Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Начало борьбы с огнем на Руси



В начале развития древнерусской культуры, сильнейшим двигателем которой являлся огонь, он создал большую опасность человеку. Поняв это, люди начали строить свои первые поселения на Великой русской равнине вблизи рек и озер. Они уже знали непримиримость воды и огня, научились заливать небольшие загорания, а от разгулявшейся огненной стихии всегда могли спастись в воде.

При строительстве сел и деревень стали предприниматься предохранительные меры от опустошительного огня. При раскопках древнерусского поселения ученые восстановили архитектурный облик жилища того времени. Это была деревянная каркасного типа полуземлянка, обмазанная глиной. В центре - яма в глинобитном полу, для разведения очага, в крыше, вероятно соломенной, отверстие для отвода дыма. В жилище-землянке более раннего периода, раскопанном археологами в 1999 г. в 42-х км от Москвы, на берегу озера вблизи р. Клязьмы, очаг располагался на полу без заглубления около сгораемых столбов, на которых крепилась крыша. Два столба, находившиеся в непосредственной близости от очага, имеют следы обугливания. Следовательно, они загорались, но были залиты водой.

Обмазывание глиной деревянных конструкций, кроме утепления, являлось и мерой защиты их от возгорания. Проходили столетия, росли поселения, появились города, где повсюду была обильная пища для огня. Древнерусские умельцы северо-восточной части Руси одним топором создавали из дерева языческие храмы, избы и крепости, не используя ни камня, ни гвоздя. Но многим этим творениям русского зодчества не суждено было прожить и десятилетий! Жадные языки обжигающего пламени не щадили ни простой избы, ни изумительного резного храма, совершая время от времени настоящие опустошения.

Еще до появления письменности ужас, горе и боль огненного опустошения породили немало образов в былинах, песнях, сказках. В это время превалирующими в «Руси Днепровской, городовой, торговой» являлись предупредительные меры, хотя нередко и примитивные.

Особое внимание придавалось осторожному обращению с огнем. Исследователи древнерусского быта отмечают существовавший среди восточных славян запрет, согласно которому нельзя давать соседям или иным посторонним людям угольки из своего очага после захода солнца. Ночное время наиболее опасно для человека, ночью обитатели дома более всего нуждаются в защите.

Отдавая чужому человеку, после наступления темноты, даже небольшой уголек, человек вместе с этим как бы отдавал и частицу защиты, ставил себя в более опасное положение. Очаги в наземных постройках заключали в печи-каменки, где выходное отверстия для дыма делалось уже не в потолке и крыше, как это было в землянке и полуземлянках от открытых очагов, а всегда в стене, к которой примыкает каменная печка, или же в одной из боковых стен, над входом в здание. Это, несомненно, предопределялось защитной мерой от возгорания: стена более массивная чем потолочные и крышевые конструкции, и не сразу поддавались вылетающим из печи вместе с дымом искр, а если это и случалось, то возгорание стены легче было обнаружить и своевременно принять меры к предотвращению несчастья.

Хотя жилища и хозяйственные постройки первоначально и располагались хаотично, но при этом, между дворами было довольно значительное расстояние. О таких поселениях впоследствии писали: «Дворы врозни». Законодательной силы предупреждение огненных бедствий тогда еще не имело: были крепки древние юридические обычаи, которыми руководствовались в судебной практике князь и его судьи. При этом даже умышленное уничтожение огнем отдельных поселений для них имело значение простого повреждения имущества, и наказание за него имело целью только удовлетворить потерпевшего.

Традицией было поддержание порядка в своем доме-княжестве, доме-государстве собственными силами и всем миром. Борьбу с огнем ведет население в порядке взаимопомощи при несчастье, а затем и в порядке «натуральной повинности». В городах и селениях устанавливается ночная караульная служба. Для экстренной подачи сигналов о надвигающемся огненном бедствии караульщики имели деревянные или металлические доски — била. При первом треножном звуке жители должны были со своим хозяйственным инвентарем бежать к месту постигшего их несчастья, и кто мог, тушили огонь (водой, землей, песком), разбирали горящие здания и соседние с ним строения. В городах и городках, где поселялся князь, на помощь жителям прибывал и он со своей дружиной. Князь или его наместники руководили всеми действиями по укрощению огня. По мере развития и укрепления государственных образований, рос и развивался их общественный строй, сопровождавшийся процессом социального расслоения и размежевания. Этот оправданный природой и объективной потребностью процесс осложнялся и на протяжении веков усиливался ростом антагонистических противоречий.

В этих условиях поддержание внутреннего порядка в государстве стало все больше приобретать общественный характер, форму общественных отношений, потребовавших определенной правовой регламентации, в том числе и в области борьбы с пожарами. Не случайно, почти одновременно с государством, буквально на его плечах, стало расти и развиваться праве, возникла определенная система правоотношений. Теперь понятие «общественного порядка» получило правовое оформление и правовую регламентацию, источником которого на первой стадии являлись обычаи, традиции, ритуальные обряды.

Как только появились первые государственные образования, то есть совместное проживание на относительно ограниченной территории большого количества населения, так одновременно возникла потребность поддержания элементарного внутреннего порядка. Он был необходимым не только в интересах власти, но и соответствовал многим установившимся в обществе обычаям, традициям и правилам совместного проживания, борьбы с огнем, возникшим и оправдавшим себя еще в эпоху родовой общины и племенных союзов.

Первые каменные здания на Руси начали строить не ранее X в., со времени распространения христианства. Однако каменщики приглашались исключительно для постройки церквей. Отдельные сооружения, возводимые для знати, не меняли общего облика «деревянной державы Рюриковичей», весьма уязвимой огнем. Традиции отношения к огненной стихни, которые складывались веками, стали основой для многих законодательных актов со строго определенным значением. Отдельные статьи первых юридических установлений начали регламентировать безопасность в жилье, вводили ответственность за «жажжение» и небрежное обращение с огнем. Так, вышедший в начале XI в. «Судный закон людем» содержал статью, в которой «зажжение» трактуется уже как деяние особо опасное для лиц и имущества и наказывается смертной казнью.

В знаменитую «Русскую правду», ставшую первым официальным сводом законов древнерусского государства, вошла аналогичная, но более конкретизированная статья, ограждающая хоромы, дома и хозяйственные постройки, растущий хлеб и собранный урожай от злого умысла: «Оже зажжет кто гумно, то на поток и на грабеж дом его, преж пагубу расплативше, а в проц князю поточите и такоже аще, кто двор зажжет». В переводе на современный язык это означает, что совершивший поджог чьего-нибудь двора или гумна вместе со своей семьей лишался свободы, имущество его подвергалось конфискации. Виновного и его семью могли изгнать из этого поселения. Такое же наказание полагалось и за поджог скирд хлеба на участке хозяина.

«Русская правда» до XV в. оставалась общим законом для Руси. Наказания «зажигальщиков» по «Русской правде» и благие пожелания осторожного обращения с огнем в «Поучении» Владимира Мономаха мало способствовали защите от огня. Удельные княжества принимают более строгие меры. Так, Псковская вечевая республика пользовалась своим правовым документом — Псковской судной грамотой, принятой на вече в 1462 г., по которой поджог по злому умыслу считался самым тягчайшим преступлением. За это, как и во времена Владимира I, зажигальщика подвергают самой суровой мере наказания: «на вече казнили кнутьем», а затем «сжигали без всякого сожаления». Такое же наказание предписывается и в новом общегосударственном юридическом памятнике XV в. — «Судебнике» (1497 г.) Ивана III государя всея Руси: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казнью». За вольное обращение с огнем, вопреки обнародованных правил, нарушителей ждала «торговая» кара — битье кнутом. Вывод:

Как показало освещение состояния дел по поддержанию мер противопожарной безопасности а эпоху Киевской и удельной Руси (IX - XV вв.) ни государственная власть, ни древнерусское общество в лице городских собраний вече и сельских сходов не предпринимали последовательных мер по созданию системы противопожарной безопасности. Основные мероприятия носили рекомендательный характер или предполагали жестокие карательные меры по отношению к виновникам возникновения пожаров.

Зачаточное состояние противопожарной службы объяснялось, прежде всего, неразвитостью древнерусского общества, находившегося в стадии длительного перехода от родоплеменных отношений к феодальным. При этом происходили периодические ослабления государственной власти, что объективно было обусловлено увеличением размеров страны и необходимостью поддержания военно-политического единства. Основные мероприятия по созданию противопожарной службы стали проводиться только в связи с формированием Русского централизованного государства, которое происходило достаточно долгий период - в течение XIV - XVII вв.

 

 

Первые попытки предупреждения пожаров

Основные меры борьбы с бытовыми пожарами заключались в строгом ограничении или даже в категорическом запрете пользоваться огнем. В летний сухой период и жестком наказании виновника несчастья. После одного из пожаров 1493 г., когда выгорел весь город, Кремль и княжьи хоромы. Иван III издал первые на Руси правила, направленные против пожаров. В них предписывалось: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости; не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам, которым нужен огонь, вести свои дела вдали от строений. В черте города, не разрешалось заниматься стекольным производством. Строго преследовалось курение табака.

В последующем эти правила неоднократно ужесточались. В 1504 г. в Москве вводится система контроля за «бережением от пожаров», которой предусматривалось «беречь города от огня и всякого воровства». С этой целью учреждается так называемая пожарно-сторожевая охрана. Город был разделен на участки, а на концах улиц поставлены решетчатые ворота — заставы, которые на ночь запирались. На заставах «приказано нести повинность всем обывателям без различия чина по одному с десяти дворов и из торговых рядов по одному человеку с десяти лавок. Все они обязаны были выступать в обход и нести караул с оружием и инструментом». Группу сторожей возглавляли «решеточные приказчики». В 1657 г. для контроля за несением сторожевой службы учреждается особая должность — объезжего головы. Должность эта возлагается на лицо, достойное доверия. «Царь поручает ее князю Анастасу Македонскому и в поручение дает ему дьяка Ивана Ефимова. Им поручается объезжать днем и особенно ночью Кремль и следить зорко за всем, что выходит из рамок обыденной жизни, принимать меры к тушению пожаров. В подмогу Македонскому кроме дьяка дается целый штат: два подьячих для письма и неограниченное число решеточных приказчиков и стрельцов». Объезжему голове и «решеточным приказчикам» предписывалось «во дворах у всяких чинов, людей и изб и мылен (бань) наложить печати». Исключение допускалось только для домов, где были роженицы или больные люди. Но и тут, чтобы истопить избу или нагреть воду, надо было получить особое разрешение. Во время топки велено было «тех дворов людям с приставы в избах быть с водою и с помелом и веником до тех пор, покамест они избы истопят». За несоблюдение этих правил полагалась беспощадная кара. Виновный в неосторожном обращении с огнем подвергался ссылке или крупному штрафу.

Еще более суровая мера применялась к умышленным виновникам пожара —«зажигальщикам». Надо сказать, что при тогдашнем порядке ведения дел о поджогах «зажигальщиком» практически можно было объявить любого обывателя, смерда или «черного» человека, не имеющего возможности откупиться от жадных дьяков и приказчиков. В «Соборном уложении» 1649 г. предусматривалось, что если «зажигальщик будет изымай» и будет доказан умысел, то он подлежит сожжению на месте пожара. Уложение 1649 г., по которому производились суд и расправа во всех делах Российского государства, естественно, было направлено на охрану и ограждение частной собственности. Последующие царские указы 1654 и 1669 гг. подтверждают степень наказания поджигателя смертью. Правда, сожжение на костре заменяется более «легкой» мерой — повешением.

В законодательных актах XV—XVII вв. содержатся меры, направленные как на предотвращение пожаров, так и на упорядочение их тушения. К тушению пожаров привлекаются в обязательном порядке почти все жители города. «Помелы, мерники и большие кади с водой» приказано было держать «во дворах, в хоромах и в рядах во всех лавках». Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско. За непослушание и неявку на тушение пожара предписывалось «черных и всяких обычных людей бить батогами и отсылать на небольшое время в тюрьму». Кара обрушивалась также и «на служилых и на всяких ратных людей, кои проявляют леность и нерадение» при тушении пожаров.

В 1494 году улицы деревянного города перегородили бревнами-решетками, чтобы " воры нигде не зажигали, не набросали бы огню". Поставили следить за ними решеточных приказчиков с помощниками. Здесь же приказано было " нести повинность всем обывателям без различия чина по одному появилась в Москве без малого 500 лет назад. человеку с десяти дворов и из торговых рядов по одному человеку с десяти лавок". Ночные хождения по Москве разрешались непременно с фонарем, а не с лучиной. Появились первые " опасы" (охрана, стража), которыми руководили объезжие головы, бояре и подъячие.

Узаконивается система звуковой сигнализации колоколами, при помощи которой жителей Москвы ставили и известность о начавшемся пожаре и собирали силы для его тушения. С этой целью специальные дежурные сторожа круглосуточно стояли на кремлевских стенах и, заметив огонь или дым, звонили в один из четырех колоколов.

В книге Р. Т. Поресветова «Тайны выцветших строк» приводится любопытная грамота — текст проекта пожарной сигнализации, составленный в 1668 г. лично царем Алексеем Михайловичем. «...Будет загоритца в Кремле городе, в котором месте ни будь, и в тою пору бить во все три набата в оба края по скору. А будет загоритца в Китае, в котором месте ни будь, и в тою пору бить (оба же края полегче) один край скоро же. А будет загорица в Белом городе от Тверских ворот по правой стороне где-нибудь до Москвы реки, и в тою пору бить в Спасской же набат в оба же края потише. А будет в Земляном, в обои же края и тово тише...». Видимо, сильно пожары Москвы досаждали царю, если он лично взялся за составление набатной тревожной сигнализации.

На тушение пожара жители обязаны были немедленно сбегаться с теми орудиями, которые им были назначены по росписи: с топорами, ведрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Среди инструментов, с которыми население должно было являться на пожар, числились и заливные, или водо-заливные, трубы — пожарные насосы ручного действия. Об этом мы узнаем из государева наказа, который предписывает всем зажиточным обывателям иметь у себя во дворах медные н деревянные водо-заливные трубы, а людям среднего и мелкого достатка — на пять дворов по одной трубе. Однако ведра и кади должны были держать «однолично» во всех дворах без исключения.

Таким образом, в начале XVII в. в Москве при тушении пожаров довольно часто применялись простейшие механизмы. Видимо, уже тогда в Москве было налажено производство пожарных труб, в первую очередь для защиты особо ценных зданий. Так, судя по расходным книгам, Московский печатный двор в 1626 г. заплатил «Василию Протопову за четыре трубы медные водолейные: за две немецкие по 2 рубля и 25 алтын, за две здешнего дела по 3 рубля».

Первые образцы этих механизмов состояли из металлической трубы с наконечником, в которой двигался поршень. Силой давления поршня вода выбрасывалась из наконечника трубы. На смену этому примитивному насосу приходит двухцилиндровый поршневой насос, значительно повысивший эффективность тушения пожаров.

 

 

Учреждение государственной противопожарной охраны в Московской Руси.

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1462-1505 гг.). Но он в своей деятельности по созданию нового государства опирался на опыт своих предшественников, в частности своего отца Великого князя Московского Василия II В 1434 г. великий князь Василий II в своих указах впервые предусматривает меры, ограничивающие использование открытого огня в быту и при занятиях различными ремеслами. Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тыс. деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья.

В 1472 г. древнерусская летопись доносит первые упоминания о нормативных актах в области борьбы с огнем. Великий князь Иван III распорядился построить для себя каменные палаты и указал, что впредь в стольном граде надлежит по возможности использовать для построек камень и кирпич, а здания ставить на достаточном расстоянии друг от друга, дабы огонь не мог легко перекинуться с одного дома на другой. А пока строились мануфактуры по производству кирпича «ожиганного» (обожженного), великий князь повелевает установить в Москве ночную, так называемую «рогаточную охрану от огня и всякого воровства». С ной целью на концах главных улиц устанавливались рогатки, которые на мочь запирались. Возле них в будках несли службу сторожа, «наряжаемые без различия чина по одному человеку с десяти домов и из торговых рядов но одному человеку с десяти лавок».

В 1493 г. вышел указ Ивана III снести все дома, лавки и постройки вокруг Кремля, находившиеся на расстоянии ближе 110 сажен (примерно 235 м) от стен, еще не завершенных реконструкцией начатой в 1485 г. Образовавшийся пустырь заполняют пруды, водяные рвы и гидротехнические сооружения. К концу XV в. Кремль обрамляют стены из огнестойкого материала, в Москве расширяют улицы. Высочайшим Указом введены были ограничения по использованию огня в быту и на производстве.

В 1504 г. после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня.

Указы подобного рода принимались многими городами Европы. Учитывая степень общественно-экономического развития государств того времени, имеется достаточно оснований считать эти документы как нормы права, хотя они и носили декларативный характер, их практическая ценность была невелика. Пожары полыхали по-прежнему. Необходимо было не только предупреждать возникновение пожаров, но и создавать такие условия, при которых было бы возможно с ними бороться. К этому времени в ряде государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Франции, например, имелась как королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников. Срок повинности граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII в. целиком возлагалась на жителей, которые в соответствии с законом держали в домах инструменты для борьбы с огнем. Несмотря на некоторые отличия, общим было одно - борьба с пожарами на этом этапе развития цивилизации за рубежом возлагалась, в основном, на ремесленников, горожан и цеховые организации, которые не обладали способностью к совместным организованным действиям.

В начале XVI в., в 1504 г, по указу Ивана III в Москве создастся пожарно-сторожевая охрана. Но предпосылки ее формирования прослеживаются несколько ранее. Иностранный дипломат Амвросий Контарини, находившийся с посольством в Москве в 1476 г., писал, что «...все городские улицы запираются на рогатки, и ходить ночью дозволено по крайней необходимости...». По концам городских улиц устанавливались особые заставы - «решетки-рогатки», которые на ночь запирали. Hа заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Таким образом, все городское население привлекалось к несению караульной службы, а в среднем 3 рала в месяц каждый взрослый житель Москвы был обязан нести ночное дежурство.

Город был разделен на участки, а на концах главных улиц устроены не рогатки, как это было в 1476 г., а решетчатые ворота (заставы), которые также на ночь запирали. У порог круглосуточно несли службу сторожа от горожан или обывателей (как они тогда назывались) все из того же расчета — по одному с каждых десяти дворов, что в итоге составляло 1100 чел. Все они обязаны были выступать в обход и нести караул на заставах «с оружием и инструментом». Обыватели сами выбирали себе начальника — «решеточного приказчика», который возглавлял группу сторожей и наблюдал за тем. «чтобы бою, грабежу корчмы и табаку, никакого воровства (в эпоху Московской Руси всякое преступление называлось воровством) не было, чтобы норм нигде не зажигали, не набросали бы огню, не накинули ни со двора, ни с улицы». Впоследствии решеточные приказчики были включены в штат Земского приказа, ведавшего полицейскими делами. Несение службы обывателями контролировали специальные должностные лица — «объезжие головы», назначаемые из лиц знатного происхождения. Этот термин происходит от слов Указа, в котором говорилось: «быть в объезде» Объезжие головы размещались на съезжих дворах, которые впоследствии стали центрами полицейской и пожарной службы в определенных частях города. В обязанности объезжих голов входили объезды города вместе с конной стражей, надзор за выполнением жителями указов о предосторожности от огня, вылавливание поджигателей, руководство тушением пожаров.

В помощь объезжим головам назначали из жителей десятских, сотских и тысяцких, в обязанность которых входило сгонять народ для тушении пожаров, это же должны были делать и решеточные приказчики. На случай пожара решеточные приказчики людей, окруженных со всех сторон с помощью веревки, волокли к месту пожара. Тех горожан, кто отказывался тушить огонь, били батогами. Причем наказания касались не только простых ремесленников, но и служилых людей. Отказы чаще всего были связаны с суеверием. Несмотря на жестокие наказания, большое число горожан все же отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

Главной задачей решеточных приказчиков являлось наблюдение за тем, «... чтобы бою (драка), грабежу, корчмы (пьянство) и табаку (курение было на Руси запрещено вплоть до правления Петра I), никакого воровства (преступления) не было, чтобы воры (преступники) нигде не зажигали, не набросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц». Службу решеточных приказчиков контролировали должностные лица из дворян, так называемые «объезжие головы» (аналог современных инспекторов государственного противопожарного надзора). Они вместе с конной стражей объезжали город, следили за выполнением жителями царских указов об использовании огня, вылавливали поджигателей, руководители тушением пожаров. Назначенные в помощь объезжим головам из жителей «десятские, сотские и тысяцкие» проводили мобилизацию населения в случае пожара и руководили им в борьбе огнем.

 

 

Заключение

 

Условия, в которых складывались исторические предпосылки формирования противопожарной службы в нашей стране по сравнению с другими странами Европы и Азии были весьма неблагоприятными. Несмотря на это наши предки продолжали упорную борьбу с огненной стихией. Противостояние огню проявлялось в основном в пассивной тактике, которая предполагала разрушение горящих зданий. Можно только удивляться терпению и упорству древних русичей, которые восстанавливали деревни и города после опустошительных пожаров. Это упорство объяснялось не только покорностью к судьбе и спокойному отношению к материальным потерям во время пожаров, но и тем, что русичи стремились постоянно объединять свои усилия в борьбе с огненной стихией и не отступали перед трудностями. Традиции взаимовыручки, которые складывались в борьбе с огнем, помогали русичам преодолевать и другие суровые испытания, которыми богата наша история. Это нашествия иноплеменников и голод, стихийные бедствия и капризы природы.

 

Литература

 

И.Д. Беляев «История русского законодательства»

Кадыров Г. Г. На огненном рубеже. Ярославль

Р. Т. Поресветов «Тайны выцветших строк»

Курс лекций " Россия в мировой истории" Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелейСиповский В. Д. Родная старинаКлючевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь