goes On Rubber Soul 1965 When I Get Home A Hard Day's Night 1964 Word, The Rubber Soul 1965 Yellow Submarine Revolver 1966 Yes It Is Beatles IV (USA. Hits) 1964 Yesterday Help! 1965 You Can't Do That A Hard Day's Night 1964 You're Going to Lose That Girl Help! 1965
Cream
Strange Brew Disraeli Gears 1967
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы