Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Физиологические особенности мембранного пения



Вследствие экспериментов со звукоизвлечением при помощи мембраны, а не гортани, автор обнаружил, что мембрана представляет собой как бы подобие клавиатуры [2] объёмом приблизительно в  две с половиной октавы (у каждого певца индивидуально). Самые низкие звуки образуются в больших бронхиальных трубках, а самые высокие — в самой верхней части трахеи — у самой гортани.

Чтобы научиться петь, нужно овладеть этой «клавиатурой» и научиться на ней «играть». Для начала следует освоить простые навыки вибрировать мембраной, подавая на неё небольшое количество дыхания. Положите ладонь на грудь. Интонировать (гудеть, петь закрытым ртом) вибрируя мембраной, следует начать с больших бронхов, достаточно тихим звуком. Это будут самые низкие звуки вашего голоса. Пропойте гамму тихо (объём — октава), потом — полторы. (Желательно продлить пение гаммы, не форсируя дыхания, до самых верхних нот вашего диапазона.) По мере повышения тона (звуков гаммы) вибрация мембраны будет перемещаться снизу вверх. Сконцентрировав на этом своё внимание, вы и сами легко в этом убедитесь. Следите за мембраной: как она вибрирует в самом низу — в больших бронхах, внизу и в середине трахеи и в самом верху трахеи — у самой гортани. Здесь «берутся» самые высокие звуки вашего голоса. Как правило, у тех, кто петь не научен, они звучат напряжённо, крикливо.

При пении верхних нот гортань активно поднимается вверх. Такие эксперименты с верхними нотами очень опасны для гортани и голосовых связок. Потому подобными упражнениями впредь мы вам заниматься не рекомендуем. Однако провели этот эксперимент мы для того, чтобы вы смогли почувствовать «клавиатуру» своего голоса и впоследствии научились сознательно вибрировать мембраной в каждый момент пения. В этом, собственно, и состоит техника мембранного пения. Вибрируя мембраной сознательно, вы со временем станете управлять звукообразованием осознанно, а не «как получится». То есть — извлекать при помощи мембраны певческие эстетичные звуки на протяжении всего вашего диапазона — снизу доверху.

Овладение свободным звукоизвлечением посредством мягкой!! атаки (не нажимая на мембрану излишним дыханием) следует начать со среднего регистра вашей певческой гаммы. То есть — с нот, которые можно (и нужно) пропеть не напрягаясь: не зажимая мышц, не «запирая» дыхания, не «задействуя» (не привлекая) гортань. Гортань и голосовые связки нужно как бы обходить, не включать в процесс звукообразования. Они будут и так выполнять свои функции рефлекторно. А вот мембрану вы обязаны задействовать сознательно, концентрируя на этом всё своё внимание.

Следует указать, что подобная методика, вероятно, описывается впервые, однако, в конечном результате, она ощутимо надёжнее традиционных методик. Мы не отрицаем достижений традиционных методик, добивающихся выдающихся результатов. Талантливый педагог может обучить одарённого студента и без знаний о мембране. Однако методика мембранного пения корректирует и активизирует классические методики, и просто быстрее и надёжнее — практика показала — приводит к желаемым результатам.

Хорошо известно: самое простое физическое действие обусловлено психически. Человеческая психика управляет не только физическими движениями организма (тела), но и работой подсознания, интеллекта, воли. Мы обладаем автономной энергией, достаточной и способной обеспечить все виды жизнедеятельности организма человека. Мы способны, а, следовательно, можем (и должны) научиться, управлять энергией, направлять эту энергию на любой участок или орган тела. Управляя энергией собственного организма, мы можем научиться сознательно, в нужном нам режиме, вибрировать мембраной, «производить» вокально-эстетические звуки разной высоты, тембра и силы. Вопрос состоит в том, как направить энергию на вибрацию мембраны, чтобы получить свободный звук любой необходимой громкости в любой тесситуре.

Пение — не упрощённая физическая или механическая система, это система акустическая. Тут нужна тонкая регуляция: никакого излишнего напряжения внешней и внутренней мускулатуры, системы дыхания. Минимальный вдох и максимальный резонанс.

Психика — наш главный инструмент управления физической и психической деятельности. Умение «программировать» и управлять нашими действиями способствует реализации наших художественных устремлений путём саморегуляции своей энергии, проникновения в тончайшие внутренние процессы искусства пения.

 



Пение и чувства

Любое обучение предполагает использование наших чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной, вибрационной чувствительности и мышечного чувства. Эти органы чувств обеспечивают поступление информации внешнего мира в центральную нервную систему.

В педагогике хорошо известно, что обучение идёт успешно, если мы задействуем в обучение все органы чувств. В обучении пению традиционно используется наш слух. Через слух мы воспринимаем все виды звуковой информации, в том числе своё пение и пение других людей. Благодаря слуху мы можем воспринимать и регулировать своё собственное пение. Это называется «обратной связью». Благодаря обратной связи мозг-мышцы, мышцы-мозг, мы можем анализировать и регулировать своё пение. Обратная связь мозг-мышцы и обратная акустическая связь поставляют нам сведения о характере собственного звука (его громкость, высоту, тембр, длительность и т.д.) У нас есть возможность корректировать все неполадки в собственном звуковедении благодаря слуховому контролю. Поэтому так важно записывать на магнитофон собственное пение на уроках, а позже – по записи анализировать свои удачи и неудачи.

Следующим важнейшим каналом обратной связи является мышечное чувство, которое контролирует работу мышечной системы певца. Благодаря этому мышечному чувству, опытный певец знает заранее, как ему организовать всю мышечную систему, участвующую в пении, чтобы получить тот звук, который ему нужен в каждый конкретный момент.

Мария Каллас, отвечая на вопросы корреспондента Нью-Йорк Таймс, сказала: «Я знаю место каждой звучащей ноты в моём инструменте-голосе от нижних до верхних нот на всём диапазоне.»

Через это мышечное чувство педагог может управлять деятельностью голосового аппарата ученика. Педагог даёт команды ученику, такие как «петь свободно», «не сжимать горло», «расслабить челюсть», «не форсировать дыхание», «не петь голосовыми связками», «следить за диафрагмальным дыханием», «как расположить язык», «как открыть рот», «как вибрировать мембраной» и т.д.

Итак, имея на вооружении обратную связь, слух и мышечное чувство, мы способны регулировать своё собственное звукообразование.

Далее нашими помощниками являются вибрационный и зрительный анализаторы. При пении мы хорошо ощущаем разные вибрации, и это очень облегчает пение, особенно когда мы чувствуем вибрации грудного и головного резонаторов. Ощущая эти вибрации, певец убеждается в правильности своего звукообразования (пения). Правда, правильное отзвучивание резонаторов может потребовать от студента достаточно длительного обучения. Следствием овладения таким вибрационным эффектом будет лёгкость и управляемость голоса при минимальных физических усилиях. Обратная вибрационная связь помогает певцу регулировать интенсивность звука, длительность и тембровые особенности голоса. Таким образом, формируется условно-рефлекторная связь между вибрационными, слуховыми и мышечно-двигательными анализаторами.

Большое количество виброрецепторов в придаточных пазухах носа, трахей и бронхов порождает сильный стимулирующий звуковой эффект у певца. Поэтому поиск и поддержание резонирующего звука в резонаторной системе певца являются важным средством контроля и ориентации при пении. Из всего сказанного можно сделать вывод, что для начинающего певца очень важно понять и оценить значение вибрационных анализаторов, как важного средства управления и настройки резонанса.

Педагог должен помочь студенту развить и укрепить понимание и практическое умение создавать вибрационные ощущения в резонаторах и управлять собственными вибрациями при настройке голоса в резонанс. Поскольку вибрационные ощущения в резонаторах могут возникать только при правильной вокальной позиции, на них и нужно ориентироваться.

Следует отметить, что при помощи зрения, мы тоже можем контролировать вокальное обучение и улучшать качество пения. Наблюдая частотные параметры звука с помощью электронных приборов, певец может быстрее научиться петь правильно, улучшить тембр голоса, научиться контролировать обертона, в частности, увеличить звонкость высокой певческой форманты, которая придаёт голосу блеск и полётность.

При помощи зрительного контроля за показаниями электронных приборов, можно улучшить качество и ровность гласных, следить за характером дыхательных движений, положением гортани.

Можно утвердительно сказать, что все анализаторы, принимающие участие в пении, обеспечивают певцу большую помощь в развитии и воспитании голоса.

Вокально-речевые анализаторы помогают регулировать управление не только собственным голосом, но и воспринимать качество звука чужого голоса и музыки в целом. Постепенно с певческой практикой у певца развивается вокальный слух, который помогает ему управлять голосом и одновременно контролировать качество пения. Хорошо сложившиеся условно-рефлекторные вокальные связи и будут обозначать «вокальный слух».

Хороший вокальный слух педагога может мгновенно определить с большой точностью, какая группа мышц формирует данный звук.

Важнейшим вопросом для нас и для всей вокальной педагогики в целом является поиск эффективных педагогических приёмов в обучении пению, как эмпирических, так и на основе достижений современной науки.

Сегодня мы не можем с уверенностью сказать, что все современные методики дают высокие результаты в обучении пению. Поэтому мы берём на себя смелость поделиться с вами своими наработками и опытом воспитания певческого голоса.

 


Резонанс. Резонансный принцип голосообразования

Пение — это биоакустическая система, это — резонанс всей звуковой системы человека. Итак, нам известно, что главным источником звука в нашем организме является мембрана в трахее. Следует отметить, что это весьма деликатный орган — для того, чтобы при её помощи извлекать музыкальные звуки вовсе не нужно много дыхания и тем более — мышечного напряжения. В мире достаточно выдающихся певцов, с успехом пользующихся ею рефлекторно. Наша задача начать обучение, сознательно используя мембрану как главный вибратор, рождающий певческий звук. Наша личная педагогическая практика показала — это наиболее эффективная методика в обучении пению. Нужно отметить: резервы мембраны, как органа звукообразования, огромны. Секрет большого широкого звука (до 120-130 дБ) в трубной системе, в источнике звука — мембране и его (звука) резонансе.

На базе акустики, физиологии и психологии строится вся практика обучения мембранного пения. Иначе говоря, в оптимальном (не концептуально, а тактически, в деталях индивидуальном в каждом конкретном случае) совмещении всей вокальной системе певца, т. е. — звукового посыла с резонансом.

Здесь следует описать это уникальное явление — резонанс. О нём, как о главном явлении в пении высказывались многие великие мастера вокального искусства. Для них резонанс — не теория, а естественная и единственно возможная певческая практика. Этой «тайной» владели в прошлом, владеет и сейчас множество по настоящему высокопрофессионально обученных мастеров bel canto. Певцы-мыслители, наделённые высоким художественным интеллектом, которые становятся гордостью мирового музыкального процесса и способные покорить сердца слушателей в любой точке земли, выделяются только из этой среды.

Резонаторов, в которых и образуется резонанс, в нашем теле достаточное количество. Само явление резонанса довольно сложное, в данной работе мы будем касаться его только вкратце. Это не значит, что нас данная проблема не интересует. Ещё как интересует. Однако, после выхода из печати фундаментального труда В. П. Морозова «Искусство резонансного пения» (Москва, 2002), мы не видим надобности дополнять выводы выдающегося учёного. Нам хочется лишь выразить уважаемому профессору огромную благодарность за столь уникальный труд, за книгу, аналогов которой сегодня в мире нет.

Процитируем здесь лишь небольшой фрагмент книги: «Существует семь основных и важнейших функций певческих резонаторов голосового аппарата певца: 1) энергетическая — как свойство резонаторов усиливать певческий голос за счёт повышения КПД голосового аппарата; 2) генераторная — резонаторы как неотъемлимая часть общей системы генерации и излучения певческого звука; 3) фонетическая — формирование гласных и согласных, дикция; 4) эстетическая — обеспечение основных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мягкость, полётность, тип голоса, вибрато); 5) защитная — семь механизмов защиты гортани и голосовых связок от перегрузок и травмирования; 6) индикаторная — вибрация резонаторов как индикатор (показатель) их активности и физиологическая основа настройки резонаторной систкмы; 7) активизирующая — вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых связок и всего голосового аппарата в целом» [3] .

Как мы уже упоминали, наша дыхательная система состоит из разных трубок: бронхи, трахея, гортань, глотка, ротоглотка, носоглотка и т. д. Все эти трубки способствуют резонансному эффекту. Поэтому звук, рождённый вибрацией мембраны, получает возможность усилиться во много раз благодаря резонированию воздуха в трубках-резонаторах и других полостях нашего организма. Этот резонанс мы обязаны обеспечить одновременно во всех резонаторах.

В том количестве резонаторов, которыми располагает человеческое тело, гораздо проще запутаться как в лабиринте, чем держать их в «поле зрения». Поэтому необходимо как бы «выстроить» все трубки в одну единую трубу — от бронхов до лобных пазух. Вот тогда мы и получим полноценный резонативный звук.

В момент соединения грудного и головного резонатора следует уделить основное внимание глотке (ротоглоточной полости), которая как раз и является той соединительной трубкой между грудью и головой. Без глоточной трубки (открытой глотки) невозможно выстроить систему в единую трубу и организовать там сквозняк (продых) и резонанс.

Как этому научиться? Вопрос и простой и сложный одновременно. Простой потому, что резонанс в принципе достижим. Сложный, потому что этому искусству (овладению резонансом) нужно учиться старательно, но, к сожалению, не всем доступно даже само понимание сути вопроса. Педагог может вымуштровать непонятливого ученика верно резонировать, но долго ученик не сможет пользоваться этим драгоценным качеством искусства пения, если он не наделён специфическим — «вокальным» — слухом. Рано или поздно, без «подпитки» изнутри самого себя, эта способность начнёт давать сбои, и, в конце концов, исчезнет.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь