Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОЗМОЖНОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ГЕНЕТИКОЙ



Сам я – сносной нравственности. И я стольким мог бы себя попрекнуть, что лучше бы моя мать не рожала меня.

Гамлет

В конечном счёте самый серьёзный аргумент против евгеники – это возможное злоупотребление ею. Несомненно эта опасность – реальная. Составление длинного списка прошлых злоупотреблений не потребует большого труда.

Мы только сейчас расшифровываем те проекты, по которым сами были созданы; мы можем совершить ужасные ошибки. Или мы можем лишиться слишком многого в нашем биологическом разнообразии. И, как учит нас не очень отдалённая история, евгеника может быть неправильно использована для того, чтобы оправдать уничтожение людей, которых назовут “низшими”, или которых просто ненавидят по каким-то причинам. Собственно говоря, кто вообще может предсказать, на какие новые пороки способен плодородный человеческий мозг в каком-то неведомом будущем?

Это действительно пугает. Изощрённые эгалитаристы – которые на самом деле никакие не эгалитаристы, а просто озабоченные мыслители, которых больше всего пугает человек с улицы, – вполне обоснованно испытывают такие опасения. Из разделяют и все ответственные сторонники евгеники. Но альтернатива им сводится к принятию вопиющего генетического неравенства внутри приходящего в упадок вида, освобождённого от жёсткой любви естественного отбора.

С научной точки зрения выбор совершенно ясен: или риск, или неминуемая гибель. У нас, как у вида, альтернативы евгенике нет. Конечно, кто-то всегда может возразить, и будет совершенно прав, что евгеника не принесёт пользы лично ему и даже может помешать его образу жизни. В конце концов, это не будет первым решением по принципу “после меня хоть потоп”.

Потенциальное злоупотребление генетикой не ограничено искажением генома человека. Уже сейчас возможно начать модифицировать животных, чтобы усилить их умственное развитие и позволить им выполнять задачи, которые в данный момент выполняются людьми, или даже создавать гибриды зверя-человека.[cliii] Рынок дешёвой, необученной рабочей силы будет существовать всегда, поэтому эта опасность реальна. Современные люди считают, что у них есть право относиться к своим братьям меньшим на этой планете как к объектам потребления, посему эта пугающая перспектива даже не обсуждается. Но представьте себе, с какой моральной дилеммой мы бы столкнулись, если бы нам пришлось иметь дело с животными, чьи способности превосходили бы уровень способностей отдельных людей.

 

ЭВТАНАЗИЯ

 

Между евгеникой и движением за правона смерть существует тесная связь в том плане, что и то, и другое – это философии жизни, которые видят ценность в качестве жизни, а не в жизни как таковой.

Если в Англии до 1830 года средняя продолжительность жизни достигалась быстрее, чем конец репродуктивного возраста, [cliv] в современных промышленных экономиках этот показатель на десятки лет превышает репродуктивный период. Зайдите в любой дом для престарелых и вы убедитесь в том, что существует огромная популяция (которая обещает удвоиться за счёт поколения, родившегося после Второй мировой войны), беспомощных, отчаявшихся людей, день за днём, месяц за месяцем, год за годом находящихся буквально под пыткой. Любому, кто отрицает этот очевидный факт, нужно лишь поменяться с ними местам – не на годы, а на несколько часов, – чтобы осознать трагизм положения многих из них.

Альтруизм распространяется главным образом вниз, а не вверх, по цепи поколений. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, выбранный этими жертвами самый распространённый способ в США избежать своих мук, – это пустить себе пулю в лоб. (Способ, значительно более популярный среди престарелых мужчин – 27, 7 на 100 000, – чем среди женщин – 1, 9 на 100 000).[clv]

Неужели гуманное, разумное общество не может найти лучший способ?

 

РЕЛИГИЯ

 

Учтите, теологи, что в своём стремлении сделать предметом веры утверждения о неподвижности Солнца и Земли, вы рискуете тем, что в конце концов вам придётся объявить еретиками тех, кто скажет, что Земля неподвижна, а Солнце меняет своё положение.

Галилей. Диалог.

 

Есть евгеники, которые верят в Бога, евгеники-агностики и евгеники-атеисты. Религиозные верования и евгеника лежат в разных плоскостях, хотя всегда находились люди, рассматривавшие знания как замену религии, что видно из слова “духовный”.

Тем не менее в одном решающем аспекте научное изучение человеческой психологии прямо противоположно религии. Независимо от своих идеологий и методов, все учёные одержимы поиском святого Грааля причинности. В конце концов, это то, вокруг чего вообще вертится вся наука.

 

ОСУЩЕСТВИМОСТЬ

 

И от нас природа отступила

Так, как будто мы ей не нужны,

И продольный мозг она вложила,

Словно шпагу в тёмные ножны.

И подъёмный мост она забыла,

Опоздала опустить для тех,

У кого зелёная могила,

Красное дыханье, гибкий смех.

Осип Мандельштам. Ламарк

 

Когда идеал воспринимается как недостижимый, он отвергается как “утопический”.

Если от ныне живущих, чей альтруизм распространяется лишь на одно-два поколения вперёд и кто, в основном, равнодушен к культуре и цивилизации, требуется настоящая жертва, – возникает естественный вопрос: не является ли евгеника просто фантазией?

Чтобы определить осуществимость восстановления евгенического движения как жизнеспособной социальной силы, мы должны сначала пристально взглянуть на политические системы и выйти за пределы популистского ура-патриотизма, который так же вечен, как и вездесущ.

При сильной диктатуре власть открыто отдана диктатору, в то время как при “демократиях” пирамида властной структуры более размыта:

Уровень А: различные лобби и (по большей части анонимные) олигархи.

Уровень Б: политики.

Уровень В: правительственные чиновники и средства массовой информации.

Уровень Г: население.

Отношение уровней Б и В к уровню А – это в значительной степени отношение наёмных работников к работодателю.

Политикам, чтобы их выбрали, нужны деньги для проведения опросов общественного мнения и рекламы-пропаганды. Что же касается средств массовой информации, также принадлежащие уровню А, они развлекают основное население показным состязанием, в котором разница между соперниками – минимальная, или даже фиктивная. После “избрания”, политики исполняют волю тех, кто обеспечивал им финансирование, а их проигравших конкурентов – “припарковывают” на выгодных официальных местах, чтобы они готовились к следующему раунду.

Конечно, есть среди основного населения умные люди, которых не одурачить механизмом этой системы, но их можно запугать, кооптировать, или в конце концов позволить им высказывать недовольство – их протесты используются в качестве демонстрации “свободы слова”, поскольку они не несут в себе никакой угрозы самой системе.

В конце концов все социальные структуры имеют своих “Альфа”-лидеров, и внедрение жизнеспособной евгенической политики будет зависеть от относительно маленькой элиты. В самом деле, при её ранимости и возможной порче от грубого трибализма и противоположных универсализму ценностей, при её любви к нашим братьям меньшим и благодарности за бесценный дар цивилизации и культуры, евгеника не должна пытаться стать массовым движением. Часть моего побуждения написать эту книгу – направить воссозданное движение евгеники именно по этому пути.

Будущая эволюция человека, само выживание этого вида – поставлены на карту. У нас нет другого выбора, кроме как пытаться. Самая нереальная фантазия, это – безнадёжная мечта о генетической неизменности нашего вида и антинаучное утверждение, будто человечество свободно от дальнейшей эволюции, будто социальный феномен оказывает нулевое влияние на генетический отбор, так что мы можем не считаться с эволюционным процессом при развитии медицины. И предельным эгоизмом является то презрение (пускай, дескать, они сами что-нибудь придумают), которое мы испытываем, как к нашим современникам, так и к нашему потомству.

Если те, кто принимает решения в обществе, не будут в состоянии разобраться в наших жизненных вопросах, мы – как вид – будем сползать обратно вниз по эволюционной лестнице.

Мы можем двигаться вперёд. Неумолимая связь между сексуальной активностью и созданием потомства разорвана. Люди могут заниматься сексом, не производя детей, и они могут зачинать детей, не занимаясь сексом. Таким образом, евгенике нет нужды вторгаться в самые интимные стороны их жизни.

Многие из принимаемых на правительственном уровне решений чреваты генетическими последствиями – программы планирования семьи, легализованные и субсидируемые аборты, иммиграционные критерии, налоговые льготы за детей, оплаченный отпуск по уходу за детьми, генетические исследования, клонирование, помощь при бесплодии и т.д. Разумно ожидать от тех, кто принимает ответственные решения в обществе, чтобы они учитывали евгенические или дисгенические последствия своих действий.

Мир разделён на независимые нации. При необходимом финансировании не так уж сложно будет начать крупные позитивно-евгенические программы размножения, которые совсем не обязательно будут зависеть от человеческих биологических матерей. Сопротивление подобным переменам носит вполне понятный эмоциональный характер, учитывая, что даже искусственное осеменение всё ещё вызывает негодование в иных кругах.

Один очевидный фактор, который будет содействовать евгенике, это несомненное желание родителей иметь здоровых и умных детей. Генетический скрининг зародышей будет выявлять всё большее число отрицательных свойств, и таким образом мы перейдём на ступень выше – от ликвидации ужасных заболеваний до попыток произвести на свет детей с такими генетическими премуществами, которыми сейчас обладают маленький процент населения.

Терапия зародышевого пути, в отличие от традиционных методов как позитивной, так и негативной евгеники, даст людям возможность иметь своих собственных детей. Которые будет более здоровыми и умственно развитыми, чем они были бы без генетического вмешательства. Этот метод полностью обойдёт конфликт интересов разных поколений, который наносит ущерб беспомощным ещё-не-рождённым.

Как обсуждалось выше, общественное мнение чрезвычайно податливо. Успех рекламы и политической пропаганды сводятся к финансированию. Евгеника – не безнадёжно утопична. Путь предстоит нелёгкий, но абсолютно реально, по крайней мере, вернуть эволюцию на позитивную траекторию.

Но если какая-то отдельная страна станет агрессивно внедрять политику евгеники, будучи в военном отношении слабой по сравнению с другими странами, или если какая-нибудь этническая группа последует этим курсом, неучаствующие страны (или группы) ощутят конкурентную угрозу своему потомству и у них будет сильное искушение нанести превентивный удар, чтобы избежать необходимости самим проводить политику евгеники. Именно это настаивание на групповом господстве лежит в основе антиевгенических настроений.

В конечном счёте сила евгенического движения – в разумном отношении к человечеству, как к одному из многих видов, и подавление евгеники принадлежит представителям радикального инвайронментализма (от environment – окружение, среда), у которых были веские аргументы, но которые в своих крайностях были не менее абсурдны, как суды над ведьмами в г. Сейлеме в конце 17-го века.

Евгеники правы, вот и вся простая истина.

 

РАДИКАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Мы знаем, что мы есть, но знаем ли, – чем можем стать?

Гамлет

 

Хотя мы всё ещё находимся на очень ранней стадии понимания человеческой генетики, вполне можно предвидеть, что будущие знания позволят нам выйти за пределы простых генетических починок – замены того или иного болезнетворного гена или усиления какой-то желательной способности или личного свойства. Мы сумеем пойти гораздо дальше и самым радикальным образом изменить наше генетическое строение. Как было замечено биоэтиком и теологом Джозефом Флетчером ещё в 1973 году, создание людей с геномом, частично заимствованным от других видов, абсолютно возможно.[clvi] Сейчас учёные успешно пересаживают ДНК из одного биологического вида в другой, наглядно доказывая неустойчивость видов и даже делая возможным коллапс межвидовых барьеров; появилась возможность не просто открытия генов, а их созидания; и на каком-то этапе будущего различные группы людей, используя генетическую технологию, могут пойти  разными путями развития – быть может, настолько различными, насколько сейчас отличаются мужчины от женщин.

Должны ли мы пытаться сохранить человеческую природу, или же нам следует попытаться изменить ее? [clvii]

Изобретение письменности создало всеобщий человеческий разум, в котором знание передается и накапливается через поколения. В этом процессе отдельные люди специализируются в специфических областях, и никто сейчас не станет даже робко пытаться говорить об “универсальном гении”. Для этого слишком много нужно знать.

Технология мозга создавалась – без преувеличения – миллионы лет, но компьютеры, которые по-настоящему развиваются лишь около века, уже побеждают лучших шахматистов. Может быть, компьютеры с развитой личностью ещё и не появились на свет, но они уже сейчас толкаются в своей бинарной утробе.

Технология, основанная на углероде, имеет свои пределы. Индивидуальный человеческий мозг ограничен: 1) своим размером; 2) количеством времени, доступным для обучения; и 3) скоростью, с которой он может обрабатывать информацию. Компьютер может быть создан любого размера, с безграничной памятью и беспредельным программированием. Что касается скорости, современная технология уже позволяет обрабатывать информацию в пикосекунды (триллионные части секунды), в то время как человеческий мозг способен лишь на простые микросекунды.[clviii]

Человеческий мозг сам по себе – машина, и все его причуды, самосознание и способность к адаптации, в конце концов, будут объяснены. Сейчас продолжаются шумные споры относительно того, когда компьютерный мозг превзойдёт человеческий. Но на самом деле это вопрос времени. Два сообщества, спроектированные Г. Уэллсом в “Машине времени” – одно (“марлоки”) производит материальные блага, а другое (“элои”), похожее на детское, потребляет их, – возможно, появятся раньше, чем мы думаем. И похожими на “элоев” существами будем мы.

Эта не-за-горами реальность отводит евгенике гораздо более скромную роль, чем можно было бы представить. Любая попытка евгенически улучшить человеческий мозг направлена на инструмент, который наследственно ограничен в своей способности. С другой стороны, мозг машины станет чем-то, вроде Бога.

Мы индивидуумы в отведённой нам тысяче, или около того, месяцев существования так же эфемерны, как соломки на ветру. Но нам доверена судьба мысли, культуры и самой жизни, и мы можем или растратить по мелочам наследство миллионов поколений в угоду индивидуалистским и племенным инстинктам, или шагнуть вперёд, чтобы исполнить нашу судьбу, признав свои обязательства перед будущим миром и держась за руки в великой цепи поколений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Данный документ, появившийся в журнале “Nature” 16 сентября 1939 года, был совместным заявлением самых видных американских и британских биологов того времени (некоторые из них были Нобелевскими лауреатами) и получил широкую известность как “Манифест евгеники”. Уже началась Вторая мировая война, и авторы открыто и безоговорочно осудили антагонизм между расами и теории, согласно которым определённые хорошие или плохие гены являются монополией определённых людей. Его сдержанным, справедливым и гуманным позициям можно позавидовать даже сегодня. Документ публикуется здесь полностью.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь