Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историко-теоретические основы гештальт-метода



Введение

 

В настоящее время многие психологи и психотерапевты, даже специализирующиеся на каком-то одном направлении, для эффективной работы с клиентами стремятся расширить свой инструментарий. НЛП, эриксоновский гипноз, практики телесной и арт-терапии - все идет в ход. Но основой для успешной работы в любом из направлений является глубокое знание базовых принципов функционирования психических процессов и системный подход. И здесь есть чему поучиться у таких известных направлений как гештальт-психология и гештальт-терапия. В самом деле, зная, например, закон взаимодействия «фигуры и фона» гештальт-психологии, гораздо проще понять суть «рефрейминга» и в НЛП. А понимая принцип «холизма» - понимать механизм действия телесных практик психотерапии. Понимание и быстрое переключение между разными техниками и подходами позволяет психологу стать настоящим универсалом и мастером своего дела, способным работать в картине мира любого клиента.

Поэтому я считаю, что актуальность темы избранного исследования достаточно высока и полезна для становления будущих психологов в профессиональном плане.

Объектом данного исследования являются внутренние процессы и явления, лежащие в основе тенденции психики к организации опыта в доступное пониманию целое.

Предметом исследования являются принципы и методы такой организации этих психических процессов, которая позволяет нашему организму поддерживать гомеостаз, а нам вести здоровую и полноценную жизнь.

Гипотеза исследования состоит в том, что в основе всего богатства приемов и методов гештальт-направления лежат простые принципы, которые, при их выделении и установлении, позволят нам построить новые приемы и методики, не обязательно работая в парадигме гештальт-направления.

Цель исследования - установить полезные принципы и методы, лежащие в основе гештальт-подхода.

Задачами исследования является сбор и анализ теоретической и методологической информации по данной проблематике.

С момента появления гештальт-психологии и гештальт-терапии степень научной разработанности данной темы постоянно растет. Труды Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера по основам восприятия вошли в историю психологической науки, а работы Фрица Перлза, Изидора Фрома, Ирвина и Мариам Польстеров, Клаудио Наранхо, Джозефа Зинкера, Сержа Гингера, Жан-Мари Робина, Джона Энрайта и других замечательных авторов позволили гештальт-направлению стать одним из самых интересных и популярных направлений терапии. Также при изучении правил и методов гештальт-психологии и гештальт-терапии не стоит конечно забывать и работы Зигмунда Фрейда, Вильгельма Райха, Курта Левина, Эдмунда Гуссерля и других великих ученых, поскольку без этой теоретической базы вероятно не смогла бы развиться и школа гештальта.

 


Историко-теоретические основы гештальт-метода

Основные понятия и принципы гештальт-психологии

 

Так что же такое гештальт? И какие принципы лежат в основе гештальт-психологии?

Гештальт (от нем. Gestalt - форма, образ, структура) - это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. [2, 46]

Кёлер в качестве примера к пояснению данного термина приводил мелодию, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт. [3, 33]

По мнению основателей гештальт-психологии, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон - вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

) Близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе).

 

 

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

2) Схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе).

 

 

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

3) Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности).

) Замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму).

 


 

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

) Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое).

) Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. [17, 244]

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены - неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й - любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы). [18, 327]

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»). Транспозитивность отражает реакцию организма не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prä gnanz). Прегнантность (от лат. Praegnans - содержательный, обремененный, богатый) - одно из ключевых понятий гештальт-психологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы». [21]

Правило константности восприятия означает постоянство образа вещи при изменении условий ее восприятия. [20, 351] Из констант восприятия принято различать константу размера, формы и яркости.

Одним из основных законов гештальт-психологии является закон «фигуры и фона». Он гласит, что простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Двадцатые годы прошлого века ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Было предложено множество принципов и законов гештальта (около 114). На этой значительной теоретической базе со временем развилось и такое практическое направление работы как гештальт-терапия.

 

Основные понятия гештальт-терапии

 

Понятийный аппарат гештальт-терапии достаточно широко и подробно описан в трудах Ф. Перлза и его последователей. Некоторые понятия, используемые в гештальт-терапии знакомы нам из трудов психоаналитиков. Описывать его весь нет смысла в данной работе, но на основных моментах думаю можно остановиться.

Центральное понятие теории Ф. Перлза - положение о том, что организм стремится к сохранению баланса, который постоянно нарушается потребностями организма и восстанавливается благодаря их удовлетворению или ограничению (гомеостаз). [13, 105]

Поскольку потребности эти многочисленны и каждая из них угрожает равновесию организма, гомеостатический процесс продолжается непрерывно. Вся жизнь характеризуется этой постоянной игрой равновесия и неравновесия в организме.

Если гомеостатический процесс до некоторой степени нарушается, так что организм слишком долго остается в состоянии неравновесия, - это значит, что он болен. Если процесс гомеостаза терпит полную неудачу, - организм умирает. [9, 7]

Трудности, которые возникают между индивидом и обществом, заканчиваются социальными отклонениями в поведении или неврозами. Неврозы характеризуются разнообразными формами избеганий, в основном избегания контакта. [12, 18]

Соответственно, патологическая психология - это наука, изучающая прерывания, сдерживания и другие нарушения процесса творческого приспособления. Например, мы должны рассматривать тревогу (постоянно присутствующую в неврозах) как результат прерывания возбуждения творческого развития, сопровождающийся удушьем; а различные невротические «характеры» - как стереотипные паттерны, ограничивающие гибкий процесс творческого подхода к новым явлениям. Поскольку контакт с реальностью появляется в ходе творческого приспособления организма и среды, а у невротика этот процесс блокирован, он «теряет контакт» со своим миром; вместо мира появляются галлюцинации, он все больше заполняется проекциями, вычеркивается или становится нереальным какими-либо другими способами. [11, 13]

Фриц Перлз считал, что невроз как нарушение контактной границы вызывается первоначально действием четырех различающихся между собой механизмов. Этими механизмами являются - интроекция, проекция, слияние и ретрофлексия.

Интроекция (от лат. intro - внутрь и лат. jacio - бросаю, кладу) - это бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интроектов). [14, 67]

Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности - все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.

Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, - все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией. [9, 23]

Противоположностью интроекции Ф. Перлз считал проекцию.

Проекция - это черта, положение, отношение, чувство или фрагмент поведения, которое в действительности принадлежит вашей личности, но не ощущается вами таким образом, а приписывается объектам или людям в окружении и затем переживается как направляемое ими на вас, а не наоборот. Например, проецирующий, не сознавая, что он отвергает других, полагает, что они отвергают его; или, не сознавая, что он относится к другим сексуально, полагает, что они смотрят на него с вожделением. [10, 432]

Слияние (confluence) - это когда индивид вообще не чувствует границы между собой и средой, когда он полагает, что он и среда - одно, он находится в слиянии с ней. Части и целое оказываются неразличимыми.

Новорожденные дети живут в слиянии; они не различают внутреннее и внешнее, себя и других. В моменты экстаза или крайней концентрации взрослые люди также чувствуют себя в слиянии с окружающим. Ритуал требует такого чувства слияния, в котором границы исчезают, и индивид чувствует себя в максимальной степени собой благодаря тому, что он столь интенсивно отождествлен с группой. То, что ритуал вызывает столь экзальтированные чувства и интенсивные переживания, отчасти объясняется именно тем, что обычно мы чувствуем границу между собой и другими очень отчетливо, и ее временное растворение производит на нас очень сильное воздействие. Но если это чувство глубокой идентификации является хроническим, и индивид неспособен видеть различие между собой и остальным миром, он психологически болен: он потерял чувство себя.

Человек, находящийся в состоянии патологического слияния, не знает, что такое он и что такое другие. Он не знает, где кончается он сам и где начинаются другие. Не сознавая границу между собой и другими, он не способен на контакт с ними, но также не может и отделиться от них. Он не способен даже на контакт с самим собой. [9, 26]

Ретрофлексия буквально означает «обращение назад». Ретрофлексия поведения - это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или объектам. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду так, чтобы были удовлетворены какие-то потребности; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия, в качестве цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «делающего» и «испытывающего действие». [10, 361]

Почему начавшееся в направлении наружу действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда - по большей части другие люди - оказалась враждебной его усилиям удовлетворить свою потребность. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком неравном состязании ребенок - а, как правило, это происходит в детстве - не мог не проиграть. Далее, чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и отстаивает свои желания, подавляя его желания.


Принципы гештальт-терапии

 

Список основных принципов гештальт-терапии очень прост и понятен даже людям, напрямую не связанным с психологией и психотерапией. Основными принципами этого направления являются: актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь. [6, 82]

Вот что о принципах и установках гештальт-терапии пишет Клаудио Наранхо: «Если мы захотим составить список невыражаемых моральных установок гештальт-терапии, то он будет либо длинным, либо коротким в зависимости от уровня общности или частности нашего анализа. Без претензии на системность и полноту здесь мы приводим импрессионистское понятие стиля жизни по порядку:

) Жить сейчас: концентрироваться на настоящем, а не прошлом и будущем.

) Жить здесь: иметь дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.

) Не давать воли воображению: воспринимать реальность.

) Прекратить ненужное обдумывание; лучше пробовать и видеть.

) Выражать, а не манипулировать, объяснять, оправдывать, судить.

) Отдаться неприятному и болезненному как удовольствию; не ограничивать сознание.

) Не принимать других «долженствований», кроме своих собственных: «Не сотвори себе кумира».

) Будь полностью ответствен за свои поступки, чувства, мысли.

) Будь таким, каков ты есть.

Парадокс, что подобные установки могут явиться частью моральной философии, определенно рекомендующей не следовать никаким установкам и правилам, может быть разрешен, если смотреть на них с точки зрения справедливости, а не долженствования. Ответственность, например, это не обязанность, а неизбежный факт: мы и есть ответственны за все, что делаем. Единственной нашей альтернативой будет либо признать ответственность, либо отвергнуть ее. Все, что говорит гештальт-терапия, заключается в том, что, принимая правду (от неделания к невмешательству), мы растем: растет наше сознание. Оно излечивает нас от нашей лжи. [16, 182]

Думаю, что эти специфические правила гештальт-терапии могут быть в свою очередь, сведены к трем общим принципам, о которых я говорил раньше:

) Оценка настоящего, актуальность (своевременность против прошлого и будущего), пространственная (наличие против отсутствия) и вещественная (действие против символа).

) Оценка сознательности и восприятия.

) Оценка целостности или ответственность». [7, 38]

Конечно, нельзя забывать и про принципы всех учений, которые послужили основанием для создания гештальт-терапии. Это и принцип «холизма» и принципы полевой психологии К. Левина и многое другое. Вышеупомянутые принципы скорее являются вершиной, субстратом и логическим заключением из всех направлений научной мысли, давших начало гештальт-терапии.

 

Заключение

 

Сейчас гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальт-психология и другие). Этот рост прямой (принимая во внимание растущее число практиков и углубление их компетентности и собственных запросов, растущее число пациентов, находящих благодаря этому росту пути, которые они не смогли бы себе проложить), и одновременно косвенный, через постепенную ассимиляцию (часто неосознаваемую) другими современными психотерапевтическими направлениями, в частности, психоаналитическими, множества понятий и инструментов, разработанных гештальт-терапией на протяжении пятидесяти лет. Конечно, относительная молодость и небольшая склонность к написанию текстов у многих практиков приводят к тому, что многие темы все еще нуждаются в развитии, что взаимодействие идей и практических дел сегодня еще затруднено. Автострады мысли, конечно, используются чаще, чем проселочные дороги. Однако, профессионалы - соседи, которые рискуют проверить на самом деле, действительно ли дошедшие до них слухи о гештальт-терапии оказываются обоснованными, всегда поражаются убедительности, творческой энергии, свободе мысли и эффективности клинических воздействий этого направления, далеко не такого поверхностного, как кому-то хотелось заставить их думать.

Действительно, на таких принципах как актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь можно строить самые различные терапевтические техники и методики, что дает большую свободу как профессионалам, так и интересующимся психологией для улучшения жизни клиентов и своей собственной.

Поэтому множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира: от Японии до Скандинавских стран, от России до Латинской Америки, от бывшей Югославии до Израиля или Берега Слоновой Кости. Если не считать некоторых непримиримых гештальтистов, тоскующих по псевдоперлзовской спонтанности, или некоторые эзотерические отклонения, гештальт-терапия в целом вновь обрела свои теоретические, практические и клинические корни и сумела впитать в себя достижения современного психотерапевтического знания, а иногда делая свой вклад в это знание. [15, 5]

Для того чтобы выразить свою признательность Ф. Перлзу, книги которого на меня повлияли, закончить данное исследование мне бы хотелось гештальт-молитвой:

Фриц: Я - это я (I am I).

Группа: Я - это я.

Фриц: А ты - это ты (And You are You).

Группа: А ты - это ты.

Фриц: Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

Группа: Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

Фриц: А ты - не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Группа: А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Фриц: Я есть я (I is I).

Группа: Я есть я.

Фриц: А ты есть ты (And You is You).

Группа: А ты есть ты.

Фриц: Аминь (смех). [9, 87]

 


Список литературы

гештальт терапия психология

1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 433 с.

. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. 427 с.

. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. - М., 1965. - 287 с.

. Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. - М.: Класс, 2000. - 320 с.

. Коттлер Д., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: МГУ, 1976. 124 с.

. Наранхо К. Гештальт-терапия. Отношение и практика атеоретического эмпиризма. - Воронеж: МОДЭК, 1995. - 304 с.

. Немиринский О.В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту // Московский психотерапевтический журнал. 1997. №1

. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. - М.: Институт психотерапии, 2007. - 224 с.

. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. - СПб.: Петербург-XXI век, 1995. - 448 с.

. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 384 с.

. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. - М.: Смысл, 2000. - 358 с.

. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999. - 412 с.

. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. - М.: МГИ, 1998. - 64 с.

. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998, 234 с.

. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. - М.: Апрель-пресс, 2000. - 624 c.

. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: ЭКСМО, 2003 - 564 с.

. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. - М.: Эксмо, 2002. - 304 с.

. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

Введение

 

В настоящее время многие психологи и психотерапевты, даже специализирующиеся на каком-то одном направлении, для эффективной работы с клиентами стремятся расширить свой инструментарий. НЛП, эриксоновский гипноз, практики телесной и арт-терапии - все идет в ход. Но основой для успешной работы в любом из направлений является глубокое знание базовых принципов функционирования психических процессов и системный подход. И здесь есть чему поучиться у таких известных направлений как гештальт-психология и гештальт-терапия. В самом деле, зная, например, закон взаимодействия «фигуры и фона» гештальт-психологии, гораздо проще понять суть «рефрейминга» и в НЛП. А понимая принцип «холизма» - понимать механизм действия телесных практик психотерапии. Понимание и быстрое переключение между разными техниками и подходами позволяет психологу стать настоящим универсалом и мастером своего дела, способным работать в картине мира любого клиента.

Поэтому я считаю, что актуальность темы избранного исследования достаточно высока и полезна для становления будущих психологов в профессиональном плане.

Объектом данного исследования являются внутренние процессы и явления, лежащие в основе тенденции психики к организации опыта в доступное пониманию целое.

Предметом исследования являются принципы и методы такой организации этих психических процессов, которая позволяет нашему организму поддерживать гомеостаз, а нам вести здоровую и полноценную жизнь.

Гипотеза исследования состоит в том, что в основе всего богатства приемов и методов гештальт-направления лежат простые принципы, которые, при их выделении и установлении, позволят нам построить новые приемы и методики, не обязательно работая в парадигме гештальт-направления.

Цель исследования - установить полезные принципы и методы, лежащие в основе гештальт-подхода.

Задачами исследования является сбор и анализ теоретической и методологической информации по данной проблематике.

С момента появления гештальт-психологии и гештальт-терапии степень научной разработанности данной темы постоянно растет. Труды Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера по основам восприятия вошли в историю психологической науки, а работы Фрица Перлза, Изидора Фрома, Ирвина и Мариам Польстеров, Клаудио Наранхо, Джозефа Зинкера, Сержа Гингера, Жан-Мари Робина, Джона Энрайта и других замечательных авторов позволили гештальт-направлению стать одним из самых интересных и популярных направлений терапии. Также при изучении правил и методов гештальт-психологии и гештальт-терапии не стоит конечно забывать и работы Зигмунда Фрейда, Вильгельма Райха, Курта Левина, Эдмунда Гуссерля и других великих ученых, поскольку без этой теоретической базы вероятно не смогла бы развиться и школа гештальта.

 


Историко-теоретические основы гештальт-метода


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь