Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мембрана в трахее — главный источник речевого и певческого звука



У начинающего певца возникает масса вопросов: как и что делать, как и чем управлять? Что ж, знания и умения придут постепенно. Вы научитесь управлять дыханием, опускать диафрагму, регулировать количество необходимого воздуха, двигать мышцами живота, расслабляться перед началом звука, включать нужные мышцы, вибрировать мембраной, строить гласные в глотке; поймёте, чем отличаются вокальные гласные от речевых, какие мышцы и органы участвуют в певческом процессе. Иначе говоря, вы научитесь приводить в рабочее состояние (положение) все необходимые органы и системы мышц, которые непосредственно участвуют в звукообразовании и звуковедении.

Здесь следует сказать несколько слов о самой природе звука, указать на одну из главных (помимо голосовых связок) «первопричину» звука. Древние священные писания «Веды» говорят, что звук является первопричиной творения Вселенной. Из Вед мы узнаем, что звук представляет собой тонкую форму эфира (пространства). При помощи звука мы можем описать любой материальный объект, выразить любую мысль, любые эмоции и чувства. Всё материальное космическое мироздание началось со звука и поэтому звук обладает таким могуществом. Веды подробно описывают, как из звука образовались эфир, воздух, огонь, вода и земля. Орган слуха — ухо — появляется первым из познающих чувств. Чтобы получить знание мы должны воспринять его на слух. Уши — это один из самых важнейших органов человека, а звук является главным источником о неизвестных нам предметах и явлениях. В каждом услышанном слове и звуке заложен определенный смысл. Звук связан с пространством так же, как объект с наблюдателем. Звук является образом реального объекта. Следовательно, звук представляет собой тонкую форму объекта. Звук присутствует в пространстве (эфире), в воздухе, в огне, в воде и земле. Он пронизывает собой все материальные элементы, а эти элементы присутствуют в нашем теле.

Человеческий голос — великое чудо. И поскольку звук изначально присутствует в нас, то каждый может развить свой речевой и певческий голос. Звук это причина, а голос следствие.

Во все времена на земле рождались люди с хорошими голосами, но по разным причинам редкие из них получали хорошее вокальное образование. Отчасти главная причина в том, что и сегодня среди ученых и вокальных педагогов не хватает истинного знания и понимания изначальной природы голоса. Сегодня, как и в прежние времена считается, что главной составляющей источника звука являются исключительно голосовые связки в гортани. И на этом строится вся система обучения пению с выработкой глубокого дыхания, опорой на диафрагму и т. д. На самом деле певческий и речевой голос рождается в трахеях и бронхах. Это открытие сделал русский ученый Илья Грузинов еще в 1812 году. К сожалению, это важнейшее мировое открытие до настоящего времени проходит мимо большинства деятелей вокальной науки и практики.

Анализируя этот феномен источника человеческого голоса, невольно приходит на ум пение великого русского певца Ф. Шаляпина. Из высказываний самого Шаляпина и его современников следует, что великий певец пользовался в пении собственными приёмами, нередко диаметрально противоположными тем, которые чаще всего нам рекомендует традиционная современная вокальная педагогика.

Но вернемся снова к открытию русского ученого Илья Грузинова. Анатомируя тела погибших солдат при Бородине, он первым в мире обнаружил в трахее мембрану, которая при продувании через неё воздуха издавала звук. Вот что говорил об этом сам учёный: «Делая опыты над телами мертвых, надувая дыхательное горло через ветви оного и натягивая перепонку (мембрану) я несколько раз производил в них совершенный голос без всякого натягивания гортанных голосовых связок... Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла (трахеи), посредством задней перепонки трахеи (мембраны), соединяющей хрящевые клетки оного...»

Раскрытая Грузиновым тайна первопричины голосообразования для большинства таковой остаётся и сегодня. Кому-то что-то удается найти, а кому-то нет. А природа голоса живет своей естественной жизнью. Птицы, не имеющие ни легких, ни диафрагмы, поют удивительными голосами, новорожденные младенцы издают такой силы звуки, что «пробивают» стены и потолки. Великий Шаляпин инстинктивно проник в эту тайну голоса. Ту самую тайну, которую исследовал физиолог Илья Грузинов. Шаляпин осознал мембранно-трахейный механизм — универсальный в животном мире способ звукоизвлечения, не требующий физических усилий.

Исследования достаточно убедительно показали, что сила голоса не зависит от силы дыхания. Это подтверждается научными выводами экспериментов, которые были проведены ещё в 30-ые годы ХХ века русским физиологом Л. Работным. Он выдвинул гипотезу о роли бронхиальной системы в образовании певческого звука, о минимизации дыхания и всех физических усилий при пении, и особенно о вреде глубокого дыхания.

Наступило время по достоинству оценить открытие русских ученых и под другим углом зрения посмотреть на природу голоса и его развитие. Ученым и педагогам следует изучить этот феномен и разработать педагогические приемы, соответствующие природе голоса и законам резонанса. Только совершенно новый подход к воспитанию голоса даст высокие результаты. Мембрано-трахейный механизм звукоизвлечения базируется на совершенно других психофизических механизмах. Механизмах, отличных от привычно используемых, и теоретически озвучиваемых как заклинания из поколения в поколение. Если современная педагогика опирается на сильное дыхание и опору звука, то мембранное пение наоборот, требует малого (и короткого) дыхания и минимального мышечного напряжения всех органов пения. На этой основе и нужно развивать вокально-педагогическую систему. По этой системе сегодня работают педагоги Павел Тютюнник в Донецке, Владимир Багрунов в Санкт-Петербурге и ваш покорный слуга. По нашему глубокому убеждению, основанному на педагогических результатах, о срыве и порче голоса не может быть и речи. Эта система практически гарантирует качество.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что успешное развитие голоса и формирование певца-исполнителя зависит, как от наличия яркого художественного дарования, так и от физиологической компоненты — сознательной минимизации всех физических усилий, связанных со звукообразованием. Этот подход к развитию певческого голоса перекликается с системой староитальянской школы пения, культивировавшей пение на малом дыхании.

Будем надеется, что найдутся педагоги-энтузиасты, которые по достоинству оценят это великое открытие, разработают новые методики и используют их на благо отечественной вокальной культуры.

Теперь подробнее о самой мембране. Узнав об открытии русского учёного И. Грузинова, автор побывал в анатомическом «театре» и, лично исследовав несколько трахей, действительно обнаружил в каждой из них мембранные перепонки — задние стенки трахеи, больших и средних бронхов.

На границе VI-VII шейных позвонков гортань переходит в трахею, а ниже трахея раздваивается, переходя в большие бронхиальные трубки (правый и левый бронхи). Длина трахеи у разных людей колеблется от 9 до 15 см., ширина от 1, 5 до 2, 7 см. Большие бронхиальные трубки симметрично расходятся в стороны. Длина правого бронха составляет 3-4 см, левого — 4-6 см. Остовом трахеи и больших бронхов являются дугообразные (более 2/3 окружности трахеи) хрящевые полукольца, а задней стенкой — мембрана, шириной от 1, 3 до 2, 5 см.

Перепоночная задняя стенка — мембрана — состоит из гладких эластичных мышечных волокон. Внутренняя поверхность трахеи и бронхов выстлана слизистой оболочкой, довольно рыхло соединяющейся с хрящами. Слизистая оболочка бронхов, трахей (так же как и гортани) покрыта многочисленными железами. Эти железы находятся в хрящевых промежутках и не мешают мембране вибрировать и производить звук.

Далее большие бронхи разветвляются на средние и малые бронхи. Таким образом, мы имеем дело с «живыми органными трубками» и эластичной мембраной — достаточно крепкой мышцей, которая способна производить звонкие резонансные звуки. Следует добавить, что сама мембрана, начиная с верхней части трахеи вплоть до больших бронхов, утолщается.

 



Начала начал практики

     Обучение пению — интересный, но трудоёмкий процесс. Нужно научиться управлять всеми необходимыми мышцами. Очень важно прежде, чем начать звуковые упражнения, проделать упражнения диафрагмой: на коротком вдохе — диафрагма вниз, мышцы живота вперёд. Эти движения следует повторять 10-15 раз подряд утром и вечером. Освоив эти движения, вы сможете сознательно управлять вокальным вдохом по необходимости.

     Следующие мышечные движения — управление мышцами, которые опускают и поднимают гортань. Важно зафиксировать в своём сознании разницу между речевым положением гортани и певческим — пониженным. Опуская и поднимая гортань, вы научитесь управлять этими движениями, т. е. «почувствуете» те мышцы, которые опускают и поднимают гортань. Эти вертикальные перемещения гортани (вверх-вниз) увеличивают и уменьшают ротоглоточную полость, в которой вы будете артикулировать вокальные гласные. Следует отметить, что пониженное положение гортани увеличивает объём глотки, в которой следует гласные артикулировать. Понижение гортани и увеличение объёма глотки достигается рефлексом зевания. Ощущение желания зевнуть как раз и является тем механизмом, который помогает гортани углубиться и расширить объём глотки. Разумеется, рекомендуется только непринуждённое, ненасильственное понижение гортани и такое же свободное удержание её в пониженном положении. Также нужно натренироваться в непринуждённом зевании.

     Теперь нужно обратить внимание на свободную, незажатую нижнюю челюсть. Если челюсть зажата, то она мешает естественному понижению гортани в широкой и глубокой глотке. Гортань и глотка зажимаются, когда зажата нижняя челюсть. Расслабьте челюсть, почувствуйте её естественную тяжесть и свободу челюстных и жевательных мышц. Эти рекомендации следует принять серьёзно. Добейтесь осознанного ощущения свободной челюсти — это очень важно! В певческом процессе нет мелочей, все системы мышц взаимосвязаны.

     Теперь ощутите свой язык, который находится в полости рта. Он должен быть абсолютно свободным. Таким же свободным, не зажатым, как глотка, гортань — и в принципе всё тело.

     Свобода, незажатость глотки, языка, челюсти, гортани и всего тела позволит начать практиковать вокальную артикуляцию гласных глоткой, пользоваться диафрагмальным дыханием. Свободная мышечная система позволит вам начать так же свободно вибрировать мембраной, которая располагается в трахее, и голосовыми связками — иначе говоря — источниками певческого звука и разговорной речи.

     Итак, ваша задача научиться дышать, опуская диафрагму вниз, опуская гортань, расширяя глотку, расслабляя (не зажимая) язык и челюсть, артикулируя гласные в глотке, не используя для этого губы. Вы научитесь (не напрягаясь) «чувствовать» в активном состоянии свои мышцы. Конечно, необходимо понимать, что хорошее ощущение расслабленных мышц всего тела несколько условно, они обязательно должны быть одновременно же и активны, энергичны.

     Пение — не элементарная механическая, физическая система. Оно требует бережного и внимательного включения (подключения) в работу всех систем мышц организма (певческий инструмент — весь! организм человека), не прикладывая больших физических усилий. Только минимальное натяжение мускулов позволит согласованно и одновременно работать дыханию, вибрировать трахейной мембране и голосовым связкам, гортани, глотке и резонаторам. Только в этом случае мы можем эффективно регулировать работу всей системы созидающей певческий звук: свободно, без особых усилий, сделать короткий вдох (опуская при этом диафрагму вниз). Так же свободно (обязательно без физического усилия) мы должны научиться опускать гортань, расширять глотку, расслаблять язык и нижнюю челюсть. Это позволит вам правильно артикулировать гласные звуки глоткой (а не губами, как в разговорной речи). Поищите эту артикуляцию сами – сравните губную (речевую) и глоточную (вокальную) артикуляции.

     Нам доступно управление всей этой системой посредством усилия нашей воли, но не напряжения мышц. Это значит, мы сможем научиться петь свободно, без лишних усилий и напряжений. Именно это необходимо понять и делать в процессе пения, сначала осознанно, и только впоследствии на рефлекторном уровне, но никак не вслепую. Мы обязаны задействовать свой интеллект, свои внутренние энергетические ресурсы в правильном направлении — адресно, а не абстрактно. Звукообразование и звуковедение — это комплексный процесс, находящийся под контролем нашего сознания и подсознания. В этом вопросе нельзя полагаться только на естественные рефлекторные законы функционирования системы нашего тела. Наша задача состоит в том, чтобы направить внутренние энергетические потоки в необходимом нам направлении, в нашем случае — научиться извлекать из трахеобронхиальной системы музыкальные певческие звуки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь